Автор Тема: Так как же воздействовать на мозг?  (Прочитано 19075 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MussonboАвтор темы

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 6
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
    • Награды
Здравствуйте!
Я под впечатлением от прочтения книги Домана "что делать если у вашего ребенка повреждение мозга", прочитав тут кучу тем с рекомендациями не воздействовать на мышцы всякими массажами и растяжками (даже как я понял легкими), а воздействовать на мозг, понимания так и не пришло, поэтому создал эту тему т.к. большинство тем 10-летней давности, возможно многое уже изменилось т.к. появились новые исследования и доказательная база расширилась.

Если взять мой пример - ребенку 2 года, GMFCS 1, спастическая диплегия, постоянно сгибает пальцы ног.
Реабилитологи предлагают физическую терапию только на баланс (Cuevas Medek), так как для Бобата и Войты ребенок "слишком высокого уровня).
За сгибание пальцев ног отвечают две мышцы, которые находятся в глубоком слое - это длинный сгибатель большого пальца стопы и длинный сгибатель пальцев. Первое что приходит в голову из доступного на каждый день дома - это три метода: 1. массаж, но поскольку эти мышцы залегают глубоко, то воздействовать на них массажем сложно. 2. пассивные растяжки. 3. активные растяжки (толкание стула с книгами по ламинату).

Как я понял ничего из этого к воздействию на мозг не относится, можете подсказать литературу/исследования, в которых можно почерпнуть конкретную методику действий для ребенка 2х лет?
Спасибо.

Оффлайн valya

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3088
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 87
  • Пол: Женский
  • Мама Валя, дочка Юля
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #1 : 06 Мая 2023, 16:33:31 »
@Mussonbo, здравствуйте. Доман в своё время отметил, что можно воздействовать на мозг путём многочисленного повторения, а так же что на каком-то уровне происходит переход количества в качество и по аналогии осваиваются более сложные действия, которым непосредственно не учили. С другой стороны это все происходит не быстро. Так же как и массаж не даст быстрого результата. Сейчас более модны теории постурального контроля, т. е. как правильно спазиционировать ребенка, пока мозг чему-то там еще не научился, а жизнь продолжается. В вашем случае, если ребенок погибает пальцы на стопах, то ему может быть больно ходить, что может приводить к уменьшению активности. Ну и конечно будет лучше если вы будете следить, чтоб при одевании обуви пальцы были не согнуты (расправлять в уже одетой, если не получается одеть с прямыми пальцами) или же какое-то время носить аппараты на голеностоп.

Оффлайн Оригинал

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5913
  • Страна: kz
  • Благодарностей: 205
  • Пол: Мужской
  • И никогда не вставай на линию нашего огня!
    • Моя история
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #2 : 06 Мая 2023, 17:41:35 »
если ребенок погибает пальцы на стопах, то ему может быть больно ходить
Конечно больно, еще как больно: там же и ногти ломаются, просто выворачиваются и все. Может быть и до крови. У меня так. Потом допишу.

Оффлайн MussonboАвтор темы

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 6
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #3 : 06 Мая 2023, 17:41:59 »
@valya спасибо за ответ!
Общая проблема многих как я понял в том, что не понятно что именно повторять т.к. многие используют старые методики, которые не дают желаемого результата(чуда за месяц никто не ожидает)
Я посмотрел теорию постурального контроля, тренинг на баланс как раз в нее вписывается, но на тонус мышц он влияет посредственно т.к. цель его именно баланс и укрепление мышц, которые за баланс отвечают.
Вопрос мой именно в методиках коррекции тонуса путем воздействия на мозг т.к. конкретно мой ребенок ходит без боли, активность как раз хорошая (если бы он чувствовал боль - он бы обязательно об этом сказал), тутора на ночь тоже надеваем.

Та же самая ситуация и с осанкой при сидении на ровном полу с вытянутыми ногами - спина буквой С. Опять просятся растяжки как для балерин, но почему-то мне кажется, что это не есть правильный путь т.к. часто встречаю информацию, что если тянуть, то тонус наоборот увеличивается.

