Автор Тема: Семейное обучение.  (Прочитано 38698 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн NAB

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 66620
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 2303
  • Пол: Женский
  • Наталья, сын Женя - взрослый аутист
    • Мой теремок
  • Награды http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=54529.0 [url=http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=50430.msg2431219#msg2431219]Кулинарный конкурс: "А скоро спас!" [/url]
    • Награды
Re: Семейное обучение.
« Ответ #105 : 28 Ноября 2018, 07:09:54 »
@Ljna,  Катя,  которая  мамаКатя и Викуля,  оттуда.
За тучами всегда есть солнце!

Оффлайн visitor555

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 551
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 15
  • Светлана и Дмитрий.
    • Награды
Re: Семейное обучение.
« Ответ #106 : 28 Ноября 2018, 10:11:37 »
@Ljna, мы из Челябинской обл.
Несколько лет интересовалась этим вопросом ,но там были небольшие выплаты,поэтому первела сына на надомное.
Сомневаюсь,,что столько сейчас  платят в нашей обл,но точно не скажу.
Нашла в контакте группу по семейному образованию в  Челяб обл.Можете задать там вопрос.
https://vk.com/semchel
« Последнее редактирование: 28 Ноября 2018, 13:57:58 от visitor555 »

Оффлайн Ljna

Re: Семейное обучение.
« Ответ #107 : 28 Ноября 2018, 17:23:30 »
@visitor555, Света, спасибо!


Скидка 10 $ на первый заказ на iherb.com  код DHW525  http://ru.iherb.com/?rcode=DHW525

Оффлайн Ljna

Re: Семейное обучение.
« Ответ #108 : 28 Ноября 2018, 17:41:05 »
@visitor555, Света, если ребенок пошел в школу не ранее 2016 года, на со платят 23т.р., если раньше 10т.р.

что ж наша Орловская область такая бедная(((


Скидка 10 $ на первый заказ на iherb.com  код DHW525  http://ru.iherb.com/?rcode=DHW525

Оффлайн visitor555

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 551
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 15
  • Светлана и Дмитрий.
    • Награды
Re: Семейное обучение.
« Ответ #109 : 28 Ноября 2018, 18:03:43 »
@Ljna, у нас столько платят?
Тогда бы перевела сына на СО точно,если бы пошел бы после 16 года,все равно сама ,да репетиторы больше обучали и сдал ЕГЭ благодаря им и мне хорошо.
Жаль,,Женя(если не ошибаюсь?)что у вас в области.не так.
А больше у нас никаких доплат и нет,если только еще за дет.сад,но в дошкольный период у сына еще  не было инвалидности.


Оффлайн Ljna

Re: Семейное обучение.
« Ответ #110 : 28 Ноября 2018, 20:13:05 »
@visitor555, Света, это мне ответили там куда ты меня отправила. Информацию еще в октябре узнала, думала не может быть, может!


Скидка 10 $ на первый заказ на iherb.com  код DHW525  http://ru.iherb.com/?rcode=DHW525

Оффлайн visitor555

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 551
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 15
  • Светлана и Дмитрий.
    • Награды
Re: Семейное обучение.
« Ответ #111 : 28 Ноября 2018, 21:53:15 »
@Ljna, Женя,да,неожиданно.Можно так учиться на семейном.
Жаль,что этот щедрый чиновник ,с чьей подачи произошло повышение за СО ,не имеет никакого отношения к пособиям ЛОУ.Может бы тогда появились хоть региональные доплаты к пособию.
Как-то разговаривала с одной мамой из нашей обл,но не из нашего города.У нее двое детей с инвалидностью.Она сказала,что они у нее на альтернативном обучении.Я переспросила,подумав,что она говорит о СО,но она сказала,что они не на семейном ,а именно на альтернативном, и что дети не аттестуются и в школу вернуться нельзя,хотя младший захотел вновь обучаться в школе.И  получает она  при такой форме  больше 10.тыс на каждого мальчика.Мамочка вроде серьезная,не должна была выдумать ,и я точно знаю,что ребята у нее не аттестуются.
« Последнее редактирование: 28 Ноября 2018, 22:15:19 от visitor555 »

Оффлайн Анастасия Павловна

Re: Семейное обучение.
« Ответ #112 : 05 Января 2020, 10:04:19 »
@Ljna, Женя,да,неожиданно.Можно так учиться на семейном.
Жаль,что этот щедрый чиновник ,с чьей подачи произошло повышение за СО ,не имеет никакого отношения к пособиям ЛОУ.Может бы тогда появились хоть региональные доплаты к пособию.
Как-то разговаривала с одной мамой из нашей обл,но не из нашего города.У нее двое детей с инвалидностью.Она сказала,что они у нее на альтернативном обучении.Я переспросила,подумав,что она говорит о СО,но она сказала,что они не на семейном ,а именно на альтернативном, и что дети не аттестуются и в школу вернуться нельзя,хотя младший захотел вновь обучаться в школе.И  получает она  при такой форме  больше 10.тыс на каждого мальчика.Мамочка вроде серьезная,не должна была выдумать ,и я точно знаю,что ребята у нее не аттестуются.
Интересно, что за альтернативная форма, не нашла такой в законе об образовании.

