Автор Тема: Слухоречевая реабилитация для детей от 1 до 7 лет  (Прочитано 6157 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Антонина сурдодефектологАвтор темы

Здравствуйте. Меня зовут Антонина, я сурдопедагог и дефектолог. Я занимаюсь слухоречевой реабилитацией детей, имеющих нарушения слуховой функции, задержку речевого развития, ЗПР.  Имею семилетний опыт работы в г. Санкт-Петербург. В связи с переездом в г. Мурманск приглашаю детей от 1 до 7 лет на коррекционно-развивающие занятия. Занятия начнутся в первых числах февраля.
Имею опыт работы с детьми, имеющими:
- нейросенсорную тугоухость;
-глухоту – после кохлеарной имплантации;
- СДВГ;
- ДЦП;
- аутоподобное поведение;
- аллалия.
В процессе занятий осуществляется:
- формирование навыка понимания обращенной речи, формирование пассивного словаря;
- активизация словарного запаса, формирование навыка ситуативной речи;
- развитие произвольного зрительного и слухового внимания;
-развитие фонематического (речевого) слуха;
- формирование элементарных грамматических представлений, коррекция аграмматизмов во фразовой речи;
- развитие слухоречевой памяти;
- развитие всех психических процессов;
- развитие общей и мелкой моторики;
- подготовка к школе;
- коррекция поведенческих нарушений, помощь в установлении контакта между ребенком и значимыми для него взрослыми.
- консультация родителей по вопросам организации коррекционно-развивающих занятий в домашних условиях.
Все занятия проводятся в игровой форме. Индивидуальный подход к каждому ученику. Имею обширную методическую базу.  После каждого занятия даются рекомендации по закреплению полученных навыков на бытовом уровне  в домашних условиях.
Веду группу вконтакте: https://vk.com/radostgovorit       Если Вам нужна помощь, пишите. Отвечу на все вопросы.
Номер телефона +79214010315 (СПб)
электронная почта a_serdukova@inbox.ru
« Последнее редактирование: 18 Декабря 2016, 15:49:59 от Polina »

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 20312
  • Страна: il
  • Благодарностей: 909
  • Пол: Женский
  • Наши дети- соль Земли
    • Мой теремок
    • Facebook: https://www.facebook.com/groups/387709377957318/
  • Награды https://forum.detiangeli.ru/index.php?PHPSESSID=mk30d3g9bk49pvmd6rqt89als2&topic=71486.msg3887430#msg3887430
    • https://www.facebook.com/groups/387709377957318/
    • Награды


Комментарий модератора Уважаемые форумчане, Антонина будет вести эту тему и отвечать на ваши вопросы.
Любовь любому рожденному дадена...

Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам.
(Британские ученые)

Оффлайн Антонина сурдодефектологАвтор темы

Здравствуйте, Уважаемые родители. Я хотела бы рассказать о методиках, используемых мною на занятиях.

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
В процессе обучения детей с особенностями развития, я пришла к выводу, что первостепенная задача родителей и специалиста - мотивация малыша на использование устной речи для общения. Дети раннего возраста пользуются доступными им речевыми единицами, в первую очередь, для выражения эмоций или же, для налаживания эмоционального контакта со значимыми для него взрослыми. На занятиях мы, вместе с родителями, на основе простой сюжетной игры, вызываем малыша на диалог. Эмоционально проигрывая каждую игровую ситуацию для ребенка, постепенно вызываем у ребенка желание включиться в совместную игровую деятельность. У малыша возникает желание подражать звукоподражаниям или словам. Задача взрослого, в этот момент, предлагать ребенку образцы слов, звукоподражаний или фраз. У малыша формируется навык ситуативной речи.

ВЫЗЫВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Познавательный интерес появляется у маленького ребенка только в том случае, если малыш пытается манипулировать объектами и видит результат своих действий. Часто у детей раннего возраста, имеющих особенности развития, наблюдается лишь один вид игры: ребенок берет в руки игрушку, смотрит на нее и бросает на пол. Малышу правится наблюдать, как предмет катится, слушать, какой звук он издает при падении.
   Для того, чтобы установить эмоциональный контакт с маленьким ребенком, необходимо дать ему понять, что деятельность малыша важна родителям. Эмоциональный контакт может возникнуть только глаза в глаза: сядьте на корточки перед ребенком или возьмите его на руки. Если ребенок отворачивается - привлеките его внимание к своему лицу жестом, звуком или игрушкой. Разговаривайте с ребенком. В своей речи используйте короткие, интонационно окрашенные фразы. Маленькие дети еще очень мало знают слов, недостаточно понимают обращенную речь, но чутко реагируют на интонацию. Вложите игрушку в руку малыша. Вы, наверняка, замечали, что если вложить в руку ребенка какой-то предмет - малыш непроизвольно начинает на нем концентрироваться. Пальчиком малыша показывайте на детали предмета и озвучивайте их. Рукой ребенка поиграйте с предметом "Это машина. Машина маленькая, вот колёса, колёса крутятся. Машина едет." Речь взрослого должна быть плавная. Проговаривая слова - слегка растягивайте гласные звуки. В этом случае речь будет более ритмичная. Четкий ритм слов облегчит восприятие и запоминание слов маленьким ребенком. Основная цель абилитации ребенка с особенностями развития - научить понимать обращенную речь без использования вспомогательных средств общения: жестов, картинок, пальцевой азбуки и т.д. Ребенок по ситуации догадывается, о чем же ему говорят. Верная догадка вызывает радостные эмоции у малыша. Кроха начинает повторять за взрослыми слова и звукоподражания. Задача взрослого в этой ситуации - активно его поддерживать.


