Автор Тема: Система Двигательной Коррекции ДЦП Светланы Грибовой  (Прочитано 841233 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн IstrinkaАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12321
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Эта тема посвящена Системе Двигательной Коррекции (СДК) ДЦП и ДЦП-подобных нарушений Светланы Грибовой.

Основной и единственный первоисточник информации по СДК - сайт motional-correction.ru (или motional-correction.com). Там уже опубликованы основные материалы, описывающие СДК, и в дальнейшем всё будет публиковаться именно там. Большая часть информации по СДК доступна только зарегистрированным пользователям сайта. Регистрация - свободная и бесплатная.

Видео-материалы, иллюстрирующие СДК, размещены на видео-хостинге Vimeo в приватной группе "Двигательная коррекция" (https://vimeo.com/groups/motioncorrection). Доступ в группу производится только по приглашениям. Приглашения получают только зарегистрированные пользователи сайта motional-correction.ru.

Ответы на часто задаваемые вопросы размещены на первой странице данной темы, во втором сообщении. https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=36444.msg1253563#msg1253563

Ссылки на различный инвентарь, который необходим или может быть полезен. Я тогда просто перекопирую сюда (но не могу гарантировать, что все ссылки - рабочие, некоторое время не проверяла, а прямо сейчас - некогда). В общем, выложу, как есть. А там разберёмся.

(кликните для показа/скрытия)
« Последнее редактирование: 03 Октября 2015, 13:23:34 от Мечты Сбываются! »

Оффлайн Викульчик

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 207
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 3
  • Пол: Женский
    • Награды
Патологические были, сейчас пригашены. У Светланы есть уровни. Так вот я не могу сына отнести ни к одному из них - патологических рефлексов нет, но и развития тоже нет.

Оффлайн LenaSamoylik

@Викульчик, я не ахти какой специалист, пока только начинаем заниматься. Но как я поняла, программа Светланы нацелена как раз на то, чтобы сформировать правильные установочные рефлексы. Другое дело, что у большинства деток с ДЦП их не сформировать, пока не погашены патологические. Круто,что вы уже справились с этой проблемой!!!!!! Насколько я вижу, эта программа как раз очень нацелена на развитие новых образцов движения у детей. Например, есть рекомендация постоянно усложнять задачу, идти вперед.
К тому же, не хочется показаться занудой, но не расслабляйтесь с патологическими рефлексами. Пока нет установочных, нельзя быть полностью спокойной, что ТЕ не вернутся. Так мне кажется, пусть более грамотные мамы меня если что поправят.

Оффлайн Irina2014

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1246
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 14
  • Пол: Женский
  • Ира, Антон и наш любимка Тёмушка
    • Мой теремок
    • Награды
   SuperMum, мамочки, которые давно занимаются, думаю, поподробнее ответят. А если вкратце- Света пишет, что неважно, КАКИЕ есть патол. рефлексы, важен сам факт их наличия и их нужно гасить, а гасятся они как раз  упражнениями СДК, также благодаря которым формируются установочные рефлексы, необходимые для продвижения вперед физического развития (овладение новыми навыками). 

Викульчик, я тоже, когда начала с ребенком заниматься, не знала, какой у нас уровень- ничего не подходило...Просто начала с самого начала и шла вперед, постепенно ребенок учится всему и понимаешь, что уровень такой-то. По патол. рефлексам- у нас их тоже не было никогда! Ни один специалист их не отмечал, про них не говорил и не видел и я сама про них не думала, потому что не видела (к слову, я педиатр). Но это не значит, что их нет! Тем более, если нет установочных рефлексов- 100% есть патологические, просто вы их не видите. Я так поняла, что вот у нас они просто не выражены (мы все время занимались с ребенком домашним ЛФК, до СДК).  Как только по СДК стали заниматься, увидела, что именно они (пат. рефл.) мешают нам физически развиваться! Поняла, что для нас важнее вперед всего научиться делать (опора на выпрямленные руки лежа на животе). Теперь есть опора, ребенок пользуется этим вне занятий. Крутимся "по солнышку" лежа на животе за счет отталкивания руками! (раньше это делал не знаю за счет чего...но точно без участия рук). Да и вообще ребенок стал увереннее в своих движениях.
Так что не думайте сейчас про уровни, идите с самого начала и поймете, какие упражнения и движения вашему ребенку под силу, потом и оцените, на каком вы уровне. Удачи вам!