Оффлайн Анастасия Павловна

Re: Семейное обучение.
« Ответ #113 : 05 Января 2020, 10:20:25 »
@visitor555, Света, если ребенок пошел в школу не ранее 2016 года, на со платят 23т.р., если раньше 10т.р.

что ж наша Орловская область такая бедная(((
я в шоке от таких  сумм awe awe
нашла наше местное красноярское законодательство  1900 руб(!)

По теме. Не знаю, как в столицах, но у нас поговорила  с заучем одной из школ по поводу "дикой инклюзии", имеющей место повсеместно. Она сказала, что с министерства есть негласное указание "выдавливать" "тяжелых" деток со школы на надомное и семейное, чтоб, попросту, глаза не мозолили и не создавали проблем -ни с особыми условиями обучения ни с доступной средой.  Это же подтвердила моя подруга, которая работает тьютором в школе с тяжелыми аутятами..
1. С тяжелыми детьми работать не умеют, ресурса нет как и мотивации -ну зачем простому учителю, который весьма успешно дает знания 100 здоровым детям заморачиваться с двумя тяжелыми и изучать какие то там ноу хау с альтернативной коммуникацией, и т.д.
2. учеба у тяжелых "заканчивается" еще в тот период который выделяют как адаптацию к школе , потому что дефектологи в школе не владеют инструментами коррекции нежелательного поведения. Нам выдали СИПР, замечания к которому у меня заняло 3 печатных листа -попросту говоря СИПР не рабочий вообще, для галки.  Даже накидала на диск им методичек по работе с тяжелыми детьми и обьразцов нормально составленных СИПР. НАивная, блин..
  "Строить" учителей и зауча уже не хватает сил. Подумываем над альтеративой - идти на семейку или нет. Частных школ у нас нет. С одной стороны вижу что зря трачу время, с другой - ребенок должен уметь взаимодействовать с другими взрослыми, кроме родителей.
 мы в школе 3 месяца, с октября - были на операции в сентябре. За три эти месяца это уже наша вторая школа..потому что в первой под нас вообще ничего не было -даже пандуса на крыльце -коляску носили учителя физкультуры, сквозь зубы -потому что их заставило управление образования, которое обязано обеспечить доступную среду каждому инвалиду и у которого "нет денег , но есть жалобщица-мамка, которая не дает спокойно попить чаю и портит нервы.
 Учителя смотрели на моего ребенка как на дичь из джунглей, потому что ни у кого не было опыта взаимодействия с такими детьми (тяжелые, не речевые).
 Читаю про других деток и радуюсь, что не все так плохо и не везде плохо.
 а мы еще только пошли в первый класс((( то есть только в начале этого тернистого так сказать пути.   
« Последнее редактирование: 05 Января 2020, 10:27:54 от Анастасия Павловна »

Оффлайн Нима

Re: Семейное обучение.
« Ответ #114 : 03 Сентября 2020, 22:01:35 »

Привет всем!
 Не знаю, куда лучше поместить это сообщение, повешу сюда, а модераторы решат, куда лучше его перекинуть. Спасибо, перекинули)))

Я давно обещала рассказать о нашем опыте Семейного обучения, (далее, для краткости, СО). Вот, наконец, собралась. )))
Немного о ребенке. ДЦП, левосторонний гемипарез,(ходит сам, немножко даже бегает, а вот по лестнице предпочитает ходить с поддержкой), эпилепсия (ремиссия, принимает кеппру на постоянке), астма (обостряется в сырую холодную погоду и при вирусняках), а самая большая проблема — ярко выраженные аутичные черты (трудности с общением, с  восприятием всего нового, будь то бытовые навыки или школьная премудрость), а также выраженный дефицит внимания, быстрая истощаемость, постоянное «соскальзывание» в свой ограниченный мирок, где так уютно бегать из угла в угол, взмахивая руками и шипя что-то себе под нос, повторять одни и те же шутки, вопросы, рассказы, просто вырванные из контекста фразы. В общем, «больная голова» у него самая большая проблема и, видимо, от дцп и повреждения мозга мало зависимая.
Исходя из этих вводных я и строю все эти годы ребенкино обучение, уж как могу. Расскажу немного предысторию, что и как было в началке, и как мы «докатились» до жизни такой, в смысле до СО.

Начинали мы в 2014 году, я была настроена только на общеобразовательную школу, считала, что планку надо ставить повыше, а уйти на понижение мы всегда успеем.
В школу сын пошел в 8 лет, до этого был год посещения платных курсов по подготовке к школе. При этом выбрала не спецшколу, хотя ее настоятельно рекомендовала наша психиатриня, а общеобразовательную, в шаговой доступности от дома. Мне хотелось попробовать интегрировать сына в коллектив и дать нормальные знания. Хотя, особенно после подготовительных курсов, мне уже было очевидно, что ни обычную программу с ее бешеным темпом и перегрузом по домашним заданиям, ни полную школьную нагрузку на весь день ребенок не потянет.  Поэтому я оформила надомное обучение, чтобы учителя ходили на дом, при этом собиралась посещать отдельные занятия, типа чтения-пения, для минимальной социализации и привыкания к школьной жизни. Естественно, отпускать ребзя одного было малореально, поэтому я  договорилась, что буду его ассистентом, и мне пошли навстречу, разрешили присутствовать на всех занятиях даже без заключения пмпк. (Я в этой школе 30 лет назад сама училась в 10-11 классах, старые педагоги и директор меня отлично помнят, вот я и использовала старые знакомства, умело выстроив линию поведения с упором на закон об образовании и подавая все так, что по закону они обязаны до хрена всего сделать и обеспечить для ребенка-инвалида, а я готова прийти на помощь бедным педагогам и, благодаря мне, у них не будет кучи проблем с поиском ассистента, организацией доступной среды в началке, и т.п. Что, собственно, является правдой)))

