Автор Тема: Как научить математике ребенка ДЦП  (Прочитано 55216 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ililitАвтор темы

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 24
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Lera
    • Instagram: ililit_elle
    • Награды
Помогите, пожалуйста. Моей дочурке 9 лет. Сейчас мы учимся на дому во втором классе. У нее проблема со зрением(частичная атрофия) и спастический тетрапарез). У нас никак не получается освоить счет. Считать до 100 она может, а вот сложение и сравнение- никак не получается. Что только уже не пробовали- и зубрить, и на пальцах, и все равно 3+2 =4. Сейчас приобрела "Математику с пеленок", но точки она плохо видит, да и мозг,как мне кажется, как у взрослого все воспринимает. Может кто-то сталкивался с такой проблемой. Учителя в школе разводят руками (учимся в общеобразовательной).
« Последнее редактирование: 18 Октября 2011, 01:41:50 от Ruta »

Оффлайн HelenD

Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #1 : 09 Октября 2011, 17:28:33 »
У нас с математикой нет проблем, начинали с карандашами или с кубиками... предметами. Разложу их и прибавляю и отнимаю, а он считает, что бы было наглядно. Постепенно научились. Потом в игровой форме прятала предметы, сколько было - сколько стало.

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #2 : 09 Октября 2011, 19:09:58 »
маленький совет-нужно подключить все анализаторы (тактильные,слуховые,зрительные)и т.д.зрительным все понятно,это предметы,картинки.например,слуховой-берете 2 свистка,взрослый просвистел 2 раза и ребенок 1,вместе 3.все проводим в игровой форме,можно подключить и муз.инструменты,отстукивать.можно учить в бытовом-накрываете на стол,возьми 2 вилки и еще одну 3 или посчитай сколько нас будет за столом и возьми столько же предметов!!!и всегда показываем цифры!!!Дать ребенку попить и сказать сделай 3 глотка и еще 1,удивиться и сказать"оо,ты выпила весь стакан,а сколько ты сделала глотков!также можно есть и считать.Одеваемся и считаем одежду!!!идете на улицу считаете ступеньки,листочки.Закрыть ребенку глаза и давать на ощупь трогать и считать предметы.(предметы могут быть холодные,горячие,колючие и т.д)и все время складываем,отнимаем.  ;D очень надеюсь,что понятно объяснила.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #3 : 09 Октября 2011, 21:15:15 »
Прежде, чем учить ребёнка считать, надо сформировать у него дочисловые представления (один-много, больше-меньше, поровну-не поровну, столько же). Ребёнок должен уметь сравнивать две группы предметов, не пересчитывая их, должен понимать, что количество предметов в группе не зависит от вида предметов, их расположения и расстояния между предметами и т.д. Даже если ребёнок может досчитать до ста, у него может быть не сформировано представление о том, что такое количество.

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #4 : 09 Октября 2011, 21:19:41 »
Прежде, чем учить ребёнка считать, надо сформировать у него дочисловые представления (один-много, больше-меньше, поровну-не поровну, столько же). Ребёнок должен уметь сравнивать две группы предметов, не пересчитывая их, должен понимать, что количество предметов в группе не зависит от вида предметов, их расположения и расстояния между предметами и т.д. Даже если ребёнок может досчитать до ста, у него может быть не сформировано представление о том, что такое количество.

Согласна!Только интересно,ребенок же в общеобразовательной школе.Это первая ступень в математике.Учителя должны это знать.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #5 : 09 Октября 2011, 21:35:48 »
Может, они и должны, да только сплошь и рядом встречается, что ребёнка учат складывать и вычитать числа, а он при этом число с количеством никак не соотносит. Например, показывают ему три камушка и просят взять столько же палочек. А ребёнок не может, не понимает, что от него хотят. При этом он может бойко считать до 50 и даже до 100, но это же он просто как стишок заучил.

