Автор Тема: Песочная терапия!!!  (Прочитано 17189 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2910
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Песочная терапия!!!
« : 15 Апрель 2009, 20:45:29 »
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Принцип “терапии песком” был предложен Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 г. Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы.
Основные принципы игр с песком:
 1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.
Необходимое оборудование:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо.
2. Чистый просеянный песок (можно прокаленный в духовом шкафу). Песком заполняется меньшая часть ящика. Лучше, если он будет влажным.
3. «Коллекция» фигурок высотой не более 8 см: человеческие персонажи, здания (дома, школы, церкви, замки), животные (домашние, дикие, доисторические, морские), машины (сухопутные, водные, космические, боевые), растения (деревья, кусты, цветы, овощи), постройки (мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота), естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца), символические предметы (ящики с сокровищами, драгоценности), сказочные герои (злые и добрые), живая зелень, домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды).
Обучающие игры на песке.
Перед Вами песок. Естественное желание - погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватили Вас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности Мира и ожидание Чуда. Чувства переполняют Вас, и хочется поделиться ими. А рядом - ребенок. Он делает то же, что и Вы. Его маленькие ручки только что соприкоснулись с уникальностью Мироздания. Он стоит на пороге Открытия. Сейчас вы вместе сделаете самые важные шаги по дороге Познания.

Этапы игры   Средства   Стиль поведения взрослого
Введение в игровую среду.   Установка на внимательное слушание и активное участие - присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений
и испытаний.   Доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний.
Знакомство с игрой и ее героями.   Прослушивание начала сказки и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, морей, лесов), заселение его различными персонажами.   Позиция “отстраненного рассказчика”, доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства.
Моделирование конфликта, трудностей.   Зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла: драконы, чудовища, ураган).   Создание ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем.
Выбор помощи.   Обращение к ребенку за помощью: - что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? - только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Можно облачаться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками.   Взрослый - заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком; убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка, применяет суггестивные интонации.
Борьба и победа.   Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Дети восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Усиливается успешный опыт - детям благодарны все сказочные существа.   Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарность за выдумку, доброту.
Утверждение победы.   Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы.   Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию.
Перспектива дальнейших приключений.   Рассказ о последующих играх, приключениях.   Взрослый пытается заинтриговать ребенка.
« Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2010, 20:59:54 от Аллуся »
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2910
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Скоро лето!!!Песочная терапия!!!
« Ответ #1 : 15 Апрель 2009, 20:46:55 »
Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные “разминки”:
Начинаем наши игры! Подвигайтесь-ка вперед!
До чего же вы, ребята, удивительный народ!

Чтоб вызвать их старание,
Повесьте ваши ушки
На гвоздичек внимания!

Раз вдохнули, два вдохнули, хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом, как в земле картошки!

Чтоб злодеев побеждать, мало просто много знать.
Надо быть активным, смелым, добрым, сильным.
А еще желательно делать все внимательно!
1. Отпечатки ваших рук.
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”
Далее взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?”
Можно подвигать руками: “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.); “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, затем одновременно (сначала только указательным, потом средним, затем безымянным, большим, и, наконец, мизинчиком); далее можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять - получаются загадочные следы; “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре.
2. Что же спрятано в песке?
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком. Вариант этого задания - игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она находится в песке в любом положении. Задача другого играющего - “сапера” - откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее. Вместо руки можно закопать игрушки, ребенок на ощупь пытается догадаться, что же было закопано (вариант игры в «Секретики»).
3. Путешествия к звукам.
Есть прекрасная страна, где принцессу зовут А,
В реке плещутся А-кулы, а-исты в садах живут.
А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут.
Чтобы здесь нам поиграть, надо много слов назвать.
Привести сюда друзей, в чьих названьях - А.
- Смелей!
Для того, чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Помогите ребенку наводящими вопросами: “У принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и...?" “Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину и...?” Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем. Он может играть с каждым жителем этой страны и приносить в песочницу других героев.

Живет в той сказочной стране спокойный, добрый, милый Е.
Он утром Ели объезжает и все игрушки проверяет.
И мчатся с ним по веткам Ели, как по зеленой карусели,
“Медведь” и “Белочка”, “Скворец” и “Лев” и даже... “Огурец”!
Но вот, друзья мои, беда – забыл другие он слова,
Где тоже есть наш милый Е. Поможем мы его беде?”

