Автор Тема: Заикание у детей.  (Прочитано 21171 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Заикание у детей.
« : 18 Мая 2010, 08:24:45 »
СУЩНОСТЬ ЗАИКАНИЯ

Заикание - не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.
Заикание - явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.
Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую «механическую поломку» звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.
Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза - логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.
Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса - возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал «сшибкой». Образовавшийся в результате такой «сшибки» больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие - позже. Темп и плавность речевых движений нарушается - голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) - пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.
В этой связи встает вопрос: «Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?» Причин несколько. Но главная из них - это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология - ревматизм, воспаление легких и т. д.
Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.
Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа - дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.
Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.
Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.
Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.
Могут возразить: «Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются». Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств - состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.
Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей «молодости», и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата - заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городскик. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Заикание у детей.
« Ответ #1 : 18 Мая 2010, 08:25:10 »
СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос - у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.
Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.
Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти «чужеродные» звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются «а», «э», «вот», «ну», «и».
Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.
У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность. Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.
Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.
У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних - двигательное беспокойство и расторможенность, у других - угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обыччо избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера - раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.
Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей - непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная. В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний - усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.
Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.
Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Заикание у детей.
« Ответ #2 : 18 Мая 2010, 08:25:44 »
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, - это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.
В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?
В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей - лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная - на выработку и закрепление правильных речевых навыков.
Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.
Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.
Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом режиме дня, рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.
В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных - веселые, подвижные.
Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка - сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.
Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры - обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.
Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.
Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.
Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, диафильмов, работы над поделками. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте.
Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию - таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи. Обычно преодоление заикания у дошкольников в домашних условиях занимает 3-4 месяца. Все это время надо быть рядом с ребенком и «прожить» с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания. Помните: заикание - недуг устранимый.
Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.
Подготовительный период. К этому периоду относятся лечебно-оздоровительные и охранительные мероприятия: посещение врача, логопеда, организация режима труда и отдыха. В это время нужно ограничить речевое общение заикающегося ребенка с другими детьми. Члены семьи должны тщательно следить за тем, чтобы их собственная речь была внятной, выразительной и неторопливой. Необходимо на каждый день составлять план работы с ребенком и делать пометки о ее выполнении. С ребенком проводят непринужденные беседы о том, что вместе (с мамой, папой) он будет учиться правильно и красиво говорить, рассказывать интересные сказки или рассказы. При этом проиграйте ребенку детскую пластинку или дайте прослушать магнитофонную запись сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и других. Настроить его на предстоящую речевую работу помогают игры, рисование, лепка. Занимайтесь воспитанием правильной речи во время прогулок и игр на свежем воздухе.
В подготовительный период организуются простые речевые занятия - три-четыре раза в день продолжительностью 10-15 минут каждое. Занятия лучше начинать с речевой зарядки. Ребенку предлагают считать до пяти, до десяти, а затем вслед за родителями произносить короткие фразы: «Я учусь говорить медленно». «Я учусь говорить громко».
Материалом для речевой зарядки могут служить отрывки из детских стихотворений. Цель речевой зарядки - настроить ребенка на предстоящее занятие, дать почувствовать, что он может правильно говорить. Важно при этом, чтобы в разговоре ребенок не напрягался, не приподнимал плечи, дышал бесшумно, спокойно.
После зарядки начинают речевые занятия, которые состоят из специальных упражнений, нормализующих речь. Речевые упражнения строятся в определенной последовательности - от простой формы речи к сложной.
Сопряженная речь - наиболее легкая для заикающихся детей. Ребенок с родителями одновременно называет предметы, изображенные на картинках, буквы алфавита, говорит короткие фразы (по картинкам), декламирует стихи. Методика занятий довольно проста. Рассматривая картинку, одновременно с ребенком плавно, неспеша проговаривайте: «Это Мишка. Мишка купается. У Мишки большие лапы».
Можно взять любую игрушку и рассказать, из каких частей она состоит: «Это кукла Лена. У Лены глазки, рот, нос. У Лены новое платье и белые туфли». Видя перед собой предметы, ребенок легче и увереннее выражает свою мысль.
Занятие можно закончить игрой в лото с картинками или чтением стихотворения. Как только ребенок свободно овладеет сопряженной речью, переходите к следующей форме речи.
Отраженная речь. Это более сложная форма, которая допускает рассказывание с опорой на предметы, картинки, игрушки. Родители произносят фразу, ребенок повторяет: «У меня карандаш». «Я рисую». «Жила-была коза, и было у нее семеро козлят». С детьми желательно проговаривать «Теремок», «Колобок», рассказ М. Пришвина «Храбрый ежик», стихи А. Барто «Зайка», «Мишка». Со старшими дошкольниками нужно разучивать алфавит, а также следует обучать их грамоте по «Азбуке».
В этот период вводятся упражнения на координацию слова с движением. Вместе с ребенком маршируйте по кругу: «Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять». И так три раза. Или другое упражнение. Дайте ребенку мяч и каждый бросок мяча о пол сопровождайте счетом. Занятие заканчивается речевой настольной игрой. Например, можно приготовить любое предметное лото. Покажите ребенку картинку и спокойно произнесите: «У меня белка». Затем вы только показываете картинку, а ребенок называет ее.
Таков схематичный план занятий по воспитанию отраженной формы речи, опираясь на который можно самим составлять последующие занятия.
В этот период разучите с ребенком стихотворение Н. Найденовой «Весна». В качестве речевой зарядки используйте дни недели, месяцы, времена года. Если ребенок читает, подбирайте для него народные сказки, интересные стихотворения.
После двух-трех занятий ребенок сам начинает проявлять активность и уверенно повторяет текст, охотно играет, подбрасывает мяч вверх, ударяет о пол, стенку. Движение сопровождает словами. Особенно удобны для подобных упражнений считалки, прибаутки, загадки (их можно найти в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка»).
На этом подготовительный период заканчивается. Его продолжительность может быть разной в зависимости от успешности освоения сопряженно-отраженной формы речи. Свободное владение ими дает основание для перехода к следующему периоду - тренировочному. Нередки случаи, когда уже на начальном этапе отдельные формы заикания (особенно легкие) успешно преодолеваются. В профилактических целях занятия следует продолжить. Однако распорядок дня, щадящий режим должны оставаться прежними. Спустя месяц ребенка можно водить в детский сад.
Тренировочный период - это главный период в работе по устранению заикания. Его цель - освоение наиболее сложных форм речи на основе навыков, приобретенных в подготовительном периоде. Ребенок почувствовал, что может говорить свободно, уверенно, а поэтому последующие занятия не будут ему казаться чрезмерно трудными.
Тренировочный период начинается с освоения вопросно-ответной формы речи. Занятия строятся в форме беседы, игры, трудовой деятельности. В качестве дидактического материала служат картинки, игрушки, пластилин и т. д. Главное для родителей - уметь правильно поставить вопрос. В отличие от упражнений с отраженной речью ребенок при ответе на вопрос самостоятельно произносит одно слово. В дальнейшем ответы усложняются, и ребенок говорит самостоятельно 3-4 слова.
Приведем примерное занятие, рассчитанное на один день. Опираясь на эту композицию, вы можете строить аналогичные занятия на последующие дни.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Заикание у детей.
« Ответ #3 : 18 Мая 2010, 08:26:19 »
Утром

