Автор Тема: Метод M.A.P Марианны Лынской по запуска речи у не говорящих  (Прочитано 53716 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Княгиня Мышкина

@МаТася, любая, которая повторяет. у нас был «апельсинчик»
вот примерно, как это было.
года 4 ему тут.

по каждому пункту могу простыню написать... потому что это было на месяцы, если не на годы.



https://www.youtube.com/watch?v=PED1iylfO-Y
« Последнее редактирование: 05 Сентября 2019, 15:46:57 от Княгиня Мышкина »
Оля. сын Ванечка 13 лет. 28 недель 980г. двойная гемиплегия 3 ст., ПВЛ, ПИВК, судорожный синдром, ЧАЗН, 5 GMFCS

Оффлайн мама катя и викуля

@Княгиня Мышкина, вы большие молодцы!
А нет ссылки на приложение, не могу найти в плей маркете похожее?

Я смотрю на тебя, моя доченька,
 Синеглазая, светлокосая.
 Я люблю тебя нежно очень,
 Моя солнечная и курносая!

Оффлайн Княгиня Мышкина

@мама катя и викуля, любое приложение берите. котик том, напрмер. я сейчас сама не знаю, какие есть в магазине приложений.
Оля. сын Ванечка 13 лет. 28 недель 980г. двойная гемиплегия 3 ст., ПВЛ, ПИВК, судорожный синдром, ЧАЗН, 5 GMFCS

Оффлайн МаТася

Спасибо!

Оффлайн кисярыба

Я вообще покупала мягкие игрушки повторюшки )
Катюша, дочка, всё в жизни не просто...
"За что? почему" - безответны вопросы...
Наверное надо всё это пройти,
Чтоб ЖИЗНЬ ПОЛЮБИТЬ - и ДАЛЬШЕ ИДТИ !!!



Оффлайн Frosja

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 101
  • Страна: lv
  • Благодарностей: 0
    • Награды
@Княгиня Мышкина,
 1. рот был постоянно открыт и поток слюней. учила закрывать челюсть. и удерживать ее хоть секунду в закрытом состоянии.
Как можно заинтересовать ребенка удерживать рот закрытым?

Оффлайн Княгиня Мышкина

@Frosja, сначала только пассивно. я своими руками держала. когда спал, когда лежал рядом. много и постоянно. на сотни а может и тысячи раз шел счет. в течение дня делали игру «волк зубами щелк» - челюсть закрывала ему рукой (чтобы он прочувствовал другую позицию мышц) и отпускала аккуратно, убирала свою руку незаметно, чтобы хоть доля секунды самостоятельного удержания было. плюс работа с шеей. мышца, которая отвечает за удержание челюсти связана с работой мышц шеи, спины, подключичной области. надо смотреть, что там с ними. и постоянно закрывала ему рот рукой, когда отпускаю и он хоть секундочку удерживает - хвалю и обнимаю. когда ребенок совсем не чувствует лицо, помогает тактильная стимуляция. горячо холодно прикладывать, щеточки всякие. массаж точечный щеч (спиралькой) напротив ушей (там прикрепление нижней челюсти к верхней части лица). в общем... куча всего. сначала пассивно. потом в виде игры и хвалить. и не факт, что и это получится в случае, когда ребенок совсем мышцами не владеет. эту синаптическую цепочку надо пробивать. формировать. долго. увы. и без гарантий на прекрасный результат. лицо это сложная тонкая моторика. в случае тяжелого дцпешки легко не будет ни разу. но! делая что то часто. работая интенсивно и длительно (ну хотя бы несколько месяцев ежедневно), то результат должен быть. шансов много.  еще во время еды ребенок учится челюстью двигать. если хоть капельку получается, надо цепляться клещем в умелку и расширять окно возможностей. игры? любые. например, слайсы из огурца это билетики. а зубки должны «прокомростировать» билетик... если секунду может ротик закрытым держать, можно давать ему кусочек фрукта (длинный. чтобы вы схватили сразу и чтобы ребенок не проглотил случайно ничего) и посоревноваться на время удержания... кто дольше удержит (поддаваясь, разумеется). игра и положительные эмоции это тоже важно. тут ваша фантазия рулит. вы же лучше всех знаете ребенка свего.
еще можно стимульнуть лицевые мышцы массажером для лица (при атонии двигаемся от центра к периферии).

если все вышенаписанное вам не подходит - расскажите, в чем именно затык. одна голова хорошо - две лучше. может, придумаем вариант, который сработает. тут такое дело.. надо пробовать и смотреть на результат.

