Автор Тема: Музыкотерапия!  (Прочитано 29896 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Психолог Михаил

  • Гость
Музыкотерапия!
« : 10 Июня 2008, 00:31:23 »
12-ЛЕТНЯЯ АНЯ, СТРАДАЮЩАЯ ДЦП, БЛАГОДАРЯ ЗАНЯТИЯМ МУЗЫКОЙ НАУЧИЛАСЬ ХОДИТЬ, ТАНЦЕВАТЬ И СТАЛА ПОБЕДИТЕЛЕМ ЧЕТЫРЕХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭСТРАДНЫХ КОНКУРСОВ
Сотрудники Казатинского реабилитационного центра для особенных детей заметили, что музыкальная терапия помогает тяжелым больным быстрее восстанавливаться
Инна РОГОМАН "ФАКТЫ" (Казатин-Киев)
Аня охотно согласилась спеть для сотрудников и гостей центра, намеренно выбрав джазовую импровизацию, чтобы продемонстрировать свой сильный голос. Девочка уверенно держится и танцует, невозможно даже предположить, что у нее ДЦП. Аня участвовала в семи международных фестивалях и конкурсах и стала лауреатом четырех из них. В 2003 году в Винницкой области впервые был объявлен конкурс "Человек года". И Аня получила это звание в номинации "юный талант". На самом деле за всеми ее успехами стоит тяжелый труд.

- Уже три года дочка проходит реабилитацию в Казатинском центре, - рассказывает мама 12-летней Ани Татьяна. - Когда дочка возвращается домой, закрывается в своей комнате и молится за больных детей, которых там видит. Аня считает чудом то, что ей удалось "выходиться". У нашей девочки из-за кислородного голодания во время рождения пострадали центры, ответственные за движения ножек. Когда пришло время ходить, она с трудом могла передвигаться на цыпочках. До сих пор обижаюсь на врача, которая сказала, что наша Аня будет умственно отсталой. Дочка сама подсказала нам, как ей помочь справиться с болезнью: когда ей еще не было и года, она раскачивалась в кроватке и пела. Мы решили, что занятия музыкой помогут ей преодолеть недуг.

- У нас занимаются дети, страдающие тяжелыми болезнями: ДЦП, синдромом Дауна, генетическими заболеваниями, - говорит заведующая отделением трудовой, профессиональной, социальной и психологической реабилитации особенных детей городского территориального центра в г. Казатин Эмилия Гонтарь. - Не все могут учиться играть на классических музыкальных инструментах. Поэтому у нас возникла идея купить караоке и шумовые инструменты. Когда мы прочитали в "ФАКТАХ" интервью, в котором Святослав Вакарчук сказал, что будет помогать больным детям, решили обратиться к нему. Он выслушал нас и согласился дать деньги. Ему понравилось, что мы, пытаясь сделать жизнь больных детей полноценной, заботимся и об их музыкальном развитии. Теперь дети поют караоке и играют на шумовых инструментах.

Полтора года Аня носила специальную обувь - тяжелую и неудобную
- В тот день, когда должны были привезти караоке, наши дети все глаза в окнах проглядели, - вспоминает Эмилия Гонтарь. - Не веря своему счастью, переспрашивали воспитателей: "А я тоже буду петь с микрофоном?" На деньги, что передал детям Святослав Вакарчук, мы купили караоке, синтезатор, колонки, четыре микрофона и разные шумовые музыкальные инструменты. Нашим воспитанникам сложно учиться играть на классических инструментах. Мы разложили бубны, кастаньеты, губные гармошки, дудочки, другие инструменты. Кто что взял, на том и заиграл. Стоял такой звон и свист! А глазки как у детей горели! Теперь на музыкальных занятиях преподаватель играет на фортепьяно, а ребята - на шумовых инструментах. Музыка помогает малышам с тяжелыми недугами развиваться, а некоторым даже преодолеть болезнь.

- Я преподаю музыку в школе и знаю, что, играя на музыкальных инструментах, ребенок массирует кончики пальцев, - рассказывает Татьяна. - Поскольку там находятся нервные окончания, в мозг поступают импульсы, и улучшается работа всех центров, в том числе ответственных за речь, память, координацию движений. Занятия музыкой придают детям уверенность. Аня спокойно выходит на сцену. Когда ей было шесть лет, она уже пела в столичном Дворце "Украина". Я сначала переживала, что она испугается большого зала. До начала конкурса вывела ее на сцену, и дочка пришла в восторг.

Конечно, в том, что Аня почти не отличается от сверстников и занимается в обычной школе, большая заслуга ее родителей. Чтобы разработать ножки, мама сама делала Ане разные виды массажа по нескольку раз в день. Полтора года девочка носила специальную ортопедическую обувь - тяжелую и неудобную. Сейчас у таких детей, как Аня, есть возможность проходить специальное лечение. Несколько лет назад родители детей-инвалидов обратились к народным депутатам местных советов с просьбой открыть центр для детей с функциональными ограничениями. Городские власти пошли навстречу этим семьям, создав в территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, инвалидов и одиноких людей отделение реабилитации для особенных детей. Сейчас здесь проходят реабилитацию 18 ребят от 6 до 21 года с разными диагнозами: ДЦП, синдром Дауна, генетические заболевания. Еще 150 детей бесплатно лечатся, среди них и Аня.

