Автор Тема: Школа и проблемы с письмом  (Прочитано 26205 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн чайка лара

Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #30 : 05 Ноября 2014, 23:13:18 »
Vik-vik у нас такая же картина, правда сын дошкольник. Одна насадка есть, сейчас другую супер пупер заказала... Кулаком держать не даю, иногда даже три пальца скотчем к карандашу приматываю. Локоть раньше поднимал, держала своей рукой, чтобы двигал только кистью . Вылезает за контур, я беру витражные или др краски( есть какие-то 3D), которые оставляют след-колбаску, обвожу контур рисунка или строчки, краски застывают и образуют барьер, чтобы карандаш не выскакивал. Манку на поднос сыплю, рисуем по ней пальцем. Дело движется оч медленно, строк не видит, буквы аршинные, держит как попало... Я в трансе, как учить писать... Может, кто-то поделится своими советами, как учились писать? Заранее благодарна.
Проблему с письмом не решить прежде, чем разрешатся основные проблемы пространственно-временного восприятия у ребенка. За столом письмо не отрепетируешь, если есть более общего плана трудности.
Хорошо ли ребенок знает карту своего тела ? (Тут верно писали выше про сенсорную интеграцию).
Хорошо ли ориентируется в пространстве и времени?
Бесполезно мучить с написанием букв, если ребенок не понимает олубинно, где верх, где риз.
Попросить нарисовать на листе солнышко, человечка и море. И по расположению самостоятельному этих объектов на листе вже можно судить - стоит ли упираться с буквами или рачинать с истоков.

П.с. Я долго билась с одним вопросом техническим, пока на 8-м году жизни ребенка не обнаружила, что он не понимает понятия "пЕред". После (по времени, по порядку - отично). А с перед - провал.
Ну, какое может быть письмо при таком уровне восприятия мира...
про сенсорную дезинтеграцию согласна, она по определению у всех ДЦП-шек в той или иной степени. Мы стараемся сенсорику не упускать, нейропсихологическими упражнениями занимаемся. На листе сын, кстати ориентируется: верх, низ, центр, правый верхний угол и пр. В схеме собств тела вроде бы тоже не путается. Мне кажется, здесь скорее связь мозг-рука плохо работает+мелкая моторика.

Оффлайн чайка лара

Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #31 : 05 Ноября 2014, 23:25:35 »
 Насадка на ручку , например, такая   http://azbukivedia.ru/trenazher-ruchka-samouchka/

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #32 : 05 Ноября 2014, 23:45:45 »
Одно дело - показать точку (место) на листе - середину, нужный угол, верх-низ... и другое дело - показать направление. Намного сложнее... Двигаясь в заданном направлении, остановиться в нужном месте - ещё сложнее, тут надо одновременно отслеживать направление и держать в памяти конечную точку...
Кроме того, одно дело - отследить нужное место на простом объекте, и другое - отследить аналогичное место на составном. Например, ребёнок уверенно показывает верхний правый угол... а вот верхний правый угол левой половины листа он покажет?

Оффлайн чайка лара

Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #33 : 06 Ноября 2014, 08:10:05 »
Да Инна , Вы правы.. Подскажите , как это лучше тренировать? Мы стараемся проговаривать, что пишем: палочка вниз, еще одна вниз, между ними мостик и т п. Пальцем сначала проводим по образцу. У сына атаксическая форма, спастики нет, пострадало равновесие со всеми вытекающими.... Буду благодарна за советы...