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Встаньте напротив ребенка в двух метрах от него с мячом.
- Женя, что у меня в руках?
- Мяч.
- Лови! (Женя ловит).
- Женя, что ты сделал?
- Я поймал мяч.
- Бросай мне (Бросает).
- Что ты сделал?
- Я бросил мяч.
- Какой это мяч?
- Мяч резиновый (круглый, маленький). (На слово «резиновый» ребенок бросает мяч). Следующее упражнение - приседание на корточки и выпрямление с упором на носки.
- Что ты будешь делать?
- Я буду подниматься на носочках и садиться на корточки.
Упражнение выполняется следующим образом: На счет раз - приседание.
- Женя, что ты сделал?
- Я присел на корточки. На счет два - выпрямление.
- Женя, что ты сделал?
- Я встал на носочки.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Приготовьте набор предметных и сюжетных картинок. Поочередно показывайте их ребенку:
- Кто это?
- Это девочка.
- Что делает девочка?
- Девочка играет с куклой. Следующая картинка:
- Кто это?
- Мальчик.
- Что в руках у мальчика?
- В руках у мальчика удочка.
- Что делает мальчик?
- Мальчик ловит рыбу.
В таком ключе разберите с ребенком еще несколько картинок. Не торопите малыша, следите, чтобы он отвечал плавно, без ошибок. При затруднениях пусть повторит вслед за вами.
От предметных картинок переходите к работе с сюжетными картинками, вырезанными из детских журналов. Дети охотно занимаются по картине К. Успенской «Не взяли на рыбалку».
Вначале ребенок внимательно рассматривает картинку, а потом отвечает на вопросы:
- Женя, что изображено на картинке?
- На картинке мальчик, курочка, дядя и еще мальчик.
- Где живет мальчик? В городе или в деревне?
- Мальчик живет в деревне.
- Как ты думаешь, куда пошли отец и старший брат?
- Они пошли ловить рыбу.
- Что у них в руках?
- В руках удочки.
- Кто еще хотел ловить рыбу?
- Этот мальчик.
- Взяли или нет его?
- Не взяли, и он плачет.
- А что делает сестренка?
- Улыбается.
По мере разбора картины вопросы усложняются.
Для детей 4-5-летнего возраста подбирайте картинки с изображением животных, героев любимых сказок. Занятие закончите вырезанием буквы «а». Начертите на листе бумаги букву «а» и предложите ребенку вырезать ее. В процессе операции спросите:
- Женя, что ты делаешь?
- Я вырезаю букву «а».
Вместе громко произнесите «а-а-а-а».

Прогулка.

Во время игр, прогулок на свежем воздухе занимайтесь воспитанием плавной речи. Не назидательно, исподволь, в зависимости от ситуации, в которой оказался ребенок, совершенствуйте его вопросно-ответную форму речи.
- Женя, кто это бежит?
- Это бежит собачка.
- Как зовут собачку?
- Собачку зовут Рекс.
Ребенок в песочнице.
- Женя, что ты делаешь?
- Насыпаю песок в формочку.
- Что у тебя получилось?
- Получилась белочка.
- Скажи, Женя, что ты сейчас взял?
- Я взял ведерко.
- Куда ты насыпал песок?
- Я насыпал песок в ведерко.
Опираясь на конкретные предметы в условиях деятельности, ребенок легче формулирует своит ответы.
После прогулки продолжите занятие по знакомым картинкам. Возьмите иллюстрированный рассказ В. Сутеева «Кто сказал «мяу?». Прочитайте, просмотрите картинки и побеседуйте по ним. Вопросы стройте так, чтобы ребенок отвечал на них развернуто и получил всестороннее представление о предметах и действиях, изображенных на картинках.

Рисование.

Нарисуйте цветными карандашами ведерко, обратите внимание ребенка на то, как надо делать овал, проводить боковые линии. При выполнении рисунка ставьте вопросы:
- Женя, что ты сейчас делаешь?
- Я провожу линию («Я раскрашиваю»). Усложните вопрос:
- Чем ты раскрашиваешь?
- Красным карандашом.
- Как ты проводишь линии?
- Сверху вниз.
На этом занятии стремитесь, чтобы свои действия ребенок сопровождал речью.