Чудеса не случаются без участия добрых людей. Сотрудники центра для детей-инвалидов находят тех, кто помогает им его обустраивать.

- Наш центр финансируется из городского бюджета, - рассказывает директор Варвара Орловская. - Но эти средства покрывают расходы на питание и коммунальные услуги. А сегодня есть столько методов для реабилитации! Они должны быть доступны и жителям глубинки.

- В советские времена отношение к инвалидам было таким: сиди дома и не тревожь других людей, - рассказывает психолог центра Татьяна Яковлева. - В развитых странах на улице, в магазине, музее, в офисе встретить человека в инвалидной коляске в порядке вещей. Окружающие на них реагируют адекватно, и эти люди чувствуют себя комфортно. Наших же инвалидов чаще можно увидеть на улице с протянутой рукой. Большинство стесняются своей болезни, часто оказываются один на один с проблемами. Ведь здоровому человеку они непонятны, да и неинтересны. Но никто не может быть застрахован от беды. Наша жизнь не приспособлена для инвалида. Чтобы ухаживать за таким ребенком, мама вынуждена забыть о себе. Когда обычный ребенок болеет, родителям тяжело. А представьте, что это длится не неделю-две, а годами, изо дня в день... Когда мы создавали свой центр, то понимали, что помощь нужна не только больным детям, но и их родителям. Важно, чтобы мамы и папы поверили, что у каждого ребенка своя судьба, что можно помочь таким детям быть счастливыми. С нашей помощью семеро ребят поступили в Институт развития человека "Украина", его филиал есть и в Виннице. Когда мы познакомились, эти дети только закончили школу, на работу их никто не брал. Мы помогли им собрать необходимые документы. Недавно наш подопечный,

24-летний Богдан Макаревич, у которого ДЦП, закончил этот институт и работает инструктором-реабилитологом в центре.

"В центре ребят учат общаться, готовить еду, выращивать овощи"
- У нас много малообеспеченных семей, нередко ребенка-инвалида воспитывает только мама, - продолжает Эмилия Гонтарь. - Некоторые ребята дома совсем отрезаны от цивилизации, не у всех есть даже телевизор. Мы нашли спонсоров, которые помогли нам оборудовать кухню. Купили микроволновую печь, холодильник, хлеборезку. Наши ребята учатся здесь готовить простую еду. Когда у мамы на руках больной ребенок, то она думает лишь о том, как его прокормить, на что купить лекарства. Сил на развитие малыша часто уже не остается. Недавно к нам пришел 8-летний Саша, у которого врожденное поражение костей, вывихнуты все суставы. Ребенку нужно сделать не одну операцию, а у родных нет возможности его лечить. Мама мальчика целый день на работе, отец умер, за Сашей присматривали старшие сестры. Он садился на лавочке, рассматривал прохожих. Люди видели больного ребенка - кто конфетку давал, кто копеечку. Саше это понравилось, и он стал выпрашивать деньги. Мы забрали мальчика в центр. Здесь с ним занимаются педагоги-воспитатели, вместе с другими детьми он учится общаться, ухаживать за собой. Чтобы избавиться от комплексов, человеку нужно почувствовать себя значимым. Мы для своих ребят придумываем занятия, которые помогают им обрести уверенность. Во дворе есть маленький огород, дети сами выращивают там зелень, овощи. В прошлом году собранный урожай мы продали, а на вырученные деньги купили красивые горшки для цветов.

- Из-за того, что нет специализированных садиков, куда бы родители могли отвести на день больного малыша, все заботы ложатся на их плечи, - продолжает Татьяна Яковлева. - Мамы и бабушки жалеют детей, часто делают за них то, с чем те могли бы справиться и сами. В результате ребенок-инвалид становится совсем беспомощным. В центре есть воспитатели и педагоги, они могут оценить реальные возможности больного ребенка и помочь ему стать самостоятельным. Приятно слышать разговоры родителей о том, как они собирают малыша на занятия, покупают ему школьные принадлежности, новую одежду. В этих семьях появляются обычные для всех заботы, за которыми они забывают о том, что их ребенок не такой, как все. Пока ребята здесь находятся, мама может свободно распоряжаться своим временем, работать, учиться. Если мы сможем помочь хотя бы нескольким людям преодолеть свое горе, будем счастливы.