Оффлайн ililitАвтор темы

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 24
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Lera
    • Instagram: ililit_elle
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #6 : 13 Октября 2011, 13:59:03 »
маленький совет-нужно подключить все анализаторы (тактильные,слуховые,зрительные)и т.д.зрительным все понятно,это предметы,картинки.например,слуховой-берете 2 свистка,взрослый просвистел 2 раза и ребенок 1,вместе 3.все проводим в игровой форме,можно подключить и муз.инструменты,отстукивать.можно учить в бытовом-накрываете на стол,возьми 2 вилки и еще одну 3 или посчитай сколько нас будет за столом и возьми столько же предметов!!!и всегда показываем цифры!!!Дать ребенку попить и сказать сделай 3 глотка и еще 1,удивиться и сказать"оо,ты выпила весь стакан,а сколько ты сделала глотков!также можно есть и считать.Одеваемся и считаем одежду!!!идете на улицу считаете ступеньки,листочки.Закрыть ребенку глаза и давать на ощупь трогать и считать предметы.(предметы могут быть холодные,горячие,колючие и т.д)и все время складываем,отнимаем.  ;D очень надеюсь,что понятно объяснила.
Так мы тоже пробовали. Вот только пока она считает, то,сколько прибавить,может забыть к чему прибавляет,хотя память нормальная. Потом с ней приходится опять пересчитывать и в голове каша у нее остается. Может правильно сказала
Прежде, чем учить ребёнка считать, надо сформировать у него дочисловые представления (один-много, больше-меньше, поровну-не поровну, столько же). Ребёнок должен уметь сравнивать две группы предметов, не пересчитывая их, должен понимать, что количество предметов в группе не зависит от вида предметов, их расположения и расстояния между предметами и т.д. Даже если ребёнок может досчитать до ста, у него может быть не сформировано представление о том, что такое количество.
. Но теперь я не знаю, как у нее сформировать это представление.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #7 : 13 Октября 2011, 15:02:09 »
Первое, что вам надо будет сделать (как ни странно) - это отучить ребёнка от привычки пересчитывать предметы. Надо научиться сравнивать группы предметов, не считая их. Вначале работаете с однородными предметами (одного вида, цвета и размера). Берёте десятка два одинаковых предметов (например, пуговиц). Кладёте пуговицы кучкой (на первых порах лучше класть не меньше 7 пуговиц, иначе ребёнок начнёт их пересчитывать), отдельно кладёте одну пуговицу. Спрашиваете: "Сколько здесь пуговиц? (Одна). А здесь сколько? (Не разрешайте пересчитывать, ответ должен быть - много). А где больше?" Ребёнок должен чётко усвоить, что много больше, чем одна, а одна меньше, чем много. После чего переходим к разнородным предметам,  например, одна вилка и много ложек - где больше? Ещё важный момент - ребёнок должен представлять себе, что "много" состоит из единиц. Возьмите, например, несколько игрушек, положите на блюдечко конфеты по количеству игрушек. "Сколько конфет? Много. Давай дадим всем по одной". Кладёте перед каждой игрушкой по конфете. "Сколько конфет у мишки? Одна. А у куклы? Одна. А у собачки? Одна. А на блюдечке? Ничего нет, ни одной конфеты". Затем собираете конфеты на блюдечко. Мишка принёс одну, кукла одну и т.д. Сколько получилось на блюдечке? Много. Затем учитесь сравнивать две группы предметов, вводите понятие "поровну - не поровну". Берёте, например, 6 чашек и 6 ложек. "Поровну здесь чашек и ложек? Как проверить?" Положите в каждую чашку по одной ложке. "Во всех чашках есть ложки? Да. Остались здесь ещё ложки? Нет. А остались чашки без ложек? Нет. Значит, чашек и ложек поровну, чашек столько же, сколько и ложек". Когда это усвоено, ложек кладёте на одну меньше. "Поровну чашек и ложек? Нет, не поровну. А чего больше? Чашек, вот осталась одна чашка лишняя, значит, чашек больше. А ложки не хватило вот для этой чашки, значит, ложек меньше". Следующий этап - спросите: "А как сделать поровну?" Можно добавить одну ложку, чашек и ложек будет поровну, убедитесь в этом, нет ни лишних чашек, ни лишних ложек. А можно убрать одну чашку, тогда тоже получится поровну.
ililit, вы пока проверьте, справится ли с этими заданиями ваш ребёнок. Здесь только на первый взгляд всё просто. Если с чем-то не справляется, это надо хорошо отработать на разном материале. Если ребёнок всё это умеет, то я чуть позже напишу, что делать дальше. Просто я же вашего ребёнка не видела, поэтому начинаю с самого начала. Будем выявлять этап, на котором начинаются трудности.

