Автор Тема: Методика обучения чтению.  (Прочитано 56223 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #15 : 12 Октября 2009, 11:33:27 »
Предлагаемые ниже игры помогут научить ребенка распознавать буквы
Стихи-путаницы
Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребенка, выслушав стишок, найти ту букву, которая "сбежала" из стиха или "прибежала" в него, сделав потешным и нелепым:
Землю роет старый кот,
Под землею он живет.
Нам темно. Попросим папу
Нам включить поярче лапу.
Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки.
Здесь хорошее местечко -
Протекает рядом печка.

Исправь букву
Пусть ребенок исправит буквы, которые слегка "подгрыз" жучок-буквоед. Эта игра требует точного знания графики букв, умения восстановить букву по ее элементам.

Поменяй вывески
Ветер-шалун пролетел над городом, сорвал с магазинов вывески и поменял их местами. Жители города не знают теперь, куда отправиться за хлебом, а куда - за кисточками и карандашами. Пусть ребенок поможет вернуть вывески на свои места. А чтобы это сделать, он должен не только прочитать вывески, но и написать недостающие.

Кто составит больше слов
Ребенок должен соединить слоги правого и левого столбиков, чтобы они образовали слова.
КО....МАР
ГОР...МАН
КНИ...МОК
РА....МА
РО....ГА
КАР...ЛО
ЛИ....ЛИ
КУ....МОН
УГ....ЛАК
НУ....ЛЕК
Надеемся, что такая полуигровая - полуучебная форма обучения понравится вам и вашему ребенку. Но игра не всемогуща - она едва ли способна научить ребенка беглому, самостоятельному чтению. И помогая ребенку в игре преодолеть первые технические сложности чтения, вы должны позаботиться о воспитании не только умения, но и желания читать.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #16 : 12 Октября 2009, 11:36:46 »
От цвета к букве, от буквы к слову
Нужно ли учить читать ребенка до школы? Когда лучше начинать обучение? Справится ли с нагрузкой неокрепшая нервная система малыша? Нужны ли вам лишние заботы? А для чего тогда нужна школа? Как помочь ребенку вырасти умным и способным?
К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все процессы (в том числе и процесс обучения), хотя в большинстве случаев совершенно неоправданно. Более того, нынешнее увлечение "элитным" образованием в виде лицеев, гимназий, колледжей и академий по большей части оборачивается лишь несоразмерным увеличением нагрузки.
Парадокс заключается в том, что зачастую интенсивное обучение начинается, когда фантастические способности ребенка УСВАИВАТЬ НОВОЕ начинают угасать. Подумайте - когда малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий? С 2-3 месяцев до 5-6 лет! Так почему же мы не используем или используем недостаточно эффективно это удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще всего по незнанию и из боязни что-то сделать не так.
Могу предложить несложный, но довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название "словесного" чтения и основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова.
Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия.
У нас эта методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех поликлиниках и детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании нашлось для него место!). В принципе этим может заниматься каждая мама - было бы желание, - много времени вся процедура показа картинок не отнимает (10 минут в день).
В этом же ряду находится и алфавит того языка, который будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным "скотчем" - так вы сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на стену в детской комнате). С того момента, как ребенок начнет держать голову, вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на картинках, обращайте его внимание на картинку!

С 6 месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. Сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А - в красный, О - в желтый, У - в смесь синего и зеленого, Ы - в коричневый, Э - в смесь желтого и зеленого.
Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов (А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета ассоциативно связаны с ЭТИМИ "звукобуквами" (ЗБ) русского языка. Каждая звукобуква в любом языке имеет свою цветовую "визитную карточку", и во многих языках она четко определена. Подобные "визитки" выявлены и для русского языка.
Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О - окно, У - угол и т.д. Если не получается найти предмет (Ы - ?), просто повесьте карточку на видное место. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: "Это окно - буква О" и т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ!
С 9-10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и т.п.), давайте играть ребенку, пробовать "на зуб" и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения.
Сейчас в продаже есть печенье "Азбука" в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цели - усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: "Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква..." и т.д. и т.п.
Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные - самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.

