Автор Тема: Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)  (Прочитано 22391 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн VivatАвтор темы

7.4."Давай поменяемся " (для детей 5-7 лет).
Правила игры:
Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ход игры:
Р1: Я - часы. Я умею показывать время.
Р2: Я - книга. Я делаю человека умнее.
Р3: Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям.
Р4: Я - машина. Я перевожу людей.
В: Давайте поменяемся функциями.
Часы (ребенок 1) объясняют, как они делают человека умнее или каким образом машина может показывать время.
Математика.
Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.
Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.
Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.
Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.
В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.
Живая и неживая системы.
Р1: Я -слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я - страус. Я могу прятать голову в песок.
Р3: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился прятать голову в песок, а страус сворачиваться клубком.
Неживая природа.
Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.
Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.
Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает.

7.5."Найди друзей" (с 5 - летнего возраста).
Правила игры:
Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию.
Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта.
Ход игры:
В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.
Д: Перевозят груз лошадь, самолеты, санки, слон …
В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?
Д: Умеет летать самолет, пчела, утка.
В: А самолет сам летает?
Д: Нет. Его человек ведет.
В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!
Д: Волшебная палочка, сапоги - скороходы.
В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.
Математика.
В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)
Изодеятельность.
В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы (изобразительные средства) оставляют следы на бумаге.
Д: Кисть, если ее в краске смочить, пальцем можно рисовать, если в чернила или в краску опустить. Можно ручкой или фломастером рисовать. А также восковыми мелками.
Неживая природа.
В: У меня в руке гвоздь. Каких человечков в нем больше всего? В каких еще предметах больше твердых человечков.
Д: Ножницы, топор, плита …
В: Я возьму стакан с водой. В каких предметах есть и твердые, и жидкие человечки одновременно.
Д: Самовар, утюг, стиральная машина, чайник, крем в тюбике.

Оффлайн VivatАвтор темы

8. Игры на классификацию объекта
8.1."Все в мире перепуталось" (с 3 - х летнего возраста).
Примечание: Для игры используется "модель мира", которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. Обозначения на модели мира определяются вместе с детьми цветом или в виде руки и дерева. С постепенным освоением и с возрастом, количество частей модели мира увеличивается (см. на рис.). В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Это зависит от степени освоения правилами игры и подготовленности детей. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть модели мира, а затем воспитатель обобщает.
Использовать игру можно практически во всех видах детской деятельности.
Обозначения в секторах модели мира тоже меняются-усложняются с возрастом. Если в младших группах приняты такие обозначения как рисунки, более детально отображающие какой-то объект, то в старших группах обозначать можно буквой, схемой, цветом.

С 3 - 4 лет.
Правила игры:
Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.
Ход игры:
В: Что изображено у тебя на картинке?
Д: Яблоко.
В: К какому миру относится яблоко?
Д: К природному, потому что оно само растет.
В: Почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели?
Д: Потому что она неживая. Ее сделали на заводе люди.

С 4 - 5 лет.
Правила игры:
Ведущий игры - воспитатель (в конце года - ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки… см. на рис.)
Примечание: Расширение этой части модели мира проходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).
Ход игры:
В: На картинке - шуба. К какому миру принадлежит?
Д: К рукотворному.
В: Почему вы так думаете?
Д: Шубу сшили люди на фабрике.
В: Шубу поместим в сектор с посудой?
Д: Нет! Из нее не едят. Она нужна людям зимой, чтобы нам тепло было. Мы поместим ее в сектор где платье нарисовано.
В: Итак, шуба относится к одежде. К верхней одежде.
В: На картинке - утка. К какому миру она относится.
Д: К природному.
В: Где живет утка? Где обитает?
Д: Птенцов выводит на земле, еду находит в воде, а еще летает!
В: Значит картинку можно поместить и в сектор "вода", и в сектор "земля", и в сектор "воздух". Но где больше всего обитает утка. Вспомните сказки и рассказы об утке.
Д: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.

