Автор Тема: Логопедический массаж  (Прочитано 100114 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Логопедический массаж
« Ответ #60 : 19 Марта 2010, 20:27:27 »
Но в зависимости от формы ДЦП и речевых расстройств будут различные направления логопедической работы. Так при спастической дизартрии будут следующие направления работы:

1.                    Нормализация тонуса в артикулярном аппарате, мимической мускулатуре и конечностях.

- подбор специальной позы, при которой наблюдается максимальное снижение тонуса и минимальное влияние патологических рефлексов в процессе речевого акта;

- покачивание торса ребёнка и лёгкое потряхивание всех конечностей.

2.        Развитие и формирование кинестетического контроля:

- формирование кинестетического следового образа в артикуляторной мускулатуре (логопед своей рукой воспроизводит определённое положение языка и губ у ребёнка в зависимости от артикуляции звука);

- массаж артикуляторной мускулатуры по общепринятой методике и точечный массаж методом штопора.

 3. Формирование слухового контроля за произношением и развитием фонематического анализа:

- игры-упражнения в звукоподражании;

- работа по развитию фонематического анализа и синтеза по общепринятым методикам.

4.      Нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры:

- работа по удлинению выдоха;

- формирование умения задерживать дыхание и регулировать силу и толчок выдыхаемой струи.

5.     Формирование речевого дыхания вне фонации:

- постановка грудно-брюшного дыхания;

- отработка синхронного дыхания с логопедом.

6.    Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи:

- отработка синхронного дыхания на слогах: АХ, УХ, ИХ;

- отработка голосоподачи при обоюдном контроле руки ребёнка и логопеда при пении гласных  а-, у-, и-.

7.    Коррекция нарушений звукопроизношения. Последовательность постановки звуков и коррекции звукопроизношения зависит от локализации параличей и парезов в артикуляторном аппарате и индивидуальных компенсаторных способностей ребёнка. В первую очередь ставятся те звуки, при образовании которых соответствующие отделы языка и губ наименее спастичны.

Основные направления логопедической работы на индивидуальных занятиях при гиперкинетической дизартрии:

1.       Подбор для больного ребёнка  позы, при которой количество и интенсивность непроизвольных движений были бы минимальны. При этом применяется фиксация конечностей и головы в среднем положении – в тех случаях, когда гиперкинезы отдельных частей тела вызывают или усиливают насильственные движения  артикуляторного аппарата, а также тогда, когда попытки к речи усиливают непроизвольные движения отдельных частей тела.

2.       Обучение ребёнка удерживать мышцы лица в состоянии покоя с использованием способности к самоторможению гиперкинеза на основе обучения расслаблению мышц:

- Психотерапевтическое воздействие, основная цель которого – снять мышечное беспокойство и напряжение в возможных пределах и привести ребёнка в состояние эмоционального покоя. Подобного состояния можно добиться объяснением, стимулирующим расслабление мышц шеи, конечностей, ротовой полости, дыхательной мускулатуры. Голос логопеда, в зависимости от цели воздействия, должен быть спокойным и властным, мягким и жёстким, но без лишних звонких модуляций. Содержание речи логопеда очень простое, речевые инструкции повторяются, меняется  лишь эмоциональный фон. После этого следует перейти к пассивным поворотам головы в любом направлении с одновременной фиксацией раздражимых областей.

- Массаж в основном одного типа: лёгкое плоскостное поверхностное поглаживание. Движения способствуют оживлению кинестетического анализа, повышению кинестетического контроля. Массаж лицевых мышц выполняют в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляторной зоны. По длительности – не более 5 минут, в медленном темпе. Подключается точечный перекрёстный массаж тормозным методом.

- Пассивные движения двух видов: статические и динамические. Статические: когда ребёнок говорит, логопед затормаживает насильственные повороты головы, движения челюстей, губ, приведение и отведение рук, ног, вращение туловища. Динамические: направлены на изменение амплитуды движения челюсти, губ, языка. Сразу же после проведения пассивных движений проверяют возможность самостоятельного управления нужной позицией при общем покое и при включении в движение. Все пассивные движения, сочетаемые с упражнениями на расслабление мышц, выполняются плавно, медленно, ритмично, с возможно большей амплитудой, не допуская болевых ощущений. На всём протяжении занятий необходимо привлекать внимание ребёнка, обучая его выделять ощущение данного движения, воспроизводить его по словесному обозначению.

