Автор Тема: Нарушения фонематического слуха  (Прочитано 14517 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ната_ЗлатаАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 560
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Наталья и Максимка г.Тольятти
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #30 : 03 Апрель 2013, 15:13:52 »
Istrinka, Инна, а какие самые непохожие пары слогов с буквой А? Мы попробуем, как советуете, потом отпишусь о результатах

Лестницу к небесам - ты выбираешь сам
И связку ключей к сердцам - ты выбираешь сам.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 11523
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 92
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #31 : 03 Апрель 2013, 15:52:31 »
Люди, ну подождите немного, пока я сообщение допишу до конца... у меня просто недописанные сбрасываются, приходится по кусочкам писать.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 11523
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 92
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #32 : 03 Апрель 2013, 16:00:00 »
Ната_Злата, а вот если ему сразу две карточки положить, он их правильно покажет? Если сразу положить "да" и "ма"? Различит? Без ошибок? Только чтобы не проговаривал, а показывал. Если различит, то по крайней мере на уровне "далёких" звуков у вас нарушения фонематического слуха нет.

Оффлайн Ната_ЗлатаАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 560
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Наталья и Максимка г.Тольятти
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #33 : 03 Апрель 2013, 17:06:30 »
Ната_Злата, а вот если ему сразу две карточки положить, он их правильно покажет? Если сразу положить "да" и "ма"? Различит? Без ошибок? Только чтобы не проговаривал, а показывал. Если различит, то по крайней мере на уровне "далёких" звуков у вас нарушения фонематического слуха нет.
Карточки с ДА и МА различит, но правильно не назовет. То есть нам пока работать только на различение звуков без их проговаривания?

Лестницу к небесам - ты выбираешь сам
И связку ключей к сердцам - ты выбираешь сам.

Оффлайн Кирюшкина Мама

Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #34 : 03 Апрель 2013, 18:22:35 »
Кирюшкина Мама, а ваш сын слоги за вами повторяет? И с какого возраста повторять начал? А то нам все говорят, что скоро начнет, а когда это случится...?
Я вот пытаюсь научить Макса повторять за мной "ба-ба-ба"(сам говорит, но не повторяет), в результате этого обучения появился новый слог МА ыыы, а "ба" так и не повторяем, да и ничего вообще.

Наташ, он за мой повторяет практически все, особенно после занятий с логопедом последних, наметился явный прогресс.
Алфавит весь повторяет! Но вот сложить все это ему трудно как будто... ppp
Когда начал, сложно сказать...посмотрела записи свои, ну в 1г3м написано, что говорит много слогов, ну наверно повторял уже...




- От земли и до луны, а потом обратно -Вот как я тебя люблю! Разве не понятно?..
Подоткнув со всех сторон зайке одеяло,Тихо-тихо перед сном мама прошептала:
- Это очень-очень много, это так приятно,Когда любят до луны, а потом обратно!

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 11523
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 92
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #35 : 03 Апрель 2013, 18:40:57 »
Карточки с ДА и МА различит, но правильно не назовет. То есть нам пока работать только на различение звуков без их проговаривания?
Думаю, да. Дело в том, что вначале нужно сформировать понимание речи, набрать пассивный словарь, и только после этого переходить к активной речи.
К тому же есть ещё один момент... Бывает ещё такое, что свои собственные звуки человек воспринимает не так, как внешние. То есть если вы скажете "ма", и ребёнок скажет "ма" - для него это звучит по-разному. Вот это вообще такая область не изученная... потому что вообще-то "чистое" нарушение фонематического слуха редко встречается, а это несоответствие и ещё реже. Вот в отношении музыкального слуха это известная вещь... несоответствие голоса и слуха. Я сама, например, прекрасно слышу, когда кто-то фальшивит, но лет примерно до шести я вообще не слышала высоту того, чего пою сама. И я такая не одна явно - сама у нас в музыкальной школе детей видела, которые поначалу всё на одной ноте поют, а ребёнок, между прочим, при этом на скрипке учится и играет чисто! У меня самой голос со слухом более-менее согласовался лет в двадцать (раньше просто я над этим не работала). А теперь я пою чисто, но - на четверть тона ниже.
Так вот
« Последнее редактирование: 03 Апрель 2013, 18:56:12 от Istrinka »

Оффлайн olpean

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 142
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 0
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #36 : 31 Май 2013, 20:00:38 »
У нас тоже грубое нарушение фонематического слуха, обследование проводили две недели назад в логомедпрогнозе, так проводят обследование точно название не вспомню- вызванные слуховые потенциалы чтоли.  У меня ребенок понимает абсолютно все, соображалка работает на все сто, однако речи нет вообще! Никакой!!! Мычание и аканье.  Врач объяснил, что нарушение ф слуха заключается в том, что ребенок не может четко услышать и запомнить фонемы, рекомендовал говорить по слогам. При ф нарушении слуха применяют томатис и мозжечковые стимуляции. Все дело чаще всего в мозжечке и стволе гм.  Если была или есть эпи, томатис не рекомендуется.
Девочки, а какие вы методики кроме домана используете?

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 11523
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 92
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #37 : 31 Май 2013, 20:08:08 »
Вот как раз Домана и не рекомендуется... потому как там используется контурное понимание слова, там нет фиксации на фонемах. Вообще Доман на основе английского языка работал, а там и вообще нет соответствия между написанием и произношением, они там по определению и читают глобально, так же, как и в японском и китайском, где иероглифы.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 11523
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 92
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #38 : 31 Май 2013, 20:11:52 »
Интересно... а как при грубо нарушенном фонематическом слухе может быть абсолютное понимание речи? По меньшей мере близкие по звучанию слова должен путать... ну и вообще, дети - большие хитрецы. Они могут понимать по ситуации, по жестам, по губам читать, по выражению лица, да и просто угадывать, по интуиции...

