Автор Тема: Школа и проблемы с письмом  (Прочитано 26215 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #60 : 11 Ноября 2014, 12:09:21 »
Понятно. Причём НИ ОДНОГО рисунка, где ребёнок вообще держит ручку правильно ллл
Вот там, где классический правша - так держит ручку ребёнок с выключенным запястьем. Он локтем пишет... И именно поэтому кисть является продолжением руки - как локоть тянет, так рука за ним и идёт...
С амбидекстром меня вообще убило ллл Я сама амбидекстр - если я пишу правой рукой слева направо - рука в классически правильном положении, если справа налево - вот там кисть выгнута... но ручка в кисти лежит правильно, выгнуто запястье. Хотя при желании я могу руку и в классическом варианте держать. Если я пишу левой рукой - всё наоборот: справа налево рука в классическом положении, слево направо кисть выгнута. Почерк да, там большое разнообразие ллл но больше зависит от скорости письма и от характера попутно выполняемых задач.
Где вы, старые добрые программы по развитию движений руки - локтевых, запястных, кистевых, пальцевых? Ау-у-у!

Что касается Саши - похоже на амбидекстра, но у амбидекстров в первую очередь обращается внимание на уверенность и нажим. Вообще тут нужно тестировать очень подробно... 
Но если в целом - я бы до последнего билась именно за правую руку. Вот если бы она по всем параметрам давала лучшие показатели по левой - тогда я бы подумала.
И в первую очередь я бы сейчас занялась зрительным анализом - раз, и развитием пространственных соотношений и координацией - два.
Саша музыкой занимается? На каком инструменте?

Оффлайн КнСн

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 154
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #61 : 11 Ноября 2014, 13:06:00 »
Понятно. Причём НИ ОДНОГО рисунка, где ребёнок вообще держит ручку правильно ллл
Вот там, где классический правша - так держит ручку ребёнок с выключенным запястьем. Он локтем пишет... И именно поэтому кисть является продолжением руки - как локоть тянет, так рука за ним и идёт...
С амбидекстром меня вообще убило ллл Я сама амбидекстр - если я пишу правой рукой слева направо - рука в классически правильном положении, если справа налево - вот там кисть выгнута... но ручка в кисти лежит правильно, выгнуто запястье. Хотя при желании я могу руку и в классическом варианте держать. Если я пишу левой рукой - всё наоборот: справа налево рука в классическом положении, слево направо кисть выгнута. Почерк да, там большое разнообразие ллл но больше зависит от скорости письма и от характера попутно выполняемых задач.
Где вы, старые добрые программы по развитию движений руки - локтевых, запястных, кистевых, пальцевых? Ау-у-у!

Что касается Саши - похоже на амбидекстра, но у амбидекстров в первую очередь обращается внимание на уверенность и нажим. Вообще тут нужно тестировать очень подробно... 
Но если в целом - я бы до последнего билась именно за правую руку. Вот если бы она по всем параметрам давала лучшие показатели по левой - тогда я бы подумала.
И в первую очередь я бы сейчас занялась зрительным анализом - раз, и развитием пространственных соотношений и координацией - два.
Саша музыкой занимается? На каком инструменте?
Саша в подготовительном классе по хоровому отделению. Инструмента у них пока нет - будет на след. год фортепьяно.
По зрительному анализу - это графические диктанты, дорисуй недостающую часть картинки, лабиринты?
А пространственное соотношение и координация это в каком направление покопать?
 Еще про вчерашние тесты - нажим левой рукой слабый, но потренировавшись минут 5 стал почти как на правой. Попробовав раскрашивать раскраску - фломастером  раскрашивает меднение чем правой, но аккуратнее( может из-за того что скорость снижена, больше концентрируется на согласованности движений).


