Автор Тема: Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни.  (Прочитано 30295 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн detiangeliАвтор темы

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 513
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 250
  • Пол: Женский
    • Награды
Нормы нервно-психического развития ребенка первого года жизни
1 месяц
Руки согнуты во всех суставах, пальцы сжаты в кулачок и приведены к туловищу. Ноги согнуты и слегка отведены в бедрах. В положении на животе поворачивает голову в стороны, чаще к источнику света. На раздражитель реагирует общей двигательной активностью. На животе - приподнимает голову на несколько секунд и устанавливает ее по средней линии. К концу первого месяца (а иногда и раньше) умеет сосредотачиваться на предмете и прослеживать движущийся объект одними глазами, без участия головы. Издает гортанные звуки.


2 месяц
Увеличивается количество активных движений. Чаще отводит руки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, открывает кулачок, поворачивает голову в сторону. На животе - удерживает голову по средней линии более продолжительное время. Начинает удерживать голову в вертикальном положении, но еще не постоянно, голова «болтается». Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Движения глазных яблок становятся плавными, координированными. Ребенок улыбается на ласковое обращение к нему, гулит.

3 месяц
Нарастает объем движений в конечностях, особенно в плечах. Ребенок удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот. В положении на животе поднимает голову и опирается на предплечья под острым углом. Хорошо держит голову в вертикальном положении, поворачивается со спины на бок. Сгибает голову при попытке поднять его за руки из положения на спине. За предметом иногда следит не только глазами, но и поворотом головы. Поворачивает голову на голос мамы, пристально смотрит на лица, делает попытки рассмотреть вложенную в руку игрушку. Прослеживает предмет и в положении лежа, на животе. Улыбается, иногда смеется в голос. Улыбка сопровождается двигательной активностью, общим оживлением. В конце третьего месяца при виде груди матери или бутылочки с молоком ребенок оживляется. Видит игрушку, тянется к ней и хватает ее.

Добавлено (10.04.2008, 18:42)
---------------------------------------------
4 месяц
Хорошо держит голову, поворачивается по направлению звука, тянется к игрушке, хватает ее. Ощупывает предметы руками, тянет их в рот. Поворачивается на бок. При потягивании за руки садится. С поддержкой сидит. Лежа на животе, опирается на предплечья под прямым углом, приподнимает верхнюю часть туловища. Внимательно следит за движущимся предметом. Различает голоса близких, часто улыбается, смеется, издает громкие протяжные звуки, более четко произносит гласные.

5-6 месяц
Сидит при поддержке за одну руку, а иногда и самостоятельно. Поворачивается со спины на бок и живот. На животе опирается на разогнутые руки, поднимает верхнюю часть туловища, опираясь на ладони. Начинает хватать предметы, к которым прикоснулся не только внутренней, но и тыльной стороной кисти. Лежа на животе, ребенок вытягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую. Лежа на спине, играет стопами. Следит за упавшей игрушкой, поднимает ее. Произносит согласные звуки, делает попытки произнести слоги «ба», «па», «ма», «дя».

7-8 месяц
Самостоятельно уверенно сидит, сохраняет равновесие. Встает на четвереньки, поворачивается с живота на спину. Пытается сесть самостоятельно из положения на спине, при поддержке встает на ноги, с опорой некоторое время может стоять. Хлопает в ладоши. Повторяет слоги «ма-ма», «ба-ба». Проявляет интерес к новым предметам.

9-10 месяц
Встает на колени, держась за барьер, передвигается, держась за опору. Стоит с поддержкой, делает попытки стоять самостоятельно, ползает. Подражает движениям взрослых. Берет мелкие предметы двумя пальцами, собирает разбросанные игрушки, достает их из ящика, следит за падением предметов. Говорит отдельные слова: «папа», «мама», «дядя», «баба». Выполняет простые просьбы взрослых, понимает запреты.

11-12 месяц
Ребенок ходит с поддержкой за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще неустойчивая, малыш часто падает. Свободно манипулирует предметами. Приседает, чтобы поднять упавшую игрушку. Знает части тела, «помогает» при одевании. Ест самостоятельно ложкой, выполняет большое количество «инструкций». Любит детей. Знает всех в семье.



--------------------------------------------------------------------------------
Пусть в этом мире ты - всего лишь человек, но для кого-то ТЫ - весь этот мир!!!

