Автор Тема: Упражнения для тренировки вставания на колени  (Прочитано 6907 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн DarynkaАвтор темы

При церебральных параличах вставание на колени является важным этапом подготовки к самостоятельному стоянию и ходьбе. В позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туловища, поскольку благодаря большей площади опоры менее выражена реакция страха падения. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную функцию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы.

114. Ребенку пассивно придают позу стоя на коленях. Для стабилизации этого положения методист отводит руки больного назад в наружной ротации. Это способствует хорошему контролю головы и разгибанию верхней части позвоночного столба (рис.199).



115. При достаточном контроле головы    ребенок    самостоятельно удерживается за перекладину, методист фиксирует его ноги. Ребенок может   стоять   и   без   поддержки.

116. Положение сидя на пятках. При выраженном сгибательном тонусе и плохом контроле головы методист стоит сзади  ребенка, поддерживает одной рукой голову под подбородком, препятствуя ее сгибанию, а другую руку заводит в подмышечную ямку и тянет туловище    вверх,    распрямляя     его (рис.201).



117. Положение сидя на пятках. Методист   стоит   перед   ребенком, положив его руки себе на плечи. Своими руками он удерживает ребенка в области таза и стимулирует вставание на колени. Разгибание тазобедренных суставов облегчается, если руки ребенка находятся в полусогнутом состоянии. Следят за полным разгибанием позвоночного столба, так как кифоз препятствует разгибанию бедер (рис.202).



118. Положение сидя на пятках. Методист ротирует туловище, одновременно отводя руку кзади. В результате туловище выпрямляется и ребенок встает на колени (рис.203).



119. Положение стоя на коленях. Сгибание, разгибание, повороты туловища ребенок по мере возможности должен выполнять самостоятельно.   Упражнение   применяется для закрепления функции стояния на коленях и тренировки реакций равновесия. При гемипарезах методист помогает перенести центр тяжести на пораженную ногу, оказывая давление по оси бедра, паретичную руку держит разогнутой.

120. Положение стоя на коленях. Различные движения рук, манипуляции с подвешенными предметами, игры способствуют разгибанию позвоночного столба и тренировке реакций равновесия.

121. Положение стоя на коленях. Диагональные движения рук вместе с поворотами туловища подавляют   симметричную   тоническую активность мышц конечностей и туловища, что является важной предпосылкой для формирования реципрокных взаимоотношений мышц. Методист может контролировать эти движения, придерживая ребенка в области грудной клетки или таза (рис.204).



122. Положение стоя на коленях. Методист легко толкает ребенка в области плеч, груди, спины, таза, предохраняя его от падения с помощью обратных толчков. Если ребенок склонен сесть, обратный толчок наносят в области ягодиц. Если ребенок отклоняет туловище резко кзади, обратный толчок наносят в области спины. Толчки стимулируют   сохранение   нормальной   позы головы,    туловища,    конечностей (рис.205).



123. Положение стоя на коленях. Ребенка передвигают из стороны в сторону, поддерживая под мышки. Ожидают, что он перенесет массу тела на одну ногу, а другую оторвет  от опоры,  разведет  руки  в наружной ротации. Ребенок не должен класть кисть на опору. Упражнение способствует выработке реакций  равновесия  и правильному переносу центра тяжести (рис.206).



124. Ребенок стоит на одном колене,  другая   нога   опирается   на стопу. Методист фиксирует колено этой  ноги,  а другой  рукой осторожно качает ребенка вперед, назад, в стороны. Ожидают, что ребенок сохранит выпрямленную позу, стоя на одном колене. Ребенок не должен касаться опоры. Упражнение стимулирует реакции равновесия.  При  асимметрии  мышечного тонуса следует научить ребенка переносить массу тела на более пораженную ногу (рис.207).



125. Ребенок стоит на одном колене, методист поднимает другую ногу, разгибает колено, распрямляет стопу, затем сгибает колено и возвращает стопу в исходное положение на опору. Упражнение стимулирует равновесие и способствует формированию шага (рис.208).



Реакции равновесия в положении стоя на коленях можно также тренировать на батуте, на качающейся плоскости. После того как ребенок научился сохранять равновесие, его обучают ходьбе на коленях посредством скользящего шага. Это способствует правильному переносу центра тяжести с одного колена на другое и формированию реципрокных движений, необходимых для будущей ходьбы. Компенсаторный гиперлордоз позвоночного столба и сгибание бедер, возникающие при ходьбе, можно преодолеть посредством толчкообразных движений, наносимых одновременно в области груди и таза.
Конечная цель описанных упражнений — научить больного ходить на коленях, вначале с поддержкой за руки, а затем самостоятельно. Детей с гиперкинезами следует обучать ходьбе на коленях с заведенными за голову руками. Это способствует подавлению непроизвольных движений.
« Последнее редактирование: 30 Марта 2011, 14:30:11 от Ксюша »