Автор Тема: Консультации логопеда-дефектолога, нейропсихолога  (Прочитано 119673 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ФЕЯАвтор темы

Дорогие друзья! Разрешите представить вам замечательного человека, настоящего профессионала своего дела, маму особой девочки Маргариты Кошелеву Татьяну Владимировну









С сегодняшнего дня Татьяна консультирует у нас на форуме, за что ей низкий поклон! Не стесняйтесь, задавайте свои вопросы!

Оффлайн HelgaPetrova

Как заниматься с ребенком
« Ответ #1 : 19 Ноября 2019, 15:37:33 »
Добрый день, Татьяна. Подскажите пожалуйста как лучше заниматься с ребенком в направлении развития речи. Мальчик, 4,4 года, ЗРР, алалия под вопросом. Пассивный словарь большой, активный меньше, общение в основном на бытовом уровне (дай пить, пошли спать, купи машинку). Обращенную речь полностью понимает, но говорит фразы из 2-х, максимум 3-х слов без предлогов, не склоняя их и максимально упрощая. То есть "папа ушла", "пить нет", "садик нет", "играться да", "купи конфету да" и т.д. Говорит, как иностранец. Знает на память алфавит, выговаривает все звуки, кроме "р". Общие знания (цвета, формы, счет, названия предметов, различные логические игры - по возрасту, интеллект хороший). Даже пытается читать. Просто показываю ему картинки с изображениями - все правильно называет одним словом. Прошу рассказать, что нарисовано не картинке парой фраз/предложений - он этого не сделает. Только с наводящими вопросами. Занимаюсь сейчас с ним сама, прошу Вас порекомендовать методику, которая нам подойдет.

Оффлайн Жемчужная

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3658
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 38
  • Татьяна и Рита, Уссурийск, Приморский край
    • Instagram: #defektolog_ussur
    • ВКонтакте: https://vk.com/tkosheleva30
    • Награды
Добрый день.
Для обучения простраиванию фраз вы можете воспользоваться методическим пособием Созоновой-Куциной "От слова к фразе. Глаголы" (купить например в "Лабиринте").
Либо пособием Новиковой-Иванцовой "От слова к фразе" (есть в свободном скачивании).
У Шишкиной Натальи тоже есть подобные книги, но я не использую.

Для обучения пересказу я использую книги Наталии Нищевой "Обучение детей пересказу по опорным картинкам" (вам нужно взять для начала самую первую книгу).

Хорошо описано введение фразовой речи в оборот  в книге Нуриевой "Развитие речи у аутичных детей", Мне не нравится картинный материал книги, слишком символичен на мой взгляд. Но зато вы сможете понять суть: в какой последовательности двигаться.

Не забываем что глагольная лексика и предлоги "встают" в речи при условии что ребенок отделяет себя от окружающего пространства. Про предлоги посмотрите в моем Инстаграм  один из последних постов.
Для понимания глагольной лексики также важно понимать что есть "Я", и есть окружающие меня люди или животные. Поэтому перед введением карточек или книг я некоторое время "мучаю" детей вопросами по типу: Что ты делаешь? Сижу. Кто сидит? Я сижу? Кто играл? Я! Кто рисовал? Я!, ну и так далее
Подкрепляем вот  такими картинками с пиктограммами


Дальше отыгрываем на игрушках тоже самое: кто идет, сидит, кушает? Например Миша идет

Ну и далее переходим на книги и пособия.
На самом деле, тонкостей гораздо больше, но основные, для домашнего использования я вам перечислила.
Удачи ттт




9 лет,Последствия СКЛ, ДЦП, нарушение приема и переработки сенсорной информации, АЧ

Оффлайн misstan

Добрый вечер! Младенцу 7 месяцев , до сих пор гуление: агу, абу и гласные, подскажите пожалуйста, как-то можно поспособствовать лепетному развитию ма-ма, га-га, ребёнок с неврологией. Беспокоит, что гулит в целом скудно, переживаю за развитие речи в дальнейшем(

Оффлайн Жемчужная

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3658
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 38
  • Татьяна и Рита, Уссурийск, Приморский край
    • Instagram: #defektolog_ussur
    • ВКонтакте: https://vk.com/tkosheleva30
    • Награды
Добрый вечер! Младенцу 7 месяцев , до сих пор гуление: агу, абу и гласные, подскажите пожалуйста, как-то можно поспособствовать лепетному развитию ма-ма, га-га, ребёнок с неврологией. Беспокоит, что гулит в целом скудно, переживаю за развитие речи в дальнейшем(

добрый день!
Комплекс оживления-проходил ли этот этап?
Зрительный контакт- смотрит ли на лицо говорящего?
Сохранность физического слуха?
На шумы бытовые обращает ли внимание?
9 лет,Последствия СКЛ, ДЦП, нарушение приема и переработки сенсорной информации, АЧ