На облаке мягком, что в небе парит,
Звук И, как волшебник, над миром летит...
Он счастье несет, и добра всем желает,
И где что рассыпалось, соединяет!
Он любит Индейцев, Изюм и Икру,
И любит в песочке простую Игру!
Он рад и с тобою в песок поиграть,
Чтоб ты все слова со звуком И мог назвать!”

В огромной, пустынной стране Лимпопо,
Живет одиноко прекрасный звук О.
Он сирота: ни друзей, ни реки,
Зачахнет звук О там один от тоски!
Что делать, ребята? Страну как найти?
Как бедный звук О поскорее спасти?
4. Живые буквы.
“Мы уже с тобой побывали в царстве Звуков. И ты, наверное, заметил, что на одежде каждого Звука нарисованы какие-то таинственные знаки. Ты, может быть, уже догадался, что если Звуки не произносят своего имени вслух, то они находят друг друга по этим знакам на одежде. Это нужно не только самим жителям страны Звуков, но и нам, путешественникам, гостям этих стран. Давай вспомним наших старых друзей и внимательно рассмотрим их одежду. Вот они, эти знаки! Путешественники по стране звуков назвали эти знаки “Буквами”. Правда, интересное название? Давай его запомним”. Теперь мы можем вызывать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке. В играх появляются новые персонажи - буквы (пластмассовые и деревянные, вырезанные из плотного картона, наждачной, бархатной бумаги).
«В одной сказочной стране, где протекала река и стоял красивый лес, жил маленький гномик. У гномика был домик. Он в нем жил. Рядом с домиком росло дерево. Гномик о нем заботился, поливал его, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя - его звали “С-с-с”. Он носил курточку с изображением своего имени. Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только свое имя: “С-с-с”! Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо, он произносил радостно: “С-с-с!”. Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только свое имя: “С-с-с”. Когда он злился, он говорил: “С-с-с!”. Когда ему было приятно, он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил: “С-с-с!” Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся с еще одним героем нашей сказки. На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик. И рядом с ним росло прекрасное дерево. А жил в этом домике другой гномик. Звали его - О. Также как и гномик С, гномик О умел произносить только свое имя. Когда ему было весело, он говорил: “О-о-о-о!” Когда он грустил, он тихонько говорил: “О-о-о!” Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: “О-о-о-о!” Гномик О носил курточку с изображением своего имени. Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой сказочной стране. Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик! Кто же в нем живет? Кто поливает все эти прекрасные цветы? Это еще один житель сказочной страны. Познакомьтесь - гномик К! Он носит курточку с изображением своего имени. И, как и другие жители этой сказочной страны, может произносить только свое имя: “К-к-к!” Как от говорит, когда радуется? А когда грустит? А когда сердится? А когда удивляется? Как-то раз гномикам наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли страну посмотреть да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. Вот, на поляне встретились два гномика С и О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них произнес свое имя. Наши гномики были очень любопытны, они подходили все ближе и ближе друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться к другому, проверить, не сон ли это?! И когда их руки соединились, вдруг каждый из них произнес: “С-о!” и: “О-с!” Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произносить только свое имя: “С-с!” и “О-о!” Гномиков очень обрадовало то, что они могут произносить что-то новое. И они, взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая: “С-с-о-о!” и “О-о-с-с!” В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О. Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес: “К-к-к!” А С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг... Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло также внезапно и быстро, как и началось. Гномики открыли глаза и удивленно произнесли: “СОК!” И вдруг у каждого из них в руке оказалось по стаканчику вкусного сока! Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда им хотелось сока, они соединяли руки. Они поняли, что умеют творить настоящие чудеса! А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гномики разошлись по своим домам. Но каждый из них теперь знал, что он не одинок, и когда им захочется, они вновь встретятся».
Важно, чтобы ребенок научился соотносить изображение буквы на домике и одежде сказочного существа (чтобы гномик нашел дорогу к своему домику). Задача взрослого - постепенно изъять игрушки из песочницы, оставив одни буквы.
Ночь. Уснула детвора. Вдруг в кладовке из угла
Вылез сам Король Мышей, выкрал буквы у детей,
Спрятал тут же их в песок, чтоб никто найти не смог.
Чтобы дети не читали, чтобы букв они не знали,
чтобы не было веселья, чтоб их дом стал подземельем.
