Автор Тема: Жан Ванье. "Бог на скамье подсудимых"  (Прочитано 3029 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн СенычкаАвтор темы

Жан Ванье.

Бог на скамье подсудимых


В Евангелии от Иоанна (9,1-41) ученики Иисуса встречаются с человеком, который родился слепым. Их непосредственный вопрос - кто виноват?

"Кто согрешил, он или родители его?"
Этот вопрос не новый. Он особенно мучит родителей ребёнка с ограниченными возможностями, а также каждого человека,  который испытывает страдание или бедствие. Почему мой муж умер от рака? Почему у нас нет детей? Всегда возникает это почему. Несколько лет назад в Гватемале было землетрясение, которое произвело опустошения в бедном квартале. В квартале богатых людей не было разрушений. Один церковный руководитель заявил, что это землетрясение было наказанием от Бога для людей, которые не жили согласно Его заповедям.  Как будто богатые люди жили по Божиим заповедям, а бедные нет! В Библии можно найти цитаты, которые, как кажется, подтверждают эту точку зрения: праведный человек - благословен, у него прекрасная многодетная семья, и стада без конца. Богатство и успех становятся знаком добродетели, благословения.

Крест Иисуса в Евангелии представляет совсем иное видение. Распятый, отвергнутый, меньший, бедный - друг Богу. Но это безумие, скандал для всех нас.

Тем не менее, вопрос учеников Иоанна при виде слепорождённого человека остаётся. Для многих представление о том, что рождение ребёнка с ограниченными возможностями вызвано тяжёлыми ошибками предков, существовало всегда. Если это не так, откуда эта инвалидность? Ошибка природы? Наказание Бога?

На этот вопрос учеников Иисус даёт следующий ответ: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин. 9, 3) . Какие дела Божии? Для некоторых это - чудо, которое Иисус совершит, исцеляя его. Для других Божие дело - это любовь. Каждый человек создан для любви и для проявления любви. Ребёнок с ограниченными возможностями также дан для проявления любви. И так как он другой, требуется особая любовь, данная Богом, чтобы принимать его, ибо первая реакция родителей перед ребёнком с ограниченными возможностями - всегда  разочаровaние.

Да, конечно, этот ребёнок - разочарование для своих родителей. Они так хотели красивого ребёнка, которым в его развитии они смогли бы любоваться, ребёнка, который их радовал бы своим взглядом, своей любовью, своей улыбкой... но вот: он не отвечает, или плохо, стимулированиям взаимоотношений. Разочарование, потому что они подозревают, что этот ребёнок принесёт с собой потрясения в их жизни...начиная с врачебных осмотров, поиска специальных школ, растерянности перед жестами ребёнка, его криками, его страданиями...и жалости или неприятия соседей, родственников, или даже иногда противоречивых позиций со стороны врачей. Жизнь становится утомительной.

Но для этих родителей существует нечто более глубокое. Этот ребёнок - их ребёнок, которого они хотели,  «сфабрикованный» в утробе матери. Они же дали, передали ребёнку жизнь, свои гены. Плохой плод? Плохое дерево? Разочаровaние оборачивается чувством виновности. Недостаток взаимоотношения со своим ребёнком, неудачи в  его воспитании обижают родителей. Растёт взаимный  гнев супругов: «Это твоя вина, ты слишком мало заботишься о ребёнке, ты оставляешь меня совсем одним/одной» - или ропот против Бога: почему, почему мы? В их сердцах появляется, возможно,  чувство глубокой психологической виновности, а также ощущение того, что они не в силах встретить эти трудности.

Как верить тому, что этот ребёнок - драгоценная особа, Божий дар, для того чтобы проявить Божие дела? Особенно, если настоятель или прихожане не принимают хорошо семью: «Ваш ребёнок слишком кричит во время Литургии» .

Я лично остерегаюсь, когда слышу семьи, говорящие, что они гордятся тем, что Бог их выбрал, чтобы принять одного из этих самых драгоценных детей. Нет, Бог не выбирает какой-то семьи, чтобы родить человека с ограниченными возможностями. Такое выражение может страшно ранить родителей, которые не хотят быть « избранными Богом »…Бог уважает вторичные причины, законы, которые управляют вселенной и генетикой. Бог не порождает землетрясения для того, чтобы наказать злых людей. Нет! Бог оказывает, может оказывать помощь страдающей семье через дар новой силы, новой любви.

Надо признать, что инвалидность ребёнка представляется, в первую очередь, страшным испытанием. Могут пройти годы и годы, пока родители смогут мирно принять своего ребёнка как Божий дар, а не как бремя. Этот долгий и трудный путь требует многих опор. Во-первых, это семьи братьев, сестёр, дедушек и бабушек, благожелательных друзей, компетентных и полных уважения врачей, ассоциаций родителей, таких как « Вера и свет », и так далее. Во-вторых, у самих родителей часто бывает чрезмерная чувствительность: очень быстрое замечание, взгляд им причиняют боль, возврат чувства виновности.

