Автор Тема: Алалия  (Прочитано 25814 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн cpdАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3857
  • Страна: il
  • Благодарностей: 89
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Алалия
« : 18 Декабря 2014, 07:29:18 »
этот материал подготовлен учителем-логопедом высшей категории Чернышевой Александрой Борисовной.Если у малыша диагноз «алалия»Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется. Однако очень важно, чтобы родители такого малыша побольше узнали об этом недуге и приняли активное участие под руководством специалиста в работе по его преодолению. Большую часть времени ребенок находится с родными, он непрерывно общается с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами, поэтому роль семьи в коррекционной работе огромна. Что же необжодимо знать родителям об алалии? Алалия (от греч. а — частица, означающая отрицание, и лат. lalia — речь) — это отсутствие или недоразвитие речивследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Условнорефлекторная деятельность мозга в условиях недоразвития соответствует в какой-то мере деятельности в ранние периоды нормального формированипя детской речи. Однако с возрастом расхождения все увеличиваются, так как при нормальном развитии речи один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии. Нарушение нормальной деятельности мозга вызывается разнообразными причинами: воспалительные проценссы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развитии ребенка, природовые черепно-мозговые травмы и асфиксии новорожденных, внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, болезни раннего детства с осложнениями на мозг и т.д. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Условно доречевым периодом считаются первые три года жизни малыша, когда идет интенсивное формирование клеток коры головного мозга, и когда стаж пользования ребенком речью еще очень мал. Развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается после рождения ребенка. Недоразвитие мозга или его раннее поражение приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, а это влечет за собой снижение работоспособности клеток головного мозга. Последние исследование показывают, что при алалии имеют место нерезковыраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий, т. е. билатеральные поражения. При односторонних повреждениях мозга речевое развитие осуществляется за счет компенсаторных возможностей здорового, нормально развивающегося и функционирующего полушария. При билатеральных повреждениях компенсация становится невозможной или резко затруднительной. В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Брока, центр Вернике) различают две формы алалии: моторную и сенсорную. Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалий у детей. Для детей с моторной алалией характерно снижение речевой активности, речевой негативизм (нежелание говорить), постепеное отставание в психическом и интеллектуальном развитиии. Очень часто к проявлениям неврологической недостаточности присоединяется неправильный воспитательный подход со стороны родителей. К таким деткам снижаются требования, близкие стараются оградить их даже от необходимого и вполне посильного труда, а это, в свою очередь, усугубляет негативные личностные особенности ребенка: часто он становится более упрямым, капризным, раздражительным. Малышу трудно научиться правильно одеваться, он не может застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. У ребенка нарушена общая моторика: он неловко двигается, чаще обычного спотыкается и падает, не может попрыгать на одной ноге. Мягко объясняйте ему, показывайте, помогайте выполнять те или иные действия. Обязательно хвалите. Постарайтесь внушить малышу, что есть определенные нормы поведения, жизненные правила, которые должны быть выполнены. Если ребенок начинает капризничать, переключайте его на другой вид деятельности или просто отдохните вместе с ним. Имейте в виду, что у деток с моторной алалией повышенная утомляемость и низкая работоспособность. Характерным признаком моторной алалии является преобладание расстройств экспрессивной речи, т. е. резкое снижение возможностей самостоятельных связных высказываний. При моторной алалии могут наблюдаться разные уровни речевого развития: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-граматического и фонетико-фонематического недоразвития. При моторной алалии понимание обращенной к ребенку речи относительно сохранно. Дети адекватно реагируют на словесные обращения взрослых, выполняют простые просьбы и поручения. Нередко родители на приеме у логопеда отзываются о своем ребенке так: «Он все понимает, только ничего не говорит». Однако более тщательное и целенапрвленное психолого-педагогическое обследованиетэтих детей позволяет сделать заключение о том, что понимание речи у них нередко ограничивается лишь обиходной ситуацией. Детям трудны задания, предусматривающие понимание форм единственного и множественного числа глаголов и существительных («Покажи, про кого говорят плывет и про кого — плывут»; «Дай мне гриб, а себе возьми грибы»); форм глаголов мужского и женского рода прошедшего времени («Покажи, гда Саша выкрасил самолет, а где Саша выкрасила самолет»); отдельных лексических значений («Покажи, кто идет по улице, и кто переходит улицу»); пространственного расположения предметов («Положи ручку на книжку, положи ручку в книжку»); установление причинно-следственных связей. Ошибки в выполнениии подобных заданий объясняются тем, что дети преимущественно ориентируются на лексическое значение слов, составляющих инструкцию, и не учитывают грамматических и морфологических элементов (окончаний, предлогов, приставок и пр.), уточняющих смысл. Трудности в понимании речи сохраняются длительное время, для их устранения требуется специальное обучение. При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Дети или совсем не понимают обращенной к ним речи, или понимают ее крайне ограниченно. При этом они адекватно реагируют на звуковые сигналы, могут различать после небольшой тренировки разные по характеру шумы (стук. скрежет. свист и другие). Вместе с тем малыши испытывают большие трудности в определении направления звука. У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов. Чаще всего ребенок вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос. В ряде