Человек рожден для счастья, как птица для полета!

Двигаясь к цели, не забывай получать удовольствие в пути

Не сдавайся там, где сдаются другие. И победишь там, где победить нельзя.

Оффлайн Irina2014

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1246
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 14
  • Пол: Женский
  • Ира, Антон и наш любимка Тёмушка
    • Мой теремок
    • Награды
А я в растерянности совсем :lost:  Только я радоваться начала, что равновесие у нас все лучше и лучше (ходим вперед с поддержкой с боков за таз, стоим с поддержкой чуть выше колен). А тут недели полторы-две равновесие хуже стало  ккк  Приходится даже за талию держать... То ли я что-то не так сделала, то ли ребенок знает, что я его держу, вот и не старается сам держать равновесие... При ходьбе спешит и не ловит равновесие. Когда стоит - руками играет, машет, хлопает, это очень мешает ловить равнов. И еще: если раньше как то равномерно терялось равновесие- вправо, влево, вперед, назад, то теперь в большей степени назад ( получается, я переработала в сторону разгибателей? надо работать со сгибателями больше?). Сидим не на попе, а на крестце почти. Может ровно сидеть, с прямой спинкой, а потом потихоньку съезжает с попы на крестец (если позади есть опора, то и почти ляжет). Мамочки, Светлана, прокомментируйте, подскажите, что делать с этим, пожалуйста! Я честно запуталась (хандра весенняя усложняет все еще nhr )


Человек рожден для счастья, как птица для полета!

Двигаясь к цели, не забывай получать удовольствие в пути

Не сдавайся там, где сдаются другие. И победишь там, где победить нельзя.

Оффлайн Викульчик

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 207
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 3
  • Пол: Женский
    • Награды
Девочки! Спасибо большое! Наверное действительно эти патолог. рефлексы просто у нас стали не выраженными, т к мы тоже без остановки и массажи , и лфк и т.п. делаем... Ну все, тогда начинаем с начала и постепенно усложняем 767

Оффлайн Метод Пестряковой

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 692
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 20
  • Пол: Мужской
  • Метод Пестряковой! Специалист по набору веса!
    • Skype: yareln2011
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Светлана, добрый день. повторю тоже вопрос: что делать, если ребенок торопится и "семенит"?  Мы только начинаем делать упражнения, и я во многих сталкиваюсь с такой проблемой - малышка стремится сама делать движения, но не дает опоры и торопится. Так, в "тачке" она начинает "бежать" руками, но уже на втором-третьем шаге совсем теряет опору. Ну тут еще можно передвигать ее за локти или плечи. А в хождении на коленях вдоль края стола она тоже начинает в восторге семенить коленями в воздухе, повисая у меня на руке, и управлять движением уже не получается. Правда, мы пока без утяжелителей занимаемся, может, они нам и решат проблему?
Как раз утяжелители могут вам в этом помочь. И вообще, лучше заниматься в них, чем без. Так ребенок лучше ощущает свои конечности  и прилагает больше усилий для выполнения упражнений, что тоже хорошо.

Либо прогрессируешь, либо регрессируешь...

Оффлайн SuperMum

@Irina2014, cпасибо, поняла!


“Nothing in this world can take the place of persistence. Talent will not: nothing is more common than unsuccessful men with talent. Genius will not; unrewarded genius is almost a proverb. Education will not: the world is full of educated derelicts. Persistence and determination alone are omnipotent." John Calvin Coolidge

Оффлайн Irina2014

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 1246
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 14
  • Пол: Женский
  • Ира, Антон и наш любимка Тёмушка
    • Мой теремок
    • Награды
Ну все, тогда начинаем с начала и постепенно усложняем 767

 dcvf
мы так же начинали, даже "прыжки" были через упражнения более легкие к более сложным


Человек рожден для счастья, как птица для полета!

