Автор Тема: Как научить математике ребенка ДЦП  (Прочитано 55218 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Жемчужная

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3658
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 38
  • Татьяна и Рита, Уссурийск, Приморский край
    • Instagram: #defektolog_ussur
    • ВКонтакте: https://vk.com/tkosheleva30
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #30 : 09 Августа 2015, 18:46:16 »
Подниму тему
Первое, что вам надо будет сделать (как ни странно) - это отучить ребёнка от привычки пересчитывать предметы. Надо научиться сравнивать группы предметов, не считая их. Вначале работаете с однородными предметами (одного вида, цвета и размера). Берёте десятка два одинаковых предметов (например, пуговиц). Кладёте пуговицы кучкой (на первых порах лучше класть не меньше 7 пуговиц, иначе ребёнок начнёт их пересчитывать), отдельно кладёте одну пуговицу. Спрашиваете: "Сколько здесь пуговиц? (Одна). А здесь сколько? (Не разрешайте пересчитывать, ответ должен быть - много). А где больше?" Ребёнок должен чётко усвоить, что много больше, чем одна, а одна меньше, чем много. После чего переходим к разнородным предметам,  например, одна вилка и много ложек - где больше? Ещё важный момент - ребёнок должен представлять себе, что "много" состоит из единиц. Возьмите, например, несколько игрушек, положите на блюдечко конфеты по количеству игрушек. "Сколько конфет? Много. Давай дадим всем по одной". Кладёте перед каждой игрушкой по конфете. "Сколько конфет у мишки? Одна. А у куклы? Одна. А у собачки? Одна. А на блюдечке? Ничего нет, ни одной конфеты". Затем собираете конфеты на блюдечко. Мишка принёс одну, кукла одну и т.д. Сколько получилось на блюдечке? Много. Затем учитесь сравнивать две группы предметов, вводите понятие "поровну - не поровну". Берёте, например, 6 чашек и 6 ложек. "Поровну здесь чашек и ложек? Как проверить?" Положите в каждую чашку по одной ложке. "Во всех чашках есть ложки? Да. Остались здесь ещё ложки? Нет. А остались чашки без ложек? Нет. Значит, чашек и ложек поровну, чашек столько же, сколько и ложек". Когда это усвоено, ложек кладёте на одну меньше. "Поровну чашек и ложек? Нет, не поровну. А чего больше? Чашек, вот осталась одна чашка лишняя, значит, чашек больше. А ложки не хватило вот для этой чашки, значит, ложек меньше". Следующий этап - спросите: "А как сделать поровну?" Можно добавить одну ложку, чашек и ложек будет поровну, убедитесь в этом, нет ни лишних чашек, ни лишних ложек. А можно убрать одну чашку, тогда тоже получится поровну.
ililit, вы пока проверьте, справится ли с этими заданиями ваш ребёнок. Здесь только на первый взгляд всё просто. Если с чем-то не справляется, это надо хорошо отработать на разном материале. Если ребёнок всё это умеет, то я чуть позже напишу, что делать дальше. Просто я же вашего ребёнка не видела, поэтому начинаю с самого начала. Будем выявлять этап, на котором начинаются трудности.
Инна, возможно написать что дальше?
9 лет,Последствия СКЛ, ДЦП, нарушение приема и переработки сенсорной информации, АЧ

Оффлайн Ариара

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3362
  • Страна: ir
  • Благодарностей: 42
  • Пол: Женский
  • Your life is a canvas, the colors are you...
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #31 : 09 Августа 2015, 19:35:14 »
Ведь описанные вами методики знает любой воспитатель детского сада, где и начинают формировать элементарные математические представления. Проблема наших деток в том, что они лишeны возможности посещать дошкольные учреждения. А родители не в курсе, как правильно развивать ребенка и делают, зачастую, ошибку в обучении детей "цифрам и буквам," что тоже не правильно (учить нужно звуковой стороне речи - звуки различаем, а потом только символами их обозначаем, то бишь - буквой, ведь практически каждая буква обозначает ДВА звука) Вот и выходит, что идя в школу ребенок не знаком с программой детского сада средней группы (а множества и в младшей уже начинают анализировать) Представляете какой пробел!