Оффлайн КнСн

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 154
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #62 : 11 Ноября 2014, 14:39:42 »
 Вот еще интересненькое нашла. Взято отсюда http://www.pedlib.ru/Books/6/0249/6_0249-44.shtml#book_page_top

Если ребенок праворукий, но левоглазый, то у него могут быть свои специфические трудности. Когда такой ребенок пишет правой рукой, то основная информация от руки приходит в левое полушарие, а от глаза, по-видимому, в основном в правое. Для того, чтобы осуществлять координацию между движением руки при письме и зрительными ощущениями от написанного, необходимо сопоставить ту и другую информацию, перенести ее из полушария в полушарие.
Но у детей до 9-10 лет, особенно у мальчиков, нервные пути, соединяющие два полушария, еще окончательно не сформированы. Это создает для детей определенные трудности. В то же время именно левоглазые взрослые имеют обычно более высокий интеллект, поэтому очень важно иметь в виду, что если эти дети могут запаздывать на ранних этапах овладения письмом, то в дальнейшем они не только догонят сверстников, но, возможно, и перегонят их. Поэтому надо не торопиться и не сердиться на ребенка при первых его трудностях, а набраться немного терпения и помочь ему принять их как должное, временное и нестрашное.
image030.jpg
Обычный тип письма
image032.jpg
Письмо «крюком»
image034.jpg
Промежуточный тип письма (карандаш параллелен строчке)
Рис. 12. Разные варианты положения руки при письме
Как ни странно, но именно с индивидуальными особенностями асимметрии мозга связывают то, как ребенок держит карандаш при письме и рисовании. Считается, что если центр речи расположен в полушарии, одноименном с пишущей рукой — у левшей в левом, как у правшей, а у правшей в правом (и такое, хоть и редко, но встречается),— то нормальным для этих детей и взрослых будет письмо «крюком», то есть когда тупой конец карандаша или ручки направлен не в плечо, а в противоположную сторону, «от себя» (рис. 12). Если такого ребенка мы будем заставлять держать ручку «как все», то надолго задержим развитие его способности писать и вряд ли добьемся успеха. Ведь это тот выход, который дала природа, чтобы информация от руки попала в то полушарие, где находится центр речи.

Оффлайн musika

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 12
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #63 : 16 Ноября 2014, 20:45:36 »
У нас тоже почерк не из лучших, а если честно-караул! И это несмотря на то, что пишем уже четвёртый год, сейчас во втором классе. У нас а.-а. форма ДЦП.

Оффлайн чайка лара

Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #64 : 17 Ноября 2014, 07:40:03 »
У нас тоже почерк не из лучших, а если честно-караул! И это несмотря на то, что пишем уже четвёртый год, сейчас во втором классе. У нас а.-а. форма ДЦП.
.        У нас такая же форма. Сын дошкольник.как вы учились, когда стало хоть что-то получаться? У нас большие корявые несоразмерные буквы, плохо распознаваемые . В клеточках сам писать не может, плавности линий нет.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #65 : 17 Ноября 2014, 09:41:13 »
У нас у одного смешанная, в руках практически а-а, а в кистях ещё и спастика, причём наоборот... у него не сжата кисть, а разжата. Вот чтоб ручку взять, нужно кисть расслабить, а чтоб писать, нужно нажать... пальцы напрягаются, и кисть тут же разжимается. Ну ничего, к пяти годам научился писать линером, на него нажимать вообще не нужно (не фломастером - с ним невозможно добиться правильной постановки руки, в правильном положении он просто не пишет). В шесть начал писать очень мягким карандашом, в семь - до ручки дорос... Да ещё и далеко не каждая ручка у него вообще писала, я замучилась по всей Москве гоняться... чтоб на масляной основе, чтоб с шаровым пишущим узлом (а не с конусным), чтоб писала практически в любом положении и при любом нажиме, чтоб паста была тёмная, чтоб скорость подачи чернил на пишуший узел была высокая (это зависит от обжатия пишушего узла), чтоб линию давала толстую (при прочих равных параметрах такая ручка пишет мягче), чтоб...
У второго гиперкинетическая форма... ну это вообще караул... он в самом начале вообще писал весь привязанный: корпус, ноги, стопы, предплечье пишушей руки (ещёи на бруске, чтоб запястье поднять), целиком вторая рука, голова в упоре... Потом потихоньку научился сам никуда не сползать и руку свою усмирять.
Но вот почерк что у одного, что у другого, как ни странно, был вполне приличным, у первого так даже и красивым. Второй когда пытался ручку на бумагу поставить в нужное место, крнчик ручки вообще ходуном ходил с довольно сильным размахом... чтоб вообще хоть как-то писать, он руку зажимал накрепко аж от шеи начиная, на шее жилы вздувались, рука вся каменная... какой уж тут почерк... постепенно научился писать не в таком вот напряжении, стало лучше намного. Но у него и сейчас (ему одиннадцать с половиной) почерк очень сильно зависит от того, как он вообще сидит. Если сам, то он, естественно, не вспоминает, садится как попало, ну и почерк... читаемый в принципе, но ужасный. Если напоминаю, чтоб сел правильно - нормальный почерк, если усаживаю сама - очень даже приличный... У нас это целый ритуал ллл сел, попу подвинул на середину стула, ноги поставил чётко к ножкам с правильным упором, тетрадку положил на своё место, спинку прогнул, шею выправил, голову прямо... левую руку в правильное положение, дальше взял ручку правой рукой, положил предплечье на стол, проверил ноги-спину-руки-голову... уфф, можно работать ллл По его почерку я сразу могу сказать, за чем он не уследил... обычно или ноги, или спина, руки он видит... Если тетрадка не так лежит, или голову не так держит - это совсем другие погрешности в почерке... кстати посадка ещё и на концентрацию внимания сильно влияет, особенно спина и голова. Сядет ровно - прям сразу такой умный ллл
Но вот так прямо жёстко я требую либо на чистописании, либо на списывании текста на русском. Там, где нужно именно на процессе письма сосредоточиться, на самих буковках. Или при списывании задания по математике в тетрадь. Иначе он запросто, например, вместо одной буквы другую пишет... А вот там, где нужно сделать грамматическое задание или решить задачу, пример - там уже нужно думать самому, а не просто копировать, и вот там уже и ноги подгуливают, и голова на плечо, и почерк летит сразу... но тут уже читаемый - и ладно. Либо он решает устно, я записываю всё, что он мне диктует, а он потом красивенько переписывает.

