Автор Тема: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.  (Прочитано 4520 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн danyasmomАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1533
  • Страна: us
  • Благодарностей: 55
  • Пол: Женский
  • Марина и Даня.
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« : 26 Февраль 2013, 22:01:49 »
Давно собиралась написать, но уж больно длинный перевод. Но тем не менее – часть первая готова. Я честно изучила все отчеты, статьи, и мед-статистику которую нашла по этой программе, и, считаю, что данная методика представляет интерес.

Для читающих по английски книгу можно купить вот тут – The Woman Who Changed Her Brain: And Other Inspiring Stories of Pioneering Brain Transformation, а прочитать доступную информацию о программе тут – Arrowsmith Program

Сразу скажу – этой программой практически невозможно заниматься самостоятельно, необходимо обучение в специальной школе в Канаде или в одной из школ США, в которых эта программа применяется. Но перевожу я это потому, что мне кажется это может помочь понять родителям, почему у ребенка есть проблемы в понимании или обучаемости в определенных областях. Он «это» делает не потому что «вредный и родителей не слушает», а потому что он не умеет, не может иначе. Эти проблемы относятся и ко многим взрослым.

Плюс, зная о изобретательности родителей многих особенных детей, я предполагаю что возможно они придумают или адаптируют упражнения, создадут новые методы, чтобы помочь своему ребенку, опираясь на полученную информацию.

Если вам знакомы такие фразы, как «Я просто не понимаю», «У меня дырявая память», «Повторите, пожалуйста, помедленнее», «Не стирайте с доски», «Я такая неуклюжая», «У меня глаза болят от чтения», «Я вечно теряюсь», «Я вообще не понимаю, какую кнопку на этой штуке нажимать», «Я не люблю цифры», «Я не очень хорошо помню, как что называется», «я никогда не любил чтение», «я не очень быстро соображаю», «я вас не узнал» – то читайте дальше.

—–

В поисках полезной литературы мне попалась интересная книга Барбары Арроусмит-Янг «Женщина, изменившая свой мозг». Барбара описывает свою жизнь и работу по изучению проблем с обучением в различных областях у детей и взрослых.

Самой Барбаре был в начальной школе поставлен диагноз «тяжело-обучаема»: она писала и читала наоборот, путала буквы, с трудом разбиралась в речи, постоянно терялась и была неуклюжей. Со временем Барбара научилась правильно писать и читать, скрывать свои многочисленные проблемы, но тем не менее проблемы с обучением оставались и мешали ей добиваться своей цели.

С тяжелым трудом, преодолевая свои «неумения и непонимания» она поступила в колледж, получила степень Мастера в Школьной Психологии (Master’s degree in School Psychology from the University of Toronto) и работала учителем при университетской школе, где она изучала те же проблемы, что мучали ее саму. Со временем она пришла к пониманию и осознанию того, что определенные функции ее мозга не работают так, как у многих других, «хорошо-обучаемых» людей. Она создала упражнения помогающие ей преодолевать собственные трудности и, затем, несколько лет спустя, создала целую программу Arrowsmith School, которая работает с детьми и взрослыми, помогая им «научиться учиться».

В своей книге Барбара описывает то, как она ощущала свою жизнь до упражнений. Обладая высокими интеллектуальными способностями, она тем не менее «жила как в тумане». Она пишет: «Я не понимала мир вокруг себя. Я не видела связей в том, что происходило вокруг, в том, что мне говорили. Я с трудом ощущала себя в пространстве, карта города для меня была непостижимой тайной. Речь учителя была слишком быстрой и когда она доходила до конца предложения, я была не способна проследить за логикой ее изложения и уже не была способна понять, о чем она говорила. Мне нужно было прочесть одно и то же предложение десяток раз, чтобы в нем разобраться. Я путала буквы местами и не понимала почему это неправильно. Глядя на часы со стрелками я не могла назвать время, поскольку не понимала как положение стрелок на циферблате соотносится со временем суток». Она много пишет об опыте других людей, их проблемах, их ощущениях.

Барбара выделяет 19 «дисфункций обучения». Она пишет, что практически у каждого человека есть та или иная проблема. В легких случаях, человек способен хорошо функционировать в обществе, компенсируя слабости с помощью других процессов и механизмов. В тяжелых случаях, человек не способен жить самостоятельно, работать. Иногда он может причинить себе вред не понимая как он это делает и почему.

Ее программа предназначена для коррекции таких проблем. Обучение состоит из различных упражнений адресно работающих с каждой идентифицированной сложностью у ребенка. Задача работы не «обучить языку, математике, литературе», а помочь мозгу выработать необходимые умения для решения задач нужных для собственно изучения и работы с новой информацией, то есть не «выучить двадцать правил правописания намертво»,а «научить мозг правильно обрабатывать информацию при чтении и правильно выдавать ее при написании».