массажер
насадка - вторая слева с четырьмя бугорками.


« Последнее редактирование: 06 Сентября 2019, 19:40:06 от Княгиня Мышкина »
Оля. сын Ванечка 13 лет. 28 недель 980г. двойная гемиплегия 3 ст., ПВЛ, ПИВК, судорожный синдром, ЧАЗН, 5 GMFCS

Оффлайн Frosja

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 101
  • Страна: lv
  • Благодарностей: 0
    • Награды
@Княгиня Мышкина,  спасибо, что так подробно объяснили, буду пробовать.

Оффлайн ElenLarion

@МаТася, дома. сами! да, долго. да, и сейчас может не очень внятно. но общение полноценное. и это абсолютно наша наработка, а не само пришло. у нас по диагнозу речь не положена. не говорят такие тяжёлые дцпешки.
я сама преподаватель. учу людей говорить на языке. иностранном. а ваню учила на родном, используя свои знания, интуицию и домановский подход.
ребёнок сложный. нам обещали полную анартрию.
что делали. по этапам.
1. рот был постоянно открыт и поток слюней. учила закрывать челюсть. и удерживать ее хоть секунду в закрытом состоянии.
2. учила подавать голос по требованию (помогли приложения на планшете, повторяющие за ребёнком любой произносимый звук. он слушал сам себя. это важный этап).
3. когда в арсенале был один единственный а а а... уже начинали строить коммуникацию - будешь сок или компот? (я спрашиваю). если ребёнок выдавал короткое а, это значило сок. если долгое - компот. вот так и общались первое время.
4. из А стали учиться делать ня. прижимала челюсть вверх для смыкания во время звучания голоса. стали использовать это ня как да. ушло на это обучение год или около того. только на этот пункт.
5. из ня стали учить говорить не. и это уже было ня (да), не (нет). и я выдохнула. да, надо было ответ ребёнка ждать долго. иногда - очень долго. часто у него вообще не получалось звук выдать... но капля и камень точит. это уже было общение. по алфавиту общение не зашло - руки непослушные совсем.
6. разучили звук м (полгода учили) и п (год билась с ним). и в появились первые слова МАМА и ПАПА.
7. ну и пошло поехало. согласные Б, Д, Т. и море новых слов. НО!!! в них не было смысла. он повторял бездумно. по типу эхолалии. и ещё много месяцев ушло на то, чтобы ребёнок понял причинно-следственную связь - между словом (звукокомплексом) и конкретным предметом, чтобы сформировал абстрактные понятия... но это уже другая история... когда повторить коряво он мог всё, а вот пользоваться словами не умел. и не понимал, как это делается. а потом появились пару слов, которые он использовал со смыслом... но он не умел задавать вопросы. ни одного вопроса я от него не слышала. и ещё год потребовался (или два), чтобы мы пришли к вопросам. и я взвыла.. "мама, а почему на небе тучки? а это дождик? а откуда он? а куда бабушка пошла?" и так далее. мы сейчас на этапе вопросом с сложной лексикой (спрашивает, что такое аккаунт в соц сетях и кто такой сталин). но пока пересказать сложный текст не может. и выговаривать звуки Х и К не умеет.

к чему этот опус я написала.
девочки, не добивайтесь идеальных звуков, чтобы начать общаться с ребёнком. общаться можно пальчиком по карточкам, взглядом, морганием, жестом... это всё тоже общение. невербальное. а если есть хоть один звук у ребёнка произвольно, уже можно с ним "разговаривать". речь это вторичная сигнальная система. условные знаки. которые, как мы, люди, договорились, что-то обозначают... и этими знаками может быть что угодно. любое что-то, доступное ребёнку. успехов всем.

Оля, большое спасибо за такую нужную информацию, присоединяюсь к комментарию, что Вам однозначно пора свою школу по реабилитации открывать. Мы в студентах если что)))
Оль, вопрос: как Вы развили у Вани понимание значения ня/да и не/нет? Как над этим работать, заложить у ребёнка верный смысл этих двух слов? И второй момент, как добились согласных М и П? Заранее благодарю за ответы)

Оффлайн Княгиня Мышкина

как Вы развили у Вани понимание значения ня/да и не/нет?
поищу ссылку.
сначала учила пониманию ДА и НЕТ по доману.
Общение с неговорящим ребенком (Choice board (доска выбора), алфавит...)

