Автор Тема: Мелкая моторика  (Прочитано 33218 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ИРИШКА Р_

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 8300
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 22
  • Пол: Женский
  • Ирина, мама Данияра, Тольятти
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Мелкая моторика
« Ответ #30 : 25 Февраль 2010, 10:11:30 »
  Сегодня попробовали немного переиначить способ игры на пианино-пробовали и скотчем и лейкопластырем-немного муторно,то перетянешь,то немного косо-взяли простые резиновые напальчники.Сначала на запястье широкую резинку(трикотажный ободок,сложенный вдвое,чтоб кисть сына не проваливалась от моей),а каждый пальчик совместно с моим вместе в напальчник,одевается очень легко и держиться нормально.Играли пол-часа,может и больше.Валера не противился-неприятных ощущений никаких.Доволен,надеется,что когда-нибудь сможет играть двумя руками!!!
Здраствуйте! У нас музыкальная семья, поэтому доома и фано и гитара, кактолько сыночка разрешили присаживать с 7 мес., мы тут же за фано с ним, сам теперь каждый раз, когда путешествуем за ручки по квартире, подходит к фортепиано, поиграет, посмотрит на нас: мол как у меня поучается? повизжит от радости...и по клавиатуре тоже тарабаним... Сейчас он уже не ладошкой и кулачками, а пальчиками старается ударить по инструменту. Но наш малыш не разрешит скотчем его пальцы привязывать. Ваша идея с перчаткой мне понравилась - не могли бы фотку скинуть или написать как правильно называется...я не совсем поняла Ваше но-хау...очень хочется попробовать...хочется чтобы сынок мог отдельно пальчиками своими руководить..., а то все предметы загребает
"Моя любовь к детям сильнее меня, сильнее жизни и обстоятельств. Главное в этой жизни любить и быть любимым!".

Оффлайн gaminga

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1815
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 18
  • Пол: Женский
  • Инга и Валера(18 лет) Я+музыка=любофф
    • Награды
Re: Мелкая моторика
« Ответ #31 : 26 Февраль 2010, 00:17:30 »
  Привет,Иришка.Боюсь,вы еще маленькие-у моего сынули рука намного меньше моей и поэтому вариант с перчаткой я рассматривала только теоретически.Ведь желательно,что бы подушечки пальцев были паралельны(мой указательный на указательном сына и т.д.).Поэтому предпочли индивидуальный подход к каждому пальчику,т.е. на каждый палец свой напальчник.А у вас ручка еще меньше,не представляю ,задержится ли его пальчик в напальчнике,скорее выскользнет.Хотя ,надо пробовать,или с помощью родственников все таки попробовать скотчем,отвлекать,заинтересовать чем-либо и обязательно получится.Фотки постараюсь на днях нащелкать,обязательно выложу.Да,еще-мой то уже почти взрослый,все понимает,со мной ему стало не интересно-я над каждой нотой задумываюсь(ну любитель я),а муж музыкант-вот теперь они вместе играют все знакомые и новые песни,и с большим удовольствием.
правосторонний гемипарез

Мы живем и радуемся жизни!Не смотря ни на что...

Оффлайн ИРИШКА Р_

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 8300
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 22
  • Пол: Женский
  • Ирина, мама Данияра, Тольятти
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Мелкая моторика
« Ответ #32 : 26 Февраль 2010, 10:03:22 »
Мне ще предложили вариант с перчаткой элластичной, типа как свадебные, облегающие....я попробовала вчера и сегодня его пальчиком нажимать....он мне разрешил! ура!!!!!!!!! раньше вообще не давал ничего делать своими руками илипальцами...счет конечно же пока на секунды - но и этому рады
"Моя любовь к детям сильнее меня, сильнее жизни и обстоятельств. Главное в этой жизни любить и быть любимым!".

