Автор Тема: Система Двигательной Коррекции ДЦП Светланы Грибовой  (Прочитано 840840 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн IstrinkaАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12321
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Эта тема посвящена Системе Двигательной Коррекции (СДК) ДЦП и ДЦП-подобных нарушений Светланы Грибовой.

Основной и единственный первоисточник информации по СДК - сайт motional-correction.ru (или motional-correction.com). Там уже опубликованы основные материалы, описывающие СДК, и в дальнейшем всё будет публиковаться именно там. Большая часть информации по СДК доступна только зарегистрированным пользователям сайта. Регистрация - свободная и бесплатная.

Видео-материалы, иллюстрирующие СДК, размещены на видео-хостинге Vimeo в приватной группе "Двигательная коррекция" (https://vimeo.com/groups/motioncorrection). Доступ в группу производится только по приглашениям. Приглашения получают только зарегистрированные пользователи сайта motional-correction.ru.

Ответы на часто задаваемые вопросы размещены на первой странице данной темы, во втором сообщении. https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=36444.msg1253563#msg1253563

Ссылки на различный инвентарь, который необходим или может быть полезен. Я тогда просто перекопирую сюда (но не могу гарантировать, что все ссылки - рабочие, некоторое время не проверяла, а прямо сейчас - некогда). В общем, выложу, как есть. А там разберёмся.

(кликните для показа/скрытия)
« Последнее редактирование: 03 Октября 2015, 13:23:34 от Мечты Сбываются! »

Оффлайн NataliaSt

musendra, вроде опора на ноги всегда была неплохая. Но сейчас да, рук нет, а на ноги любит поопереться. Даже когда в течение дня на животе и локтях ползает, то часто "выскакивает" ногами упирается в пол, руки сгибает к себе и едет носом в пол. Это тоже рефлексы, я знаю и когда могу пресекаю, но не получится ведь за ним постоянно ходить(( а он так делает и хохочет, жук.

Оффлайн musendra

musendra, вроде опора на ноги всегда была неплохая. Но сейчас да, рук нет, а на ноги любит поопереться. Даже когда в течение дня на животе и локтях ползает, то часто "выскакивает" ногами упирается в пол, руки сгибает к себе и едет носом в пол. Это тоже рефлексы, я знаю и когда могу пресекаю, но не получится ведь за ним постоянно ходить(( а он так делает и хохочет, жук.

Так "всегда" неплохая опора на ноги - это плохо. Рефлекс опоры - угасающий. У ребенка должен быть период, период, когда при попытке поставить его, он поджимает ноги, а потом через непродолжительное время появляется вторичная опоры
Если жизнь - зебра, то будь хитрее! Дошел до белой - и вдоль, и вдоль!

Оффлайн Sveta - Max

Светлана,я так и поняла, что это упражнение  ни о чем.  Там дальше детки  на видео есть потяжелее и сразу видно,как подскакивает таз,ребенок плачет  и , упражнение ему не помогает.
Мне кажется, Вы не совсем правильно поняли. Упражнение "корзиночка" тоже гасит тонические рефлексы. Очень хорошее упражнение. И результаты от него тоже хорошие...
Никто не говорит, что упражнение плохое. Нормальное. Я лишь сказала, что одно упражнение, даже архиполезное, не способно вытянуть ребёнку всю двигательную сферу. А вот перекос тонуса от однотипного много-много раз повторяемого действия заработать - это запросто.
Можно рассмотреть на примере "Домановского ползания".
Хорошо это или плохо, если ребёнок много ползает на животе? На первый взгляд, чего ж тут плохого, когда ребёнок из лежачего становится двигающимся! Я знаю детей (все примерно в одном диапазоне: между средней степенью и тяжёлой), которых удалось научить ползать на животе (занимаясь по Доману). Но дальше этого уровня развитие не пошло. А дети продолжали ползать по-пластунски. Год, другой, третий... И от однотипности совершаемого действия формируется очень неприятный и весьма устойчивый перекос: сгибательный по тазобедренным суставам и разгибательный в пояснице (гиперлордоз). Вплоть до контрактур по ТБС, когда они теряют способность полностью разгибаться, и в этом случае любые прогибы ребёнок выполняет полностью через поясницу, что ещё больше усугубляет гиперлордоз. Поэтому движение - это хорошо, движение - это жизнь, как известно. Но оно должно быть разнообразным, по всем основным двигательным направлениям, иначе... (см. выше).