Оффлайн happymam

Здравствуйте, со дочь, 2,5 года с тугоухостью 2-3 степени. Повторяет все что слышит, предложения из 3 слов, но грамматически не правильно, соединяет слова, как заучила, без правильного склонения.подскажите, как развивать правильную связанную речь.

Оффлайн Антонина сурдодефектологАвтор темы

@happymam,
Здравствуйте. Ребенок со сниженным слухом, заучивая новые слова, ориентируется, в первую очередь на ритмический рисунок слов: количество гласных звуков в слове и местоположение ударного слога (ма-ши-на - а-И-а). На особенности видоизменения слов: изменения окончаний при согласовании частей речи, присоединение предлога к дополнению (положи в стол) ребенок обратит внимание только при целенаправленном обучении. Это связано с тем, что у маленького ребенка произвольное внимание находится на стадии формирования. У ребенка с нарушенным слухом зрительное внимание преобладает над слуховым. Слуховое внимание необходимо развивать. Данные упражнения будут доступны при адекватной настройке слуховых аппаратов.
Какие приемы могут помочь ребенку слышать окончания:
1. Развитие слухового внимания: послушайте бытовые шумы, которые вас окружают в разных местах. Попытайтесь описать характер этого звука: громкий или тихий, приятный или неприятный. Что является источником звука. Какое действие совершают этим предметом, чтобы получился этот звук, дайте название этому звуку (ложка звенит, ветка хрустит) где находится источник звука? Повторите услышанный звук.
2. Попробуйте использовать услышанные звуки в сюжетной игре. На первоначальном этапе взрослый дает образец звука - ребенок повторяет. В дальнейшем ребенок может сам придумывать звуки. Издавая различные звуки при манипуляции с предметами (как скрипит снег, как щелкает выключатель), вы сформируете очень необходимые для внятной речи навыки:
- регуляция речевого выдоха. Для произнесения разных звуков, необходимо использовать струю воздуха разной силы.
- самоконтроль над произношением. Для того, чтобы научиться менять форму слов внутри фразы, ребенок должен научиться сам себя слышать и контролировать собственное произношение. Во время заучивания слов, у детей с нарушенным слухов работает, в первую очередь, моторная память. Ребенок заучивает положения артикуляторных органов при произнесении того или иного слова. Если внутри слова что-то меняется, ребенку очень сложно перестроиться.
- развитие мышц артикуляторного аппарата. Хорошо дополняет артикуляционную гимнастику.
2.На начальном этапе овладения фразовой речи рекомендовано опираться на наводящие вопросы. Ребенок должен четко понимать, что в вопросе содержится ответ. У малыша должно хватить терпения дослушать фразу до конца.
Куда мы пойдем? Мы пойдем в магазин. Давая образец ответа на вопрос, обратите, пожалуйста, внимание, чтобы в вашем образце содержались те же самые слова, что и в вопросе. Какая погода сегодня на улице? Сегодня теплая погода.
3. Для того, чтобы ребенок обратил внимание на окончания и предлоги, полезно выделять их голосом. Сегодня тепАЯ погодА; Мы пойдем В магазин.
4. Овладевая предлогами, можно обратить внимание ребенка на местоположение объекта в пространстве. Мяч лежит на столе - мяч наверху или внизу?
Более подробно методика овладения фразовой речью описана в книге Поляковой М.А. "Как правильно учить ребенка говорить". Удачи Вам!
« Последнее редактирование: 20 Декабря 2016, 20:38:57 от Polina »

Оффлайн happymam

Спасибо, много полезного

Оффлайн Антонина сурдодефектологАвтор темы

Не за что. Если у Вас будут еще вопросы - обращайтесь.

