Автор Тема: Способ лечения речевых расстройств и набор зондов  (Прочитано 18832 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2911
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Изобретение относится к медицине, в частности к логопедии, и может быть использовано для лечения нарушений деятельности артикуляционного аппарата. Предварительно оценивают состояние всех мышц, принимающих участие в артикуляции. Устанавливают его связь с характером нарушения звукопроизношения. Осуществляют массаж соответствующей группы мышц. Нормализуют их спастическое или паретичное состояние. Проводят массаж языка, скул, губ, щек, мягкого неба по отдельности или в различном сочетании. Процедуры массажа проводят с отдельных небольших групп. Постепенно осуществляют больший охват пораженных мышечных структур. Одно и то же массажное воздействие повторяют 30-40 раз. Набор содержит девять выполненных из металлической упругой проволоки зондов, каждый из которых имеет рукоятку и рабочую часть, различную у каждого из зондов, с помощью которых осуществляют воздействия в виде покалывания, покалывания с прокачиванием, скольжения, давления, пружинистого утапливания, рубления, пружинистого отодвигания, перетирания. Повышает эффективность лечения. 2 с. и 3 з.п.ф-лы, 9 ил.


ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ



Изобретение относится к медицине, в частности к логопедии, и может быть использовано для лечения различных, в том числе тяжелых, нарушений деятельности артикуляционного аппарата.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также внешние условия окружающей среды.

Кратко можно охарактеризовать основные причины патологии детской речи следующим образом:

1. Различная внутриутробная патология. Наиболее грубые дефекты формируются, в основном, при нарушении развития плода в период от 4-х недель до 4-х месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов. Эти явления приводят к внутричерепным кровоизлияниям, последствия - очевидны.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. Особенно пагубными для развития речи ребенка являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4. Травмы черепа. Речевые дефекты возникают при различных повреждениях мозга, дифференцируемых по времени и локализации.

5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи.

Изобретение посвящено нетрадиционному эффективному методу коррекции звукопроизношения у детей, страдающих тяжелыми речевыми расстройствами. К ним относятся сложная дислалия, послеоперационная или закрытая ринолалия, детский церебральный паралич, дизартрия, а также гипертрофия мышц артикуляционного аппарата. У таких детей язык не поднимается вверх, лежит во рту без движения или выполняет их очень мало, рот часто открыт, так как не работают мышцы, удерживающие его в нужном положении, течет слюна, так как не работают сглатывающие и боковые мышцы языка, а мышцы щек не в состоянии удерживать слюну и гнать ее к глотке. В результате - плохое произношение, малопонятная речь, а порой и полное ее отсутствие, вынуждает ребенка изъясняться с помощью жестов.

Как показывают многочисленные наблюдения, низкие результаты лечения аналогичных заболеваний объясняются тем, что логопеды, как правило, начинают свою работу не с учета особенностей строения артикуляционного аппарата, его подвижности, утомляемости, переключаемости, а с постановки звуков.

Звукопроизношение - сложный процесс микропереключения мышц артикуляционного аппарата. Точность их положения, быстрота переключения играют существенную роль в речевом процессе в целом, следовательно одной из основных задач логопеда является снятие любого напряжения мышц артикуляционного аппарата чтобы сделать их гибкими, эластичными, послушными и быстро переключаемыми. Необходимо также способствовать развитию и укреплению гипопаретичных мышц.

Для правильной организации речевого акта необходим контроль: с помощью слуха и через кинестетические ощущения. Причем особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим от речевых органов в кору головного мозга. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести коррективы еще до произнесения звука. Слуховой контроль действует лишь в момент его произнесения, человек замечает ошибку. Чтобы ее устранить нужно исправить и проконтролировать артикуляцию.

Литературы по вопросам коррекции звукопроизношения множество, но ни в одной из работ нет подробного описания терапии лечебным массажем. Между тем этот метод прост и позволяет быстро и целенаправленно воздействовать на пораженный участок того или иного органа артикуляционного аппарата, активизируя и восстанавливая его деятельность.

Технический результат - быстро и целенаправленно воздействовать на пораженный участок того или иного органа артикуляционного аппарата для активизации и восстановления его деятельности.

Массаж мышц артикуляционного аппарата может производиться пальцами, однако лучшие результаты в процессе разработки метода получены при использовании специально сконструированных зондов, набор которых также представлен к патентной защите.

Ни в патентной, ни в научно-технической литературе не обнаружено набора инструментов для массажа мышц артикуляционного аппарата, известные зонды предназначены, в основном, для коррекции звукопроизношения.

Прежде чем приступить к выполнению лечебного массажа, производят обследование артикуляционного аппарата, к основным органам которого относятся язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо, щеки, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными. При артикуляции главную функцию выполняет язык. Язык - массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована - это корень языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения. Ведь именно язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).