Оффлайн VivatАвтор темы

9. Универсальные системные игры.
Основания игр - логика системного мышления (Г.С. Альтшуллер).
В основе системного подхода по объекту рукотворного мира лежат следующие мыслительные шаги:

Выбирается объект и определяется его функция (О - Ф).
Рассматриваются основные составляющие этого объекта (подсистема), способствующие выполнению функции.
Находится группа или класс рассматриваемого объекта, а так же место его функционирования (надсистема).
Объект и его функция рассматривается в прошлом (прошлое О). Первый вариант: старинный объект. Второй вариант: объект человечеством не был создан, но надо выяснить как выполнялась функция.
Объект и его функция рассматривается в будущем (будущее О). Первый вариант: улучшение какого-либо свойства рассматриваемого объекта. Второй вариант: объект не создается, но функция выполняется много лучше другим объектом.
В качестве средства системного мышления выступает девятиэкранная модель ("чудесный экран" или "девятиэкранка").
место функционирования объекта и его класс
прошлое объекта или его функции объект и его функция будущее объекта или его функции
части объекта (составляющие элементы)

Например:

"Если мы рассмотрим САМОЛЕТ, этот самолет для быстрой перевозки пассажиров по воздуху (функция), состоит он из мотора, двигателя с горючим, системы управления и корпуса с разными удобствами для пассажиров (подсистема). Самолет свое дело выполняет в воздухе, но ему надо быть еще в аэропорту для заправки, ремонта и посадки пассажиров (надсистема). Самолет относится к воздушному транспорту (классификация). Раньше были не такие самолеты. Они были менее удобные, летали недолго и низко над землей. Скорость у них была много меньше (первый вариант объекта в прошлом). В далеком прошлом люди только мечтали взлететь и были неудачные попытки сделать это с помощью крыльев, которые привязывали к рукам прыгающих с высоты смельчаков (второй вариант прошлого). Самолеты в будущем будут еще лучше, чем сейчас. Для того, чтобы они не разбивались их будут делать, например, резиновыми или со специальными парашютами... Самолеты будут более надежные, скоростные и удобные для пассажиров (будущее объекта первого варианта)... Придет время и люди откажутся от строительства самолетов, люди научатся перемещаться по воздуху на большой скорости с помощью индивидуальных летательных приспособлений (будущее второго варианта)..."

В основе системного подхода по объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:

Выбирается объект (О) и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
Определяется подсистема природного объекта.
Определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.
Рассматривается процесс развития объекта в прошлом.
Рассматривается развитие объекта в будущем.
мама - воробьиха в гнезде (согревающая яйца) гнездо с птенцами (относится к группе летающих птиц) место обитания воробья (лес или городские улицы)
яйцо птенец (воробушек) взрослый воробей
скорлупа, белок и желток с зародышем части тела слабого неумелого птенца части тела взрослой птицы

Формы организации игр:

Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования. Игровое действие - составление "чудесного экрана" (девятиэкранки).
Словесное восстановление "девятиэкранки" по стихотворению:
"Что-то" автор: М.С.Гафитулин, г.Жуковский
Если мы рассмотрим что-то...
Это что-то для чего-то...
Это что-то из чего-то...
Это что-то часть чего-то...
Чем-то было это что-то...
Что-то будет с этим что-то...
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Игровое действие при этом: конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т.д.
Предполагаемый результат по итогам универсальных игр:
К концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени.

Оффлайн VivatАвтор темы

Конечно данная программа требует поправок на возраст и развитие наших детей, часть упражнений нужно видоизменять, но все равно очень многое полезное здесь я нашла для своего сына. Познавание окружающего мира и умение делать выводы из того, что видишь, на мой взгляд и есть нейрокоррекция

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Вика,огромное спасибо за полезную информацию!!! ттт  ттт  ттт
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!