Оффлайн Darya84

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1096
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Дарья и Никита, Саратов
    • Skype: barlovada84
    • Награды
Этапы нервно-психического развития детей первых лет жизни

Ребенок в возрасте 1 мес.
Д. (Двигательное развитие, моторика). Попытка приподнять голову, лежа на животе
П. (Психическое развитие). Кратковременно фиксирует взгляд и прослеживает за игрушкой. Первая улыбка при общении с взрослыми.
Р. (Речевое развитие). При общении издает тихие тайные звуки - короткое гуление, гукание.  

2 мес.
Д. Приподнимает и 10-20 сек, удерживает голову, лежа на животе. В вертикальном положении удерживает голову не постоянно.
П. Длительно удерживает предмет в поле зрения, четко следит за двигающимся в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при общении со взрослым.
Р. Начальное гуление (гукание) при положительном эмоциональном состоянии.

3 мес.
Д. Хорошо держит голову и в вертикальном положении. Опирается на предплечья, согнутые под острым углом, лежа на животе.
П. В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются нецеленаправленные движения рук.
Р. Певучее гуление.  

4 мес.
Д. Опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, лежа на животе. При фракции за руки из положения лежа на спине - активно приподнимает (сгибает) голову - подбородок достает до грудины; пытается подтянуться к: рукам взрослого.
Переворачивается со спины на бок.
Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее.
П. При попытке врача играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать  (отличает ее от других взрослых).
Р. Длительно гулит. Громко смеется при общении с взрослыми.  

5 мес.
Д. Опирается на ладони вытянутых рук, на одну руку, лежа на животе. Ровно и устойчиво стоит при поддержке взрослым под мышки.
Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью ребенка.
Переворачивается со спины на живот.
П. Плачет, когда уходят, прерывая контакт с ним. Различает строгий и ласковый тон, по- разному реагирует на них.
Р. Подолгу певуче гулит.  

6 мес.
Д. При фракции за руки из положения лежа на спине - садится. Сидит в подушках или при поддержке взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно берет игрушку из руки взрослого с любой стороны.
П. Прекращает плакать, когда берут на руки.
Р. Начало лепет - произносит некоторые отдельные (без повторения) слоги - "ма", "ба"  

7 мес.
Д. Посаженный ребенок самостоятельно сидит, опираясь на руки. Ползает на животе. Начинает поворачиваться с живота на спину.
Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать друг об друга.
П. Различает своих и чужих и по-разному реагирует на них (при попытке врача вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция).
Р. Подолгу лепечет.  

8 мес.
Д. Начинает самостоятельно сидеть без опоры. Встает на четвереньки. Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает грызет его.
П. При назывании взрослым (вопрос "где") разыскивает взглядом знакомый предмет, находящийся в определенном постоянном месте.
Р. Громко повторно (сам) произносит различные слова; "ма-ма-ма", "ба-ба-ба".  

9 мес.
Д. Сидит сам продолжительное время.
Придерживаясь за барьер сам полностью встает, стоит, переступает и опускается. Ходит при поддержке взрослого за обе руки.
Играет с предметами по-разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает.
П. По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например "ладушки", "до свидания", "дай ручку", "открой рот" и т.д.
На вопрос "где" ищет и указывает взглядом или жестом знакомый предмет, независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек.
Поворачивается на собственное имя.
Р. Во время лепета подражает сам себе, повторяя случайно возникающие звукосочетания.  

10 мес.
Д. Стоит самостоятельно без опоры. Ходит, держась одной рукой за опору. Приседает.
При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой.
П. По просьбе берет и подает знакомые предметы ("дай мяч, дай лялю"). Показывает части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании или дефекации.
Р. Повторяет за взрослым новые, ранее не произносимые слоги.  

11 мес.
Д. Уверенно стоит, делает первые шаги без опоры.
П. Играет с пирамидкой, нанизывает кольца. Начинает понимать запрет (реакция торможения при слове "нельзя"). Показывает части своего тела.
Р. Первые лепетные слова: "ма-ма.", "ба-ба"; упрощенные слова- обозначения; "кис-кис", "ав-ав", "бай" и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка и др.) или действием ("ам-ам" - еда).  

1 год
Д. Самостоятельно стоит без опоры, ходит. Приседает и встает. Сам держит чашку и пьет из нее. Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает тянуть предметы и игрушки в рот.
П. Выполняет несколько простых инструкций: "дай то-то, иди ко мне" и д., которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых.
Р. Первые слова: "мама, папа, дай". Появление слов-меток: "бах" - падение и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания звуками и жестами.  

