Автор Тема: Упражнения для тренировки поворотов туловища  (Прочитано 6810 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн DarynkaАвтор темы


4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПОВОРОТОВ ТУЛОВИЩА

Повороты со спины на бок и на живот способствуют одновременному включению в единый координированный двигательный комплекс многих групп мышц шеи, туловища и конечностей. Это стимулирует подъем головы, вращательные движения туловища, тормозит влияние шейных тонических рефлексов.
Тренировка поворотов на бок стабилизирует опорную функцию нижележащей стороны туловища, что важно как для формирования поворотов на живот, так и для развития способности самостоятельно садиться из положения на боку. Ротация туловища облегчает приведение рук к средней линии и к контралатеральной стороне. В положении на боку ребенок видит свои руки, что способствует выработке руко-ротовых реакций и зрительно-моторной координации. Кроме того, вращательные движения необходимы для поддержания равновесия; они являются важной первоначальной ступенью будущего передвижения — ползания, ходьбы. Вначале тренируют повороты со спины на бок.

44. Методист слегка сгибает голову ребенка, затем медленно поворачивает ее в сторону. Ожидают, что за головой последует вначале верхняя часть туловища, а затем таз.   Сгибание   головы,   ротация головы   и   плечевого   пояса   должны    совершаться   одновременно (рис.146).



45. Методист берет ребенка за плечо и поворачивает его в сторону,   за   плечом   следует   верхняя часть туловища, затем таз (рис.147). Можно стимулировать поворот, переместив руку ребенка в противоположную сторону таким образом, чтобы ладонь была повернута к лицу, и предложить игрушку с этой стороны.



46. Ноги ребенка сгибают в коленных суставах, поворачивают их в сторону. За этим следует ротация таза   и   верхней   части туловища (рис.148).



47. Одну ногу разгибают и отводят, другую сгибают в тазобедренном и коленном суставах и перемещают в сторону поворота. Ожидают, пока поворот будет завершен (рис.149).



48. Метод поворота по V. Vojta. Грудной ребенок спонтанно занимает асимметричное   положение — голова повернута в сторону, руки в положении АШТ-рефлекса. Методист надавливает на грудную клетку по ключично-сосковой линии в области седьмого — девятого межреберья на лицевой стороне по направлению к грудине. Это вызывает поворот головы в противоположную  сторону. За головой  следует туловище и затем таз. Когда туловище достигло   бокового положения, оно опирается на нижележащее   плечо   и   разогнутую   ногу
(рис. 150, а, б).
При нормальном развитии поворот на бок осуществляется с ротацией между верхней частью туловища и тазом. Формирование ротации способствует развитию реакций, равновесия при сидении, стоянии и передвижении. Ребенок с церебральным параличом поворачивается «блоком» или принимает позу опистотонуса на боку, поэтому задача методиста — тренировать ротацию между верхней частью туловища и тазом.
Чтобы выработать у ребенка чувство ротации, следует тренировать повороты через обе стороны. В случаях асимметрии мышечного тонуса их осуществляют преимущественно через более пораженную сторону. Повороты можно начинать с головы и плеч или с таза.





49. При   тренировке   поворотов туловища с головы и плеч оказывают давление на таз, противодействуя его повороту одновременно с поясом верхних конечностей. После поворота верхней части туловища таз отпускают (рис.151).



50. При тренировке поворотов с таза оказывают давление на плечо или фиксируют голову, препятствуя одновременному  их  повороту. Затем плечо освобождают, ребенок поворачивается на бок (рис.152).



51. Чтобы  снизить  напряжение мышц туловища при ротации, начиная с тазового конца, руку ребенка следует поднять вверх в наружной ротации (рис.153).
Для окончательного поворота на живот оказывают давление на плечо, медиальный край лопатки или гребень подвздошной кости вышележащей стороны в направлении поворота. При завершении поворота на живот ребенок высвобождает лежащую внизу руку, отводя плечо назад и вверх; одновременно он разгибает позвоночный столб и поднимает голову.



52. Ребенка кладут на небольшую наклонную плоскость или приподнимают край простынки, на которой он лежит. Ожидают, что ребенок под действием силы тяжести повернется на бок, а затем и на живот. При необходимости ему помогают (рис.154).



53. В тех случаях, когда повороту туловища  мешает выраженная ретракция рук, их можно поднять над  головой, приблизить друг к другу, стимулируя поворот (рис.155).
Повороты на бок и на живот облегчаются, если активность АШТ-рефлекса в положении на спине подавлена. Этого можно добиться, применяя следующие упражнения.



54. Голову поворачивают в сторону, одновременно сгибая «лицевые» руку и ногу. Упражнение делают в обе стороны попеременно (рис.156).



55. Сгибают руку, а голову удерживают   в   срединном   положении или слегка поворачивают в сторону согнутой руки.

56. Просят ребенка поднести ко рту игрушку, вложенную в руку.

57. При фиксации ребенка в патологической   позе   АШТ-рефлекса показано упражнение на растяжение укороченной  стороны  туловища. Голову ребенка фиксируют в срединном положении, препятствуя повороту в более пораженную сторону, и стимулируют ротацию туловища в сторону, противоположную той, где АШТ-рефлекс более выражен.
« Последнее редактирование: 30 Марта 2011, 14:43:47 от Darynka »
        

Оффлайн psk_67

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3612
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 15
  • Пол: Женский
  • г.Новосибирск
    • Мой теремок
    • Награды
А где вы это нашли? хотелось-бы почитать все :ah:

Оффлайн DarynkaАвтор темы

        

Оффлайн psk_67

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3612
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 15
  • Пол: Женский
  • г.Новосибирск
    • Мой теремок
    • Награды
Большое спасибо))) очень интересно))) ттт