Оффлайн Антонина сурдодефектологАвтор темы

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ПОНИМАТЬ ОБРАЩЕННУЮ РЕЧЬ. КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Одно из важных свойств психики - УМЕНИЕ ПРЕДУГАДЫВАТЬ дальнейшее развитие событий, результатов действий или явлений. Каждый человек когда-либо замечал, что напряженное обдумывание какой-либо ситуации приводит к появлению зрительных или слуховых образов, привязанных к этой ситуации. Одним словом, человеку слышится или видится то, о чем он в данный момент думает. Механизм предугадывания основывается на опыте человека, происходит под влиянием ситуации и на подсознательном уровне.
У детей с особенностями в развитии, в частности у детей с нарушениями слуховой функции, восприятие устной речи напрямую связано с восприятием ритмического контура слов. В жизни ребенка каждый день происходят одни и те же режимные моменты. В процессе чистки зубов, еды, одевания ребенок изо дня в день манипулирует одними и теми же предметами. Если родители озвучивают предметы, которыми манипулирует ребенок, то в сознании малыша формируется установка на восприятие определенных слов. Сначала ребенок слышит ритмический рисунок того или иного слова: количество слогов, местоположение ударного слога (лампочка - А-а-а). Потом ребенок обращает внимание на громкость звучания того или иного слога: сог "ма" звучит громче, чем слог "ти". Постепенно ребенок начинает понимать, что все слова звучат по разному, каждому слову соответствует свой ритм. В процессе прислушивания к незнакомым словам и узнавания их у ребенка улучшается разборчивость речи.
Играя с ребенком, выполняя режимные моменты проговаривайте короткие фразы. Давайте ребенку "поручения":
Сначала только глагол в повелительном наклонении: открой, возьми, брось, спрячь.
Потом прибавьте существительное: положи машину, убери мяч и т.д.
Очень важно, чтобы действие и проговаривание воспринимались ребенком одновременно.
По данным последних исследований существует зависимость овладения слоговой структурой слова от оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. Иными словами, ребенок запоминает и использует акустическую информацию в процессе деятельности. Если вы просите малыша принести мяч, а он не понимает значения слова - возьмите мяч рукой ребенка. Покрутите его в руках, подбросьте в воздух. В процессе игры мозг активизируется и слово запомнится быстрее.
Существует несколько правил, соблюдение которых позволит малышу запоминать новые слова быстрее:
1. Механизм предугадывания "включается" при четкой последовательности действий: открыл шкаф - взял щетку- почистил зубы-закрыл шкаф.
2. Проговаривайте слова и фразы медленно, слегка растягивая гласные звуки. Слово будет восприниматься более ритмичным.
3. Делайте паузы, давая возможность малышу осознать информацию и ответить вам. В диалоге процесс запоминания информации ускоряется.
4. Речевой материал должен повторяться до тех пор, пока слово из пассивного словаря (ребенок понимает слово, но не говорит) не перейдет в активный. Ребенок, видя знакомый предмет, пытается его назвать.
4. Хвалите малыша за успехи. Это мотивирует его на дальнейшее обучение.


Оффлайн Антонина сурдодефектологАвтор темы

О СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЙ
Главной предпосылкой внятной речи и возможности грамотного донесения своих мыслей до окружающих для ребенка с особенностями развития является умение анализировать информацию. Только после накопления некоторого количества шаблонов и опыта, ребенок начинает пользоваться полученными знаниями в процессе деятельности.
На занятиях происходит комплексное формирование всех психических процессов при выполнении различных игровых заданий.

1.ЗАДАНИЯ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ:
Для того, чтобы активизировать произвольное внимание малыша, ребенку предлагаются творческие задания, основанные на работе по образцу. При выполнении творческих заданий, у ребенка происходит формирование представлений о цвете, форме, величине предметов и расположении их в пространстве. Малыш учится анализировать собственную деятельность и четко выполнять инструкции взрослого.
Кроме того, контроль артикуляторного аппарата начинается у маленького ребенка контроля собственного тела. Особенное внимание необходимо уделять формированию мелкой моторики. При выполнении точных действий руками особенную играет роль положение тела ребенка в пространстве и общий тонус мышц. Малыш должен научиться в нужный момент напрягать и расслаблять определенные части тела.

2. ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Логическое мышление у детей раннего и дошкольного возраста формируется при выполнении различных бытовых задач. Ребенку предлагается последовательно выполнить несколько действий с бытовыми предметами в рамках сюжетной игры. Детям старше трех-четырех лет предлагаются предметные картинки и задания, направленные на формирование различных логических связей.
В процессе упражнений происходит формирование пассивного словаря, понимание бытовых инструкций. Развитие навыка ситуативной речи.

3. ФИЗКУЛЬТПАУЗЫ
Активные игры, направленные на формировании понятия о положении собственного тела в пространстве, развитие общей моторики. В процессе упражнений у малыша развиваются навыки самоконтроля над телом и чувство ритма.

4. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАССЛАБЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Для того, чтобы мозг "отдохнул" после нагрузки, ребенку предлагаются спокойные, монотонные задания. Подобные задания могут включать такие действия, как: раскрашивание, пересыпание, куличики из кинетического песка, приклеивание картинок. Малыш играет так, как он хочет, взрослый лишь слегка направляет ребенка, в случае необходимости.

На каждый вид деятельности отводится около 10 минут. В процессе игр, у ребенка формируются навык подражания за речью взрослого и навык ситуативной речи. Таким образом, при частой смене видов деятельности, дети раннего и дошкольного возраста могут активно играть около 45-60 минут.