Автор Тема: Нарушения фонематического слуха  (Прочитано 112545 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Jezebel

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 2
  • Пол: Женский
  • Москва
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #45 : 06 Июля 2013, 08:09:22 »
Спасибо, Инна, я, кажется, поняла. Я думаю. что у моего ребенка первична та самая алалия, а фонемат. слух просто формируется с опозданием (ЗПР). А существуют ли какие-то упражнения для того чтобы установить, в каком состоянии фонематический слух находится?

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #46 : 07 Июля 2013, 00:31:04 »
Мы сейчас как раз не различаем слоги с Б-П, З-С, Д-Т, а также похоже звучащие слова, типа мальчик-мячик.
У меня возник еще один вопрос. Сын правильно называет папу -"папой", а бабу - "бабой". При этом на слух ПАПА-БАБА не отличает, приходится прибавлять имя. Существуют какие-то упражнения в данном случае?
Ну если только глухие-звонкие не различает и похоже звучащие (а мальчик-мячик и обычный человек спокойно может не расслышать), то это ещё ничего. Мы к такому годам к семи только пришли после четырёх лет интенсивных занятий.  А в пять лет он у меня ка-та-па не различал, количество слогов в слове не слышал...
Вот с глухими и звонкими - а вы не пробовали его руку на горло накладывать? Тут достаточно просто объяснить разницу: на звонких звуках есть вибрация, её в прямом смысле "потрогать" можно, на глухих вибрации нет. Начните с накладывания его руки на своё горло и учите различать хоть те же "папа"и "баба". Но потом обязательно добавьте накладывание его руки на его горло. Мой так и учился: вначале с помощью руки отличал глухие от звонких, потом уже и без руки научился вибрацию связок улавливать, потом научился воспроизводить по заказу глухие и звонкие... так и говорили - включи голосок (наш оглушал звонкие, некоторые дети, наоборот, глухие озвончают - ну там, наоборот, выключить голосок нужно), потом уже и со слуха внешнюю речь. Но вообще-то тут надо начинать с шипящих. Ну там... ззз - звенит комар, ссс - льётся водичка, жжж - жужжит жук, шшш - шипит змея. Шипящие тянутся, и отличие получается чистым. А вот в слогах ещё же и гласный имеется, там труднее расслышать.

Оффлайн NatSh

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 959
  • Страна: ua
  • Благодарностей: 7
  • Пол: Женский
  • Ивано-Франковская обл., Украина
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #47 : 11 Июля 2013, 13:30:43 »
Здравствуйте. Опишу наш опыт, может кому-то пригодится. Нам 6.5лет, аутизм, физически абсолютно здоров. Не разговаривал никогда (периода регресса, как у детей аутистов небыло никогда). Речь не понимал вообще - полный ноль. На имя не рагировал. Хотя слышал. Вот почему стал вопрос о нарушении фонематического слуха. Проверить нарушение слуха очень сложно. Это мне рассказывала доктор ЛОР института в Киева, куда мы недавно поехали, что-бы сделать слуховые вызваные потенциалы мозга. Как она мне сказала были случаи и уних когда комп"ютер ошибался. Ваш ребенок слышит и все, уровень слуха проверьте шепотом. А дальше что Вам даст комп"ютер, ЧТО??? Да в принципе ничего. Итак мы начали заниматься дома, занималась я сама. При том что были проблемы поведенческие, гиперактивность, нарушение концентрации внимания. Если ребенок не может сразу долго выседеть начинайте с малого, даже 10 минут. Самое главное дать понять ребенку, что звуки-это не просто звуки, а смысловая информация. Лично со своим ребенком я начинала с фото мамы, папы, бабушки и дедушки. Оновременно тренировав указательный жест, каждый день я показывала фото и озвучивала, брала его руку и показывала, сводя подсказки со временем к нулю. Не помню сколько времени ушло на то что-бы он начал показывать правильно из двух фото правильно озвученую, потом из трех, четырех. Так же можно работать и с буквами. Написать красным маркером букву А, О, И озвучивая и показывая. Если нет указательного жеста подойдет и кивок в сторону, и взляд глазами. Одновременно я все равно озвучивала все вокруг, зная что не понимает. Выучив родных, перешли на части тела, я на себе он на себе, потом я озвучивала не показывая на себе, он показывал. Одновременно мы учили парные одинаковые картинки типа лото, но по 5 одинаковых яблои и слив например. Но идентичных он их сортировал я озвучивала. Это были сотни картинок. Научившись сортировать идентичные картинки, мы перешли к тем же яблокам но разным (красным, зеленым, разрезанным, висящим на дереве и т.д.) и к тем же сливам. Появилось понятие аналогии. При том же одновременно учились дуть (это отдельная тема с закрыванием носа и так сказать дутьем на зажженную спичку). Когла появился выдох, перешли к гласным звукам (жестко-но засовывала ложку в рот, как врач проверяет горло и вызывала звук А), выучив а без ложки, перешли к У (сама) складывала ему губы,он дул и приблезительно что-то получалось. Одновременно работали над эмитацией. У нас был сложный вариант, небыло ничего. Начинали с грубой моторики, потом тонкой (пальчиковые игры), потом артикуляционные упражнения, научился складывать сам губы для гласных звуком. Согласные аналогично. Буквы м, б, в и т.д. все я своими руками складывала, показывала как надо. Когда появились согласные перешли к слогам ма, мо, ба, бо это по кубиках Зайцева. И вот наконец перешли к мама, баба. И то по слогах ма-ма, ба-ба мы и теперь разговариваем по слогах ну напр. а-в-то-бу-с. Показывая где мама и баба долго путал когда уже сам озвучивал. Теперь по Доману. Да для чтения супер методика. Мы занимаемся, и я с увереностью могу заявить что не зная букв научиться читать можно, но мы одновременно занимальсь слоговым чтением по Зайцеву. Но научится говорить по Доману не верю, не пройдя путь иммитации, лепеной речи. Вот у нас например лепета не было и нам так сложно... Но у каждого свой путь мы шли очень долго и еще не дошли до конца. Но что было и имея теперь на сегодняшний день просто небо и земля. Да напишу что на это ушло 2 года. Удачи Вам всем и терпения.