Вот именно!!! В таком замкнутом мирке вообще ничему не выучишься. А у нас чуть что и сразу все вешают на проблему мозга. Я вас умоляю! А как же ребенок тогда осмысленно научился общаться? И проблема зрения тут часто к делу отношения не имеет. Есть люди, кто вообще слеп от рождения, но они же всему обучаются и даже работают.
Поэтому, когда мы вычитаем из меньшего числа единиц большее (например 123-87) я научила сына вычитать так: от трех семь вычесть не можем (обычно говорят: занимаем десяток и вычитаем от 13-7) поэтому ищем разницу этих чисел 7-3=4, занимаем десяток и от него вычитаем полученную разницу 10-4=6. пишем под единицами. Далее от двух десятков один забирали и остался один. От одного восемь вычесть не можем, поэтому ищем разницу этих чисел, чтобы отнять ее от занимаемого десятка: 8-1=7, от 10-7=3, записываем под десятками. В сотнях ничего не осталось. ответ 36
Почему в сотнях-то ничего? Что вы с ними сделали? Откуда Вы столько десятков-то набрали? Рада, что Ваш ребенок это понимает, но имхо, это засирание мозга. Зарплату он тоже так считать будет? По-моему, было бы проще объяснить так.
Рассмотрим число 123 как 100+23, а 87 как 80+7
от 100 отнимем 80 и получим 20. от сотни мы избавились, но у нас осталось число 23, 20+23=43, от 80 мы тоже избавились, но осталось число 7, которое надо вычесть из имеющихся 43. и получим 36. По себе знаю, что с числами, заканчивающимися на 0 работать проще.

Оффлайн Ариара

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3362
  • Страна: ir
  • Благодарностей: 42
  • Пол: Женский
  • Your life is a canvas, the colors are you...
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #32 : 09 Августа 2015, 20:21:26 »
Очень часто проблемы с математикой возникают из-за узкого понимания слов, мелкого словарного запаса. Мы знаем что такое отнять игрушку, а что значит отнять одно число от другого? А вернут-то его когда? В дробях все построено на делении, но меня учили знак деления писать, как двоеточие, почему это мы вдруг начали записывать деление цифрами в 2 этажа через черточку? Почему 1\2 это больше, чем 1\3, ведь 3 больше 2!!!

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #33 : 10 Августа 2015, 00:53:58 »
Прокомментирую немного, как я своему объясняла вычитание многозначных чисел.
И скажу сразу, что мой младший сын сразу бы запутался, если бы ему предложили представить 123 как 100 + 23, а 87 как 80 + 7, а потом отнимать от 100 80, а от 23 7.
Как я объясняла своему? Вообще десятичная система счисления относится к позиционным, то есть в зависимости от места цифры в числе она будет обозначать либо единицы, либо десятки, либо сотни и т.д. Пример непозиционной системы - римские цифры, когда галочка всегда означает пятёрку, а палочка - единицу, на каком бы месте они ни стояли.
Вопрос в том, как эту самую позиционную систему объяснить ребёнку? Да очень просто на самом деле - наглядным способом. У наших деток же часто с абстрактным мышлением проблемы, поэтому без наглядности не получается.
Собственно говоря, немножко наглядности и в школе используют - помните, на страницах учебников спички, увязанные в пучки по 10, а десятки - в пучки по 100? Ну вот примерно так мы и шли.
Как я говорила? Вот представь себе фабрику, на которой делают конфеты. Ну кучей же конфеты продавать неудобно... Поэтому мы их будем складывать в коробки по десять штук. Ну фабрика работает, коробок тоже много, будем коробки складывать в ящики тоже по десять штук. Ящиков тоже много, ну фабрика же работает и работает, ящики по десять штук складываем в контейнеры. Контейнеры - в вагоны, вагоны - в поезда, поезда в трюмы кораблей пихаем ллл ну дальше мы уже не сочиняли, но принцип уже понятен. Так вот конфеты - это единицы, коробки - десятки, ящики - сотни, контейнеры - тысячи... И ещё нужно сразу задать условие, что коробки, ящики и т.д. могут быть только полными. Всегда.
Так вот когда нам нужно вычитать одно число из другого, именно с конца мы и начинаем. Ну, например, нужно нам от 123 отнять 87. Что такое 123? Один ящик, две коробки и три конфеты. Прекрасно, они у нас на столе лежат (можно нарисовать). Вычесть нужно 87 - восемь коробок и семь конфет. Вот с конфет и начнём. Нужно взять со стола семь конфет, а их у нас только три. Что делать? Да очень просто - открыть одну коробку, высыпать конфеты, а пустую коробку выбросить. Коробка на столе теперь одна, зато конфет - ура, товарищи! - тринадцать (на первых порах это всё можно наглядно проделывать). Забираем семь, остаётся шесть. Прекрасно. Теперь вычитаем коробки. Их одна, а взять нужно со стола восемь. Что делать? Да ящик открыть, коробки из него вывалить, пустой ящик выбросить. Коробок радостно стало одиннадцать (вот откуда мы столько десятков взяли), забираем восемь, остаётся три. И осталось на столе у нас в итоге три коробки и шесть конфет - 36.
И вот так сразу становится понятно, что такое "занимаем десяток" или там сотню, тысячу...