Двигаясь к цели, не забывай получать удовольствие в пути

Не сдавайся там, где сдаются другие. И победишь там, где победить нельзя.

Оффлайн эвелина777

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 54
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Дорогу осилит идущий...
    • Награды
Начали заниматься по системе две недели назад. У нас очень напряжены приводящие бедер, чуть что сразу ноги иксом. Равновесие улучшается, это даже в упражнениях заметно. Мы ходим сами, но оказывается на коленках ходить не можем nhr, сразу вперед падает. Сейчас ходит по-тихоньку на коленках с поддержкой за таз, и в балансах на коленях тоже лучше удерживается. Но что меня стало сильно беспокоить, это сейчас начались ухудшения в плане косолапости и цыпочек. Косолапить стал сильнее, и стал чаще на цыпочках ходить. То есть тонус усиливается в приводящих. Делаю добавочные упражнения к комплексу на приводящие и вот после этого ухудшилось. Я читала, что может быть ухудшение после упражнений, а когда улучшения тогда пойдут? Незнаю, может я слишком много делаю, по три-четыре подхода, растяжки сильно делаю, нажимаю может сильно? Посоветуйте опытные мамочки, кто может.

Оффлайн Sveta - Max

Светлана, добрый день. повторю тоже вопрос: что делать, если ребенок торопится и "семенит"?  Мы только начинаем делать упражнения, и я во многих сталкиваюсь с такой проблемой - малышка стремится сама делать движения, но не дает опоры и торопится. Так, в "тачке" она начинает "бежать" руками, но уже на втором-третьем шаге совсем теряет опору. Ну тут еще можно передвигать ее за локти или плечи. А в хождении на коленях вдоль края стола она тоже начинает в восторге семенить коленями в воздухе, повисая у меня на руке, и управлять движением уже не получается. Правда, мы пока без утяжелителей занимаемся, может, они нам и решат проблему?

Во-первых, утяжелители. Конечно, полностью проблему они не решат, тем более что на руках на время выполнения основной части комплекса я их сейчас в большинстве случаев снимаю, так как без них работать с руками удобней. Но на ногах остаются на протяжении всего выполнения.

Во-вторых (и в главных) Вам просто нужно научиться управлять шаганием. Будь то на руках, на коленях, на ногах: любой вид шагания поддаётся контролю. Рассмотрим на примере ходьбы на коленях.
Обхватываем таз ребёнка нашей рукой и даём через него нагрузку на колени. Всё, они зафиксированы в стойке: теперь таз можно подвигать вперёд-назад так, чтобы он двигался, а колени продолжали за счёт нагрузки стоять на месте. ПоучИтесь. Если получилось, то начинаем шагать. Переносим основную нашу нагрузку на одно колено, при этом освободив для шага другое. Стимулируем полноценный (а не короткий) шаг. Шагнули на нормальный отрезок, дальше важно! - подтолкнём (подадим немного вперёд) таз вслед за шагнувшей ногой. Так, чтобы он при ходьбе не оставался постоянно в заднем балансе (активируя блоковую ходьбу), а продвигался вперёд, давая возможность ногам свободно шагать поочереди (первое время естественно с нашей помощью). Итак, шаговая нога сделала шаг, таз пошёл вперёд вслед за ней; после этого переносим основной вес на эту ногу, так, чтобы она встала как вкопанная (упёрлась коленом в поверхность и больше не двигалась). И только после этого делаем шаг второй ногой строго относительно первой (то есть первая, на данном этапе опорная нога не должна двигаться вместе с шаговой).
Вот и всё. Тут главное научиться правильно переносить нагрузку с одной ноги или руки на другую так, чтобы опорная рука или нога оказалась послность статична за счёт нагрузки и не имела бы возможности в процессе шага двигаться вслед за шаговой. Понимая процесс, этому просто нужно научиться.