Оффлайн LenaMax

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 25
  • Страна: ua
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #8 : 24 Октября 2011, 15:01:28 »
Моему сыну 12, а те же проблемы. Счет знает, считает десятками, обратный счет, сравнивает хорошо, больше-меньше - очень точно ориентируется в двузначных числах даже, поровну, столько же и т.д. Задачи развязать может, знает, что нужно сделать, вот только когда доходит дело до самого прибавления или вычитания - тоже самое! Мы еле заучили, что 3+2=5, то есть состав числа плохо идет совсем, через десяток с учительницей перешагнуть не могут, хотя теория - более-менее. Но вот только со зрением плохо и писать не может, возможно и потому плохо запоминает.  ккк

Оффлайн ililitАвтор темы

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 24
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Lera
    • Instagram: ililit_elle
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #9 : 24 Октября 2011, 20:12:47 »
Первое, что вам надо будет сделать (как ни странно) - это отучить ребёнка от привычки пересчитывать предметы. Надо научиться сравнивать группы предметов, не считая их. Вначале работаете с однородными предметами (одного вида, цвета и размера). Берёте десятка два одинаковых предметов (например, пуговиц). Кладёте пуговицы кучкой (на первых порах лучше класть не меньше 7 пуговиц, иначе ребёнок начнёт их пересчитывать), отдельно кладёте одну пуговицу. Спрашиваете: "Сколько здесь пуговиц? (Одна). А здесь сколько? (Не разрешайте пересчитывать, ответ должен быть - много). А где больше?" Ребёнок должен чётко усвоить, что много больше, чем одна, а одна меньше, чем много. После чего переходим к разнородным предметам,  например, одна вилка и много ложек - где больше? Ещё важный момент - ребёнок должен представлять себе, что "много" состоит из единиц. Возьмите, например, несколько игрушек, положите на блюдечко конфеты по количеству игрушек. "Сколько конфет? Много. Давай дадим всем по одной". Кладёте перед каждой игрушкой по конфете. "Сколько конфет у мишки? Одна. А у куклы? Одна. А у собачки? Одна. А на блюдечке? Ничего нет, ни одной конфеты". Затем собираете конфеты на блюдечко. Мишка принёс одну, кукла одну и т.д. Сколько получилось на блюдечке? Много. Затем учитесь сравнивать две группы предметов, вводите понятие "поровну - не поровну". Берёте, например, 6 чашек и 6 ложек. "Поровну здесь чашек и ложек? Как проверить?" Положите в каждую чашку по одной ложке. "Во всех чашках есть ложки? Да. Остались здесь ещё ложки? Нет. А остались чашки без ложек? Нет. Значит, чашек и ложек поровну, чашек столько же, сколько и ложек". Когда это усвоено, ложек кладёте на одну меньше. "Поровну чашек и ложек? Нет, не поровну. А чего больше? Чашек, вот осталась одна чашка лишняя, значит, чашек больше. А ложки не хватило вот для этой чашки, значит, ложек меньше". Следующий этап - спросите: "А как сделать поровну?" Можно добавить одну ложку, чашек и ложек будет поровну, убедитесь в этом, нет ни лишних чашек, ни лишних ложек. А можно убрать одну чашку, тогда тоже получится поровну.
ililit, вы пока проверьте, справится ли с этими заданиями ваш ребёнок. Здесь только на первый взгляд всё просто. Если с чем-то не справляется, это надо хорошо отработать на разном материале. Если ребёнок всё это умеет, то я чуть позже напишу, что делать дальше. Просто я же вашего ребёнка не видела, поэтому начинаю с самого начала. Будем выявлять этап, на котором начинаются трудности.
Мы попробовали заниматься с чашками и ложками. Почему одинаково-освоили быстро, а вот почему больше или меньше очень долго понять не могла. Разбирались около 4 часов. Как сделать поровну- пока не совсем понимает, т.е на чашках с ложками все правильно говорит, а на бругих предметах немного плавает. Но с каждым днем все лучше и лучше. Теперь постоянно все считаем и убеждаем ее, что математика везде нужна.  Большое спасибо за методику- очень помогает

Оффлайн nadenka

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #10 : 14 Февраля 2012, 17:47:42 »
Вот статья по поводу количественной математике. http://alicepush.ucoz.ru/index/0-4
 Мы начали заниматься по Доману  с четырех месяцев, ( с целюь раннего развития, про диагноз узнали много позже),после трех лет начали вводить цифры. Про цифры не проверяла, а вот на предметах ( любых) или просто устно спокойно считает в пределах 40 в два действия. Например (17+13):3= 10 или 13?  Устно считает,  показывает правильный ответ рукой. Начала это делать в 2.5 года. 
( Сейчас 3.5, ДЦП, спастико-гиперкинетическая форма, не сидит, не ходит, не говорит).

