В теме
В разделе
По форуму
Google
На сайт
Форум
Помощь
Поиск
Галерея
Вход
Регистрация
Форум сообщества "Дети-ангелы"
»
ДЦП - не приговор!
»
Образование, коррекционная педагогика, соц. адаптация
(Модератор:
Мечты Сбываются!
) »
Куклотерапия
« предыдущая тема
следующая тема »
Печать
Страницы: [
1
]
Вниз
Автор
Тема: Куклотерапия (Прочитано 23004 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Zolotushka
Ветеран
Сообщений:
1137
Страна:
Благодарностей: 9
Пол:
Преодолеем всё! Мария и Анютка Москва САО Коптево
Куклотерапия
«
:
11 Августа 2009, 17:50:26 »
Всем привет!
Спешу поделиться замечательным методом социокультурной реабилитации наших деток в домашних условиях Куклотерапия! на форуме подобного не нашла, если уже есть, сбросьте ссылочку пжта.
На день рождения нашего Цветочка(на 2 годика) моя родная сестрёнка подарила кукольный театр "Теремок"(куклы одеваются на руки) со сценарием и подробным описанием, как создать театр в домашних условиях. Кстати, этот сценарий есть в приложенном файле. До последнего момента мы и не догадывались о существовании Куклотерапии, мы просто играли, разучивая роли и получая наслаждение от общения в кругу семьи. Теперь, по прошествии времени, проанализировав результаты и достижения нашей дочи, убедительно могу сказать, что нам этот метод очень помагает!
Психологический и педагогических подход к этому методу не заставляет себя долго ждать. Попробуйте и не пожалеете!
«
Последнее редактирование: 11 Августа 2009, 18:13:37 от Zolotushka
»
Записан
Когда Любовь и Долг одно и то же, то это Божий дар.
Учись прощать, быть снисходительным к тому, кто тебя любит и терпеливым к тому, кого любишь ты!
МОЮ ПЛАНЕТУ СОГРЕВАЮТ ТРИ СОЛНЫШКА-ЭТО МОИ ДОЧЕНЬКИ!
Моя сладкая девочка
Левосторонний Гемипарез(ДЦП), Синдром Аспергера(РАС), Сахарный диабет 1 типа.
Zolotushka
Ветеран
Сообщений:
1137
Страна:
Благодарностей: 9
Пол:
Преодолеем всё! Мария и Анютка Москва САО Коптево
Re: Куклотерапия
«
Ответ #1 :
11 Августа 2009, 17:52:54 »
Сайт Саратовского областного реабилитационного центра
http://rcdc.su/index/0-23
Скачать Сборник "Домашний театр"
http://rcdc.su/load/4-1-0-10
«
Последнее редактирование: 13 Августа 2009, 10:46:51 от Ruta
»
Записан
Когда Любовь и Долг одно и то же, то это Божий дар.
Учись прощать, быть снисходительным к тому, кто тебя любит и терпеливым к тому, кого любишь ты!
МОЮ ПЛАНЕТУ СОГРЕВАЮТ ТРИ СОЛНЫШКА-ЭТО МОИ ДОЧЕНЬКИ!
Моя сладкая девочка
Левосторонний Гемипарез(ДЦП), Синдром Аспергера(РАС), Сахарный диабет 1 типа.
Zolotushka
Ветеран
Сообщений:
1137
Страна:
Благодарностей: 9
Пол:
Преодолеем всё! Мария и Анютка Москва САО Коптево
Re: Куклотерапия
«
Ответ #2 :
12 Августа 2009, 23:46:29 »
Министерство социального развития Саратовской области
Государственное научно-практическое учреждение
«Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями»
КУКЛОТЕРАПИЯ
КАК МЕТОД РЕАБИЛИТАЦИИ
Саратов, 2008
В данном методическом пособии рассмотрен один из интересных и эффективных методов арттерапии – куклотерапия. Подробно показаны возможности и формы использования данного метода в реабилитации детей с нарушениями развития, рассмотрен опыт применения куклотерапии в работе специалистов Государственного научно-практического учреждения «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями».
Предложенная форма работы может быть использована родителями детей с особыми потребностями для обучения и воспитания в домашних условиях, а также специалистами диагностических и реабилитационных центров.
Методическое пособие «Куклотерапия как метод реабилитации» подготовлено коллективом авторов под общей редакцией заместителя директора Т.В.Усовой. Коллектив авторов: заведующая информационно-методическим отделением Е.Ю.Кутузова, социальный педагог М.Ю.Умнова, учитель по труду Е.В.Гончар. Компьютерная верстка Г.Г.Кузнецов.
Издание методического пособия осуществлено благодаря грантовой поддержке фонда Саратовская губерния. Проект «Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями, проживающих в сельских районах Саратовской области, методами арттерапии» является победителем V Областного конкурса социальных и культурных проектов.