 

« Последнее редактирование: 17 Ноября 2008, 16:18:41 от Ruta »

Оффлайн ДЦПшник

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 15772
  • Страна: pt
  • Благодарностей: 167
  • Пол: Мужской
  • Нет некрасивого движения, бывает мало напряжения
    • Skype: dcpshnik
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Побольше бы таких центров!!!
« Ответ #1 : 10 Июня 2008, 12:31:45 »
Чтобы таких центров быдо побольше нужна федеральная государственная программа реабилитации.
А еще лучше отдельное министерство. Такие муниципальные реабилитационные центры в обязательном порядке должны иметь стационар.
The mind needs to look at the world from different perspectives

Оффлайн ФЕЯ

Музыкотерапия
« Ответ #2 : 21 Августа 2008, 23:03:54 »

Вы знаете, единственное, что может успокоить мою дочку, когда у неё начинается истерика - это музыка. При чём только та, которая ей нравится. В разные периоды её жизни это разные мелодиии. Но все они весёлые. Кстати, музыку мы слушаем только на мобильном. В связи с этим нашла интересную статью




Музыкотерапия
Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа.
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегдасоразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.
Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.
Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган.
Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.
Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма. Тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
облегчение осознания собственных переживаний;
конфронтацию с жизненными проблемами;
приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

В зависимости от активности пациентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач МТ может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда пациентам предлагают только прослушать музыку.
Пассивная музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения.
При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант МТ. Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития

Ее цель – это адаптация ребенка с нарушениями развития к жизни в нашем обществе. Поэтому и все усилия направлены на реализацию этой цели. Способ, при помощи которого ребенок сможет приспособиться к миру, зависит от особенностей самого ребенка, его возможностей. Чтобы понять, что нужно данному ребенку с нарушениями развития и как лучше организовать помощь ему, необходимо сотрудничество многопрофильной команды специалистов, каждый из которых вносит свой вклад в общую работу. В программу занятий с ребенком в Центре лечебной педагогики могут входить групповые и индивидуальные занятия, которые ведут логопед, дефектолог, психолог, специалист ЛФК и другие специалисты.
Особое место в программе занимают музыкальные занятия. Занятия музыкой с «особыми» детьми – это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются очень многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.
Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка. На музыке часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями – терапевт, играющий произведения, которые ему нравятся, получает удовольствие, которое передается ребенку и всем присутствующим на занятии. С другой стороны, на музыкальном занятии у терапевта есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий – он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в барабан и др.) и при этом получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно.
После того, как ребенок эмоционально включился в процесс занятия, ему становится легче выполнять действия, которые предлагает ему терапевт, подчиняться правилам занятия – не просто стучать в барабан, а только когда играет музыка, петь ту песню, которую поют все и т.д. Таким образом, эмоциональная включенность ребенка помогает организовать совместную деятельность его и терапевта. При этом развивается и активность самого ребенка. Если сначала терапевт принимал все, что делал ребенок, то теперь от ребенка ждут определенных действий. Ребенок начинает действовать произвольно, выполняя то, что просит терапевт, и отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний. Здесь необходимо помнить, что музыкальный зал стал для ребенка любимым местом, где он привык получать удовольствие. Для того, чтобы эта связь не исчезла, ребенку надо дать возможность играть в любимые игры даже если они не входят в программу занятий, которую терапевт составил для ребенка на этом этапе. Мы договариваемся с ребенком, предлагаем ему дождаться окончания упражнения, после чего ему разрешат поиграть на любимом инструменте или побегать, как он привык на первых занятиях. Это способствует, с одной стороны, развитию произвольности, сознательной регуляции деятельности, а с другой – возникновению общения между ребенком и терапевтом.
У многих наших детей имеется богатый опыт посещения больниц, где делают уколы, болезненный массаж и т.д. В результате они боятся попадать в новые места, общаться в незнакомыми взрослыми – они не знают, чего ждать от взрослого, который может и обидеть, и заставить делать что-либо неприятное. Для того, чтобы у ребенка возникло доверие к терапевту, часто нужно длительное время, в течение которого взрослый постоянно демонстрирует свое положительное отношение к ребенку, принятие ребенка со всеми его особенностями, безопасность ситуации, в которую он попал. На музыкальном занятии одни и те же песни, танцы и игры повторяются из занятия в занятие, благодаря чему ребенок довольно быстро запоминает их последовательность и получает возможность прогнозировать дальнейший ход занятия, ждать следующей игры. Такая повторяемость песен и заданий позволяет ребенку преодолеть тревожность, которая обычно мешает ему проявить активность и получить удовольствие от предлагаемых игр, и принять участие в занятии. Когда терапевт видит, что ребенок расслабился, перестал волноваться и со страхом ждать чего-то неприятного, он может постепенно вводить изменения в уже усвоенную структуру занятия – предлагать новые музыкальные игры, другую песню и т.д.
В ситуации взаимного доверия ребенок и терапевт могут начать общение, которого невозможно было достичь в начале занятий. Если ребенку трудно самому выразить свои мысли или желания, это общение может быть регламентировано музыкальным произведением: ребенок и терапевт по очереди ударяют в барабан, ребенок поет простые слова припева песни и т. д. При этом ребенку не нужно самому решать, что сделать или сказать (это очень трудно и аутичным детям, и детям с неврозом или страхами) – он только выполняет знакомые действия в нужный момент. Постепенно у ребенка появляется возможность выбора – что сказать или спеть, как постучать, кого выбрать партнером для танца. Так происходит развитие общения ребенка с терапевтом и другими людьми – присутствующими на занятии детьми и взрослыми.
Таким образом, музыкальные занятия, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка с нарушениями развития, позволяют решать терапевтические задачи, благодаря чему ребенок оказывается готов к другим, более сложным для него занятиям.
Также на музыкальных занятиях решаются коррекционные задачи: развитие двигательной сферы, слухового внимания, восприятия и др.
Терапевт на занятии использует разные музыкальные инструменты: он играет на фортепиано, гитаре, флейте. В течение всего занятия терапевт поет. Ребенку предлагаются разные детские музыкальные инструменты: маракасы, бубенчики, бубен, барабан, ложки, дудочки и др. Во время выполнения разных заданий и игр ребенок слышит разные звуки и видит, какие инструменты их издают. Постепенно он начинает различать знакомые инструменты по звучанию, у него появляются любимые инструменты. Многие дети становятся способны угадать, на каком инструменте играет терапевт, не видя самого инструмента, ориентируясь по слуху. Познакомившись со звучанием разных музыкальных инструментов, дети начинают легче определять по слуху, где находится терапевт. Сначала для многих детей трудно просто повернуть голову в сторону пианино, которое всегда стоит на одном месте. Постепенно они научаются ориентироваться в музыкальном зале, запоминают не только где стоит пианино, но также на каких полках лежат другие инструменты – тогда они довольно быстро находят терапевта, играющего на флейте в каком-нибудь неожиданном месте, например, около окна. Таким образом, при помощи музыкальных средств ребенок учится различать неречевые звуки, локализовать звук в пространстве, определять источник звука, соотносить инструмент и его звучание. Развитие неречевого слуха часто является одной из первых задач, которые ставит перед собой логопед, начинающий работать с ребенком.