Игра.

Цель игры состоит в том, чтобы закрепить навыки вопросно-ответной речи, помочь ребенку свободно вести себя в различных ситуациях. Дети любят играть в лото, домино, мозаику.
Например, лото:
- У кого гриб?
- У меня гриб.
- Что ты хочешь сделать?
- Я хочу положить гриб.
- Какой ты положил гриб?
- Я положил белый гриб.

В полдень

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Ребенок играет мячом и читает стихотворение С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч». Изготовление корзиночки из пластилина. Вначале покажите ребенку, как изготовляется поделка, а затем предложите ему сделать ее самому. По ходу работы вопросы:
- Женя, какого цвета пластилин ты взял?
- Зеленого.
- Что ты сейчас делаешь?
- Я разминаю пластилин.
- Что ты сделал?
- Стенку.
- Какая у тебя получилась стенка?
- Стенка получилась гладкая.
- А сейчас что ты прилаживаешь?
- Я прилаживаю донышко.
- Чем ты прилаживаешь?
- Я прилаживаю пластилином.
По изготовленной поделке проведите беседу. (Из чего сделана? Какая получилась корзиночка? Что положим в корзиночку? Куда ее поставим?).
Чтение русской народной сказки «Теремок».

Вечерняя прогулка

Если ребенок увлекается ездой на велосипеде, то предоставьте ему возможность покататься, не забыв при этом использовать катание для воспитания навыков вопросно-ответной формы речи:
- Женя, что ты делаешь?
- Нажимаю на педали.
- Как ты едешь?
- Я еду медленно.
Сделайте отметку на дорожке - 25 метров, предложите ему проехать это расстояние:
- Женя, сколько метров ты проехал?
- Я проехал 25 метров.
Основываясь на примерной композиции занятий в период освоения вопросно-ответной формы речи, применяйте самые различные варианты работы с ребенком в течение дня. Беседы по знакомым картинкам (картинки выбирайте цветные, яркие) чередуйте с рисованием, лепкой, изготовлением поделок. Организуйте игры, упражнения на координацию слова с движением, проводите гимнастические упражнения под музыку.
Для развития речи, воспитания ее плавности и ритма прочитайте ребенку: К. Чуковского «Айболит», «Путаница», «Федо-рино горе», «Бармалей», «Муха-цокотуха»; С. Маршака «Пожар», «Багаж», «Рассказ о неизвестном герое», «Дом, который построил Джек»; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Лиса и козел», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка».
Заучите с ребенком наизусть: А. Пушкин «Ветер по морю гуляет», «Румяной зарею»; А. Барто «Кораблик»; С. Маршак «Трубач», «Елка», «Январь», «Февраль», «Май»; С. Михалков «Дядя Степа», «Андрюшка»; А. Плещеев «Солнышко блестит».
Изготовьте вместе с ребенком из бумаги коробочку, лодочку, скворечник, корзиночку, светофор; из пластилина - корзиночку, совок, шар, гриб, помидор, огурец, яблоко; из природных материалов - бусы (из желудей), филина (из желудя), Деда Мороза (из шишки).
Нарисуйте елку, дерево, дом, снеговика, рыбу, кукол, машины, волка, зайца; вырежьте из бумаги квадрат, дом, салфетку, буквы алфавита.
В период освоения вопросно-ответной формы речи устраняйте у ребенка недостатки звукопроизношения по подражанию. Покажите ребенку (положение языка, губ) как произносится тот или иной звук, и он сам вскоре сможет произнести его правильно.
Следующий этап - это самостоятельный рассказ по знакомым картинкам, о знакомых предметах, о выполняемой работе.
Приведем примерный типовой план занятий с ребенком по освоению новой формы речи. Особенность его состоит в том, что ребенок, опираясь на предметы, строит самостоятельный рассказ, иными словами, близок к тому, чтобы вести свободную от заикания беседу. Однако, чтобы достичь этого, необходимы упорные и длительные тренировки.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Заикание у детей.
« Ответ #4 : 18 Мая 2010, 08:27:00 »
Утром

Речевая зарядка: ребенок изображает все, о чем говорится в стихотворении:
- Моем шею,
Моем уши,
Вытираемся посуше.
Зубы чистим каждый день
Делать это нам не лень.
Положите перед ребенком стопку картинок с изображением животных, дайте образец рассказа:
Слон стоит. Мальчик ловит рыбу. Девочка прыгает. Женя продолжает: «Бабочка летит. Птичка сидит на ветке. Собачка лает. Кошка спит. Мальчик играет. Бабушка вяжет. Мама читает». Усложните рассказ ребенка наводящими вопросами: «Куда летит бабочка?» - «Бабочка летит к цветку». «К какому цветку?». Тогда ответы по картинкам станут примерно такими: - Маленькая птичка сидит на зеленой ветке. Белая собачка громко лает. Полосатая кошка Машка спит на диване. Кудрявый мальчик играет на дудочке. Бабушка вяжет Жене теплые носки. Мама читает интересную книгу.
Разложите картинки в такой последовательности, чтобы получились короткие рассказы:
- Бабочка летит к желтому цветку. Маленькая птичка сидит на зеленой ветке. Белая собачка на нее громко лает. Кудрявый мальчик играет на дудочке.
- Бабушка пяжет теплые носки. Рядом спит полосатая кошка Машка. Мама сидит за столом и читает интересную книгу.
Постройка дома из кубиков. По ходу «строительства» задавайте ребенку вопросы, связанные с завершением той или иной операции.
- Женя, что ты сейчас сделал?
- Я поставил красный кубик.
- Где ты его взял?
- Я его снял с полки.
Вопросы старайтесь строить в той последовательности, в которой осуществляется сооружение домика.
- Женя, что ты еще успел сделать?
- Я сделал крышу и трубу.
- Какого цвета домик?
- Домик разноцветный.