Побыстрей детей спасайте, буквы мигом раскопайте,
Назовите все, кто знает, пусть Король в норе рыдает!
“Жили-были буквы - каждая в своем домике. Они и радовались и вздыхали, произнося свое имя. У кого-то был з-з-звонкий голос, у кого-то глухой; один ш-ш-ш-шипел, другой с-с-с-свистел, третий ж-ж-жужжал. Все они были очень разные. И все вроде было хорошо, да вот беда - каждый из них видел и слышал только себя. Поэтому в этой стране не было ни общих дорог, ни прекрасных садов. И даже Солнышко не спешило сюда заглядывать. Как ты думаешь, почему? Ты прав, одна буква, какой бы красивой и звучной она не была, не может создать слова, не может быть настоящей волшебницей. Давай поможем буквам, подружим их друг с другом, и они узнают, какие чудесные вещи могут происходить. Сначала познакомим одну букву с другой - образуется пара. Правда, им уже стало веселее? И они уже многое научились делать вместе. Например, сказать: “Д-а, Н-а, О-х, У-х”. Посмотри, две подружки М и О ходят и поют: “М-о!” По-моему, они кого-то ищут. Как ты думаешь, кого? Конечно двух друзей Р и Е. Давай их познакомим! Посмотри, они взялись за руки и произошло чудо: появилось МО-РЕ. Вот оно (взрослый с ребенком выкапывают море в песочнице). Непоседливые Р-Е побежали искать новых друзей. И, конечно же, нашли их - это были К-А. Они встали рядом, и потекла красавица... РЕ-КА! Она впадает прямо в море. А вокруг стояли ЛЕ-СА и простирались ПО-ЛЯ. Посмотри, какое ты сотворил чудо! Страна ожила! А все благодаря тебе, настоящему волшебнику!”
5. Письмена на песке.
“Мы знаем звуки, познакомились с буквами, умеем создавать слоги и читать слова. У нас чувствительные руки и гибкие пальцы. Мы уже много построили из песка. Теперь самое время научиться самим создавать буквы - лепить их и писать”.
Давайте строить Город Букв! Песок у нас здесь есть.
Пусть каждый нарисует сам, какие буквы есть!
На пары делимся друзья, здесь ты сидишь, а рядом - я,
Ты лепишь буквочку мою, а я должна слепить твою.
Вот так мы весело играем, из букв мы Город собираем!
Как вариант этой игры, можно предложить ребенку задание: “Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л - в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я...”
Теперь можно не только лепить, но и писать печатными буквами слова на песке. Сначала пальчиком, потом палочкой. На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и “безболезненнее”, чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Вы увидите, когда он действительно устанет, а не просто “увиливает” от занятий.
Змейки на песке играли и хвостом слова писали,
За узором шли петельки – это письма маме Змейке.
Но пронесся ветерок и засыпал весь песок...
И в печали мама-Змейка: письма не прочесть никак!
Как узнать ей о змеятах? Что случилось? Где? И как?
Взрослый проговаривает и пишет на песке с помощью веревочки-«змейки» знакомое слово, ребенок его читает. Теперь, можно предложить ребенку засыпать любую часть слова песком. А потом восстановить его, написав веревочкой недостающие элементы. Усложненный вариант - ребенку предъявляется сразу фрагмент слова или фразы, без предварительного зачитывания и просмотра написанного.
6. Песочная грамматика.
“Теперь мы отправляемся с тобой в страну, где живут целые слова. Как раз сейчас они готовятся к балу. Хозяйка этой страны - Фея Ударение. Она всегда правит балом. А еще у Феи есть Волшебная Палочка. Когда Фея дотрагивается ей до какого-то одного гласного звука в слове, происходит чудо! Этот звук превращается в Принцессу и становится главным в слове. Принцессу почитают остальные звуки, составляющие слово. Преклоняясь перед красотой и величием Принцессы, сами часто они становятся едва различимыми. Имя Принцессы - ударный гласный - всегда хорошо слышим и мы. И никогда не ошибемся, когда будем писать это слово. Например,
Слово есть у нас ГОРА -
Здесь Принцесса - буква А!
В этом слове другую гласную - О, почти не видно, плохо слышно. “О” стала Золушкой. Когда мы произносим имя Золушки, “О” слышится нам как имя Принцессы. Попробуй, измени слово “ГОРА” так, чтобы Золушка стала Принцессой!”
В каждом слове - царство звуков, там на праздничном балу
Фея Ударенье может отметить Принцессу свою.
Звук ударный отмечает Фея палочкой своей
И отныне его имя знает каждый из людей.
Безударные же звуки Фея в Золушки берет,
А в соседнем царстве звуков их в Принцессы выдает.
А скажи мне, мой хороший, кто Принцесса в слове “Лошадь”?
А как же быть со словарными словами, ведь их нельзя проверить? Конечно, их нужно запомнить, чтобы не обижать Золушек. Ведь в этих словах им никогда не стать Принцессами. Но даже не этого больше всего хотят Золушки. Они мечтают, чтобы их заметили и запомнили.
Однажды над Страной Цветов пронесся ураган,
Один из звуков он унес с собой за океан...
И вот уж высохла р...ка, уснули все л...са,
И солнце красное уже не светит в н...бесах!
Погибнет так Страна Цветов! Что делать? Помоги!
Найди скорей пропавший звук и Жизнь в цветы вдохни!

