Автор Тема: Упражнения для тренировки способности сидеть  (Прочитано 11825 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн DarynkaАвтор темы

Умение сидеть требует хорошего контроля головы, распространения реакций выпрямления на туловище, а также наличия реакций равновесия и защитной функции рук. Тренируя эти навыки, особое внимание обращают на коррекцию патологических поз, которые затрудняют формирование способности самостоятельно сидеть и могут привести к развитию вторичных деформаций и контрактур. Тренировку двигательных навыков и коррекцию неправильных установок туловища и конечностей следует проводить параллельно. Устойчивость в положении сидя облегчает свободные движения рук.

81. Тренировку умения сидеть начинают с первых  месяцев  жизни ребенка, придавая ему периодически (5—7 раз в день) позу сидя посредством поддержки за туловище, под мышки, за плечи, тазобедренные суставы. При этом следят за контролем головы. Спина должна быть выпрямлена, ноги разведены. Поддерживая  таким  образом   ребенка, можно одновременно покачивать его из стороны в сторону. Это упражнение способствует правильной проприоцептивной импульсации и подготавливает функцию сидения (рис.175).



82. Ребенка удерживают в воздухе в позе сидя, взяв его за разведенные бедра, производят покачивающие движения вперед, назад, в стороны. Упражнение делают периодически в течение дня (рис.176).



83. Ребенок с разведенными ногами   сидит  лицом   к   методисту. Руки удерживают в положении отведения и наружной ротации, стимулируя тем самым разгибание головы и туловища. Чтобы достичь разгибания рук, их следует поддерживать под локтевыми суставами. Туловище ребенка покачивают вперед, назад, в стороны, по диагонали с постепенным увеличением амплитуды  движения.  В точке,  где ребенку  грозит опасность   потери контроля головы, движение делается в обратном направлении. Упражнение стимулирует контроль головы и реакции равновесия (рис.177).



84. Ребенок с разведенными ногами сидит на коленях методиста лицом вперед или на скамейке, методист сзади  него.   Руки  отводят назад в положение разгибания  и наружной   ротации.   Ребенка медленно  наклоняют  вперед и  вниз. Комбинация разгибания плеч, спины  и  рук  тормозит  флексорную спастичность и облегчает выпрямление головы и туловища (рис.178).



85. Ребенок сидит, касаясь спиной стены. Ноги согнуты, стопы на поверхности, руки разогнуты, отведены кзади. Это хороший способ научить ребенка поддерживать положение сидя (рис.179).



86. Ребенок сидит на резиновом матраце, мягкой губке, батуте. Надавливают на плечи или на голову так,   чтобы   ребенок   подскакивал вверх.   Голова,   туловище   и   таз должны быть выпрямлены. Можно подкидывать   ребенка,   удерживая его сидя на коленях.

87. Ребенок    сидит    на    стуле с   опорой   предплечьями   о   стол. Если выражен флексорный тонус в руках,  между  грудью и  плечами кладут валик. Надавливают на голову  и  плечи   ребенка,  создавая опору на суставы.  Это улучшает контроль   головы и способствует распрямлению туловища.

88. Ребенок сидит на стуле напротив взрослого. Методист кладет его предплечья на свои и тянет за плечи вниз, стабилизирует позу сидя.

89. Ребенок сидит с выпрямленными, разведенными ногами и держится за перекладину, находящуюся на уровне плеч или выше, либо опирается ладонями о стенку, о ладони    взрослого,    или    о    мяч (рис.180).



90. Ребенок сидит. Методист берет его за плечи и, потянув их кзади или отведя руки назад в наружной ротации, стимулирует подъем головы и разгибание спины (рис.181).



91. Ребенок сохраняет позу с опорой на обе руки, на одну руку, переносит  массу  тела с одной  руки   на   другую. При   гемипарезах тренируют   опору   на   паретичную руку.

92. Ребенок сидит с разведенными ногами. Методист берет его за руки и создает опору на них между ногами ребенка. Упражнение тренирует защитную функцию рук в позе сидя. Детям с гиперкинезами руки лучше располагать снаружи от ног. Сгибание ног у таких детей улучшает стабилизацию головы и тела (рис.182).



