0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
@МаТася, дома. сами! да, долго. да, и сейчас может не очень внятно. но общение полноценное. и это абсолютно наша наработка, а не само пришло. у нас по диагнозу речь не положена. не говорят такие тяжёлые дцпешки. я сама преподаватель. учу людей говорить на языке. иностранном. а ваню учила на родном, используя свои знания, интуицию и домановский подход. ребёнок сложный. нам обещали полную анартрию. что делали. по этапам. 1. рот был постоянно открыт и поток слюней. учила закрывать челюсть. и удерживать ее хоть секунду в закрытом состоянии. 2. учила подавать голос по требованию (помогли приложения на планшете, повторяющие за ребёнком любой произносимый звук. он слушал сам себя. это важный этап). 3. когда в арсенале был один единственный а а а... уже начинали строить коммуникацию - будешь сок или компот? (я спрашиваю). если ребёнок выдавал короткое а, это значило сок. если долгое - компот. вот так и общались первое время. 4. из А стали учиться делать ня. прижимала челюсть вверх для смыкания во время звучания голоса. стали использовать это ня как да. ушло на это обучение год или около того. только на этот пункт. 5. из ня стали учить говорить не. и это уже было ня (да), не (нет). и я выдохнула. да, надо было ответ ребёнка ждать долго. иногда - очень долго. часто у него вообще не получалось звук выдать... но капля и камень точит. это уже было общение. по алфавиту общение не зашло - руки непослушные совсем. 6. разучили звук м (полгода учили) и п (год билась с ним). и в появились первые слова МАМА и ПАПА. 7. ну и пошло поехало. согласные Б, Д, Т. и море новых слов. НО!!! в них не было смысла. он повторял бездумно. по типу эхолалии. и ещё много месяцев ушло на то, чтобы ребёнок понял причинно-следственную связь - между словом (звукокомплексом) и конкретным предметом, чтобы сформировал абстрактные понятия... но это уже другая история... когда повторить коряво он мог всё, а вот пользоваться словами не умел. и не понимал, как это делается. а потом появились пару слов, которые он использовал со смыслом... но он не умел задавать вопросы. ни одного вопроса я от него не слышала. и ещё год потребовался (или два), чтобы мы пришли к вопросам. и я взвыла.. "мама, а почему на небе тучки? а это дождик? а откуда он? а куда бабушка пошла?" и так далее. мы сейчас на этапе вопросом с сложной лексикой (спрашивает, что такое аккаунт в соц сетях и кто такой сталин). но пока пересказать сложный текст не может. и выговаривать звуки Х и К не умеет. к чему этот опус я написала. девочки, не добивайтесь идеальных звуков, чтобы начать общаться с ребёнком. общаться можно пальчиком по карточкам, взглядом, морганием, жестом... это всё тоже общение. невербальное. а если есть хоть один звук у ребёнка произвольно, уже можно с ним "разговаривать". речь это вторичная сигнальная система. условные знаки. которые, как мы, люди, договорились, что-то обозначают... и этими знаками может быть что угодно. любое что-то, доступное ребёнку. успехов всем.
как Вы развили у Вани понимание значения ня/да и не/нет?
Цитата: ElenLarion от 27 Сентября 2019, 14:40:28 как Вы развили у Вани понимание значения ня/да и не/нет?поищу ссылку. сначала учила пониманию ДА и НЕТ по доману. Общение с неговорящим ребенком (Choice board (доска выбора), алфавит...)когда дошли до звуков Ня и Не, то само понятие у него уже в голове было. но звук из вани шёл смазанный. я не понимала, он соглашается со мной или говорит нет. поэтому я ждала звук. хоть какой-то. а потом:- Вань, ты отлично ответил! но у меня сегодня ушки плохо слышат. давай по доске выбора уточним, что ты имел в виду. (и по доске уточняла). я ему доску. он рукой или глазамы тыц!я: - ты хотел сказать ДА? давай ещё потренируемся? (говорю чётко ДА. беру его челюсть в руки и смыкаю, в то время как он голосом сам пробует произнести. в общем, в ручном режиме). то есть на этом этапе было три подпункта - сначала ванин невразумительный ответ. потом я уточняю по доске выбора. и потом как работа над ошибками - произносим. что хотел, на чистовую. уже не ради ответа, а ради красоты. ради членораздельности. тут самое сложное - не затянуть. делать все три пункта быстро. за минуту. иначе ребёнок (ну мой по крайней мере) потеряет к процессу всякий интерес. и вообще ничего выдавать не будет. тут очень важна грань - когда подождать можно, а когда надо быстро сработать. не теряя внимания и концентрации ребёнка. М вручную. он говорит а а а... а я ему губы своими руками смыкала. и случайно М получалась. сначала случайно с моими руками. потом случайно сам сделал (когда плакал. и в тот момент даже плакать перестал, сам удивился, что М произнёс. ). потом специально научился. и П тоже руками своими сжимала губки. но этот звук не просто смычный. он взрывной. не протяжный, а отрывистый. смыкать чуть сильнее и резко отпускать на подачу голоса. ох и сложно было... даже думала, что никогда и не получится. но получилось. сначала случайно. а потом осознанно. слова мама, мапа и папа. сначала они были просто звуки и ничего не значили. потом сформировалась причинно-следственная связь - на слово мама прибегала мама, на папа откликался папа.:)
Кусай, отворачивается и мотает головой. положить размолотый банан на ложку, возьмет ложку и потянет в рот.
Не знаю как наладить это пищевое поведение.
Из невербального: показывает жест Дай, развиваем указательный жест, но она пока показывает пальцем если сказать: Где у Ксюши пальчик и указательным пальцем в краску например ткнет и потом на бумагу. Или книгу читаем, какая картинка понравится, тыкает пальцем.
Звуки издает такие: та-та (непонятно к чему), АААА когда радуется. Еще есть жест музыка, или песня. есть жест кушать, пальцем в рот.
любое настаивание вызывает слезы, обиды, психи
её и так кормят, поят, зачем напрягаться