Только это этап не развития речи, а развития диалога... а диалог может быть и не только речевой.
А Диалог - "
не есть" речь?
В этом случае, смех - проявление коммуникативной функции речи, показатель уровня развития психических процессов (а речь - внешнее отражение и проявление сформированности этих процессов).
У всех высших психических функций имеется один путь развития — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. Эмоциональная сфера - не исключение.
На базе врожденных реакций и инстинктивных схем у ребенка формируется и развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. В дальнейшем под влиянием усложняющихся социальных контактов формируются эмоциональные процессы.
Конечно самые ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями и особенностями:
- проявления удовольствия или неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п.,
- комплекс оживления,
- негативные эмоции страха и гнева.
Вначале эти проявления носят безусловный характер. Если взять в руки новорожденного ребенка и поднять его вверх, затем быстро опустить вниз, то можно увидеть, что ребенок весь сожмется, хотя он еще не имел в своей жизни опыта падения и - соответственно - воспоминаний о боли, которая может следовать за падением. Сжимание - инстинктивное реакция группирования, с тем чтобы получить минимум травм.
Первые проявления гнева также безусловны. Обычно они являются результатом сильного неудовольствия. Гнев - также имеет инстинктивное происхождение, по сути он является угрозой, предупреждением окружающим живым существам. Пусть малыш еще не способен никому причинить вреда, тем не менее его гневные интонации способны изменить поведение родителей, дать им сигнал, что что-то далеко не в порядке.
(Литература: Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.)
И еще.
Советские психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) считали, что мотивы и эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении всего детства, в результате овладения ребёнком опыта предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов. В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые и безобразные.
Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:
- основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;
- социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми;
- в ситуативно-личностном общении у ребёнка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения;
- в ситуативно-деловом общении у малыша проявляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида и гнев при порицании;
- складываются предпосылки высших чувств – любви и симпатии к близким.
Когда речь идет о физическом здоровье и правильном развитии — все понятно, есть нормы, таблицы, рост-вес, окружность головы, во сколько сел, сколько зубов. А вот как оценить психическое развитие малыша, который и не разговаривает еще, и не играет?
В возрасте 10-12 недель грудничок начинает фиксировать взгляд на лице взрослого, узнавать и явно радоваться: оживленно шевелить ручками-ножками, улыбаться и призывно агукать. «Смотрит, узнает, радуется» — здоровый трехмесячный ребенок! Если не радуется — срочно к врачу.
• Для нормального развития психики человеку необходимо общение, но, как и во всем, соблюдайте меру. С одной стороны, не перегружайте малыша, не утомляйте своим вниманием, но и не отстраняйтесь, не оставляйте его в тишине.
• Комплекс оживления проявляется около двух с половиной месяцев и постепенно затухает к четырем просто потому, что поведение малыша становится более осознанным и разнообразным, в нем появляются уже оттенки и настроение, эмоции.
Комплекс оживления проявляется около двух с половиной месяцев и постепенно затухает к четырем. Хотя, «затухает» — не совсем точное слово, скорее, поведение малыша становится более осознанным и разнообразным, в нем появляются оттенки и настроение, эмоции.
Если «комплекс оживления» не наблюдается, это может свидетельствовать о таких тяжелых психических расстройствах, как синдром раннего детского аутизма или просто задержка умственного и психического развития. Поэтому, пожалуйста, отметьте себе в записной книжке или в карте: «10 недель: внимательно смотрит на маму, узнает, улыбается, радостно машет руками и ногами». Все в порядке.
В возрасте 10-12 недель грудничок начинает фиксировать взгляд на лице взрослого, узнавать и явно радоваться: оживленно шевелить ручками-ножками, улыбаться и призывно агукать. «Смотрит, узнает, радуется» — здоровый трехмесячный ребенок! Если не радуется — срочно к врачу.
• Для нормального развития психики человеку необходимо общение, но, как и во всем, соблюдайте меру. С одной стороны, не перегружайте малыша, не утомляйте своим вниманием, но и не отстраняйтесь, не оставляйте его в тишине.
• Комплекс оживления проявляется около двух с половиной месяцев и постепенно затухает к четырем просто потому, что поведение малыша становится более осознанным и разнообразным, в нем появляются уже оттенки и настроение, эмоции.