абырвал

  • Гость
Re: Мелкая моторика
« Ответ #33 : 21 Август 2010, 20:35:06 »
а нам помимо пальчиковой гимнастики для улучшения мелкой моторики помог амплипульс на кисти рук.делали в комплексе с уколами кортексина

Оффлайн Vivat

Re: Мелкая моторика
« Ответ #34 : 30 Сентябрь 2010, 20:33:00 »
1.       Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами  ведущей, затем другой руки.
2.       Упражнение с поролоновым мячиком 1(диаметр 3-4 см). Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при  этом плотно прижата к столу. Приподнимаются  поочередно пальцы от мизинца к большому и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола  5 - 10 секунд.
3.       Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и мизинцами). В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд.
4.       Упражнение с двумя поролоновыми мячиками. Выполняется аналогично упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим пальцам сохраняется.
5.       Упражнение с двумя поролоновыми мячиками. Выполняется так же, как и предыдущее, но без соблюдения очередности пальцев, вразброс,  по изменяющейся инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе.
6.       Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям на листе бумаги формата А4 (прямым -  вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным - разомкнутым и замкнутым).
7.       Упражнения с цветными шнурками (или толстыми нитями) и карандашами. Детям предлагается несколько цветных шнурков длиной около 50 см и цветные карандаши соответствующих шнуркам цветов. Дети самостоятельно произвольно рисуют  различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки (нити) и  выкладывают их по нарисованным линиям.
8.       Упражнение “Непослушные узелки”. На толстой хлопчатобумажной нити надо завязать пальцами одной руки как можно больше узелков (другая рука не помогает!), затем упражнение выполняется так же другой рукой. По окончании работы пересчитать узелки, зажимая каждый двумя пальцами поочередно (большим - указательным, большим - средним, большим - безымянным, большим - мизинцем).
9.       Упражнение «Умелый портной». Используется толстая игла для вышивания с тупым концом и широким ушком (в иглу вдета толстая нить с завязанными одним узелком обоими концами) и квадратный лоскуток неплотной мягкой ткани размером 10 Х 10 см. Один край лоскутка необходимо обшить, держа иглу указательным и большим пальцем, второй – средним и большим, третий – безымянным и большим, четвертый – мизинцем и большим. Задание выполняется сначала ведущей, затем другой рукой.
10.   Упражнение «Игла – художник 1». Для этого упражнения понадобится лист бумаги формата А4, лоскут толстой одноцветной мягкой ткани такого же размера, толстая игла для вышивания с вдетой в ушко толстой ниткой с завязанными одним узлом обоими концами. На листе бумаги взрослый предварительно рисует контуры простых, хорошо знакомых детям предметов (геометрические фигуры, солнышко, мячик, домик, елочка и т.д.). Под лист бумаги с контурными рисунками подкладывается лоскут ткани. Ребенок прокалывает бумагу по контурам предметов, держа иглу сначала большим и указательным пальцем, далее работа выполняется со сменой пальца: большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Расстояние между проколами на бумаге приблизительно 2 –3 мм (по показу взрослого).
11.   Упражнение «Игла – художник 2». Выполняется аналогично упражнению 10, но без предварительного прорисовывания контуров предметов на листе бумаги. Ребенок прокалывает чистый лист бумаги по словесной инструкции («Нарисуй иголкой квадрат, треугольник, домик, мячик, солнышко и т.д.»). После окончания работы ребенок самостоятельно или с помощью взрослого анализирует получившийся результат (после рассматривания на свет).
12.   Графический слуховой диктант с иглой 1. Для выполнения диктанта понадобится чистый лист бумаги в крупную клетку, под который подложен лоскут толстой мягкой ткани, а вместо карандаша используется игла для вышивания (см. упр.9, 10, 11). Проколы выполняются в углах клеток под диктовку, начиная от обозначенной взрослым точки на листе. Так же, как и в упр-х 10,, 11, при работе с иглой сочетание пальцев меняется, но последовательность определяется инструкцией взрослого. В конце диктанта ребенок рассматривает лист бумаги и пытается отгадать получившиеся предметы, затем обводит по проколам на листе контуры и уточняет правильность отгадок.