случаев дети пытаются назвать предъявленные им предметы, картинки и в то же время неправильно выполняют просьбу дать (показать) эти же предметы или картинки. Ведущим дефектом для этой редко встречающейся категории детей является нарушение фонематического слуха (восприятие фонем родного языка), проявляющееся в разной степени. Это может быть полное неразличение речевых звуков, то есть полное непонимание обращенной к нему речи, а в долее легких случаях — затрудненное восприятие речевого матенриала на слух. Ребенок может не различать слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (дочка — бочка; мышка — миска; рак — лак), не улавливают разницу в грамматических формах. Сенсорную алалию часто смешивают с тугоухостью, аутизмом или умственной отсталостью. Обязательно следует обратиться к отоларингологу (в сурдоцентр) для исследования слуха объективными методами, а затем к психоневрологу и к логопеду или посетить медико-психолого-педагогическую комиссию, где проведут тщательное обследование и выставят правильный диагноз. При клиническом диагнозе «алалия» логопед ставит речевой диагноз «обще недоразвитие речи» (I, II или III уровень). Так как стойкий речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности, успешная логопедическая коррекция часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дефференциации. Основными лекарственными препаратами, применяемыми при лечении общего недоразвития речи и различных нарушений психической деятельности, являются психостимуляторы. Эти лекарственные препараты оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма. Среди них особо важное значение имеют ноотропы (ноо — греч. «разум», тропос — «движение»). Препараты этой группы непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь, по существу, синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемыз в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя тем самым их деятельность. Дети с общим недоразвитием речи, обусловленым алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий: соблюдении режима дня, закаливании организма, водных процедурах, физиотерапии, физическом воспитании. Многие из них нуждаются в массаже, лечебной гимнастике, ритмике. Важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. Важное значение для развития движений имеют игры с пением и музыкальным сопровождением. Малыш учится слушать песенки, понимать их содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием. Необходимо также тренировать ребенка в равновесии, формировать у него так называемую перекрестную координацию движений. Например, в положении лежа на спине одновременно поднимаются вверх правая рука и левая нога или они отводятся в сторону. Такие упражнения можно делать сидя и стоя. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекции двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Для успешной коррекционой работы с детьми, страдающими алалией, очень важна квалифицированная педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и метолов поэтапного логопедического воздействия. Хочется отметить, что джаже самый опытный специалист-логопед не укажет точных сроков долгожданного улучшения речевого развития. Этот процесс идет медленно, постепенно, у каждого ребенка по-разному. Работа по развитию речи идет параллельно с развитием ее психологической базы. Для родителей важно знать, что же это такое.Вот примерные направления формирования психологической базы речи: Формирование зрительного, слухового, тактильного восприятияВажно:• научить ребенка соотносить предмет с его контурным изображением путем наложения (доски сегена); • научить составлять предмет из составных частей различного количества; • научить различать звуки по звуковысотным характеристикам на материале звучащих игрушек; • научить определять направление звучания на материале звучащих игшрушек (металлофон, дудочка, барабан, погремушка, ксилофон, колокольчик, трещотка); • научить узнавать предметы на ощупь, по контуру, фактурк, величине, форме. Развитие памятиВажно:довести объем кратковременной памяти приблизительно до 7-9 элементов, слуховой — до 7 элементов. Научить запоминать в определенном порядке количество элементов (в зависимости от возраста обследуемого) на материале предметных картинок, геометрических форм, цифр, серий слов. Развитие мышления(3-5 лет)Важно:• научить предметному обобщенинию по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»). Используются предметы одного вида; • научить обобщению по внешним признакамнезависимо от функциий предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое). Родо-видовые обобщения: фрукты, обощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы») Логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»). Научить располагать предметы в определеной последовательности по следующим признакам: • по размеру; • по высоте; • по длине; • по насыщению цвета (от ярко-красного к розовому) Как уже говорилось выше, без помощи логопеда родителям ребенка с алалией никак не обойтись. Это должно быть долгое целенаправленное и систематическое сотрудничество. Логопед составит для малыша индивидуальную коррекционную программу, объяснит родителям, как правильно играть в ту или иную игру, поможет подобрать полезные для малыша игры и пособия, которые должны быть в доме для ежедневных занятий, будет проводить 2-3 раза в неделю коррекционные занятия. Если своевременно начать комплексную коррекционную работу, вести ее систематически, то в некоторых случаях возможно практически полная речевая реабилитация ребенка к 7-8 годам, что дает ему возможность посещать общнобразовательную школу. Однако, часто родители не своевременно обращаются к врачу, им кажется, что малыш заговорит сам, теряют драгоценное время. В этих случаях медико-психолого-педагогические коммисии рекомендуют детям посещение специальных речевых школ. Чтобы избежать таких последствий, необходимо с самого рождения пройти психолого- педагогическую диагностику (программа ранего выявления патологического развития и раннего коррекционного вмешательства), чтобы определить уровень психического развития (опережение, норма, задержка), а так же предрасположенность ребеночка к тем или иным заболеваниям. Особенно важно это в тех случаях, когда в семье имелись какие-либо наследственные заболевания, с осложнениями проходила беременность, были тяжелые роды и внекоторых других случаях. 