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #34 : 06 Ноября 2014, 09:31:11 »
Мы всё это тренировали на занятиях по рисованию и аппликации. Причём рисовали кисточкой. Тут в чём фокус: есть такое правило, что кончик кисти всегда смотрит в ту сторону, куда мы ведём линию. То есть если мы рисуем прямую линию слева направо, то кончик кисти направо и смотрит (кончик - это место, противоположное ворсу), а сама кисть наглядно показывает то направление, какое в итоге получится (она собой изображает как раз вот эту линию горизонтальную). И дело в том, что нормальная ровная линия иначе и не получится, только в этом направлении. Кстати, вот на этих занятиях я с удивлением обнаружила, что огромные затруднения вызывают у детей наклонные линии, идущие вверх-вправо и вверх-влево. Вот вниз-вправо и вниз-влево - вообще без проблем (это когда мы ёлку рисовали, у неё ветки так направлены). А вот вверх-вправо и вверх-влево (ветки у дерева)... ух, как мы с ними бились. Почему-то не воспринимается это направление ребёнком очень долго (обычным, между прочим, ребёнком, что уж о наших говорить), кто как эту линию переделывает... чаще всего рисуют сначала вправо, а потом вверх, кочергу такую... То есть ребёнок изначально не может себе представить такую линию. Вот тут и помогает вначале расположить кисточку в нужном направлении, посмотреть на неё внимательно, она ж нам показывает, что в итоге получится... а потом просто тянуть кисточку вдоль неё самой.
Чтобы разобраться в составных объектах, мы много работали с аппликацией и выкладыванием. Вот, например, из отдельных квадратиков сложили дом (два-три квадратика в ширину, пять-шесть в высоту, можно наоборот). В каждый квадратик-квартиру поместили квадратик поменьше - окошко, в один из нижних - прямоугольник-дверь. В каждое окошко поместили своё изображение: морду собачки, лицо девочки, цветок... эти изображения заранее вами приготовлены и вырезаны по контуру. Это всё не за один раз, а за три-четыре занятия. Вот вам подготовка к работе на листе в клетку: дом состоит из отдельных квадратов, как и лист из отдельных клеток, и ребёнок учится воспринимать каждый квадрат отдельно, но в составе целого. А если выкладывать изображение из палочек или узких полосочек - вот вам и направление... горизонтально, вертикально, наклонно... только ребёнку этих слов страшных говорить не нужно ллл во всяком случае, до поры до времени. А если взять широкие полоски разных цветов, положить их горизонтально друг под другом - вот вам коврик, это уже аналог листа в линейку... Кстати, лист в линейку намного сложнее для восприятия, чем лист в клетку, поэтому мы вначале линейки вообще не трогали, полгода работали только на листе в клетку, потом - смотря по ребёнку... некоторые у меня и в первом классе школы работали на листах в косую клетку - по договорённости с учителем. Это когда тетрадь в узкую линейку дополнительно расчерчивается частыми наклонными линиями... для старших сама разлиновывала и тетради, и прописи, а с младшими уже готовые такие тетрадки в магазинах покупала, продаются сейчас.
И кстати говоря... вот вы обводите образец пальцем. Это неправильно. Обводить нужно либо щепотью, либо кистью с сухим ворсом. Если пальцем обводить - это ж совсем другие ощущения и в руке, и в кисти... а для наших это огромное значение имеет.
А ещё мы очень долго обводили образцы. С комментированием. Потому что ребёнку обязательно нужно представить объект изображения целиком, а потом уже начинать его изображать. Нельзя начинать с синтеза, нужно начинать с анализа. Вот взяли образец, проанализировали, из каких элементов он состоит, в каком порядке их изображать... поехали. Первый элемент - палочка сверху вниз... где начинается? куда ведём?
И вот чтоб это проделать, ребёнок вообще-то должен свободно оперировать очень многими вещами. Хотя бы представить себе взаиморасположение двух точек... ага, это если они рядом лежат, это просто... листик справа, цветок слева; гриб вверху, морковка внизу... вообще-то и это не так просто. А если их разнести? Вот слева бабочка, а справа далеко от неё цветок... вот проведи линию от бабочки к цветку. Ага, прямую провёл. А волнообразную? а пилообразную? а спиралевидную? И вот тут и ясно, может ли ребёнок, фиксируя внимание на характере линии (микрозадача), одновременно удерживать в памяти направление этой линии (макрозадача). А ведь при письме именно это и придётся делать. И если ребёнок не видит строчку - очень часто проблема именно в том, что, выполняя микрозадачу (написание буквы), ребёнок макрозадачу (соблюдение строчки) уже не видит - ему не до неё. Он не умеет следить одновременно за несколькими характеристиками. И учить этому нужно не на буквах, а на чём-то гораздо более простом.

Оффлайн мамаКати

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3639
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 15
  • Пол: Женский
  • Ирина г. Омск
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #35 : 06 Ноября 2014, 19:05:33 »
Блиин, Инна, а я со своей  ыыы ыыы ыыы ыыы ыыы, все без толку. И учителя наши такие же. Ну почему тебя нельзя  к нам в командировку выписать хотя бы на месяц, чтоб мне азы показала  :uhm: А нет ли случаем где-нибудь уже готовой книжки, про все это. Ну или каких-нибудь рекомендаций, а то я с компом могу дружить только поздней ночью и то через раз чтоб вот разрознено твои ответы искать.
Задумалась перед часами, держа в руке карандаш, ведь жизнь- это экзамен, который не пересдашь...