13.   Графический слуховой диктант  2 выполняется аналогично упражнению 12, но контуры предметов по проколам не прорисовываются.
14.   Упражнение «Строители». В качестве строительного материала для различных построек используются шашки, которые можно заменить крышками от бутылок с «Пепси-Колой», «Кока-Колой», «Мириндой» и т.д. Вначале строительство ведется по образцу, позднее по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными взрослым пальцами(большим – указательным, большим – средним, большим – безымянным, большим – мизинцем). Инструкция может быть как простой, так и сложной (2-, 3-ступенчатой). Возможны, даже желательны, соревнования между детьми на самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку и т.д.
15.   Слуховой диктант «Шагаем ножницами». Для диктанта используется бумага в крупную клетку и ножницы с тупыми концами. Выполняется диктант при строгом контроле взрослого и четком соблюдении правил безопасности при работе с ножницами. Для этого предварительно в течение нескольких дней, а при необходимости недель, следует  упражнять ребенка в правильном и безопасном пользовании ножницами до получения устойчивых навыков. При выполнении диктанта обязательно соблюдение 3 условий:
·         Четкое следование инструкции взрослого;
·         Чередование вертикальных и горизонтальных «шагов»;
·         Размеры «шагов» соответствуют четному количеству клеток (например: 4, 2, 8 и т.д.),
После окончания работы рассматривается вырезанная фигура.
16.   Упражнение «Колечко» с деревянной палочкой (длина 4- 5 см, диаметр 1,5 – 2 см) или стандартной пробкой от бутылки (из натурального пробкового дерева). Все пальцы выпрямлены, ладони прижаты к столу. Каждый палец по очереди обхватывает палочку (пробку) колечком. Все остальные пальцы остаются выпрямленными и плотно прижатыми друг к другу. Упражнение выполняется пальцами сначала ведущей, затем другой руки.
17.   Упражнение «Ножницы» с деревянной палочкой или пробкой (см. упр.16). Пробка или палочка зажимается между двумя пальцами ведущей руки сначала у их основания, затем режущими движениями («Ножницы») палочка (пробка) постепенно перемещается к первым (верхним ) фалангам и крепко удерживается. Все остальные пальцы выпрямлены и плотно прижаты друг к другу. Затем работа продолжается со следующей парой, средним и безымянным пальцем, далее безымянным и мизинцем, и аналогично пальцами другой руки.
18.   Упражнение “Веселые прищепки 1”. На перекладине или на горизонтально натянутой веревке на расстоянии 10 – 1 5 см друг от друга привязываются шнурки синего, желтого, зеленого и красного цвета (длина шнурков 60 – 70 см). Ребенок должен выбрать прищепку и поймать ею свободный конец шнурка соответствующего цвета (т.е. прицепить прищепку не выше, чем в 10 см от конца шнурка).
19.   Упражнение «Веселые прищепки 2». Выполняется аналогично упр.18 с некоторым усложнением: после того, как ребенок ознакомился с расположением шнурков, ему предлагают выбрать какую-либо прищепку и поймать шнурок соответствующего цвета с завязанными глазами.
20.   Упражнение «Веселые прищепки 3». После усвоения упражнения 19 задание еще более усложняется: ребенку предлагается ловить прищепками подвижные шнурки (взрослый в это время двигает перекладину или дергает горизонтальную веревку, на которой закреплены цветные шнурки).
21.   Упражнение «Послушные пальчики». Обе ладони ребенка плотно прижаты к поверхности стола.
Вариант А) Поочередно по одному (от мизинца или от большого) пальцы сгибаются, при этом остальные остаются выпрямленными и плотно прижатыми к поверхности стола.
Вариант Б) В усложненном варианте ребенок выполняет это упражнение строго в соответствии с показом сидящего напротив взрослого, не допуская зеркального отражения.
Упражнение выполняется с постепенным наращиванием темпа.