Планировалось, что мы будем ходить на отдельные уроки, постепенно удлинняя время нахождения в школе и увеличивая частоту посещений от раза в неделю до ежедневного; в перспективе мечталось, что сын будет ходить туда самостоятельно и у меня будет полдня свободных. Но жизнь внесла свои коррективы. 

Во-первых, учебный материал мой сын усваивал (и сейчас усваивает) с великим трудом, только после многократных повторений; на занятиях (не важно, со мной, или с учителями, или в классе) постоянно «плывет», уходит в свой «спектр», отключается от реальности начисто. Ему то и дело  нужен перерыв, а потом — надо помочь «собраться в кучу». Причем за 4 года в началке особых изменений в этом не произошло. Как мы ни тренируем концентрацию внимания, долго оно таки не держится. Нужна оччччень сильная мотивация, а со школьными заданиями это сложно. Первые 2 года я просто на голове стояла, изобретая разные «увлекалки», чтобы ребенок заинтересовался, «зацепился» и заработал. Потом, видя, как вдруг, сами по себе, теряются в никуда наработанные было навыки, проваливаются, как в черную дыру, вложенные и казалось бы, закрепленные благодаря вызванному живому интересу знания, я, честно вам скажу, стала выдыхаться. 

Учителя, которые к нам ходили, старались, как могли, я для них проводила самый натуральный «ликбез» по основам обучения детей с особыми потребностями (ибо наше областное минобразование вообще не чешется в этом направлении, несмотря на все наши письма и обращения на всех уровнях. Причем на нашем психфаке при ТвГУ, где готовят и на дефектологов, есть масса наработок для ООШ по инклюзии и организации обучения детей с разными особенностями, но внедрить их они не могут, до рядовых учителей, которые непосредственно работают с особыми детками, эти достижения не доходят). Я все время старалась организовать как можно более гибкий подход к обучению именно моего сына, с одними педагогами это удавалось легко, есть учителя, хорошо понимающие несовершенство существующих программ и учебников и с удовольствием работающие на конкретный результат у ребенка, а есть те, которые упираются в предписания программы и талдычат, что «букву А надо писать только так, как положено, без отрыва, с петелькой» - таким приходилось отвечать — «скажите спасибо, что он вообще пишет», - и самой находить алгоритмы обучения письму, подходящие моему сыну.

В общем и целом, все достижения ребенка в началке — это на 90% моя работа, без хвастовства и преувеличения. Причем у нас нет широко распространенного обыкновения, когда маму ребенок не воспринимает как учителя, а с посторонним человеком занимается лучше. У нас наоборот. При учителях сын сначала робеет, потом привыкает и разбалтывается. Его все время надо строить и заставлять «собираться в кучу», чтобы хоть как-то работал.  У него даже почерк при работе с учителем и при выполнении домашки был совершенно разный — разболтанный и малочитабельный в первом случае, и почти аккуратный и уж точно понятный — во втором. И на проверочные и контрольные работы учителя приглашали меня присутствовать, именно для того, чтобы помочь сыну собраться в те моменты, когда он начинает «плыть» или просто распереживался и кричит, что ничего не понимает.

 Поэтому в какой-то момент встал закономерный вопрос, надо ли дальше делать ставку на работу с учителями, если все равно пашу с ребенком я? И со мной он занимается на порядок лучше?

Во-вторых, поведенческие проблемы у моего сына. А они у него весьма заметные. Он совершенно не выносит скопления людей, тем более — плотную толпу, которая неизбежна в раздевалке и в коридоре у выхода, просто взрывается, орет,  начинает всех распихивать. Совершенно не умеет общаться с другими детьми, иногда просто не слышит вопросов, обращенных к нему, и если что-то говорит, то талдычит свое. Или просто срывается на агрессию, на любой вопрос в лучшем случае грубит, а обычно - кричит и отталкивает спрашивающего. Вовлекать его в игры на перемене или на разных развлекательных мероприятиях не получается, в упор не понимает правил, опять же, всех распихивает, рвется вперед, сам не зная куда. И корректировать это никак не получается. 
В общем, у меня случился полный затык - я могу объяснять детям и учителям про особенности своего сына, вправлять мозги родителям и психологам, чтоб отстали от него, заводить дружбу с самыми боевыми и хулиганистыми детьми в классе, чтоб нормально общались и не задирали,  но НЕ МОГУ собственному сыну объяснить, что на людей/детей нельзя кидаться с крикам и с кулаками.... не могу научить его общаться... и в школе нет, реально нет условий для его псих.разгрузки, если только в коридор выскакивать два раза за урок, и гулять там от окна к окну, но вряд ли это поможет... В общем, практически каждое посещение школы кончалось форменным нервным срывом и истерикой у ребенка, при этом он еще успевал на кого-нибудь наорать, кого-то ни за что обидеть...