Оффлайн olpean

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 142
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 0
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #39 : 01 Июнь 2013, 11:50:55 »
У меня такой же вопрос возник, врач мне сказал что понимает и слышит прекрасно, а вот фонемы не усваивает и не может их соответственно воспроизвести, поэтому надо говорить с ним медленно и по слогам и все время повторять одно и тоже.
Как же это преодолеть?

Оффлайн Jezebel

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 2
  • Пол: Женский
  • Москва
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #40 : 05 Июль 2013, 17:39:40 »
А теперь я пою чисто, но - на четверть тона ниже.
Извините, что не по теме, но как это?) Думала, чистое пение - это тон-в-тон)
А по теме я совсем запуталась. У моего сына сенсорная алалия. Фонематическое нарушение причастно к трудностям в понимании? Или просто формирование фонематического слуха замедленно? Мы учим сейчас буквы, многие произносит правильно и читает их по карточкам. А некоторые искажает, например, "У" и "О" звучат почти одинаково. Другие слова не проговаривает полностью, или первый или последний слог.  Желтый - у него вообще тупо "УУУУУ"( наверное хочет говорить "ООО"). Не понятно, то ли моторика речевого аппарата не позволяет ему говорит нормально, то ли он просто не слышит. Как протестировать??
« Последнее редактирование: 05 Июль 2013, 17:51:19 от Jezebel »

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 11523
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 92
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #41 : 05 Июль 2013, 21:29:27 »
Ну насчёт пения... Для людей без абсолютного слуха пение чистое, потому что мелодия соблюдается, все соотношения между звуками выстроены верно, полтона там, тон, два с половиной тона...
А вот если с сопровождением - под аккомпанемент или вместе с кем-то - то каждый отдельный звук занижается ровно на четверть тона. При этом сама мелодия чистая, то есть вот если убрать это сопровождение - все соотношения между звуками верные. Ну вот как если два синтезатора настроить с разницей в четверть тона. Каждый отдельно будет звучать чисто, а вот вместе они строить не будут.

Оффлайн Jezebel

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 2
  • Пол: Женский
  • Москва
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #42 : 05 Июль 2013, 21:42:48 »
Istrinka,  понятно) а что по второму вопросу подскажете? :)

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 11523
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 92
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #43 : 05 Июль 2013, 22:09:24 »
Ну а если по теме...
Вообще-то я подробно не вникала в сенсорную алалию. Но вот насколько я поняла, там проблема немного не в том. То есть она как бы на другом уровне идёт... При сенсорной алалии нарушено слуховое восприятие не самих по себе звуков или слогов. Там нарушено узнавание слова на слух, то есть не идёт привязка смысла к некоторому слуховому образу. Ну вот если провести аналогию со зрительным восприятием... К примеру, вы даёте ребёнку разные карточки. На них изображены разные линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные, разных цветов и толщины, штриховые, пунктирные и так далее. И вот сами эти линии ребёнок прекрасно узнаёт, различает, может подобрать одинаковые карточки, то есть такие, на которых разными линиями один и тот же рисунок изображён. Но вот если вы этими же линиями изобразите, например, домик - то вот его ребёнок распознать не сможет. Причём отдельную карточку он может и запомнить, что там домик нарисован - но если вы немного измените рисунок - ну там, крышу в другой цвет раскрасите или домик двухэтажным сделаете - ребёнок его не узнает. Ну или вот кошка - их ведь великое множество всяких-разных. И тем не менее годовалый ребёнок в любом варианте безошибочно кошку распознаёт. То есть вот нечто такое общее, почему вот это, это и это - кошка, а вот то, то и то - собака. Ведь ребёнок ещё не умеет рассуждать, что вот это кошка, потому что у неё такие и такие особенности... это и взрослому трудно сформулировать, чем же кошка от собаки отличается... А ребёнок их легко различает, потому что он воспринимает некий зрительный образ... я такое восприятие называю контурным. Вот он глянул на кошку - и узнал. Со слуховым восприятием то же самое. Нарушение фонематического слуха - это именно нарушение восприятия отдельных звуковых пакетов. То есть человек может плохо различать звуки или слоги. Например, "коза" и "коса" для него звучат одинаково, он не слышит разницу между за и са. При этом контурное восприятие может и сохраняться...

Оффлайн Ната_ЗлатаАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 560
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Наталья и Максимка г.Тольятти
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #44 : 05 Июль 2013, 22:26:59 »
Инна, огромное спасибо, нам очень помогли Ваши советы.
Нарушение фонематического слуха - это именно нарушение восприятия отдельных звуковых пакетов. То есть человек может плохо различать звуки или слоги. Например, "коза" и "коса" для него звучат одинаково, он не слышит разницу между за и са. При этом контурное восприятие может и сохраняться...
Мы сейчас как раз не различаем слоги с Б-П, З-С, Д-Т, а также похоже звучащие слова, типа мальчик-мячик.
У меня возник еще один вопрос. Сын правильно называет папу -"папой", а бабу - "бабой". При этом на слух ПАПА-БАБА не отличает, приходится прибавлять имя. Существуют какие-то упражнения в данном случае?

Лестницу к небесам - ты выбираешь сам
И связку ключей к сердцам - ты выбираешь сам.