Оффлайн Sveta - Max

У нас вылез гиперлордоз и напряжены пояснично-подвздошные мышцы.Теперь в растерянности.Девочки, видео какого ребнка можно посмотреть, чтобы теперь бороться с гиперлордозом. :lost:

Гиперлордоз "вылезает" тогда, когда к нему есть изначальная тенденция (неправильное распределение тонуса). В принципе гиперлордоз - это верный признак избыточного напряжения в сгибателях тазобедренных суставов и чем раньше в такой ситуации он проявится, тем лучше. Чтобы дело тихой сапой не дошло до контрактур тазобедренных суставов, что как раз и было у Егора. Поэтому все, у кого есть либо уже оформленная проблема либо тенденция к ней вот что нужно делать.

1. Усилить воздействие на весь тазовый блок. Для постепенного наращивания воздействия на него у в программе это "Разминочный комплекс" и "Динамический комплекс + тачка". Стараемся увеличить (пусть на чуть-чуть) с каждым днём угол разведения бёдер, а особенно (при гиперлордозе) разгибание ТБС. Я сейчас делаю прицельное разгибание ТБС (под названием "элементы кольца") между двумя мячами-валиками, когда верхней частью ребёнок лежит на одном, а коленями - на другом, поменьше. Единственное за чем тут нужно следить, это за полясницей: если провал в ней не плавный а резкий, то снизу под живот ребёнка следует подложить мягкий фиксационный мяч подходящего диаметра (см. инвентарь на нашем сайте).

2. Однако не у всех детей даже в случае контрактур по ТБС вылезает гиперлордоз. И вот почему. Есть тут еще один важный фактор: мышцы пресса. Чем больше они атрофированны и хуже сформирован пресс, тем лучше почва для формирования гиперлордоза. Так что не забываем про присаживания! Качаем пресс: чем крепче он будет, тем меньше будет гиперлордоз!

Оффлайн Sveta - Max

А теперь о самом сложном. О патологических рефлексах.
Смотрите. Глубокая научная теория тут вряд ли кому нужна. А нужна в первую очередь практика. Любое избыточное напряжение, любое сопротивление ребёнка попыткам реализовать с ним боле-менее правильное движение возникает не на голом месте. А на той несовершенной двигательной базе, которая успела сформироваться на тех реакциях, которые лежали в основе. В итоге, чем тяжелее исходное состояние ребёнка (на момент начала занятий с ним), тем больше сопротивления мы получаем в ответ на наши попытки реализовать то или иное правильное действие. Пробуем разогнуть (просто разогнуть на животе)? - сопротивляется и плачет. Пробуем вытянуть руки по направления к поверхности упора? - сопротивляется и плачет. Вытягиваем руки вверх? - результат тот же. И многое-многое другое. Почти вся программа происходит через "сопротивляется - зажимается - плачет". И т.д. и т.д. И это совсем не норма! Здоровый пяти-шестимесячный малыш делает всю программу ДК (соответствующую его уровню) влёгкую, играючи. Никакого избыточного напряжения, никаких блоков. Вот тут мы и рассматриваем эти моменты сопротивления и скачков напряжения как проявления ПТР (так как все ПТР давно описаны в тематической литературе, как и ожидаемые от них проявления). Эти проявления в точности совпадают с теми моментами скачков напряжения, которые мы чётко ощущаем, выполняя с ребёнком двигательные элементы в той или иной позиции. Напрягаются (единомоментно) именно те группы мышц, которые и должны сочетанно напрягаться при активности ПТР.
Нам же как практикам важно не то, какой конкретно рефлекс доминирует в данной позиции для данного конкретного ребёнка, а те моменты сопротивления, которые мы от ребёнка получаем в ответ на реализацию того или иного правильного движения. Наша задача эти моменты напряжения сначала сгладить, а затем постепенно полностью вычистить. Что бы мы не делали по программе ДК, ВСЁ ДОЛЖНО ВЫПОЛНЯТЬСЯ РЕБЁНКОМ БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ И ДИСКОМФОРТА (!!!) (подтверждение на нашем сайте; смотрим видео деток, которые на программе 3-4 года).

