Автор Тема: ЗПРР и аутические проявления  (Прочитано 62078 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена мама ТихонаАвтор темы

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 326
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • ЗПРР
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #30 : 25 Декабря 2012, 16:23:40 »
А градацию по видам слуха - речевой, музыкальный, шумовой и т.д. - это аудиограмма не даст, максимум она даст градацию по частоте звука.
Так как же выяснить, что он именно слышит, а что нет? Я так сказать не могу, вроде бы всё слышит. Но может тогда какое-то есть специальное глубокое исследование слуха кроме аудиограммы?

Оффлайн Odry

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 15637
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 146
  • Пол: Женский
  • Терпение - последний ключ, открывающий все двери..
    • Мой теремок
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #31 : 25 Декабря 2012, 16:50:58 »
А градацию по видам слуха - речевой, музыкальный, шумовой и т.д. - это аудиограмма не даст, максимум она даст градацию по частоте звука.
Так как же выяснить, что он именно слышит, а что нет? Я так сказать не могу, вроде бы всё слышит. Но может тогда какое-то есть специальное глубокое исследование слуха кроме аудиограммы?
нАМ ПОМИМО АУДИОГРАММЫ ДЕЛАЛИ полное обследование слуха, в том числе и смотрели нет ли грубого нарушения проводимости слуховых нервов....
Может, вам есть смысл позвонить в Институт аудиологии на Ленинском 123 и там специалистам задать свои вопросы?

Если долго ждете чуда, а оно не происходит, поменяйте волшебную палочку.

Оффлайн NAB

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 66623
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 2303
  • Пол: Женский
  • Наталья, сын Женя - взрослый аутист
    • Мой теремок
  • Награды http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=54529.0 [url=http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=50430.msg2431219#msg2431219]Кулинарный конкурс: "А скоро спас!" [/url]
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #32 : 25 Декабря 2012, 21:05:30 »
слух и слуховое восприятие, анализ слышимового  может  быть по разным причинам быть нарушен. У детей, кому диагностируют аутизм - очень часто не сосвем хорошо с пониманием  того, что слышат.
 Например, избитый пример - шуршание шоколадной обертки услышит из другой комнаты, а мама просит сделать что-то (что точно умеет и понимает эту просьбу) - не слышит. Понимает просьбу или фразу, в той обстановке, в которой она ему привычна, и "не понимает" в другой, непривычной (примерно - слова "возьми кружку" дома  возьмет со стола, а в гостях эти слова не поймет - кружка не та, стол не тот, обстановка не та - эти слова не подкреплены привычной "картинокй").

Мой, например (слух мы обследовали, было все сохранно, сурдолог, сурдопедагог и логопед разом потом его консультировали) - словно бы у него этот канал перегружается. Т.е. долго в речь он вслушиваться не может, не успевает проанализировать-понят ее. С возрастом и работой это лучше, есесссс-но  ;D


За тучами всегда есть солнце!

Оффлайн NAB

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 66623
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 2303
  • Пол: Женский
  • Наталья, сын Женя - взрослый аутист
    • Мой теремок
  • Награды http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=54529.0 [url=http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=50430.msg2431219#msg2431219]Кулинарный конкурс: "А скоро спас!" [/url]
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #33 : 25 Декабря 2012, 21:13:07 »
Наша история есть на другом форуме (там у меня другой ник) повторяться не хочу: http://invamama.ru/aut_story/244/0.htm

Прочитала вашу историю, да.. очень вам сочувствую!

 а в чем нам сочувтвовать?!  ооо Не поняла   ;D
В общем-то мы очень даже неплохо живем и движемся. Он сейчас в 6 классе коррекционки, все полностью делает сам (в школу из школы, на доп. занятия). У него интересная и очень насыщенная жизнь
Образование - ну в  высшем  я  в нашем случае не вижу смысла, он не гуманитарий, а в технари не с нашим здоровьем (работать-то потом придется где) и с коммуникацией.
Среднее, если все нормально пойдет - за счет вечерней школы. И подобрать профессию.

непросто. Но выполнимо, думаю. Тем более, у него самого появляются желания и стремления что-то сделать.

« Последнее редактирование: 25 Декабря 2012, 21:28:35 от NAB »
За тучами всегда есть солнце!