93. Перед   сидящим   ребенком кладут большой мяч. Толкают ребенка кпереди, побуждая его вытянуть руки, раскрыть кисти и опереться о мяч  (защитная реакция рук вперед) (рис.183).



94. Ребенок сидит на столе со спущенными ногами. Сбоку кладут игрушку,  стимулируют ее захват. Другую руку удерживает методист, слегка подталкивая ребенка в сторону игрушки. Упражнение стимулирует опорную реакцию рук в стороны (рис.184).



95. Ребенок сидит. Методист производит медленные или быстрые толчкообразные движения в переднезаднем и боковом направлениях. Ребенок   должен   удержать   позу сидя (рис.185).



96. Ребенок опирается  на одну руку, другой совершает различные манипуляции, берет игрушку, предлагаемую спереди, сверху, сбоку с одной и с другой стороны, и при этом поворачивает туловище.
97. Ротацию туловища в положении сидя стимулируют, используя палочку (рис.186).



После того как ребенок научился сидеть, сохраняя равновесие с опорой на руки, переходят к тренировке реакций равновесия без поддержки руками.

98. Ребенок сидит на полу или на табурете. Методист передвигает его то  в одну, то  в другую  сторону, слегка   придерживая   за   грудную клетку или за плечи. Ребенок не должен использовать для поддержки руки. Ожидают, что он выпрямит голову, отведет и разогнет руку и ногу в сторону, противоположную движению его тела, чтобы сохранить равновесие (рис.187).



99. Ребенок сидит на стуле. Ноги на опоре, разведены. Просят его вытянуть  руки  вперед,  соединить их «замком», опустить между ногами, затем поднять вверх, развести в положение наружной ротации, удерживая при этом равновесие (рис.188).



100. Ребенок, держа в руках палочку,  самостоятельно  или с помощью методиста заводит руки за спину (рис.189). В такой позе наносят легкие толчкообразные удары в области головы, плеч, спины.
Упражнения 99 и 100 способствуют распрямлению спины и предотвращают развитие кифоза.



101. При относительно устойчивом сидении производят более сильные и внезапные толчки, чтобы ребенок использовал для сохранения равновесия защитную реакцию рук.

102. Ребенок сидит на наклонной плоскости, угол наклона постепенно  увеличивают. Для  сохранения равновесия ребенок изгибает туловище (рис.190).



103. В  положении  сидя  просят ребенка ротировать туловище в обе стороны с последующей опорой на кисти сбоку от себя (рис.191). Это упражнение способствует подавлению патологических содружественных реакций в ногах, которыми у больных   детей   могут   сопровождаться произвольные движения головы, рук и верхней части туловища. В такой позе просят ребенка поочередно сгибать и разгибать ноги.



104. В положении сидя пассивно поднимают ногу ребенка, согнутую в коленном суставе, при этом его просят нагнуться вниз  (рис.192). Сочетанное движение туловища и ног подавляет патологическую разгибательную активность в ногах и способствует  формированию  независимых движений ног и туловища.



105. Ребенок сидит на стуле. Его просят  отвести   одноименные   выпрямленные руку и ногу в наружной ротации. Наряду с тренировкой реакций   равновесия   упражнение способствует подавлению патологических   синергии   в   приводящих мышцах конечностей.

106. Ребенок сидит, не держась руками. Методист захватывает его ноги ниже колен, поднимает их и сгибает поочередно и вместе, при этом  ноги должны  находиться   в положении наружной ротации, а ребенок — сохранить позу сидя (рис. 193, а, б).





107. Ребенок в положении сидя на боку не держится за опору. Методист берет его обе ноги и медленно двигает в противоположную сторону. Ребенок должен удержать равновесие (рис.194).



108. Равновесие в положении сидя тренируют на вращающемся кресле (рис.195).

« Последнее редактирование: 29 Марта 2011, 23:14:32 от Ксюша »