Итак, список. Сокращенный перевод с сайта Arrowsmith Program, “Learning dysfunctions”. (Я заранее прошу прощения у специалистов за неверно переведенные термины, если такие есть, – я пыталась их найти, но зачастую не смогла найти «научных» аналогов. Если есть желающие скорректировать – пишите). Хочется еще раз сказать, что если у ребенка или взрослого есть проблема из этого списка – это не значит что он «глупый, тупой и необучаемый и помочь ему уже нельзя, пусть живет как есть», это не значит, что нужно повесить на человека ярлык и забыть. Это значит что мы, при желании, можем идентифицировать сложности и помочь ему их преодолеть.

1. Последовательность моторных символов.

Это умение необходимо в процессе обучения и воспроизведения последовательных схем движения – написание алфавита или цифр. Включает в себя ввод визуальной информации – чтение, вывод через руку (письмо) и рот (речь). Если в этой функции есть проблемы, они выражаются в следующем:

    неправильное прочтение, когда написано «стул упал», а ребенок читает «стол пропал». В таких случаях человек может неверно прочитать указания, инструкции, рецепты.
    плохой почерк – люди предпочитают писать печатными буквами вместо письменных.
    Письмо не автоматично – нужно сосредоточиться на самом процессе писания вместо содержания. Ученики обычно пишут медленнее и могут не успеть уложиться в отведенное время на выполнение задания.
    Переписывание медленно и неаккуратно – ошибки при перенесении информации с доски в тетрадь, например.
    правописание – человек может написать одно и то же слово несколькими разными способами на одной и той же странице.
    речь – бывает бессвязной, сложно понять о чем человек хочет сказать. Иногда части задуманного остаются невысказанными, потому что человек думает, что он уже это сказал. Ему сложно изложить идеи в определенном порядке.
    Математика – проблемы с аккуратностью в вычислениях. Человек может сделать что-то, что кажется ошибкой по невнимательности, хотя на самом деле это проблема с моторной функцией. Например, думаю «6», а пишу «5».

2. Взаимоотношения символов.

Это умение понимать взаимоотношения между двумя или более идеями или концепциями. Слабость этой функции выражается в следующих проблемах:

    ребенок путает буквы Б и В, цифры 6 и 9.
    не может разобраться в часах со стрелками, путает стрелки между собой (какая означает часы, а какая минуты)
    человек не понимает математические принципы. Он может выучить процедуры, но не понимает «почему» нужно делать так. Он не понимает формул, таких как «расстояние = время * скорость движения» и не сможет решить задачу, для которой нужно использовать такую формулу.
    человек с трудом понимает причинно-следственные связи, почему что-то случается.
    трудности с задачами типа «Саша младше Жени, который старше Маши. Кто из них старше всех?», поскольку ребенок не понимает, как они между собой соотносятся.
    человек не понимает утверждений, в которых есть логическая ошибка, а потому может пасть жертвой мошенников.
    зачастую человек упорен или не отличается гибкостью мышления, поскольку ему сложно сравнивать в уме несколько вариантов. Он выбирает один и затем отказывается даже рассматривать альтернативы, поскольку это слишком сложно и он не видит разницы.
    характерная черта этой дисфункции это ощущение неуверенности – невозможность уточнить смысл, а только постоянные догадки.

3. Запоминание информации или инструкций.

Это способность запоминать куски информации, такие как инструкции. Дисфункция в этой области выражается в:

    сложность в запоминании устной информации или указаний. Человеку сложно помнить и следовать длинным лекциям или разговорам. Указания нужно повторять несколько раз, прежде чем человек убедится что он правильно понял. Человек часто знает, что он что-то уже забыл, но стесняется переспросить.
    Люди, у которых есть проблемы с запоминанием часто стараются не участвовать в разговорах и дискуссиях, не вслушиваются в лекции или презентации, поскольку им очень тяжело пытаться удержать информацию.
    родители часто думают, что их ребенок упрямый, безответственный или ленивый, поскольку они просят его что-то сделать а он забывает. Если такой ребенок отвлекается после указания или просьбы (на телефон, телевизор, игрушку), то инструкции просто пропадают из его головы, причем он может быть уверен, что вы ему ничего и не поручали.
    люди стараются компенсировать эту проблему постоянно записывая все инструкции и дела, и стараются вести привычный и постоянный образ жизни в котором им все знакомо.

4. Предикативная (внутренняя) речь

Это умение ощущать как символы (слова и цифры) связываются последовательно в предложения и процедуры. Это происходит когда мы думаем, говорим, пишем. Проблемы в этом случае:

    Умение повторять и переформулировать информацию и действия через внутреннюю речь не работает. В таком случае человек не может «пересказать историю своими словами».
    Человек пользуется стереотипной речью – запоминает фразы и клише, поскольку ему сложно усложнить или создать собственную фразу, предпочитает короткие фразы и с трудом понимает длинные.
    У человека отсутствует чувство такта, и он кажется грубым, поскольку он с трудом представляет себе что он скажет и какие могут быть последствия от его фразы. Например ребенок получает в подарок диск с музыкой и тут же возвращает его со словами «а я эту группу не люблю».
    Синдром «спроси, а потом делай». Родители говорят что ребенок пытается быть полезным и делает что-нибудь прежде чем спросить надо ли это делать. Например поливает уже политые цветы или выпалывает сорняки, которые на самом деле были посаженными вами помидорами.