Оффлайн NAB

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 66623
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 2303
  • Пол: Женский
  • Наталья, сын Женя - взрослый аутист
    • Мой теремок
  • Награды http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=54529.0 [url=http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=50430.msg2431219#msg2431219]Кулинарный конкурс: "А скоро спас!" [/url]
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #34 : 25 Декабря 2012, 21:26:08 »
Только вот в центре поддержки деток мы прошли ОПМПК, и ездим 2 раза в неделю на т.н. занятия, где мой ребёнок и ещё один буйный аутёнок взаимодействуют, а педагог вроде бы пытается привлечь их внимание к какой-то деятельности (рисованию, сюжетной игре и т.п.), но результаты не впечатляют. Мой так и катает свои любимые мошинки, а второй ребёнок раздражается, что на него мой не обращает внимания, подходит к нему, толкает и начинает кричать истошно "Я его хочу убить!!!" - и бесится в руках своей матери буквально в жуткой в истерике... Педагог трактует такое поведение, как нормальное для состояния психики этого мальчика, мол, он так социализируется. Больше на эти занятия я сына не вожу. Поэтому сейчас плотно будем заниматься диагнозтикой и лечением, муж взял отпуск и в феврале поедет с сыном в Самару на 1-й курс рефлексотерапии. Я поехать с ними не могу, т.к. у нас ещё грудной ребёнок. Очень надеюсь, что хоть какой-то результат даст это лечение, потому что нервы мои совсем уже на пределе...

 есть такое явление - эхолалия. Повторение слов, не понимая их смысла, как набор понравившихся звуков. Особенно хорошо цеплят именно аффективно заряженные фразы, выражения. Т.е. Ребенок где-то наблюдал и слышил (а такую фразу "любящие" мамы частенько вопят во греве чаду сломавшего, испачкавшему чего нибудь, "доставшим" ее своим поведением - не так ли?  ;D ). непляется намертво. Как и рекламные слоганы из ТВ, как  и маты.
Для второго мальчика общение с кем-то это непростая ситуация, он испытывает напряжение, возбуждение. А разрядка - вот в такой форме. Думаю, истинный смысл своих слов он попросту не понимает в силу возраста и не вкладывает. Это слова, которые надо кричать, когда тебе сильно плохо/хорошо.
 Толкается - он ищет контакт, пытается его устанавливать. Психологу и маме (если понимают) надо учить далее уже этот контакт вести в более удобоваримой форме.

Мой сын в д/саду сильно обнимал детей, и получалось это в районе шеи. Просто следили, когда он подходил - научили со временем просить разрешения у "обнимаемого" и обнимать строго за плечи. И мы тоже делали в других ситуациях.

А вообще вы пробовали что-то почитать об аутизме? Понимаю, что с грудничком трудно, но все равно как-то надо.
За тучами всегда есть солнце!

Оффлайн Елена мама ТихонаАвтор темы

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 326
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • ЗПРР
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #35 : 26 Декабря 2012, 00:10:21 »
А градацию по видам слуха - речевой, музыкальный, шумовой и т.д. - это аудиограмма не даст, максимум она даст градацию по частоте звука.
Так как же выяснить, что он именно слышит, а что нет? Я так сказать не могу, вроде бы всё слышит. Но может тогда какое-то есть специальное глубокое исследование слуха кроме аудиограммы?
нАМ ПОМИМО АУДИОГРАММЫ ДЕЛАЛИ полное обследование слуха, в том числе и смотрели нет ли грубого нарушения проводимости слуховых нервов....
Может, вам есть смысл позвонить в Институт аудиологии на Ленинском 123 и там специалистам задать свои вопросы?

Большое спасибо! Обязательно позвоню туда.

Оффлайн Елена мама ТихонаАвтор темы

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 326
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • ЗПРР
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #36 : 26 Декабря 2012, 00:17:07 »
слух и слуховое восприятие, анализ слышимового  может  быть по разным причинам быть нарушен. У детей, кому диагностируют аутизм - очень часто не сосвем хорошо с пониманием  того, что слышат.
 Например, избитый пример - шуршание шоколадной обертки услышит из другой комнаты, а мама просит сделать что-то (что точно умеет и понимает эту просьбу) - не слышит. Понимает просьбу или фразу, в той обстановке, в которой она ему привычна, и "не понимает" в другой, непривычной (примерно - слова "возьми кружку" дома  возьмет со стола, а в гостях эти слова не поймет - кружка не та, стол не тот, обстановка не та - эти слова не подкреплены привычной "картинокй").
Вот об этом ничего не слышала. Я вседа думала, слух есть или нет, других вариантв быть не может. Спасибо за просвещение)!