Найдите общий звук в словах “Машина”, “Музыка” и “Мак”.
Вы отгадали, или - как? Все верно - это буква М,
Не испугаешь вас ничем!
Вторая буква, вам на страх, есть сразу даже в трех словах:
“Шары”, и “Крыша”, и “Столы”. Ну как? Теперь узнали вы?
Что ж угадали букву Ы, прекрасно знаете все вы!
А третья есть в словах: “Шалаш”, и “Шуба”, “Шапка”, “Ералаш”.
Вы “зашипели” все так дружно, что и подсказывать не нужно!
Да, это буква Ш, конечно, вы все сегодня так прилежны!
Ну, а четвертую сейчас вы отгадаете за раз!
Слова здесь: “Кукла”, “Лук”, и “Кошка”. Ну как? Подумайте немножко.
Была задача нелегка, но вы решили - буква К!
Ну а последнюю, друзья, не отгадать никак нельзя:
“Арбуз”, “Акула”, “Ананас” - здесь буква спрятана от нас!
Вы - молодцы все! Как всегда! Вы отгадали букву А!
Какое имя мы узнали? Все верно!
Это наша МЫШКА! Небось, дрожит еще трусишка!

ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2910
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Скоро лето!!!Песочная терапия!!!
« Ответ #2 : 15 Апрель 2009, 20:48:51 »
Познавательные игры на песке.
1. Знакомство с окружающим миром.
Дикие и домашние животные, насекомые, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт.
2. Географические игры.
Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
Нету в тропиках берез, нету в тропиках осин...
В многоярусных лесах ждет чудес огромный мир!
Пальмы, финики, бананы обвиты лианами,
Мы попрыгаем по ним вместе с обезьянами.
Расцветают там цветы удивительной красы,
А какие там плоды! До чего ж они вкусны!
Не пугает даже дождь нас тропический...
Как бамбук под ним растем,
И до солнца достаем - удивительно!
3. Фантастические игры.
В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса.
4. Исторические игры.
Только в песочнице ребенок может все сам построить и проиграть, став участником исторических событий.
5. Игры-экскурсии по городу.
Родина начинается с родного города, селения. Его история оказывает существенное влияние на образ мыслей и жизни жителей. История города, как и жизненный путь человека, имеет свои радости и печали. Эти события можно разыгрывать на песке.
Сегодня, милые друзья, начнется новая игра!
Про города и про леса, озера, реки, небеса,
Про то, как в давние века сложили люди города.
Возьми-ка карту побыстрей, смотри - как много рек на ней,
А по реке - все точки... Да, так отмечают города.
Вот Волга - главная река, на ней - большие города.
Меня вдруг память подвела... Давай прочтем их имена.
А вот еще одна загадка, спрошу сейчас я для порядка:
Уж с давних лет всегда-везде селились люди на реке.
А почему же их всегда тянула так к себе вода?
Какой секрет, или беда – на реках строить города?
Ты выбрал очень верный путь! Я помогу тебе чуть-чуть:
Вода нужна и для питья, для стирки грязного белья,
Вода нужна коров поить, а летом - огурцы полить,
Как по дороге, по реке легко поехать налегке -
В другие города и села, куда иного нет пути:
Через леса к ним не пройти! Река еще, в конце концов,
Хранит людей и от врагов: враг не прискачет по воде,
Утонет он в большой реке. А при пожаре, без воды
“И ни туды, и ни сюды”! Поэтому, дружок, всегда
Селились люди, где вода.