В процессе артикуляции нижняя челюсть, губы, зубы, твердое и мягкое небо образуют щели или смычки, возникающие при прикосновении или приближении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии или прижатии губ к зубам. Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам, расположенным во всей надставной трубе. Надставная труба, в свою очередь, - это то, что находится выше гортани: глотка, ротовая и носовая полости.

При нарушении функции жевательно-артикуляционных мышц дети, разговаривая, стараются не открывать рот совсем, произносят звуки сквозь зубы, как бы процеживая их. При маскообразном лице или при парезах лицевых мышц необходимо произвести исследование мимико-артикуляционных мышц, предлагая пациенту выполнить те или иные гримасы, а также работу этих мышц пальпаторно: напряжены они или вялы, пассивны.

Большую роль при произнесении звуков играют щеки и губы. Они удерживают слюни и посылают их к глотке вместе с боками языка. Если же мышцы щек не работают, то и губы утрачивают свою активность, так как мышцы губ и щек взаимосвязаны. Следует проверить функцию мышц не только при работе, но и их эластичность, упругость, подвижность, сокращаемость или вялость, апатичность, дряблость или повышенное напряжение (что очень плохо). Иногда мышцы щек так сильно напряжены, что ребенок жалуется на боль даже при их легком пощипывании. Мышцы могут быть дряблыми, напоминать тряпочки, не в состоянии принимать активное участие как в звукопроизношении, так и в слюноотделительном процессе, когда нужно помогать другим группам мышц поддерживать и направлять слюну к глотке.

Результаты обследования дадут логопеду четкое представление о работе и строении мышц органов артикуляционного аппарата, связанных с действием вне ротовой полости.

Далее с помощью специальных, в целом известных, приемов производят обследование языка, его мышечного строения, подвижности и координации движений.

Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте движения языка затруднены, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему высоко подниматься при произнесении верхних звуков. Кроме того, дислалия может быть вызвана и размером языка. Язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.

В большинстве случаев у плохо говорящих детей мышцы языка очень сильно напряжены, порой так сильно, что язык лежит во рту выгнутым, как бугор. Такой ребенок произносит звуки только за счет работы кончика языка, поэтому звуки носят у него нечеткий, смазанный характер. Иногда на практике встречаются вялые, мало подвижные мышцы языка, ребенок не может их напрячь, придать им нужную для звукообразования форму и обеспечить четкую артикуляцию звуков в общем речевом потоке.

Поражение мышц языка бывает разным. Когда нарушена функция группы мышц правой или левой стороны, тогда язык как бы подтянут в одну сторону. Звуки, которые произносит ребенок с таким поражением, носят боковой призвук, поскольку струя воздуха идет через плохо работающие боковые мышцы языка. Встречаются также дети, у которых бока языка обвисают с двух сторон и при произнесении звуков работают только мышцы кончика языка и его серединной части. К логопеду приходят дети с нарушением верхнего подъема языка. Они не могут произносить правильно звуки: Р, Ш, Ж, и др.

Ребенок может изолированно говорить некоторые звуки, но в общем потоке речи их не употреблять, так как одно положение мышц языка не успевает быстро смениться другим. Причем эти микропереключения должны быть плавными, четкими и быстрыми. Мышцы языка, в сою очередь, должны обладать эластичностью, быть подвижными и точными в выполнении движений для каждого звука речи. Если мышцы такими свойствами не обладают, то речь ребенка невнятна, смазана.

При слабых мышцах языка образуется слюнотечение: чем больше говорит ребенок, тем больше текут слюни. Это объясняется тем, что длительная работа мышц языка во время речи утомляет их, ослабляет и они просто не в состоянии удерживать язык в заданном положении и направлять слюну к глотке для ее сглатывания. В зависимости от степени поражения мышц слюнотечение может быть только во время речи или постоянно.

Исследование языка включает оценку его возможности сужаться, расширяться, высовываться, убираться в ротовую полость, двигаться вправо-влево, опускаться, подниматься, формировать "желоб", "ковшик", "трубочку" и т.п. Большое значение имеет исследование направленности и объема движений, что свидетельствует о тонусе и развитии той или иной мышцы или группы мышц.

Чистота речи ребенка во многом зависит от работы мышц мягкого неба и языка. Если мышцы мягкого неба вялы, то речь носит носовой оттенок. Если мышцы паретичны или гипертрофированы, то речь ребенка гнусава (все звуки произносятся в нос) и нет правильного потока струи воздуха через рот при звукопроизношении, поскольку мышцы не поднимаются, чтобы закрыть проход воздуха через нос.