Дети свободы, не ждущие рая;       
Дети любви, узнавшие боль…             
Давай потанцуем — душой полетаем?
Я так хочу жить… Мне не нужен покой…

Оффлайн чайка лара

Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #36 : 06 Ноября 2014, 20:14:29 »
Инна, огромное спасибо!!!!!!!все буду пробовать! Если кистью работать, то рисунок/письмо большого размера получаются; этого не бояться? Потом только к маленьким  переходить ? Ну нас все аршинное...кстати, сегодня наш психолог из института Бехтерева( мы из Петербурга) тоже нам сказала аппликацией заняться, примерно по тому же принципу, что и Вы написали. Может быть, что-то действенное для вас из тренировки мелкой моторики еще подскажите? Многое делаем, но на шнуровки, например, еще выйти не можем-трудно... Спасибо еще раз!

Оффлайн N@T@/|u

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 480
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • мама в квадрате, Москва, ЗАО
    • Skype: natama81
    • Про Диночку
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #37 : 06 Ноября 2014, 22:24:41 »
Дочка сейчас пошла в 1 класс ппока проблема с письмом вот в чем: она не всегда может повторить написание букв сложных прописных ( напр Ю, сочетание нескольких букв напр Н заклавная в сочетании с л строчной), мы с ней проговариваем всё написание , вернее я ей говорю.
Напр. как пишем заглавную Н прописную. Ставим ручку выше второй строчки, затем ведем вверх-стоп, заворачиваем ко мне ( я сижу слева), затем делаем поворот ( петлю) и ведем вниз до нижней строчки, поворачиваем ко мне, делаем петлю, ведем вверх вправо.... И т.д.
Так несколько раз, пока не запомнит. Но она не поймет если говорить наискось, петля, изгиб, нужно объяснять  и ориентировать на предметы, кот она знает ( вести вверх, значит к окну( окно перед нами), вести вправо это значит к стене, вести влево это значит ко мне или к шкафу)
Пока так выкручиваемся, но это со сложными буквами, когда не понятно где начинать и куда вести, а с простыми пока сама справляется.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #38 : 06 Ноября 2014, 23:20:02 »
сочетание нескольких букв напр Н заглавная в сочетании с л строчной
Слушайте, вот прям интересно... это что ж за слово такое? ллл

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #39 : 07 Ноября 2014, 00:14:03 »
Так несколько раз, пока не запомнит. Но она не поймет если говорить наискось, петля, изгиб, нужно объяснять  и ориентировать на предметы, кот она знает ( вести вверх, значит к окну( окно перед нами), вести вправо это значит к стене, вести влево это значит ко мне или к шкафу)
Вот тут я бы рекомендовала сделать рамку вокруг тетради. Взять лист картона и т.п. размером побольше, чтоб если на него тетрадь положить, он хотя бы сантиметров на десять выступал сверху, справа и слева. И наклеить картинки... например, сверху в середине солнышко, слева шишку, справа гриб, внизу листик. В верхний правый угол птичку, в левый верхний угол бабочку...
Изучение буквы начинается с того, что вы в середине листа прикрепляете крупно написанную эту букву. Я брала листочки из блока для записей, квадратные. Примерно в сантиметре параллельно нижней стороне жирно прорисовывала нижнюю строчку, чуть выше середины - верхнюю. На рамке в середине строчки тоже прорисованы на таком же расстоянии, вы их совмещаете, когда квадратик накладываете. И начинаем мы с обведения этой уже написанной буквы. Тут есть хитрость... если букву написать карандашом - ручка по карандашу писать не будет... если написать букву ручкой - ребёнок не увидит результаты собственных усилий... поэтому я писала буквы светло-серым линером. Только не капиллярной ручкой, а именно линером. По нему и ручка хорошо пишет, и ребёнок сразу видит, что именно он написал, до какого места он уже дошёл и что, собственно, нужно делать дальше. То место, с которого нужно начать, отмечаем жирной точкой. Точками поменьше или другим цветом отмечаем все углы. Угол - это то место, где нужно остановиться и изменить направление движения (половина как минимум детей их в упор не признают). Ну и поехали... поставили ручку на исходную точку... куда ведём? На птичку... комментируем: на птичку, НАИСКОСЬ, до угла... СТОП (в углу ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно остановиться и зафиксировать внимание ребёнка на этой остановке). Дальше куда? На листик... комментируем: на листик, ВНИЗ... ну петля она так и будет петля, по уже написанному обводится достаточно просто, главная хитрость: в ней нет остановки. Вот как только вы этот момент прочувствуете, с петлями всё станет просто... что все углы у нас заранее размечены, и в них мы обязаны остановиться, а в петле мы не тормозим... и тогда ребёнок не на ту сторону петли не заедет ни в жизнь. Если нужно разбить букву на элементы (ну там, отделить прямой участок от петли,), то деление это будет до точки перехлёста... то есть петля у вас получится с хвостиками. Скругления у нас обзывались КРИВЬ ллл кстати, может, я где-то в другом месте как-то ещё писала... просто я уже не помню толком, с кем из детей какие названия были, мы по-разному их обзывали, эти названия часто сами дети и придумывали, вот кто во что горазд... ллл Ну и вот так, пока не запомнит. Как начал уверенно обводить - можно попробовать обвести в тетради и написать самостоятельно на большом квадрате (сложные буквы можно какое-то время прописывать частично - вот ту же Ю заглавную начало написать хвостик, вертикальную палочку, петлю и наклонную палочку, а О пусть сам припишет).
Кстати, вот ещё важный момент вспомнила... а ребёнок частичное изображение в принципе воспринимает? То есть вот если взять, например, рисунок домика контурный и часть линий стереть... ребёнок такое вообще опознает?

