Автор Тема: Нервно-мышечная релаксация для детей  (Прочитано 1613 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дефектолог - логопедАвтор темы

  • Новичок
  • Сообщений: 1
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Ведущий специалист дефектолог - логопед Центра
    • Награды
Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону для детей.
 gwcm
Данное упражнение поможет вашему ребенку научиться расслабляться, когда он или она испытывает тревогу или стресс. Оно также может помочь облегчить соматические проблемы, такие как боли в животе и головные боли, а также улучшить сон. Метод заключается в напряжении, а затем расслаблении различных мышц тела. Упражнение поможет вашему ребенку понять разницу между состояниями напряженности и расслабленности.
Полезные советы:
Выделите от 15 до 20 минут для выполнения этого упражнения.
Найдите место, где вы и ваш ребенок сможете без помех завершить это упражнение.
Подростки предпочитают делать это упражнение самостоятельно. Помогите им найти тихое место для практики.
•   При чтении инструкции говорите медленно тихим и успокаивающим голосом. Делайте паузу после каждой команды, чтобы у ребенка было время выполнить ее.
•   Вы также можете записать инструкции на кассету или компакт-диск. Это может быть полезно для подростков, которые, возможно, захотят делать упражнение самостоятельно.
•   Замените некоторые формулировки для подростков. Говорите "живот" вместо "животик".
•   Убедитесь, что ваш ребенок не напрягается слишком сильно. Он или она должны чувствовать напряжение в мышцах, но не боль.
•   Попросите ребенка напрягать каждую мышцу в течение 5 секунд, а затем расслаблять.

Подготовка
Позвольте ребенку найти удобное место, сесть или лечь, закрыть глаза и расслабить тело.

Инструкции
Как только ваш ребенок нашел место, где можно удобно сесть с закрытыми глазами, медленно прочтите следующие инструкции:

"Сделай глубокий вдох через нос... задержи дыхание на несколько секунд... и теперь выдохни... хорошо... еще один глубокий вдох через нос... Представь, что твой животик – это большой воздушный шарик, который наполняется воздухом... задержи дыхание... теперь выдохни и представь, что воздух медленно ускользает из воздушного шарирка... Теперь я хочу, чтобы ты обратил(а) внимание на свое тело и свои ощущения....

Давайте начнем с твоих ног... Я хочу, чтобы ты вытянул(а) ножки вперед... напряги мышцы ног... еще чуть-чуть... теперь расслабь их... пусть ножки станут вялыми... Представь, что твои ножки похожи на длинные мягкие макароны... расслабь все мышцы в ногах... заметь, как твои ножки тяжелеют... Теперь сделай глубокий вдох и задержи дыхание... и выдохни ...
Теперь собери пальцы левой руки в кулак и сожми его... представь, что у тебя в руках апельсин, и ты выжимаешь из него весь сок ... почувствуй напряжение в руке... держи кулак крепко... и теперь расслабь ручку... обрати внимание на свои ощущения, когда мышцы находятся в расслабленном состоянии ... теперь собери пальцы правой руки в кулак и крепко сожми его... представь, что ты держишь лимон и выжимаешь из него весь сок... почувствуй напряжение в руке... еще... и теперь расслабь ручку... и наслаждайся ощущением расслабления... теперь сделай глубокий вдох и задержи дыхание... и выдохни ...
Давай сосредоточимся на твоих руках... протяни ручки вперед, как будто ты хочешь дотянуться к чему-то... тянись-тянись... еще... и теперь расслабься... пусть ручки упадут на бока ... Представь, что твои ручки – это длинные мягкие макароны, которые болтаются по бокам... почувствуй, как расслаблены твои ручки... продолжай... Теперь вытяни ручки вверх над головой... попробуй дотянуться кончиками пальчиков до облаков... еще-еще... тянись вверх... Теперь пусть ручки падают на бока... расслабить свои ручки... пусть руки станут очень вялыми... заметить, как тебе сейчас спокойно... теперь сделай глубокий вдох и задержи дыхание... и выдохни ...
Давай перейдем к плечам... представь, что ты черепашка которая втянула голову в панцирь... потяни свои плечи к ушкам... еще ... продолжай тянуться ... теперь расслабься... почувствуй, как ты расслабляешься... теперь сделай глубокий вдох и задержи дыхание... и выдохни ...
Теперь, втяни мышцы животика... представь, что тебе на животик только что наступил слон... втяни все-все мышцы в животике... продолжай... хорошо... теперь расслабься... расслабь все-все мышцы животика... обрати внимание на свои ощущения, когда ты расслабляешь мышцы... Теперь сделай глубокий вдох и задержи дыхание... и выдохни ...
Наконец, сморщи свое лицо настолько, насколько ты можешь...представь, что ты сьел(а) кислый лимон... сморщи свой носик ... ротик... глазки... лобик... щечки... и сомкни губки... Обрати внимание, как напряжены мышцы лица... еще чуть-чуть... хорошо... теперь расслабься... пусть все мышцы личика станут вялыми... почувствуй расслабленность... теперь сделай глубокий вдох и задержи дыхание... и выдохни ...
Теперь расслабь все свое тело... представь, что ты тряпичная куколка, и попытайся расслабить все мышцы своего тела. Обрати внимание, как тебе хорошо... так спокойно... теперь сделай глубокий вдох и задержи дыхание... и выдохни... у тебя очень хорошо получилось! Когда ты будешь готов(а), можешь медленно открыть глазки".