Оффлайн Sveta - Max

Цитировать
Простите, не совсем в тему, но хочу написать, когда встает на ноги, но опоры на руки нет, это не есть гуд. Вам обязательно нужно пресекать все такие его попытки.
Восток дело тонкое...
Когда речь идёт о не самой лёкгой степени ДЦП, когда нарушены механизмы центральной регуляции тонуса, когда не работают нормальным образом двигательные программы, то развитие всей двигательной сферы обычно идёт нестандартным путём. Наша задача добиться того, чтобы это развитие в принципе шло, и чтобы нестандартные пути в итоге приводили к желаемому результату. История моего сына полностью подтверждает, что такое возможно.
На СДК мы не пресекаем никакой "умелки" ребёнка, пусть даже выраженной до поры в виде врождённого безусловного двигательного автоматизма (рефлекса). Если есть базовое проявление (безусловный рефлекс), то мы начинаем развивать какую-либо способность с этого уровня. Но не путём "пресекания" действия, а путём поэтапного развития оного до всё более совершенных реакций. И да, нередко бывает так, что между активностью рефлекса и более совершенными реакциями нет выраженного момента угасания. Просто какой-либо безусловный рефлекс с нашим активным воздействием переходит в стадию более совершенных проявлений. В каком-то смысле в контексте ДЦП + СДК это довольно естественно: мы не добиваемся специально фазы угасания, не отказываемся от действия, мы просто его постепенно переводим на новый уровень.
Кстати, вот некое собирательное мнение специалистов об одном из безусловных рефлексов, о ползании на животе. В норме ребёнок может не ползать на животе вовсе, но если всё остальное развитие идёт нормально, то ползает он или нет - "ниша" всё равно заполнена. То есть рефлекс может быть вполне себе развит, но не выражен конкретным действием. Продолжая эту мысль, позволю себе предположить, что и фаза угасания тоже может быть не выражена.
Теперь по части пресекания действия. На СДК мы выявляем "сильные" стороны ребёнка, "хватаемся" за них и развиваем, добиваясь всё более тонких и совершенных реакций, чтобы безусловный рефлекс постепенно преобразовался в качественно новую реакцию. Например, у меня есть несколько детей с такими проявлениями ЛТР + СШТР, что в руках при опоре сильно доминирует разгибательная реакция. Хорошо это или плохо? Ведь это же "на тонусе" и исключительно под влиянием примитивных рефлексов! То есть вроде бы совсем не хорошо. Но лишь на первый взгляд. Однако факт остается фактом (многократно проверено на практике). У таких детей значительно легче и быстрее формируется хорошая, истинная (уже не "тоническая") опора на руки, чем у детей с исходно доминирующей сгибательной тенденцией в руках. Так что имеем то, что имеем. И только развивая рефлексы и связанные с ними функции получаем то, что хотим получить. Но только не путём отказа от действия: известно мне много случаев, когда родители "пресекали" какое-либо действие, потому что "выполняется на тонусе", "выполняется на примитивных рефлексах" и т.д. И дети попросту теряли навык, который потом приходилось начинать "вытаскивать" уже с нуля. Уж лучше бы он был, "на тонусе", "на рефлексах", но БЫЛ. Гораздо проще совершенствовать эти вещи, чем вытягивать их с нуля. Так что не пресекаем, а наоборот, активно развиваем!

Оффлайн Кир

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 71
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 3
  • Пол: Женский
    • Награды
musendra, вроде опора на ноги всегда была неплохая. Но сейчас да, рук нет, а на ноги любит поопереться. Даже когда в течение дня на животе и локтях ползает, то часто "выскакивает" ногами упирается в пол, руки сгибает к себе и едет носом в пол. Это тоже рефлексы, я знаю и когда могу пресекаю, но не получится ведь за ним постоянно ходить(( а он так делает и хохочет, жук.

Так "всегда" неплохая опора на ноги - это плохо. Рефлекс опоры - угасающий. У ребенка должен быть период, период, когда при попытке поставить его, он поджимает ноги, а потом через непродолжительное время появляется вторичная опоры

Правда????!!!! У нас до 4,8 лет была опора, а сейчас пропала: ставлю на ноги, а Кирилл их поджимает. Это нормально? Во всем остальном положительная динамика идет.
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2015, 01:13:23 от Кир »

Оффлайн NataliaSt

Sveta - Max---
спасибо за обстоятельный ответ! Нужно еще все в голове уложить и пробовать на ребенке)
Еще возникли сомнения. Ребенок маленький - 1,1 год, и очень худой. При том, что имеется проблема избыточных забросов корпуса вперед, приходится активно его ограничивать, удерживая за косые мышцы. Но выходит прям такая глубокая пальпация всего кишечника, потому что у него все маленькое и слой мышц очень тонкий. Это не вредно? Может есть какие хитрости?
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2015, 01:13:41 от NataliaSt »

Оффлайн Sveta - Max

Наталья, я отвечу на днях (постараюсь выкроить время). Как раз хотела расписать, как именно совершенствовать опору на ноги, чтобы уходить постепенно от врождённых автоматизмов.