Оффлайн Елена мама ТихонаАвтор темы

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 326
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • ЗПРР
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #37 : 26 Декабря 2012, 00:43:43 »
А вообще вы пробовали что-то почитать об аутизме?
Я читала, но немного, и в основном только на разных сайтах. И всегда, когда открываю эту тему, прихожу в ужас... Я не могу этого объяснить, у меня холодеют и потеют руки, ужасно бъётся сердце, читаю, и горечь от мысли, что может быть мой сын никогда не станет полноценным человеком! (простите за откровенность). Мне муж запретил читать об этом, потому что я всегда плачу и нервничаю. Мне проще воспринимать своего ребёнка не так, как написано где-то, не искать и не сравнивать его с параметрами и чертами какого-то заболевания, а просто делать то, что нравиться ребёнку и вместе с ним. Да, я знаю его ограниченные возможности в освоении материала, информации, но мне легче не вчитываться в то, как кто-то советует вести себя с аутистом, а просто быть другом моему ребёнку, чтобы он чаще улыбался и  смеялся.) Пока что нет 100% диагноза, что у него действительно аутизм, есть просто некоторые черты схожие (нежелание идти на контакт, "свой" уголок ), но эти черты есть и у каждого из нас, если вдуматься)). Очевидно только то, что у него задержка в развитии речи, а на этом фоне и идёт некоторая интровертность в поведении, это логично и, как следствие, вполне закономерно.  Поэтому я больше склонна думать на гипертензию или гидроцефалию, которая вполне успешно лечится, и мы уже двигаемся в этом направлении).

Оффлайн Елена мама ТихонаАвтор темы

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 326
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • ЗПРР
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #38 : 26 Декабря 2012, 00:49:40 »
есть такое явление - эхолалия. Повторение слов, не понимая их смысла, как набор понравившихся звуков. Особенно хорошо цеплят именно аффективно заряженные фразы, выражения.
Нет, у нас точно нет эхолалии.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #39 : 26 Декабря 2012, 11:45:54 »
Девочки, под понятием "слышит" вы смешиваете две совершенно разные вещи. Первая - это проводимость звука. То есть барабанная перепонка уловила механические колебания, преобразовала их в импульсы, эти импульсы передались по звуковому нерву, мозг их принял. Вот как раз это и показывает аудиограмма и прочие обследования слуха. То есть доходит ли вообще звуковая информация  до мозга или нет.
И вторая вещь - это обработка полученного звукового сигнала. Ну, например, все мы слушаем музыку, можем отличить на слух одну мелодию от другой, можем спеть её. У кого-то получится лучше, у кого-то хуже. А вот у моих детей абсолютный музыкальный слух, они могут точно узнать, какая именно нота прозвучала. Потому что их мозг умеет обрабатывать информацию о высоте звука. А другие люди не могут точно высоту звука определить - так что же, они и музыку не слышат? Да слышат, конечно, и поют, и танцуют, но вот записать эту мелодию нотами не смогут.
Или вот азбука Морзе. Все буквы зашифрованы в виде точек и тире. Ну зашифровать-то просто. А вот обратно расшифровать - этот сплошной поток точек и тире как-то нужно разделить на отдельные буквы. А там сразу несколько комбинаций возможны одновременно. И возник вопрос - а как, собственно, всё это просчитать? Как выбрать среди нескольких вариантов расшифровки единственно правильный? Оказалось - никак. Просчитать это невозможно. Это чисто на слух делается, то есть у тренированного человека ухо выхватывает из общего потока знакомые комбинации точек и тире, определяя каждую комбинацию как букву. Как бы понятнее объяснить... ну вот в морзянке буква "а" - это точка тире. И вот у радиста эта комбинация будет сама на слух выхватываться из общего потока и определяться как "а". То есть радист в общем звуковом потоке точек и тире отдельные буквы расслышит. А кто не знает морзянку, тот и услышит только набор точек и тире, но на отдельные буквы этот зыуковой поток не распадётся. Именно потому, что его мозг данную звуковую информацию обрабатывать не умеет. Нет механизма, который позволит выделить определённую комбинацию и "привязать" её к определённой букве.
Так вот при нарушениях речевого слуха происходит то же самое. Только здесь не точки и тире, а комбинация определённых шумов. Каждому речевому звуку (фонеме) соответствует совершенно определённый набор этих шумов. К примеру, фонеме "ч" соответствует один "пакет" изменения звуковых характеристик (амплитуды, частоты...), а фонеме "р" соответствует  совершенно другой "пакет". Общий звуковой поток достигает мозга, но ведь мало его целиком воспринять, его нужно ещё и обработать. Как раз и нужно выделить в этом общем звуковом потоке отдельные "пакеты"  и "привязать" к определённым фонемам. Вот эта способность и называется фонематическим или речевым слухом. 