Оффлайн ФЕЯ

Re: Музыкотерапия
« Ответ #3 : 21 Августа 2008, 23:04:33 »
Очень важна роль музыкальных занятий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В большинстве случаев дети, не владеющие активной речью, не пользующиеся ею для общения, демонстрируют еще и недостаточное понимание речи окружающих. Это приводит, с одной стороны, к затруднениям общения с детьми и взрослыми и, с другой, к появлению страхов, росту тревожности у ребенка: он не понимает, что ему говорят, поэтому если его что-то напугало, взрослым особенно трудно успокоить ребенка, объяснить ему, что происходит. Также он не понимает, о чем рассказывает педагог на занятии. Но восприятие песни для такого ребенка оказывается легче понимания обращенной речи, поскольку ее содержание передается не только в словах, но еще и в самой музыке. Многочисленные исследования показывают, что очень часто музыкальное произведение несет большую информационную нагрузку, благодаря которой в сознании слушающего возникают различные немузыкальные, часто зрительные образы [Белобородова В.К., Кечхуашвили Г.Н., Назайкинский Е.В.]. Слушая музыку, мы представляем себе красочные картины, причем часто возникающие у разных людей образы оказываются похожими друг на друга. Благодаря такой особенности музыкального восприятия ребенок с нарушениями импрессивной речи может лучше понимать, о чем поют остальные члены группы, и сопереживать им – он оказывается включен в общий процесс больше, чем на других занятиях.
При помощи совместного пения и музыкальных игр специалисты стимулируют и активную речь ребенка. При этом непроизвольный характер занятия и заинтересованная включенность в процесс пения всех его участников позволяет снизить контроль за речью, не позволяющий начать говорить многим детям, которые понимают, что это у них не получается [Битова А.Л.]. Так, часто именно на музыкальных занятиях дети начинают петь или проговаривать простые слова припева любимой песни, и с этого момента на занятиях логопеда появляется возможность работать с ребенком на новом уровне. Также во время пения ведется работа по развитию речевого и певческого дыхания, развитию голоса, интонации.
Музыка помогает развитию чувства ритма, ритмичности движений, речи. На отличия музыкального ритма от любого другого (трудового, стихотворного и др.) указывал Б.М.Теплов [Теплов Б.М.]. По его мнению, ритм музыкального произведения оказывает влияние, с одной стороны, на эмоциональную сферу слушателя, а с другой стороны, его восприятие сопровождается своеобразной двигательной активностью. Таким образом, способность уловить ритм звучащей музыки и начать свое движение, синхронизировав его с ритмом музыки, качественно отличается, например, от простого выполнения физкультурного упражнения под счет тренера – участие в такой деятельности и двигательной, и эмоциональной сферы делает ее для многих детей легче и интереснее. Так, на музыкальных занятиях у детей развивается музыкально-ритмическое чувство, что, в свою очередь, оказывает влияние на двигательную, эмоциональную, познавательную сферы.
Музыкальное воздействие стимулирует собственную активность ребенка. С одной стороны, заражаясь эмоцией, которую несет музыка, ребенок легче включается в общую деятельность, начинает петь или танцевать вместе со всеми или, если его состояние слишком тяжело для таких сложных видов деятельности, просто более внимательно наблюдает за окружающими его взрослыми и детьми. Так благодаря эмоциональному заряду педагоги «втягивают» ребенка в свою деятельность. С другой стороны, сама музыка стимулирует возникновение у слушателя двигательных реакций: многим знакомо появляющееся вдруг желание пойти танцевать под ритмичную танцевальную музыку, часто, не осознавая этого, мы начинаем покачивать ногой, постукивать пальцами по столу. Психофизиологические исследования выявили возникновение микродвижений мышц артикуляторного аппарата и всего тела под действием музыки [Благонадежина Л.В., Готсдинер А.Л., Теплов Б.М.]. Эти микродвижения представляют собой редуцированные крупные движения, которые совершают маленькие дети, – благодаря им оказывается возможно более осмысленное и дифференцированное восприятие музыкального произведения [Ильина Г.А.].
Игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями. Если на первых этапах ребенок с нарушениями двигательной сферы может играть только на самых простых инструментах (маракас или бубенчики, которые крепятся к руке на браслете), то в ходе занятий ребенку становятся доступно все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой моторики и координации движений – ребенок начинает не просто трясти игрушкой, а стучать, попадая палочкой по барабану или маленькой деревянной коробочке. Впоследствии ребенку становятся доступны инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, кастаньеты и др.).
