ОТЧЕТ О РЕАБИЛИТАЦИИ В ЦЕНТРЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ «ОLINEK», ВЕНГРИЯ, БУДАПЕШТ
Центр интенсивной терапии «Оlinek» был создан в 2006 г. в Польше, в г. Варшава родителями девочки с диагнозом ДЦП. Название центра дали в честь дочери по имени Ола.
www.olinek.com.plИнформацию о центре, оказывающего качественную комплексную реабилитацию, быстро разнесло русское сарафанное радио. Вскоре в «Олинек» хлынул поток маленьких пациентов из России, начался такой ажиотаж, что записываться на курс приходилось минимум за полгода.
К счастью, в 2015 году в Венгрии был открыт филиал популярного реацентра -
www.olinek.hu Он в два раза меньше польского, количество процедур тоже меньше, но основной набор терапий, а также методы и принципы работы с пациентами – в точности (вроде бы) повторяют то, что существует в «Олинеке» Варшавы.
Помещение площадью в 300 квадратных метров арендуется в здании, в котором также находятся множество офисов и контор.
За мечтой о здоровье нужно подниматься на лифте на пятый (по-нашему 6-й этаж). Бывает, что лифт ломается…
Залы для занятий
Длинный коридор, в котором дети с инструкторами отрабатывают навыки ходьбы.
Терапии, применяемые в «Олинек»:
ЛФК – 2 часа, в том числе в костюмах SpiderSuit и Teratogs.
Терапия NDT Bobat, терапия рук, сенсорная интеграция, нейрологопед и аудиосистема Томатис. А три месяца назад (вслед за старшим Братом из Польши) в центре появился аппарат Prodrobot.
Двухчасовое ЛФК состоит из: массажа ног 30 минут, затем Бобат без костюма и Бобат в костюме – все минут по 20-30, и последние полчаса – ходьба в костюме с опорой на ходунки.
В костюме SpiderSuit
В костюме Teratogs
Бобат-терапия
Бобат-терапия - это не набор упражнений привычного для нас активного или пассивного ЛФК. Наоборот, Бобат уходит от стандартов в пользу целостности тела и психики, то есть лечится не рука или нога отдельно, а человек в целом, преобразовывая через движение высший центр - головной мозг.
На первом занятии определяются цели реабилитации, чтобы понять какие именно навыки нужно отрабатывать.
Конкретно у нас были цели: опора на руки, сидение с прямой спиной, разработка правой руки.
Вся наша реабилитация на всех занятиях была построена на этих целях, поэтому на первый взгляд казалось, что с ребенком на разных терапиях делают одно и то же. Сначала мне это не очень понравилось, но потом я поняла, что занятия все-таки отличаются, хотя основа состоит из базовых приемов, которые преследуют поставленную задачу. Занятия разные – задача одна.
И мне кажется это правильным – только так, толкая камень в одном заданном направлении, можно сдвинуть его с мертвой точки.
Занятия строятся на фиксации ребенка в правильной позе, удерживание этой позы, будь то стояние на четвереньках, на высоких коленях, стояние на одном колене, сидение, прямое стояние у опоры или без. Для всего этого используются мягкие модули, такие как цилиндр, куб, мат. Во время опоры на руки подкладываются колючие коврики для лучшей стимуляции ладоней.
Далее ребенок в определенной последовательности выполняет простые задания: снять с зеркала присоски правой-левой рукой, дотянуться до мячика, вытянув руку; положить мячик в коробочку, надеть кольца на пирамидку левой-правой-двумя руками…
То есть все действия направлены на интерес, игру.
Мой сын, начиная со второй недели, наконец, понял, что от него хотят, перестал плакать и сопротивляться. Все последующие занятия проходили на позитиве, с интересом.
На всех занятиях, кроме аппарата Prodrobot, ребенку обязательно обувают ортезы на ноги, для лучшей фиксации. Также имеются различные фиксаторы на локти, кисти, корсеты на шею, туловище. Эти предметы, также как и костюмы, имеются в наличие и подбираются ребенку по размеру на время занятий.
При желании такие ортезы можно заказать, придет мастер, снимет слепки и через неделю – ортезы у вас.
Мы тоже заказали себе такие и очень довольны!
Также ребенку при необходимости могут наклеить тейпы, и научить родителей делать это самостоятельно (что мы теперь и делаем).