ТРЕТИЙ ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года, а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные (йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я - в красный, Ю - в смесь синего и красного, Е и Ё - в зеленый, И - в синий. Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Если ваш ребенок "молчун-философ" и не говорит до 2-2,5 года, но безошибочно показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему. Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко назовет уже знакомые буквы.

К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л - в смесь красного, желтого и синего (смело смешайте краски на палитре!), М - в красный, Н - в голубой.

ПЯТЫЙ ЭТАП скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, - скажется навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б - в белый, В, Г - в синий, Д - в черно-белый (серый), Ж - в желтый, З - в зеленый цвета.

ШЕСТОЙ ЭТАП - глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х, Ш, Щ - в черно-белый, С - в синий, Ц - в желтый, Ч - в черный, Й - в синий, Ъ - в белый, Ь - в синий.
Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного мышления, т.е. по общему развитию ребенка.

СЕДЬМОЙ ЭТАП можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие упражнения (желательно систематически - это даст необходимый навык): найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не больше 5-6); раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным контуром (если ребенку еще это не под силу - пусть просто произвольно штрихует цветным карандашом); найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей машинки; найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14-15 слов). Буквы обязательно должны быть крупными; учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А-МА).

ВОСЬМОЙ ЭТАП - собственно "словесный". Сделать 2-3 карточки с односложными словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.). Прикрепить их к соответствующим предметам. Покажите ребенку предмет, затем надпись, назовите предмет. Постоянно спрашивайте: "Что здесь написано?"
Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но постепенно установится и обратная связь - от слова к предмету. Просите ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают. Четвертое слово можно добавить уже через 2-3 дня, постепенно (по одному) прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО).
Можно даже поиграть с карточками - прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и т.д., потом незаметно поменять надписи - пусть ребенок сам заметит "ошибку" и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром "обходит владенья свои" и ищет, что же появилось нового?!
Время от времени устраивайте "ночные ураганы". Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты. Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите, как незаметно для вас сын или дочь начали "читать" знакомые слова.
Поначалу зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант "урагана", когда таблички будут не сорваны, а перепутаны - развешаны не по своим местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось выше.
Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно обозначение нарисованного одним словом - ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию - пусть он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку.

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички, распределив слова по группам в зависимости от количества слогов. Например: НОС, РОТ, ДОМ, ЗУБ, ДЫМ, БОК.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #17 : 12 Октября 2009, 11:37:57 »
Учим буквы, считаем и запоминаем цвета
Многие мамы часто задают вопрос о том, в каком возрасте необходимо начинать обучение ребенка и с чего следует начать обучение. Обучение ребенка следует начать с момента, когда ребенок начинает ходить. В этом возрасте дети очень подвижные, их интересует практически все, что их окружает, они начинают задавать вопросы, тянуться к неизвестным им предметам.
Именно с этого возраста стоит постепенно в игровой форме начинать учить алфавит, учиться различать цвета и считать. Конечно, не стоит уже в этом возрасте предлагать ребенку какие-то структурированные знания, специально отводить время на его обучение и пытаться удержать его внимание все это время.