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #40 : 07 Ноября 2014, 00:15:43 »
Инна, огромное спасибо!!!!!!!все буду пробовать! Если кистью работать, то рисунок/письмо большого размера получаются; этого не бояться?
Не бояться... то есть я не поняла: вы буквы собрались кистью писать? Вроде бы я этого не советовала...

Оффлайн КнСн

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 154
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #41 : 07 Ноября 2014, 08:52:59 »
Вот еще вопросик по поводу правильной постановки руки. Ручку держит правильно, щепотью и на нужном расстоянии, а вот саму кисть во время письма выворачивает, причем уверяет, что так это самая удобная поза, пишет таким образом аккуратней чем если бы держала руку правильно. Сама попробовала как она - положение руки настолько неестественное, что мышца заболела на первой же букве. Как то это можно исправить, пишем обычно вместе( я рядом и поправляю руку,постоянно проговаривая как должно быть правильно) но этого правильно хватает только на одну букву в лучшем случае, затем снова "разверни руку" и корректировка положения руки.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #42 : 07 Ноября 2014, 09:40:13 »
Первое, что я бы проверила: распознаёт ли ребёнок частичное изображение. Если нет, то он и частично видимую букву, частично видимое слово воспринимать не будет (недописанное или частично закрытое собственной рукой). И тут есть два варианта: ребёнок может либо вывернуть руку так, чтобы постоянно видеть то, что пишет, либо вывернуть так, чтобы, наоборот, всё себе закрыть и писать по памяти.
Второе, что нужно проверить: а чем, собственно, ребёнок пишет? Какой частью руки он при этом работает: пальцами, запястьем, локтем?
И по-хорошему если, чтобы ответить, мне нужно увидеть, как именно ребёнок действует при письме. Там столько тонких моментов... Видео можете сделать и как-то мне показать?

Оффлайн Yullala

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 34
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Yullala
    • Skype: Yullala2
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #43 : 07 Ноября 2014, 16:33:56 »
у нас первоклассница с кучей проблем больших и поменьше. учимся по программе школа россии. до школы прописными буквами не писали специально. о чём сейчас жалею. заказали в интернетмагазине лабиринт кучу прописей-тщательно отбирая. дома сейчас пользуемся прописями с косой разлиновкой  с крупными клеточками т ф клементовича- я  учусь писать красиво. в дух частях.    у нашей девочки ещё и астигматизм-и очки.ещё заказали в лабиринте прописи с косой разлиновкой-клеточки помельче--   шклярова т.в.-называется   тетрадь в косую линейку с дополнительной линией.девочка пишет очень медленно и долго.отвлекаясь .  и т. д. сколько хотелось бы сделать-не удаётся . может быть кому-то эта информация пригодится

Оффлайн N@T@/|u

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 480
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • мама в квадрате, Москва, ЗАО
    • Skype: natama81
    • Про Диночку
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #44 : 07 Ноября 2014, 17:36:05 »
сочетание нескольких букв напр Н заглавная в сочетании с л строчной
Слушайте, вот прям интересно... это что ж за слово такое? ллл

)))) это не слово ))))) пока дети учатся соединению букв, напр ус, нл.... Чтобы без отрыва руки писать две буквы сразу.