Таким образом, если есть напряжение-сопротивление любому простому действию по программе ДК, значит это неспроста. Вот и ответ, в каком виде мы на практике сталкиваемся с влиянием ПТР. И зачастую весьма сильным влиянием: тем более сильным, чем хуже развито самостоятельное движение у ребёнка. Даже дети с атонией выдают та-акое напряжение во многих позициях, что мало не покажется. Вот это и есть тот самый патологический рефлекторный фон, на котором сформировалось текущее состояние ребёнка так, что теперь любое боле-менее правильное и естественное дейтсвие даётся ему с огромным трудом и сопровождается дискомфортом.

Продолжение следует...

Оффлайн Sveta - Max

Вообще, весь набор позотонических рефлексов можно было бы рассматривать как условно патологический, если бы не два фактора. У недвигающихся или двигающихся самым примитивным способом (ползание на животе) эти рефлексы стагнируются на многие годы (если не хватает сохранности двигательных программ, чтобы ребёнок перешагнул этот этап), и мало того, что стагнируются, так ещё и со временем увеличивают свою активность (то усть уровень напряжения-сопротивления в ответ на любое правильное действие всё растёт; и качественно, и количественно). Вот поэтому мы и рассматриваем эти рефлексы уже не как условно патологические, а именно как патологические.
Но исходно они необходимы для развития любого малыша (их активность сохраняется примерно до 2,3,4 месяцев). Дальше (в норме) на этой базе формируются уже всё более сложные и совершенные реакции. Итог которых - оформленное сложное самостоятельное движение вплость до освоения высших двигательных функций.
И в случае, если такого развития-совершенствования реакций и навыков не происходит, то мы понимаем, что ребёнок застрял. То есть произошла (за счёт сбоя двигательных программ) стагнация на соответствующем уровне. И если такая стагнация произошла до момента выхода на уровень ходьбы с разными поддержками, то можете быть уверенны: все патологические рефлексы присутствуют в том или ином объёме и вне зависимости, умеете вы их распознавать или нет.
Если бы ребёнок двигательно развивался и дошёл бы до состояния ходьбы с разными поддержками или уже полностью самостоятельной, то только в этом случае можно было бы говорить об угасших ПТР (впрочем, чем более "дефектная" ходьба получается в этом случае, тем на более неправильной базе она сформировалась, но сейчас речь не об этом). Но не раньше.

Оффлайн Sveta - Max

Патологические были, сейчас пригашены. У Светланы есть уровни. Так вот я не могу сына отнести ни к одному из них - патологических рефлексов нет, но и развития тоже нет.

Таким образом, вот того, что Вы написали, в принципе не может быть, потому что не может быть никогда, если речь идёт о ДЦП  ;D
Либо более примитивные реакции, либо более совершенные.
Если развития нет, значит по одному этому факту мы имеем более примитивные двигательные реакции. Вне зависимости, видите Вы их или нет. "Вообще нет рефлексов" (то бишь, вообще нет никаких реакций) - это уже вялый паралич, спинальный, и неизвестно в плане двигательной сферы, что хуже...

Оффлайн Sveta - Max

@Викульчик, я не ахти какой специалист, пока только начинаем заниматься. Но как я поняла, программа Светланы нацелена как раз на то, чтобы сформировать правильные установочные рефлексы. Другое дело, что у большинства деток с ДЦП их не сформировать, пока не погашены патологические. Круто,что вы уже справились с этой проблемой!!!!!! Насколько я вижу, эта программа как раз очень нацелена на развитие новых образцов движения у детей. Например, есть рекомендация постоянно усложнять задачу, идти вперед.
К тому же, не хочется показаться занудой, но не расслабляйтесь с патологическими рефлексами. Пока нет установочных, нельзя быть полностью спокойной, что ТЕ не вернутся. Так мне кажется, пусть более грамотные мамы меня если что поправят.

Очень верно суть сформулирована, спасибо!
Мне лишь остается чуть-чуть подправить: пока нет установочных рефлексов и развития самостоятельных двигательных навыков, то значит есть что-то другое на этом месте, в нашем вопросе - патологические рефлексы. И тут, увы, без вариантов. Природа не терпит пустоты: есть либо то, либо другое. Впрочем, этот вопрос уже разобрала выше (по-крайней мере, попыталась).