Оффлайн Анастасия Габсалямова

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 7
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
    • Награды
добрый вечер. как заниматься с ребенком с чазн, дцп, зпрр? не любит , когда ее руки трогают. не собирает пирамидки, кубики только разглядывает не строит, нет пинцетного захвата, указательного жеста, не подражает , не говорит ...занимались с дефектологом..толку нет

Оффлайн Жемчужная

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3658
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 38
  • Татьяна и Рита, Уссурийск, Приморский край
    • Instagram: #defektolog_ussur
    • ВКонтакте: https://vk.com/tkosheleva30
    • Награды
добрый вечер. как заниматься с ребенком с чазн, дцп, зпрр? не любит , когда ее руки трогают. не собирает пирамидки, кубики только разглядывает не строит, нет пинцетного захвата, указательного жеста, не подражает , не говорит ...занимались с дефектологом..толку нет

добрый день Анастасия.
Я бы начала с проработки сенсорных систем:
-обонятельной
-зрительной
-слуховой
-вкусовой
-тактильной
-вестибулярной
-проприоцептивной

Все дело в том что простраивать моторную программу( то есть планировать и производить действия) наш мозг способен только в том случае если он эффективно воспринимает и обрабатывает сенсорные стимулы, т.е. вкусы, запахи и прочее.

Посмотрите книгу Домана "Что делать если у вашего ребенка поврежден мозг", в вашем случае начинать работу нужно именно в таком ключе.
Насколько выражен ЧАЗН? Если какой-то анализатор менее сохранен, мы обучаем ребенка за счет других, более сохранных анализаторов. За зрение тоже можно побороться, как раз у Домана описано как это делать (под контролем ЭЭГ во избежание возникновения эпилептической активности)

Не любит когда трогают руки-могу предположить что стоят сенсорные защиты. Мягко, но настойчиво растираем разными фактурами, используем на контрасте воду разной температуры, тесто, фольгу, пергаментную бумагу и т.д.  И главное в этой игре: настойчивость,терпение, но не нервничать  777 как бы сейчас парадоксально не звучало-попробуйте сами ловить удовольствие . Дети считывают наш настрой и при таком подходе защиты снимаются более эффективно
#учимсяиграя наш девиз  :ah:

Параллельно называем  все что трогаем, мнем, нюхаем и т.д.(расширяем пассивный словарь)
Посмотрите в моем Инстаграм некоторое время назад был пост о том что нужно для того чтобы ребенок заговорил, хороший пассивный словарь-одно из условий.
Пишите как у вас продвигается процесс. Удачи  vc\

9 лет,Последствия СКЛ, ДЦП, нарушение приема и переработки сенсорной информации, АЧ

Оффлайн Irsunishka66

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 106
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Ирина, мои мальчики-двойняшки Тима-ангелок и Даня
    • Награды
@Жемчужная, Здравствуйте! С новым годом! Моему ребенку ставят зпрр, органическое поражение ЦНС
Родился недоношенным, была гмпоксия, вжк и т д Пошел в 1год 6 мес., Сейчас ходит в обычный садик и ему сегодня исполнилось 1год 10 месяцев. Буду частями писать, а то большие тексты у меня почему-то не отправляются.

Оффлайн Irsunishka66

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 106
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Ирина, мои мальчики-двойняшки Тима-ангелок и Даня
    • Награды
Сейчас пьем очередной курс энцефабол до этого был кортексин.
Развитие: навыков самообслуживания нет в туалет не проситься, иногда говорит фу, когда дела сделал, в садике ест ложкой но может и руками, сам не раздевается и т.д. Речь понимает на бытовом уровне: пошли кушать, давай игрушки убери, где что лежит знает, так как все шкафы облазили, любимые игрушки сейчас это бытовая техника:пылесос, утюг, стиральная машина, холодильник. Предметы некоторые пальцем показывает, когда спрашиваю, на картинках может животных показать немного. Очень любит книги, говорю принеси будем читать, бежит в комнату и берет. Особенно стихи Агнии Барто нравятся, когда слышит любимый стишок начинает в ладоши хлопать и пританцовывать.
Из речи один лепет мама, папа, дядя и звукопрожания как животные говорят собачка аф-аф, киса мя-мя, по телефону говорит але-але, но много слов повторяет за всеми, хотя сомневаюсь что понимает их значение

Оффлайн Irsunishka66

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 106
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Ирина, мои мальчики-двойняшки Тима-ангелок и Даня
    • Награды
Я конечно понимаю, что мы отстаём от сверстников, иногда кажется что стоим на месте. Цвета не различает, фигуры тоже не знает, может только машинки покатать и мяч покидать, кошку за хвост подрать. В садике здоровые детки отличаются от моего, более осмысленнее что ли, а мой как лялька.
Вот он повторяет слова за нами, но сам потом не говорит, это эхолалии?
И как мне строить занятия с ребенком, что должно быть первостепенно?
Ещё я никак не отучу его от сосания пальца,что только не перепробывали
И нормально ли что он сейчас зациклен на бытовой технике?
Спасибо

Оффлайн Irsunishka66

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 106
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Ирина, мои мальчики-двойняшки Тима-ангелок и Даня
    • Награды
Комплекс оживления был, в глаза смотрел, улыбался, гуление тоже было агу, Абу, бу и т д.
Ещё ребенок повторяет букву и, что-нибудь скажешь ему, а он и говорит, даже в садике воспитатели
заметил что букву и постоянно повторяет.