В практике логопедов встречаются дети, у которых мышцы мягкого неба и язычка недоразвиты, малоподвижны или свисают неподвижно. Глоточные же мышцы развиты слабо и не выполняют свою функцию, особенно это касается мышц задней стенки глотки и небных дужек. Эти нарушения ведут к тяжелой и трудноисправимой гнусавости. Из-за того, что функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и образующих раздел носовой и ротовой полости, ограничена, дети с трудом понимают задание логопеда по подъему небной занавески.

Только полное глубокое обследование позволяет лучше понять и выявить дефекты в строении мышц артикуляционного аппарата, точно узнать, какие участки мышц поражены и в какой степени.

Задача логопеда состоит в снятии любого напряжения мышц артикуляционного аппарата, сделать их гибкими, эластичными, послушными и быстро переключаемыми. Широко используемая в логопедической практике артикуляционная гимнастика, по сути, является лишь подготовительными упражнениями к постановке звуков (Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева. Логопедическая работа в специальном детском саду. М. , 1987, с. 21-23). В решении этого больного вопроса помогает методика зондового массажа согласно изобретению. Владея ей, можно устранять имеющиеся дефекты. Тщательное предварительное обследование позволит выбрать наиболее эффективные виды массажа для данного конкретного случая.
« Последнее редактирование: 31 Январь 2010, 11:54:33 от Ксюша »
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2911
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Предлагаемая методика зондового массажа не исключает традиционный подход к постановке звуков и работе над звукопроизношением. Однако основная задача, которую должен решить логопед, все же должна состоять в обеспечении компенсации двигательно-мышечного артикуляционного аппарата, на возвращение микродвижений мышцам всех артикуляционных органов. В противном случае вся последующая работа по постановке и автоматизации звуков будет носить формальный характер и не будет исключать рецидивов при уже поставленных звуках.

Нельзя говорить отдельно о каком-то обособленном артикуляционном органе, ибо только в совокупности артикуляции органов речи может идти речь и о хорошем звукопроизношении. Рассматривая массаж каждой группы мышц нужно помнить, что все они взаимосвязаны.

Логопедический массаж зондами рассчитан на снятие напряжения и устранение различных нарушений работы мышц языка, щек, губ, мягкого неба. Если эти мышцы заставить активно работать и выполнять необходимые микропереключения, то удастся быстро поставить звуки речи, сделать дикцию четкой и правильной, а значит речь ребенка понятной. В итоге будет нормализована и психика ребенка.

В доступной литературе не обнаружено подробного описания логопедического массажа, одним из аналогов изобретения может служить способ лечения речевых расстройств, в котором при обучении звукопроизношения также осуществляют воздействие на мышцы артикуляционного аппарата, в том числе зондами. Однако эти зонды не предназначены для массажа мышц артикуляционного аппарата (М.Е. Хватцев. Логопедия. М., 1951, c.l 13-140).

Как уже указывалось, такое воздействие далеко не всегда эффективно и реализует принципиально иной подход к решаемой задаче.

Имеющиеся редкие сообщения о массажном воздействии на мышцы лица (Казанский медицинский журнал, 1994, N 2, с. 125-128) и языка (Acupunct - Electother - Res., 1994, Jun-Sep., 19(2-3), 53-90) раскрывают его иную лечебную направленность, не касающуюся проблемы речевых расстройств. Ближайшим аналогом изобретения является способ лечения нарушений звукопроизношения, при котором после оценки состояния тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции и характере дизартрии, в комплексное воздействие включают массаж тонизирующий и расслабляющий, (ред. Л.С.Волкова и С.Н.Шаховская. Логопедия. 1998, с. 144-145,186-187).

В данной работе нет подробного описания самой методики массажа, хотя и есть указание на использование зонда.

Считая массажное воздействие, нормализующее функции мышц - одним из основных звеньев патогенетического лечения в логопедии, целью изобретения является разработка методики массажа и создание инструментов для его выполнения.

Разработанный авторами способ логопедического массажа осуществляют следующим образом.

Массаж выполняют пальцами, а также с помощью специальных зондов для массажа мышц артикуляционного аппарата, элементы которого I-IX представлены на фиг. 1 - 9. Последовательность нумерации дана для удобства обозначения, а не последовательности действий.

Набор зондов для массажа мышц артикуляционного аппарата состоит из 9 инструментов. Все зонды наборы выполнены из металлической упругой проволоки диаметром 1,5 - 2,0 мм и изготавливаются путем ее скручивания и изгиба для формирования рабочей части, которая у всех зондов различна. Каждый из зондов набора включает рукоятку и рабочую часть, часть зондов набора содержит опорную часть, относительно которой сориентирована рабочая часть. Рукоятка 1 всех зондов представляет собой свитый из проволоки стержень. У зондов I-VIII имеется опорный часть 2, представляющий собой либо раздвинутые с образованием ромбовидного элемента проволоки рукоятки (зонды I, II, IV-VI, VIII), либо прилегающий к рукоятке участок рабочей части (зонды III, VII). У зондов I, II, IV-YI, VIII опорная часть переходит в переходной участок 3, выполненный также как и рукоятка.