Прогулка.

Сквер (лес). Разговор ведите по поводу уже совершенных ребенком действий.
- Женя, что ты сорвал?
- Я сорвал цветок.
- Как называется цветок?
- Одуванчик.
- Что ты с ним сделал?
- Положил в ведерко.
- Женя, что ты сейчас сделал?
- Я спрятался.
- Где ты стоишь?
- Я стою за кустом.
- Где твоя лопатка?
- Лежит тут.
После прогулки продолжите занятия по сюжетной картинке, например «Три медведя». Наводящими вопросами создайте ребенку возможность в логической последовательности изложить события, изображенные на картинке. Прочитайте сказку «Три медведя», разыграйте ее по ролям.

Изготовление конверта из листа бумаги.

Возьмите обычный почтовый конверт, расклейте, положите его на плотный лист бумаги, обведите карандашом. Предложите ребенку по контурным линиям сделать разрезы. Задавайте вопросы по поводу произведенных действий. В этих случаях речь «шлифуется» не только в условиях непосредственного созерцания, но и частично по представлению, по следам сделанного, без опоры на наглядность в момент ответа. Речь при этом носит более сложный характер.
- Женя, что ты сейчас сделал?
- Я вырезал уголок.
- С чего ты начал?
- Сначала взял ножницы, потом надрезал лист до отметки. А дальше разрезал по линиям.
- А сейчас что ты сделал?
- Я только что согнул два уголка, как ты показала.
- Для чего это нужно?
- Чтобы склеить уголки.
- Скажи, что ты сделал?
- Намазал уголки клеем.
- А дальше?
- Сейчас.
Женя сгибает уголки и осторожно разглаживает пальцем.
- Вот, смотри,- я склеил.
В процессе изготовлеиия поделки речь становится более свободной и разнообразной. При этом развивается логическое мышление и память.
Разучивание стихотворения З. Александровой «В школу».

В полдень

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.
Разложите в логической последовательности 3-4 картинки с изображением знакомых ребенку предметов и действии. Вначале используйте вопросно-ответную форму речи (Кто изображен на картинке? - Мальчик. Что у него в руках? - Удочка). Затем предложите ребенку самостоятельно построить рассказ.
- Мальчик с удочкой идет на реку удить рыбу. На берегу он размотал леску. На крючок насадил червячка. Закинул леску в воду и присел на корточки. Ждет, когда начнется клев. Ждать пришлось недолго. Поплавок ушел в воду. Мальчик быстро встал и вскинул удочку. В воздухе заметалась серебряная рыбка. Поймал.
Изготовление гриба из пластилина. Во время работы над поделкой ведите разговор по поводу предстоящих действий. Вопросы ставьте так, чтобы ответы на них давались в форме будущего времени. В этом случае ребенок будет учиться плавно говорить без конкретной опоры на восприятие, по следам представлений, а значит, более абстрактно, более естественно, повествовательно. Здесь ребенок уже сам формулирует вопросы, дает критическую оценку сделанному, рассказывает о том, как он изготавливал гриб.
С детьми следует больше заниматься изготовлением поделок, предварительно обсуждая предстоящие операции. Этот этап служит своебразной базой для перехода на закрепление навыков спонтанной (самостоятельной) речи.
На первых порах изготовляют такие поделки, которые требуют всего несколько операций. Главное внимание обратите на то, чтобы ребенок сопровождал речью все процессы, которые он осуществляет.
Изготовьте сами из пластилина гриб - образец поделки, ориентируясь на который малыш сам попытается вылепить такой же.
- Женя, что ты сначала будешь делать?
- Сначала я возьму пластилин и раскатаю его.
- Покажи, как это нужно делать?
Женя раскатывает колбаску между ладошками.
- Хорошо! Правильно. А что дальше?
- Из этой колбаски я буду делать ножку гриба.
- Как?
- А вот так. Внизу - потолще, вверху - потоньше. Получилась груша.
- Как ты будешь делать шляпку?
- Сначала скатаю шарик. Катает шарик между ладошками.
- А что получится из шарика?
- Шарик я разомну и получится лепешка.
- Что сделаешь в середине?
- Выдавлю ямку и загну края. Потом возьму ножку и присоединю ее к шляпке.
- Не торопись, Женя. Ребенок разглаживает шляпку.
- Грибок готов.
- Как называется грибок?
- Это подосиновик. Он растет под осиной.
- Куда мы его поставим?
- Поставим на полку, рядом с корзиночкой.
Когда ребенок без затруднений планирует свои действия, все предстоящие операции по изготовлению поделки, то он без запинок может вести разговор независимо от сложности вопросов и испояьзовать в речи распространенные предложения.
Игра в зоологическое домино. По ходу игры задавайте ребенку вопросы:
- Какую фишку ты собираешься поставить?
- Бабочку-лимонку.
- Какого она цвета? На что похожа?
- Эта бабочка желто-зеленого цвета. Похожа на лимон.
- Что ты сейчас поставил?
- Я поставил слона. Слон огромный. Я видел его в зоопарке. Он пил воду и выпускал ее из хобота. Получался фонтанчик.
Вопросы на занятии можно задавать самые разнообразные, чтобы они вызывали у ребенка желание высказаться эмоционально. Предлагайте ему вспоминать и называть других животных, описывать их по памяти. Поощряйте ребенка за хорошие ответы.