 (продолжение следует)
"The universe is big. It's vast and complicated and ridiculous. And sometimes - very rarely - impossible things just happen and we call them miracles." - Dr Who (#10)

Оффлайн ЛюдаМила

Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #1 : 27 Февраль 2013, 01:16:06 »
ммдааа.... и это все о нас
danyasmom, спасибо вам за статью, очень полезная информация, с нетерпением ждем продолжения))))

Оффлайн danyasmomАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1533
  • Страна: us
  • Благодарностей: 55
  • Пол: Женский
  • Марина и Даня.
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #2 : 27 Февраль 2013, 21:37:28 »
Часть 2.

5. Произношение (зона Брока).
Это умение обучиться как произносить звуки и, затем, как интегрировать звуки в постоянное и стабильное произношение слова. Слабость умения выражается так:
• Человек не уверен в том, как слово произносится. Произношение нестабильно и непостоянно, человек придумывает несколько способов сказать одно и то же слово, поскольку не знает как именно правильно. Иногда он избегает пользования некоторыми словами, предпочитает простые слова сложным.
• Ребенку сложно выучить и пользоваться фоническими умениями при чтении. Чтение «про себя» может быть на несколько уровней выше, чем чтение вслух, поскольку ребенок понимает слова в книге, которые не может правильно произнести.
• Речь требует большего сосредоточения, чем обычно, поэтому человеку сложно говорить и думать одновременно. Ему нужно сконцентрироваться на произношении и он может потерять нить разговора. Обычно такой ребенок застенчив в новых ситуациях, когда нужно говорить с людьми, и его «забивают» те, кто говорит с большей легкостью.
• им сложно говорить с группой людей, они стараются говорить «по бумажке».
• сложно выучить произношение звуков и слов другого языка.

6. Аудиторная дискриминация.

Это умение дискриминировать, отличать похоже звучащие слова (дом-том, сон-сом). Проблемы:
• человек неточно слышит слова в беседе, лекции, телепрограмме, инструкции, а потом неверно интерпретирует услышанное. Ему нужно концентрироваться чтобы верно отличать слова, и поэтому он быстрее устает и отвлекается. Иногда это приводит к грубому непониманию, особенно если человек думает что ему обидели или оскорбили.
• записывая со слуха, такой ребенок неточно слышит и записывает слова. Когда он позже пытается разобрать написанное, оно может не иметь никакого смысла.
• Ему сложно различать иностранную речь на слух, ему тяжело изучать языки через аудио материалы.

7. Символическое мышление.

Это умение отвечает за развитие и поддержку планов и стратегий действия через использование речи. Это обладание мысленной инициативой в заданиях с символами. Проблемы:
• ученику тяжело разработать стратегию обучения. Если ему показать метод – он будет ему следовать, но не сможет придумать свою стратегию.
• ученику сложно сосредоточиться и удерживать внимание на задании, связанном с использованием речи. Ребенок легко отвлекается и его часто называют «невнимательным». Ему тяжело быть внимательным на занятиях, на работе или в социальном общении.
• Человек не может создать план работы, поэтому часто его поведение неорганизованно.
• Человек не исправляет собственные ошибки и зачастую не видит что он сделал ошибку. Ему сложно учиться на ошибках, поскольку он их не осознает. Обычно он не переживает по поводу качества исполнения задания.
• Человек не может создать долгосрочные планы и цели, живет «одним днем». Окружающие могут считать его «легкомысленным», поскольку у него отсутствует стабильность и планирование жизни.
• Если ученик не знает ответа на вопрос сразу же, он скорее всего пропустит его совсем. У него нет процесса поиска или попыток найти ответ, нет желания искать, он пассивен.
• Человек старается упростить ситуацию до стереотипной, ему уже знакомой, поэтому иногда он с трудом отличает одну ситуацию от другой и неверно на нее реагирует. Например, ребенок может решить что стратегия общения с друзьями должна быть такой-же как он видел в кино.

8. Распознавание символов.
Это умение распознавать и запоминать слова и символы визуально. Проблемы:
• ребенку приходится повторять и учить слово много раз прежде чем он способен распознавать его на вид, понять и произносить правильно. Ребенок видит одно и то же слово «дом», но не может понять что это то же слово, что он уже недавно видел. В результате, он очень медленно учится читать и писать. Ему сложно распознавать ошибки в тексте.
• скорость чтения низкая, поскольку ребенок часто компенсирует неспособность распознавать слово на вид с помощью чтения вслух, чтобы помочь себе произнесенными звуками.
• человеку очень сложно визуально запоминать символы и схема (в геометрии, математике, химии).

9. Лексическая память (словарная).
Это умение необходимо для запоминания нескольких слов в серии. Проблемы:
• сложно запомнить больше трех несвязанных слов в серии.
• звуковое восприятие слов работает плохо. Человеку нужно услышать слово вместе с его значением несколько раз, прежде чем он его запомнит. Людям сложно запоминать и распознавать синонимы, что сильно усложняет процесс чтения.
• человеку сложно воспринимать информацию на слух, поскольку его память не удерживает необходимый объем.