Оффлайн hope11

Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #66 : 17 Ноября 2014, 13:06:51 »
Инна, а есть какие-то упражнения по борьбе с зеркальностью при письме? Или только многократное повторение того, откуда начинаем читать и писать?

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #67 : 17 Ноября 2014, 20:55:48 »
Есть... только вот всё ли я вспомню?
Опять же, начинают не с букв. Начинают с отработки однонаправленных и разнонаправленных движений рук. Право-лево, вверх-вниз, вперёд-назад. Причём вправо-влево обязательно с пересечением средней линии тела... примерно от плеча до плеча, если спроецировать. Плюс тщательно нужно проработать всё тело: правая рука, правая нога, правое ухо, правый бок и т.д.

Оффлайн чайка лара

Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #68 : 18 Ноября 2014, 19:09:22 »
Инна, большое спасибо за подсказки! Когда я была абсолютно глупой мамашей ( сейчас я относительно глупая), я мало обращала внимание на то, как сын на стуле сидит... А он сидел без нормальной опоры на ступню, почти на спине, а не на попе. Сейчас тоже ритуал высаживания вырабатываем. Скажите, разнонаправленные движения отрабатывать размашимистыми? Прямо на всю величину листа, стараясь не отрывать карашдаш от бумаги? Типа буквы Z например? И проговаривать при этом, куда ведем руку? Правильно?