когда дошли до звуков Ня и Не, то само понятие у него уже в голове было.
но звук из вани шёл смазанный. я не понимала, он соглашается со мной или говорит нет. поэтому я ждала звук. хоть какой-то. а потом:
- Вань, ты отлично ответил! но у меня сегодня ушки плохо слышат. давай по доске выбора уточним, что ты имел в виду.
(и по доске уточняла).
я ему доску. он рукой или глазамы тыц!
я: - ты хотел сказать ДА? давай ещё потренируемся? (говорю чётко ДА. беру его челюсть в руки и смыкаю, в то время как он голосом сам пробует произнести. в общем, в ручном режиме).
то есть на этом этапе было три подпункта - сначала ванин невразумительный ответ. потом я уточняю по доске выбора. и потом как работа над ошибками - произносим. что хотел, на чистовую. уже не ради ответа, а ради красоты. ради членораздельности.
тут самое сложное - не затянуть. делать все три пункта быстро. за минуту. иначе ребёнок (ну мой по крайней мере) потеряет к процессу всякий интерес. и вообще ничего выдавать не будет. тут очень важна грань - когда подождать можно, а когда надо быстро сработать. не теряя внимания и концентрации ребёнка.
М вручную. он говорит а а а... а я ему губы своими руками смыкала. и случайно М получалась. сначала случайно с моими руками. потом случайно сам сделал (когда плакал. и в тот момент даже плакать перестал, сам удивился, что М произнёс. ). потом специально научился. и П тоже руками своими сжимала губки. но этот звук не просто смычный. он взрывной. не протяжный, а отрывистый. смыкать чуть сильнее и резко отпускать на подачу голоса. ох и сложно было... даже думала, что никогда и не получится. но получилось. сначала случайно. а потом осознанно. слова мама, мапа и папа. сначала они были просто звуки и ничего не значили. потом сформировалась причинно-следственная связь - на слово мама прибегала мама, на папа откликался папа.:)

« Последнее редактирование: 27 Сентября 2019, 19:29:50 от Княгиня Мышкина »
Оля. сын Ванечка 13 лет. 28 недель 980г. двойная гемиплегия 3 ст., ПВЛ, ПИВК, судорожный синдром, ЧАЗН, 5 GMFCS

Оффлайн Ольга Ростовик

как Вы развили у Вани понимание значения ня/да и не/нет?
поищу ссылку.
сначала учила пониманию ДА и НЕТ по доману.
Общение с неговорящим ребенком (Choice board (доска выбора), алфавит...)

когда дошли до звуков Ня и Не, то само понятие у него уже в голове было.
но звук из вани шёл смазанный. я не понимала, он соглашается со мной или говорит нет. поэтому я ждала звук. хоть какой-то. а потом:
- Вань, ты отлично ответил! но у меня сегодня ушки плохо слышат. давай по доске выбора уточним, что ты имел в виду.
(и по доске уточняла).
я ему доску. он рукой или глазамы тыц!
я: - ты хотел сказать ДА? давай ещё потренируемся? (говорю чётко ДА. беру его челюсть в руки и смыкаю, в то время как он голосом сам пробует произнести. в общем, в ручном режиме).
то есть на этом этапе было три подпункта - сначала ванин невразумительный ответ. потом я уточняю по доске выбора. и потом как работа над ошибками - произносим. что хотел, на чистовую. уже не ради ответа, а ради красоты. ради членораздельности.
тут самое сложное - не затянуть. делать все три пункта быстро. за минуту. иначе ребёнок (ну мой по крайней мере) потеряет к процессу всякий интерес. и вообще ничего выдавать не будет. тут очень важна грань - когда подождать можно, а когда надо быстро сработать. не теряя внимания и концентрации ребёнка.
М вручную. он говорит а а а... а я ему губы своими руками смыкала. и случайно М получалась. сначала случайно с моими руками. потом случайно сам сделал (когда плакал. и в тот момент даже плакать перестал, сам удивился, что М произнёс. ). потом специально научился. и П тоже руками своими сжимала губки. но этот звук не просто смычный. он взрывной. не протяжный, а отрывистый. смыкать чуть сильнее и резко отпускать на подачу голоса. ох и сложно было... даже думала, что никогда и не получится. но получилось. сначала случайно. а потом осознанно. слова мама, мапа и папа. сначала они были просто звуки и ничего не значили. потом сформировалась причинно-следственная связь - на слово мама прибегала мама, на папа откликался папа.:)