Усложняются и более крупные движения, в которых участвует все тело ребенка. На первых занятиях дети учатся просто ходить под музыку и останавливаться, когда музыка замолкает. В течение года расширяется репертуар доступных детям движений – они ходят под медленную музыку и бегают – под быструю, машут «крылышками», как птички, и переваливаются с ноги на ногу, как мишки, прыгают и кружатся на месте и т.д. Это упражнение требует от детей определенного представления о своем теле и его возможностях. Кроме этого они учатся двигаться рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними.
Движение по пространству музыкального зала во время танца полезно для развития пространственных представлений. Сначала ребенок хаотично передвигается по залу, подходит к стене, к окну. Когда он освоился в пространстве зала, он начинает ходить так, как просит взрослый: чередует ходьбу и бег, садится на стул в определенном месте, ложится на пол и т.д. В ходе занятий усложняются и танцы, которые составляют обязательную часть группового занятия, завершая его. Сначала детям доступно только движение по кругу, причем каждого ребенка держит за руку взрослый, не давая ему уйти из круга или начать движение в неправильном направлении. Постепенно взрослых становится меньше, так что детям приходится самим держать направление, сами танцы усложняются, появляются движения руками, повороты, прыжки, ходьба с разной скоростью в разных направлениях.
Работая с ребенком с нарушениями развития, мы не ставим собственно музыкальных задач, таких как обучение игре на музыкальном инструменте или развитие звуковысотного слуха. Но если ребенок демонстрирует склонность к обучению музыке, индивидуально для него может быть поставлена и такая задача. В общем же случае мы используем музыкальную деятельность как способ развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации.
Музыкальные занятия, проводимые в Центре, напоминают занятия, которые проводятся в детских садах. Однако между ними есть ряд различий. Одно из главных различий, на наш взгляд, состоит в том, что мы ставим перед собой другие задачи. Если музыкальные руководители детских садов стремятся учить детей выполнять довольно сложные движения (например, «пружинить на ногах», «бегать быстро с высоким подъемом ног»), отмечать в своих движениях метрическую пульсацию и ритмический рисунок [Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.], то в работе с детьми, имеющими нарушения развития, задачи иные. Так, многие дети с тяжелыми нарушениями развития демонстрируют настолько выраженные проблемы, что даже программа младшей группы детского сада оказывается для них неприемлемой. Бывает и так, что дети могут освоить упражнения, которые выполняют дети в детских садах. Даже в этом случае специалисты, работающие с такими детьми, не просто учат их тому, чем, согласно программе, должны овладеть дети определенного возраста, а используют эти упражнения как средство достижения специальных коррекционно-развивающих задач. И если ребенок не смог в полной мере научиться выполнять движения танца и петь песню, которую поет его группа – даже в этом случае в его состоянии происходят положительные изменения.
Очень хороших результатов позволяют достичь музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения эмоциональной сферы. Часто аутичные дети оказываются очень музыкальными, у них развит музыкальный слух и чувство ритма, они могут долгое время завороженно слушать красивую музыку и сами извлекают из музыкальных инструментов приятные звуки. Поэтому в программу занятий с детьми с аутизмом или невротиками музыка входит обязательно и нередко сразу в нескольких формах: ребенок посещает и групповые, и индивидуальные занятия. В этом случае музыкальные занятия выполняют роль не столько коррекции, сколько терапии, позволяя ребенку расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение с музыкальным терапевтом и проявление собственной активности [Алвин, Уорик].
Существует мнение, что музыка как невербальное воздействие воспринимается правым полушарием мозга. Однако данные различных исследований [Балонов, Деглин; Механизмы деятельности мозга человека], а также проведенный нами эксперимент показывают, что это не так, и в восприятии музыки, а также в активной музыкальной деятельности принимают участие как правое, так и левое полушарие, при чем каждое вносит в процесс свой вклад. Так, правое полушарие позволяет слушателю воспринимать звуковысотные отношения, узнавать мелодию, замечать допущенные при ее исполнении ошибки. Также при участии правого полушария происходит восприятие настроения музыкального произведения, возникают зрительные образы, отражающие содержание слышимой музыки. Работа же левого полушария также важна для восприятия музыки: оно позволяет воспринимать ритм мелодии, темповые характеристики произведения. Также с функцией левого полушария связана способность воспринимать жанровые особенности музыкального произведения, различать, например, марш, вальс и колыбельную, благодаря работе левого полушария, мы связываем звучащую музыку не просто с образом, а с движением, изменением – так, многие представляют себе полет бабочки или птицы, шествие муравьев или ветер, который гонит по небу осенние листья. При дефицитарности левого полушария эта динамика исчезает, и испытуемые говорят о статичных образах: принцесса, цветок и др. [Цыганок, Константинова].