    Быстрое напряжение и расслабление
•   После того, как ваш ребенок немного попрактиковал полную версию упражнения на мышечную релаксацию, можете представить ему/ей стратегию быстрого напряжения и расслабления.
•   В этом новом подходе ваш ребенок учится напрягать все группы мышц (на 5 секунд), а затем расслаблять все мышцы его/ее тела одновременно.
•   Ваш ребенок может выполнять это упражнение, сделав большой вдох, подняв плечи и сморщив лицо. Затем, тихо говоря слово «расслабься» и повзоляя телу стать вялым как тряпичная кукла.  Через некоторое время ваш ребенок сможет начать практиковать эту стратегию в более стрессовых ситуациях (например, на детской площадке или находясь в машине).

    Быстрая реласкация
•   Как только ваш ребенок научился напряшать и расслаблять все тело, следующим шагом станет практика релаксации без напряжения, чтобы ваш ребенок мог легко использовать данную стратегию в различных ситуациях.
•   Попросите ребенка сделать глубокий вдох,  затем медленно выдохнуть, тихо произнося слово «расслабься», позволяя телу стать вялым как тряпичная кукла. Если ребенок хочет, то он или она может сделать несколько вдохов, с каждым выдохом позволяя телу становиться свободнее и расслабленнее.
•   Целью является помочь вашему ребенку разработать стратегию, которая поможет ему/ей расслабиться в любой ситуации.

    Полезные советы: 
•   Практикуйтесь! Когда ребенок учится этим стратегии, поощряйте его или ее практиковаться. 
•   Работайтевместе! Было бы также полезновыполнять это упражнение вместе с ребенком или даже при участии всех членов семьи. Пусть это будет вашим семейным проектом! Однако, подростки, возможно, предпочтут делать это упражнение самостоятельно, так что вы пожете захотеть узнать, нужна ли им какая-либо помощь.
•   Сделайтеперерыв! Если ребенок очень маленький, вы можете разбить упражнение на две части и сделать перерым между ними.
•   Когдатренироваться? Полезно будет практиковать полную версию упражнения на мышечную релаксацию вечером перед сном. Тренеруйте упражнения на быстрое напряжение и раслабление или быструю релаксацию в разное время в течение дня.
•   Записи! Пусть ребенок записывает свои занятия этим упражнением. Для маленьких детей можно сделать плакат и давать ребенку звезду каждый раз после выполнения упражнения. Для подростков, поощряйте их записывать занятия в их ежедневник или календарь и ставить галочку, когда они выполнили упражнения.
•   Копинг-карты! Поощряйте маленьких детей включать мышечную релаксацию в их копинг-карты.
•   Похвала! Хвалите ребенка за выполнение этого упражнения! Учиться расслабляться бывает трудно. Пусть ваш ребенок знает, что понадобиться время и практика, как и в обучении любому другому новому навыку.