Оффлайн Елена мама ТихонаАвтор темы

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 326
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • ЗПРР
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #40 : 26 Декабря 2012, 17:14:32 »
Вот эта способность и называется фонематическим или речевым слухом. 
Istrinka, а как проверить, в порядке ли речевой слух у ребёнка? Это уже не аудиограмма, а какое-то другое обследование делается?

Оффлайн NAB

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 66623
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 2303
  • Пол: Женский
  • Наталья, сын Женя - взрослый аутист
    • Мой теремок
  • Награды http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=54529.0 [url=http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=50430.msg2431219#msg2431219]Кулинарный конкурс: "А скоро спас!" [/url]
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #41 : 26 Декабря 2012, 20:20:25 »
Вот эта способность и называется фонематическим или речевым слухом. 
Istrinka, а как проверить, в порядке ли речевой слух у ребёнка? Это уже не аудиограмма, а какое-то другое обследование делается?

Как понимаю, Инна имеет под "речевым слухом"  то, что называется сенсорной алалией. Слуховой аппарат нормален (в части случаев бывает незначительно снижен слух, но не в той степени, что бы действительно вело к сильным задержкам, степени не требующие коррекции - да и то, повторюсь, не всегда).  Признаться я тоже первый раз слышу такое, хотя много что поневоле в области речевой узнала со временем  ;D
 В таких случаях "испорчен" слуховой анализатор в мозгу,  слышимое воспринимается как шум, с трудом в этом шуме научаются выделять что-то осмысленное.

Выясняют - знакомому мальчику с сенсомоторной алалией диагноз поставили в Питере, по расшифровке энцефалограммы. В Москве тоже должно быть - просто не знаю, я вообще с переферии.
В нижнем Новгороде (клиника доктора Мышляева) такие тоже диагностируют и занимаются там. с такими детьми. Общаюсь с одной мамой тяжелой сенсорной алалией, они туда ездят постоянно (кстати, живя в Москве ;D ). Если заинтересует, могу вас с ней связать, расскажет сама.

Елена то, что вы сейчас испытываете и переживаете с проблемами ребенка - проходят все. Это нормальмальная фаза отрицания их, неприятия. Это неприятно, но переживаемо - поверьте, тут (и не только тут - куча мам это прошла). Есть фаза отрицания, есть - поиск лечения, в конце концов происходит принятие своих проблем и нормальная работа над ними.

Гипертензию и гидроцефалию, как таковую - да вылечить ( и то бывают рецедивы, увы, особенно в пубертате). Но мозг-то под действтием этого фактора УЖЕ ИЗМЕНИЛСЯ! Там, где должны были сформироваться связи - не смогли. Теперь они где-то формируются в "обход" проблемных зон, где-то вообще пока нет. И это все не дает развиваться с нужной скоростью. Ведь отставание уже есть, и надо убирать его+ двигаться дальше одновременно. А такие джети  еще и утомляемы и работоспособность невысокая.
 Плюс  к тому - ЭЭГ делали? там-то хоть все нормально, возрастное? Той же эпиактивности к примеру, нет? Кровообращение в мозгу как, нормально? Шейный отдел без травм (очень часто они есть)?

 Все решаемо, но работы тут не на год - на годы.

У моего сына в 4 года на МРТ был остаточный очаг (киста, полость, заполенная жидкостью на месте мозговой ткани) 2х4 мм. До того МТР не делали - было поди, побольше. Далее, с возрастом и  после лечения в 6 лет МРТ уже не показала очага. Хорошо. Но функционально-то мозг пострадал! Что и наблюдаем. Плюс к тому - у него кровобращение в мозге плохое, и хуже именно с той  стороны, где очаг был.  Тоже не способствует, постоянно следим и лечим сосуды. И это - годами.

Про эхолалию -я написала про слова "Убью!" второго аутиста. Вполне может просто повторять в аффекте прилипшие слова.
За тучами всегда есть солнце!