3.       Обучение правильному речевому дыханию при беззвучной артикуляции. У детей с гиперкинезами наблюдается недостаточное развитие ритма и глубины дыхания. Вначале нужно обращать внимание на выработку активного сильного выдоха, затем тренировать ритмичность дыхательных движений (дышать ритмично и синхронно с логопедом). Можно использовать глубокое дыхание для борьбы с гиперкинезами как один из методов расслабления мышц.

4.       Выработка правильного речевого дыхания при фонации гласных а, и, у, тренировка умения сочетать выдох с моментом голосообразования.

5.       Постановка звуков. Последовательность постановки звуков определяется локализацией гиперкинезов в артикуляторном аппарате. В первую очередь отрабатывают звуки, которые образуются в тех отделах артикуляторного аппарата, где наблюдается наименьшее количество гиперкинезов. Например, если насильственные движения отсутствуют или слабо выражены, то в первую очередь ставят губные звуки.

6.        Выработка плавного произношения и правильной интонации.

В результате этой работы удаётся поставить все звуки, но чистого произношения всех звуков в связной речи достичь не удаётся. Достаточно, если звук будет понятен слушающим и отождествлён с необходимой фонемой.

 

Важной проблемой изучения речевых нарушений при детском церебральном параличе является разработка нейролингвистического подхода к их анализу с учётом форм детского церебрального паралича, а также совершенствование путей и методов логопедической работы при этом заболевании. Не меньшее значение имеет дальнейшая разработка путей и методов ранней логопедической работы, начиная с преддошкольного и дошкольного периода.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн mama ZLATI

Re: Логопедический массаж
« Ответ #61 : 19 Марта 2010, 22:08:44 »

Со льдом все очень просто. Нужно заморозить воду в стаканчике (я из под Активиа творожной делаю, он получается такой большенький кусочек, легко держать в руках), обернуть полотенцем со стороны своей руки, чтоб пальцы не мерзли и водить по щечкам и губкам.
  Я делаю лед в стаканчиках из под растишки, заливаю в них воду и ставль палочку из под чупа-чупс и в морозильник. Потом с таким льдом работать удобней, руки не мерзнут и не скользит.
я верю в чудеса,а ты?

Логопед

  • Гость
Re: Логопедический массаж
« Ответ #62 : 20 Марта 2010, 07:54:51 »
Здравствуйте.
По 1 вопросу с помощью зонда №2 продвигаемся от кончика языка до место рвотного рефлекса, определяем его границы, затем делаем частые «походы» от кончика к «зоне» и слегка переходим границу, быстро. Затем после привыкания продвигаемся следующий раз дальше и т.д. Это длительный процесс зависит от настроения ребенка. Привыкание возникает, только сроки разные.


Скажите пож-та, а если пока нет зондов, то можно это делать зубной щеточкой или может чем еще можно заметить?
нет зубной щеткой нельзя, можно попробовать пальцем обвернутым стерильной салфеткой, нежно проходить вперед назад, ища границу.


Логопед

  • Гость
Re: Логопедический массаж
« Ответ #63 : 20 Марта 2010, 08:03:25 »
У моего очень сильные гиперкинезы языка ( язык постоянно вперед-назад) и ротовой полости. Что можно сделать при этой проблеме. Расскажите, пожалуйста, про точки при гиперкинезах.
Сильный гиперкинез языка вопреки бытующему мнению «работается» как классическими точками, применяемыми при данной проблеме, так и достаточно интенсивными приемами воздействия на язык. Я знаю, что со мной будут спорить, но есть результаты работы.

Скорее всего, мы говорим о гиперкинезе по типу псевдобульбарная дизартрия, здесь важно направленно работать по устранению пирамидного спастического паралича.  Подробнее вечером, прошу модерато дать возможность редактировать сообщения.