Оффлайн Sveta - Max

musendra, вроде опора на ноги всегда была неплохая. Но сейчас да, рук нет, а на ноги любит поопереться. Даже когда в течение дня на животе и локтях ползает, то часто "выскакивает" ногами упирается в пол, руки сгибает к себе и едет носом в пол. Это тоже рефлексы, я знаю и когда могу пресекаю, но не получится ведь за ним постоянно ходить(( а он так делает и хохочет, жук.

Так "всегда" неплохая опора на ноги - это плохо. Рефлекс опоры - угасающий. У ребенка должен быть период, период, когда при попытке поставить его, он поджимает ноги, а потом через непродолжительное время появляется вторичная опоры

Правда????!!!! У нас до 4,8 лет была опора, а сейчас пропала: ставлю на ноги, а Кирилл их поджимает. Это нормально? Во всем остальном положительная динамика идет.
Вот о чём и речь. Фаза угасания рефлекса в случае ДЦП совсем не показатель того, что рефлекс "совершенствуется". На этой стадии дети нередко и "зависают", когда рефлекс с одной стороны угас, а с другой не дал дальнейшего развития. Как раз такая ситуация, когда навык в итоге приходится вытаскивать "с нуля".

Цитировать
При том, что имеется проблема избыточных забросов корпуса вперед, приходится активно его ограничивать, удерживая за косые мышцы. Но выходит прям такая глубокая пальпация всего кишечника, потому что у него все маленькое и слой мышц очень тонкий. Это не вредно? Может есть какие хитрости?
Без хитростей. Кишечник "любит" глубокую пальпацию (если нет противопоказаний, обычно предваряющихся выраженными болями).

Оффлайн Бульбасик

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 6801
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 435
  • Пол: Женский
  • Катя и дочка Сашенька. Архангельск
    • Мой теремок
    • ВКонтакте: https://vk.com/id33001160
    • Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?id=100014938321829
  • Награды https://forum.detiangeli.ru/index.php?PHPSESSID=2105174f7901e9ec1c9a068428a5c3c5&topic=66596.msg3606665#new http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=60895.0 http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=54529.0
    • Награды
Например, у меня есть несколько детей с такими проявлениями ЛТР + СШТР, что в руках при опоре сильно доминирует разгибательная реакция.
Светлана!!!! Подскажите, пожалуйста какие это дети. У нас тоже сильно доминирует разгибательная реакция в руках, очень хочу повнимательней посмотреть видео. !

И выше я задавала вопрос о ассиметричном разгибании тбс, будет времечко-ответье пожалуйста!!!!!



Когда-нибудь наступит тот день когда сам Бог скажет «Фиг с тобой, ненормальная, пусть будет по твоему»

Оффлайн musendra

известно мне много случаев, когда родители "пресекали" какое-либо действие, потому что "выполняется на тонусе", "выполняется на примитивных рефлексах" и т.д. И дети попросту теряли навык, который потом приходилось начинать "вытаскивать" уже с нуля. Уж лучше бы он был, "на тонусе", "на рефлексах", но БЫЛ. Гораздо проще совершенствовать эти вещи, чем вытягивать их с нуля. Так что не пресекаем, а наоборот, активно развиваем!

ну это же естественно, что навык в такой ситуации теряется, а потом - да, приходится вытаскивать с нуля, но зато уже на нормальном тонусе, а не на тонических рефлексах. мне такой вариант больше по душе
Если жизнь - зебра, то будь хитрее! Дошел до белой - и вдоль, и вдоль!

Оффлайн Артём Алексеев

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 131
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 10
  • Пол: Мужской
    • Skype: artem.alexeyev
    • Двигательная коррекция ДЦП
    • Награды
известно мне много случаев, когда родители "пресекали" какое-либо действие, потому что "выполняется на тонусе", "выполняется на примитивных рефлексах" и т.д. И дети попросту теряли навык, который потом приходилось начинать "вытаскивать" уже с нуля. Уж лучше бы он был, "на тонусе", "на рефлексах", но БЫЛ. Гораздо проще совершенствовать эти вещи, чем вытягивать их с нуля. Так что не пресекаем, а наоборот, активно развиваем!

ну это же естественно, что навык в такой ситуации теряется, а потом - да, приходится вытаскивать с нуля, но зато уже на нормальном тонусе, а не на тонических рефлексах. мне такой вариант больше по душе

musendra, Вы только не забывайте время от времени сопоставлять свой опыт реабилитации с опытом Светланы! Особенно когда делитесь своими идеями с другими.