У зонда I (фиг. 1) рабочая часть выполнена в виде двузубой вилки 4 с закругленными и отогнутыми относительно рукоятки зубьями, при этом последние отогнуты в плоскости, перпендикулярной плоскости опорной части 2.

У зонда II (фиг.2) рабочая часть выполнена в виде круглой петли 5, образующая которой лежит в одной плоскости с рукояткой, при этом плоскость петли 5 соответствует плоскости опорной части 2.

Зонд III (фиг.3) имеет рабочую часть в виде проволочной петли 6, образующие 7, 8 которой, прилегающие к рукоятке, параллельны одна другой, а периферийная часть петли изогнута в плоскости, перпендикулярной рукоятке и параллельной плоскости расположения параллельных образующих. Вершина петли 6 расположена между параллельными образующими в их плоскости. При таком выполнении обеспечивается со стороны параллельных образующих петли трехточечный контакт с массируемой поверхностью точками "А" на образующих, а с противоположной стороны - двухточечный контакт точками "В" на образующих.

Зонд IV (фиг. 4) имеет рабочую часть в виде объемной петли 9, которая образована изгибом суженной периферийной части проволочной петли каплевидной формы вокруг оси, перпендикулярной рукоятке, при этом изогнутая часть образует цилиндрообразную полость, вершина каплеобразной петли расположена между ее образующими, что обеспечивает с одной стороны цилиндрообразной полости двухточечного контакта точками "С" образующих петли с массируемой поверхностью, а с другой - трехточечного контакта точками "D" образующими и вершиной петли с массируемой поверхностью. Ось, вокруг которой изогнута петля 9, лежит в плоскости, параллельной опорной части.

Зонд V (фиг. 5) имеет рабочую часть в виде объемной петли 10, которая образована изгибом проволочной петли каплевидной формы вокруг оси перпендикулярной рукоятке, при этом основание 11 петли каплевидной формы соприкасается с ее вершиной 12 для обеспечения двухточечного контакта точками "E" образующих петли 10 массируемой поверхностью. Ось, вокруг которой изогнута петля 10, лежит в плоскости, параллельной опорной части.

У зондов III, IV и V расстояние между образующими петель различно и отличается на 1,5 мм.

Зонд VI (фиг.6) имеет рабочую часть в виде проволочной петли 13 прямоугольной формы, отогнутой относительно рукоятки, при этом длинная сторона прямоугольника петли сориентирована перпендикулярно рукоятке. Плоскость петли 13 перпендикулярна плоскости опорной части.

Зонд VII (фиг.7) имеет рабочую часть в виде проволочной петли 14, представляющей собой четырехугольную звезду со скругленными углами, отогнутую относительно рукоятки. Плоскость петли 14 перпендикулярна плоскости опорной части.

Зонд VIII (фиг. 8) имеет рабочую часть в виде круглой петли 6, отогнутой относительно рукоятки. Плоскость петли 15 перпендикулярна плоскости опорной части 2, при этом переходный участок 3 перпендикулярен плоскости опорной части и лежит в плоскости, параллельной плоскости рабочей части.

Зонд IX (фиг.9) имеет рабочую часть в виде двух каплеобразных элементов 16, 17, образованных изгибом образующих удлиненной проволочной петли вокруг оси, лежащей в плоскости, перпендикулярной рукоятке, при этом на вершине удлиненной петли выполнены два витка вокруг оси, перпендикулярной плоскости образующих 18,19 удлиненной петли.

Пальцевой массаж можно использовать для воздействия на мышцы вне полости рта и языка. Если первые воздействие можно осуществлять традиционными приемами, то воздействие на язык является оригинальным. Так, например, стягивающий и перетирающий массаж, который включает:

сжатие языка пальцами с двух сторон,

сжатие его около корня или середины с плавным скольжением по всему языку,

сжатие боков и перетирание вверх-вниз по бокам языка от его середины к корню,

сжатие середины языка пальцами и покручивание его вправо - влево,

сжатие боков языка и утапливание середины и корня языка пальцами с разной степенью нажатия,

сжимание языка пальцами с перетиранием сверху вниз от корня к кончику языка,

подтягивание большими пальцами при фиксированном языке его верхних мышц от кончика к корню вперед изо рта,

боковое подтягивание языка с помощью большого и указа тельного пальцев.