Оффлайн клим

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3469
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 7
  • Юля и Сережа, Подмосковье
    • Мой теремок
    • Награды
пРИ эпилепсия, я бы не работала, ни массажем, ни с другими "провакационными" техниками. Если вам дудут предлагать- то никаких гарантий не даеться, организм себя непредсказуемо ведет при таких вещах...

Людмила Викторовна, простите великодушно, но хочется уточнить, что значит, что "не работала бы ни массажем".
Про провакационные техники, думаю поняла. Неужто нельзя совсем обычный логопедический массажик, совсем простенький. Или Вы что то другое имели ввиду?
Поскольку Жизнь конечна, надо ЖИТЬ в предлагаемых обстоятельствах.
     

Оффлайн клим

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3469
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 7
  • Юля и Сережа, Подмосковье
    • Мой теремок
    • Награды
Людмила Викторовна, еще один вопрос. Я его писала Вам в личку, но ответа не получила, к сожалению, может здесь Вы ответите. Что Вы посоветуете из массажных движений, точечного массажа или других практик для уменьшения слюнотечения у ребенка (интеллектуально плох, обращенную речь не понимаем). Заране спасибо!
Поскольку Жизнь конечна, надо ЖИТЬ в предлагаемых обстоятельствах.
     

Логопед

  • Гость
Некоторые методы преодоления чрезмерной саливации:
Указательным и большим пальцем руки легкими движениями массируем по обеим сторонам от «уздечки» под языком. А также круговыми движениями  указательным пальцем в углублении под языком.

Логопед

  • Гость
Re: Логопедический массаж
« Ответ #67 : 20 Марта 2010, 19:31:18 »
У моего очень сильные гиперкинезы языка ( язык постоянно вперед-назад) и ротовой полости. Что можно сделать при этой проблеме. Расскажите, пожалуйста, про точки при гиперкинезах.
От себя добавлю:
Теория
Гиперкинез (греч. hyper - над, сверх и kinesis — движение) — патологические внезапно возникающие непроизвольные насильственные движения в различных группах мышц.

Проявляются при органических и функциональных поражениях нервной системы.
Обычно возникают при поражениях коры головного мозга, подкорковых двигательных центров или стволовой части мозга.

Нередко - на фоне инфекционных заболеваний (энцефалит, ревматизм), дисцикуляторной энцефалопатии, после перенесенной черепно-мозговой травмы, интоксикации и др.

К гиперкинезам относят атетоз, хорею, дрожательный паралич, миоклонию и др. Развивается вследствие поражения нейронов различных структур головного мозга: экстрапирамидной системы таламуса, субталамического ядра, зубчатого ядра мозжечка, красного ядра и их систем связи.

Выраженность гиперкинезов можно уменьшить или кратковременно прекратить волевыми воздействиями, а также болевыми раздражениями, изменением позы, сном. Во сне гиперкинезы исчезают.

Практика
1.Медикаментозное лечение, назначенное невропатологом.
2.Лучше если языком будет заниматься логопед, который владеет приемами ручного и зондового массажа, а также точечным.
3.Физиотерапия.

Моя практика: я использую приемы точечного массажа по методу Архипова Е.Ф.(можно глянуть http://www.pedlib.ru/Books/2/0413/2_0413-38.shtml) +  зондовый массаж + плюс точечный массаж языка.     


Логопед

  • Гость
Вопреки бытующему мнению о расслаблении языка при гиперкинезе, выполняю активную стимуляцию, вызывающие сопротивление мышц, мышцы начинают работать, движения координируются.