Предисловие
Наш сборник предлагает взрослым организовать такую деятельность для своих детей – Домашний театр. Да, конечно, это сложная работа, которая требует времени и терпения. Но статьи сборника расписывают буквально по шагам этапы театральной постановки – было бы у Вас желание развивать своего ребенка и сделать его жизнь насыщеннее. Поверьте, и Вы получите огромное удовольствие от совместного творчества.
Как организовать домашний кукольный театр?
(в помощь родителям)
Вы уже играли с малышом в куклы или, может быть, вы уже посетили кукольный театр? Если вы побывали в кукольном театре или видели кукольное представление, например в Областном реабилитационном центре, то наблюдали, как искренне малыш смеется веселым проделкам героев. В этом нет ничего удивительного. Кукла в глазах малыша – настоящая, живая. Ребенок часто старается одушевить игрушку. А если она еще и двигается, поет, танцует, разговаривает, то может надолго увлечь его. И часто именно кукла объяснит ребенку то, что вам не удается втолковать сыну или дочке.
Можно, конечно, стать только потребителем, то есть прийти на готовый спектакль и посмотреть его. А можно стать творцом кукольного представления. В детской психологии существует целое направление – куклотерапия. Одевая на руку куклу, малыш как бы сливается с ней, через нее переживает различные жизненные ситуации, может справиться со своими страхами, выплеснуть негативные эмоции или, наоборот, поделиться своей радостью.
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с ребенком опробуете множество ролей: будете готовить различных кукол, рисовать декорации, писать сценарий будущего шедевра, придумывать как оформить сцену, продумывать музыкальное сопровождение и венец всего: показ спектакля. Только представьте, сколько воображения, творчества, уверенности в себе потребует это занятие от ребенка. А еще тренировка мелкой моторики рук, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи и этот список можно продолжать еще.
Создание домашнего кукольного театра настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это время и силы.
Начните свою деятельность по созданию домашнего театра с выбора сценария. Это определяется возрастом ребенка. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Идеальными будут народные и авторские сказки. Можно выделить три варианта выбора сценария: первый – можно взять готовый текст сказки и разыграть его слово в слово; второй вариант – немножко изменить сказку (например, добавить смешные эпизоды, переделать концовку известной сказки, ввести новых персонажей); и третий – придумать и разыграть свою собственную историю. При этом необходимо учитывать мнение и интересы ребенка. Может быть, вашему малышу уже нравится какая-то сказочная история? Тогда стоит начать работу домашнего кукольного театра именно с нее. В Приложении 3 мы предлагаем вам несколько сценарием по известным сказкам.
«
Последнее редактирование: 12 Августа 2009, 23:48:26 от Zolotushka
»
Записан
Когда Любовь и Долг одно и то же, то это Божий дар.
Учись прощать, быть снисходительным к тому, кто тебя любит и терпеливым к тому, кого любишь ты!
МОЮ ПЛАНЕТУ СОГРЕВАЮТ ТРИ СОЛНЫШКА-ЭТО МОИ ДОЧЕНЬКИ!
Моя сладкая девочка
Левосторонний Гемипарез(ДЦП), Синдром Аспергера(РАС), Сахарный диабет 1 типа.
Zolotushka
Ветеран
Сообщений:
1137
Страна:
Благодарностей: 9
Пол:
Преодолеем всё! Мария и Анютка Москва САО Коптево
Re: Куклотерапия
«
Ответ #3 :
12 Августа 2009, 23:49:36 »
Куклотерапия как эффективный метод реабилитации детей с нарушениями развития.
Совершенствование существующих и создание новых средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой.
Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
В психокоррекционной работе с детьми, имеющими нарушение в развитии, наиболее эффективным методом является куклотерапия.
Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Если говорить проще, то, как определила Татаринцева А.Ю., куклотерапия – это метод лечения с помощь кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.
Нарушениями, обуславливающими использование данного метода, являются:
- различные отклонения в развитии речи;
-эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;
- тревожность, страхи;
- проблемы в общении.
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.
В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Специалисты областного реабилитационного центра(в частности, психологи, социальные педагоги) применяют метод куклотерапии в своей работе с детьми всех возрастов и различными проблемами в развитии. Для детей дошкольного возраста разработаны специальные занятия.
Цель занятий: создание условий для успешной адаптации ребенка, к работе в коллективе, для коррекции и развития его личности.
Коррекционно - воспитательные задачи:
1. Развитие познавательной сферы ребенка.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Обогащение представления об окружающем мире.
5. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
6. Активизация и развитие речи.
7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Структура занятия:
1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.
2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.
3. Основная часть. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа.
4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.
5. Окончание занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.
