jgdb
В коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения и отставание в когнитивном развитии, мы используем следующие подходы:
1) Биопсихосоциальный подход – подразумевает «целостное» восприятие проблем ребенка с учетом трех основных факторов:
• биологического (имевшаяся патология беременности и родов, перенесенные травмы, операции, проводимые под общим наркозом, нейроинфекции, иной резидуально-органический фон),
• психологического (уровня когнитивного, моторного, речевого, эмоционального развития ребенка, его личностных, темпераментных, характерологических особенностей)
• социального (семейного и социального окружения, в котором пребывает ребенок).
Коррекционные мероприятия также планируются и осуществляются с учетом этих трех факторов. Коррекционная работа включает:
• воздействие на биологическую составляющую проблемы (назначение медикаментозной терапии, физиотерапевтического лечения, логопедического массажа, ЛФК, остеопатическую коррекцию). Так, при наличии резидуально-органического фона, коррекционная работа, проводимая только педагогом и логопедом, без сопутствующего наблюдения врача и соответствующего медикаментозного сопровождения будет недостаточно эффективна, а в ряде случаев – совершенно нерезультативна.
• психолого-логопедическую и педагогическую помощь (консультации и занятия с психологом, логопедом, коррекционным педагогом)
• и, при необходимости, - решение социальных задач:
- консультация членов семьи и микросоциума,
- направление ребенка в учреждения логопедического профиля для компенсации речевого дефицита ребенка,
- рекомендации по изменению образа жизни семьи,
- по желанию родителей - консультация воспитателей и педагогов для информирования о нейрофизиологической сущности проблем ребенка, о его ресурсных и дефицитарных состояниях, для последующей совместной работы, направленной на обеспечение успешности его занятий и улучшения его адаптации в кругу сверстников.
2)Междисциплинарный подход – совместная работа команды специалистов в области неврологии, психиатрии, нейрофизиологии, остеопатии, педагогики и логопедии. Сущность междисциплинарного подхода – в преодолении границ между отдельными дисциплинами, в расширении возможностей взаимодействия на благо ребенка, в развитии взаимообогащающего сотрудничества, позволяющего видеть ребенка «целостно». Этот подход существенно помогает в составлении индивидуальной программы помощи конкретному ребенку. Родителям отведена важная роль в развитии ребенка, они являются участниками междисциплинарной команды и при оценке ребенка, и на этапе составления программы, и в процессе ее реализации.
Применение междисциплинарного подхода:
на этапе оценки ребенка и его семьи (как ресурса его развития). Совместные обсуждения позволяют избежать дублирования сбора анамнеза разными специалистами (они задают лишь специфические уточняющие вопросы), и помогают составить системное представление о ребенке.
на этапе составления программы помощи. Знания специалистов разных областей дают больше рабочих гипотез и помогают выделить приоритетное направление в коррекции и развитии ребенка, с учетом не только его клинических проявлений, но и его потребностей и интересов, а также – ожиданий и запросов его семьи.
на заключительном этапе каждого курса реабилитации – осуществляется совместная оценка эффективности проведения программы.
3) персонифицированный, личностно-ориентированный подход к ребенку – все занятия и мероприятия планируются и проводятся адресно, индивидуально для каждого ребенка. с учетом уникальной ценности Личности. Ребенок выступает не в качестве материала, которому требуется придать нужную форму, «подкорректировать», а как личность, со свойственными ее возрасту потребностями (общение, наблюдение, игра, познание мира), интересами, познавательной и двигательной активностью.
4) «Закладка фундамента знаний» – занятия направлены не на развитие отдельных, узко профильных способностей ребенка, а на подготовку базы знаний и стимуляцию общих способностей ребенка – освоение речи, навыков коммуникации, способов познания окружающего мира, навыков социального и игрового взаимодействия, навыков самообслуживания и самостоятельности, адаптивного поведения.
5) Семейно-центрированный подход, сотрудничество с семьей. Партнерские отношения с родителями, их мотивированность, их активное участие в коррекционном процессе, совместное посещение занятий, постоянный контакт со специалистами во многом определяют успешность и эффективность нейрореабилитации. Общее «понятийное и терминологическое поле» для родителей и специалистов (мы объясняем родителям все, чем мы занимаемся с ребенком и с какой целью – на понятном для них языке); общие цели, с определением приоритетов на данном этапе, согласованные с родителями; полное предоставление им информации по всем ключевым событиям в рамках коррекционной работы по ходу занятий, по мере отслеживания выполнения домашних заданий являются обязательным условием совместной работы родителей и специалистов.
6) Ответственность. Все участники междисциплинарной команды и, в том числе, родители разделяют ответственность за оказание помощи ребенку и за реализацию составленной программы. В обязанности врача (невролога, психиатра) входит: отслеживание динамики состояния ребенка и семейной динамики, регистрация и анализ происходящих изменений, отслеживание появления новых потребностей и актуальных задач у данной семьи. Важным направлением его деятельности является поддержание активных партнерских взаимоотношений с семьей, предоставление компетентной информации по состоянию ребенка, «расшифровка» предписаний специалистов, обучение родителей навыкам игрового, социального и коммуникативного взаимодействия, предложения по обогащению окружающей среды или изменению сенсорного воздействия в домашней обстановке.
7) Конфиденциальность – информация о ребенке и его семье, доступная команде специалистов, не подлежит разглашению без согласия семьи.
Критерии включенности в коррекционную работу:
возраст от 1,5 лет
наличие речевых нарушений в форме:
- общего недоразвития речи (ОНР) по типу моторной, сенсорной, сенсомоторной алалии
- нарушения звукопроизношения (по типу дизартрии) на фоне органической патологии головного мозга (например, вследствие ДЦП)
- системного недоразвития речи на фоне когнитивных нарушений, задержки (отставания) в психическом развитии
- нарушения речевого развития в рамках расстройств аутистического спектра, на фоне аутистических проявлений
- иных речевых нарушений
наличие сопутствующих проблем:
• отставание в психическом развитии, нарушение регуляции поведения и деятельности
• отставание в моторном развитии, недостаточное формирование тонкомоторных навыков, наличие координационных нарушений
• нарушения сенсорных систем (нарушения слуха, зрения, равновесия)
С Уважением, И. Г. Сабирзянова, руководитель психолого - педагогического сопровождения, дефектолог - логопед МЦНР "Логос" г. Казань