Вечером

Разучите с ребенком по ролям (с опорой на картинки) стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр».
Для выработки прочных навыков плавной речи старайтесь разнообразить работу по составлению рассказов, изготовлению поделок, разучивайте короткие ритмичные стихотворения, организуйте речевые игры - драматизации по русским народным сказкам и стихотворениям К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. Если на занятии по освоению более сложных форм речи ребенок начнет делать запинки, не справляться с заданием, то перейдите на тот уровень речи, на выполнение тех поделок и игр, во время которых он не испытывал трудностей.
Помните, соблюдение принципа постепенности и последовательности - важнейшее условие преодоления заикания. Рассказывать распространенными предложениями разрешайте ребенку в том случае, если он плавно описывает картинки и поделки короткими фразами.Стройте занятия живо, интересно, занимательно, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от них, находился в состоянии постоянного ожидания.
Вовсе не обязательно тренировать речь ребенка только описанием картинок, при изготовлении поделок. Готовитесь ли вы к прогулке, обеду, сну, всегда стремитесь подчинить все эти моменты развитию правильной речи - от ответов на вопросы до самостоятельного описания эпизодов прошедшего дня.
Следующий этап преодоления заикания - это пересказ прослушанного рассказа, рассказы о том, как осуществлялись поделки, проводились игры.
На данном этапе важно подобрать интересные рассказы для пересказа. Вы их без труда найдете в детских журналах и книжках. Великолепным материалом служат различные сказки, детские рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, А. Чехова, М. Горького, К. Паустовского, М. Пришвина.
Для начала возьмите короткий, динамичный рассказ или сказку. Прочитайте два раза, побеседуйте с ребенком - уяснил ли он содержание прочитанного, запомнил ли название, имена главных героев. По мере осэоения пересказа переходите к более сложным рассказам.
Что касается рассказов об изготовленных поделках, то в данном случае ребенок учится владеть более сложной (контекстной) формой речи. Он по памяти, без зрительной опоры на конкретные действия, описывает все процессы, которые он выполнял при изготовлении поделки (корзиночки, грибка и т. д.). Если ребенок свободно, без затруднений пересказывает рассказы, объясняет принципы создания поделок, делится своими удачами и неудачами, значит под влиянием обучения произошла перестройка речевой деятельности. Заикание как дефект исчезло. Приведем пример занятия.

Утром

Речевые упражнения на координацию слова с движением.
Изготовьте два флажка, выучите текст:
Правой вверх,
Левой вверх,
В стороны,
Накрест,
В стороны,
Вниз.
Проделайте это упражнение сначала сами, а потом с ребенком.
Имея в руках по флажку, ребенок выполняет движения одновременно с чтением текста.
Другое упражнение. Движения выполняются в соответствии со словами:
Ванька, встань-ка,
Ванька, встань-ка,
Приседай-ка, приседай-ка,
Будь послушен, ишь какой,
Нам не справиться с тобой.
Пересказ прочитанной сказки «Курочка ряба».
Прочитайте сказку два раза. Проработайте ее по вопросам. «У кого была курочка ряба? Что снесла курочка? Какое яичко снесла курочка ряба?» и т. д.
Обычно дети быстро запоминают сказку и читают ее наизусть. В дальнейшем учите ребенка пересказывать сложные рассказы своими словами.
Ручной труд. Лепка посуды из пластилина.
- Женя, что ты будешь лепить?
- Я буду лепить чашку и тарелочки.
Женя выполняет поделки молча. Как только будет готова чашечка, попросите ребенка рассказать о том, как он смастерил ее.
Аналогичным должен быть рассказ и о тарелочках. По ходу задавайте наводящие вопросы, чтобы рассказ получился полным, насыщенным.
Заучивание стихотворения А. Барто «Веревочка».
Прогулка. Заикание преодолевается не только последовательностью речевых упражнений, но и последовательностью ситуаций (знакомая, малознакомая, незнакомая обстановка). Для того, чтобы ребенок чувствовал себя так же свободно, как и дома, во время прогулок создавайте ему малознакомые и незнакомые ситуации.
Например, предусмотрите покупку конфет в магазине у знакомого продавца. Пусть ребенок сам скажет:
- Тетя Зина, дайте мне пакетик «Белочки».
- Женя, ты любишь «Белочку»?
- Да, я люблю эти конфеты. Они вкусные.
- Пожалуйста, возьми.
- Спасибо, тетя Зина.
При затруднении придите ребенку на помощь - задайте наводящий вопрос. Если ребенок уже свободно общается со знакомым продавцом, предусмотрите покупки у незнакомого продавца. Покупайте те предметы, которые необходимы ребенку и которые нравятся ему.
После прогулки. Изготовление поделки - бумажного стаканчика пля карандашей.
На этом занятии предоставьте ребенку возможность говорить без ограничений. Следите только за последовательностью изготовления операций и при необходимости регулируйте темп работы и речи.
Занятие разделите на две части: вводную и основную.
Вводная часть - подготовительная.
- Женя, что ты собираешься делать?
- Я собираюсь делать бумажный стаканчик.
- Что ты приготовил для этого?
- Я приготовил ножницы, клей, кисточку, цветную бумагу, карандаш, линейку.
- С чего ты начнешь?
- Сначала я размечу карандашом на бумаге стенки для стаканчика, потом дно. Возьму ножницы, по линиям вырежу полоску бумаги для стенок и кружок для дна. Намажу боковые края полосок клеем, согну их и склею, потом приклею дно. Стаканчик готов.
Ребенок раскладывает инструменты и заготовки в той последовательности, о которой речь шла выше.
Основная часть - разметка бумаги и изготовление поделки.
Ведите с ребенком самый непринужденный разговор. Ставьте его в такое положение, чтобы у него возникла потребность содержательно высказаться по ходу деятельности, правильно сформулировать вопросы.
После изготовления поделки побеседуйте с ребенком о ней. Какая она получилась? Для чего предназначена? Как будет выглядеть стаканчик, если в него поставить карандаши.
Чтение рассказа Джанни Родари «Лошадь, дерево и мальчик».
Обсудите с ребенком прочитанное.

