Автор Тема: Упражнения для тренировки ходьбы  (Прочитано 13939 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн DarynkaАвтор темы

Упражнения для тренировки ходьбы
« : 06 Апреля 2011, 23:45:50 »
В процессе тренировки ходьбы больного следует обучить:
1) правильной вертикальной установке головы и туловища по отношению к опорной поверхности;
2) перемещению центра тяжести верхней части тела на опорную ногу;
3) перемещению неопорной ноги;
4) правильной постановке стопы в конце фазы переноса ноги;
5) возможности сохранить позу стоя при опоре на каждую ногу;
6) равному распределению массы тела на обе стопы;
7) направлению движения и ритму. Сначала обучают ребенка ходьбе с поддержкой. На этом уровне развития локомоторных реакций для поддержки можно использовать руки взрослого, параллельные брусья, канат, раму, расположенную спереди или по бокам ребенка; приспособления на полозьях, колесах; костыли, канадские палочки; боковые вертикально расположенные шесты, подвесную дорогу.
Детям с атаксией, атетозом и выраженной пропульсией целесообразно использовать при ходьбе утяжеленные тележки, толкая их впереди себя. Сначала ребенок держится за опору двумя руками, затем одной, но при выраженных асимметриях лучше постоянно держаться обеими руками. Для обучения переносу центра тяжести с одной ноги на другую и отработки техники различных фаз ходьбы очень удобно пользоваться параллельными брусьями. Вспомогательные приспособления позволяют ребенку осознать возможности удержания массы тела при передвижении, что способствует развитию потребности в ходьбе. Однако следует помнить, что длительное  применение вспомогательных средств при ходьбе развивает страх падения, который большинство детей преодолевает с большим трудом. Поэтому более эффективна тренировка самостоятельной   ходьбы без дополнительных приспособлений, последние лучше использовать лишь кратковременно, в качестве переходного этапа от стояния к ходьбе. Упражнения, применяемые для тренировки самостоятельной ходьбы:

155. Ребенка удерживают вертикально на опоре. Слегка наклонив его вперед и ротируя туловище то в одну, то в другую сторону, стимулируют шаговые движения.

156. Удерживая ребенка за руку, толкают и тянут его в различных направлениях,    стимулируя шаговые движения.

157. Удерживают одну стопу ребенка, толкая его вперед, провоцируя шаговые       движения (рис.230).



158. Ребенка    удерживают    за бедра и быстро ротируют тело; он должен    сделать   защитный   шаг (рис.231).



159. Подниманием   и   наружной ротацией рук смещают   центр тяжести верхней   части  туловища и стимулируют шаговые движения (рис.232).



160. Руки ребенка опущены, методист ротирует их наружу и слегка заводит за спину. Стимулируют шаговые движения то одной, то другой ноги, нанося  толчки в    области ягодиц, синхронные с шагом. Это побуждает к движению туловища   вперед,  улучшает разгибание бедер в каждой опорной   фазе. Длина   шага   вначале может быть минимальная (рис.233).



161. Методист отводит руку назад в наружной ротации на стороне опорной ноги, удерживая се в области локтя. Другой рукой делает толчок в области ягодицы противоположной  ноги, стимулируя се движение вперед (рис.234).



162. Ноги   широко расставлены, руки в стороны. Ребенка придерживают в области груди или просят    самостоятельно     переносить массу тела с одной ноги на другую с наклоном туловища в стороны, производя при этом короткий шаг   вперед    («падающий шаг»).   Упражнение   способствует выработке  чувства   опоры и правильного    перемещения туловища (рис.235).



163. Тренировка  в положении двойной опоры — на   пятку передней и носок задней ноги. При поддержке методиста ребенок делает качательные движения, ставя на опору полностью то одну, то другую ногу (рис.236).



164. Тренировка шага на тренажере (рис.237).



165. Обучению   ходьбе по лестнице   предшествуют    упражнения подъема на стульчики   различной высоты, держась руками за канат или самостоятельно (рис.238).



166. Подъем и спуск по ступенькам различной высоты с перилами и без перил.

167. Ходьба в латеральном   направлении    с   поддержкой   методиста или держась за канат, перекладину  (боковой шаг) (рис.239).



168. С подстраховкой  методиста ребенок делает   несколько  шагов на      раскачивающемся батуте. Упражнение стимулирует выработку равновесия.

169. Ребенок стоит спиной к стене со слегка разведенными ногами, методист перед ним, стимулируя сделать   несколько   самостоятельных   шагов.   Можно   просить ребенка взять руку методиста или полотенце для преодоления   страха   падения. Иногда   сначала ребенку легче делать шаг, приставляя к опорной ноге другую ногу. Опорную ногу следует менять (рис.240).



170. Ребенок идет самостоятельно. Методист подстраховывает его, слегка  прикасаясь  рукой к голове (рис.241).
После того как ребенок научился самостоятельно ходить, применяют упражнения, направленные на совершенствование ходьбы:



171. Отработка  длины шага (рис.242).



172. Правильная постановка стопы (рис.243).



173. Ходьба в разном ритме.

174. Быстрые старт и остановка по заданию.

175. Ходьба  «громко» и «тихо».

176. Ходьба с поворотами.
177. Упражнения   на разведение и наружную ротацию ног (рис. 244, а, б).





178. Тренировка    переднезаднего переката стопы (рис. 245, а, б). Соскальзывающее   движение    ног по валику кзади способствует растяжению ахиллова сухожилия.





179. Упражнение    на   рольганге для формирования переката стопы с пятки на носок: стопы ребенка размещаются    на    2—3   роликах, вращающихся под тяжестью тела, при   этом   возникает   последовательное сокращение   мышц стопы, аналогичное переходу с пятки на носок.

180. Для    отработки    тыльного сгибания   стопы   на ее передний край  надевается резиновая петля. Больной самостоятельно или с помощью методиста тянет носок на себя.

При гиперкинезах для обучения ходьбе используют тяжелую обувь, утяжеленные куртку и брюки, хождение с лямками на вожжах, на подвесной дороге, скольжение на лыжах, палочках. Ротационные движения головы можно уменьшить ношением плотного, а иногда и утяжеленного ворота.
В комплекс упражнений для детей с гиперкинезами целесообразно также включать перенос или перекат утяжеленных предметов на различные расстояния, поднимание и опускание грузов через блок посредством тяги за веревку, растягивание резины, толкание впереди себя утяжеленных колясок. Нагрузка на мышцы подавляет насильственные движения. Для подавления патологических содружественных движений рук при ходьбе ребенку рекомендуют смыкать вытянутые вперед руки в «замок» или удерживать в них палку. Для закрепления ходьбы используют различные игры, улучшающие равновесие и координацию движений, способствующие закреплению их автоматизма.