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Оффлайн cpdАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3857
  • Страна: il
  • Благодарностей: 89
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Алалия
« Ответ #1 : 18 Декабря 2014, 07:32:24 »
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Оффлайн cpdАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3857
  • Страна: il
  • Благодарностей: 89
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Алалия
« Ответ #2 : 18 Декабря 2014, 07:35:49 »
У вашего ребенка АЛАЛИЯАлалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определённые затруднения:-накопление словарного запаса идёт очень медленно. -фразу они строят с трудом, неправильно;-в словах встречаются перестановки, сокращения, многократные замены одного звука другим;-иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают.Впоследствии, благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается фразовая речь, но ребёнок постоянно отстаёт в речевом развитии от своих сверстников.Различают две основные формы АЛАЛИИ:-МОТОРНУЮ (недоразвитие активной речи)-СЕНСОРНУЮ (недоразвитие понимания речи)Дети-алалики нуждаются в постоянных систематических занятиях по развитию речи под руководством специалиста - учителя-дефектолога (логопеда).На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их речи.Работа строится, индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребёнка. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у ребёнка появляется стремление к занятиям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовывать и в быту, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, когда взрослые имеют возможность называть различные действия, которые выполняет ребёнок, и предметы, которыми он при этом пользуется.Чтобы ребёнок приобрёл определённый запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей…), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребёнок отказывается повторять слово за взрослым, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребёнок сам начнёт повторять это слово. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрослыми.Когда ребёнок овладеет некоторым количеством слов(20-30), в том числе и словами, обозначающими действия, можно приучать его пользоваться связной речью.Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью (например, уложив куклу спать, он говорит: «Ляля спит» и т.п.), того же постепенно он начинает требовать от ребёнка. Сначала детям дают предложения из двух слов—существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребёнка увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь.Необходимо знать речевые возможности ребёнка на каждом конкретном этапе его развития. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.Нельзя перегружать ребёнка речевым материалом—это может привести к заиканию.Речевой материал следует подбирать с учётом его количества и доступности.Работа по развитию речи проводится в тесном контакте родителей с логопедом и психоневрологом, который лечит ребёнка, без такого контакта невозможен правильный подход к ребёнку.
http://defectus.ru/publ/roditeljam/logo ... a/20-1-0-7
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Оффлайн Лекса88

Re: Алалия
« Ответ #3 : 18 Декабря 2014, 07:47:37 »
Нам эпилептолог влепил Алалию. Спасибо, узнала хоть что это.
1 июня родился мой сыночек!)))) Всех деток с праздником!

Оффлайн cpdАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3857
  • Страна: il
  • Благодарностей: 89
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Алалия
« Ответ #4 : 18 Декабря 2014, 07:48:44 »
для родителей детей с моторной алалией (Н. В. НИЩЕВА "КАРТОТЕКИ методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР" Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007) Картотека обобщает опыт работы автора с детьми двух— четырех лет, страдающими моторной алалией. Задания могут быть использованы и в работе с двухлетними малышами, посещающими логопедические группы для детей раннего возраста. В соответствии с постановлением Правительства РФ №212 от 10.03.2000 г. в России ведется набор неговорящих детей раннего возраста (с двух лет) в логопедические группы. Норма наполняемости таких групп составляет шесть человек, и приоритетным в них считается проведение индивидуальных занятий с малышами. Данное пособие поможет и логопеду, и родителям правильно организовать и проводить такие занятия. Задания, содержащиеся в картотеке, обеспечивают этапность и постепенность работы с неговорящим ребенком, что предполагает определенную последовательность, а именно: преодоление речевого негативизма, вызывание желания говорить, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков на материале звукоподражаний, заучивание двусложных слов сначала из одинаковых слогов, потом из разных, формирование глагольного словаря, уточнение и расширение номинативного словаря, формирование простейшей фразы из отработанных слов. Начиная занятия с использованием заданий картотеки, помните о том, что ребенок должен говорить не по настоянию взрослого. Он должен захотеть говорить сам. Взрослому необходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать образцы правильной речи. Произносите слова четко, правильно. Ни в коем случае не повторяйте речевых ошибок крохи и не смейтесь над тем, как он говорит. Когда работа по заданиям картотеки будет закончена и малыш легко сможет повторять за вами или даже самостоятельно проговаривать слова и предложения, выучите с ним небольшие стихотворения, которые встречаются в заданиях, это способствует развитию памяти. Ничего страшного, если сначала ребенок будет только договаривать отдельные слова. После нескольких повторов он сможет рассказать стихотворение сам. 
1. Вызывание гласных звуков 
1.   Вытягиваем губы трубочкой, громко поем: —   У-у-у! Предлагаем ребенку спеть вместе: —   У-у-у! Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик. —   Как гудит паровоз? —   У-у-у! 
2.   Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть: —   А-а-а! Предлагаем спеть вместе: —   А-а-а! Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начинаем ее укачивать. —   Как укачивают куклу? —   А-а-а! 
3.   Округляем губы, громко поем: —   О-о-о! Предлагаем ребенку спеть вместе: —   О-о-о! Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб. —   Как плачет мальчик, у которого болит зуб? —   О-о-о! 
4.   Растягиваем губы в улыбку, громко поем: —   И-и-и! Предлагаем ребенку спеть вместе: —   И-и-и! Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку. —   Как кричит лошадка? —   И-и-и!
 2. Уточнение произношения гласных звуков 
1.   Рассматриваем с ребенком картинку; объясняем, что малыш поднимается по лесенке, а потом спускается по ней. Делаем упражнение «Лесенка»: поем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение и понижение тона): —   У-у-у! —   А-а-а! —   О-о-о! —   И-и-и! 
2.   Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков: —   У-а-о-и! —   А-о-и-у! —   О-и-у-а! —   И-у-а-о! 
3.   Закрепляем материал прошлого занятия: —   Как гудит паровоз? —   У-у-у! —   Как мама укачивает малыша? —   А-а-а! И т. п.
 3. Пение слияний гласных звуков 1.   Рассматриваем с ребенком картинку: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!» —   Как кричат дети? —   Ау! Ау! 
2.   Рассматриваем картинку: малыш плачет: «Уа! Уа!» —   Как плачет малыш? —   Уа! Уа!
 3. Рассматриваем картинку: ослик кричит: «Иа! Иа!» —   Как кричит ослик? -   Иа! Иа!
 4.   Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов блеет, мяукает и т.п.), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе. 
