«Основные» клинические особенности
Как упоминалось выше, документирование диапазона клинических проявлений болезни началось в 1978 году в двух американских семьях европейского происхождения. В то время считалось, что одна из этих семей страдает формой «эссенциальной» (доброкачественной) хореи.
В 2001 году Фернандес и его коллеги описали особенности пяти поколений, предложив альтернативный диагноз «семейная дискинезия и миокимия лица» (FDFM), чтобы признать, казалось бы, новый и уникальный синдром. У предшественника во втором семействе был описан спорадический пароксизмальный хореоатетоз с гемиплегией, но расстройство было гораздо более серьезным и постоянным у ее дочери и включало многие черты, которые позже были обнаружены как часть фенотипического спектра ADCY5-дискинезии.
Теперь мы рассмотрим некоторые из этих клинических аспектов, примеры фенотипических проявлений дискинезии, связанной с ADCY5.
«Миокимия» для лица
FDFM характеризовался началом генерализованной хореической дискинезии в сочетании с периоральными и орбитальными движениями, напоминающими миокимию, в детстве или подростковом возрасте. Хотя миокимия, как сообщается, была продемонстрирована на электромиографии (ЭМГ) у некоторых членов семьи, это открытие не было воспроизведено во всех последующих случаях, в которых движения лица представляют собой смесь миоклонуса и хореи.
Дальнейшее описание случаев привело к принятию более общепринятой терминологии дискинезии, связанной с ADCY5.
Дискинетические движения по-разному описываются как хорея, атетоз, дистония, миоклонус или их сочетание. В некоторых случаях ЭМГ-исследования конечностей предполагают комбинацию миоклонии и хореи. Как клинические, так и электрофизиологические различия иногда могут быть сложными. Хотя эти движения могут влиять на все конечности, они обычно более заметны в верхних конечностях.
«Баллистические приступы», усугубляемые сном
Пароксизмальные обострения гиперкинетических движений являются отличительной чертой заболевания, хотя некоторые предпочитают термин «эпизодические» из-за отсутствия предсказуемых стереотипных триггеров. Эти эпизоды могут длиться от нескольких минут до часов и постепенно ухудшаться по частоте и серьезности к третьему десятилетию жизни, прежде чем станут постоянными или полностью исчезнут. Некоторые описывают их как «баллистические приступы», и они могут проявляться характерным болезненным (хотя и не всегда) дистоническим сгибанием-разгибанием туловища, которое прогрессирует до ретроколлиса и разгибания верхних конечностей. Сообщалось о заметных обострениях болезни либо при сонливости, либо во время сна. В некоторых случаях полисомнографические исследования предполагают наличие гипопноэ перед движениями. Также была отмечена низкая эффективность сна, хотя предполагаемая основная причина, по-видимому, варьируется. Хотя некоторые предполагают, что это является результатом длительного латентного периода, другие обнаружили, что латентный период не нарушен, что подразумевает нарушение сна из-за движений в N2, быстрых движений глаз (REM) и стадий пробуждения. Другие провоцирующие факторы включают эмоциональный стресс или смех и интеркуррентные заболевания (с гипертермией или без нее), в течение которых движения могут происходить группами и с повышенной частотой.
В то время как алкоголь не оказывает заметного воздействия, было обнаружено, что чихание усугубляет дискинезию у некоторых.
Кофеин в некоторых случаях усиливал дискинезию ; однако у 1 пациента отмечено резкое уменьшение пароксизмальных дискинезий. При отсутствии триггеров эпизоды могут увеличиваться и уменьшаться в течение недель или месяцев. В то время как баллистические приступы являются неэпилептическими, фокальная эпилепсия редко может сочетаться с ADCY5. Семиология диссоциации и ритмичных движений головы, с записями ЭЭГ, подразумевающими бифронтоцентральный фокус.
Осевая гипотония
Межэпизодические неврологические отклонения встречаются, хотя и по-разному. Наиболее характерной из них является аксиальная гипотония. Начало обычно в младенчестве и влияет на двигательные вехи. Тяжесть колеблется от трудностей с сидением до неспособности самостоятельно ходить в подростковом возрасте. Адаптивный отличительный метод мобилизации, называемый «лягушачий», был отмечен в тяжелых случаях. Аксиальная гипотония обычно улучшается с возрастом, хотя может сохраняться и в зрелом возрасте.
Менее определенные и изменчивые функции
Дистонические позы во всех конечностях и писательские судороги отмечались по-разному. Почти половина из них имеют регистрируемые признаки спастичности (повышенный тонус, гиперрефлексия и реакции подошвенных разгибателей) на всех стадиях заболевания, тогда как спастический парапарез был зарегистрирован у взрослых. Детальная оценка движения глаз предполагает нарушение инициации и выполнения саккад, особенно в вертикальной плоскости. Это, вместе с гипометрией, указывает на глазодвигательную апраксию. Хотя были описаны медленные, нескоординированные нарушения походки, убедительные признаки мозжечковой походки не были хорошо задокументированы.
Задержка языкового развития потенциально может быть связана с аномальными движениями языка и лица. В то время как большинство из них переходит к нормальному языку, у некоторых сохраняется дизартрия. Когнитивные нарушения регистрировались по-разному, при нейропсихологическом тестировании отмечались нарушения в обучении и решении проблем. В то время как наблюдались легкие неспецифические нарушения IQ и когнитивных функций, специфические нарушения пространственной работы и эпизодической памяти очевидны при детальных оценках. Эти отклонения возникают в разные годы, и остается неясным, почему они наблюдаются по-разному. Их истинная частота неизвестна из-за отсутствия подробных когнитивных оценок в зарегистрированных случаях. Психиатрические симптомы могут возникать с перерывами в течение всей жизни и включать депрессию, психоз с бредом и слуховыми галлюцинациями, а также симптомы обсессивно-компульсивного расстройства (ОК). Хотя симптомы ОК и аутистическое поведение связаны с гаплонедостаточностью, их возникновение с мутациями с усилением функции еще раз подчеркивает сложность корреляции генотип-фенотип. Сообщалось о сердечной недостаточности в результате дилатационной кардиомиопатии, а также о сердечной смерти неясной этиологии. Хотя это соответствует экспрессии ADCY5, остается неясным, почему это открытие не универсально. Отчасти в этом может быть виновата нынешняя направленность на выявление и сообщение о двигательном расстройстве.