Я вот не глубоко верующий человек, высказалась как я сама это вижу, но все же интересно что на этот счет думает церковь?
@Na_Shi у меня как раз по этому поводу замечательная статья есть о. Константина Пархоменко. Кому интересно почитайте.
Мне очень близок его подход.
Как ответить на вопрос, который, к сожалению, так часто встает перед нами во всей своей беспощадной остроте, – о смысле страданий людей невинных, например детей? В статье профессора Московской Духовной академии Алексея Ильича Осипова: «О невинных страданиях» читаю:
«…Вы же знаете эту фразу: семья есть малая церковь. Здесь особенно близки люди друг другу. Здесь особенно способны они сопереживать друг другу. Хотят они или не хотят – они соединены. Даже чисто природным образом, они соединены, никуда не денешься. Так вот, чисто наследственно все передается от родителей детям, как много передается! Нити колоссальные связывают их между собою. Надеюсь, теперь вам понятно, куда я клоню? Мы сопереживаем друг другу. Бывает, сознательно, а иногда и несознательно. В силу вот этих связей, которые соединяют нас. Когда это происходит осознанно, то это уже дар духовный – когда мы сострадаем человеку, сочувствуем ему, сопереживаем ему, если хотите, что-либо делаем, чтобы умалить страдания другого человека. Это осознанные переживания.
Но мы, оказывается, можем и неосознанно, в силу этой связи, сострадать друг другу. Причем, тут есть еще очень важный один принцип. Принцип какого рода? Возьмите поход. Идет группа. Все несут рюкзачки на себе. Ходили когда-нибудь в поход? C рюкзачком, да еще по компасу. Пройдешь сто метров – ах, уже не туда пошли. Давай опять. Вот так. Вдруг подвернулась у одного нога. Ну что делать? Распечатывай свой рюкзак, давай раскладывать вещи. Ты посильней – тебе побольше положим. Ты послабей – ну ладно, тебе поменьше, кружку понесешь. И так далее. Мы берем все на себя ту ношу, которую он должен нести, а он идет там с палочкой, хромает. А мы над ним еще все смеемся. Вот так.
Ребенок – это самое здоровое в духовном плане существо. Еще чистое, еще не запятнанное, еще не искаженное духовными актами, которые мы называем грехом. Вы обращали когда-нибудь внимание, кто погибает за людей? – герои, лучшие люди. Кто говорит правду в глаза, царю, там, или кому-нибудь еще? – святые люди. Опять-таки, самые чистые. Всегда страдают, всегда рискуют собой, всегда жертвуют собой лучшие люди. Лучшие – то есть в духовном плане самые здоровые. Потому дети страдают, потому эти самые невинные страдания происходят, потому что у них еще самая чистая, детская, святая душа, которая способна понести на себе или взять на себя те страдания, которые естественно следуют за грехами их родителей, их близких, их родных. Они способны. Почему? Потому, что они лучшие. Скажете: “Ну, верно. Но они же этого не осознают!” Вот тут мы с вами вступаем в сферу мировоззренческую. С той точки зрения, что человек живет на земле и всего один раз, – это утверждение верно. С точки зрения христианской, мы прямо скажем – нет, ошибаетесь, надо на все смотреть с точки зрения вечной жизни. Тот же младенец, младенческая душа, которая вышла из тела, там она все осознает. И это осознание, что Бог дал ему возможность пострадать за любимых, это осознание даст бесконечное благо этой душе».
Какое неверное богословское конструирование!
Разве благ Бог, Который установил такой мир, где самые слабые и самые злые – негодяи – торжествуют, тогда как за них умирают невинные? И где, чем более чист и праведен человек, тем больше, получается, у него шансов поскорее умереть за злых… Что это за механистичный, злой мир, в котором, чем лучше человек, тем быстрее он умирает…
Или последнее утверждение: «…осознание, что Бог дал ему возможность пострадать за любимых, это осознание даст бесконечное благо этой душе».
Может быть, и была бы радость, если бы его страдания и смерть как-то изменяли в лучшую сторону плохих, тех, за кого ребенок страдал и умер, но ведь часто нет никакого изменения, или даже бывает изменение в худшую сторону. А тогда погибший младенец – радуется?
А как же совместить с мнением уважаемого профессора слова Священного Писания, говорящие об эре Нового Завета, в которую мы живем: «В те дни уже не будут говорить: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31, 30-31).
Подобные размышления порождают колоссальное количество вопросов и недоумений. И все потому, что А.Осипов пытается заглянуть на ту территорию, которая нам недоступна
Если и говорить, почему и страданиям, и внезапной смерти равно подвержены все – и праведники, и грешные, – то это не потому, что бόльшую нагрузку берут на себя лучшие. Скорее, потому, что для Бога все одинаково, равно любимы, все – Его дети. Просто некоторые – заблуждающиеся, непослушные, злые дети, но от этого они не перестают быть любимыми.
Бог не убивает злых, дает им жить, не потому, что их грехи перераспределились на добрых, а потому, что Он – долготерпелив. И Он дает человеку шанс покаяться, исправиться. Когда человек становится духовно совершенно бесперспективен – Бог его призывает в мир иной.
Но вопрос – глубже: о страданиях и смерти детей.
И надо сказать, что по-настоящему причины этого нам не открыты.
Несколько раз в Евангелии мы встречаемся с человеческим недоумением – откуда уродство болезни, откуда внезапная гибель людей? По-человечески так понятно и просто подумать, что грешен человек или он страдает за предков.
И вот люди спрашивают Христа:
«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 1,3).
В другой раз:
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 1-5).
Обратим внимание: Спаситель не отвечает прямо на поставленный вопрос.
В первом случае Он, кстати, замечательно указывает, что нельзя проводить параллели между грехами и страданиями, болезнями.
Во втором случае Он говорит, что смерть, трагедии должны нас встряхнуть, помочь осознать хрупкость, мимолетность нашей жизни. И, пробудив в нас память смертную, помочь нам жить праведнее.
Если уж Сам Христос, что совершенно очевидно, не отвечает на вопрос о причине страданий, а говорит лишь о том, какие выводы мы должны из этого сделать, то допустимо ли нам дерзновенно пытаться понять это?
Вспоминается св. Антоний Великий, который много со слезами молился Богу и спрашивал: почему страдают невинные, почему умирают дети?.. Ему был дан ответ: «Антоний, себе внимай! А то – суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их».