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #69 : 19 Ноября 2014, 01:03:06 »
Оставьте пока бумагу в покое ллл вместе с карандашом.
Берём тазик с водой (квадратный и большой) или воду в ванну набираем. И учим ребёнка полоскать бельё. Цепляем тремя пальцами в щепоть и поехали: вправо-влево-вправо-влево (начинать правой рукой всегда с движения вправо, левой - с движения влево). С комментированием, куда движемся. По амплитуде движение довольно большое, но быстро не нужно, Впрочем, в воде особо быстро и не получится. Потом вниз-вверх-вниз-вверх, начинать всегда с движения вниз. Потом по диагоналям... ну тут вам нужно самим придумать четыре картинки, обозначить ими четыре угла тазика (это вам нужно раз навсегда выбрать четыре кардинально отличающиеся именно для вашего ребёнка картинки, и по виду отличающиеся, и по звучанию, такие картинки, которые он, ночью разбуженный, не перепутает ни на вид, ни на слух) и вести, например, к солнышку - к улитке. И по кругу: по часовой стрелке - часики, против часовой - колёсики. Только не вздумайте в первый же раз это всё проделать ллл На отработку каждого вида движения даётся неделя, каждой рукой отдельно. То есть вот в первую неделю вправо-влево-вправо-влево каждой рукой отдельно, во вторую - вниз-вверх-вниз-вверх каждой рукой отдельно, в третью - повторяем вправо-влево каждой рукой отдельно и пробуем встречные движения, причём начинаем со скрещенного положения рук. Здесь уже никаких вправо-влево, здесь другие комментарии: разошлись-сошлись или разбежались-обнялись...  или сами придумайте. Вначале не обращаем внимание, как руки сходятся, но когда движение освоено, при схождении сверху должна окаываться то одна, то другая рука по очереди. На четвёртой неделе вспоминаем каждой рукой вниз-вверх-вниз-вверх и пробуем однонаправленные одновременные движения двумя руками (вправо-влево легче разноимённые движения выполнять, а вот вверх-вниз - одноимённые). На пятой неделе пробуем одноимённые движения вправо-влево, тут с комментариями уже, на шестой неделе - разноимённые движения вверх-вниз, обязательно начиная с движения вниз ведущей рукой, неведущая одновременно движется вверх. Ну тут комментарии в виде пары каких-либо ничего не значащих слов... ну типа лим-ух... Кстати, всё это можно проделывать и под стихи. Ну там... "вправо-влево, вправо-влево, мы смываем с майки пену..." я сама их сочиняла. Можно отрывки стихотворные брать, только по ритму чтоб подходили. Типа "мороз и солнце, день чудесный", например, не подойдёт. Нужно с  таким же ритмом, как в моём отрывке.
Ни в коем случае не двигайтесь дальше, если движение не освоено. Ну понятно уже, что нечётные недели - это вправо-влево, а чётные - вниз-вверх. Не получилось - значит, на третьей неделе повторяем снова одной рукой вправо-влево. Этот начальный этап должен быть очень хорошо отработан... это и полгода может уйти на него, и больше. Торопиться тут нельзя.
Вот если вы всё отработали, у вас хорошо получается на одном занятии и вправо, и влево, и вверх, и вниз, и в одноимённом, и в разноимённом движении, по вашей просьбе ребёнок уже любое движение из этих выполняет уверенно, переходите к диагональным движениям. Это только каждой рукой отдельно, они вообще очень сложные. Иногда ребёнку круговые даже проще выполнить. С круговыми так же: каждой рукой по отдельности по часовой стрелке - часики, против часовой - колёсико. На этом нужно подольше посидеть, прежде, чем двумя руками объединять. Ну с одноимёнными всё аналогично, двумя руками вместе часики, двумя вместе колёсики... а вот разноимённых тут два получится: вначале правой рукой по часовой стрелке, а левой - против часовой, потом правой рукой против часовой стрелки, левой - по часовой. Этим движениям сами придумайте два разных названия. Но вообще это уже высший пилотаж... мой и в одиннадцать второе из этих движений выполняет с большим трудом. Так что их можно и вообще только отдельно выполнять... это вам на будущее перспектива. Кстати, эти вот круговые проблему зеркальности во многом и снимают: потом просто запоминаем, эта буква - часики или колёсико? Например, Б и З - это часики, Д и О - колёсики, а вот Ф и 8 - вначале колёсико, потом часики. Хотя 8 сейчас по-дурацки предлагают писать, наоборот, вначале часики... Так потом и комментируете: палочка, часики, колёсико...
Почему именно в воде и именно полоскать? Вода даёт неплохое сопротивление, плавность движений, плюс тёплая вода снижает спастику, а сопротивление воды - гиперкинезы. Ну поначалу и платочек или ленточку может быть трудно в руке удержать, но вообще эти движения должны быть с приличной нагрузкой. Ориентируйтесь примерно на футболку того размера, которую носит ребёнок. Хотя с ленточками упражнение получается прикольным.
К тому же вода ещё и неплохо даёт почувствовать изменение направления движения. Плюс бельё нужно всё же полоскать, а не запутывать... а это получится только при нормальном фиксировании остановки руки и смене направления работы запястья. В принципе, именно запястье мы туи и раскачиваем, уходя от локтевых движений. Писать-то вот локтевым движением получится, а вот бельё полоскать - фиг ллл
Ну а дальше - безудержный полёт фантазии ллл. Чего хотите футболкой в воде вырисовываете, любые фигуры. Кстати, можно купить коврик для ванны на присосках, разрезать его на полоски, и из этих полосок выклеивать на дне ванной всё, что угодно: хоть геометрические фигуры, хоть буквы, хоть цифры. И футболкой их "обводить". Но вот это - уже только ведущей рукой.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #70 : 19 Ноября 2014, 01:09:48 »
Кстати... на первых порах можно, например, положить ребёнка на живот на скамейку, а тазик поставить внизу под скамейкой, примерно чтоб на уровне плеч получился. Или над ванной на решётках для ванны уложить. Так ребёнку не нужно думать о положении равновесия, лежи себе спокойно ллл Плюс мы чётко тут этой скамейкой разделили левую и правую половины тела. Всё право - по одну сторону скамейки получилось, всё лево - по другую. Плюс мы тут практическти отключаем зрительный контроль, оставляем голую кинестетику. Многим детям так проще.