1 год - 1 год 3 мес.
Д. Умеет пятиться, приседать, наклоняться.
Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой.
П. Выполняет простые поручения с предметами: "принеси, положи, открой и закрой ящик" и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке. Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу.
Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков.
Р. Быстрый рост пассивного словаря (запаса понимаемых слов). В активном словаре - произвольное использование знакомых слов; существование особого "жаргона" (облегченные слова).  

1 год 4 мес.-1 год 6 мес.
Д. Поднимается и спускается по ступенькам. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой.
П. Воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия: причесывает, умывает куклу т.д. Строит башню из трех кубиков.
При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные ему предметы, животных и др.
Р. По просьбе взрослого называет хорошо знакомые предметы и объекты. активно использует слова при сильной заинтересованности, удивлении или радости, чтобы назвать предмет.  

1 год 7 мес. - 1 год 9 мес.
Д. Частично раздевается - носки, шапка - с небольшой помощью взрослых.
П. Понимает несложный рассказ по картинке, пытается отвечать на простые вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок.
Р. Произносит предложения из двух слов. Ежедневно появляются новые слова.  

1 год 10 мес.-2 года
Д. Начинает бегать. Умеет подпрыгивать на месте. Попадает по мячу ногой.
Частично одевается - ботинки, носки, шапку.
П. В игре воспроизводит ряд логически связанных действий: куклу купает, затем вытирает.
По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
При игре может контактировать с другими детьми.
Р. При общении со взрослыми использует предложения из 2-3 слов.  

2 года - 2 года 6 мес.
Д. Сам одевается, кроме застегивания и шнуровки.
П. В играх выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем баюкает н укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню, принеси чашку''). Целый день остается чистым.
Р. Говорит многословными предложениями (3-5 слов). Активный словарный запас 50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.  

2 года 7 мес. - 3 года
Д. Полностью сам одевается и застегивает пуговицы. Обувается, с помощью завязывает шнурки.
Может несколько секунд постоять на одной ноге.
П. Воображение в игре (стул - машина, кубик-мыло). Возможность игровых действий без предметов. Появление ролевой игры - например, играя с куклой, говорит; "я - мама", "я - доктор".
Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: "ты будешь зайчик".
Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом. Называет 4 основных цвета.
Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина.
Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы).
Р. Называет имена родителей. Часто задает вопросы ("почемучка "). Говорит о себе "я".
Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения, размышления

Победитель конкурса САМЫЙ ПРИКОЛЬНЫЙ СМАЙЛИК.
   Ждём в гости!

Оффлайн Ruta

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 10869
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 97
  • Пол: Женский
  • Наталья и Лилия, г.Москва, ВАО
    • Skype: Ronatika
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Instagram: nata_ruta_
    • ВКонтакте: https://vk.com/ronatika
    • Facebook: https://www.facebook.com/nataliruta
    • Одноклассники: http://ok.ru/nata.ruta
    • Мой Ангел Живёт на Земле!
    • Награды
Недоношенный ребенок

НОВОРОЖДЕННЫЙ

В России недоношенным считают ребенка родившего между 22-й и 38- й неделями внутриутробного развития с массой тела от 500 до 2500 грамм.

Выделяют четыре степени недоношенности. В основу деления положена масса тела ребенка при рождении. Первая степень 2500-2001г, вторая-2000-1501гр, третья-1500-1000 гр, четвертая менее 1000 грамм. Однако наиболее правильной является оценка степени недоношенности по сроку гестации (беременности). После рождения Н.Р., поскольку не готов к жизни вне материнского организма, с большим трудом, чем доношенный приспосабливается к новым условиям существования. Поэтому и период адаптации у Н.Р. проходит несколько иначе: одни транзиторные состояния протекают более тяжело, и ребенку требуется больше времени, чтобы с ними справиться, другие – менее выражены либо совсем отсутствуют. В частности, Н.Р. дольше теряют массу веса и ее потери значительны 9-14%..Восстанавливается масса тела у них только на 2-3 недели жизни

Н.Р. отличается не только массой и длиной массой и длиной. В зависимости от степени недоношенности кожа этих младенцев бывает ярко-розового, красного и темно-красного цвета.В последнем случае она выглядит глянцевой и как бы просвечивает. Это связано с подкожным жировым слоем, который у Н.Р. практически отсутствует. У Н.Р. он имеется только на щеках.Этим и обусловлен цвет кожи –кровеносные сосуды близко подходят к ее наружному слою.По этой же причине она морщинистая и легко собирается в складки. Личико у такого малыша как у маленького старичка, но это со временем проходит.