Оффлайн LenaMax

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 25
  • Страна: ua
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #11 : 16 Февраля 2012, 00:49:58 »
Вот статья по поводу количественной математике. http://alicepush.ucoz.ru/index/0-4
 Мы начали заниматься по Доману  с четырех месяцев, ( с целюь раннего развития, про диагноз узнали много позже),после трех лет начали вводить цифры. Про цифры не проверяла, а вот на предметах ( любых) или просто устно спокойно считает в пределах 40 в два действия. Например (17+13):3= 10 или 13?  Устно считает,  показывает правильный ответ рукой. Начала это делать в 2.5 года. 
( Сейчас 3.5, ДЦП, спастико-гиперкинетическая форма, не сидит, не ходит, не говорит).
Спасибо, прочла статью, полезной оказалась. Попробую добавлять в учебу квадраты с точками, но вот не знаю, как со зрением, не будут ли они сливаться (эти точки) и помогут ли эти занятия в 13 лет? Как вы думаете?

Оффлайн nadenka

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 1
  • Пол: Женский
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #12 : 16 Февраля 2012, 10:23:23 »

Спасибо, прочла статью, полезной оказалась. Попробую добавлять в учебу квадраты с точками, но вот не знаю, как со зрением, не будут ли они сливаться (эти точки) и помогут ли эти занятия в 13 лет? Как вы думаете?
  Пожалуйста.
Как я понимаю, если зрение у вас сохранно, то точки сливаться не должны. Если их делать как рекомендованно 18 мм в диаметре на листах 25 на 25 см.
 На счет возраста что я думаю и что наблюдаю: Вообще правое полушарие доминирует у здоровых детей по одним источникам до 3 лет. по другим до 5, 7, и даже 10 лет. К этому моменту "вызревает" и начинает активно доминировать левое полушарие, подкрепляемое нашими традиционными"левополушарными" способами обучения ( в школе только так обучают детей). У особых детей все процессы формирования мозговых структур замедленны, поэтому, ( это так я предполагаю), сроки доминирования правого полушария ( то есть сроки возможного обучения таким образом) тоже отодвинуты. Кроме того, есть  методики, позволяющие развивать правое полушарие даже у взрослых людей!

 Обучение особого ребенка, используя возможности правого полушария в любом возрасте мне кажется наиболее продуктивным. И маме легче, и ребенку, и  веселее, и толку больше, (вплоть до улучшения на физическом уровне). 

 Я очень трепетно отношусь к возможностям правого полушария и очень стремлюсь развивать его у своего ребенка и у себя, потому что, во первых, правое полушарие конструирует мозг, а, во-вторых, именно правое полушарие "отвечает" за исцеление разрешает или нет)
"развивая левое полушарие, вы развиваете левое полушарие, развивая правое полушарие, вы развиваете весь мозг" - не помню, чья цитата, какого то ученого.