10. Кинестетическое восприятие.
Это умение ощущать где все части тела находятся в пространстве. Проблемы:
• человек ограниченно воспринимает себя в окружающем мире – у него есть тенденция врезаться в мебель, двери, сшибать предметы.
• когда человек ведет машину, он менее четко воспринимает одну сторону себя, в результате получается что одна сторона машины чаще царапается.
• человек менее четко знает где его руки и пальцы, поэтому может чаще резаться, когда использует нож или инструменты, может нанести себе травму.
• в сложных случаях, человек может даже не ощущать точно где ему больно в одной из сторон тела. Он не может распознавать предметы на ощупь. Его движения неаккуратны и отрывочны.

11. Кинестетическая речь.
Влияет на проблемы с произношением, поскольку человек не очень хорошо ощущает движения рта и языка. Человеку сложно произносить быстрые скороговорки и сложные слова.
"The universe is big. It's vast and complicated and ridiculous. And sometimes - very rarely - impossible things just happen and we call them miracles." - Dr Who (#10)

Оффлайн danyasmomАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1533
  • Страна: us
  • Благодарностей: 55
  • Пол: Женский
  • Марина и Даня.
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #3 : 28 Февраль 2013, 22:14:16 »
12. Артефактное/Искусственное мышление

Это умение необходимо для координации, изменений и интерпретации эмоций.
Проблемы:
• человек с трудом распознает и интерпретирует собственные эмоции. У него меньше градаций и отличий. Он с трудом отличает и воспринимает чужие эмоции.
• человек не может распознать невербальную информацию, такую как выражение лица и движения тела и поэтому не может изменить свое поведение исходя из этих данных. Например, ребенок не понимает думает ли родитель или учитель, что он выполнил задание хорошо. Он может не понять, что кто-то сердится, радуется или обижен.
• Он не понимает, почему выражение лица и прочая невербальная информация вообще имеют значение.
• человек с трудом сопротивляется собственным эмоциональным импульсам.
• он редко планирует что-либо, продумывая реакцию окружающих на его слова или действия.
• иногда он не беспокоится, когда надо бы.

13. Ограниченное поле зрения.
Это умение отвечает за количество символов или объектов, которые человек видит за один «взгляд». Когда это умение ограничено 4мя или менее предметами, возникают проблемы:
• человеку сложно увидеть слово целиком за один взгляд. Ему нужно посмотреть от 3 до 10 раз чтобы прочитать одну строчку. В этих случаях глаза очень сильно устают при чтении, и усиленное чтение даже может вызвать временную слепоту. Люди с такой проблемой не могут читать дольше 30-60 минут без перерыва.
• чтение ощущается как «кусочное, отрывистое», возникают ошибки, скорость чтения понижена.
• человеку сложно ориентироваться в темном помещении, вести машину ночью, найти свое сиденье в затемненном кинотеатре.

14. Распознавание объектов.
Это умение отвечает за распознавание и запоминание деталей визуальных объектов. Проблемы:
• человеку требуется больше времени чтобы визуально распознать и найти объект, который он ищет. Ему сложно найти нужную вещь в магазине, он может пройти мимо нее несколько раз прежде, чем он ее заметит.
• человеку сложно запоминать визуальные «закладки», такие как дома, статуи, вывески, чтобы определить, где он находится.
• человеку сложно запоминать и узнавать лица, он может не заметить детали выражения лиц, что вызывает социальные и персональные проблемы.
• ему сложно запоминать детали изображений. Ребенку сложно выполнить задания типа «Что было на картинке?»

15. Пространственное мышление.
Это умение представить себе серию движений прежде чем вы начнете по настоящему двигаться. Проблемы:
• сложно представить себе дорогу, последовательность движений. Тяжело найти свой путь, поскольку человек не может представить себе карту или план в голове и продумать как попасть из одного места в другое. В результате, человек теряется, у него занимает долгое время найти нужное место. В сложных случаях человек обретает фобию и старается вообще не посещать новые места, поскольку боится потеряться. Эта сложность проявляется и в мелких деталях, таких как детское упражнение «проведи мышку через лабиринт».
• Когда человек смотрит на карту, ему нужно ее повернуть так, как он стоит/едет на самом деле. Он не может ее перевернуть в голове.
• Человек забывает где в пространстве он оставлял предметы, часто их теряет или проводит много времени пытаясь их найти.
• На рабочем месте обычно беспорядок, поскольку человек не может представить себе как нужно организовать пространство. Если он убирает что-то в ящик, ему потом сложно это отыскать.
• Человеку сложно представлять себе ходы в играх заранее – в шашках или шахматах. Они реагируют на каждый конкретный ход, вместо того, чтобы продумать серию последовательных движений.
• В спорте у такого человека часто проблемы – ему сложно продумать как спуститься по склону на лыжах, куда полетит теннисный мяч.
• Ему обычно сложно нарисовать или сложить геометрическую фигуру.