Вот у меня конкретный затык.
Здравствуйте, девушки. Может поможете разобраться.
Дочке 2,8 г. Значит начнем с еды: кусочки пищи (мясо, яблоко, груша, твердый овощ) не жует, выталкивает назад. Когда ест, челюсть ходит горизонтально вправо-влево. И язык в напряжении, языком протакливает пищу. Вверх-вниз челюсть не ходит. Делаем вывод, что не жует.
Отступление: В рот ничего не тянула, с июля этого года стала соску!! брать и в рот, после этого же стала ложку в рот тянуть. Но если положить на тарелку фрукт, например банан, яблоко, любую пищу, рукой не возьмет и не потянет в рот. Далее: беру кусочек банана, подношу ко рту, говорю: Кусай, отворачивается и мотает головой. положить размолотый банан на ложку, возьмет ложку и потянет в рот.  999
Не знаю как наладить это пищевое поведение.
Из невербального: показывает жест Дай, развиваем указательный жест, но она пока показывает пальцем если сказать: Где у Ксюши пальчик и указательным пальцем в краску например ткнет и потом на бумагу. Или книгу читаем, какая картинка понравится, тыкает пальцем.
Звуки издает такие: та-та (непонятно к чему), АААА когда радуется. Еще есть жест музыка, или песня. есть жест кушать, пальцем в рот.
Теперь по речи главный вопрос: как её замотивировать на звукопроизношение, если: а) любое настаивание вызывает слезы, обиды, психи б) в игре когда есть например мотивация мультфильм, сперва призываю к жесту: делает. потом говорю сперва жест + звук и сама ей помогаю, хотя бы звук А, мотает головой в) если какая-то долгая игра, ей надоедает и уходит, хоть я и очень эмоционально всё проигрываю г) что можете посоветовать еще, я уже просто не знаю. Мне кажется она не понимает что я от нее хочу, её и так понимают , её и так кормят, поят, зачем напрягаться  eefsd
Может мозговым штурмом поможете мне прийти к решению  эээ и Да, логопед занимается только на уровне лого массаж и всё. А так сенсорная интеграция, кинезиотерапевт, дефектолог. и ВСЕ ГОВОРЯТ НЕ ГОНИ ЛОШАДЕЙ, ДАЙ ЕЙ ДОРАСТИ, ДОСОЗРЕТЬ.
Но мне кажется я могу ей помочь.
Меняй в своей жизни то, что можешь изменить. Ищи силы принять то, что изменить не можешь и проси мудрость, чтобы отличить одно от другого. (с)

Я точно знаю, нет ничего невозможного!

Оффлайн Княгиня Мышкина

Кусай, отворачивается и мотает головой. положить размолотый банан на ложку, возьмет ложку и потянет в рот. 
вот уже хотела написать. вы опередили сами. если в рот тянет соску или ложку - макаем в липкое и вкусное. пусть ребёнок это в рот тянет. липкое и вкусное в рот тянуть веселее, чем соску. поэтому потом можно перейти на липкое и вкусное уже без соски. )))
Не знаю как наладить это пищевое поведение.
я не поняла конкретного вопроса. чтобы сама кушала цель? жевать твёрдое? кусать? плохой аппетит? выплёвывает еду и невозможно накормить? (давайте определимся, что конкретно надо в данный момент)

Из невербального: показывает жест Дай, развиваем указательный жест, но она пока показывает пальцем если сказать: Где у Ксюши пальчик и указательным пальцем в краску например ткнет и потом на бумагу. Или книгу читаем, какая картинка понравится, тыкает пальцем.
это говорит о том, что она ПОНИМАЕТ вашу речь. инструкции. это уже РЕЧЬ. общение. :))) тем более, что реагирует. развивайте это по полной!

Звуки издает такие: та-та (непонятно к чему), АААА когда радуется. Еще есть жест музыка, или песня. есть жест кушать, пальцем в рот.
смотрите. ваш ребёнок общается с вами на том языке, который ему понятен и доступен, язык жестов. это уже общение, как я писала и это мега-круто!!! вам теперь на звуки перейти надо. обычно, дети переходят на звуки очень хорошо (если нет других проблем), потому что ЗВУКОМ ЛЕГЧЕ и проще общаться, чем жестом.
любое настаивание вызывает слезы, обиды, психи
я бы тоже обижалась, если бы кто-то настаивал, чтобы я говорила, когда я не хочу.
смотрите. общение - только в радость. это удовольствие. и вы ИСКРЕННЕ заинтересованы в её ответе. предлагайте ей выбор из двух. как стимуляция. например, покажите утром две маечки - доченька, какую маечку сегодня надеть тебе? КРАСНУЮ или ЗЕЛЁНУЮ? чётко произнести ключевые эти слова. и ждём. покажет жестом? чудесно! протяните ей ту, что выбрала, но ещё и сказать чётко и внятно - КРАСНУЮ! посмотрите на неё внимательно в глаза и ещё раз чётко произнести слово. и ждать, чтобы она повторила. то есть вы поняли, что хочет ребёнок и уже протянули ей, но на полпути уточняете, типа. переспрашиваете. КРАСНУЮ, да? (тут главное, минимум слов. других. пусть только слово красная прозвучит. и выдержать паузу. если ребёнок хоть что-то выдаст в виде звука - ура. получилось! это начало речевого общения).
её и так кормят, поят, зачем напрягаться
это так. поэтому надо создать ситуацию выбора, чтобы у ребёнка была мотивация поучаствовать в процессе.