Итак, музыка оказывает воздействие на оба полушария. Возможно, представление о воздействии музыки только на правое полушарие связано с тем, что это действие оказывается больше, чем при других видах стимуляции. Поэтому музыка (как невербальное воздействие, часто предполагающее непроизвольный уровень функционирования) используется нами для стимуляции работы структур правого полушария мозга, для повышения общего психического тонуса, а также для расслабления ребенка, упорядочения его активности.
Медицинские исследования показывают, что при воздействии музыки у слушающего ее изменяются скорость дыхания, пульс, некоторые ритмы электрической активности мозга [Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л.]. При правильном подборе музыки, таким образом, можно оказывать воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Многолетняя практика ЦЛП показывает, что музыкальные занятия часто оказывают на ребенка лечебное воздействие, сходное с действием стимуляторов или нейролептиков. Поскольку мы стремимся действовать не лекарственными, а именно лечебно-педагогическими методами, в большинстве случаев врачи предпочитают назначить ребенку не медикаменты, а специально организованные занятия.
С другой стороны, настолько выраженное действие, которое оказывает музыка на организм ребенка, может оказаться и негативным – в некоторых случаях после интенсивных музыкальных занятий дети становятся возбужденными, не способными сосредоточиться даже на привычных и знакомых делах. Иногда музыкальные занятия могут провоцировать приступ у ребенка с эпилепсией. Поэтому, назначая ребенку музыкальные занятия, необходимо обеспечить регулярный медицинский контроль за его состоянием. В случае, если занятия приносят неожиданный отрицательный эффект, занятия видоизменяются (некоторые виды деятельности заменяются более подходящими конкретному ребенку) или исключаются из программы занятий. Присутствие врача-невролога на занятиях позволяет команде специалистов аккуратно подбирать для каждого ребенка программу занятий и их содержание таким образом, чтобы добиться максимального положительного эффекта.
Музыкальные занятия проводятся в Центре лечебной педагогики уже 17 лет. С самого начала такой работы специалисты ставили перед собой коррекционно-развивающие задачи и организовывали занятие таким образом, чтобы максимально способствовать развитию каждого ребенка, посещающего группу. Вместе с тем за этот период в нашей работе произошли и изменения. Они связаны, с одной стороны, с накоплением и переосмыслением нашего опыта. С другой стороны, изменились дети, которые получают помощь в Центре – среди наших воспитанников все больше детей с тяжелыми нарушениями развития. Если раньше мы искали способы улучшения речи ребенка, освоения разных движений [Попова, Хатуцкая; Хатуцкая; Битова, Липес], то теперь все чаще ставится задача стимуляции элементарной активности у ребенка, который не смотрит в глаза взрослому и не интересуется игрушками.
В работе с такими детьми особенно важно, что групповое музыкальное занятие позволяет создать такую среду, в которой и дети, и специалисты, и (часто) родители могут свободно и с удовольствием петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, общаться. Формы такого музицирования подбираются с учетом возможностей и потребностей каждого члена группы, благодаря чему каждый может активно участвовать в общем занятии, не взирая на ограничения, иногда очень выраженные. Такая организация занятия позволяет всем членам группы почувствовать свои возможности, выразить себя при помощи музыкальных средств. Это очень важно как для детей, так и для их родителей, которые на занятии видят, на что способны их дети, и получают дополнительную возможность взаимодействия с ними посредством музыки. Одной из задач, которую мы ставили в группе детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, была психологическая поддержка для их родителей. Родители вместе с детьми сидели в кругу, играли на шумовых инструментах, пели песни. Состояние детей было настолько тяжело, что они не только не пели, но и не могли произвольно издавать звуки, но родители настолько погружались в общую музыкальную деятельность, что такие занятия служили для них своеобразной психотерапией. К концу года мы заметили изменение состояния всех родителей, посещавших наши музыкальные занятия. Кроме того, у нас организовался прекрасный хор.
Итак, роль музыкальных занятий в помощи ребенку с нарушениями развития велика. Это признают все специалисты, работающие с такими детьми. С другой стороны, одни только занятия музыкой не могут решить всех задач, которые мы ставим перед собой. Результата можно ожидать только от комплексной помощи, которую оказывают ребенку и его семье разные специалисты.