В полдень

Пересказ рассказа Джанни Родари «Лошадь, дерево и мальчик».
После пересказа нарисуйте в альбоме лошадь, дерево, мальчика.
Игра в мозаику.
Предложите ребенку «выложить» утенка, сопровождая каждое действие рассказом. Побеседуйте о выполненном задании. Подберите стихотворение об утенке.

Вечером

Разучивание стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет».
Составление расоказа о прошедшем дне. Это интересная форма работы, но требует живого участия родителей. Ребенок охотно станет рассказывать в том случае, если день у него прошел занимательно и был насыщен впечатляющими событиями.

* * * * *
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Заикание у детей.
« Ответ #5 : 18 Мая 2010, 08:28:00 »
На этом тренировочный период заканчивается. Его результатом должна быть совершенно свободная от заикания речь. В своем дневнике отметьте этот момент. Поставьте в известность логопеда и врача о достигнутых успехах. Посоветуйтесь с ними о дальнейших мероприятиях по укреплению здоровья ребенка, совершенствованию речевой деятельности.
Закрепительный период - это период самостоятельной речи. Цель его состоит в том, чтобы закрепить навыки плавной речи, выработанные на ежедневных занятиях, перенести эти навыки в более сложные условия, на более высокий уровень речевого общения. Используйте для этого разучивание стихотворений, пословиц, загадок, считалок. Стихотворения придают речи правильный ритмический рисунок, делают ее уверенной и выразительной. Устраивайте прослушивание пластинок с записью стихов, обращайте внимание ребенка на радиопередачи с участием мастеров художественного чтения. Речь выдающихся актеров служит блестящим образцом для подражания. Если у вас есть магнитофон, то непременно используйте его для речевой работы, записывайте выступления чтецов, речь ребенка, Магнитофон будет служить своеобразным контролером в речевом процессе.
Эффективными формами закрепления речевых навыков являются ручной труд, рисование, лепка, конструирование, рассказ об увиденном в течение дня. Используйте все это.
Создавайте ребенку различные речевые ситуации, стремитесь к тому, чтобы он выступал с чтением стихотворений, рассказов перед своими сверстниками. Устраивайте периодически «чай», приглашайте на него гостей. Старайтесь предусмотреть для приглашенных интересное занятие, следите, чтобы каждый ребенок был активным участником торжества.
Надо хорошо продумать весь ход праздника: подготовьте интересные рассказы и сказки, устройте «страничку» загадок, вопросов и ответов, «страничку» игр. Праздники объединяют детей, воспитывают у них положительные черты характера, умение хорошо держаться и говорить. Ваш ребенок почувствует уверенность в себе, испытает радость речевого общения со сверстниками. Непринужденно и содержательно проходят праздники в том случае, если ребятам предлагают выполнить коллективную работу, например, выложить из мозаики автомобиль, самолет и т. д. Речь при этом звучит эмоционально, естественно, приподнято.
Очень полезны игры-драматизации, игры-инсценировки, поставленные по (мотивам русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.
Систематически предлагайте ребенку рассказывать об увиденном на улице, в парке, о просмотренных кинофильмах и телепередачах.
Старайтесь, чтобы ребенок разговаривал со сверстниками в магазине, театре, на детских праздниках, был активным участником мероприятий, организуемых для детей в парках, живых уголках и т. д.
Если ребенку около 7 лет, готовьте его к школе, больше рассказывайте о школе, познакомьте с учебниками для первого класса, просмотрите их. Обучайте его грамоте, но помните, что освоение букваря - дело трудоемкое, не перегружайте ребенка длительными занятиями, ибо возможны рецидивы заикания. Буквы осваивайте постепенно, сразу же учите читать звуковым аналитическим методом. Недостатки звукопроизношения поправляйте по мере освоения букв. Учите ребенка писать печатные буквы, составлять из них слоги, простейшие слова.
Обучение грамоте значительно облегчит пребывание ребенка в школе, особенно на первых порах. Напомним, что поступление в школу - это новый этап в жизни детей, вызывающий перестройку всей повседневной деятельности. Он сопряжен с большой умственной и физической нагрузкой. Вот почему нередко у ребенка, избавившегося от заикания, в этот период недуг проявляется снова и с еще большей силой.
Следует позаботиться о том, чтобы адаптационный период в школе прошел как можно мягче, спокойнее. Заранее познакомьте ребенка с учителем, расскажите ему о речевой патологии ребенка, имевшей место в прошлом. Выработайте совместные пути щадящего режима в период прохождения букваря: общение с помощью облегченных форм речи, опора на наглядность, создание спокойной обстановки в классе, вовлечение в общественную деятельность. Внимательно следите за учебой, за изменениями в психологии и поведении ребенка, вызванными учебным процессом. Малейшие признаки заикания служат основанием для обращения за помощью к специалистам. Родители, разумеется, должны постоянно направлять усилия на укрепление здоровья ребенка, его нервной системы.
Свободное владение речью в общении со взрослыми и сверстниками свидетельствует о полном преодолении заикания, а, следовательно, отпадает всякая необходимость в организации логопедических занятий и в медицинском вмешательстве.
Если же у ребенка снова обнаружится заикание, то весь комплекс медико-педагопических мероприятий повторяется.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

