Зырянов C. Я., Зырянов С. С.
Тюменская медицинская академия, г. ТюменьТрансформация костей стопы имеет многотысячелетнюю историю, но применялась она для того, чтобы калечить детей.
Деформации дистального сегмента нижней конечности, в том числе врожденные, наиболее распространенная ортопедическая патология. Т.С.
Зацепин [1947] отмечал, что грубые неоднократные редрессации под наркозом приводят к сращениям Ахиллова сухожилия с его влагалищем, а это нарушает скольжение сухожилия. При безнаркозных этапном лечении не происходит травматизации мягких тканей и сохраняется скользящий аппарат, но, как пишет Т.С. Зацепин, при указанном лечении не все случаи врожденной косолапости излечиваются.
При этом следует учитывать, что эквинус, только один из компонентов порочного положения стопы, а рецидивирует чаще приведение переднего отдела.
Г.А. Илизаров предложил осуществлять бескровную дозированную коррекцию деформаций стопы у детей в середине прошлого века. В последующем, анализируя процесс роста тканей при удлинениях и исправлении деформаций длинных костей, академик Г.А. Илизаров сформулировал закон, согласно которому, напряжение растяжения является фактором возбуждающим и поддерживающим генез тканей. Этот закон назван эффектом Илизарова и является открытием.
Задачей данного исследования было изучение влияния напряжения растяжения на изменение формы и величины костей стопы у детей при постепенном исправлении порочного положения, а именно аддукции и супинации переднего отдела.
Для выполнения этой задачи мы проанализировали результаты бескровной трансформации костей стопы у 25 детей в возрасте от 2 до 6 лет, изучив рентгенограммы стоп, как до и после лечения, так и на различных этапах устранения деформаций аппаратом Илизарова.
Для выявления эффекта Илизарова при бескровном исправлении порочного положения стопы нами предложен плюсне-предплюсневый индекс данного сегмента, который позволяет верифицировать произведенные измерения, в том числе, в связи с возрастными изменениями размеров костей, а также при рентгенологическом обследовании. Измерения осуществляли, исходя из предложенной нами анатомо-функциональной классификации стопы.
Анатомо-функциональная классификация стопы
I. Таранный отдел ("корень" стопы, апикальный отдел)
II. Пяточный отдел стопы (задний отдел, пятка)
III. Предплюсневый отдел стопы
1.Латеральный предплюсневый отдел (кубовидная кость)
2.Медиальный предплюсневый отдел (клиновидные и ладъевидная кости)
А) Передне-медиальный (клиновидные кости)
Б) Заднее-медиальный (ладъевидная кость)
IV. Плюсневый отдел (плюсневые кости)
А) Медиально-плюсневый отдел (первая плюсневая кость)
Б) Средне-плюсневый отдел ( II - III плюсневые кости)
В) Латерально-плюсневый отдел (IV - V плюсневые кости)
V. Фаланговый отдел (все фаланги).
Нами произведены измерения медиально-плюсневого и латерально-плюсневого отделов, а соотношение этих величин составляло плюсневый индекс. Соответственно мы осуществляли измерения и расчеты передне-медиального и задне-медиального предплюсневых отделов, сопоставляя их с кубовидной костью.
Для исправления порочного положения отделов стопы применялся аппарат Илизарова со специальными функциональными узлами для одновременной коррекции всех элементов деформации, в том числе, разработанное нами устройство для устранения анатомических нарушений переднего отдела дистального сегмента нижней конечности.
Исследования, проведенные нами выявили, что при постепенной дистракции у детей, в том числе при частичной оперативной коррекции стопы, без вмешательства на костях, которые мы измеряли, отмечалось увеличение продольных размеров костей стопы по медиальному сектору последней. До лечения плюсневый индекс составлял 0,49 ± 0,3 (p < 0,05), а после 0,894 - 1,12. При этом при величинах индекса около 0,8 в состоянии релаксации отмечалось незначительное приведение переднего отдела, которое легко устранялось латеральной группы мышц голени.
Таким образом, данное исследование подтверждает универсальность эффекта Илизарова. Впервые объективно доказано, что растяжение возбуждает и поддерживает продольное увеличение размеров костей стопы у детей по вектору наибольшего напряжения.
http://www.medline.ru/public/art/tom6/art043.phtml