Оффлайн клим

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3469
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 7
  • Юля и Сережа, Подмосковье
    • Мой теремок
    • Награды
На ваш вопрос отвечу историей: работала раньше в муниципале, проводила групповые логопедические занятие, дети обычные с речевыми нарушениями. В структуре занятия артикуляционная гимнастика базисная без излишеств. Занятие прошло гладко, спустя час у девочки эпилептический припадок. После занятия обед, и спать, в спальни и случился.  Девочка в саду приступов не давала ранее.  Далее были повторы. Проследила второй раз также после использования гимнастики в занятии. Вот и вывод о стимуляции, и возможности припадка. Хотя все индивидуально. А логопеды берутся? Может кто-то и работает с эпилепсией, у меня пока нет наработок в этой области.   
Логопеды берутся за обычный "без излишеств", как Вы пишете, логопедический массаж. Что-то подобное что делали нам и что делаю сейчас сама Вы показывали в одном из видеоролликов.  С некоторых пор я делаю сама, так как - у меня получается не хуже, а даже лучше, так как ребенок не всегда готов к массажу, тогда когда приходит логопед, может раскапризить и приход спеца насмарку. Я же делаю, тогда когда он может это переносить, и столько сколько он может, иногда по нескольку раз в день но по чуть-чуть. Наш эпилептолог разрешает мне делать обычный лого массаж, но с осторожностью относится к идее зондового. А логопеды не берутся за зондовый, так как ни кто не хочет брать на себя ответственность, все хотят работать, чтоб потом без претензий. За детей со сложным анамнезом мало кто имеет смелость браться.
По Вашему тоже получаетс, что ребенку с эпи ничего делать нельзя, я Вас правильно поняла?
Поскольку Жизнь конечна, надо ЖИТЬ в предлагаемых обстоятельствах.
     

Оффлайн ДЦПшник

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 15772
  • Страна: pt
  • Благодарностей: 167
  • Пол: Мужской
  • Нет некрасивого движения, бывает мало напряжения
    • Skype: dcpshnik
    • Мой теремок
    • Награды
Вопреки бытующему мнению о расслаблении языка при гиперкинезе, выполняю активную стимуляцию, вызывающие сопротивление мышц, мышцы начинают работать, движения координируются.
по-моему это логично
The mind needs to look at the world from different perspectives

Логопед

  • Гость
Сугубо индивидуально! Вы чувствуете, что может спровоцировать,  вы мать, я думаю, вы даже «предвестники» все знает наступления приступа, так ведь. Точечные методы также не рекомендую, они активно спровоцируют.  

Логопед

  • Гость
Вопреки бытующему мнению о расслаблении языка при гиперкинезе, выполняю активную стимуляцию, вызывающие сопротивление мышц, мышцы начинают работать, движения координируются.
по-моему это логично
не подавлять, а преодалевать  гиперкенезы

Оффлайн клим

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3469
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 7
  • Юля и Сережа, Подмосковье
    • Мой теремок
    • Награды
Сугубо индивидуально! Вы чувствуете, что может спровоцировать,  вы мать, я думаю, вы даже «предвестники» все знает наступления приступа, так ведь. Точечные методы также не рекомендую, они активно спровоцируют.  
У нас пока такая форма эпилепсии, когда приступы, если начинаются, то без предвестников. У нас были серийные инфантильные спазмы. Сейчас ремиссия по приступам чуть больше 2-х лет, но эпиактивность есть.
Значит только легкий классический?
Поскольку Жизнь конечна, надо ЖИТЬ в предлагаемых обстоятельствах.
     

Логопед

  • Гость
Консервативное лечение гиперкинезов
•Улучшение кровообращения и метаболизма мозговой ткани.
•Препараты, подавляющие функцию
•Общеукрепляющие процедуры, парафиновые аппликации, ванны, лечебная физкультура.
•Диета, богатая витаминами.

Кстати о диете:
НООТРОПНАЯ ДИЕТА ИЛИ КАК КОРМИТЬ МАЛЫША, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УМНЕЕ?

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема повышения умственного потенциала у детей с разной неврологичной патологией.
Несмотря на то, что современная медицина имеет в своем распоряжении довольно богатый арсенал ноотропов - препаратов, которые активизируют умственную деятельность, продолжаются поиски новых, более физиологических, менее чужеродных и нетоксичных биостимуляторов мозга, которые улучшают память, способность к обучению и воспроизведению выученного материала.