1.   Это корова. Корова мычит: «Му-му-му!» Как кричит корова? 
2.   Это коза. Коза кричит: «Ме-ме-ме!» Как кричит коза?
 3.   Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу!» Как кричит кошка? 
4.   Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!» Как пищит цыпленок? 
5.   Это овечка. Овечка кричит: «Бе-бе-бе!» Как кричит овечка? 
6.   Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав!» Как лает собака?
 5.   Уточнение произношения согласных звуковв звукоподражаниях 
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выразительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе: «Мяу! Мяу!» — Рыжий кот. Он у бабушки живет. «Гав! Гав! Гав!» — Лохматый пес. Хвост кольцом и черный нос. «И-го-го!» — Вот это конь! Хвост и грива как огонь. «Бе-бе-бе!» — Барашек черный. Он веселый и проворный. «Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто!» «Му! My! My! — кричит корова. — Забодаю Катю с Вовой!» 
6.   Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе: «Мяу! Мяу! — плачет киска. — Мяу! Мяу! — возле миски. — Быстро дайте молока Для котенка и щенка». «Гав! Гав! Гав!» — Щенок в корзинке. «Гав! Гав! Гав!» — Пятно на спинке. «Очень страшно одному. Где же мама? Не пойму!» 
7.   Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях 
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов кудахчет, гогочет, кукарекает), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе: 
1. Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!» Как кричит курочка?
 2.   Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!» Как кричит гусь? 
3.   Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку!» Как кукует кукушка? 
4.   Это лягушка. Лягушка квакает: «Ква! Ква! Ква!» Как квакает лягушка?
 5.   Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!» Как крякает утка? 
6.   Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок? 
8.   Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
 1.   Машина гудит: би-би-би! Как гудит машина? 
2.   Мальчик играет на барабане: бум! Бум! Бум! Как играет мальчик?
 3.   Папа стучит молотком: тук-тук-тук! Как папа стучит молотком? 
4.   Девочка звонит в колокольчик: динь! Динь! Динь! Как звенит колокольчик? 
5.   Мальчик играет на дудочке: ду! Ду! Ду! Как мальчик играет на дудочке? Предлагаем малышу покатать машинку и показать, как она гудит; поиграть на барабане и произнести звукоподражание и т. п.
 9.   Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
 1.   Малыш топает: топ-топ-топ! Как топает малыш? 
2.   Вода капает: кап-кап-кап! Как капает вода? 
3.Часы тикают: тик-так! Как тикают часы? 3.   Часы бьют: бом-бом-бом! Как бьют часы? 
4.   Охотник стреляет: пиф-паф! Как стреляет охотник? 
5.   Зайчик прыгает: прыг-прыг! Как прыгает зайчик? 
-10. Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе: 1.   Мальчик погоняет лошадку: «Но! Но! Но!» Как мальчик погоняет лошадку? 2.   Девочка наказывает куклу: «На! На! На!» Как девочка наказывает куклу? 3.   Дядя погоняет ослика: «Ну! Ну! Ну!» Как дядя погоняет ослика? 4.   Малыш не хочет есть: «Не! Не! Не!» Как капризничает малыш? 11. Вызывание междометий Рассматриваем с малышом картинки, называем их. Произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе. 1.   Мячик упал в воду: —   Ах! Ах! Ах! 2.   У девочки болит зуб: —   Ох! Ох! Ох! 3.   Дети качаются на качелях: —   Ух! Ух! Ух! 4.   Папа рубит дрова: —   Эх! Эх! Эх! 12. Заучивание слов из одинаковых слогов Рассматриваем с малышом и называем картинки, предлагаем малышу произнести слова вместе. папа   Нана мама   Тата ляля   баба дядя   би-би 13.   Уточнение произношения гласных и согласных звуков Рассматриваем с ребенком картинку, комментируем ее: —   Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: «Папа! Ау! Мама! Ау! Тетя! Ау! Дядя! Ау! Нана! Ау! Нина! Ау!» Помоги девочке, покричи вместе с ней. 14.   Уточнение произношения гласных и согласных звуков Показываем ребенку картинку, рассказываем: —   У Кати Ляля. Катя, дай Лялю! —   Тетя, на Лялю! Просим ребенка повторить. 15.   Уточнение произношения гласных и согласных звуков Показываем ребенку картинку, рассказываем: —   Это Вова. У Вовы би-би. Вова, дай би-би. —   Тетя, на би-би. Мама, на би-би. Папа, на би-би. Просим ребенка повторить. 16. Заучивание слов, обозначающих людей из ближайшего окружения ребенка Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребенку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать и назвать. Задавайте ребенку вопросы: —   Где мама? —   Где папа? —   Где баба? И т.д. Пусть ребенок показывает и называет членов семьи. Подберите фотографии для составления простых предложений: —   Мама идет. —   Папа сидит. --- Катя ест суп. 17. Заучивание слов — названий игрушек. Работа над простым предложением Покажите малышу картинки с изображениями игрушек и назовите их. Попросите ребенка: «Покажи зайку, мишку, куклу» и т. п. Пусть ребенок проговаривает слова вместе с вами, потом самостоятельно. Работаем над простыми предложениями: —   Папа, дай кису. —   Мама, на кубик. —   Вова, кати мяч. 18.   Уточнение произношения звуков [М], [М'] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. мама   мыть   Моя мама, муха   мыло   Мой мяч. моя   мою   Мою мяч. мой   мяч   Мама, муха! 19.   Уточнение произношения звуков [П], [ГГ] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. папа петь   пили   Папа, пили. Петя пить   пей   Петя, пей. пух   пилить   пой   Папа, пой. 20.   Уточнение произношения звуков [Б], [Б'] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. баба   бить   Боба, бей! Боба   бей Бобик   бак Вот баба. Баба у дома. Бобик на бабу: «Ав! Ав!» Бобик, это баба! 21.   Уточнение произношения звуков [Ф], [Ф'] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. Фома кофе   Вот туфли.   У мамы туфли. Федя кофта   Вот кофта. У Фени кофта. Фима туфли   Папа, пей кофе. 22.   