Хотелось бы разобрать не только мой случай, но и в принципе получить информацию о новых методиках от тех, кто уже перекопал возможно англоязычный интернет, думаю что многим будет полезно.

@Оригинал я подозреваю, что тонус у моего ребенка поменьше, чем у вас, поэтому это его не сильно беспокоит.
« Последнее редактирование: 06 Мая 2023, 18:02:23 от Mussonbo »

Оффлайн valigma

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 7787
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 386
  • Пол: Женский
  • Ксюша и Егорка, Тамбов
    • ВКонтакте: https://vk.com/club218134097
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #4 : 06 Мая 2023, 18:02:13 »
@Mussonbo, подогнутые пальцы - это отсутствие разделения частей стопы. Мозг просто не знает, что стопа это не единое целое. В норме дети для обучения мозга и ЦНС используют тактильность, зрение, вкус. Это так называемые связи рука-нога, рука-нога-рот, рука-нога- глаза.  Пальцы ног нормотичный малыш начинает использовать при освоении ползания по пластунски - это в идеальном развитии, но и у нормо бывает по разному.
Про сидение с прямыми ногами и прямой спиной. Это сложный навык, который приходит когда ребенок очень хорошо управляет тазом и чувствует седалищные кости. Этому способствует уверенное освоение асимметричного сидения (русалочка, по турецки) с равным использованием в обе стороны
Child"Space

Оффлайн valya

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3088
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 87
  • Пол: Женский
  • Мама Валя, дочка Юля
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #5 : 06 Мая 2023, 19:32:53 »
@Mussonbo, вот про обязательно бы сказал в два года я бы не была бы в этом уверена. Да и может не быть как таковой боли(вес то ещё у ребенка небольшой), а вот неудобство на уровне, как если бы вы одели обувь на размер меньше вполне. Хуже от того, что вы каждый раз будете проверять правильно надета ли обувь точно не станет, тем более скорее всего самостоятельно ребенок её ещё надевать не умеет. При растяжке тонус вырастает временно(на пару часов максимум) , так же и при раслаблении тонус становится слабее тоже временно. Как-то длительно воздействовать на тонус можно с помощью ботулинотерапии(на 3-4 мес), медикалмом и т.п.(но раслабятся все мышцы) или селективной резитомией(там тоже список показаний/противопоказаний). @valigma, да есть такое, но как-то обычно не обращают внимание как именно ребенок ползает

Оффлайн MussonboАвтор темы

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 6
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #6 : 06 Мая 2023, 19:44:18 »

@valigma, спасибо, понял по поводу таза, а с тонусом вы имели в виду метод сенсомоторной коррекции? По ключевым словам "рука-нога, рука-нога-рот, рука-нога- глаза" только его нашел.


@valya да, конечно, я обязательно буду проверять, идею с обувью на размер меньше понял. Хотел уточнить, что про способы хирургических вмешательств я прочитал, и как раз доказательная база у них вообще лучше всех, но хотелось бы сначала перепробовать все остальные методы с доказательной базой, а потом, если уже вообще не поможет, приходить к хирургам. Про ботулин ортопеды говорят ждать 2 месяца, видимо хотят посмотреть динамику.
Вот, только что нашел метод транскраниальной магнитной стимуляции мозга, почитаю про него подробнее, возможно это как раз и есть тот самый метод воздействия на мозг, а не на мышцы/сухожилия.