При выполнении зондового логопедического массажа следует руководствоваться следующими принципами:

при его прямом положении: рот открыт, язык выступает изо рта и лежит на нижних зубах и губе,

в положении верхнего подъема языка: рот открыт, язык поднят вверх и упирается в альвеолы для доступа к подъязычным мышцам,

в положении языка вправо и влево для доступа к боковым мышцам языка.

Массаж центральной зоны языка от кончика к корню, от середины языка в обе стороны и от корня к кончику вызывает расслабление и сокращение мышц.

Массаж краев языка от корня справа налево и слева направо по всему контуру активизирует мышцы края языка, что важно для снятие слюнотечения и при глотании пищи, а также влияет на произношение звуков при прохождении воздушной струи.

Массаж передней стенки зондами делается для активного положения при произношении передне язычных звуков, для умения поднять язык вверх и удержать в заданном положении при звукопроизношении.

Массаж средней части языка для расширения середины и удержания краев языка в приподнятом положении, что очень важно при постановке звуков речи и для удержания слюны и направления ее к глотке.

Массаж корня языка необходим для обеспечения возможности переключения всех мышц языка, т.к. для четкой и нормальной речи в работе участвуют мышцы языка передней средней и корневой части.

Каждая мышца несет свою нагрузку и помогает переключать язык для определенных звуков. Если корень языка не работает и поднят к небу, то речь ребенка носит носовой оттенок и очень нечетка, а также нарушено сглатывание пищи и слюны. Каждое последующее упражнение основывается на предыдущем и очень важно соблюдать мышечную нагрузку, постепенно усложняя ее. Новое упражнение повторяет как бы работу предыдущего, но включает больший объем работы и затрагивает не выборочные отделы, а почти всю площадь языка. Это движение зондом от края до края языка по поперечному зигзагу, касаясь краев языка, серединной линии языка, передней части языка, середины и корня языка. Массаж делается от кончика к корню в одну сторону 30-40 раз, а потом от корня к кончику 30-40 раз. Этот массаж более точно и четко коррегирует работу глубинных мышц языка, которые отвечают за речь, ее темп и четкость произношения звуков речи.

Следующий массаж - это активизация всех точек языка передней, средней и корневой частей. Нажатие, покалывание и давление на эти точки в разных местах, пружинистое "утапливание" зонда как можно глубже позволяет активизировать переключение глубинных веерных мышц языка и этим позволяет мышцам более четко реагировать на разные изменения в положении языка и улучшить речь.

Сделав несколько массажей и подготовив язык к более глубокому интенсивному массажу, начинают массаж краев языка, делая его туда и обратно от корня языка к кончику и от кончика к корню одновременно сначала справа, потом слева. Этот массаж помогает еще активнее работать краям языка при их расширении и закручивании для произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ, Я, Е, Ю, И, Э и т.д. Весь массаж делается постепенно от более легкого к более сложному от отдельных небольших групп к более большему охвату пораженных мышечных структур.

Воздействие на следующую группу языковых мышц - это работа от кончика языка к корню по долевому положению от края языка справа до края языка слева, непрерывный массаж, захватывающий все участки мышц языка верхнего положения и активизирующий работу глубинных верхних мышц языка.

Массаж языка верхней его поверхности проходит в несколько приемов. Точно такие же приемы применяются при массаже боков языка (левого и правого) от корня к кончику языка и при массаже верхнего подъема языка, когда язык поднят вверх, кончик упирается в верхние зубы и массажируется подъязычная часть языка от корня к кончику языка. Этот массаж активизируют работу всех мышц языка и улучшают речь.

При массаже скул массируют скуловые мышцы вокруг скулового сустава для снятия спазма мышц, для полного открытия рта во время речи. Когда скуловые мышцы спазмированы, ребенок не может открыть рот и разговаривает сквозь зубы, речь нечеткая, смазанная, не ясно произносятся звуки речи. Часто ребенок не может долго говорить, так как устают скуловые мышцы и он старается не разговаривать.

Массаж мышц вокруг губ носит характер активации при их вялости или снятие напряжения при их спазмировании. Мышцы губ несут очень большую мышечную нагрузку при звукопроизношении. Каждый звук - гласный или согласный требует от губных мышц определенного положения. Если губы не работают, то звуки речи разобрать очень трудно и речь носит смазанный, нечеткий характер. Кроме того, губы удерживают слюну при речи и не дают ей вытекать изо рта и брызгать слюной при звукопроизношении. При массаже губ каждый зонд массирует разные группы мышц: круговые мышцы вокруг губ, прямые мышцы, подтягивающие мышцы. Массаж делается не только вокруг губ, но и по носогубным мышцам, так как эти мышцы помогают поднятию верхней губы, что очень важно для четкой артикуляции звуков.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2911
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Щечные мышцы активно участвуют в процессе образования звуков речи, в процессе снятия слюнотечения, в активизации мышц для лучшего открывания рта при речи, улучшают дикцию и помогают в процессе жевания. Массаж щек делается в четырех направлениях:

массажируют мышцы по прямой линии от скул до носогубных складок, массаж делается сверху вниз, не задевая окологлазные мышцы,

массаж делается от скуловых мышц возле уха к носогубным мышцам и уголкам рта,

массаж делается по часовой стрелке от скуловых мышц к центру щеки для снятия напряжения мышц.