Не говоря уже о таких «милых» мелочах,  как внезапные страхи — во втором классе сын вдруг начал бояться некоторых мультгероев и любых изображений совы, и если в учебнике или на слайдах/в дидактических материалах  вдруг всплывали эти картинки, с ним случалась просто паническая атака с дикими воплями и истерикой, при этом объяснить в чем дело он не мог, просто орал и трясся. Хорошо, что я была в такие моменты рядом и быстро разруливала ситуацию, не представляю, что делал бы учитель без меня, урок был бы просто сорван.
Или посещение туалета. Теоретически мой сын давно делает это самостоятельно, а на практике вполне может забыть застегнуться, не говоря уже — аккуратно заправиться. А учитывая то чумовое аммиачное амбре в мужском туалете (в девчачьем такого нет и все эти годы я недоумевала, как мальчики умудряются устроить ТАКОЕ, в потолок что ли прицельно метят?) , которое мой сын не любил и долго не выдерживал, то каждое посещение сортира выливалось в большую нервотрепку, он туда не хотел идти и оттуда стремился поскорее выбежать, зажимая нос, и порой забывая надеть штаны. Об отдельном туалете для инвалидов речи не шло. Его реально негде делать в нашем здании начальной школы, переоборудованном из детского садика, где все маленькое и тесное, и все и так друг у друга по головам ходят. Одним словом, сломалась я. Возможно, если бы я, как другие мамы аутяток, упорно продолжала гнуть свою линию и водить ребенка в школу два раза в неделю, или каждый день на один-два урока, то никуда бы деть не делся, освоился бы и притерся к коллективу, привык к требованиям и усвоил правила поведения в обществе, но... тут и моих сил не хватило, и была объективная причина.

А именно — вирусные инфекции. И это в-третьих. Мой сын, как я уже писала, соматически не очень здоров, одной астмы, обостряющейся на каждый плевый вирусняк, хватает, чтобы отравить жизнь на пару-тройку недель. А местный иммунитет у сына слабый, едва он выходит в детский коллектив, как тут же что-то подхватывает. Сколько реабилитаций и плановых лечений у нас накрылось медным тазом, сколько вирусов он хватал в поездках, дальних и ближних, достаточно кому-то рядом кашлянуть — готово.  И, если честно,  я с трудом представляю себе, как при этом организовать ему нормальную учебу, весь наш опыт показывает, что если вывести его в коллектив сразу после улучшения состояния, как это делают с обычными детьми, (три дня без температуры = здоров; никто не сидит на больничном по две недели), то на ослабленный организм тут же прыгнет новый вирус и болеть придется по второму кругу, еще и тяжелее, чем в первый раз... В общем, если в сентябре-ноябре мы еще ходили в школу, то зимой, когда начинались сезонные эпидемии, у меня просто рука не поднималась вести ребенка в кишащий кашляющими и чихающими детьми класс. Иногда наши учителя, приходя к нам домой, прямо говорили — у нас треть класса болеет, из присутствующих — половина с чихом и кашлем, пойди разбери, у кого остаточное, а кто как раз заболевает, лучше вам не появляться, риск заражения очень высок, уже и многие учителя болеют. Вот мы и не появлялись. А весной — пыль, цветущие деревья, обострение астмы, тем более, не хотелось рисковать. И я не рисковала. В итоге, из моих жалких попыток социализации ребенка путем вписывания его в школьную жизнь ничего не получилось. И в какой-то момент я перестала об этом жалеть.

Потому что было и в-четвертых. А именно. Мне очень не нравилась наша школа. Как я уже сказала, началка у нас размещается в здании бывшего детского садика. А классов в ней размещается ого-го сколько. Наша школа — это престижная гимназия, в нее стремятся запихнуть своих детей крутые родители со всего города, обязательное правило — брать по прописке — ни фига не работает, добрая половина детей, принимаемых ежегодно в первые классы, живет где угодно, на самых разных концах города. Им либо делают фальшивую прописку друзья и родня (лично знаю такие случаи, еще в нашем старом ТСЖ председатель этим занималась), либо вообще напрямую договариваются с руководством, их сами учителя называют «позвоночники», их принимают « по звонку», вообще не спрашивая, где они живут.

Поэтому каждый год набирают по 5-6 первых классов по 28-30 человек в каждом. Можете представить, какой дурдом творится в этой началке, бывший детсадик трещит по швам. Со второго класса — вторая смена. В маленьких классах - адова теснота, между партами, особенно когда на боковых крючках висят портфели, нужно пропихиваться боком. В коридорах адова толчея и толкотня на переменах. В крошечной столовке дети запихиваются за столы, плотно трамбуясь, плечо в плечо. Про туалеты уже писала, это тихий кошмар. На выходе — месиво детей и одежды в маленьком вестибюле. Впихнуть одежду на битком набитую вешалку, а потом ее там найти трудно было даже мне, сопровождающему сына взрослому, бойкому и бывалому человеку.

Еще и жара и духота,  с проветриванием проблемы, не все учителя озабочиваются тем, чтобы на перемене выгнать всех детей из класса и открыть окно, духота кошмарная, все дети красные и распаренные, у меня после одного урока уже начинала болеть голова от недостатка кислорода. А проветривать при детях почти нереально, все время дверь нараспашку, сквозняк, того и гляди, кого-то продует. При этом из закрытых окон в холодное время года здорово сифонит, сидя рядом с окном можно и флюс заработать. Короче, условия не те.