Известная аксиома: легче предупредить заболевание, чем его лечить, в полной мере относится и к заиканию. Об элементарных профилактических приемах речевого дефекта родители должны помнить всегда.
Существует две группы методов профилактики, одна из которых направлена на укрепление здоровья детского организма, его нервной системы, другая - на полноценное речевое развитие.
Важным профилактическим звеном речевого и психического развития является правильная организация вскармливания ребенка и уход за ним. Твердый режим, полноценное питание обеспечивают растущий организм нужным строительным материалом, а гигиенический уход способствует сохранению и укреплению здоровья.
Четкое чередование сна и бодрствования благоприятствует нормальному протеканию основных нервных процессов. Особенно большую роль играет сон, который восстанавливает биохимические процессы в нервной системе, предохраняет ее от перегрузок.
Профилактика инфекционных детских болезней, неврозов - это и профилактика заикания. Одним из основных направлений в предупреждении заикания является предотвращение психических травм. Доказано, что главной причиной возникновения заикания является психическое травмирование. В этой связи необходимо всячески оберегать детей от ситуаций, вызывающих испуг, от чтения перед сном страшных сказок, просмотров «взрослых» кинофильмов, телевизионных передач, от сильных эмоциональных переживаний.
Ничто так губительно не воздействует на нервную систему, как угрозы, жестокие наказания, постоянные одергивания, резкие окрики, семейные конфликты. Особенно страшны пьяные дебоши. При переживаниях, эмоциональных волнениях «не отыгрывайтесь» на ребенке, сдерживайте себя, будьте всегда тактичными по отношению к нему. Создание в семье, детском саду положительного психического климата - одно из условий полноценного психического развития детей, снижения нервной возбудимости.
У детей необыкновенно развита тяга к подражанию. Отсюда понятно, какую роль играют взрослые в создании хороших речевых примеров для подражания.
Что касается правильного речевого воспитания, то оно должно проводиться, в основном, по трем направлениям. Первое включает в себя работу по расширению у детей понятий и представлений об окружающих предметах и явлениях (прогулки, игры, чтение сказок, рассказов). Второе направление - работа по предупреждению и устранению речевых запинок. Детей с самого раннего возраста учат неторопливо, последовательно и логично излагать мысли, желания, просьбы. Третье направление связано с работой по правильному формированию звукопроизношения и грамматического строя речи.
Старайтесь больше разговаривать с ребенком, независимо от того, кормите ли вы его, одеваете, укладываете спать или играете с ним. Повторяйте с малышом звуки, которые у него появились самостоятельно. Называйте предметы, действия во время игры, вводите его в мир звучащих игрушек, читайте сказки, стихотворения, короткие рассказы. Наблюдения показывают, что, если родители и воспитатели уделяют достаточное время общению с ребенком, речь его развивается нормально. И, наоборот, отсутствие внимания к ребенку сдерживает своевременное развитие речи. Ребенку нужен правильный пример для подражания, который должен быть безукоризненным как в точности произношения звуков, слов, так и в точности употребления слов.
Если у ребенка обнаруживаются тяжелые формы расстройства звукопроизношения (отсутствие звуков, их искажение), незамедлительно примите меры к ликвидации дефекта, ибо имеется связь между недостатками произношения и заиканием.
Однако, заботясь о нормальном речевом развитии ребенка, необходимо соблюдать меры предосторожности в дозировке и сложности нового материала. Некоторые родители, беседуя с ребенком, задают малопонятные вопросы, предлагают трудные для воспроизведения стихотворения, заставляют повторять сложные слова и сложные конструкции предложений. Нужно воспитывать речь ребенка на материале, близком ему, доступном речевым возможностям. Не следует искусственно форсировать речевое развитие.
Очень важно после исправления заикания создать охранительный режим для ребенка, чтобы избежать рецидивов. Здесь вам помогут квалифицированные советы врача и логопеда. К одному из наиболее эффективных профилактических средств следует отнести осведомленность в вопросах правильного речевого воспитания я патологии речи. В каждой семье должны знать, как необходимо руководить речевым воспитанием и какие меры надо предпринимать, чтобы избежать речевых дефектов. Повысить уровень знаний вы можете самыми различными путями: чтением статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Семья и школа», «Здоровье», популярных книг, брошюр, просмотром телевизионных передач, посещением лекций и бесед врачей, логопедов в школах здоровья, школах материнства и т. д.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Почему заикание чаще всего возникает после перенесенных заболеваний?
Как известно, всякое заболевание приводит к ослаблению защитных сил организма и, в частности, нервной системы. Достаточно в этот момент подействовать травмирующему фактору, и может возникнуть заикание.
Почему заикание развивается после двух лет, а не раньше?
Речевая система практически начинает формироваться с двух лет, поэтому в самом раннем возрасте из-за недостаточной осознанности дети не испытывают патологического влияния психического травмирования.
Обязательно ли испуг должен привести к заиканию?
Нет, не обязательно. Это зависит от эмоционального и нервного состояния ребенка, от степени его переживаний.
Почему при шепотном произношении заикание ослабевает? Можно ли шепот использовать как метод преодоления заикания?
При разговоре шепотом возникают облегченные условия для голосообразования: голосовые связки работают с наименьшим напряжением, голос выключен. Кроме того, заикающиеся не чувствуют той ответственности, которую они испытывают при нормальной речи. Разговор шепотом используется как один из приемов устранения заикания на начальных этапах.
Влияет ли заикание на память?
Заикание в ряде случаев, особенно у школьников, заметно снижает запоминание. Объясняется это сильным эмоциональным волнением.
Имеются ли лекарства, эффективно влияющие на заикание?
Медикаментов, прямо действующих на заикание, нет. Есть лекарства, которые нормализуют состояние нервной системы, т. е. физиологическую основу речи.
Обязательно ли участие родителей в преодолении заикания у дошкольников? Имеет ли стационарное или амбулаторное лечение преимущество перед домашним?
Без участия, заинтересованного и кропотливого, родителей, всей семьи, практически невозможно устранить заикание у дошкольников. Никто так, как семья, не может создать режим дня, уделить столько внимания ребенку, сколько этого требует необходимость. К тому же, как вы заметили из лекции, устранение заикания предполагает многостороннюю работу, которую в полной мере ни стационар, ни амбулатория обеспечить не в состоянии. Пребывание детей в стационаре совершенно недостаточно для нормализации речи, поэтому закрепление навыков всегда переносится в домашние условия под руководство родителей.
Надо ли изолировать ребенка от детей (детского сада) в период исправления заикания?
Да, надо. Вызвано это тем, что изоляция упорядочивает поведение ребенка, его эмоциональную и двигательную сферу. Наконец, этого требует методика преодоления заикания. Срок речевого общения со сверстниками ограничивается этапом самостоятельного рассказывания.
Можно ли приводить ребенка в детский сад сразу после исправления заикания?
Рекомендуется посещать детский сад спустя два - три месяца после устранения заикания. Необходимо время для того, чтобы «новая» речь закрепилась. Пребывание ребенка в группе на первых порах создает большую нагрузку на речевую систему, что может повлечь за собой рецидив заикания.
Каковы сроки преодоления заикания у дошкольников?
Сроки разные. Они зависят от тяжести заикания, интенсивности лечения, индивидуальных особенностей ребенка. В среднем этот срок не менее 3-5 месяцев.
Наиболее частой причиной заикания является испуг. Назовите методы преодоления страхов у детей.
Основным методом преодоления страхов у детей следует считать тренировочную терапию. Если ребенок боится воды, то постепенно приучайте его к воде. Вначале налейте воды в таз, где ребенок может поплескаться. Затем этой же водой ополосните его, дальше - подведите его к реке, вместе походите по берегу, смочите ноги. Так постепенно ребенок приучится не бояться воды. В таком же плане преодолевают страх ребенка по отношению к животным, предметам, явлениям (например, темноте) природы.
Расскажите об организации логопедической помощи заикающимся дошкольникам.
В системе здравоохранения работают логопедические кабинеты при детских поликлиниках, логопедические отделения в психо-неврологических диспансерах, детские (речевые) ясли (группы), сезонные и постоянно действующие санатории. В системе народного образования логопедическая помощь оказывается в специальных (речевых) детских садах и спецгруппах при массовых детских садах. Конкретные адреса логопедических учреждений имеются в отделах здравоохранения и народного образования.
Есть ли в нашей стране научные учреждения, работающие над проблемами заикания у детей?
Таких учреждений несколько: Институт дефектологии АПН СССР (Москва), Научно-исследовательский институт по болезням уха, горла, носа и речи Министерства здравоохранения РСФСР (Ленинград), Московский научно-исследовательский институт уха, горла, носа Министерства здравоохранения РСФСР, Московский научно-исследовательский институт судебной психиатрии имени Сербского.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Тамара Николаевна