После всех проделанных манипуляций по массажу мышц щек, губ, скул, языка начинают массировать мягкое небо. Очень важно при массаже верхнего неба, чтобы рот был широко открыт, язык спокойно лежал во рту и слюни не текли. Массаж мягкого неба необходим детям с нарушением мышц мягкого неба после операции (ринолалия) при парезах и парализации мягкого неба, когда воздух проходит не через рот во время речи, а через нос и речь носит носовой, гнусавый оттенок. В детском возрасте поражение мягкого неба влияет на питание ребенка, так как мышцы неба опущены и жидкость вытекает через нос. Массаж мягкого неба активизирует мышцы, поднимает их активность, они становятся эластичными и упругими, поднимаются во время речи в правильное положение и ребенок начинает хорошо и чисто говорить.

Весь массаж в совокупности улучшает работу мышц артикуляционного аппарата, восстанавливает правильное звукопроизношение и дикцию, снимает слюнотечение и способствует лучшему пережевыванию пищи.

С помощью зонда 1 с вилочкообразной рабочей частью осуществляют массаж языка, губ и щек. Зонд позволяет заставить активно функционировать одновременно все мышцы артикуляционного аппарата. Зондом осуществляют "обкол" и "обкол с прокачиванием". Тупые концы зонда исключают повреждения мышц.

Зонд II служит, в основном, для перетирания верхних мышц языка, одновременно прижимая верхние долевые и поперечные мышцы. Может использоваться для массажа мышц вне полости рта.

Зонды III, IV, V работают вместе. Они скользят по мышцам языка, губ, щек в разном направлении и с различным точечным давлением и заставляют их активизироваться. Они снимают спазмы, гиперфункцию или паретичность, атрофию.

Зонды III - V сделаны так, чтобы работать двумя сторонами, где имеется различное количество контактных точек с массируемой поверхностью. При работе стороной с тремя контактными точками, необходимо скользить по средней линии языка. Если провести тремя зондами одновременно в одном направлении по языку, то усиливается работа средней линии языка, сужается работа мышц на некоторое количество миллиметров, расширяется диапазон мышечной активности. При массаже боковых частей языка в работу вводятся зонды двухточечной контактной поверхностью. С помощью этих зондов массируют также щеки, губы, скулы.

Зонд VI полифункционален. Он "рубит" мышцы языка, щек, губ, скользит по мышцам, захватывая большую площадь, рабочей частью стимулирует работу мышц, пружинисто их отодвигая, активизирует ее. Зонд используется при всех видах массажа языка (прямом, верхнего подъема, боковом), губ, неба, щек. В отличие от предыдущих зондов он гораздо сильнее активизирует мышечный аппарат, охватывает большую площадь и очень эффективен при исправлении различных нарушений.

Зонд VII очень эффективен при работе со средней и коревой частью языка. При нажатии на кончик языка и пружинистом отодвигании его назад сокращаются серединные и корневые мышцы языка, они делаются упругими и эластичными. Это позволяет легко ставить заднеязычные звуки "К", "Г", "X". Зонд эффективен также при постановке звуков "Ш", "Щ", "Ч", "Ж", "Р". Именно этот зонд позволяет массировать верхний подъем языка, губы, щеки, скулы. Он существенно активизирует корневые мышцы языка, что крайне важно при становлении и автоматизации речи.

Зондом VIII воздействуют на все мышцы языка: долевые, поперечные, веерные. Он заставляет их участвовать в микропередвижениях, переключениях, а также в расслаблении и сокращении мышц языка, неба, губ, щек. При нажатии петлевой рабочей частью на мышцы последние активно сокращаются и расслабляются. Если петлю разместить в середине языка, то мышцы натягиваются, если по бокам - приподнимаются. При поднятии зонда и его перемещении в другое положение напряжение, сделанное специально этим зондом, снимается. Зонд целесообразно использовать также и при массаже щек и губ.

Зонд IX благодаря своей оригинальной конструкции позволяет воздействовать одновременно на участки мышц большей протяженности, выполняя пружинистое давление, скольжение, утапливание при массаже языка, щек, губ.