Есть у реки высокий берег, сухой и солнечный всегда,
Другой же - низкий, плоский берег, там иногда стоит вода.
И вот вопрос тебе, дружок: где будешь ставить городок?
Каким твой берег должен быть? Тебе же в городе том жить!
Ты верно думаешь, дружок, высокий лучше бережок.
На низком избы и поля затопит по весне вода.
Ну, ладно, место мы избрали, а вот с чего же начинали
Строительство тут городка в далекие от нас века?
Покоя все тогда не знали: враги нежданно нападали,
И грабили все города, чего же строить-то зазря?!
А вот тебе вопрос-догадка: что ставят вкруг всей стройплощадки
Здесь, в твоем городе родном, когда хотят построить дом?
Ну молодец, что догадался! Никто в тебе не сомневался!
Конечно, нечего хитрить, сначала - все огородить!
Ну, хорошо! Огородили, песка побольше навозили...
А что намерен ты потом построить в городе своем?
Сначала - свой, наверно, дом, дворец для детских игр - потом,
Конечно, школу. Мюзик-холл, Бассейн, Собор...
Но это лишь мои догадки, ты должен строить без подсказки.

Чем люди раньше занимались, что делали, над чем старались?
Ведь раньше не было заводов, котельных, фабрик, пароходов,
Так как же люди раньше жили? Еду себе как находили?
Вокруг: луга, поля и лес, глухой, бескрайний - до небес.
Чем им заняться? Что добыть? Как без зарплаты им прожить?
Коль приглядеться, всюду есть, что человеку можно съесть:
Грибы и ягоды, малина, щавель и дикий лук, рябина.
Все люди в пишу собирали, потом - охотникам меняли,
На птицу или на зверей, а рыбакам - на окуней.
В полях копались до зарницы: овес сажали, рожь, пшеницу,
Вот главная из их проблем – себе добыть, да на обмен.

Теперь же, если не устали, придем к тому, с чего начали:
Река всех кормит и хранит, твой город счастья здесь стоит!
А что еще дает река? Еще в чем людям помогла?
Река сливается с другими, и маленькими, и большими,
Проходят реки много стран, выходят даже в океан!
Как это свойство наших рек полезным сделал человек?
Торговля? Верно ты сказал! Ведь каждый город торговал.
По рекам, испокон веков, с товаром лодки шли купцов.
Война же если возникала, по рекам быстро приплывала,
Под стены наших городов, армада кораблей врагов.
Но, чем напрасно воевать, гораздо лучше - отдыхать!
И, как Том Сойер, налегке поплавать по большой реке.

Красив наш город Петербург! А он ведь строился не вдруг.
Здесь раньше был лишь стройный лес, тянулись ели до небес,
И их, как синяя кайма, объяла славная Нева.
Невой Царь Петр восхищен: “Здесь будет город заложен!” -
Воскликнул он. И топоры под корень лес весь извели.
Вот с той площади, мой друг, и начинался Петербург.
Вот тут солдаты за два дня срубили домик для Петра.
А сами жгли вокруг костры – так заедали комары!
Царь Петр вначале строит крепость, и это вовсе не нелепость:
Царь Петр флот всегда хвалил, мосты он строить не любил.
Ведь город надо охранять, от шведов грозных защищать.
Вот тут есть остров небольшой, где зайцы бегали гурьбой,
Здесь зодчий Доминико Трезини таскал, как все, с землей корзины.
И стройкой всей руководил. Он план сначала начертил:
Шесть бастионов будут здесь, дом коменданта тоже есть,
Потом Большой Монетный Двор, и Петропавловский Собор.
Сурова, неприступна крепость – она грозой была всегда!
Она единственная в мире не воевала никогда!
Потом - в ней царская тюрьма, никто отсюда никогда
Не убежал домой на волю, здесь все свою испили долю...
Где Дом Петра - там спуск к воде, и лодки царские везде.
Не мало Петр свершил побед, и город постепенно рос,
Но только через двести лет здесь был построен первый мост.
Но чем прекрасен юный град, так это - дивный Летний Сад!
Здесь на семи стоит ветрах дворец Петра - он просто ах!
В нем Ассамблеи Петр давал, гостей заморских принимал,
И медом нашим всех поил, а чай пить - в Чайный Дом водил.
В саду растет столетний дуб, и памятник Крылову тут.
На озере, где был ручей, резвится стая лебедей,
И петербургская вся знать ходила в Летний Сад гулять.
Ну как, друзья, вы не устали? Сегодня много вы узнали?
А если нет, летим кометой смотреть “Восьмое чудо света”!
Васильевский остров - самый большой, к Заливу выводит наш город речной,
Мы вышли сейчас на Стрелку к нему, на кончик, которым он делит Неву.
Колонны Ростральные гордо стоят, как прежде, костры на них часто горят,
Костры на колоннах - маяк кораблям: плывите, заморские гости, все к нам!
На Стрелке, на Стрелке - у самой воды, стоят на подставках большие Шары,
Их можно бы было слегка покатать, да вот незадача - никак не поднять!
Из камня они - их никто не катает, они нашу Стрелку давно украшают!
Построил ее Тома де Томон, действительно, чудо создал нам он!
О Стрелке, друзья, можно много сказать, но время занятие наше кончать,
Мы завтра экскурсию с вами продлим, Михайловский Замок в песке создадим.
Должны знать свой город мы все назубок!
И лишний на это не жалко урок!