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #34 : 10 Августа 2015, 01:00:19 »
По поводу деления - ну изначально через чёрточку его и записывали, чёрточка - это нож символически, которым резали на части. И вот если мы возьмём кучу одинаковых тортов и нарежем один на пять одинаковых кусочков, другой - на восемь, третий - на семнадцать, то сразу наглядно видно, что чем больше кусочков в торте, тем мельче сами куски получаются. Внизу у нас в дроби - на сколько кусков мы резали наш торт, то есть фактически это размер куска, а в числителе - сколько таких кусков мы взяли.

Оффлайн Ариара

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3362
  • Страна: ir
  • Благодарностей: 42
  • Пол: Женский
  • Your life is a canvas, the colors are you...
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #35 : 10 Августа 2015, 02:18:55 »
По поводу деления - ну изначально через чёрточку его и записывали, чёрточка - это нож символически, которым резали на части. И вот если мы возьмём кучу одинаковых тортов и нарежем один на пять одинаковых кусочков, другой - на восемь, третий - на семнадцать, то сразу наглядно видно, что чем больше кусочков в торте, тем мельче сами куски получаются. Внизу у нас в дроби - на сколько кусков мы резали наш торт, то есть фактически это размер куска, а в числителе - сколько таких кусков мы взяли.
Ну понимаете, это я сейчас понимаю, что сравниваем по размеру куска торта, а не по количеству. Треть от торта больше, чем 17 его часть, если мы сравним размеры, но 17 кусков торта хоть и мелких - это много, а 3 куска это мало, хоть они и большие. И я не одна с такой кашей в голове.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #36 : 10 Августа 2015, 08:14:48 »
Вот потому я и говорю, что это всё не на абстрактных числах показывать нужно. А вот именно или рисуем, или вырезаем, или натуральное что-то режем-делим... Взяли три одинаковых прямоугольника, разрезали ножницами... к примеру, красный на три части, синий - на восемь, жёлтый - на семнадцать (прямоугольники должны быть длинными, а резать нужно поперёк). А дальше - бери кусочки, прикладывай, накладывай... убеждайся, что да - жёлтый кусочек однозначно меньше красного кусочка. И более того, если мы два или три жёлтых кусочка вместе приложим, и они будут меньше, чем один красный.
Это гораздо проще, чем вы думаете. Я своего без проблем научила первоначальным действиям с дробями в шесть лет, а дочку младшую - в четыре с половиной (им для музыки было нужно). И у них вообще никакой путаницы не возникало с тем, что восьмая меньше, короче, чем четверть... при этом точно так же им было очевидно, что восемь больше, чем четыре.
А вообще-то раньше в математике старшей-подготовительной групп детского сада был огромный раздел, посвящённый меркам и измерениям. Чего там дети только не измеряли - и крупу ложкой, и стол полоской картона... И вот само это понятие "мерка" и подводит к пониманию всех этих дробей. Именно к пониманию, осмыслению, прочувствованию, ощущению какому-то внутреннему...

Оффлайн мама димыча

Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #37 : 16 Августа 2015, 23:05:00 »
Какая актуальная для нас тема.Нам 5,8.Говорим,порядковый счет знаем примерно до 30.Соотносим числа с количеством предметов,т.е например показываю цифру 3,ложит такое же кол во счетных палочек.Сегодня в книге было такое задание.На карточках например нарисованно 2 колокольчика,сколько нужно нарисовать еще колокольчиков чтобы получилось 5.Хоть  ыыы,не понимает чего я от него хочу.Прям и наглядно объяснила ,палочки счетные еще к картинкам подключила, и все равно засада.Только смотрит и гадает.Вобшем  запуталась ,может не состав числа 5,нодо было проходить,а что то я упустила.Мне прям как горе педагогу хоть конспект занятий ищи  с пошаговой инструкцией.

Оффлайн Ариара

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3362
  • Страна: ir
  • Благодарностей: 42
  • Пол: Женский
  • Your life is a canvas, the colors are you...
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #38 : 17 Августа 2015, 00:35:01 »
Какая актуальная для нас тема.Нам 5,8.Говорим,порядковый счет знаем примерно до 30.Соотносим числа с количеством предметов,т.е например показываю цифру 3,ложит такое же кол во счетных палочек.Сегодня в книге было такое задание.На карточках например нарисованно 2 колокольчика,сколько нужно нарисовать еще колокольчиков чтобы получилось 5.Хоть  ыыы,не понимает чего я от него хочу.Прям и наглядно объяснила ,палочки счетные еще к картинкам подключила, и все равно засада.Только смотрит и гадает.Вобшем  запуталась ,может не состав числа 5,нодо было проходить,а что то я упустила.Мне прям как горе педагогу хоть конспект занятий ищи  с пошаговой инструкцией.
А простое сложение\вычитание понимает? Похоже на счетных палочках у вас типа рефлекса. Ну запомнил, что при виде 3 надо 3 палочки показать. Счет, вероятно как стих тоже заучил, но не понимает. Я заметила, многим особым деткам непонятны типовые объяснения, но вот какой ключик к ним подобрать?
« Последнее редактирование: 17 Августа 2015, 12:15:11 от Ариара »