Тревожность и тренировка по Джекобсону.
Одним из характерных проявлений у детей в первые дни посещения детского сада или школы довольно часто бывает состояние тревоги. А что же такое «тревога»?
Тревога- это эмоциональное состояние либо беспокойства, либо ожидания, либо предчувствия чего-то неизвестного, опасного и как правило оно сопровождается симптомами напряжения.
Иногда состояние тревоги сравнивают с состоянием страха, но это разные состояния, потому что страх имеет определенный источник в виде понятной и реальной опасности. Например, ребенку бывает страшно ночью в комнате без света или страшно находится около большой собаки. Страх скорее связан с эмоциональным переживанием дискомфорта, который важен для любого ребенка.
А тревожность является скорее защитным механизмом, когда в новых обстоятельствах, в новом окружении ребенок не знает, что его ожидает и как себя вести.
Многие коллеги предлагают мне заменить слово «адаптация» при упоминании о первых месяцах посещения детского сада или школы на другое слово, более простое. А что мешает заменить слово «компьютер» на похожее, но более простое?
И дело ведь не в слове «адаптация», а в приспособлении организма ребенка к новой обстановке, потому что адаптация, как процесс напрямую зависит от:
*индивидуальных реакций самого ребенка , от его психофизиологических и личных особенностей,
*от конкретного характера семейных отношений и особенностей семейного воспитания,
*от условий пребывания в детском саду и в школе.
Но от чего бы ни зависело состояние тревожности у детей, родители могут легко сами помочь ребенку, выполняя вместе с ним упражнения на релаксацию.
Что такое релаксация?
Релаксация (от лат. – облегчение, ослабление)- состояние физической и психической расслабленности, покоя, эмоционального равновесия, возникающего у человека непроизвольно.
Вероятно, Методика мышечной релаксации по методу Е.Джекобсона- это как раз то, что вам понадобиться и поможет в самое ближайшее время..
В чем суть этой методики?
Е.Джекобсон обнаружил тесную взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. А для детей в новой социальной среде характерным является повышение мышечного тонуса скелетных мышц.
И что из этого следует?
Повышение мышечного тонуса ухудшает как эмоциональное состояние, так и физическое здоровье в целом и приводит к быстрой утомляемости и к слабости.
Именно поэтому Е.Джекобсон предлагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением для того, как уже знаете из предыдущей статьи, чтобы восстановить баланс в организме.
К тому же, мышечное расслабление в данной методике используется для снятия эмоционального напряжения, которое тоже имеет место быть в период адаптации.
Для кого полезна эта методика?
Методика относится к методикам нервно-мышечной релаксации и будет полезна не только детям, но и родителям, которые вместе с ребенком могут делать ее каждый день. Как бы играя.