Это не означает, что нет счастливых минут с их ребёнком, неожиданных сдвигов, взгляда, полного любви, улыбок, дивных мгновений, когда чувствуется Божие присутствие. И удивление друзей, соседей перед  красотой их ребёнка. Да, для некоторых родителей существуют моменты, когда они в состоянии сознавать, что их ребёнок -- Божий дар.

Чтобы помочь родителям жить, обойти чувство виновности и принять своего ребёнка таким, как он есть, – а не таким, как они хотели бы, - нужно, чтобы новое видение человечной хрупкости распространилось в Церкви и в обществе.

Наши богатые общества – и даже бедные в экономическом отношении - развили культуру виновности или индивидуализма. Ты -- важный человек, если преуспеваешь. В этой культуре соперничества чтут сильных, жалеют слабых: надо сделать что-то, чтобы им помочь. Многие несут потери, многие являются жертвами. Культура соперничества быстро превращается в культуру депрессии.

Видение Иисуса противоположно: это культура приветливости, где каждый  драгоценен и важен. Человеческий успех лежит не в эффективности, не во власти, а в отношениях с другим человеком. Когда читаем святого апостола Павла, видим, что почти все его Послания настраивают на общинную жизнь: «Носите бремена друг друга» (Гал. 6,2), «Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2, 2- 4).

Я бы сказал, что полностью принимать ребёнка с ограниченными возможностями - это невозможно без любящей общины, без новой силы, которая приходит от Бога. Когда принадлежишь общине, тогда слова Святого Павла осуществляются: члены человеческого тела (признаки тела Христова), которые кажутся слабейшими, менее благородными, гораздо нужнее, о тех более прилагаем попечения (1 Кор. 12, 22).

К сожалению, многие приходы не являются теми общинами, где одни заботятся о других.  Конечно, в некоторых приходах есть специальные ассоциации, такие как «Вера и Свет» или «Ковчег». Но Церковь потеряла представление об общине, где родители ребёнка с ограниченными возможностями чувствуют, что они вполне приняты, где их ребёнок – сокровище, достойное почитания. Благодать преображает природу. То, что по-человечески кажется упадком, неудачей, превращается в скрытое, но истинное присутствие Иисуса в той же степени, как в Евхаристии.

Но что делать в ожидании преобразования наших сердец и наших приходов, в ожидании церковных общин, восприимчивых к инвалидам - с мудростью и по новым формам, в ожидании распространения этого нового видения меньших как знамений Божиего присутствия ? 

Развивать любой вид поддержки родителям: поощрять приходы, которые стараются, чтобы люди с ограниченными возможностями нашли своё место в Литургии.

А прежде всего надеяться и молиться, чтобы Церковь преобразилась Святым Духом, скрытым и проявившимся в самых слабых людях. Ибо, в конце концов, Божий Дух один может превращать то, что кажется неудачей, в ликование, в победу любви: «Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнёт от жажды. Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники. Пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды» (Ис. 41, 17-18). Да, их траур превратится вликование внутри общины сострадания и поддержки. Люди с ограниченными возможностями имеют важное, нужное призвание в Церкви, где единственная иерархия ценностей -- любовь. Любовь же  изобретательна до бесконечности.
Жан Ванье
Основатель общин «Ковчег» и «Вера и Свет»
Перевод Мишеля Обри

 







Оффлайн СенычкаАвтор темы

Re: Жан Ванье. "Бог на скамье подсудимых"
« Ответ #1 : 02 Марта 2013, 17:50:51 »
Из личного опыта Жана Ванье

Не удивляйся

Не удивляйся когда тебя отвергнут несчастные с недостатками. Они слишком настрадались от ученых и высокопоставленных: докторов, психологов, социологов, общественных деятелей, политиков, полицейских и других подобных. Они слишком настрадались за несоблюдение обещания, данные теми, которые хотели провести Эксперимент, чтобы исследовать то или написать диссертацию, и которые добившись желаемого-успеха, славы удачной книги или статьи-безвозвратно и навсегда отворачиваются.

Тем отверженным уже надоело, они устали теми «порядочными» и «щедрыми», теми, которые сетуют себя христианами, теми, которые спускаются к ним с высоты собственной гордости и властности творить добро. Ничего удивительного в том, что позже такие лица закрывают свои сердца для тех несчастных. Эти несчастные ждут кто действительно подумает О них,увидит в них свет любви и мудрости, признает в них способности и красоту; кто примет их такими которыми они есть, без предвзятых мыслей и без попытки менять их. Они ждут, кто признает свою внутреннюю потребность измениться, кто готов сойти с пьедесталу знаний и станет достаточно уязвимым в любви, увидев эту жемчужину большой ценности.

Жан Ванье

Из книги


«Разбитое тело возвращение к единению"