При осуществлении способа сложность и многоплановость массажа зависят от степени нарушения подвижности мышц. Совсем не обязательно в процессе работы использовать все его виды и типы. Однако желательно, особенно при тяжелом нарушении, обращение ко всему массажному комплексу с использованием полного набора зондов.

Эффективность зондового массажа подтверждена многочисленными специалистами, речевыми школами, интернатами. Массаж строится по принципу: постепенно от более легкого задания к более трудному. В ходе лечения ребенок не испытывает неприятных ощущений, сложностей. Эффективность лечения детей, страдающих тяжелыми нарушениями, методом зондового массажа подтверждена логопедами - практиками.

Изобретение позволяет исключить поверхностное отношение к обследованию мышц и их активизации, нежелание выявить сложные причины нарушений. Оно дает возможность рационально восстановить подвижность мышц всего артикуляционного аппарата, четкая, активная и быстрая подвижность которых, в конечном счете, приведет к хорошей дикции, чистому произношению всех звуков в потоке речи. Методика, положенная в основу изобретения, позволяет полностью исключить самолечение дизартрии и детского церебрального паралича, что, как известно, зачастую приводит к негативным результатам, усложняет проведение подлинной научной рациональной терапии.

Способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Пациент К. Диагноз - дизартрия. В логопедический детский сад поступил в пятилетнем возрасте. В течение двух лет ребенка лечили, но речь все равно носила смазанный характер: отсутствовали звуки Р,Р'; Л,Л'; С,С'; З, З'; Ц; Щ; Ч; Ж; остальные звуки произносились нечетко. В речи проглатывались окончания, не договаривались слоги. Наблюдалось сильное слюнотечение.

Решением комиссии мальчик был оставлен в д/с еще на один год из-за его неготовности к школе.

Проведено 40 занятий по методике согласно изобретению. Зондовый массаж позволил полностью снять слюнотечение, восстановить активность мышц артикуляционного аппарата, исправить звуки и ввести их в речь.

Ребенок был принят в первый класс общеобразовательной школы.

Пример 2. Пациент Г. Диагноз - ДЦП, спастика, гиперкинезы языка, нарушение гиперфункции, эписиндром, задержка речевого и психического развития.

С пациентом приступили к лечению по методике согласно изобретению в шестилетнем возрасте, при этом речь отсутствовала, произносились звуки "А", "О", "П", "Б", "М"; наблюдалось обильное слюнотечение. Ребенок стоял на учете в больнице для детей с ДЦП.

Проведено 125 занятий за два учебных года. Удалось полностью снять слюнотечение, восстановить мышечную активность всех отделов артикуляционного аппарата, поставить и ввести в речь все звуки.

В восьмилетнем возрасте ребенок был принят в первый класс общеобразовательной школы, обучается в домашних условиях.

Пример 3. Пациент С. Диагноз - олигофрения, дизартрия, моторная аллалия, пожизненная инвалидность 1 группы.

При начале занятий в возрасте 5,5 лет у пациента речь отсутствовала полностью, не было звукопроизношения, по решению комиссии был необучаем. По способе согласно изобретению работа продолжалась три года. Все звуки поставлены и введены в речь. Ребенок стал говорить, снята инвалидность. Принят в школу для умственно-отсталых детей в возрасте 8,5 лет. Сейчас учится в пятом классе.


ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ



1. Способ лечения речевых расстройств, включающий оценку состояния мышц, принимающих участие в артикуляции, его связь с характером нарушения звукопроизношения и последующее проведение пальцевого и/или инструментального массажа соответствующей группы мышц, нормализуя их спастическое или паретичное состояние, отличающийся тем, что инструментальный массаж проводят набором зондов по п.5.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что проводят массаж языка, скуловых мышц и суставов, губ, щек, мягкого неба по отдельности или в различном сочетании.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что процедуры массажа проводят, начиная с отдельных небольших групп, с постепенным большим охватом пораженных мышечных структур, при этом одно и то же массажное воздействие повторяют 30 - 40 раз.

4. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что осуществляют воздействие в виде покалывания, покалывания с прокачиванием, скольжения, давления, пружинистого утапливания, рубления, пружинистого отодвигания, перетирания.