И однажды, когда сын был уже классе в третьем, выкатываясь с ним в очередной раз из битком забитого здания школы, с трудом приходя в себя после его воплей, я спросила себя — Оля, ради чего это все? Скажи честно, ты хочешь, чтобы твой сын проводил по пол-дня в этом дурдоме? В этой тесноте и духоте? Хорошо, с четвертого класса его переведут в основное здание, там попросторнее, коридоры пошире, но народу — все та же адова толпа, знаю, бывала, не раз  проводила там Уроки милосердия, и точно могу сказать -  школа чертовски перегружена!
И ты хочешь, только честно, ты действительно хочешь, чтобы ради твоего свободного времени твой ребенок находился в этой некомфортной, если не сказать, стрессовой для него, ситуации? И уже неважно, чего он там усвоит, какие знания, важно, как он себя будет чувствовать, и какой ценой будет достигнуто приучение к самостоятельному пребыванию в школе. Нам уже сейчас никакие таблетки не помогают. Один сплошной нервный срыв , и у меня , и у него.

И подумав так, я приняла жестокое решение — на школу забить. В смысле, забить на социализацию и очное обучение. Четвертый класс прошел тихо и мирно, на надомном, в качестве социализирующего фактора выступали наши посещения семейного досугового центра, созданного нашей Тверской организацией «Дети-Ангелы». Рисование песком, праздники и чаепития в узком кругу, Ёлка и Масленица в училище культуры — это еще как-то шло, хотя тоже не без срывов и истерик, в общем, нам хватало. И вот наступил пятый класс.

Переход в среднюю школу. Новые предметы и новые учителя, целых 5, а то и 6 предметников, даже если допустить, что нас по-прежнему не будут колебать с рисованием, музыкой и прочей физкультурой-технологией и просто нарисуют оценки, как делали всю началку, все равно, я не представляю себе этот хоровод посторонних людей у нас дома. А ведь у каждого учителя — свое расписание, своя, немаленькая, нагрузка, и с каждым надо будет согласовывать удобное для него, учителя, время. А нам придется подстраиваться, знакомиться, опять проводить ликбез по работе с особыми детьми, наводить мосты и контакты, привыкать к новой манере ведения уроков, личным особенностям каждого педагога... И опять же, много ли они нам дадут при тех минимальных часах, которые у нас оплачиваются на надомном? Все равно, весь материал придется отрабатывать мне. Ну и зачем мне этот геморрой, подумала я себе.

 И, прикинув, что вариант с оформлением в спец.школу (а у нас очень неплохие корр.школы 7 вида, аж две в городе, в одной есть спец.класс с детками с дцп, + есть классы для аутяток, и там все здорово — малые группы, специально обученные и имеющие большой опыт работы с нашими детками педагоги и дефектологи, доступная среда, ассистенты для колясочников) мне тоже, пожалуй, не подходит, по нескольким причинам — риск частых вирусняков с осложнениями, удаленность от дома, затруднения с доставкой в школу и домой, ибо я машину не вожу, мотаться на такси каждый день не будешь, а утром в час пик пилить на другой конец города — удовольствие еще то, тем более на общественном траспорте с пересадками.  Ну, и не известно, насколько затянется и во что выльется период адаптации к школе и полной нагрузке.

Так вот, все тщательно и несколько раз взвесив, я решила уходить на Семейное обучение.
И в 2019-20 учебном году мы оформили СО.

Как это было с точки зрения оформления. Все просто.

 Согласно закону об образовании и отдельному закону о СО, на эту форму образования можно перейти в любой момент, любому ребенку, без объяснения причин, просто по желанию родителей. При этом ответственность за обучение полностью ложится на родителей. Управление Образования будет только контролировать, чтоб деть учился и школа, к которой он прикреплен, регулярно присылала отчеты — вот, мол, не сидит, в носу ковыряя, вот - контрольные написаны, за год наработал такие-то оценки и т. п.   Можно учить ребенка с инвалидностью и по адаптированной программе, это, опять же, проблема и ответственность родителей — обучить и отчитаться.

 Кстати, прикрепление к школе и ежегодная сдача аттестаций не является обязательной; согласно закону, это право родителей, а не обязанность. Я для себя решила прикрепиться, причем к нашей же школе, где мы свои и контакты налажены, чтобы, во-первых, не иметь проблем с учебниками и программами — нам все выдают; а во-вторых, не бодаться каждый год с УО на тему отчетности. Им важна бумажка, из которой следует, что ребенок учится. Если ее нет, то их будут дрючить, а они могут из вредности настучать в опеку. Хоть у меня и там найдутся знакомые (Тверь — город маленький))) , но не хочется лишних нервов. Наконец, для себя самой мне тоже интересно провести пару раз в год контрольные по всем предметам и увидеть, насколько сын усваивает материал, где надо подтянуться, или пора уже сложить лапки и отправлять его в спецшколу для детей с тяжелым ЗПР и УО, начисто забив на образование вообще.