16. Механическое мышление.
Человеку с проблемой в этой области сложно представить себе как работают машины и инструменты, ему тяжело с ними обращаться. Даже пульт от телевизора или микроволновая печь представляют собой сложную задачу.

17. Абстрактное мышление.
Человеку с проблемами будет тяжело создать и выполнить много-ходовую инструкцию, такую как создание программы для компьютера, следование правилам работы с инструментом, готовка по сложному рецепту.
Человек не понимает необходимости выполнения действий последовательно для достижения нужного результата.

18. Основные моторные функции
Проблемы со скоростью, силой и контролем движений мышц. Обычно проявляется в неаккуратных движениях, шагах.

19. Дополнительные моторные функции
Проблемы с этой функцией мешают человеку выполнять внутренние последовательные операции, например такие как сложение в уме в математике.
• В сложных случаях, даже простой пересчет по порядку вызывает сложности.
• Человеку тяжело посчитать сдачу.
• Если эта функция нарушена, то человеку сложно удержать цифры в памяти, он не может выучить таблицу умножения, ему сложно продвинуться в математике выше уровня 4 класса. Он пользуется пальцами или палочками для счета.
• В более легких случаях, человек со временем запоминает таблицы, но более сложные концепции, такие как дроби или уравнения, ему уже не даются.
"The universe is big. It's vast and complicated and ridiculous. And sometimes - very rarely - impossible things just happen and we call them miracles." - Dr Who (#10)

Оффлайн danyasmomАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1533
  • Страна: us
  • Благодарностей: 55
  • Пол: Женский
  • Марина и Даня.
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #4 : 02 Март 2013, 00:05:49 »

Часть 4, она же последняя, не перевод, а моя рецензия/статья.

К сожалению, Барбара в своей книге не дает большого количества упражнений или методик. Но она пишет, что если верно распознать проблему, то занимаясь ей целенаправленно можно значительно улучшить результаты работы ребенка или взрослого.

Программа Арроусмит принимает детей от 6 до 18 лет в школу и взрослых от 18 лет и старше в программу коррекции. Работа в школе нацелена на коррекцию дисфункций, а не на получение образования. Предполагается, что после года-двух в Арроусмит, ребенок может вернуться или начать обучение в обычной общеобразовательной школе. Эта программа работает только с детьми с нормальным или «сохранным» интеллектом, не работает с детьми с тяжелой степенью аутизма, глобальными задержками развития, тяжелой умственной отсталостью. Хотя Барбара приводит несколько примеров, когда дети с высоким интеллектом были диагностированы как «отсталые» из-за комплекта дисфункций, который затруднял их общение с внешним миром. После того как эти проблемы были скорректированы, дети проявили отличные способности в учебе.

Упражнения и занятия базируются на том факте что человеческий мозг пластичен и обучаем (привет, АБМ и Фельденкрайз!) и подбирая правильные стимулы и задачи можно обучить его лучше думать, оценивать, анализировать, принимать верные решения.

Программа для ученика – взрослого или ребенка – индивидуализирована, и, при необходимости, с каждым ребенком учитель занимается один на один. Многие задачи и упражнения предназначены для выполнения на компьютере, но для многих нужны специальные пособия и материалы.

Барбара пишет, что, зачастую, без специального тестирования сложно определить какая именно дисфункция мешает ребенку. Если он пишет «как курица лапой» – это потому что у него проблемы с моторикой, проблемы с перенесением мыслей на бумагу или проблемы с распознаванием или изображением символов? Если он с трудом выражает свои мысли – это проблемы с языком и губами или сложности с аналитическими процессами? Поэтому каждый ребенок проходит специальный 6-часовой тест перед приемом в программу, чтобы точно определить его персональные сложности и таланты.

Результаты программы обычно весьма неплохие. Отзывов от родителей и детей на программу очень много. Вот несколько от детей:

«Я стал лучше слушать. Мне не нужно просить учителя повторять задания», « Я лучше понимаю математику, я перешел от оценок 70  в классе упрощенной математики к оценкам 90 в моем классе стандартной математики. Я надеюсь скоро перейти на занятия в продвинутый класс». «Я вовремя успеваю сделать все задания в классе», «мои оценки стали выше», «я лучше пишу и быстро читаю», «у меня появились друзья».

Родители пишут длинные отзывы, о том что дети стали лучше себя вести, лучше учиться, им проще сосредоточиться на занятиях, они все делают быстрее и точнее. Поскольку дети становятся успешнее, их самооценка вырастает, появляется энтузиазм и желание продолжать учебу.

Собственно, упражнения. Барбара их особо не разглашает, поскольку считает что применение многих упражнений без профессиональной поддержки и оценки может повредить ребенку еще сильнее. Хотите заниматься – пишите в школу в Торонто (Канада), в школы США и Австралии. Естественно, ребенок и родители должны знать английский… и быть готовы уплатить значительную сумму за занятия. В этом плане, конечно, методика разочаровывает, поскольку организовать такую учебу для ребенка даже на год-два финансово и организационно довольно тяжело.