5. Набор зондов для массаж мышц артикуляционного аппарата, отличающийся тем, что он содержит девять выполненных из металлической упругой проволоки зондов, каждый из которых имеет рукоятку и рабочую часть, различную у каждого из зондов, при этом последняя у зонда I выполнена в виде двузубой вилки с закругленными и отогнутыми относительно рукоятки зубьями, у зонда II - в виде круглой петли, образующая которой лежит в одной плоскости с рукояткой, у зонда III - в виде объемной петли, образующие которой, прилегающие к рукоятке, параллельны одна другой, а периферийная часть петли изогнута вокруг оси, перпендикулярной рукоятке и лежащей в плоскости, параллельной плоскости расположения образующих, при этом вершина петли расположена между образующими в их плоскости, у зонда IV - в виде объемной петли, которая образована изгибом суженной периферийной части проволочной петли каплевидной формы вокруг оси, перпендикулярной рукоятке, при этом изогнутая часть образует цилиндрообразную полость, вершина каплеобразной петли расположена между ее образующими, у зонда V - в виде объемной петли, которая образована изгибом проволочной петли каплевидной формы вокруг оси, перпендикулярной рукоятке, при этом основание петли соприкасается с ее вершиной, у зонда VI - в виде петли прямоугольной формы, отогнутой относительно рукоятки, у зонда VII - в виде петли, представляющей собой четырехугольную звезду со скругленными углами, отогнутой относительно рукоятки, у зонда VIII - в виде круглой петли 6, отогнутой относительно рукоятки, у зонда IX - в виде двух каплеобразных элементов, образованных изгибом образующих удлиненной проволочной петли вокруг оси, лежащей в плоскости, перпендикулярной рукоятке, при этом на вершине удлиненной петли выполнены два витка вокруг оси, перпендикулярной плоскости образующих удлиненной петли.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн Juliasha

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 450
  • Страна: ua
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • Украина г.Днепр
    • Награды
Мне логопед сказал,что нам обязателен массаж зондовый. А мой этих железок боится страшно. Ну,вообщем я не поняла,толи железок,толи логопеда  :uhm:
еще сказал,что без этого массажа новых звуков не слыхать нам. Почитала я о них и хочу спросить-хоть эффективны они?
А то слишком переживаю, может малый и не даст ротик на массаж, а я потом буду винить себя,что опять упускаю шанс

Тамара Николаевна

  • Гость
Вы можете через интернет магазин Логопед-плюс заказать книги и массажные зонды Новиковой. На картинках показано как делать массаж и какими зондами. Все доступно и легко.

Оффлайн Juliasha

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 450
  • Страна: ua
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • Украина г.Днепр
    • Награды
Спасибо за ответ!!

Оффлайн oks78

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 320
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Оксана и Данилка, г.Мурманск
    • Награды
Мы делали зондовый масса 8 месяцев подрят.Три раза в неделю.Результаты поразительные.Начал говорить хорошо.До массажа было совсем ничего не понятно что говорил.А сейчас песни даже сам сочиняет.Хотела у вас спросить.Мы больше не делаем массаж.Результат сохраниться или надо постоянно делать? :uhm:
                            

Тамара Николаевна

  • Гость
Если у ребенка звуки поставлены и автоматизированы,то они сохраняются.

Оффлайн ИринаЛ

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2392
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Мишутка, Ленинградская обл.
    • Награды
А все же как лучше с зондами работать курсами или постоянно в течении например года 2раза в неделю? И еще вопрос , на диске ( приложение к зондам ) рекомендуют примерно минут 15 работы, если все зонды проходить , то это каждым по чуть-чуть получается, или их по очереди использовать один зонд-одно занятие?

Тамара Николаевна

  • Гость
У Новиковой в 1 книге есть все рекомендации.
Мое мнение-делать каждый день.

Оффлайн Ивли

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 205
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
    • Награды
Может я туповата, но в книгах у Новиковой написано очень кратко, коррекцию тонкой моторики я делаю с помощью зондов. а вот на лице боюсь.
Вставай и иди дальше, даже если твои силы до конца иссякли! Борись!

Тамара Николаевна

  • Гость
В таком случае обратитесь за помощью к специалистам.

Тамара Николаевна

  • Гость

Оффлайн Ивли

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 205
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
    • Награды
Подскажите, пожалуйста, так ли я делаю - коррекцию тонкой моторики проводить не более 30 мин, через 5  проходов делать прерыв, всего 30 проходов, получается, что за одно занятие успеваем только одно упражнение, а в следующее занятие-следующее упражнение?!
Вставай и иди дальше, даже если твои силы до конца иссякли! Борись!

Оффлайн Анастасия-86

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 551
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
  • Надеяться нужно на лучшее,но готовым быть ко всему
    • Награды
Девочки,а есть еще такие мамочки  кто занимается дома с ребенком самостоятельно  зондовым массажем по Новиковой и есть ль результат. О речи мы даже не мечтаем хочется добиться жевания,глотания и что бы ротик закрывал и глотал слюнки у нас с пониманием речи беда  . Дело в том ,что я занималась с ребенком больше года ,но результата нет . Я покупала книгу обучалась по ней и с логопедами консультировалась как именно заниматься ими с моим ребенком. Бросила занятия ,но вот думаю опять возобновить.