Оффлайн Istrinka

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12315
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #71 : 19 Ноября 2014, 01:42:15 »
Да, ещё забыла... каждый вид движения отрабатываем НЕ МЕНЬШЕ недели. Даже если оно получается сразу идеально (во что я просто не поверю - внимание нужно обращать не на результат, а на работу руки в процессе выполнения). Потому что здесь наша цель - не само движение выполнить, а его нужно осознать, ощутить, прочувствовать... Меньше, чем неделя, на это не уходит, это наработка "телесной памяти", процесс небыстрый весьма.  А если движение не получается - то до того момента, как получается, и ещё неделя на закрепление.
И не делайте это скучным упражнением. Здесь для развлекухи возможностей масса.

Оффлайн чайка лара

Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #72 : 19 Ноября 2014, 06:47:34 »
Спасибущее Вам! Будем пробовать! Инна, а Вы не зад умывались над изданием какого -нибудь пособия, обобщающего Ваш опыт? Я серьезно. Специздательства напечатали бы или благотворительный фонд какой ... Мы занимались по логопед пособию известной Климонтович из ЦЛП, ее книга была издана фондом Е Бероева и К Алферовой. А весь тираж наши сайтов кие мамы бы вмиг раскупили и СПАСИБО сказали...

Оффлайн Никуля

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 103
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Мужской
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #73 : 19 Ноября 2014, 15:00:13 »
Здравствуйте Инна! У моего сыночка диагноз ДЦП спастический трипарез. Я занимаюсь с ним сама. Прочитала всю тему нашла много интересного , например про кисточки ( как правильно рисовать линии кистью). Мы с ним лепим, разукрашиваем(штрихуем), вырезаем, клеим аппликации. Сын пишет по прописям(обводит по точкам рисунки, палочки , квадратики, кружочки, петельки), получается не очень. Линии кривые. Ровно не получается. Он даже не может просто ровную линию провести, она у него вся зигзагом каким-то(я называю это горы, горы). Раньше карандаш держал только в кулаке, сейчас старается в щепоточке держать, но не очень получается. Может вы нам тоже что посоветуете? Как научить его рисовать ровные линии?

Оффлайн musika

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 12
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
    • Награды
Re: Школа и проблемы с письмом
« Ответ #74 : 20 Ноября 2014, 11:20:14 »
    На всякий случай и я напишу, как у нас было. Лет в 5 логопед начала нас учить письму по каким-то специальным прописям, она их приносила. Для проблемных детей. Я тогда ещё подумала, что для нас это рано-письменными буквами писать. Печатными даже не умели. А потом по-тихоньку-по-тихоньку, смотрю что-то получаться стало. Но всё это только с логопедом, меня сын не воспринимает, особенно, если ему очень трудно. Не может себя заставлять. И я с трудом могу. Потом, пройдя эти прописи, я  стала уже сама ему покупать обычные классические прописи, но только крупные. Этих прописей мы писали очень много!!!!! Сейчас уже пишем в обычных тетрадях, но проблема с почерком остаётся, конечно. В основном, размер букв хромает- одна буква уместится в одну клетку, другая - в две, третья- даже в три бывает. Но я и этому рада.