Оффлайн cpd

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3857
  • Страна: il
  • Благодарностей: 89
  • Пол: Женский
  • Лена
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #48 : 18 Июля 2013, 00:04:21 »
NatSh, а можно по подробнее насчет "дуть"..... бьемся сейчас над этим и пока никак
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Оффлайн NatSh

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 959
  • Страна: ua
  • Благодарностей: 7
  • Пол: Женский
  • Ивано-Франковская обл., Украина
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #49 : 18 Июля 2013, 22:15:20 »
Мы очень, очень долго учились. Я не знаю как у вас с физическим развитием, но попробуйте закрывать носик. Ведь с закрытым носиком ребенок все же вдыхает и выдыхает. Зажигайте спичку или свечку, закрывайте носик и подносите свечу ко рту. Даже от выдоха пламя начнет качатся. "Вот подул, молодец, давай сильнее!!!" Я думаю со временем ребенок начнет понимать. Одновременно дуйте ему на ручки, щечки, в ротик при этом озвучивая "Я дую!!!". Много еще упражнений, думаю в инете найдете. Но это самые первые, для чайников в самых худших вариантах.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #50 : 18 Июля 2013, 22:17:15 »
Только поосторожнее с закрыванием носика - не все дети умеют дышать ртом...

Оффлайн Дайкири

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 7785
  • Страна: cn
  • Благодарностей: 212
  • Пол: Женский
  • Елена и Лёшик, Владивосток
    • Instagram: urbanistka_vl
    • Telegram: https://t.me/urbanistka_vl
    • Вкусности
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #51 : 19 Июля 2013, 09:47:14 »
я так своего сморкаться учила - нажимала на нос туда-сдюа, не перекрывала воздух, а быстро сжимала-разжимала пальцы и говорила "Дуй". Понял за неделю это слово, но теперь не знаю, как это слово перенести с носового на ротовое дуновение ppp

Оффлайн Белочка 2308

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 605
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Тимошка
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #52 : 10 Января 2014, 21:57:03 »
а наруение фонемат. слуха это сенсорн.алаллия??или это два разных понятия???
Самое дорогое ожерелье на шее у женщины-это руки ребенка,обнимающие ее

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #53 : 10 Января 2014, 23:20:33 »
Понятия разные уже хотя бы потому, что фонематический слух - это обработка слуховой информации определённого рода, а сенсорная алалия - это системное нарушение речи, то есть процесса синтеза слов из фонем, предложений из слов. У моего, например, было именно глубочайшее нарушение фонематического слуха, но контурное понимание речи было... я довольно долго считала его слабослышащим с большой степенью потери слуха, пока не выяснилось, что музыкальный слух у него в норме. Так вот он вначале научился говорить (речь при этом понимал по губам), и только потом слышать речь. Да он и сейчас... говорит нормально, грамотно и чисто, но речь часто недослышивает - знакомые слова улавливает хорошо, а не очень часто встречающиеся и просто сложные по звуковому составу приходится чётко и медленно проговаривать.