Оффлайн Данилкина мама

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 58
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • г. Новокузнецк
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #13 : 10 Марта 2012, 02:03:42 »
Здравствуйте, очень нужная тема и так бы хотелось, чтобы ее посмотрели мамочки наших ангелочков, которым еще 6 месяцев нет. Ведь описанные вами методики знает любой воспитатель детского сада, где и начинают формировать элементарные математические представления. Проблема наших деток в том, что они лишины, большая часть, возможности посещеть дошкольные учреждения. А родители не в курсе, как правильно развивать ребенки и делают, зачастую, ошибку в обучении детей "цифрам и буквам," что тоже не правильно (учить нужно звуковой стороне речи - звуки различаем, а потом только сиволами их обозначаем, тобишь - буквой, ведь практически каждая буква обозначает ДВА звука) Вот и выходит, что идя в школу ребенок не знаком с программой детского сада средней группы (а множества и в младшей уже начинают анализировать) Представляете какой пробел! Методика Глана Доумана прекрасна поможет вам быстро его наверстать. Но, кроме этой педагогической пробемы у наших ангелочков бывают и неврологические проблемы в обучении счету. Очень хорошо в этом разбираются специалисты центра "Прогноз" в Санкт-Петербурге. Эсть такой диагноз - дискалькулия. У моего сына она проявляется в проблемах с вычиданием и делением, а сложение  и умножение идут хорошо. Причем, даже дроби, где все построенно на делении Данил освоил хорошо. Сейчас он в 5 классе общеобразовательной школы. По математике 4. А вот вычетание с переходом через десяток до сих пор тормозит у нас. Поэтому, когда мы вычитаем из меньшего числа едениц боьшее (например 123-87) я научила сына вычитать так: от трех семь вычесть не можем (обычно говорят: занимаем десяток и вычитаем от 13-7) поэтому ищем разницу этих чисел 7-3=4, занимам десяток и от него вычитаем полученную разницу 10-4=6. пишем под единицами. Далее от двух десятков один забирали и остолся один. От одного восемь вычесть не можем, поэтому ищем разницу этих чисел, чтобы отнять ее от занимаемого десятка: 8-1=7, от 10-7=3, записывае под десятками. В сотнях ничего не осталось. ответ 36.
Медленно, но верно. Ошибок не делает при таком алгоритме счета. Пыталась перевести на обычное вычисление с переходом через десяток, делала карточки для механического запоминания, но не получилось. Честно, не долго с карточками занималась, забросила из-за нехватки времени. У сына прекрасная память ( по 6 страниц прозы заучивает без проблем слово в слово, и я его это делать никогда не заставляла. все сам) может и получилось бы. Летом еще раз попробую.
Что касается "Прогноза", то у них разработана специальная компьютерная методика, но мы не смогли попасть к ним на реабилитацию. Это платно, но в пределах разумного. Вот только с жильем нужно было вопрос решить. У них в центре нет стационара (вернее раньше не было. а сейчас появился, вроде). Пишите, может что-нибудь еще посоветуете.
Не может быть жизнь с ограниченными возможностями если в голове нет границ! Важно уметь раставить жизненные рамки в виде приоритетов.

Оффлайн Данилкина мама

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 58
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • г. Новокузнецк
    • Награды
Re: Как научить математике ребенка ДЦП
« Ответ #14 : 10 Марта 2012, 02:21:22 »
Моему сыну 12, а те же проблемы. Счет знает, считает десятками, обратный счет, сравнивает хорошо, больше-меньше - очень точно ориентируется в двузначных числах даже, поровну, столько же и т.д. Задачи развязать может, знает, что нужно сделать, вот только когда доходит дело до самого прибавления или вычитания - тоже самое! Мы еле заучили, что 3+2=5, то есть состав числа плохо идет совсем, через десяток с учительницей перешагнуть не могут, хотя теория - более-менее. Но вот только со зрением плохо и писать не может, возможно и потому плохо запоминает.  ккк
Моему сыну тоже 12 и со зрением проблемы (частичная атрфия, миопия, астигматизм), руки пишут, но медлено (вынужденный левша, т.к. по правой стороне грубее спастика) и это не причина проблем в вычислениях. Я использую метод коментированного письма: сын проговаривает, что и как вичисляет, а я записываю за него. Здесь главное алгоритм сложения или вычисления, а далее умножения или деления доступно объяснить и повторить раз 100!!! А нашим деткам и может более ста понадобиться. Это и называется упражняться в вычислениях. (Математический тренажер) И все это без спешки, с чувством, с толком, с расстановкой и обязательно с пахвалой за кажное правильное направление мысли. Хвалить! Заинтерисовывать! Причем на своем опыте могу сказать, что учебники начальной школы Моро очень нервировали моего сына. Там все в перемешку идет, а вот учебник М.И. Башмаковой и М.Г. Нефедовой очень граммотно построен. Благодаря этим учебникам мой сын полюбил математику. Там еще и рабочие тетради прекрасные есть с творческими проэктами. Советую всем.
Не может быть жизнь с ограниченными возможностями если в голове нет границ! Важно уметь раставить жизненные рамки в виде приоритетов.