Проективные игры на песке.
Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры - это проекция внутреннего мира ребенка, то есть перенос вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей. Оказывается, что, строя картину из песка, ребенок переносит на песочный “лист” ландшафт внутреннего мира и “диспозицию” в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Это удивительно, но ребенок постепенно начинает применять в реальности свой “песочный” опыт!
1.   Индивидуальные игры.
Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с “коллекцией” фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Время выбора обычно не ограничивается. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - сейчас ему важно “проработать” имеющееся внутри напряжение. Далее ребенок приглашается к ящику с песком и ему дается “сказочная” инструкция: “Представь себе, что ты Волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь”. Как только ребенок начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все. Дети, создающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими, имеющими склонность к рефлексии, исследователями по натуре. Если мы видим отсутствие ландшафта или его условность, то, скорее всего, это проявление тенденции к внутренней стабилизации. “Плоскую” песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких детей. Последовательность появления и местоположение фигурок на песочном “листе” даст нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует “Я” ребенка, тенденцию к самоактуализации. Фигурка, которая появляется первой, является символом чего-то самого важного для ребенка на данный момент. Закапываемые фигурки символизируют вытесняемое в бессознательное или то, что еще не осознано.
Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней: что это за мир, сказочная страна, какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну, в каких взаимоотношениях они находятся между собой, всем ли существам хорошо в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше. После каждого изменения в картине, мы можем спрашивать: “А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?” Если ребенок говорит: “Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя”, можно предложить ему помощь: “Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим - может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся - их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны”.
По окончании игры ребенок сам разбирает песочную картину. Таким образом закрепляется приобретенный на символическо-бессознательном уровне опыт
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн mama ZLATI

Re: Скоро лето!!!Песочная терапия!!!
« Ответ #3 : 29 Сентябрь 2010, 20:51:46 »
 Не знаю в какой раздел поместить эту тему. Мы были в реабилитационном центре и там узнали о этой терапии.


Игры с песком для детей и взрослых, направленны на решение практически любых задач. Для малышей – это, конечно, развитие; для детей постарше – успешная адаптация к школе, наработка коммуникативных навыков; для родителей с детьми – детско-родительские отношения; для взрослых – психо-эмоциональная регуляция и многие другие.
В целом, независимо от возрастной направленности, пескотерапия помогает:
* развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
* развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки;
* тренировать мелкую моторику рук;
* гармонизировать психоэмоциональное состояние;
* формировать установку на положительное отношение к себе.
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
•  Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игры с песком
•  развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
•  снимают мышечную напряжённость;
•  помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
•  развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
•  стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
•  позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
•  преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
•  развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
•  совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
•  способствуют расширению словарного запаса;
•  помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
•  позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
•  способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
•  помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома.  
Общие условия организации песочной терапии.
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы..
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии
Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
•  люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
•  наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
•  летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
•  обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
•  жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
•  домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
•  деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
•  объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
•  транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
•  объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
•  объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
•  аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
•  естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
•  фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
•  злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Частичный перенос  занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
Примеры некоторых упражнений.
•  «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
•  Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
•  Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
•  Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
•  Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
•  «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
•  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
•  Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
•  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
•  Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
•  Выложить фишками геометрическую фигуру.
•  Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
•  Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
•  Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
•  Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
•  Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..
•  Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
•  Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
  
•  Игра "Мой город". Педагог дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
•  «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
•  Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
•  «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
•  «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
•  Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
•  Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
•  Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).

•  Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
•  Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
•  Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
•  Упражнение "Необыкновенные следы".
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.
•  Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
•  Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
•  Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы
« Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2010, 20:55:56 от mama ZLATI »
я верю в чудеса,а ты?

