Развитие функции рук тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия. Руки принимают участие в поддержании позы на животе, ротации туловища со спины на живот и наоборот, в способности садиться, вставать, т. с. в изменении позы. Особенно большое значение имеют руки для формирования реакций равновесия, предохраняя ребенка от падения в любых положениях (так называемые защитные реакции). Манипулятивная функция кисти является высшей формой предметной деятельности, которая в наибольшей степени развита у человека. Способность к захвату предметов и действию с ними оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие высшей нервной деятельности. Движения рук тесно связаны с речью и являются одним из факторов ее формирования. Ранняя стадия общения — язык жестов — свойственен доречевому периоду развития как в фило-, так и в онтогенезе. Жестовая речь, а также манипулятивная деятельность с предметами способствуют развитию высших форм интеграции, например таких, как обобщающая функция слова. Таким образом, тренировка функции кисти улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых навыков. В свою очередь, формирование движений в кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений и др.
Развивая функцию кисти, особое внимание следует уделить тренировке схватывания и отпускания предмета, движений пронации-супинации, отведения-приведения предплечья и кисти, стимуляции изолированных движений пальцев.
Прежде чем приступить к упражнениям, направленным на совершенствование движений кисти, необходимо проследить за тем, чтобы голова, туловище и конечности находились в правильном физиологическом положении, которое облегчает выведение рук вперед, соединение их вместе, раскрытие кисти и таким образом манипуляцию с предметами. В свою очередь, коррекция двигательных образцов рук улучшает позу ребенка в целом.
Функции выдвижения руки к предмету и схватывания следует стимулировать параллельно воспитанию основных движений в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах. Все движения тренируются сначала пассивно, а затем активно во время бодрствования ребенка — при одевании, приеме пищи, купании, игре; у более старших детей — по словесной инструкции.
Функцию схватывания начинают тренировать с периода новорожденности. Ребенку первых месяцев жизни еще до исчезновения рефлекторного схватывания вкладывают в руку игрушку. Располагают свое лицо близко к ребенку и поощряют его тянуться к лицу или к висящим на груди взрослого ярким предметам, ощупывать их сначала пассивно с помощью рук взрослого, а затем активно
по заданию. Приближение рук к средней линии облегчается в положении на спине в гамаке, на боку, в слегка согнутом положении сидения или при опоре телом о край стола в положении сидя. Вкладывают в руки ребенка предметы, помогают их поднести ко рту, съедобные вещи — понюхать, пожевать, проглотить. Тренируют схватывание одежды во время одевания, ложки во время еды, ощупывание губки во время мытья и т. п. Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, фактуре. Это способствует узнаванию их на ощупь. В разных положениях (лежа на животе, на спине, сидя, стоя на четвереньках, на коленях, на ногах) тренируют доставание и схватывание предметов, расположенных на различном расстоянии спереди, по сторонам от ребенка и на разной высоте. Ребенка учат схватывать предмет сначала в положении пронации, затем в срединном и, наконец, в положении супинации; при гиперкинезах последовательность может быть обратной.
Нужно постоянно следить за тем, чтобы ребенок схватывал предмет не ульнарной стороной, то есть мизинцем и безымянным пальцем, а радиальной — с участием большого, указательного и среднего пальцев. Полезны различные упражнения, при которых кисть двигается в сторону большого пальца, например поднесение ложки с едой ко рту или касание рукой противоположного уха. Когда ребенок схватывает предмет, методист может придерживать его кисть с локтевой стороны большим и указательным пальцами, стимулируя хватание лучевой стороной.
У детей с гиперкинезами возможна так называемая реакция избегания: при попытке схватить предмет возникает непроизвольное движение отдергивания руки. В этих случаях сначала тренируют доставание и схватывание предметов, находящихся рядом, а затем их постепенно удаляют; при этом следят, чтобы ребенок совершал движение хватания как можно более плавно. Можно также использовать обручи небольшого диаметра, через которые ребенок захватывает предмет. Эти обручи ограничивают размах непроизвольных движений.
При церебральных параличах затруднен не только захват предмета, но и его высвобождение. Разжимание кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца, поворотом руки ладонью вверх, отведением руки в наружной ротации достаточно далеко от тела, подниманием руки вверх в наружной ротации. Можно стимулировать разжимание ладони, проводя рукой по песку, шероховатой поверхности. Разжиманию кисти способствует ее гиперфлексия. Ребенка можно обучить производить это действие посредством давления другой рукой или подбородком на тыльную поверхность сжатой кисти, или методист делает это сам. Можно также прибегнуть к упражнению на соединение ладони больного с ладонью методиста. Противодействие сгибанию кисти осуществляют с помощью различных игр, например, ребенок кладет раскрытую кисть на мяч и катит его на себя или надевает на пальцы куклу, стараясь удержать се вертикально.
После того как ребенок научится захватывать и выпускать предмет, его обучают перекладыванию предмета из одной руки в другую. Содружественное движение сжатия кисти при хватании другой задерживает формирование перекладывания предмета из руки в руку, ощупывания его двумя руками, развитие опорной функции одной руки при одновременных движениях другой. С целью подавления синкинезий при хватании другую руку следует фиксировать с раскрытой ладонью. Необходимо также тренировать одновременные разнообразные движения рук, например в одной руке ребенок удерживает игрушку, другой производит различные движения.
Уменьшению пронации кисти способствуют упражнения на ее супинацию с использованием вспомогательных приспособлений — движения поворота ключа, выключателя, игра «покажи ладони» и т. п. Супинация предплечья и кисти облегчает раскрывание ладони и отведение большого пальца. Это движение необходимо как для захвата предмета, так и для его отпускания. Супинацию предплечья облегчает наружная ротация плеча.
Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке; вращение диска телефона; попадание в мелкие отверстия; нанесение отпечатков пальца на бумагу, стекло; игра с маленькими куклами, одевающимися на палец, и т. п. Если ребенок не может изолированно двигать указательным пальцем, разработке его движений способствует удержание остальных пальцев в согнутом состоянии. Для тренировки противопоставления и приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами; раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки; рукопожатие.
Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов различной величины, сначала крупных, затем мелких; рисование карандашом, куском мела; держание чашки за ручку. Для тренировки завинчивающих движений пальцами используют крупные и мелкие завинчивающиеся игрушки и предметы. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком и т. п.
Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметно-манипуляционную деятельность, особенно в навыки самообслуживания и письма. Приспособления для тренировки функции кисти представлены на рис.246.