Оффлайн Диминамама

Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #54 : 11 Января 2014, 00:57:51 »
Ну или вот кошка - их ведь великое множество всяких-разных. И тем не менее годовалый ребёнок в любом варианте безошибочно кошку распознаёт. То есть вот нечто такое общее, почему вот это, это и это - кошка, а вот то, то и то - собака. Ведь ребёнок ещё не умеет рассуждать, что вот это кошка, потому что у неё такие и такие особенности... это и взрослому трудно сформулировать, чем же кошка от собаки отличается... А ребёнок их легко различает, потому что он воспринимает некий зрительный образ... я такое восприятие называю контурным. Вот он глянул на кошку - и узнал.
Мой по просьбе показывает картинки, но в живую у него и кошки и голуби и собаки и воробьи на улице все это ава. Как и собака. Не узнает он их что ли? Или думает, что все кто бегает по земле называются одним словом?  ккк ыыы

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #55 : 11 Января 2014, 01:28:27 »
Картинки разные показывает? В смысле, если будет пять картинок с кошкой, но в разных позах - он каждую покажет как кошку?
Картинки - именно картинки показывает рисованные, или на фотографии живой кошки тоже кошку опознает? ну или там голубя...
Если дать не картинки, а игрушки... ну только хорошие, чтоб кошка всё ж таки на кошку похожа была, а не на что-то абстрактно-четырёхлапое - он покажет по просьбе нужную игрушку?
Если те картинки, что он показывает, вырезать по контуру и начать ими действовать - он их опознает в таком варианте?
И наконец: вы вообще названия действий отрабатывали с ребёнком, вот именно отдельно - действия?

Оффлайн Диминамама

Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #56 : 11 Января 2014, 12:35:40 »
Ой вы меня запутали совсем :lost: Нет, наверно именно кошку он вообще не узнает. Картинки у нас в разных книжках и напр лягушку и свинью он узнает даже на мало знакомых картинках (или старых и давно забытых) и бабочку. А вот если спросить кто это и показать на кошку он скажет "ав-ав". Хотя я ему показываю типа Вот какие ушки у кошки вот какие усики, хвостик (ну то есть то по каким признакам можно от собаки отличить). Даже водила к знакомой, живую кошку показывала, чтобы он погладил ее и т.д (она его как-то не впечатлила, наверно потому что никак не реагировала на него). Птиц на улице показываю, "Как водичку пьют, как крылышками машут, летят и т.д. Уже не знаю как научить. Он даже когда мальньких детей видит тоже их пытается "собакой" назвать (те к-рые ниже него или ползают). У него все женщины кроме мамы -" баба" не зависимо от возраста (Но это как-то мне понятно, различает же где баба а где дядя)

Оффлайн Диминамама

Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #57 : 11 Января 2014, 12:38:40 »
А действия у нас как-то тоже не системный подход что ли. Знает как причесываться расческой, может "причесать "куклу по просьбе, "покормить" куклу. Покачать вообще никак (т.е 2 руками ее не держит, хотя я показывала и сама и его руками держала). Просьбы типа подними ногу, лег встань выполняет. Как еще отрабатывать?  nhr

Оффлайн Руся

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 882
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 6
  • Пол: Мужской
  • ИРИНКА И РУСЛАНЧИК
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #58 : 08 Февраля 2014, 21:57:07 »
Скажите при нарушение ф -слуха ребёнок может начать говорить и переставать????
 Нам ставили подозрение на нарушение слуха ,но так и не смогли проверить досканально, не спит дитё хоть тресни!!!С малого он начинал 6 раз разговаривать и каждый раз думали вот оно пришло, и не тут то было всё пропадало как и не было. Нам 5 лет уже ,месяц назад опять начил говорить и снова тупик. По картинкам знает кто где, на улице гуляем кися говорит только ки(дальше не правильно) но очень старается выдавливает из себя? уверена была ,что это всё таки проблема со слухом, но съездили в Китай ,мнение поменялось.
 В Китае тоже пытались проверить слух, не получилось (не уснул) После Китая были отличные улучшения , и я поняла что дело скорее не в слухе,а в понимание речи. Понимать многое стал и вообще поменялся, а речи нет. Вот и вернулась к своим подозрениям по слуху.... xcvb
Жизнь прекрасна.Если рядом верный друг!

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Нарушения фонематического слуха
« Ответ #59 : 08 Февраля 2014, 23:42:04 »
Руся, если ребёнок может показать нужную картинку, то фонематический слух проверяется довольно просто. Нужно подобрать картинки, похожие по звучанию, и предложить выбрать нужное из пары картинок. Например, мишка-миска, мама-лама, кот-кит, ухо-муха ну и так далее. Вначале даются картинки, далёкие по звучанию, потом более близкие.
А как именно начинал говорить? Можно поподробнее?