В последнее десятилетие появилось множество данных про активизирующее (стимулирующее) функции коры головного мозга действие разных пищевых продуктов, высокой эффективности ряда пищевых ингредиентов. Известно, что отмеченные биологические пищевые субстраты, главным образом аминокислоты, создают строительные блоки, которые используются в изготовлении нейромедиаторов (ацетилхолин, серотонин, ГАМК), нейрогормонов (дофамин, норепинефрин, эндорфины), которые определяют активность мозга (внимание, память, процесс мышления, речь, интерес, соотношение сна и бодрствования), его гомеостатическое равновесие.

В Центре с 1999 года в систему реабилитации отдельных групп детей с умственной задержкой и речевыми нарушениями (алалия, афазия, дизартрия, включена специализированная ноотропная диета). Данная диета представлена продуктами с высоким содержанием лецитина (яйцо, печенка, твердые сорта сыра, растительные масла, сметана, бобовые), незаменимых аминокислот, особенно триптофана (твердый сыр, печенка, куры-бройлеры, сыр, сгущенное молоко, рыба, бобовые), витаминов группы В (крупы, особенно гречневая и овсяная, хлеб грубого или помолу с высевками, молочные продукты, овощи, прежде всего картошка, фрукты).

При выписке из Центра данной категории больных рекомендованы соблюдение и расширение ноотропной диеты с добавлением морской капусты, мяса морских бесхребетных, рыбной икры, гороха, фруктов (преимущественно бананы и киви).Образцовое суточное меню ребенка 3-х лет. Завтрак: сладкий чай - 100-150 г, каша молочная рисовая с изюмом - 200 г, твердый сыр - 30 г, сливочное масло - 5 г, булка с высевками - 30 г. Обед: салат из бурака с горохом и растительным маслом - 75 г, суп- лапша домашняя с курицей - 250 г, тефтели рыбные - 50 г со сложным гарниром (картофельное пюре - 100 г, зеленый горошек - 5 г, петрушка - 3 г), бананы - 50 г, кисель фруктовый - 150 г, хлеб II сорта - 75 г. Полдник: яблоки (виноград) - 100 г, сок фруктовый или овощной - 100-150 г, печенье - 30 г. Ужин: яйцо отваренное - 20 г, запеканка сырная с арбузом - 100 г, оладьи - 50 г с гарниром (рагу из овощей - 100 г), какао с молоком - 150 г, хлеб II сорта - 50 г. Ужин: кефир - 100 г, пряник - 50 г. Нами на протяжении 2 лет наблюдалась группа детей в возрасте от 2-х с половиной до 7 лет (100 человек с разным уровнем умственной задержки - главным образом легкого и среднего уровня и речевых нарушений), которые проходят курсы реабилитации в Центре. Из них 75 детей страдали выраженным моторным дефектом (группа детей с разными формами ДЦП), 25 детей с сохраненной двигательной активностью. У 61 ребенка диагностирована задержка умственного развития, у 20 - дизартрия, преимущественно псевдобульбарная, у 17 - моторная алалия, у 2-х детей афазия (сенсомоторная). Всем пациентам была назначена ноотропная диета, которой они придерживались и далее. Этим больным проводилось психологическое тестирование в начале и в конце курса лечения, логопедическая коррекция языковых нарушений, все дети осмотрены психиатром. В катамнезе у 53-х детей с умственной задержкой отмечена позитивная динамика в виде увеличения коэффициента IQ за счет повышения концентрации внимания, улучшения памяти, воспроизведения выученного материала, нормализации эмоционального тонуса. У 11-ти детей с дизартрией улучшилось произношение звуков, отдельных слов, дифференцирование подобных по звучанию фонем, изложение вербального материала. 26 больных с моторной алалией приобрели навыки в виде лексико-грамматических конструкций. Состояние одного ребенка с афазией не улучшилось.   Таким образом, включение в процесс реабилитации ноотропной диеты позволяет близко подойти к решению проблемы более физиологической медицины и социальной адаптации детей с умственной задержкой и речевыми нарушениями.