Уточнение произношения звуков [В], [В'] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения, вата Вова   Вот вата.   У Вити вода, вода Витя   Вот вода. Вова, пей воду. Ваня ванна   У Вовы вата. Мама моет Вову. 23.   Уточнение произношения звуков [Т], [Т] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. Таня   тетя   Вот Тома.   У тети Таня и Тома. Тома   кот   У Тимы кот. Тут Тима и Таня. Тима 24.   Уточнение произношения звуков [Д], [Д'] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. дом   Даня   вода   Это дом. дым   Дуня куда   Это дым. дыня   Дина дай   У дома дуб. дуб   дядя   дать   У Димы дыня. ДУДКА У Димы дудка. Дима: —   Ду! Ду! Ду! ДЫНЯ У Дины дыня. —   Дина, дай дыню! —   На, Дуня, дыню! 25.   Уточнение произношения звуков [Н], [Н'] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. Нана   Ната   Тут Ната. Нина   нота   Вот Нина. Нона   кино   Там Инна. Анна   нога   Болит нога. Инна   ноги 26.   Уточнение произношения звуков [К], [К'] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. Катя кот кати   У Кати киса. Вот кит. киса кит мак   Катя, кати! МАК У Кати мак. —   На, мама, мак. —   Дай, Катя, мак. 27.   Уточнение произношения звуков [Г], [Г'] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. Гена   ноги   гони гусь   беги   гуди гуси   губы   где ГУСИ —   Гена, где гуси? —   Вот гуси. Гуси: «Га-га-га!» —   Гена, беги! 28.   Уточнение произношения звуков [X], [X'] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения. хата   пух   У нас хата.   Вот муха, халат   мех   Хата мала.   У зайки пух. уха   муха   У мамы халат.   Ухо болит, ухо   тихо   У кисы мех.   Вова ест уху. 29. Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить звукоподражания. Я люблю свои игрушки — Киску, зайку и лягушку, Заводного петушка И пушистого щенка. —   Мяу-мяу! — киска плачет. —   Ква-ква-ква! — лягушка скачет. —   Гав-гав-гав! — кричит щенок. —   Ку-ка-ре-ку! — петушок. Я люблю свои игрушки И подолгу в них играю. Киску, зайку и лягушку На машине я катаю. —   Мяу-мяу! — киска плачет. —   Ква-ква-ква! — лягушка скачет. —   Гав-гав-гав! — кричит щенок. —   Ку-ка-ре-ку! — петушок. 30. Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги. ДОМ Строим дом — ом, ом, Впятером — ом, ом. Вот окошко, крыша вот. От-от-от, от-от-от. Кубик красный, кубик синий Подвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий. Дом растет — от, от, Видит кот — от, от. Крыша вот, а вот труба. Ба-ба-ба, ба-ба-ба. Кубик красный, кубик синий Подвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий. 
31. Уточнение произношения согласных звуков Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги. ДОЖДЬ Сильный дождь идет в саду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! В лужи он налил воды. Ды-ды-ды! Ды-ды-ды! Стала мокрою листва. Ва-ва-ва! Ва-ва-ва! Дождь кончается в саду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! Скоро я гулять пойду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! Я по лужам побегу. Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! Я на солнышко взгляну. Ну-ну-ну! Ну-ну-ну! Ах! Какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Распускаются цветы. Ты-ты-ты! Ты-ты-ты! 32. Уточнение произношения звука [Ы] Рассматриваем с ребенком картинки, называем их, предлагаем малышу назвать картинки. бык дыня   Вот дым.   У мамы сын. дым мышь   У Вовы дыня, сын мыть   Надо мыть ноги.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Оффлайн cpdАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3857
  • Страна: il
  • Благодарностей: 89
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Алалия
« Ответ #5 : 18 Декабря 2014, 09:58:43 »
Пэм Уильямс – главный терапевт по речи и языку, Центр слуха и речи Нуффилда, Королевский национальный госпиталь горла, носа и уха, Лондон. Дети с вербальной диспраксией испытывают трудности в создании и координации точных движений, необходимых для четкого речепроизводства, и пока нет свидетельства о поражении нервов или мышц. Они испытывают трудности в произнесении отдельных звуков речи и в установлении последовательности звуков в словах. В результате их речь часто непонятна даже членам семьи. Нарушение речи является преобладающим показателем, но дети с вербальной диспраксией могут также иметь оро-моторную диспраксию, влияющую на их способность делать и координировать движения гортани, губ, языка и нёба, и/или общую диспраксию, влияющую на крупную и мелкую моторику. В Великобритании предпочтительным является термин вербальная диспраксия развития, тем не менее, иногда упоминается как артикуляционная диспраксия, а в США обычно используется термин апраксия речи. Специалисты по речи и языку обычно диагностируют вербальную диспраксию, ссылаясь на контрольный список характерных признаков и выявляя группу симптомов. Характерные черты включают в себя: Характеристики речи:· Ограниченный набор согласных и гласных звуков в речи· Чрезмерное использование одного звука (любимая артикуляция)· Искажение гласных· Непоследовательное производство· Нарушение в установлении последовательности в словах, особенно по мере увеличения длины фраз· Ошибки в опускании и замене - могут случаться идиосинкратические замены· Гортанные вставки и замены· Голосовые трудности, влияющие на громкость, долготу, высоту, качество· Трудности с резонансом, влияющие на общий тон речи· Просодические трудности, влияющие на темп, ритм, ударение, интонацию· Непонятность речиСопутствующие характеристики:· Семейная история речи, языка или трудностей с грамотностью· Задержка языкового развития – экспрессивная сторона речи обычно более затронута, чем рецептивная· Задержка развития ранних речевых навыков, например, лепетания· Трудности с кормлением· Оральная диспраксия, влияющая на движения гортани, губ, языка и нёба· Общая диспраксия развития, влияющая на крупную и мелкую моторику· Трудности с грамотность, влияющие на чтение, правописание и письмо· Медленный прогресс в терапии· Трудности с грамотностью при сопутствующих характеристикахВербальная диспраксия описывается как развертывающееся и изменяющееся состояние. Набор испытываемых проблем «разворачивается» по мере прогресса ребенка и по мере увеличения требований, возложенных на него. В результате, представление ребенка с вербальной диспраксией различается в зависимости от возраста и стадии развития. К сожалению, это усложняет постановку диагноза.http://www.dyspraxiafoundation.org.uk/d ... praxia.pdfПеревод Анжигановой Анастасии   http://www.si-speech.ru/3/post/2012/12/195.html