С конца 2х суток у Н.Р. обычно начинается физиологическая желтуха, которая в отличии от доношенного ребенка заканчивается не в конце 1-2 недели, а в конце 3-4.При этом она более опасна для Н.Р. Положение осложняется тем, что концентрация «непрямого» билирубина в крови у них снижается медленно и его токсическое действие более выражено, что может вызвать поражение мозга.

Ногти Н.Р. очень тонкие и не всегда достигают кончиков пальцев. Голова Н.Р обычно более крупная, чем у доношенных. Вместе схождения лобных костей с теменными и височными расположены два передних родничка, а между теменными, височными и затылочными -два задних боковых. У Н.Р. эти обычно закрытые к моменту рождения роднички, нередко открыты.Ушные раковины не имеют хрящевой ткани и плотно прижаты к голове, поэтому при уходе надо следить за тем чтобы кожа за ушками не мокла.

Живот имеет очень тонкий жировой слой и поэтому сквозь кожу видны кровеносные сосуды. У Н.Р. в мошонку часто бывает опущено только одно яичко, но даже если их там два, они находятся не на дне мошонки, а в ее верхней половине и при надавливании легко уходит в паховые каналы. Большие половые губы у недоношенных девочек не прикрывают малые, поэтому половая щель у них зияет.

Сердцебиение Н.Р. 140-160 уд\минуту (у доношенного 100-175). Нередко при большой степени недоношенности у ребенка, когда он лежит на боку верхняя половина туловища становиться белой, а нижняя розовой. Это явление возникает из-за незрелости у таких детей отделов мозга, которые следят за тонусом каппиляров кожи. Позже с развитием ЦНС это явление исчезает.

Н.Р. дышит более часто и неравномерно. Между вдохом и выдохом у них нередко возникают паузы различной продолжительности. Частота дыхания от 36 до 82 в минуту.Чем меньше масса тела ребенка тем он чаще дышит.Иногда у малыша возникают судорожные дыхательные движения- ему бывает трудно вздохнуть.Если у доношенного ребенка после рефлекторных движений частота дыхания возрастает, то у Н.Р. оно через 5-6 секунд может на время остановиться или резко замедлиться.

Он будет реагировать нормально на мышечную нагрузку(учащением дыхания) только через 1,5 месяца после рождения.

Система терморегуляции Н.Р. очень несовершенна. Дело в том, что затраты энергии новорожденного компенсируются за счет расщепления жиров, которых у Н.Р. практически нет. К тому же в его пищеварительном соке содержится мало ферментов, способных расщеплять жиры молока. Поэтому он неспособен обеспечить себя энергией нужном количестве и температура его тела в значительной степени зависит от температуры окружающей среды. Кроме того, он много теряет тепла, поскольку отношение поверхности его тела к массе очень велико. Потерям тепла мог бы препятствовать термоизолирующий слой жира, но его нет. В результате Н.Р. перегревается и переохлаждается еще более легко чем доношенный.Эта опасность для них сохраняется несколько месяцев .Особенно нежелательно перегревание ребенка, при этом повышается температура тела, меняется внешний вид и поведение малыша.

У Н.Р. центральная нервная система , регулирующая жизнедеятельность организма, еще незрела. Выражается это, в частности, тем, что у них плохо выражены или вовсе отсутствуют безусловные рефлексы. Например, глубоко Н.Р. не может сосать и глотать, поэтому его кормят через зонд. У более зрелых( с массой выше 1500 грамм)глотательный и сосательный рефлексы уже достаточно выражены, но нескоординированы с дыханием, из-за чего возникают трудности при кормлении таких малышей – у них может остановиться дыхание. Рефлекторные действия имеют огромную важность для двигательной активности ребенка, а значит для его нормального психомоторного развития. Поэтому надо как можно раньше пробудить их у малыша, специально занимаясь с ним. Безусловные рефлексы используются в гимнастических комплексах для младенцев 1 полугодия жизни. По мере того как ребенок овладевает целенаправленными движениями, значение безусловных рефлексов уменьшается, и через6-7 месяцев они исчезают. У некоторых достаточно зрелых Н.Д.( с массой тела от 1500 гр) могут не обнаруживаться сосательный и глотательный рефлексы. Это повод для того чтобы обратиться к невропатологу,поскольку могут свидетельствовать о заболевании ЦНС,

У малышей весом до 1500 гр могут возникнуть проблемы со зрением. Обычно это связано с тем, что из-за дыхательной недостаточности длительное время получали кислород. Высокие концентрации кислорода неблагоприятно действуют на незрелые ткани глаз, вызывая ретролентальную фиброплазию, в результате которых резко снижается острота зрения и может развиться слепота.