Тем не менее, в своей книге она описывает несколько упражнений которые помогли ей самой. Она пишет про занятия с часами – начиная с циферблата с одной стрелкой, которые показывают только часы. Делая самостоятельно карточки с изображением часов со стрелкой в разных позициях и занимаясь по ним ежедневно она со временем запомнила и уяснила их значение. Затем она работала с карточками только с минутной стрелкой. Когда она достигла успехов с одной стрелкой, она перешла к двум стрелкам. Затем усложнила часы, добавив стрелки для месяца и года. Затем изменила циферблат, чтобы на нем не было цифр, только часовая стрелка. Затем часовая и минутная без цифр, и так далее. Она заметила, что хотя она занималась только конкретно с часами, ее показатели во всех других заданиях требующих понимания «положения, взаимоотношения предметов» стали улучшаться.

Про распознавание символов в  одной из статей она упоминает упражнение с незнакомыми ребенку знаками, например китайскими иероглифами. Она пишет что нежелательно использовать знаки, с которыми у ребенка связан какой-либо смысл – нельзя использовать звездочку или плюс, круг или треугольник, человечка или цветок. Используя иероглифы без объяснения их значения, мозг тренируется опознавать символы визуально. В этом упражнении ребенку нужно найти определенный иероглиф на странице из 20 знаков. Подобрать иероглифы по парам, когда один знак больше другого или написан другим цветом. Упражнение можно упрощать и усложнять в соответствии с умениями ребенка.

Занятия на память должны начинаться с простых вещей, усложняя их с развитием умений ребенка. Просить его запомнить одну простую вещь или цвет, заниматься 5 минут чем-нибудь другим, затем попросить его назвать то, что вы просили его запомнить. Усложняя до 2-3-4 вещей со временем. Если не получается, сокращать промежутки, упрощать слова.

С ориентацией в пространстве и картами могут помочь простые упражнения с рисунками или моделями. Начните с комнаты ребенка – пусть он нарисует ее схему. Где стоит кровать, где стол, где шкаф, где дверь и где окно. Для начала, 6-7 крупных предметов будет достаточно. Затем изучить схему и ответить на вопросы о предметах – где шкаф? Рядом с кроватью, напротив окна. Где стол – напротив кровати, рядом с окном. Затем попросить ребенка ответить на похожие вопросы закрыв глаза. Усложняя, спросить как попасть к окну от двери – надо пройти прямо или надо повернуть? Если ребенок справляется с задачей – усложняйте, рисуйте схему квартиры и просите его объяснить как дойти от двери до ванной, где холодильник, а где балкон. Можно упрощать схемы, оставляя два-три ориентира, показывать что дорогу от одного предмета к другому можно рисовать карандашом. Еще с усложнением можно использовать игровые карты из сказок или настольных игр. Можно использовать карты небольших мест – парка или развлекательного комплекса. Можно создавать карты или просить ребенка их рисовать опираясь на реальные объекты – кукольный домик, гараж для машинок.

Занятия с ребенком должны быть постоянными и достаточно разнообразными, именно поэтому нужны обученные и тренированные профессионалы, которые могут придумать правильный способ развить именно то умение, с которым у ребенка проблемы. В школе Арроусмит, как и в обычной школе, ребенок занимается несколько часов в день с инструкторами и учителями.

Результаты нескольких исследований показали, что работа в школе или по программе Арроусмит помогает многим детям значительно улучшить умения, необходимые для учебы и жизни.

И, хотя я сильно разочарована, что в публичном доступе нет более подробных и точных объяснений и инструкций к упражнениям, мне кажется, что даже понимание того, что определенные проблемы у ребенка или взрослого это не «он такой ленивый и упрямый», а «тут дисфункция, с которой можно работать» – это полезное понимание, которое стоило времени и усилий на перевод. И еще, мне кажется, что многие учителя, терапевты и родители вполне способны, основываясь на этом знании, разработать собственные программы или придумать полезные занятия  для своих детей.
"The universe is big. It's vast and complicated and ridiculous. And sometimes - very rarely - impossible things just happen and we call them miracles." - Dr Who (#10)

Оффлайн Ruta

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10086
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 72
  • Пол: Женский
  • Наталья и Лилия, г.Москва, ВАО
    • Skype: Ronatika
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Instagram: nata_ruta_
    • ВКонтакте: https://vk.com/ronatika
    • Facebook: https://www.facebook.com/nataliruta
    • Одноклассники: http://ok.ru/nata.ruta
    • Мой Ангел Живёт на Земле!
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #5 : 04 Март 2013, 22:23:23 »
Комментарий глобального модератора danyasmom, надеюсь вы не весь свой блог тут перепечатаете? ghj Хотелось бы личных отзывов о програме, где ее используют, кто автор и т.п.



Не суди о чём не знаешь, правило простое:
промолчать гораздо лучше, чем сказать пустое.
  212

Оффлайн danyasmomАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1533
  • Страна: us
  • Благодарностей: 55
  • Пол: Женский
  • Марина и Даня.
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #6 : 04 Март 2013, 22:43:38 »
Ruta, эээ... я сначала хотела только линк дать на блог, а потом подумала что побьют меня за рекламу блога и решила всю статью показать... :) сорри, если что лишнее, скажите, я уберу.