Оффлайн valigma

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 7787
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 386
  • Пол: Женский
  • Ксюша и Егорка, Тамбов
    • ВКонтакте: https://vk.com/club218134097
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #7 : 06 Мая 2023, 21:19:08 »
@Mussonbo, много методов основываются на использование сенсорных систем. Так устроен наш мозг. К примеру яблоко, я произношу слово, а вы можете представить форму, размер, цвет, вкус, жесткость и ТД. А вот если вы видели только нарисованное яблоко, то ваш мозг сможет дать вам только картинку. Так и со схемой тела. Чтобы чем то управлять нашему мозгу нужна полная картина. Особые дети часто пропускают этапы и не их мозг не может отдельно выделять части тела, ему мало информации.
Мой сын поджимал пальцы при хождении до 5 лет, помог фельденкрайз.
Child"Space

Оффлайн Оригинал

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5913
  • Страна: kz
  • Благодарностей: 205
  • Пол: Мужской
  • И никогда не вставай на линию нашего огня!
    • Моя история
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #8 : 06 Мая 2023, 23:11:41 »
@Mussonbo, подогнутые пальцы - это отсутствие разделения частей стопы. Мозг просто не знает, что стопа это не единое ... равным использованием в обе стороны
На фоне таких грамотных и развернутых комментариев мои 5 копеек будут выглядеть, конечно, ни о чем, но я все-таки их вставлю. Я договорю то, что я  хотел сказать тогда.
Ну и конечно будет лучше если вы будете следить, чтоб при одевании обуви пальцы были не согнуты (расправлять в уже одетой, если не получается одеть с прямыми пальцами)
А не факт, что ребенок не подожмет пальцы уже после того, как все будет сделано и зафиксировано, что пальцы прямые-таки. Это так, общее замечание.

Оффлайн Оригинал

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5913
  • Страна: kz
  • Благодарностей: 205
  • Пол: Мужской
  • И никогда не вставай на линию нашего огня!
    • Моя история
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #9 : 07 Мая 2023, 00:17:55 »
подогнутые пальцы - это отсутствие разделения частей стопы. Мозг просто не знает, что стопа это не единое целое.
Мне кажется, что, напротив, в детстве, лет от 6 до 11-12, у меня пальцы бОльшее время находились в прямом положении, я вот вспоминаю то состояние. Как будто я не знал, что так должно быть, так бывает - его и не было. Это позже, когда я стал решать более сложные двигательные задачи, согнутость пальцев вернулась. А так, еще в 12 лет, когда 2 раза в неделю в Омске ходили пешком к мануальщику, для меня это было как бы понтом, распрямить пальцы, когда уже обулись, но еще непременно до выхода из квартиры.  "Что это я пойду с согнутыми пальцами через боль, как дурак? Я их вот сейчас, вот-вот уже, вот немного напрягусь - ага! Вот уже! Получилось! - и дойду, как здоровый", - думал в таком ключе. И, знаете, это ведь срабатывало! После этого я то забывал, что у меня пальцы подгибаются, то мне нравилось думать, что я вот сейчас и здесь ноги ставлю, вот это вот перекатываю, с пятки на пальцы прям как в таком-то понравившемся мне боевике или фильме про какого-то спортсмена делал "наш". Теперь уж не помню, какой фильм. Знаете же, да, в фильмах крупным планом показывают ступню, согнутую ступню атлета,с прямыми пальцами, когда он согнутый стоит на старте и ждет выстрела пистолета. Или, когда в боевиках, когда показывают, как они куда-нибудь там крадутся, показывают ноги, а на них опять-таки прямые пальцы. Конечно, смешно, по-детски, но тогда вспоминание этого всего сильно помогало. Потом и это помогать перестало: вырос, понятно. Почему я написал, что это вернулось? Дело в том, что еще в бессознательном моем детстве бабка, Мамина тетка, сидевшая со мной, как только меня начинала обувать и у нее это не получалось, тут же принималась бить мне по пальцам. Конечно, дико, Мама как узнала от посторонних об этом, сказала: "Не дай Бог еще раз об этом услышу - ты у меня в окно вылетишь", но факт остается фактом: бабка била мне по пальцам (конечно, не до переломов и даже не до синяков) и они у меня распрямлялись... Так что страх тоже может в некоторых случаях, как показывает практика, разгибать пальцы...