Поэтому и прошлой осенью, и сейчас, в конце августа, я ходила в УО, где писала заявление о семейном обучении на такой-то учебный год с прикреплением к такой-то школе, а потом шла в школу и там писала заявление с просьбой о проведении аттестаций и заключала договор о СО и аттестациях. Потом получала учебники и договаривалась с завучем, к которой нас прикрепили, о порядке и сроках прохождения пресловутой аттестации. И еще забрала из школы Личное дело и медкарту, чтоб хранилось все у меня. Естественно, предварительно наш переход на СО я обговорила с руководством школы, директор отнеслась с пониманием,и в УО я шла, заручившись ее поддержкой и согласием на прикрепление. 

При оформлении СО обязательно узнайте о компенсации. Она положена по Федеральному закону, но исполнение передано на усмотрение региональных властей. У нас в Тверской области, ничего не платят. В других регионах платят, иногда с выставлением условий ( типа, только детям-инвалидам, только при прохождении ПМПК, и т. п.), надо все узнавать и быть готовыми побороться.

Про аттестации.
С аттестациями в прошлом году у нас вышел небольшой затык. Прикрепленная к нам завуч, бабушка-божий одуванчик и явный энтузиаст своего дела, сначала хотела провести аж три аттестации, каждый триместр, и по всем основным предметам. Но... осенью мы сумели сдать только русский и математику, потом она обещала позвонить мне в конце ноября, но, видимо, напрочь про нас забыла. А я не стала ей напоминаться, т. к. готовилась лечь в больницу на операцию, и мне на фиг не надо было таскаться с сыном в школу, собирать очередные вирусы. В итоге мы созвонились только под новый год, когда уже поздно было что-либо сдавать. Договорись встретиться в марте. И я ей честно позвонила (она опять забыла, говорю же, бабушка, возраст, склероз), и мы даже назначили было встречу — но тут ребенок заболел. Перенесли. Пока выздоравливал — хоба! Корона, карантин, дистанционка, школе вообще не до нас.

В мае я опять позвонила нашей старушке, напомнилась, она дернула учителей-предметников, те накидали мне на электронную почту заданий-тестов-контрольных, сын их выполнил — сначала сам, без моей помощи, и я в свой кондуит занесла реальную оценку его знаний, потом я уже кое-что подправила, чтоб точно получилась положительная оценка, и отправила ответы. Основные предметы сдал в целом неплохо, не ниже трояка, а по русскому и литературе так и вообще четыре, без моей помощи. А с помощью так и пять)))
 По физ-ре был тест про спорт и здоровье, сын нормально справился. По музыке с удовольствием спел песню, я сняла видео и отослала учителю, а еще написал отзыв о просмотренном балете «Жар-Птица», я его сфотала и отправила; по технологии тоже был тест по материалам учебника, тут я уж помогла. И по изо — я честно предупредила о тотальной неспособности сына к изящным искусствам, с его, мол, с трудом рабочими руками, какие тут картинки, какая лепка, для примера прислала фотки работ, которые сын делал без какой-либо помощи. Ну, а для отчета, чтоб было , накидала фотографий всяких лепных фигурок, картинок, песочных аппликаций и коллажей, которые мы делали вместе.
И от нас отстали, всех все устроило, и я, вздохнув с облегчением, вложила в Личное дело листок с результатами аттестации за 5й класс в котором даже не было традиционной тройки по математике. А в Управление Образования секретарь школы сама отчет оправила.

Этой осенью я прошла те же этапы — УО с заявлением, школа с договором, получила учебники и постаралась донести до нашей бабушки-завуча, что три аттестации в год мы физически не потянем, это раз, пусть их будет две — по семестрам. В декабре-январе и в мае. И — два- пусть они будут дистанционные. Скайпа у меня нет, как входить во всякие зумы я не знаю, у меня вообще вон телефон Нокия 3310, и связь со мной по интернету возможна только по е-мейлу. Поэтому пусть нам, пожалуйста, присылают задания, как весной. Мы с удовольствием их выполним. А то болеть уже задолбало, тем более, что в последнее время сын повадился выдавать на вирусы еще и интоксикацию с обезвоживанием, и мы уже который раз едем на скорой с мигалками в больницу под капельницу, а потом еще две недели выхаживаемся.
 Мне кажется, (я надеюсь), дорогая бабуля-завуч меня наконец услышала.  В любом случае, в моем распоряжении остается прошлогоднее оружие — тихий саботаж под благовидным предлогом. Больше двух аттестаций в год сдавать, я считаю, не имеет смысла. Одна в конце года — согласна, маловато, невозможно оценить весь объем знаний. Но и 3-4 раза колотиться над тестами и контрольными тоже считаю нецелесообразным, тем более, что мы идем по инд. графику, по каким-то предметам обгоняем, (например, весь учебник географии, рассчитанный на 5 и 6 класс, прошли за прошлый год. Теперь только повторить и расширить. Биологию любимую тоже проходим быстро и с удовольствием. А вот с математикой частенько отстаем, т. к. приходится много чего долбить по 148 раз, чтобы закрепилось в памяти и легко вызывалось при необходимости. Так что контроль раз в полгода — для нас оптимальный вариант.
Теперь самое главное, как все это у нас организовано, как проходит сама учеба.