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Оффлайн cpdАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3857
  • Страна: il
  • Благодарностей: 89
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Алалия
« Ответ #6 : 18 Декабря 2014, 10:00:52 »
Помощь детям с вербальной диспраксией (несколько базовых правил)Пусть занятия будут веселыми – мышцы будут более расслабленными. Награждайте ребенка за усилия, даже когда он не достигает поставленной вами цели. Сделайте задание максимально простым для ребенка (например, трубочка подходящего размера), чтобы у него получилось справиться с ним.Следите за усталостью, мышцы устают очень быстро, поэтому остановитесь, как только у ребенка перестает получаться, или он говорит, что не хочет продолжать. Приобщайте братьев, сестер, друзе й к занятиям, чтобы было весело и чтобы это было что-то, что делают все – но следите за тем, чтобы ребенок не был одиноким в том, что только у него не получается. Прогресс в контроле над мышцами обычно очень медленный, поэтому не будьте нетерпеливы и поощряйте ребенка к продолжению занятий. Эти задания предлагаются, чтобы помочь вам, пока вы не сможете увидеться с логопедом, когда уже будет создана программа, отвечающая нуждам именно вашего ребенка. Если у ребенка что-то не получается, не настаивайте – это только усилит негативный настрой и сделает лечение у логопеда более трудным. Лучше пропустить этот набор упражнений и перейти к тому, с чем ребенок справляется.Детям с речевыми трудностями необходимо как можно скорее обратиться к логопеду. Логопед сможет оценить вашего ребенка, выявить имеющиеся трудности и посоветовать лечение. Также логопед сможет сказать вам, подходит ли диагноз – вербальная диспраксия – для описания речевых трудностей у вашего ребенка. Диагностирование вербальной диспраксии очень трудно и часто становится яснее со временем. Врач также может предпочесть описать трудности вашего ребенка следующим образом: «У Тома серьезное речевое нарушение, характеризующееся типичными диспраксическими особенностями», чем повесить ярлык: «У тома вербальная диспраксия». Обычно считается, что детям с вербальной диспраксией не становится лучше без помощи. Им как правило необходима регулярная, прямая терапия логопеда, поддерживаемая частыми практическими занятиями дома или в школе. Логопеды используют различные подходы к лечению детей с вербальной диспраксией. Один из популярных подходов – это Программа Диспраксия Нуффилда (1985; 1992; 2004). Это один из немногих опубликованных подходов к лечению именно вербальной диспраксии, и он широко используется в Великобритании и других странах. Он предлагает систематический подход к оценке и лечению вербальной диспраксии и особенно подходит для детей в возрасте 3-7 лет.На ранних стадиях этой программы, рекомендуются базовые оро-моторные упражнения, чтобы помочь ребенку развивать точные и быстрые движения всех органов речевого аппарата в подготовке для координирования этих движений в производстве речи. Если вы ожидаете встречи с логопедом или хотите начать делать что-то полезное для своего ребенка, эти оро-моторные упражнения, написанные Вероникой Коннери, будут являться хорошей отправной точкой:1. Губы важны для контроля за пусканием слюны, глотанием и дутьем так же как и для производства звуков речи. Во время речи, такие звуки как «ш» и «у» требуют, чтобы губы двигались вперед, другие звуки как «и» и «м» требуют растяжения губ. Цель упражнения: улучшить положения и движения губ, чтобы облегчить произношение звуков.Смотреть в зеркалоДелать смешные рожицыОткрыть и закрыть ротСделать большой рот как у льваСделать маленький ротик как у мышки и т.д.Это позволит ребенку лучше узнать свой рот и то, как он двигается.Дуть и сосать – через разные дудочки, трубочки, соломинки и т.д. – помогает губам делать округленную форму. Поощряйте ребенка держать их просто при помощи губ, без участия зубов. 2. Язык важен для жевания, лизания и глотания, а также он играет важную роль в речепроизводстве. Во время речи отдельные части языка (кончик, бока, спинка и т.д.) должны быстро двигаться вперед, назад, вверх, вниз, из стороны в сторону для производства различных звуков. Цель упражнения: улучшить положение и движения языка, чтобы хорошо его контролировать и правильно ставить для звуков речи.Поощряйте ребенка к высовыванию языка – это помогает развить хороший кончик языка, который необходим для звуков речи. Делайте это, когда:Смотрите в зеркалоОблизываете ложку при приготовлении едыЛижете леденцыПостарайтесь поощрять игры с лизанием, которые помогают лизать вниз к подбородку:Лижите боком (в сторону)Лижите вверх, особенно вверх сзади зубов.Иногда помогает сделать акцент на то, куда вы хотите, чтобы пошел язык ребенка, если вы положите палец ребенка туда и попросите его полизать это. ПРИМЕЧАНИЕ: Движения языком могут быть очень трудны и вам покажутся эти предложениями не работающими. Если так происходит, оставьте эти упражнения и сконцентрируйтесь на более простых областях, подождав советов логопеда. 