Однако центр не блещет изобилием игрушек, развивающего материала, оборудования. Всего ровно столько, сколько нужно и даже меньше. Но даже и этого хватало.
В ходу всегда были присоски, тяжелые мешочки, пирамидка, мячики.
Когда я попросила какую-нибудь плюшевую игрушку, чтобы отвлечь ребенка – игрушку долго искали… и не нашли. Сказали принести свою.
Порадовало то, что центре говорят по-русски, по крайней мере, администраторы и руководитель, поэтому в этом смысле проблем не было. Сотрудники знают русский гораздо хуже, особенно новички, однако обязательным наборчиком слов и фраз, необходимых для занятий – владеют все: «спина ровно», «бери колечко в правую руку», «молодец», «раскрывай пальчики», «садись»...
И это очень важно для контакта с ребенком.
На терапии рук и Сенсорной интеграции нам делали примерно то же самое, что и на Бобат, только на терапии рук все занятие целиком было направлено на работу рук, а на сенсорной интеграции, ко всему прочему – на равновесие.
Терапия Сенсорная интеграция – очень увлекательная для ребенка терапия, т.к. с ним, играя, воздействуют на все органы чувств. Зал СИ обычно изобилует всевозможным игровым материалом: начиная от мерцающих огонечков и баночек с различными запахами, заканчивая тяжелым одеялом, качелями, батутом.
Зал сенсорной интеграции в венгерском «Олинек» меня удивил своей скромностью. По крайней мере, в России на занятиях по СИ оборудования было в разы, в разы больше!
Родители, которые были в польском «Олинеке» рассказывали, что там занятия гораздо разнообразнее, во всяком случае, на сенсорной интеграции и терапии рук.
Разумеется, все это мелочи, главное – результат. И он у нас есть.
Аппарат Prodrobot.
На этом аппарате во время одной сессии в разных режимах выполняется ряд упражнений: ходьба, махи ногами, приседания, велосипед.
Инструктор весь час находится с ребенком, меняет режимы, подбадривает, хвалит, помогает держать корпус.
Слуховая терапия Tomatis
Тренинг заключается в прослушивании в наушниках звукового материала. Эти тренировки стимулируют центральную нервную систему, в частности, кору головного мозга. Стимуляция происходит за счет звуков определенной высокой частоты; эти звуки соответственно фильтруются. Вся тренировка состоит из нескольких фаз от очень интенсивного звукового возбуждения до активного участия пациента.
Мы не брали терапию Томатис, во-первых, чтобы не перегрузить ребенка, а во-вторых, такая терапия есть и в Москве.
Наши результаты.
Если коротко – Савва научился делать хорошо то, что до поездки делал плохо. И начал делать плохо то, чего раньше не делал вообще.
Например, он стал уверенно сидеть по-турецки, хотя еще летом заваливался.
Начал неуверенно сидеть на стуле, и даже без спинки, хотя еще совсем недавно этого делать не мог.
Правая рука до поездки для Саввы не существовала. В «Олинеке» на занятиях много работали именно на правую руку, и теперь Савва пытается ее использовать. Не было руки, а теперь есть!
В венгерских ортезах Савва может стоять с опорой. Ушел перехлест при ходьбе, наметилась ось голова-спина-таз.
Понравилось ли мне в «Олинек»?
Очень понравилось! В первую очередь потому, что понравилось самому Савве и потому, что мы привезли оттуда результаты.
Мне понравился сам принцип работы, направленный на самостоятельное выполнение упражнений через интерес, мотивацию. В этом методика в чем-то перекликается с кондуктивной педагогикой.
Мне понравилась комплексная целостность этой реабилитации, когда на всех уровнях инструктор преследует поставленную перед ним задачу. И это дает результат!
Кроме того, лично я получила много информации и опыта для самостоятельной работы дома. Теперь я знаю, как переоборудовать комнату, какие модули и предметы заказать для наших домашних занятий.
Вернулась бы я в «Олинек»?
Разумеется, да!
Однако с каждым разом подобные поездки становятся все сложнее и сложнее для меня физически и морально.
Возможно, это последняя наша выездная реабилитация, но в любом случае я счастлива от наших успехов, от опыта, который я приобрела. Теперь мне ясно, что делать дальше, какого курса придерживаться, ибо попутный ветер дует тому кораблю, который знает, куда плывет!
Папа с сыночком наконец-то встретились. Едем домой.