Сразу скажу, я ОЧЕНЬ довольна переходом на СО. Мы живем по вольному графику, при этом у нас есть и расписание уроков, и режим дня, и расписан четкий план, сколько материала в неделю мы должны пройти, чтоб не отстать от программы. А как мы это пройдем — по одной страничке в день будем читать, или за один день освоим три параграфа -
это уже наше дело, как пойдет.  Вся фишка в том, что у нас строго 5 дней учебных и два обязательных выходных, а вот когда брать эти выходные — мы решаем по обстоятельствам. Сколько раз в прошлом учебном году нам случалось «сбегать с уроков», например, если в череде холодных и пасмурных дней вдруг выпадал солнечный денек, и мы отправлялись на прогулку на полдня, с коляской и рюкзаком с едой и чаем! И как же это было здорово, позволить себе «схулиганить», все равно потом догоним и отработаем, заняв полдня у субботы, или позанимавшись на час больше в ближайшие три дня. Очень освежает, бодрит и радует, когда можешь себе позволить уйти собирать каштаны, листья для осеннего букета,  или просто гулять по Волге, в то время как все дети в школе. Или уехать на дачу, где можно полдня заниматься, полдня гулять и даже сходить в лес, вместо того, чтобы быть привязанным к графику работы с учителями (как было на надомном).
Да что далеко ходить, вот, непосредственно сегодня, поймав солнышко в окошко, мы радостно ушли гулять в парк сразу после завтрака, а уроки перенесли на послеобеденное и вечернее время, и ничего, все успели и справились; а беготня в парке заменила ЛФК и беговую дорожку)))

Еще один офигенный плюс СО, с моей точки зрения, состоит в том, что я с удовольствием (и с тихим матом) пропускаю и не включаю в занятия всю ненужную бредятину, которая в изобилии присутствует в учебниках. Я четко формулирую цели и задачи по каждому предмету и решаю именно их, не отвлекаясь на частности.  Поясню. Занимаясь с сыном Русским языком я точно знаю, что мне нужно добиться 1. чтоб писал грамотно, 2. чтоб умел связно и красиво выражать на письме свои мысли. 3. чтоб писал разборчиво и эргономично , не перенапрягаясь. И я беру из учебника только то, что работает на эти достижение этих целей. учим правила, делаем упражнения, пишем сочинения.  А всякие фонетические разборы, морфемные и морфологические анализы ( не к ночи будь помянуты) пропускаю нафиг. Или по Истории/географии - там в учебниках многовато лишнего дополнительного материала, может быть, нормотипикам это в кайф и вызывает дополнительный интерес, а мой аутист в этом доп.материале просто тонет. Поэтому я четко вычленяю самую суть, беру только необходимую информацию, и делаю все, чтобы у сына в голове остались базовые знания о мире, в котором он живет. А на итоговые оценки, мне, честно говоря, плевать. Если неумение провести фонетический разбор однажды всплывет на контрольной/экзамене и не позволит получить более высокий балл, мы переживем. При работе с учителями приходилось брать все подряд, учить все темы, вникать во все извивы мысли авторов учебников... как хорошо , что это в прошлом.

Есть и существенный минус на СО - дополнительная нагрузка и еще один фактор эмоционального выгорания для меня. Ну, и ребенку, наверное, тяжеловато постоянно общаться только со мной, без передышки. Хотя, по моим наблюдениям, он легко переключается из учебного режима в режим обычной жизни и общения.
 Переходя на СО, надо понимать, что, самой учить ребенка — это может быть нелегко. Мне вот довольно тяжело, хоть я уже и привыкла, и по профессии я преподаватель, умею планировать, хорошо и доходчиво объяснять умею, и особенности восприятия у сына учитываю. Просто очень устаю, и, когда уроки заканчиваются и сын рвется гулять или общаться, я чувствую, что мне уже хватит и надо как-то отвлечься, отдохнуть, уйти от ребенка на время. Например, в магазин сползать. Или домашние дела поделать, чтоб был перерыв в общении.
Еще один важный момент — к урокам необходимо готовиться, лучше накануне вечером, посмотреть, что будем делать завтра, наметить план  - какие упражнения делать, какую тему как подать, какие дополнительные материалы понадобятся. Просто чтоб не тратить драгоценное время на самом уроке, лихорадочно решая, какой видеоролик про инфузорий или деление клетки нам подойдет, а какой нет.
И еще нужно как-то успевать делать домашние дела, вклинивая их либо в перемены и в те уроки, которые сын учит сам (он вполне может прочесть параграф, например, по истории и составить конспект, который я потом проверю и заодно еще раз повторю с ним учебный материал), либо оставлять на вечер, который я делаю обычно свободным от учебы, ибо отдыхать тоже надо.
А так — я сделала расписание на каждый день, постаралась поставить с утра легкие уроки, для разгона и разминки (ЛФК, геграфию/биологию/историю/литературу), потом, когда уже мозги включаться и заработают, трудные и важные предметы (русский, математику, английский), а на закуску оставлять почти развлекательные вещи — практика по музыке (на рояле потрынькать, или произведения по программе послушать и впечатления записать);  или нарисовать чего-нибудь на заданную тему; или пойти к домашним делам приобщиться — вот тебе и технология с домоводством, вот и 5-6 уроков по 30 минут, в перерывах — разные разгрузочные упражнения, типа нейропсихологических и на мелкую моторику, или просто побегать и помахать руками, сбросить напряжение.
Это все вполне умещается в утреннее время, между завтраком и обедом, с небольшим перекусом в середине. И после обеда можно доделать то, что не успели, еще часок-полтора поработать, и все равно останется время и побездельничать, и погулять, и на домашнее лфк, были бы силы и желание. 