Оффлайн мама дины

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 223
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 3
  • Пол: Женский
  • я буду молиться за вас
    • Skype: the_excited_one
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Песочная терапия!!!
« Ответ #4 : 26 Январь 2011, 12:52:24 »
Эти песочные игры сами по себе супер,но они подходят для детей которые соображают?Или брать руку ре и самой какбы помогатьшурундить в песке ,ну со словами.... : :lost:
Дина! Ты моя жизнь!

Оффлайн margomacha

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 477
  • Страна: by
  • Благодарностей: 4
  • Пол: Женский
  • Наташа и Маргаритка.
    • Skype: margomacha
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Песочная терапия!!!
« Ответ #5 : 26 Январь 2011, 13:13:53 »
Мама Дины, это подходит для всех. ДА вы правы надо брать ручку ребенка и выполнять все действия озвучивая. Детям очень нравится. У нас был другой вариант: моя доча хотела заниматься только с педагогом, ну а где его взять дома. Так я просила свою соседку минут 10-15 с ней поиграть. Пробуйте и у вас все получиться. dcvf

Оффлайн tatusya

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2476
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • г.Москва
    • Награды
Re: Песочная терапия!!!
« Ответ #6 : 26 Январь 2011, 13:58:21 »
Песочная терапия одна из самых эффективных , особенно при работе с детьми. Обязательно буду  "внедрять" при работе с детьми и всем очень рекомендую

Оффлайн margomacha

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 477
  • Страна: by
  • Благодарностей: 4
  • Пол: Женский
  • Наташа и Маргаритка.
    • Skype: margomacha
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Песочная терапия!!!
« Ответ #7 : 08 Февраль 2011, 22:48:52 »
Привет ! Мы дома устроили песочницу. В большой таз, наш папа с работы принес песок , он очень мелкий речной, насыпали. Сначала просто лопаткой ,грабильками шуршали по нему. Потом я стала давать ей в ручки мелкие игрушки (шарики, игральные кости, чайные ложки , вообщем все что есть под рукой). Мы их вместе прятали в песочек, и вместе их искали. После когда это освоили- прятала я , а искала Маргарита.   Когда находила я прсила назывть то ,что она нашла и для чего это нужно, если мелкие животные то . как они говорят. Моя козявка от этого в полном восторге. 767

Оффлайн sam-sva

Re: Песочная терапия!!!
« Ответ #8 : 10 Июль 2013, 00:23:29 »
Всем, кто интересуется песочной терапией, рекомендую почитать заглавную сайта http://www.buypsy.ru. Там всё замечательно про это написано.
И хочется отметить:

1. Песочная терапия - не "обычные игры с песком". Это очень хорошая и мощная штука, сравнимая по силе воздействия, пожалуй, с расстановками по Хеллингеру. Но, на мой взгляд, у песочной терапии диапазон применения шире, хотя расстановщики считают по-другому :)

2. При этом песочная терапия применима в домашних условиях.

Выдержка из моего интервью журналу на эту тему:

- Может ли песок оказывать терапевтический эффект в домашних условиях?

Вообще, не рекомендуется проводить терапевтическую работу со своими близкими, родными и друзьями. И, как уже говорилось ранее, очень опасно, если песочным терапевтом возьмётся работать человек без соответствующего образования. Однако иметь дома песочницу и играть в ней с детьми (или даже самому) полезно, хотя бы по той причине, что в эту песочницу не будут ходить уличные животные. (Дома её можно хранить под крышкой или в специальном чемоданчике.) Важно только соблюдать правила безопасности: не трогать фигурки и песочные постройки другого человека без разрешения, не интерпретировать работы друг друга, не пытаться пресекать и направлять действия ребёнка при игре. И, конечно, не набирать песок на ближайшей стройке или во дворе, а покупать сертифицированный продукт в специализированном магазине.

3. Фигурки - они, конечно, нужны, но родителям - не в таком количестве, как терапевтам. Во-первых, ребёнок может и "родные" фигурки использовать (если они подходят для валяния их в песке), во-вторых, дети гораздо более открыты для лепки фигурок из пластилина (это мой личный опыт; правда, такие фигурки получаются одноразовые, увы), а в-третьих, просто-напросто родители - не терапевты. Хотя если у клиента есть песочница, песок и много фигурок дома, можно работать с ним "на выезде".

Оффлайн sam-sva

Re: Песочная терапия!!!
« Ответ #9 : 10 Июль 2013, 00:39:37 »
Привет ! Мы дома устроили песочницу. В большой таз, наш папа с работы принес песок , он очень мелкий речной, насыпали.