Оффлайн Vivat

Re: Мелкая моторика
« Ответ #35 : 30 Сентябрь 2010, 20:33:44 »
Упражнения для развития конструктивной деятельности
Из опыта нашей практической работы мы можем предложить следующие упражнения для формирования  и совершенствования навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Эти упражнения также способствуют развитию тонкой моторики, пространственной ориентации, общей координации движений. Продолжительность выполнения этих упражнений  от 5 до 10 минут. С целью развития речевой активности необходимо побуждать ребенка к речевому сопровождению собственных действий.
 
Взрослый выкладывает узор из счетных палочек, цветных кубиков или разноцветных пуговиц одного размера, предлагая ребенку повторить его. Перед началом работы необходимо обратить внимание ребенка на его ведущую руку, попросить указать правую и левую руки.
Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выкладывает без зрительной опоры на образец по памяти.
Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выкладывает по словесной инструкции.
Взрослый и ребенок усаживаются друг против друга. У каждого набор цветных счетных палочек. Взрослый выкладывает узор из палочек, предлагая ребенку повторить его. Перед началом работы необходимо обратить внимание ребенка на его правую руку, попросить указать правую и левую руки сидящего напротив взрослого.
Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выкладывает без зрительной опоры на образец по памяти.
Построение дорожек, узоров из цветных кубиков Никитина сначала по образцу сопряженно, затем по памяти и словесной инструкции.
Продолжение  узора. Взрослый начинает выкладывать узор из счетных палочек, цветных пуговиц, кубиков или зерен риса и гречки. Ребенок должен установить логическую последовательность в расположении деталей линейного узора и продолжить ряд самостоятельно.
В качестве строительного материала для различных построек используются шашки, которые можно заменить крышками от бутылок с «Пепси-Колой», «Кока-Колой», «Мириндой» и т.д. Вначале строительство ведется по образцу, позднее по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными взрослым пальцами (большим – указательным, большим – средним, большим – безымянным, большим – мизинцем). Инструкция может быть как простой, так и сложной (2-, 3-ступенчатой). Возможны, даже желательны, соревнования между детьми на самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку и т.д.
Строительство башни из десятикопеечных  монеток. Монетки аккуратно укладываются одна на другую поочередно то правой, то левой рукой. Так же, как и в предыдущем упражнении, при скалывании постройки ребенок берет каждую монетку указанными взрослым пальцами (большим – указательным, большим – средним, большим – безымянным, большим – мизинцем). Победившим считается тот «строитель», чья башня окажется самой высокой.
Складывание листа бумаги формата А4. Предлагается все время складывать лист бумаги пополам (вертикальный и горизонтальный сгиб). Победит тот, у кого получится самый маленький прямоугольник, оценивается также качество сгибов.
Складывание квадратного листа бумаги  (размер 210 Х 210 мм) по диагоналям. Оценивается размер треугольника  и качество сгибов.
Конструирование изображений животных из различных геометрических фигур. Ребенку предъявляются для беглого просмотра различные изображения животных из геометрических фигур и предлагаются нарисованные геометрические фигуры (круги, квадраты, ромбы, трапеции, овалы, прямоугольники различного размера). После просмотра ребенок, определив и вырезав необходимые ему геометрические фигуры, конструирует из них различных животных. В заключение составляется сказка с участием созданных персонажей.
 

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2880
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Мелкая моторика
« Ответ #36 : 06 Октябрь 2010, 20:24:09 »
Развитие моторики,
графомоторных навыков

      Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.
      Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.
      Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств.
      Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
      Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
      Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
      Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.
      Если сказать коротко, развитием крупной и мелкой моторики педагог-психолог занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. При этом целенаправленное воздействие средств физической культуры на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми школьной программой.
      Таким образом, задачи, решаемые на коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорики, не дублируют, а дополняют задачи, поставленные учебными программами по физической культуре.
      У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны (Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой и др.).
      Особую сложность для таких детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания.
      Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.
      В то же время практика работы подтверждает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие. Ведь достижение цели любого двигательного акта, например бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке и др., определяется уровнем сенсомоторного и эмоционально-волевого развития и одновременно стимулирует это развитие.
      В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи.
      Мы не останавливаемся на решении задач физического развития ребенка, связанных с повышением функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.), с развитием двигательных умений и качеств (ловкости, быстроты, координации, равновесия и др.), так как данные вопросы относятся непосредственно к занятиям физической культурой.
      Остановимся на тех психических качествах, которые формируются в процессе выполнения разных движений. Сразу же отметим, что основные формы работы, используемые на занятиях по сенсорному развитию детей, — это двигательные упражнения, дидактические и подвижные (средней и малой подвижности) игры.
      У детей с интеллектуальной недостаточностью, как показывают исследования нижегородской научной школы (В. В. Кисова, Л. А. Метиева, У. В. Ульенкова и др.), без специального обучения не формируется саморегуляция — общая способность, которая необходима при выполнении любой (в том числе и учебной) деятельности.
      Структура саморегуляции предполагает наличие трех обязательных этапов: ориентировочного (принятие и понимание инструкции), исполнительского (программа действий и ее реализация), контрольно-оценочного (оценка полученного результата). У младших школьников наблюдается несформированность всех этих этапов.
      Выполнение действий по вербальной инструкции, постепенно усложняющейся по принципу увеличения звенности, повышение сложности содержания каждого звена и требований к выполнению команд (например, действия с открытыми и закрытыми глазами) способствует решению данной проблемы. Приведем примеры усложнения предъявляемых инструкций.
      1-й вариант:
      — присядь, возьми мяч — выпрямись;
      — присядь, возьми мяч — выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой;
      — присядь, возьми мяч — выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой, — опусти мяч до уровня груди, брось его в кольцо.
      2-й вариант:
      — поставь руки на пояс — сделай один шаг вперед;
      — поставь руки на пояс — сделай один шаг вперед — два шага влево;
      — поставь руки на пояс — сделай один шаг вперед — два шага влево — один шаг назад;
      — поставь руки на пояс — сделай один шаг вперед — два шага влево — один шаг назад — опусти руки.
      Если первая инструкция (любого варианта) выполняется детьми достаточно легко, то все последующие изначально выполняются с ошибками: ребенок или «теряет» (забывает) часть инструкции, или изменяет действия, или упрощает порядок выполнения (т. е. выполняет неточно). Причем чем сложнее инструкция (большое количество звеньев, сложные движения), тем больше ошибок и неточностей допускают дети, но на этапе оценивания вычленить эти ошибки и неточности затрудняются, считая, что выполнили все правильно. Эти факты подчеркивают недостаточность саморегуляции при выполнении многозвенных инструкций. Процесс обучения целенаправленному выполнению инструкций педагога-психолога, а точнее сказать, произвольной регуляции движений самим ребенком, включает несколько обязательных компонентов:
      — повторение инструкции не только педагогом, но и ребенком;
      — объяснение (в отдельных случаях и показ) ребенком тех движений, которые предстоит выполнить;
      — установки педагога на точность, красоту и четкость выполнения;
      — по окончании выполнения — рассказ ребенка о том, какие действия он выполнил и в какой последовательности;
      — самооценка ребенка точности выполнения инструкции.
      Отметим, что на результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных физкультурных пособий и атрибутов, использование игровых (например, сказочные персонажи и др.) и соревновательных элементов. К контролю и анализу выполнения привлекаются все дети подгруппы, что способствует выработке у них внимания, зрительного сосредоточения, приучает адекватно оценивать выполнение задания другим ребенком, аргументировать свою оценку в устной речи. В итоге — сформированные действия самоконтроля на каждом этапе выполнения деятельности (ориентировочном, исполнительском, контрольно-оценочном) способствуют более полному усвоению учебного материала.
      Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме).
      Совершенствовать координацию движений помогают специальные физические упражнения; игры и упражнения с мячом: перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной. Эффективны упражнения, связанные с метанием в цель, выполняемые на ограниченной поверхности, упражнения на равновесие, упражнения с гимнастическими пособиями (мяч, обруч, кегли) и др., т. е. те упражнения, которые развивают согласованность движений разных частей тела и требует синхронности действий. Кроме того, данные виды упражнений способствуют выработке точности и четкости движений, ловкости, быстроты реакции. Примеры игр см. ниже.
      Тонкая моторика является составной частью моторных способностей человека. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях — это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.
      Развитие моторики влияет на развитие других систем. В частности, многочисленными исследованиями (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, В. В. Цвынтарный и др.) доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.
      Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др.
      Следствием органического поражения головного мозга является дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, что значительно затрудняет овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. Поэтому требуется не только специальная работа по развитию крупной и мелкой моторики, но и целенаправленная работа по формированию сложнокоординированных движений и базисных графических умений.
      Рассмотрим работу по развитию тонкой моторики сквозь призму методических рекомендаций по освоению линейной графики в процессе рисования при подготовке руки ребенка к письму.
      Многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.
      Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Но, пожалуй, самое увлекательное занятие — заштриховывать несколько предметов на одном рисунке.
      Главным выразительным средством на занятиях является линия. Она наносится на бумагу различными инструментами: шариковой или гелевой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью.
      Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для письма, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.
      Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:
      — штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
      — раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
      — обведение рисунка по контуру, копирование;
      — рисование по опорным точкам;
      — дорисовывание изображений;
      — рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
      — разлиновка;
      — графический диктант.
      Существуют также специальные упражнения для подготовки руки ребенка непосредственно к школьному письму, включающие элементы прописных букв.
      Проблема формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания педагога, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического.
      Превращение зрительного образа с помощью движения руки в графический знак требует навыков организации движения в пространстве (т. е. динамической организации двигательного акта) и сформированности ряда координации — зрительно-моторных, слухо-моторных, слухо-зрительных. В связи с этим подготовка к письму имеет несколько направлений: развитие тонко координированных движений пальцев и кистей рук; ориентирование на нелинованном и линованном (сначала в клетку, а затем в линейку) листе бумаги; обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков; формирование навыков соотнесения звука и буквы.
      Подчеркнем, что техническая сторона письма, несмотря на всю предварительную подготовку, сложна: от детей требуются огромные умственные, физические и волевые усилия, в связи с чем рекомендуемая продолжительность письма на этапе обучения не более 5 мин.
      Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки (а не только первых трех пальцев, наиболее активных в деятельности и составляющих «социальную зону руки») и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление (примеры упражнений см. ниже). Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 2—3 мин на каждом коррекционном занятии; допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в первом классе), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями.
      Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения.
      Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные — разнотипные движения.
      Педагог следит за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости дает спокойные, четкие указания.
      Особо подчеркнем, что основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.
      Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. (примеры упражнений см. ниже). Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.
      Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь специальное оборудование:
      — разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
      — свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
      — дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;
      — различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
      — наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
      — наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;
      — различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.
      Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, о чем мы будем говорить в последующих главах.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2880
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Мелкая моторика
« Ответ #37 : 06 Октябрь 2010, 20:25:01 »
Игры и упражнения
для развития общей моторики

      Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
      Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:
      — бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;
      — ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;
      — подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;
      — пройти по начерченной на полу линии;
      — попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
      — попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
      — повернуться туловищем направо и налево;
      — подлезть под натянутой веревочкой;
      — «бег» на коленках (четвереньках);
      — игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Игры и упражнения
для развития мелкой моторики

      • Упражнения на развитие статической координации движений.
      «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
      «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.
      «Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.
      «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
      «Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.
      • Упражнения на развитие динамической координации движений.
      «Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.
      «Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
      «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).
      «Необычное животное» — показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).
      «Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).
      «Командир» — сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три...»
      • Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
      «Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
      «Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
      «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
      «Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
      «Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
      • Упражнения на развитие координированных графических движений.
      «Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен».
      Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.
      • Упражнения с предметами:
      — составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
      — составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
      — вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
      — нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;
      — сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
      — застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
      — завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
      — доставание бусин ложкой из стакана;
      — складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
      — продевание нитки в иголку;
      — стирание ластиком нарисованных предметов;
      — к?пание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
      — надевание и снимание колечка (массаж пальца);
      — втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
      — комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
      — прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
      — перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
      — нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;
      — сжимание и разжимание эспандера;
      — катание мячей-ежиков (с шипами).
      Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
      «Рамки с застежками».
      Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой).
      Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани.
      Варианты:
      можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.
      Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.
      — Игры
      «Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.
      «Работники» — дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).
      «Поймай рыбку» — ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.
      • Упражнения для расслабления рук.
      Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.
      Имитационные движения для кистей рук:
      — мытье рук перед едой
      — стряхивание воды с кисти
      — полоскание белья
      — надевание перчаток
      — поглаживание кошки
      — пальчики танцуют
      Упражнения педагог может придумать сам, проявив творчество.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2880
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн МамаЕгорушки