Оффлайн Жемчужная

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3658
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 38
  • Татьяна и Рита, Уссурийск, Приморский край
    • Instagram: #defektolog_ussur
    • ВКонтакте: https://vk.com/tkosheleva30
    • Награды
 да, похоже на эхолалии

Скажите пожалуйста, ползал ли ребенок и каким образом?

Что с игрой и предметной деятельностью: Поставить кубик на кубик, катать мяч, катать машину,нанизывать несколько крупных бусин?
9 лет,Последствия СКЛ, ДЦП, нарушение приема и переработки сенсорной информации, АЧ

Оффлайн Irsunishka66

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 106
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Ирина, мои мальчики-двойняшки Тима-ангелок и Даня
    • Награды
Здравствуйте! Ребенок ползал на четвереньках долго, месяцев шесть, ползал правильно перекрёстным движением, пошел в 1 и 6 м.
Мяч любит катает кидает,  я с ним играю, машинки катает, кубики иногда ставит, бусины не пробовала.

Оффлайн Irsunishka66

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 106
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Ирина, мои мальчики-двойняшки Тима-ангелок и Даня
    • Награды
Еще любит любимые стишки заканчивать, допустим я говорю гуси-гуси, а он га-га-га, есть хотите, а он да-да-да или кисонька-мурысенька с кем ела пряники, а он отвечает-одна;  я говорю Савка и Гришка сделали дуду, а он говорит ай ду-ду-ду. Иногда может сказать как его зовут и сколько годиков, говорит интересно- ондин. На куклу Ляля говорит, иногда на горшок может ее посадить или платком нос вытереть, может сухарик ей дать, если я попрошу поделиться. Лужу сделает, я его говорю а
давай убирай, может взять тряпку и пол вытирать
С детьми и взрослыми контактен, на ручки просится, может и застесняться, девочек отличает,  может чем-нибудь угостить, по волосам погладить, обниматься лезет, с мальчиками бывает игрушки делит, горько от досады плачет, если отнимут. Обожает играть в прятки, только скажешь, где Даня, начинает прятаться, потом смеется, когда найду, также ладушки любит. Под стишок Мишка-косолапый начинает ходить вразвалку, типа медведь.

Оффлайн Жемчужная

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3658
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 38
  • Татьяна и Рита, Уссурийск, Приморский край
    • Instagram: #defektolog_ussur
    • ВКонтакте: https://vk.com/tkosheleva30
    • Награды
итого что можно делать дома в вашем случае:

1. Книга Стребелевой "Игры и занятия с детьми раннего возраста"
2. Расширяем пассивный словарь (называем предметы и живые существа вокруг, даем трогать, нюхать, мазать кашу по лицу и прочее ;D). Обозначаем вкусы, цвета, фактуры (лимон кислый, желтый, шершавый), действия (мишка идет,машинка едет), т.е. ведем работу по осмыслению слов
3. Логоритмика (Железнова и прочее)
4. Я подозреваю недосформированность мосто-мозжечковой системы, обязательно нужно подключить упражнения на фитболе, батуты, гамаки
5. Навыки самообслуживания. Посмотрите книгу "Маленькие ступеньки", часть "Самообслуживание". У них отлично расписаны возраст становления навыков и как помочь
6. Шикарно было бы показать нейропсихологу, возможно найдете того кто возмется за малышастика.
7. Показать инструктору ЛФК , я так понимаю что мышечный тонус у вас снижен? Причиной опять же может быть мозжечок. Нейропсихолог здесь все-таки первичен я думаю.
8. Ползать по-пластунски. По полу. Переползая препятствия.По туннелям (можно ставить стулья и завешивать простынями или одеялами).
9. Много обнимать, продавливая все крупные суставы. Качать в "эмбрионе", под спокойную музыку, лучше на ночь
10. Любить. Целовать
11. Сохранять спокойствие

И как всегда, занимаясь с ребенком, кайфуем сами.

из того что можно навскидку, не лицезрея ребенка воочию сказать-пожалуй все.

Подписывайтесь на мой Инстаграм, в ближайшем будущем будут Игры с мячом на развитие речи.

Удачи и с Рождеством вас!
9 лет,Последствия СКЛ, ДЦП, нарушение приема и переработки сенсорной информации, АЧ