Оффлайн Наталка

Re: Музыкотерапия
« Ответ #4 : 25 Сентября 2008, 23:37:18 »
То что музыка важна я убедилась на своём Ванюшке. Я ему начала петь как только нас вынули из кювеза. Сначала на меня в больнице смотрели как на сумашедшую, а потом привыкли. Перед каждой операцией я ему пела. И сейчас пою.Ванюша любит разную музыку, но кушает только под "Алешу". Помнишь "белеет ли в поле пороша, стоит над горою Алеша в Болгарии русский солдат.Девочки пойте песьни - это очень здорово помогает.Ванюшка мне подпевает почти всегда. sss :great: :band:


"Если человек хочет жить - медицина бессильна"

Оффлайн нюра

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1420
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 3
  • Пол: Женский
  • Группа в контакте "Рабочий блокнот реабилитолога"
    • Награды
Re: Музыкотерапия!
« Ответ #5 : 19 Ноября 2008, 23:05:53 »
Хотела вначале написать в тему "+Музыка+", потом решила сюда, как яркий пример музыкотерапии.
Совершенно случайно мне в руки попал диск "Вл. Спиваков SEKRET GARDEN"
Случайный подарок от постороннего человека.
Пока ехала в машине и слушала, поняла:
   ничего прекраснее я не слышала...
   мир полон гармонии, в нем много добрых и талантливых людей...
   впереди наверняка много хорошего будет...
   даже самые несбыточные мечты , вполне возможно, когда-нибудь сбудутся...
   осень полна очарования...
   все перемелется- мукА будет...
   и т.д.
И еще много всяких банальностей. которые кажутся бесспорными, если на душе хорошо.
Словом, музыка, правда, волшебная. Я села в машину уставшей замотанной теткой, а вышла с ощущением гармонии и радости. Если слушаю это перед сном - мне снятся счастливые сны...

Группа в контакте "Рабочий блокнот реабилитолога" https://vk.com/club131491986

Оффлайн aleksa

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 733
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Мария и Александрочка, г.Иваново
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Музыкотерапия!
« Ответ #6 : 04 Апреля 2009, 10:45:50 »
У нас тоже ритуал 40-60 мин. музыки в день. Мы мелодии природы слушаем (сборка классической музыки) когда делаем гимнастику или играем. Саша под нее еще и засыпает хорошо ,kj


не ждите чуда, чудите сами :)))

Оффлайн tatusya

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2411
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • г.Москва
    • Награды
Re: Музыкотерапия!
« Ответ #7 : 04 Апреля 2009, 11:18:58 »
А Артемка вот уже лет 8-9 слушает постоянно сказки и Сару Брайтман и Эмму Чаплин. Меня уже от них просто воротит, а он прется, причем если поставишь не тот диск, истерика. Думала привезти его на концерт, но боюсь нас бы выгнали . Он так громко смеется иногда.....
А на счет пения есть такой анекдот. Сидит бабушка на краю постели внучки и колыбельные поет . Час поет , два. Внучка голову с подушки поднимает и говорит :"Бабушка, может хватит петь, мне спать очень хочется!" так это про меня. Одна из просьб моей семьи -не петь! Ну нет ни голоса ни слуха  ккк

Оффлайн tatka

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 293
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Таня и Ромочка, Алтайский край, г. Заринск
    • Награды
Re: Музыкотерапия!
« Ответ #8 : 04 Апреля 2009, 15:06:18 »
  люди добрые скажите а какую музыку лучше всего слушать, а то мой только радио слушает, и детские песенки иногда.

Оффлайн Ландыш

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 469
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Я свободная душа!
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Музыкотерапия!
« Ответ #9 : 19 Мая 2009, 02:47:42 »
А Артемка вот уже лет 8-9 слушает постоянно сказки и Сару Брайтман и Эмму Чаплин.

Надо же! Мой тоже часами может слушать Эмму Шаплин и Сару Брайтман. Мне и самой нравится. У Сары есть песня колыбельная - класс. А Эмма...без слов. Но вот пойти на её концерт - наверное лучше в санаторий съездить. Одна цена...не всем под силу.