Автор программы указан - Барбара Арроусмит, она же и автор книги и главный методолог в школе.
Программа используется в нескольких школах в Канаде, США и Австралии, она только англоязычная.
Отзывы тоже есть только англоязычные, я не знаю никого из русскоязычных родителей...

мне показалось важным перевести статью, чтобы может кому-то из родителей стало понятнее почему ребенок "не понимает" что-то, хотя в других областях соображает хорошо. Имхо, правильная формулировка проблемы - половина решения. Если разобраться, что именно не работает - можно искать варианты занятий или упражнений.

вся оригинальная информация - в книге Барбары и на сайте программы - http://www.arrowsmithschool.org/
"The universe is big. It's vast and complicated and ridiculous. And sometimes - very rarely - impossible things just happen and we call them miracles." - Dr Who (#10)

Оффлайн Ruta

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10086
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 72
  • Пол: Женский
  • Наталья и Лилия, г.Москва, ВАО
    • Skype: Ronatika
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Instagram: nata_ruta_
    • ВКонтакте: https://vk.com/ronatika
    • Facebook: https://www.facebook.com/nataliruta
    • Одноклассники: http://ok.ru/nata.ruta
    • Мой Ангел Живёт на Земле!
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #7 : 04 Март 2013, 23:53:29 »
Да особых возражений нет. Вопрос: как эта программа может повлиять на обучение особых детей в России?  ppp
если,
Цитировать
Программа Арроусмит принимает детей от 6 до 18 лет в школу и взрослых от 18 лет и старше в программу коррекции. Работа в школе нацелена на коррекцию дисфункций, а не на получение образования. Предполагается, что после года-двух в Арроусмит, ребенок может вернуться или начать обучение в обычной общеобразовательной школе. Эта программа работает только с детьми с нормальным или «сохранным» интеллектом, не работает с детьми с тяжелой степенью аутизма, глобальными задержками развития, тяжелой умственной отсталостью.
Эти бы знания да учителям наших школ... а то, вот как пример: прошу нашу учительницу перейти на обучение письма и чтения по методике для детей с ДЦП. Не понимает и не хочет перестраивать этот процесс, вот и пишем коряво и никак, и читать сложные тексты не просто...  wel



Не суди о чём не знаешь, правило простое:
промолчать гораздо лучше, чем сказать пустое.
  212

Оффлайн danyasmomАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1533
  • Страна: us
  • Благодарностей: 55
  • Пол: Женский
  • Марина и Даня.
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #8 : 05 Март 2013, 00:19:11 »
Я не знаю, если это утешит - но в Штатах эта программа тоже всего-лишь в нескольких школах применяется - дорогое удовольствие сначала обучить учителей, а потом еще и работать с детьми индивидуально... не все штаты/школы/родители могут себе это позволить.
Мне кажется, что в России, что в Штатах, как всегда - как повезет. Если повезет найти отличного учителя, который согласен изучать новые методики, работать с детьми персонально - значит повезло. Не повезет - будешь бодаться с этим учителем как с ослом, и сразу ясно что его уже не перебодаешь... самое печальное, что даже платные учителя не обязательно согласны меняться для вот этого, конкретного, нашего ребенка.
Повезло если мама или папа или там бабушка могут быть дома с ребенком и заниматься, помимо других детей, дел, проблем...
в общем, дайте мне выигрышный лотерейный билет, тогда я вернусь в Россию и открою там такую школу... если чиновники не запретят, не отнимут, и т.д... в общем, дайте нам другой глобус :)

Поэтому я не стала переводить всю книгу - ибо меня никак не греет, что там где-то есть такая уникальная программа, в которую мой ребенок вряд ли когда-либо попадет и которую самостоятельно воспроизвести я не смогу.

Но вот распознавание проблем - это меня задело, поскольку я могу вполне по пунктам сказать какие из них относятся лично ко мне - например у меня совершенно фиговая ориентировка в пространстве, если б не навигатор, я б уже слегла с нервным срывом при попытках водить машину по хайвею или по центру городу, я постоянно боюсь потеряться и поэтому боюсь новых мест, парков, городов :) и почерк у меня ужасный, спасибо, что есть клавиатура... но при этом у меня два высших образования и сейчас я работаю над степенью мастера, так что не тупая же... может если б кто-то догадался в детстве со мной поработать над ориентированием в пространстве и картами, мне бы сейчас жить было легче.

И я вспоминаю свою учебу в школе и других детей, и я знаю и вижу, что если б родители даже, фиг с ними, с учителями.. если бы родители поняли, что это не ребенок "тупой", а что его надо научить учиться и работать с какими-то конкретными функциями, то и результаты учебы и жизни у этих детей были бы иными. и это обычные, "нейротипичные", а не особенные дети...

С другой стороны, именно на этом форуме собрались родители которые "хотят знать все". И если кто-то диагностирует своего ребенка по описанию, а потом придумает упражнение чтоб потренировать слабое место - и у него получится... то может всей кучей мы и сами напридумываем занятий и упражнений.. как-то так :) ну или может кто-то распечатает 20 копий этой статьи и подарит по штуке каждому учителю в своей школе, может кто-то прочтет и проникнется...