Оффлайн musendra

Артём Алексеев, я не собираюсь сопоставлять чей-либо опыт или очередной раз спорить по поводу эффективности различных методик. Я задала маме вопрос по поводу опоры на ноги, поскольку мама пишет в этой теме, то и вопрос я задала тут же. она мне на него ответила. вот и все. дальше её дело, "совершенствовать" ей эту первичную опору по сдк или какому другому методу или гасить. я в свое время гасила, чему очень рада
Если жизнь - зебра, то будь хитрее! Дошел до белой - и вдоль, и вдоль!

Оффлайн NataliaSt

Опишу своего Андрюху. Ему 1,1 год. С 9 мес переворачивается, с 10,5 ползает по-пластунски. И до сих пор(( Диагноз дцп нам не ставят, ставят змр и говорят, что "не похож на дцпешку" (как будто не бывает легких форм и это какое-то клеймо позорное, а еще врачи..). Спастика в руках немного, в ногах прошла после массажей. Рефлексы четко видно, при фехтовальщике лицевая рука свободна, но затылочная всегда согнута. Голову все время клонит на левый бок, особенно сидя, и сам может прям дугой  влево ложится. Ползая, голову закидывает назад. Когда ест даже стал закидывать, так что прямо глотать сложно. Сидеть не умеет, откидывается. Если дать держаться за руки - может сам встать, стоит на полной стопе если руки на опоре лежат (держаться за планку умеет, но отпускает тоже часто), шаг есть вполне ровный, если водить за руки.
То есть все звенья у него как бы есть, кроме опоры на руки. На видео дети потяжелее голову роняют в нагрузочных положениях, а руки при этом держат вполне ровно и хоть немного, но опираются. А Андрей голову держит всегда, а руки отбирает, сгибает крылышками изо всех сил. Кажется, что вот вставь ему эту одну недостающую клепку, и дело пойдет! Но только как ее вставить..
Думаю, стоит начать с программы для малышей с упором на упражнения для опоры на руки... И он через минут 40 занятий устает, вообще просто висит и перестаёт участвовать в процессе(( А в СДК говорится, что если делить связки, то эффект рефлексогасящий сильно снизится..
И вообще, кажется, что идеально правильно я все в жизни не сделаю, все эти стимуляции и элементы, у меня даже стола подходящего нету.. И у меня постоянно часы в голове, врачи весь год давили - что до года успеете, от ваше. А что именно успевать - никто не знает.  Теперь у них планка - полтора года. Мол если не встанет на четвереньки, то так всю жизню и прогоняет на пузе.. И я просто не выдерживаю - пытаюсь-пытаюсь, а все никак. А судьба сына полностью от меня зависит - выберу не ту методику, нажму не там где надо или не те связки в программу включу - и он останется инвалидом из-за меня(( А ничего не делать тоже не вариант... в общем, надо, наверно, брать себя в руки просто.. ыыы
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2015, 18:35:37 от NataliaSt »

Оффлайн веста

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 148
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 7
  • Пол: Женский
  • Алина и Риточка 11.12.2010 г.р.
    • Награды
" И у меня постоянно часы в голове, врачи весь год давили - что до года успеете, от ваше. А что именно успевать - никто не знает.  Теперь у них планка - полтора года. Мол если не встанет на четвереньки, то так всю жизню и прогоняет на пузе.. И я просто не выдерживаю - пытаюсь-пытаюсь, а все никак"

NataliaSt, Только без паники! А врачей меньше слушайте, у Светланы например сын пошел в шесть лет, и кучу историй на форуме читала, когда детки начинали ходить ближе к 10 годам. Возьмите себя в руки и начинайте по одному два упражнения в день осваивать из комплекса для вашего уровня. Поставьте реальную цель и работайте без всякого надрыва для себя и самое главное для ребеночка. У вас замечательный возраст для начала занятий по методике! Можно же все упражнения и на полу приспособится делать, или на кровати можно часть упражнений, но это если матрас жесткий. А причину-оправдание, что нет условий для занятия всегда можно придумать. Так вам больше 40 минут за один подход может и достаточно. Нам 4 года и то, после полутора часов Рита ничего уже не может тоже делать, в ногах сильный тремор появляется. Конечно, всегда надо учитывать состояние ребенка, и как только почувствовали что устал ребенок и начинает висеть, как вы пишете, мое мнение, лучше разбить комплекс на 2 части, тем более вам только годик. Желаю удачи, вода камень точит!
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2015, 21:53:32 от веста »

Оффлайн Ирина1587

NataliaSt, в самом деле, отбросьте панику. Мне кажется, история Макса как раз демонстрирует, что не стоит особо загоняться по поводу сроков. У меня к году ребенок только переворачиваться мог, а в 2 уже пошла. Вот, посмотрите со стр 64 http://motional-correction.ru/files/comments.pdf Мне особенно нравится вот это: "Совершенно не важно, как медленно вы идете до тех пор, пока вы не остановитесь".
Даже если вас съедят, у вас все равно есть два выхода