пс. но я не логопед (хотя язык своему расслаблять научилась хорошо. и звуки мы сейчас сами отрабатываем). просто моё видение. :)
Оля. сын Ванечка 13 лет. 28 недель 980г. двойная гемиплегия 3 ст., ПВЛ, ПИВК, судорожный синдром, ЧАЗН, 5 GMFCS

Оффлайн Княгиня Мышкина

сейчас прямо сейчас в процессе научения ребёнка говорить звук К.
что нужно: шпатель, ребёнок и 10 минут в день времени на занятие.
что имею на текущий момент: ребёнок хорошо отзывается на массаж лицевых мышц и органов артикуляции. если занятие долгое (больше 10 минут), то посторонний предмет во рту (шпатель, которым я чуть толкаю язычок назад и поднимаю его "спинку") начинает раздражать ребёнка и может вызвать рвотный рефлекс. это нормальная реакция. если у кого-то она повышена - делать несколько коротких подходов вместо одного долгого. мы опытным путём установили наш оптимальный интервал занятий - 10 мин один раз в день. и да, это эффективно. хотя кажется... что там тех 10 минут. 
пока получается при помощи шпателя говорить К (чуть гортанно). получается специально покашлять (тоже на выходе мы имеем звук К).
из слогов. КА получается не каждый раз. КИ ему произносить (как оказалось) легче, чем КА. потому что И "закрытый" гласный и челюсти близко друг к другу расположены, "спинке" языка легче коснуться твёрдого нёба.
это просто отписываюсь, что сейчас делаем.
получится ли у меня выйти на звук? да понятия не имею.
если что получится - напишу.
проблема в тонусе языка и в том, что ребёнок им плохо управляет. не может язык высунуть по просьбе, например.
из речевого. за последние несколько месяцев заметила, что лексический запас продолжает увеличиваться. вместо "да" он может сказать "конечно" или даже "без вариантов". то есть... не ищет лёгких путей. и чем легче ребёнку разговаривать, тем он охотнее это делает.

пс. не знаю, интересно ли кому, что тут пишу. :) но пусть будет. :)

ппс. сегодня вечером неплохо произносил Ваня звук К. без гласной. просто К. и пять или шесть раз КА получилось. я сначала массаж лица делаю пару минут, потом  отдельно мышцы губ разминаю, немного с язычком работаем (снимать тонус, где надо, и стимулировать там, где атония, вроде наловчилась. ничего сложного), а потом практика звукопроизношения.

пока у меня ощущения сильного удивления. я не думала, что у нас с Ваней что-то получится. думала - ну ладно, побалуюсь. попробую, а там посмотрим. а ведь получается. я никогда с такой тонкой моторикой на таком уровне не работала. мне бы с грубой пока разобраться. но, оказывается, всё реально. сама в шоке.
« Последнее редактирование: 09 Октября 2019, 22:42:42 от Княгиня Мышкина »
Оля. сын Ванечка 13 лет. 28 недель 980г. двойная гемиплегия 3 ст., ПВЛ, ПИВК, судорожный синдром, ЧАЗН, 5 GMFCS

Оффлайн кисярыба

@Княгиня Мышкина, Оля, конечно интересно, и, главное, грамотно. Я ничего не понимаю в постановке звуков, у меня дочь обходится кажется половиной их вполне сносно и понятно), но все остальное - я прям очень согласна.
Катюша, дочка, всё в жизни не просто...
"За что? почему" - безответны вопросы...
Наверное надо всё это пройти,
Чтоб ЖИЗНЬ ПОЛЮБИТЬ - и ДАЛЬШЕ ИДТИ !!!