Автор Тема: Упражнения для тренировки самостоятельного стояния  (Прочитано 6184 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн DarynkaАвтор темы

Вертикальная поза и ходьба — высшие формы локомоций, достигаемых в фило- и онтогенезе; их значение для становления человека трудно переоценить. Только при стоянии и свободной ходьбе руки полностью высвобождаются для всесторонней деятельности.
Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы и контроля вертикальной позы туловища с сохранением реакций равновесия. Тренировке реакций равновесия должно быть уделено особое внимание, поскольку без них невозможны переход в устойчивое вертикальное положение, а затем и ходьба. Тренируя реакции равновесия, следует формировать их преимущественно в более пораженных частях тела, например, при спастической диплегии — в ногах, при гиперкинетической форме — в руках, при гемипарезе — на паретичной стороне. У детей первых месяцев жизни для выработки функции стояния используют безусловно-рефлекторные реакции опоры и перемещения.

133. Ребенка    удерживают   под мышки, ставят на опору. Ожидают, что он выпрямит ноги и туловище  (опорная реакция ног).

134. Ребенка держат под мышки. Его стопы тыльной  поверхностью касаются края стола. Ожидают, что ребенок согнет одну ногу, затем   другую,   поставит   их   на стол, далее разогнет ноги и туловище (реакция     перемещения) (рис.215).



135. Ребенок   в   положении   на животе   на   большом мяче. Один методист удерживает руки ребенка, прижимая их к мячу, другой ставит ноги на опору, прижимая их к полу, или ребенок делает это самостоятельно (рис.216).



136. Ребенок   в   положении   на спине на большом мяче. Один методист удерживает его за поднятые разогнутые   руки, другой постепенно   перемещает  вниз, ставя на   опору   полной   стопой.  Более старшие   дети   выполняют упражнение на валике (рис.217).



137. Вертикальную установку чела, опорную реакцию ног и реакции   равновесия   можно тренировать, используя прыгалки (рис.218).



138. Стабилизации позы стояния  способствуют наклоны туловища вперед, в стороны.

139. Стояние у опоры с фиксацией туловища и без нее.

140. Ребенка   фиксируют к щиту на уровне коленных   суставов. Ноги в состоянии отведения и наружной ротации, стопы в легком тыльном сгибании и отведении, угол   которого   можно   изменить. Ребенок   наклоняет и выпрямляет туловище, поднимает руки, отталкивает и ловит мяч, висящий над ним,   поворачивает   туловище   вокруг оси. Упражнение стимулирует   развитие   вертикальной установки   тела,   одновременно тренирует опорную реакцию ног и реакции равновесия (рис. 219, а, б, в).







141. Методист   фиксирует стопы ребенка   для   стабилизации туловища при стоянии (рис.220).



142. Ребенок стоит в положении шага—одна нога впереди другой. Масса тела распределяется равномерно на обе ноги. Методист наносит  легкие  толчки   в   области груди и спины попеременно. Ребенок должен сохранить равновесие во время перемещения массы тела или схватиться руками за опору, находящуюся   спереди   или сбоку (рис.221).



143. Ребенок стоит со слегка разведенными ногами.   Методист кладет руки ему на плечи, надавливая вниз, одновременно слегка перемещает туловище вперед, назад, в стороны.  Ребенок   должен сохранять   равновесие  (рис.222). То же упражнение можно делать с одновременными поворотами туловища, создавая легкое пассивное сопротивление   этому   движению или, напротив, просят ребенка сопротивляться повороту. Оказываемое сопротивление не должно быть слишком сильным, в противном   случае   могут   усилиться патологические   реакции,   непроизвольные движения  и ребенок потеряет равновесие.



144. Ребенок стоит на одной ноге, методист — сзади него на коленях. Взяв одну ногу за лодыжку, сгибает колено под прямым  углом, оставляя   бедро разогнутым. Затем ребенка   слегка передвигают в различных направлениях, при необходимости стабилизируя опорную ногу посредством потягивания вниз и кзади   одноименной   руки (рис.223).



145. Ребенок стоит, держась одной или двумя руками за перекладину или   спинку   стула, сгибает ногу в тазобедренном и коленном суставах и опускает ее опять на опору, отводит  прямую ногу вперед, назад и в сторону, производит наружную и внутреннюю ротацию.

146. Ребенок стоит, держась одной рукой за опору, другой рукой производит    разнообразные   движения — поднимает,   отводит   вперед, назад, в сторону с наружной ротацией, берет игрушку  над головой, отводит в сторону одноименные руку и ногу.

147. Ребенок    стоит    самостоятельно. Его просят дотянуться до различных    игрушек, предметов, сохраняя при этом равновесие.

148. Методист находится на коленях сбоку от стоящего ребенка, одной рукой   держит   ребенка за кисть, другой поднимает одноименную ногу, удерживая ее за стопу, затем распрямляет и слегка отводит поднятую ногу, одновременно слегка толкает в направлении опорной ноги. Ожидают, что ребенок активно разогнет и отведет поднятую ногу, чтобы сохранить равновесие (рис.224).



149. Стоящего со слегка   разведенными ногами ребенка удерживают за пояс верхних или нижних конечностей и двигают из стороны в   сторону,   чтобы   он   переносил массу тела с одной ноги на другую,  или  ребенка   просят делать это   самостоятельно, без поддержки.

150. Ребенок   стоит   со   слегка разведенными   ногами.   Методист стоит сзади и, держа ребенка под мышки, внезапно наклоняет туловище назад, инструктируя его не делать при этом шага. Ожидают, что ребенок перенесет массу тела на пятки, согнув дорзально стопы, противодействуя   потере   равновесия (рис.225).



151. Ребенок   стоит   со   слегка разведенными ногами, стопы в легкой  наружной ротации.  Фиксируют его в области талии, таза, коленных   суставов   и   просят  сгибать     разгибать туловище прямо и по диагонали  (рис.226).
Для сохранения равновесия и положении стоя необходима защитная реакция рук во всех направлениях.



152. Положение стоя, лицом или боком к стене. Методист, удерживая одну руку в положении разгибания и наружной ротации, толкает ребенка в направлении  стены. Ожидают, что   он   другой   рукой обопрется о стену (рис.227).



153. Ребенок стоит на  невысокий наклонной плоскости и раскачивает ее, перенося    массу  тела с одной ноги на другую (рис.228). Упражнение    совершенствует равновесие. Для предупреждения падения на  наклонной   плоскости необходимо  закрепить  каркас,  внутрь которого  ставят ребенка. Больной имеет возможность держаться руками за край каркаса, стабилизируя своё положение.



154. Для совершенствования функции равновесия в вертикальном положении проводят занятия на батуте (рис.229).