При вскармливании Н.Р. возникают серьезные трудности. Ему особенно необходимо грудное молоко, особенно в первый 1,5-2 месяца жизни. Однако его-то часто и не бывает у женщины родившей преждевременно. Оно как правило появляется с запозданием Поэтому матери необходимо приложить усилия для налаживания Г.В.Часто первое время Н.Р. не способен сосать грудь, тогда необходимо наладить кормление сцеженным молоком. Вскармливание смесями, для таких детей особенно нежелательно, так как состав родного молока «индивидуален и идеален для конкретного ребенка, что улучшает его развитие и уменьшает риск развития осложнений.

Оффлайн Ruta

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 10869
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 97
  • Пол: Женский
  • Наталья и Лилия, г.Москва, ВАО
    • Skype: Ronatika
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Instagram: nata_ruta_
    • ВКонтакте: https://vk.com/ronatika
    • Facebook: https://www.facebook.com/nataliruta
    • Одноклассники: http://ok.ru/nata.ruta
    • Мой Ангел Живёт на Земле!
    • Награды
ОТ НЕДЕЛИ до МЕСЯЦА

У Н.Р. увеличение массы тела за 1-й месяц относительно невелико, но это закономерно и не должно расстраивать родителей: приспособление к внеутроубной жизни у таких малышей проходит тяжелее и занимает больше времени.

Рост прибавка за 1 месяц-2,5-5 см.Объем головы на 1-4 см.Причем темпы роста тем выше, чем больше степень его недоношенности. С Н.Р. на прогулки не выходят весь первый месяц жизни. Только в возрасте 3-4 недель, если время года весна-лето и вес ребенка не ниже 2100 гр , можно вынести его на улицу. Зимой и осенью вес ребенка должен быть не ниже 3000-3500 гр.Летом первая прогулка должна продолжаться не более 15-20 мин, а зимой 10 мин, при условии что температура на улице не ниже –5 и нет ветра. Постепенно время прогулки надо увеличивать( до 45 мин ) и гулять 2-3 раза в день, при невозможности прогулки можно заменить ее сном на балконе, при этом одеваем его как для прогулки.

С 2-3 нед возраста, но только с разрешения педиатра, которые учитывая состояние и развитие ребенка, назначают и проводят упражнения и массаж.Комплексы упражнений для Н.Д. включают в себя лечение положением, лечебную гимнастику, приемы классического и точечного массажа.При этом температура воздуха в помещении должна быть выше о 24 грС.

С МЕСЯЦА до ПОЛУГОДА



К трем месяцам Н.Д. удваивают массу тела при рождении( Д.Р. к полугоду),а к 5-6 утраивают.первом полугодии жизни Н.Р. ежемесячно прибавляет в длине телаот 2,5 до 5,5 см.Степень недоношенности меньше влияет на увеличении окружности головы, так если ребенок родился с массой тела менее 2000 грамм, то этот показатель имеет наиболее высокое значение на 2-3 мес жизни. В среднем в первом полугодии жизни окружность головы увеличивается на 4-5 см. темпы увеличения окружности груди составляют 1,5-2 см в месяц.

ОТ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА



После того как миновало первое полугодие жизни,
ребенок растет уже не так быстро как раньше, независимо от того Д.Р или Н.Р.Прирост длины тела в 7-8 мес +2 см, далее +1,5 см.Окружность головы в 7 мес у мальчиков примерно 44-45см, у девочек 43, в 9 мес 46 и 44,5, в год 46,9-45,9.К концу года, или немного позже, закрывается большой родничок.

Оффлайн Ruta

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 10869
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 97
  • Пол: Женский
  • Наталья и Лилия, г.Москва, ВАО
    • Skype: Ronatika
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Instagram: nata_ruta_
    • ВКонтакте: https://vk.com/ronatika
    • Facebook: https://www.facebook.com/nataliruta
    • Одноклассники: http://ok.ru/nata.ruta
    • Мой Ангел Живёт на Земле!
    • Награды
Эмоциональное и психомоторное развитие недоношенных детей ( по степени недоношенности) на 1 году жизни ( по В.Л. Страковской и В.Е. Ладыгиной 1990 год)