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 211
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
    • Моя история
    • Награды
Re: Мелкая моторика
« Ответ #39 : 01 Ноябрь 2010, 18:47:15 »
У меня ребенку 11 мес, у нас ДЦП. Особенно сильно пострадали руки, в том числе и мелкая моторика. Кулачок практически не разжимает. Но тем не менее к предмету тянуться начал рано, месяцев с 3,5. Захватывал, но неправильно. В основном стучал. Из вертикального положения берет неплохо, правда, частенько промахивается, слишком рано сжимает кулачок.
БОльшая часть упражнений здесь рассчитана на детишек, которые уже команды понимают и могут хоть как-то владеть руками. Посоветуйте пож-та что-то для таких малышей, как мой. Я вкладываю ему в руку различные по форме и ощущениям шарики и другие предметы, во время зарядки заставляю трогать колючий коврик. Пытались пересыпать горох, он его загребает и даже ощущения ему нравятся, но ладонь не разжимает. Камушки из тарелки выгребает, а не ладонью достает. "Сороки-белобоки" делаем постоянно. Может еще что-то можно.
Ни одно желание не дается нам отдельно от силы, позволяющей его осуществить!

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2880
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Мелкая моторика
« Ответ #40 : 01 Ноябрь 2010, 20:50:25 »
Извените,а вы всю тему внимательно прочитали?В данном разделе очень много полезной информации.Советую вам прочитать тему сначала и до конца и найдете для себя нужную информацию.Желаю Удачи!!
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2880
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Мелкая моторика
« Ответ #41 : 18 Март 2011, 20:52:58 »
Сегодня в инете искала материал по мелкой моторике и нашла интересное фото с играми.Я думаю каждая мама сможет в домашних условиях сделать для малыша игру!!!








ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн edmon

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 595
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 15
  • Что знаю, не таю
    • Моя история
    • ВКонтакте: https://vk.com/id55565576
    • Интересно и полезно (сайт в разработке) Добро пожаловать!
    • Награды
Re: Мелкая моторика
« Ответ #42 : 29 Октябрь 2011, 00:45:57 »
Нам посоветовали для открытия рук, такое: Одеть на ребенка перчатки чуть больше размера руки, в перчатку всунуть одну бегуди с шипами (не очень большие).

Онлайн Ариара

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2998
  • Страна: ir
  • Благодарностей: 28
  • Пол: Женский
  • Your life is a canvas, the colors are you...
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Мелкая моторика
« Ответ #43 : 11 Март 2012, 20:12:02 »
Пальцы хорошо развивать маленькими игрушками, мне мама много всего покупала, всяких наборов, где предметы едва ли не с ноготь, девочкам постарше - вышивка крестом, плетение из бисера.
Возвращайте деньги с покупок в интернет-магазинах, воспользуйтесь моей ссылкой https://letyshops.ru/soc/sh-1/?r=1015425

Пишите отзывы и зарабатывайте деньги http://otzovik.com/?r=1332361


Оффлайн Инь-ян

Re: Мелкая моторика
« Ответ #44 : 21 Август 2012, 09:20:46 »
Мы развиваем мелкую моторику тем  что рисуем крупой, учимся завязывать бантики, застегивать пуговицы. Вообще надо наверное делать так чтобы руки ребенка были постоянно чем то заняты. Спасибо за ценный материал. 767