Вот такая цена некоторых моих познаний,,,

Оффлайн Charot

Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #10 : 07 Мая 2023, 08:03:10 »
@Mussonbo,
Ну, если читали Домана, то и вопроса такого быть не должно.
Он там предельно конкретно описывает как на мозг воздействовать.
Бомбардируя его импульсами по доступным сенсорным каналам. Так же приводит метод оценки проходимости этих каналов.
Но в вашем случае от растяжки толку будет больше.
Только избегайте фанатизма. А то вырастет, и будет, как Оригинал, вспоминать как его по пальцам били.

Оффлайн MussonboАвтор темы

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 6
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #11 : 07 Мая 2023, 08:21:35 »
@valigma, о, раз это так работает, то возможно стоит начать задействовать ноги для иных функций, кроме ходьбы? Мне сразу вспоминается видео, где человек, лишенный рук, отлично справляется ногами со всеми повседневными задачами. Получается у него как раз и выстроились новые нейронные связи из-за того, что у него не было другого выхода.

@Оригинал, то, что вы описываете, совсем не смешно, а очень интересно. Если я вас правильно понял, то вы с помощью силы мысли, или проявления осознанности, направили все свое внимание на пальцы и смогли дать им команду на распрямление. Я не встречал такой метод реабилитации тонуса как повышение осознанности через медитацию, хотя это бы могло дать ощутимый эффект, если это так работает на самом деле.

@Charot, да, конечно я читал про развитие разных сенсорных каналов, но не увидел как развитие скажем речевого канала влияет на тот же тонус мышц.
Про растяжку вообще мнения разнятся, есть мнение, что если мы растягиваем, то мышца стремиться сжаться еще больше, и происходит обратный эффект. Также есть советы вообще работать не со спастичной мышцей на расслабление, а с мвшцей-антагонистом на укрепление, так как спастичная мышца делает мышцу-антагонист слабой из-за того, что растягивает ее. Посмотрел анатомию в части мышц ноги, но пока выглядит крайне сложным заниматься укреплением мышцы-антагониста сгибателя пальцев, так как это не тот же бицепс, где согнул руку в локте - и укрепил.

Оффлайн valigma

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 7787
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 386
  • Пол: Женский
  • Ксюша и Егорка, Тамбов
    • ВКонтакте: https://vk.com/club218134097
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #12 : 07 Мая 2023, 09:04:00 »
@Mussonbo, Моше Фельденкрайз в основе своего метода, как раз и использовал осознание через движение. Основа Фельденкрайз, АБМ, JK, child 'spaсе это научить мозг учиться.
Про растяжки. Я в работе со спастиками часто использую реакцию замещения усилия. Там где нужно разогнуть, наоборот ещё больше сгибаю и дожидаясь пока мышцы не расслабляться, после этого процесс разгибания проходит легче. Можно сделать тест на себе: сидя на стуле или оежа на спине попробовать потянуться рукой вперёд/вверх без силы расслабленно. Потом сделать обратное движение: надавить лопаткой в спинку стула/в пол, тоже без усилия, чтобы просто почувствовать давление, секунды 4. И опять провести тест и потянутся вперёд/вверх. 
Child"Space

Оффлайн Charot

Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #13 : 07 Мая 2023, 14:26:34 »
Да, речевой канал от пальцев ног далековато.
Ну, применительно к мышцам эта концепция выглядит так, что регулярно растягивая мышцу, с нее добывается массив сенсорных данных, которые потенциально могут изменить модель управления этой мышцей.

Онлайн NAB

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 71082
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 2456
  • Пол: Женский
  • Наталья, сын Женя - взрослый аутист
    • Мой теремок
  • Награды http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=54529.0 [url=http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=50430.msg2431219#msg2431219]Кулинарный конкурс: "А скоро спас!" [/url]
    • Награды
Re: Так как же воздействовать на мозг?
« Ответ #14 : 07 Мая 2023, 14:31:45 »
Да, речевой канал от пальцев ног далековато.
Ну, применительно к мышцам эта концепция выглядит так, что регулярно растягивая мышцу, с нее добывается массив сенсорных данных, которые потенциально могут изменить модель управления этой мышцей.
А могут не изменить  xde
 Массив накоплен, а прорыва не происходит.

За тучами всегда есть солнце!