И буквально одну минуту посвятите «энергетическим зажимам», чтобы узнать, что это такое?
Вероятно, вам известно, что одним из характерных признаков нарушения в эмоциональной сфере человека являются энергетические «зажимы», которые автоматически возникают вследствие официальности или недоброжелательной атмосферы совместной деятельности, или в результате отсутствия навыков непринужденного, но в тоже время контролируемого эмоционального поведения.
И главный гвоздь в этой ситуации не в том, что человек или ребенок пытается сдерживать или подавлять свои эмоции. А в том, что сдерживание или подавление эмоций приводит к концентрации эмоций в виде мышечных зажимов. А следовательно, происходит сбой в работе всего организма.
В каких отделах тела человека происходят энергетические «зажимы»?
Эмоционально-энергетические зажимы чаще всего встречаются:
•В мышцах шеи и языка,
•В области груди, плеч, лопаток, рук,
• В области диафрагмы, солнечного сплетения, спины.
И все не так страшно, как может показаться на первый взгляд, потому что мышечные зажимы выполняют функцию «защитного панциря», под которым скрываются подавленные эмоции. «Под «защитным панцирем» удерживается, блокируется гнев, который отражает запрет на выражение отрицательных эмоций.
Как это проявляется?
Дисбаланс напряжения и расслабления проявляется подсознательно. И это можно наблюдать в позах, жестах, мимике, интонации голоса. И дело даже не в наблюдениях. А в том, что дисбаланс расслабления и напряжения вызывает нарушения в личных отношениях. И поэтому запрет на выражение негативных эмоций приводит к «энергетическим зажимам», ухудшая самочувствие в целом.
Дисбаланс напряжения и расслабления может проявляться и у родителей, которые не осознают, почему ребенок капризничает, порой плачет, не хочет посещать детский сад или школу. И порой родители занимают позицию «над ребенком», а это – первый шаг к авторитарности (как сказала - так и будет!), которая отличается от авторитета родителей, понимающих и помогающих ребенку в сложных жизненных ситуациях и выполняющих с ними простые, но весьма ценные упражнения.
Ниже вы увидите короткий вариант тренировки по Джекобсону для детей, которые могут выполнять и взрослые. Эти упражнения можно выполнять в минуты отдыха или играя с ребенком в такую веселую игру.
Что необходимо учитывать при выполнении упражнений?
1.Все упражнения с напряжением выполняются на ВДОХе.
2.Все упражнения на расслабление выполняются на ВЫДОХе.
3.Упражнения можно выполнять лёжа или сидя, как удобно.
4.Каждое упражнение выполняется по два раза.
Упражнение «Сосулька»
Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно сжимает сосульку), на выдохе- разжать (ощущение легкого тепла)
Упражнение «Тяни».
Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите достать стену) и опустить руки на выдохе.
Упражнение «Бабочка»
Свести лопатки на вдохе (бабочка сложила крылышки), на выдохе- лопатки развести (расправила крылышки)
Упражнение «Черепаха»
Плечи поднять к ушам на вдохе (черепаха спрятала голову в панцирь), на выходе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову)
Упражнение «Пяточки»
Носки ног максимально подтянуть к коленям, (покажи пяточки), на выдохе- опустить.
Упражнение «Носочки»
Пяточки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки). На выдохе- расслабить ноги и опустить
Упражнение «Бяка-Бука».
Наморщить лоб, нос, свести глаза «в кучу» на вдохе, на выдохе- вернуться в обратное положение.
Упражнение «Буратино».
На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино), на выдохе –губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуком «У-тю-тю-тю»
Продолжение следует…
P.S. И еще одну минутку вашего внимания для вашей пользы. Первый признак сильной тревоги - синдром неспокойных ног. Метаться в замкнутом пространстве – это усиливать, концентрировать тревогу.
Развеять, «распылить» тревожное состояние можно только на открытом пространстве –поэтому идите на улицу, чтобы успокоиться максимально быстро, сосредоточьтесь на счете шагов. А заодно научите ребенка счету.

Руководитель коррекционного психолого - педагогического сопровождения, дефектолог - логопед МЦНР "Логос" Казань, Сабирзянова Ирина Геннадьевна

 

Тематическое планирование развивающих занятий для детей дошкольного возраста.

Автор Аллуся

Ответов: 2
Просмотров: 8887
Последний ответ 23 Сентябрь 2015, 08:38:07
от Istrinka
Методика обучению речи неговорящих детей Новиковой-Иванцовой

Автор Nastya13

Ответов: 6
Просмотров: 4705
Последний ответ Вчера в 08:49:33
от Elya
Тематическое планирование развивающих занятий для детей 2-3 лет

Автор Istrinka

Ответов: 295
Просмотров: 303830
Последний ответ 04 Февраль 2014, 13:49:17
от Cоник
Тематическое планирование развивающих занятий для детей 3-4 лет.

Автор Istrinka

Ответов: 246
Просмотров: 204890
Последний ответ 03 Июнь 2011, 15:48:18
от Istrinka
Тематическое планирование развивающих занятий для детей 4-5 лет

Автор Istrinka

Ответов: 217
Просмотров: 30131
Последний ответ 09 Май 2011, 13:44:40
от Istrinka