Классическая юнгианская песочница для песочной терапии должна иметь определенные размеры и цвета. 50х70х8 см. Считается, что именно такие размеры и прямоугольная форма позволяют создать комфортное поле для работы.
Песок обычно используется специальный, определенных фракций, обязательно просеянный.
Статья на эту тему тазиков в песочной терапии:
http://www.buypsy.ru/publ/psikhologija/khoroshij_instrument_zalog_uspekha/3-1-0-5
Песок для песочной терапии
http://www.buypsy.ru/shop/82/desc/pesok-kvarcevyj

Сначала просто лопаткой ,грабильками шуршали по нему. Потом я стала давать ей в ручки мелкие игрушки (шарики, игральные кости, чайные ложки , вообщем все что есть под рукой). Мы их вместе прятали в песочек, и вместе их искали. После когда это освоили- прятала я , а искала Маргарита.   Когда находила я прсила назывть то ,что она нашла и для чего это нужно, если мелкие животные то . как они говорят. Моя козявка от этого в полном восторге.


То, что написано, похоже на игры с ребенком очень маленького возраста. Опыт говорит, что даже дети 2-х лет могут осознанно делать композиции в песке. В профиле указано, что ребенку 5,5 лет. Налицо некорректная работа, сюсюканье.
« Последнее редактирование: 10 Июль 2013, 10:57:40 от sam-sva »

Оффлайн Liinca

Re: Песочная терапия!!!
« Ответ #10 : 30 Октябрь 2013, 14:35:18 »
такая хорошая и нужная темка, жаль, никто давно не писал.
я тут как раз заказала ребенку песок кинетический, типа такого http://www.wabafun.ru/catalog/kineticsand/
а что с ним делать - помню уже очень смутно из детства)) шучу  767

сейчас терапия песком вроде уже не такая редкость, как раньше.
девочки, может кто поделится своим опытом таких занятий в реаб.центрах? было бы очень интересно почитать! efy
Всё, что ни делается - делается к лучшему!
Я люблю то, что делаю, и делаю то, что люблю!

Оффлайн cpd

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 4878
  • Страна: il
  • Благодарностей: 64
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Песочная терапия!!!
« Ответ #11 : 13 Май 2014, 16:34:36 »
ИГРЫ СВОИМИ РУКАМИ5 игр с песком дома=============
Возьмите коробку из под конфет или лоток, площадью с альбомный листок. Вы можете заменить песок манной крупой
.1. Нарисуй картинку по образцу.Сделайте карточки с геометрическими фигурами и простыми картинками (солнышко, домик, улитка и .т.д.). Предложите ребенку повторить рисунок на песке.
2. Угадай кто на картинке.Распечатайте тематические картинки по размеру вашей коробки (мебель - стул, диван, шкаф... или домашние животные - кошка, лошадь и т.д.) Положите картинку на дно коробки. Круговыми движениями предложите ребенку открывать фрагменты картинки и попробовать угадать кто или что на ней изображено.
3.Запретная зонаВозьмите лист бумаги, нарисуйте на нем разноцветные геометрические фигуры. Положите лист на дно коробки и дайте задание ребенку - пальцем провести дорожку так, чтобы она не попала, например, на красный цвет. Если проведенная дорожка пересекла запретный цвет, потрясите коробку с песком, чтобы закрыть картинки. Предложите ребенку заново проложить путь и постараться обойти опасное место.Вы можете устроить соревнование: засеките время - кто дольше "проходит", тот и выиграл.
4. Найди клад.Возьмите несколько монет и коктейльную трубочку. Монетки спрячьте в песке, с помощью трубочки предложите ребенку найти клад - надо через трубочку дуть на песок, пока не найдется место с монеткой
)5.Дорисуй.Для выразительности рисунка на дно коробки положите цветную бумагу, сверху насыпьте песок. Начинайте рисовать картинку (например, полукруг), спросите у ребёнка на что это может быть похоже (на гриб), попросите дорисовать недостающие элементы (ножку от гриба). Рисунки должны быть простыми и понятными - елочка, рыбка, гриб, бабочка и т.д.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Оффлайн Vse_budet_otlichno

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 579
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 7
  • Олеся и Димон
    • Награды
Re: Песочная терапия!!!
« Ответ #12 : 13 Май 2014, 17:27:34 »
понравился пост: http://supermom.ru/articles.php?article_id=96

Оффлайн cpd

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 4878
  • Страна: il
  • Благодарностей: 64
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