3. Мягкое небо тяжело увидеть, это мягкое продолжение твердого неба (крыши рта) выполняет очень важную функцию. Оно отвечает за закрытие носовых проходов и таким образом мешает воздуху из легких пройти по носовым проходам или еде, которая попала в нос вместо проглатывания. Мягкое небо принимает это положение при выполнении упражнений на дутье, сосание и глотание и должно делать так при произнесении всех звуков речи, кроме «м» и «м». Если мягкое небо не работает должным образом, то речь будет иметь назальный характер. Цель упражнения: способствовать легким и быстрым движениям мягкого неба для закрытия носовых проходов, когда это необходимо в речи. Упражнения на дутье способствуют энергичным движениям мягкого неба и помогут развить мышечную силу. Если вашему ребенку очень трудно выполнять эти упражнения и воздух выходит через нос, вы можете помочь, аккуратно поместив свои большой и указательный пальцы под его ноздри – это поможет закрыть поток воздуха и даст ребенку чувство воздуха проходящего через рот, и это более приятно для ребенка, чем когда вы зажимаете его ноздри. Надувать пузыри – если трудно через палочку, используйте разнообразные мыльные пузыри из магазинов.Можно дуть на краску через соломинки – это весело, но может привести к небольшому беспорядку!Дуть в дудочки, флейты, губные гармоники и т.д. – это доставляет удовольствие и приносит пользу.Игры на дутье часто нравятся детям и будут побуждать повторять их снова и снова - разнообразие таких игр можно найти в магазинах, например, футбол, в котором нужно дуть на мячик (вы можете импровизировать с соломинками и шариком из ваты, бумажки или шариком для настольного тенниса). Если ваш ребенок старается лишком сильно укусить обычную соломинку или не может сомкнуть свои губы кругом, попробуйте пластиковые трубки, которые используют при производстве вина. 4. Гортань отвечает за производство звуков во время речи. Звук производится воздухом, проходящим через голосовые связки, что производит вибрацию. Если эти движения слабы или плохо координируются, голос может быть слишком тихим или громким, тон может быть слишком высоким или низким, и голос может быть сиплым или слабо звучать. Цель упражнения: улучшить силу и качество голосового тона. Когда побуждаете своего ребенка к использованию более хорошего голоса, важно убедиться, что вы не создаете голосовое напряжение – если вы просто попросите ребенка сделать более громкий звук, это может привести к тому, что он будет кричать и его голос станет еще более сиплым. Поощряйте пение – использование голоса ребенка с музыкой любым возможным способом. Хороший способ замотивировать ребенка – поощрять танцы, хлопки под музыку наряду с пением мелодии – в начале не переживайте сильно за слова, используйте «лала» или «ааа» или любой другой звук, с которым справляется ребенок. Играйте в игры, используя различные голоса – малыша, мужчины, маленькой девочки, мышки, мишки, других животных и т.д. – это помогает научиться контролировать тон. 5. Контроль дыхания – это основа всего речепроизводства. Речь производится на выдохе и на ее производство может неблагоприятно повлиять слабое поверхностное дыхание, неспособность контролировать выдох достаточное количество времени для произнесения фразы или предложения, или слабая координация дыхания и речевых моделей. Цель упражнения: способствовать хорошему легкому дыханию для речи. a) Поощряйте ребенка к произнесению звуков (например, «а» или «и» или «о»), сначала в течение короткого промежутка времени, а затем постепенно увеличивая длину дыхания и звука. Некоторые наглядные ключи помогут ему – катайте игрушечную машинку, или животное или проводите пальцем по линии и т.д.b) Используя трубку и мячик (можно найти в магазинах игрушек), попытайтесь удержать мячик в воздухе в течение увеличивающегося промежутка времени. Эти предложения могут подсказать вам идеи относительно того, как помочь своему ребенку осознать структуры и движения, необходимые для речепроизводства, и помочь ему обрести некоторый контроль над ними.. http://www.dyspraxiafoundation.org.uk/d ... praxia.pdfПеревод Анжигановой Анастасии. http://www.si-speech.ru/3/post/2012/12/199.html
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Оффлайн cpdАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3857
  • Страна: il
  • Благодарностей: 89
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Алалия
« Ответ #7 : 18 Декабря 2014, 10:03:49 »
http://pedlib.ru/Books/3/0245/3_0245-3.shtml     сенсорная алалия
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Оффлайн cpdАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3857
  • Страна: il
  • Благодарностей: 89
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Алалия
« Ответ #8 : 18 Декабря 2014, 10:05:36 »
Сенсорная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие импрессивной речи центрального генеза, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь. Сенсорная алалия считается менее изученным состоянием, чем моторная алалия. По-видимому, это связано с тем, что в чистом виде она встречается значительно реже, ее своевременное распознавание и дифференциальный диагноз могут быть достаточно трудны. В частности, всегда необходимо проводить дифференциальный диагноз сенсорной алалии со снижением слуха, которое может препятствовать нормальному речевому развитию, а также с аутизмом. Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной. В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не различает звуки речи и шумы неречевого характера. Он безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям. В других случаях он понимает отдельные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания (как это бывает, например, у здоровых людей при недостаточном знании иностранного языка). В обращении к нему ребенок улавливает не все слова и их оттенки, следствием чего становится неправильная реакция. Фонематическое восприятие развивается медленно, долго остается несформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Часто они понимают содержание высказываний только в определенном контексте и затрудняются в восприятии смысла при изменении форм и порядка слов, использовании грамматических конструкций. Нередко дети не воспринимают на слух изменений в том или ином задании, не отличают ошибочно сказанное от правильного варианта. Иногда они просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что проговаривается несколько раз. Некоторые дети понимают только то, что могут проговорить сами. Такое проговаривание способствует улучшению понимания. Часто дети смотрят в лицо говорящему. В этом случае понимание речи улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора — происходит «чтение с лица». Иногда ребенок понимает только определенного человека — мать, педагога — и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, услышанные ими, хотя это повторение является нестойким. Подражание звукам речи при сенсорной алалии непостоянно, во многом зависит от ситуации. Дети не в состоянии образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется соответствия между слышимыми и произносимыми ими словами. Понимание значений слов, которые ребенок произносит, неустойчиво. Его активный словарь превышает пассивный. При произношении слов ребенок не уверен в правильности собственной речи, ищет адекватные речевые движения, например: слон — «сон», «вылон», «сылон», «салон». Ошибки в речи являются качественно иными, чем при моторной алалии. С одной стороны, диффузное недифференцированное восприятие звуков приводит к их неправильному проговариванию, а с другой — ошибки ведут к многочисленным поискам нужных кинестезий. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов — своеобразная логорея, отмечаются персеверации с повторениями услышанного или произнесенного слова, словосочетания (эхолалии), при этом слова не осмысливаются и не запоминаются. В словах отмечаются многочисленные ошибки в ударениях, звуковые замены, искажения, причем при каждом новом повторении характер искажений и замен обычно меняется. Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно. Высказывания ребенка неточны и их бывает трудно понять. К собственной речи он не критичен. Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих. Из-за неустойчивости понимания значений слов дети, получив словесные инструкции, действуют неуверенно, ищут помощи, имеют ограниченные возможности при организации ролевой игры, не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают. При менее тяжелых формах сенсорной алалии, когда у детей сформирована собственная речь, они говорят легко, без напряжения, не задумываются о подборе слов, точности высказывания, построении фразы, не замечают допущенных ошибок. Дети не контролируют собственную речь, употребляют слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Речь носит фрагментарный характер. Поскольку высказывания ребенка неточны по содержанию и ошибочны по форме, окружающим часто бывает трудно понять, о чем он говорит. В произносимых словах много звуковых замен, пропусков, персевераций, соединений частей слов между собой (контаминаций). В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне нарушенного понимания речи окружающих и недостаточного контроля над собственной речью. Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко, гораздо чаще сенсорная недостаточность сопутствует моторной алалии. В этих случаях говорят о моторной алалии с сенсорным компонентом или сенсомоторной алалии. Существование смешанных форм алалии свидетельствует о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов. Тщательное обследование ребенка с алалией позволяет уточнить характер нарушений, установить ведущую неполноценность в структуре речевых расстройств и определить оптимальные подходы к их коррекции. 
Нарушения развития речи у детей и их коррекцияН. Н. Заваденко
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Оффлайн МамаРиты

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2073
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 7
  • Пол: Женский
  • Настя и Маргаритка
    • Награды
Re: Алалия
« Ответ #9 : 18 Декабря 2014, 10:12:58 »
cpd, Лена, спасибо, будем изучать)

Оффлайн кисярыба

Re: Алалия
« Ответ #10 : 18 Декабря 2014, 10:27:12 »
ЛЕН, спасибо,очень понравилось. !
Катюша, дочка, всё в жизни не просто...
"За что? почему" - безответны вопросы...
Наверное надо всё это пройти,
Чтоб ЖИЗНЬ ПОЛЮБИТЬ - и ДАЛЬШЕ ИДТИ !!!


Оффлайн cpdАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3857
  • Страна: il
  • Благодарностей: 89
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Алалия
« Ответ #11 : 18 Декабря 2014, 16:13:56 »
моторная алалия:
https://www.youtube.com/watch?v=4_s3muyvf2Q
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Оффлайн Krylatiy Shans

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 758
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 13
  • Пол: Женский
  • Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!!!!
    • Награды
Re: Алалия
« Ответ #12 : 18 Декабря 2014, 17:08:00 »
Лена, я зачиталась))))) Спасибо огромное !!!!! hgr
Существует три грандиозных закона счастья в жизни — 1) надо что-то делать, 2) надо кого-то любить, 3) надо на что-то надеяться. Джозеф Эддисон

Оффлайн Людмила Высокина

Re: Алалия
« Ответ #13 : 18 Декабря 2014, 18:09:27 »
Отмечусь. Все равно пока неу спеваю всю информацию изучать. Я еще в процессе просмотра вебинаров))).

Оффлайн cpdАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3857
  • Страна: il
  • Благодарностей: 89
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Алалия
« Ответ #14 : 18 Декабря 2014, 18:18:19 »
Кстати,о вебинарах....Как помочь ребенку произносить звуки?:
https://www.youtube.com/watch?v=iaXlbL4FqtI
Игра и речь:
https://www.youtube.com/watch?v=Z2y5iWT0jtI
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