Оффлайн Маруся Г

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 910
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • Питер Чкаловская - Москва Полежаевская
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Музыкотерапия!
« Ответ #10 : 19 Мая 2009, 09:21:09 »
А я своему когда начинаю петь, он начинает хныкать ;D
Очень любит песни из сказок и мультфильмов, и конечно классика и звуки природы!
В центре Романова есть занятия музыкотерапии, там детки стараются "играть" на разных музыкальных инструментах под ГРОМКУЮ музыку, эмоции только положительные, я сама выходила от туда в состоянии какой-то эйфории  fe







Дорогу осилит идущий

Оффлайн NATULYА

Re: Музыкотерапия!
« Ответ #11 : 27 Мая 2009, 12:10:49 »
А нам врач посоветовала слушать классическую музыку, но я вот думаю  на какую громкость её включать? ккк

Оффлайн Toria+Max

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 937
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Львов
    • Награды
Re: Музыкотерапия!
« Ответ #12 : 03 Июня 2009, 21:57:38 »
Из классики первое место занимает Моцарт.


На молекулярном уровне обнаружен "эффект Моцарта"

Фран Роше (Fran Rauscher), невролог из университета Висконсина (University of Wisconsin Oshkosh), обнаружил необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей ещё в 1993 году.
Прослушивание "Сонаты для двух фортепиано до мажор" улучшала умственные способности студентов — они лучше выполняли тесты.
Другие испытания также показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта и никакой другой.
Однако до сих пор учёные спорят — является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создаёт гармоничная мелодия, или это результат более глубоких физиологических процессов, как-то связанных с особенностями именно этой музыки.
И вот недавно Роше объявил о результатах новых исследований "эффекта Моцарта".
На этот раз музыку давали слушать крысам, которые должны были выполнять разнообразные задания на память и сообразительность.
Казалось бы, крысы едва ли оценили бы красоту классической музыки.
Но, как и в случае с людьми, Моцарт существенно улучшал способность животных выполнять тестовые задания.
При этом учёный не ограничился проверкой способностей подопытных и "заглянул" к ним в мозги.
Оказалось, что музыка повлияла на активность определённых генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.
Для контроля биолог проверял те же показатели у крыс, которым давали послушать эквивалентное количество "белого шума".
Объяснения этому эффекту пока нет, но учёный отметил, что страдающие болезнью Альцгеймера также улучшают свои навыки при регулярном просушивании сонаты.

И вот еще статтья
Моцарт делает нас умнее

Недавно учёные установили, что наиболее сильное и благотворное влияние на наш мозг в целом оказывает классическая музыка, даже если слушающий не отдаёт себе в этом отчёт. Она способна не только улучшать работу мозга, но и лечить нервные расстройства. Причём, как показало компьютерное исследование, проведённое профессором Джоном Дженкинсом из Лондонского университета, ритм и высота звука влияют на левое полушарие, отвечающее за логическое мышление, а тембр и мелодия – на правое. На первом месте по силе воздействия на мозг стоит Моцарт.

Американский невролог Франк Рушер из Висконсинского университета провёл исследование, в ходе которого выяснилось, что музыка Моцарта делает человека умнее. Учёный объясняет это тем, что характерные особенности музыкального рисунка произведений гениального композитора увеличивает активность определённых генов и выработку ряда белков, ответственных за быстроту реакции, внимание и координацию движений. Рушер провёл обследование нескольких тысяч детей и пришёл к выводу, что те дети, которых родители с пяти лет приучали регулярно слушать классическую музыку, на два года обгоняют своих сверстников по уровню интеллекта.



Оффлайн Zolotushka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1120
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 9
  • Пол: Женский
  • Всё будет хорошо! Маша и Анютка г.Москва ВАО
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Одноклассники: http://ok.ru/
    • Награды
Re: Музыкотерапия!
« Ответ #13 : 13 Июня 2009, 17:54:03 »
Мы всегда поём песни: в магазине, в поликлинике, на площадке, качаясь на качелях! Нам это очень нравиться и помогает обретать душевное равновесие. Напевала Анюте  с первых дней, как узнала, что беременна! Музыкальная терапия творит чудеса!Когда Анюта танцует и поёт под музыку, в ней чувтсвуется ритм и пластика. В этот момент даже ножки начинают двигаться  синхронно и кулачёк левой ручки ещё больше расправляется. эээ sss Моцарт- наш любимый композитор! sss
« Последнее редактирование: 13 Июня 2009, 17:56:43 от Zolotushka »
Когда Любовь и Долг одно и то же, то это Божий дар.  jgf
Учись прощать, быть снисходительным к тому, кто тебя любит и терпеливым к тому, кого любишь ты!

МОЮ ПЛАНЕТУ СОГРЕВАЮТ ТРИ СОЛНЫШКА-ЭТО МОИ ДОЧЕНЬКИ!  jytr jytr jytr

Левосторонний Гемипарез

чудо

  • Гость
Re: Музыкотерапия!
« Ответ #14 : 16 Июня 2009, 13:46:56 »
я пою Малиновки услышав голосок....абвгдейка.....так малышка сразу успокаивается и прислушивается. Особенно она ""на чеку"" (так внимательно слушает!!!) песенку, кот побт винни пух и пятачек. она готова и есть и делать все что угодно (почти)))