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #42 : 28 Декабря 2012, 11:49:50 »
Нет, я имею в виду совсем не это. Константин у меня сто процентов не алалик. Я про алалию ещё поподробнее почитаю, но насколько я поняла, там проблема другая, хотя они и похожи. Там на другом уровне проблема. Ну вот если по аналогии с музыкальным слухом: абсюлютный музыкальный слух всё же не у всех людей есть. Но это совершенно не мешает тем, у кого его нет, слышать мелодию. И даже те люди, которым "медведь на ухо наступил", всё же могут отличить марш от колыбельной или одну мелодию от другой, хотя записать мелодию нотами они не смогут даже под угрозой расстрела. Они не могут правильно спеть ноту, подобрать её на инструменте, сравнить две ноты между собой или даже просто различить их на слух. Вот сыграй такому человеку "до" и "ля"- и он не услышит, одинаковые они вообще или разные. А вот разные мелодии такой человек прекрасно различает. Так вот в этой аналогии нарушение фонематического слуха - это неспособность распознавать, выделять, сравнивать именно сами звуки. А вот алалия - это неспособность узнавать именно мелодию. Отдельные звуки (фонемы) смысловой нагрузки ведь не несут. И слоги не несут. Их можно услышать, повторить, выделить из ряда других, но их нельзя понять. Смыслом наполняется определённая комбинация этих фонем. Так вот если я правильно поняла, при алалии как раз проблемы связаны с тем, чтоб выделить именно определённую комбинацию этих фонем и "привязать" эту комбинацию к определённому значению.
Это у моего Филиппа со зрительным восприятием такая петрушка.  Буквы он выучил, в слоги их складывать научился, в шесть лет уже читал достаточно бойко. Но он совершенно не понимал то, что он прочитал. Вот написано в книге: "Мама купает Вику". Ну простое ж предложение, сто раз уже прослушанное, проговорённое, проанализированное, отработанное, в зубах навязшее. Вот бойко прочитал, чётко, хорошо проговорил, на пять с плюсом. Просишь: повтори то, что прочитал, покажи нужную картинку, скажи, про кого ты прочитал - ага, щаз. Он вообще смысла не уловил... Это называется - механическое чтение. То есть отдельные буквы складываются в слоги, слоги в слова, слова в предложения, всё это очень даже легко, но смыслом эти слова не наполняются.
Вот у моего Константина как раз проблемы были связаны с восприятием самих фонем, с невозможностью различить их. Кстати, штук десять-пятнадцать наиболее употребимых бытовых слов он как-то улавливал, он их понимал. Причём лучше он понимал именно длинные и сложные по звуковому составу слова. Казалось бы, странно. А если разобраться - ничего странного. Длинное сложное слово по общему впечатлению сильнее отличается от других, чем короткое и простое. Оно "шумит" по-другому. Например, слово "колокольчик" он узнавал чётко.

Оффлайн NataliaS

Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #43 : 28 Декабря 2012, 13:02:46 »
Скажите, а методика Томатис кому-то помогла для улучшения фонематического слуха?


"Неважно, как медленно ты продвигаешься. Главное - ты не останавливаешься." (Брюс Ли)

Оффлайн NAB

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 66623
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 2303
  • Пол: Женский
  • Наталья, сын Женя - взрослый аутист
    • Мой теремок
  • Награды http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=54529.0 [url=http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=50430.msg2431219#msg2431219]Кулинарный конкурс: "А скоро спас!" [/url]
    • Награды
Re: ЗПРР и аутические проявления
« Ответ #44 : 28 Декабря 2012, 18:22:13 »
Istrinka,
Инна,  но именно  то, что описываете вы, и идет при сенсорной алалии - усваивают ( с огромным трудом, очень немного) только мало количество какиех-то часто употребяемых слов  ;D Как ваш старший сын  ;D
 Я насчет фонематических и поочих слухов пас,  как-то мы без фонем речь освоили (а кое-кто из нейропсихологов вооще говорит, что нет этого - фонем в смысле  ;D ). Но вот некоторое время просто вопрос был у нас с диагнозом, нам ставили  аутизм и СА под вопросом.
 В принципе, тут несмотря на  то, что именно припишут - занятия очень похожие  испоьзуют. Со зрительным подкреплением.
Кстати, вот что из "задним умом" - могу посоветовать - пока маленький - развивайте сенсорику!!! До речи, до всего, там можно много делать дома. Поздно узнала,  жалею что с маленким  больше этими вещами не занимались. Эта сфера у таких детишек очень пострадавшая. Буквально - они не понимают, где рука-нога в пространстве, что испытывают (кисло это или горячо) и т.д. А это потом тормозит, и все равно  никак не обойдешь.
http://www.autism.ru/read.asp?id=152&vol=0 Очень хороша книжка, использовали тоже много из нее, правда она мне попала, когда Жене лет 7 было.

И  по речи - эти методики  и в случае алалилии и для аутистов идут. тоже использовали, и тоже попала мне уже поздновато ;D
 http://www.autism.ru/read.asp?id=143&vol=0
За тучами всегда есть солнце!