  • Гость
Re: Заикание у детей.
« Ответ #6 : 18 Мая 2010, 16:53:31 »
Советы Эриксона по исправлению заикания.

-Возьми два листа бумаги и напиши на них числа от единицы до десяти и алфавит.
- Придумай сочинение на две страницы на любую тему по своему выбору.
- Возьми любую книгу и читай её вслух от конца к началу, от последнего до первого слова.
Ты научишься произносить слова, не связывая их в мысли. Тебе нужна практика для выработки произношения слов.
Читай книгу в обратном направлении, слово за словом, от последнего к первому. Учись произносить слова.

-Достань хорошую книгу, хороший роман.
- Прочитай последнюю главу.
- Подумай, поразмышляй, о чём может говориться в предыдущей главе.
- Прочитай предпоследнюю главу и увидишь, что во многом ошибся.
-Прочитай эту главу еще раз и снова погадай о содержании предшествующей главы.
- К тому времени, как ты доберешься до первой главы, гадая, предполагая, воображая и размышляя, ты научишься свободно думать во всех направлениях.
    
   

Оффлайн p.shu

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 232
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • полина, минусинск
    • Награды
Re: Заикание у детей.
« Ответ #7 : 31 Июля 2010, 16:28:25 »
эдравствуйте, Аллочка! я хочу проконсультироваться у Вас по поводу моего племянника. мальчику 3,5года, здоровенький, умненький, не по годам развитый. речь начала развиваться во время. семья полноценная, благополучная. на данный момент говорит полными предложениями, рассуждает, может даже построить причинно-следственные высказывания(вот это так, потому что так). бабушка - педагог, с ним постоянно занимается, играет в речевые игры. и вот у него началось заикание. сам ребенок на вопрос "почему" отвечает "просто я не придумал что дальше говорить", хотя запинки у него проявляются в самом слове, обычно это повторение первого слога, звука. никакой психотравмирующей ситуации по нашему мнению не было. Аллочка, скажите пожалуйста, это начинается самое настоящее заикание, и необходимо обращаться к специалистам, или может быть просто действительно причина в том, что "не придумал дальше"? да, еще он частенько болеет простудными заболеваниями. помогите разобраться! ---

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Заикание у детей.
« Ответ #8 : 31 Июля 2010, 21:58:41 »
Здравствуйте!!!Почитайте,пожалуйста,2 первых ответа в этой теме."Сущность и Симптоматика заикания",если вы сами обнаружите сходность признаков,то вам нужна консультация специалиста.Простите,я не могу дать вам совет,т.к. не вижу и не слышу ребенка.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн p.shu

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 232
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • полина, минусинск
    • Награды
Re: Заикание у детей.
« Ответ #9 : 06 Августа 2010, 16:45:39 »
спасибо, Аллочка, за внимание ---

Оффлайн lissuper

Re: Заикание у детей.
« Ответ #10 : 03 Июня 2013, 16:21:01 »
Комментарий модератора Сообщение удалено как носящее рекламный характер.
« Последнее редактирование: 10 Июня 2013, 18:23:41 от Мария87 »