Занятия могут проводиться в различных формах: индивидуальной (15-20 минут) и групповой (30 минут). В планировании работы, так же приходиться учитывать специфику работы ОРЦ, а именно, то что дети проходят реабилитацию в течении 21 дня. С учетом этих особенностей составляется календарный план работы (см. Приложение 1). Конспект выборочного занятия также дается в Приложении 2. Это первый этап работы кукольного театра «Раёк» – театра куклотерапии. Театра, который лечит, восстанавливает психическое здоровье детей.
Стоит отметить, что уже с первых занятий ребенок трижды психологически защищен. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во-вторых, ребенок защищен и перчаточной куклой (либо какой-то другой) на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, что содействует самовыражению и самопознанию. В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.
Второй этап заключается в создании актерской труппы из детей школьного возраста, с которыми можно ставить сложные, содержательные спектакли, решая главную задачу любого театра. И заключается она в том, по словам детского писателя К.И.Чуковского: «…чтобы пробудить в восприимчивых детских душах драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которых человек не человек».
В работе со старшей группой важнейшими являются репетиции, именно в процессе работы над образом постепенно, в результате творческого переживания и перевоплощения происходит снятие повышенного уровня тревожности, преодоления страхов.
Пьесы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Репетиции проходят ежедневно, продолжительность их не более часа. В отработке отдельных эпизодов заняты по 2-3 ребенка. Лучше если в спектакле одну роль играют 2 человека, которые чередуются во время показа спектаклей (первый, второй состав), но репетиции должны посещать оба состава.
Работа над подготовкой к спектаклю:
1. Выбор сценария будущего спектакля
2. Читка пьесы и беседа по сценарию, распределение ролей с учетом особенностей и интересов детей. Анализ внутренних резервов самим ребенком, внутреннее самоопределение («хочу сыграть то-то»).
3. Встреча с родителями детей. Выработка правильного стиля взаимодействия с ребенком в семье.
4. Репетиции отдельных сцен.
5. Репетиции всего спектакля с расстановкой основных мизансцен и отработкой передвижения детей за ширмой.
6. Сведение музыкального сопровождения спектакля и светового оформления.
7. Несколько основных прогонов с обязательным участием первого и второго состава.
8. СПЕКТАКЛЬ ДЛЯ ПУБЛИКИ – важнейший аккорд в нашей работе, ведь одобрение, улыбки, аплодисменты зрителей, это признание не только образа, созданного актером, его труда, но, что самое главное, это признание личности актера – значит он нравится, значит, он нужен вам, а, значит, он счастлив!
Таким образом, куклотерапия – это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.
В заключении хочется отметить, что психокоррекционную работу с детьми с использованием метода куклотерапии необходимо проводить совместно с родителями. Нормализация родительских установок, представлений, сенситивности по отношению к ребенку входит в одну из коррекционных задач куклотерапии и реализуется в совместной деятельности в группе. Специфические особенности куклотерапии дают богатый диагностический материал и помогают родителям увидеть новое в ребенке, получить информацию о взаимодействии с ним, о стиле своего воспитания.
В дальнейшем это направление арттерапии рассматривается как перспективное развитие данного метода в работе специалистов Областного реабилитационного центра.
«
Последнее редактирование: 12 Августа 2009, 23:51:12 от Zolotushka
»
Записан
Когда Любовь и Долг одно и то же, то это Божий дар.
Учись прощать, быть снисходительным к тому, кто тебя любит и терпеливым к тому, кого любишь ты!
МОЮ ПЛАНЕТУ СОГРЕВАЮТ ТРИ СОЛНЫШКА-ЭТО МОИ ДОЧЕНЬКИ!
Моя сладкая девочка
Левосторонний Гемипарез(ДЦП), Синдром Аспергера(РАС), Сахарный диабет 1 типа.
OLGA777
Постоялец
Сообщений:
932
Страна:
Благодарностей: 1
Пол:
г.Вязники Владимирская обл.
Re: Куклотерапия
«
Ответ #4 :
26 Февраля 2010, 20:27:40 »
у нас есть заец .,даже 2, подарок от хаггис ,Саша очень любит когда я его одеваю на руку играть, эмоций море
Записан
ANGELA
Интересующийся
Сообщений:
101
Страна:
Благодарностей: 0
Пол:
Ангелина и Василиса г.Москва
Re: Куклотерапия
«
Ответ #5 :
05 Марта 2010, 21:17:40 »
Мы не так давно купили кукольный набор "Курочка ряба". Первый раз Василису хватило на минутку показа, потом она отвернулась и занялась более важными для нее делами....Но я думаю, все еще впереди, и мы привлечем ее к этому, ведь это очень интересно и полезно!Просто для нее это пока новый способ смотреть сказки и она еще не привыкла.
Записан
Печать
Страницы: [
1
]
Вверх
« предыдущая тема
следующая тема »
Форум сообщества "Дети-ангелы"
»
ДЦП - не приговор!
»
Образование, коррекционная педагогика, соц. адаптация
(Модератор:
Мечты Сбываются!
) »
Куклотерапия