Главное, по моему прошлогоднему опыту, не напрягаться — выдавать материал, а ребенок все равно возьмет только то, что способен взять и освоить. А с контрольными поможем.
И второе главное -  не запускать, не забрасывать ни учебу в целом ни отдельные предметы, чтобы не было потом необходимости срочно догонять и на коленке доделывать.  В общем, все, как при социализме — учет, контроль + электрификация всей страны))). 
И еще очень важно не срываться, не ругаться, а стараться как можно чаще ребенка хвалить, за каждый, пусть малюпусенький, успех. Это дает положительную мотивацию,   создает позитивный настрой и способствует лучшему освоению материала. Впрочем, это уже прописные истины))).

Извините, получилось очень длинно. Если есть вопросы
по теме — пишите, постараюсь ответить. Спасибо за внимание, у меня все))) ,mm


















 
« Последнее редактирование: 03 Сентября 2020, 22:43:49 от Нима »
Дальше действовать будем мы!

Оффлайн NAB

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 66620
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 2303
  • Пол: Женский
  • Наталья, сын Женя - взрослый аутист
    • Мой теремок
  • Награды http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=54529.0 [url=http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=50430.msg2431219#msg2431219]Кулинарный конкурс: "А скоро спас!" [/url]
    • Награды
Re: Семейное обучение.
« Ответ #115 : 04 Сентября 2020, 08:41:22 »
@Нима, с днём рождения! Всех тебе благ в жизни!  ааа
За тучами всегда есть солнце!

Оффлайн Нима

Re: Семейное обучение.
« Ответ #116 : 04 Сентября 2020, 21:55:50 »
@NAB, НАташа, спасибо большое за поздравление!  эээ
Дальше действовать будем мы!

Оффлайн ElenaT

Re: Семейное обучение.
« Ответ #117 : 08 Сентября 2020, 16:46:06 »
Нима, огромное спасибо за такой подробный отчёт о СО.

Оффлайн Севилья

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3208
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 156
  • Пол: Женский
  • Татьяна и Боренька, Москва
    • Награды
Re: Семейное обучение.
« Ответ #118 : 10 Сентября 2020, 22:48:38 »
@Нима, спасибо за пост!
у нас мальчики. - просто близнецы )
читаю тебя - прям про своего
не в полемику с тобой, а в дополнение, свои 5 копеек приплюсую... вдруг, кому пригодится...
мы с тобой шли в противофазе на старте)
 я сразу оформила семейное - как вариант отступного, если первый же год ребенка в системе общего образования покажет, что обучение в обычной школе не реально... и два года мальчик, обучаясь в классе в частной школе, сдавал в госшколе аттестации как семейник.
когда ты совсем разочаровалась в школе, как необходимой среде, я  еще дергалась )))
то, что ты сейчас реализуешь с сыном - удел единиц. Тех, кто профессиональный преподаватель, что имеет опыт и ресурс с вечера составлять учебные программы на предстоящий день.
моего ресурса, даже, если я дома с ребенком, не хватает даже на то, чтобы спросить, сделал ли он домашку на завтра. Точнее, на разок-другой хватает, но уже назавтра бензин кончается. Не то, чтобы с ним делать. и уж тем более, не то, чтобы объяснять новую тему накануне.

Ты исключительно крутая! респект тебе!  Здоровья и удачи!!!
Слава Богу за все!

Оффлайн Нима

Re: Семейное обучение.
« Ответ #119 : 13 Сентября 2020, 11:25:08 »
@Севилья, ТАнюша, спасибо за добрые слова!
Вы с сыном для меня как раз пример несгибаемой воли и успешной социализации))) Твой все-таки освоился в школе, и теперь тебе просто не надо заморачиваться его учебой, это так здорово.
А мы сломались, я прежде всего. учиться и жить нам комфортно, но с социализацией швах. Впрочем, деть растет, все меняется, глядишь, и в этой сфере будут позитивные сдвиги, хотя бы на полноценные концерты в филармонию ходить будем,  а не на одно только первое отделение. и на детские праздники без скандалов и истерик)))
НАсчет того, что самому учить ребенка трудно - согласна, но не так уж и. Практика показывает, что деть либо учится хорошо, и быстро втягивается в самостоятельную работу, родителям остается только проконтролировать график.
 Либо, как в моем случае, учится плохо, и тогда остается выдохнуть и не напрягаться, выдавать материал и не ждать чудес. Я лично смотрю на уроки как на 1. тренировку усидчивости, умения  "собраться" и все-таки решить поставленную задачу.
 2. тренировку кратковременной и долговременной памяти.
 3. возможность дать базовые знания, ребенок возьмет, сколько сможет, + бывает, чем-то внезапно заинтересуется,  начнет самостоятельно копать, чем бы дитя не тешилось... мой таким образом сменил несколько увлечений - поэзией Пушкина; классической музыкой; астрономией; греческой мифологией; палеонтологией. теперь вот в орнитологи подался. все это поверхностно, конечно, но важен интерес и самостоятельный поиск информации....
Дальше действовать будем мы!