эх.
"The universe is big. It's vast and complicated and ridiculous. And sometimes - very rarely - impossible things just happen and we call them miracles." - Dr Who (#10)

Оффлайн Ruta

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10086
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 72
  • Пол: Женский
  • Наталья и Лилия, г.Москва, ВАО
    • Skype: Ronatika
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Instagram: nata_ruta_
    • ВКонтакте: https://vk.com/ronatika
    • Facebook: https://www.facebook.com/nataliruta
    • Одноклассники: http://ok.ru/nata.ruta
    • Мой Ангел Живёт на Земле!
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #9 : 05 Март 2013, 00:30:49 »
Хорошая идея по поводу распечатать и дать учителям.  poiu Но, как показывает практика, если учитель молодая, то слишком амбициозная, чтобы принимать от кого либо советы, [pp а если в возрасте, то уже не восприимчивая к новым учениям  jhg
Одна надежда на нас, родителей, что мы, как всегда, все возьмем в свои руки: изучим и будем сами применять к своим детям эту методику.  dghj



Не суди о чём не знаешь, правило простое:
промолчать гораздо лучше, чем сказать пустое.
  212

Оффлайн danyasmomАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1533
  • Страна: us
  • Благодарностей: 55
  • Пол: Женский
  • Марина и Даня.
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #10 : 05 Март 2013, 19:25:55 »
Ruta, а то как же... нам еще в госпитале говорили - "самые главные защитники, учителя и врачи - это всегда родители. остальные могут только помогать" :)

короче, вкалывайте сами, дорогие родители, и ни на кого не надейтесь... так и живем. :)
"The universe is big. It's vast and complicated and ridiculous. And sometimes - very rarely - impossible things just happen and we call them miracles." - Dr Who (#10)

Оффлайн Fotiniya

Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #11 : 05 Март 2013, 22:15:17 »
Мне статья  показалась полезной,у самой плохое ориентирование в пространстве,буду и с детками заниматься по этому вопросу,пока со старшим,а потом надеюсь и с Ангелочком Анюткой.Думаю буду еще статью перечитывать,может еще что-то полезное для нас узрю.Марина,спасибо за труд!!!

Оффлайн Summer

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 681
  • Страна: au
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Австралия
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #12 : 06 Март 2013, 11:45:28 »
не считайте мой пост антирекламой, просто хочу прояснить ситуацию.

эта программа не для детей с поражением мозга (как я понимаю это дцп) и не для детей с аутич спектром.
The typical student in the Arrowsmith Program does not have acquired brain injury or an autism
spectrum disorder. это цитата с сайта школы в Сиднее, где работают по этой программе. Т.е. по критерям отбора на программу, если у вашего ребенка поражение-травма мозга, читаем между строк дцп, то его не зачислят на программу.

в прошлом году купила книгу этой авторши, заинтриговало название, ну думаю может найду ответы на свои вопросы, как скорректировать двигательные нарушения. не нашла.
дело в том что автор исследует только проблемы нарушений в когнитивных функциях, не связанных с травмой мозга. те на вид вроде нормальный ребенок, но что-то в голове не фурычит так как надо. ну там цифры не понимает или пишет коряво, хотя руки нормально работают.
упражнений в книге тоже никаких нет, чтобы хоть примерно понять что за чудо программа.
еще автор все время ссылается на работы Лурии, точнее с изучения его работ она и начала развивать свою программу. так что кому интересно, можно почитать первоисточник на рус языке.

хотя утверждение автора что через тренировку когнитивных функций можно повлиять на мозг и его связи, мне очень по душе.

от себя добавлю, что за 5 лет я уже столько всего перелопатила, но более комплексного подхода к проблеме дцп и ее коррекции чем у Семенович, я пока не нашла.
Happiness = someone to love + something to do + something to look forward to

Оффлайн danyasmomАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1533
  • Страна: us
  • Благодарностей: 55
  • Пол: Женский
  • Марина и Даня.
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #13 : 06 Март 2013, 19:49:24 »
Summer, ы... :) я надеюсь что мой пост не очень похож на рекламу... мне была интересна не вся программа, которая действительно не ориентированна на дцп-ят. Хотя в США в нее принимают детей с дцп но с сохранным интеллектом - иначе это было бы нарушением закона.

Я переводила именно про классификацию нарушений функций, эта часть ее работы мне показалась полезной.
"The universe is big. It's vast and complicated and ridiculous. And sometimes - very rarely - impossible things just happen and we call them miracles." - Dr Who (#10)

Оффлайн Аннанет

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 115
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Анна мама Аэлиты
    • Моя история
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Arrowsmith Program - проблемы обучаемости.
« Ответ #14 : 08 Сентябрь 2017, 06:30:01 »
@danyasmom, спасибо! Очень полезная информация и перевод!!!!!
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. С

 

Школа и проблемы с письмом

Автор Чама

Ответов: 89
Просмотров: 7742
Последний ответ 27 Январь 2015, 21:25:07
от Нима