Каким образом следует давать новую информацию (цифры, буквы, цвета) ребенку?
• Ее можно давать, к примеру, во время умывания ребенка, мытья рук, напевая одновременно весь алфавит и отдельны буквы.
• При купании ребенка в ванной комнате на игрушках для купания можно тренировать его различать цвета и форму, называя, какого цвета та или иная игрушка и передавая ее ребенку.
• Если есть в семье дети, которые ходят в школу, можно и их привлечь к обучению младших. Старшие дети могут играть с младшими в школу, обучая тех буквам, цифрам и т.д.
• Во время игры просить у ребенка рассказать, сколько же у него игрушек (при этом помогая сосчитать), какого они цвета, какой формы. Можно попросить сгруппировать игрушки одного цвета (назвав определенный цвет).
• Для закрепления букв, можно использовать имена любимых игрушек ребенка, называя сначала букву, а затем имя на эту букву. Затем можно спросить у ребенка, на какую же букву начинается имя то или иной игрушки.
• Чтобы научить ребенка считать, можно во время обеда подсчитывать количество еды у него в тарелке либо использовать для этой цели конфеты.
• Можно предложить ребенку яркие карты с цифрами и превратить их в игральные. Можно предложить карты с животными и названием этих животных и просить ребенка назвать букву, на которую начинается название животных.
• Если Ваш ребенок любит собирать конструктор, сделайте его сами, используя разные цвета, цифры и буквы. При сборе конструктора, просите ребенка подать Вам карту определенного цвета, определенную цифру или букву.
• Для запоминания букв можно записать алфавит на аудиопленку, дать прослушать ребенку, затем показать эти буквы на карточках и дать потрогать эти карточки. Так Вы задействуете и зрение, и слух, и тактильные ощущения.
• Детские разукрашки также могут помочь ребенку научиться различать цвета. В процессе нужно лишь спросить, карандаш какого цвета ему падать, либо в какой цвет он хочет разукрасить тот или иной предмет.
• Для запоминания цвета и формы можно купить различные фрукты (которые любит ребенок) и просить ребенка принести Вам тот или иной фрукт, спросив, какого он цвета и формы. Далее, родители могут добавить, что фрукт называется так-то и так-то, название фрукта начинается на букву такую-то.
• В момент, когда ребенок тянется к различным предметам, необходимо назвать этот предмет, сообщить, какого он цвета и формы.
Самое главное вести обучение в ненавязчивой форме и преподносить в виде игры, чтобы ребенку самому было интересно.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #18 : 12 Октября 2009, 11:39:07 »
Если ребенок не желает читать
Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелялкам» и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?
Прежде всего действовать надо мягко, ненавязчиво, чтобы заинтересовать ребенка. Вспомните, например, книги вашего детства. Тем более наверняка у кого-то они запылились на полках. Добрые русские сказки, книги иностранных авторов, например, «Карлсона» или «Муми-Тролля».
* Очумелые ручки. Будет замечательно, если вы вместе с вашим ребенком материализуете героев книг, чтобы они вошли в его жизнь. Ребенок, допустим, прочел сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему — лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Особенно ценным станет написанное вместе с родителем письмо-обращение к герою. Может, к доброму, а может, и к злодею! Вдруг он захочет что-то ему сообщить, посоветовать?
* Спектакль. Очень интересным для ребенка бывает сочинение сценария по прочитанной книге или по какому-то эпизоду из нее, а затем постановка домашнего спектакля с задействованием всех членов семьи или (и) маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности.
* Ролевые игры. Также не только интересными, но и полезными могут стать ролевые игры. Например, устроить домашнее заседание суда по обвинению кого-то из «темных» персонажей сказки — Бабы-яги, Карабаса-Барабаса, Кощея и др. Роли распределяются среди домашних: судья, прокурор, секретарь, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор! В данном случае в ребенке может развиваться милосердие, справедливость, логика.
* «Летучка». Во время и после прочтения книги с ребенком можно устроить обсуждение. Спросить его, что он думает о том или ином поступке героев, как относится к разным персонажам и что мог бы сам предложить в качестве альтернативы, если чем-то недоволен.
* Терпение. Важно время от времени объяснять ребенку, что чтение — вовсе не противная обязанность, а удовольствие. А посему важно применять такой небольшой «трюк»: останавливать чтение до того момента, пока ребенку не надоест. И ни в коем случае не уговаривать его заняться чтением, если он не хочет. Нужно постараться увлечь, постепенно, без нажима.
* Читайте сами! Родители бывают хитрыми и несправедливыми. Заставляя читать детей, сами не замечают, какой пример подают им, подолгу разговаривая по телефону или смотря по ТВ очередную мыльную оперу. Конечно, ребенок не будет тянуться к книге. И напротив, если он часто будет видеть вас с книгой в руках, то начнет потихоньку подражать. Вместе вы сможете в дальнейшем собирать библиотеку по интересам членов семьи.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн АллусяАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #19 : 12 Октября 2009, 11:40:55 »
Нашла очень хороший сайт"Обучение ребенка чтению."Много полезной информации!!!
Вот ссылка.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_07.shtml
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн HelenD

Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #20 : 12 Октября 2009, 13:55:52 »
Всё прекрасно, это когда малыш ещё, а как учить подростка. Мы в детстве тоннами книжки читали, стихи за мной наизусть знал. В школу пошёл и где то в 2-3 классе началось... 14 лет ни в какую читать не заставишь ни по -хорошему, ни по -плохому. Я так думаю, ещё зрение, как то мешает. Косоглазие и разность в диоптрии.
« Последнее редактирование: 12 Октября 2009, 14:11:33 от HelenD »

Оффлайн Клео

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1278
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 50
  • Пол: Женский
  • Людмила
    • Награды
Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #21 : 12 Октября 2009, 22:59:32 »
Лена...но ведь Серёжа в принципе читает и умеет...может просто не интересно...чем-нить другим увлечен?

Оффлайн HelenD

Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #22 : 13 Октября 2009, 22:13:35 »
Но очень плохо читает. Увлечён на данный момент- в нарды.

Тамара Николаевна

  • Гость
Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #23 : 07 Января 2010, 01:10:58 »
Я учу детей читать так. Показываю букву "А". Качаем куклу и говорим"А". Вторая гласная"У". Показываю волка.Говорю:"Волк воет:"У". У зайчика лапка болит:"О-о-о."
Показываю зайца. Играем в прятки,закрываем лицо руками и говорим: "АУ". Показываю картинку-мальчик в лесу заблудился-АУ- кричит.
Малыш плачет -УА.Показываю фотографию малыша.
Звук "П".Фотография папы.Я говорю звук, слоги и прошу ребенка повторить за мной.
П, ПА, АПА, ПАПА.
Звук "М"-фотография мамы." М"-руку ребенка прикладываем к своим губам. Произносим "М". Чувствуется вибрация. Потом говорим слоги МА,АМА,мама.
Все звуки ставятся в порядке концентра, от простого к сложному. Начинаем А,У,П,М,О,В,Т,К,.......

Оффлайн Клео

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1278
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 50
  • Пол: Женский
  • Людмила
    • Награды
Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #24 : 08 Января 2010, 15:46:30 »
Мы технически читать научились. А вот полюбить читать не получается... ewew

Тамара Николаевна

  • Гость
Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #25 : 08 Января 2010, 15:58:04 »
Можно читать книжки Монтессори. Там картинка и одно предложение к этой картинке.

Оффлайн Клео

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1278
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 50
  • Пол: Женский
  • Людмила
    • Награды
Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #26 : 08 Января 2010, 16:02:09 »
Спасибо, да, можно!  Она (дочка) прочитает, если скажешь, быстренько, чтоб отстали от нее только...

Оффлайн HelenD

Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #27 : 08 Января 2010, 17:20:37 »
Тамара Николаевна, Вы пишите для деток маленьких, а для подростка не будешь же Ма и Па. Можете сказать, как подростка приучить, полюбить чтение? Для деток-ДЦПек жизнь обязывает читать.

Тамара Николаевна

  • Гость
Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #28 : 08 Января 2010, 17:42:45 »
Начинайте читать с комиксов. Все с картинками и подписано. Постепенно от комиксов уходите к книгам. Выбирайте то. что интересно на данном этапе вашему ребенку. Читайте книги вместе. Одну главу вы, вторую ваш ребенок.Читайте сказки. Мы с сыном начинали со сказок. Потом все наши детские писатели. Потом приключения, фантастика. Я покупала те книги, которые он просил.Потом классика. Сейчас ему 29 лет, читает много.

Оффлайн HelenD

Re: Методика обучения чтению.
« Ответ #29 : 08 Января 2010, 19:12:32 »
Так он просит, что бы я читала только. И он не проявляет интерес ни к каким  книгам. Особенно, когда его спрашиваешь. Как будто на зло.