Оффлайн мама димыча

Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #39 : 17 Августа 2015, 07:56:39 »
Сложение и вычитание мы еще не пробовали.Я почему то думала что не с этого начинают?Количество с цифрами он хорошо соотносит,не думаю что просто запомнил.Да может по другому надо,на палочки у него уже "аллергия".Попробую сначала методом приложения,положи столько мячиков сколько у меня грибочков,на один меньше или больше.Может так пойдет.

Оффлайн Ариара

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3362
  • Страна: ir
  • Благодарностей: 42
  • Пол: Женский
  • Your life is a canvas, the colors are you...
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #40 : 17 Августа 2015, 12:13:43 »
Сложение и вычитание мы еще не пробовали.Я почему то думала что не с этого начинают?Количество с цифрами он хорошо соотносит,не думаю что просто запомнил.Да может по другому надо,на палочки у него уже "аллергия".Попробую сначала методом приложения,положи столько мячиков сколько у меня грибочков,на один меньше или больше.Может так пойдет.
Сложение и вычитание не изучили, но ждете от ребенка именно вычитания. Наверно, Истринка, права, что надо состав числа изучить, но тут и надо со сложением знакомится. Ведь 5 это 1+4 и 2+3 и т.д.

Оффлайн НикаМара

Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #41 : 17 Августа 2015, 13:11:19 »
Мы уже и состав числа долбили ( как 5 разложить) и сложение и вычитание и весь  год  по палочкам ( сколько к двум палочкам добавить , чтобы три стало, сколько к четырем добавить , чтобы пять стало ) . Сегодня опять по ней проверила , нет понимания . Вот сказала ей у тебя две есть, подала их для наглядности, сколько добавить , чтобы четыре стало. Она сказала : третью и четвёртую , добавить надо одну палочку. Я вот думаю , не зря же нам УО выставили в мае этого года, наверно, все . Особенно в математике сложно, уже столько усилий , что наизусть должна запомнить, а результат минимальный. Но в 6-7 лет мы с трудом могли отсчитать 4 и более палочек, вот три подавала легко , а больше трех запутывалась.  Сейчас , конечно , прогресс с тем , что было, но меня на годы учебы не хватит. Все лето сидим складываем деньги (мелочь) и каждое занятие приходится напоминать , что цифры складываем, а не по количеству монет. У нас вот два учителя по математике с ней занимались и я , да и дефектолог немного, но без моих занятий вобще бы думаю у нее продвижек не было, берем упорством, хочется бросить все уже. Хотя знаю , что нельзя бросать , пока прогресс заметен и очевиден.

Оффлайн Ариара

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3362
  • Страна: ir
  • Благодарностей: 42
  • Пол: Женский
  • Your life is a canvas, the colors are you...
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #42 : 17 Августа 2015, 14:27:43 »
@НикаМара, а сейчас-то вам сколько лет?

Оффлайн мама димыча

Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #43 : 17 Августа 2015, 14:43:35 »
У нас на цифры хорошая память,просто у меня такое ощущение что я как то не так что ль ему объясняю,буду сегодня еще пытаться.Прям учение мучение.

Оффлайн Ариара

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3362
  • Страна: ir
  • Благодарностей: 42
  • Пол: Женский
  • Your life is a canvas, the colors are you...
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #44 : 17 Августа 2015, 15:05:15 »
Тут логика нужна и концентрация внимания, а не память. У меня вопрос К Вам и к Нике Маре тоже... А если пальцы при счете гнуть? Не понимает, что от 5 колокольчиков надо отнять 2 и узнает разницу. Забудем о них. После 2 какое число? Верно, 3 - загни одни палец, следующее число какое? Да, 4, еще один палец загни. И так до 5. Важно объяснить, что любое название числа равно 1 пальцу. Если мы говорим 3 - не надо загибать 3 пальца. Можно на своей руке и учиться. Сколько пальцев на руке? А если я твои пальцы спрячу? (Например, сжимаете у себя в кулаке 2 пальца ребенкиных). Сколько сейчас пальцев на руке видишь? А сколько я спрятала?