Нормативы при сочетании разных форм ОЧНОГО образования отсутствуют, поскольку они укладываются в общий ИУП. А вот какие из предметов Вы будете проходить дома индивидуально с преподавателем, а какие в общем классе - это, опять же, Ваша привилегия. НО!!! Используя эту привилегию, рекомендую помнить, что Вам надо обусловить и обязать школу исполнять Ваш выбор предметов, включив их в ИУП и заключив со школой соответствующий договор. Иными словами - ребенок должен получать индивидуальные задания (хоть на дому, хоть в школе) и учитель, как бы он это не хотел, обязан уделять Вашему ребенку особое внимание (хоть на дому, хоть в школе). Это требование ФЗ об образовании и ФГОС.
Спасибо. Не помните что за статья ФЗ? ну вдруг...
Конечно, напомню:
Индивидуальный Учебный план обучения детей с ОВЗ разрабатывается на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования России «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089;
- Приказа Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 марта
2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября
2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010
г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.11.2011
г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря
2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №
373»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря
2014 года № 1643 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №
373»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2015
года № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря
2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №
373»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 "О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N
1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577 "О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N
1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования";
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования";
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья";
- Письмом МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок
обучающихся в начальной школе»;
- Письма Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № 150/06 "О создании условий для
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами";
- СанПиН утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ № 189 от 29 декабря 2010 года (с изменениями на 29 июня 2011 года);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования,
одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 10.07.2015 №26 «Об утверждении Сан.Пин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. No 4/15);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, одобренная решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
22 декабря 2015 г. No 4/15);
- Уставом школы;
- Основной образовательной программы начального общего образования школы;
- Основной образовательной программы основного общего образования школы.
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования
обучающихся с ТНР;
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.1);
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);
- запросов участников образовательных отношений.
Учебный план обеспечивает реализацию федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) для
учащихся 1-4 классов, реализацию федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) для учащихся 5-8 классов,
реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования для учащихся 9 классов. Учебный план определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации учащихся, фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру предметных
областей.
Т.е., исходя из вышеуказанных требований вне зависимости от ШКОЛЬНОЙ формы обучения, для ученика с ОВЗ и/или ребенка-инвалида в обязательном порядке должен быть школой разработан ИУП, защищен на педсовете и/или школьной ПМПК и утвержден директором школы. Преподавание в классах (включая классное руководство) имеют право вести исключительно преподаватели, прошедшие квалификационные курсы Минобразования по работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, имеющие лицензию на ЭТУ деятельность. Педагог, не имеющий такой лицензии преподавать в классах, где есть дети с ОВЗ или дети-инвалиды не имеет права (да, собственно, как тут в теме и писалось - не знает как это делать).
Я не знаю полной методики преподавания в классе с детьми с ОВЗ (не обучалась), но была на конфернции, которая была организована совместно с органами образования, педагогами и родителями. Там педагоги проводили мастер-классы и показывали как бы схему работы в общем классе, в котором учатся и особые дети. Если как бы совсем просто, то учитель подгоняет тему занятия под ОБЩИЕ возможности класса, вовлекает всех учащихся в процесс (мотивирует), раздает определенным группам (поделенным в классе) различные задания, которые связаны с общей темой, как бы связывает всех в одну цепочку, где каждый выполняет свое задание. Самая "хитрая" и интересная штука в этом - это то, что задание, которое должен выполнить по теме особый ученик, учитель отдает этому ученику и еще 2-3, которые и работают в связке с этим особым учеником. Т.е., то, о чем страшно мечтают родители - ТЬЮТОРЫ, только в данном варианте - это тьюторы-ученики.
Есть еще одна методика. Как уже говорилось - совмещенное очное образование. Как правило, ребенок оформляется на надомное обучение с правом посещения каких-то уроков в общем классе. Суть заключается в том, что в основном идет надомное образование, где максимально реализуется индивидуальная работа учителя с учеником. В класс же ученик приходи только тогда, когда он, собственно, находится приблизительно на общем уровне и ему не требуется отдельное внимание. Т.е., дома ученик доводится до определенного необходимого общего уровня и приходит в класс. Если уровень у ребенка падает, он подгоняет его дома с учителем и снова возвращается в класс. Показывали и другие методики, например вообще уникальная - работа всего класса на особого ученика в теме урока. Зрелище, скажу вам - завораживающее - ученики с подачи учителя начинают чувствовать себя учителями и происходит такое действо, что будьте-нате. Они изобретают такие свои "методики", что даже не слышат звонка конца урока.
Еще одна интересная методика. Учитель обращается к классу за помощью подтянуть, например, Петю по физике. Разумеется находятся два-три желающих, которые готовы этим заняться (им самим интересно). Учитель на уроке подсаживает помощника к Пете и они вместе работают на тему. Далее, учитель с учеником разрабатывают "индивидуальный план занятий с Петей" и помощник еще и раз-два в неделю приходит к Пете домой "подтянуть". Заодно и погуляют вместе )))))
Но доступна эта работа, повторюсь, только педагогам, которые понимают, обучены и знают как работать с особыми детьми (имеют лицензию). Видела, как обычные учителя сначала пытались себе голову сломать и даже что-то придумывали, потом что-то шло не так и они уже не могли контролировать ситуацию. Работа с особыми детьми - это особая профессиональная работа и одного педагогического образования тут не достаточно. Собственно, об этом и говорит вся идея инклюзии в школе.
Ну и последнее. Если школа взяла ребенка с ОВЗ и/или ребенка-инвалида на обучение, значит школа имеет лицензию на образовательную деятельность с особыми детьми - это к бабке не ходи. Но не все даже директора школы, не то что педагоги, имеют необходимую квалификацию и лицензию для работы с особыми детьми - в этом вся и проблема. Но, простите, лично я не доверю обычному педагогу занятия с моим особым ребенком - это "картинка" работы не более того, какими бы логопедами и дефектологами ее не украшали (не в них дело). Поэтому родитель имеет право потребовать для своего ребенка квалифицированного педагога, который прошел курс обучения и получил лицензию на подобную деятельность. Если такого учителя нет, директор обязан послать на подобное обучение тех сотрудников, которых он закрепил за особым учеником.