Автор Тема: BDA - Biomechanical Developmental Approach.  (Прочитано 256617 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн LisaMoroАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 610
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Елизавета
    • Skype: lisamoroitali
    • Моя история
    • Instagram: elizaveta_moro
    • Facebook: https://www.facebook.com/elizaveta.morozova.902
    • bdatherapy.com
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #90 : 03 Октября 2016, 13:19:17 »
Половина у него была) они же вместе путешествуют и ведут приём
Спросить у наших можно в группе на фб, которую я открыла для родителей, занимающихся по методу BDA и интересующихся
https://www.facebook.com/groups/1087900751324565/

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 20397
  • Страна: il
  • Благодарностей: 923
  • Пол: Женский
  • Наши дети- соль Земли
    • Мой теремок
    • Facebook: https://www.facebook.com/groups/387709377957318/
  • Награды https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=71486.msg3887430#msg3887430
    • https://www.facebook.com/groups/387709377957318/
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #91 : 03 Октября 2016, 13:28:46 »
Половина у него была) они же вместе путешествуют и ведут приём
Спросить у наших можно в группе на фб, которую я открыла для родителей, занимающихся по методу BDA и интересующихся
https://www.facebook.com/groups/1087900751324565/

на него то же выходить через Яну Тодорович?
Любовь любому рожденному дадена...

Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам.
(Британские ученые)

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 20397
  • Страна: il
  • Благодарностей: 923
  • Пол: Женский
  • Наши дети- соль Земли
    • Мой теремок
    • Facebook: https://www.facebook.com/groups/387709377957318/
  • Награды https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=71486.msg3887430#msg3887430
    • https://www.facebook.com/groups/387709377957318/
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #92 : 03 Октября 2016, 13:31:52 »
@LisaMoro, Лиза, пожалуйста - для тех кто в танке - это для меня  -  а где можно посмотреть полностью расписание  по РФ Слободана?

Когда он будет в Сербии - это я поняла у Яны узнавать.
« Последнее редактирование: 03 Октября 2016, 13:44:50 от Polina »
Любовь любому рожденному дадена...

Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам.
(Британские ученые)

Оффлайн LisaMoroАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 610
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Елизавета
    • Skype: lisamoroitali
    • Моя история
    • Instagram: elizaveta_moro
    • Facebook: https://www.facebook.com/elizaveta.morozova.902
    • bdatherapy.com
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #93 : 03 Октября 2016, 13:46:41 »
Завтра из Е-бурга они едут домой, 10 октября начинается курс в Хорватии. Может, вам это удобно? Потом они проводят повторный курс в ЮАР, затем в ноябре - в Словении. В конце ноября начинается курс в Питере, расписание здесь https://m.vk.com/wall-97569812_716
Из Питера сразу переезжают в Томск и будут там до 12 декабря)

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 20397
  • Страна: il
  • Благодарностей: 923
  • Пол: Женский
  • Наши дети- соль Земли
    • Мой теремок
    • Facebook: https://www.facebook.com/groups/387709377957318/
  • Награды https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=71486.msg3887430#msg3887430
    • https://www.facebook.com/groups/387709377957318/
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #94 : 03 Октября 2016, 13:51:04 »
@LisaMoro, да, Лиза, Хорватия может быть удобна.
А где конкретно проводит и кто  организует? Места есть?
Любовь любому рожденному дадена...

Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам.
(Британские ученые)

Оффлайн LisaMoroАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 610
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Елизавета
    • Skype: lisamoroitali
    • Моя история
    • Instagram: elizaveta_moro
    • Facebook: https://www.facebook.com/elizaveta.morozova.902
    • bdatherapy.com
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #95 : 03 Октября 2016, 13:57:04 »
Вот их страница
https://www.facebook.com/bdahrvatska/?ref=ts&fref=ts
Можно там написать организатору или сразу Яне Тодорович)

Оффлайн Polina

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 20397
  • Страна: il
  • Благодарностей: 923
  • Пол: Женский
  • Наши дети- соль Земли
    • Мой теремок
    • Facebook: https://www.facebook.com/groups/387709377957318/
  • Награды https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=71486.msg3887430#msg3887430
    • https://www.facebook.com/groups/387709377957318/
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #96 : 03 Октября 2016, 14:09:55 »
Вот их страница
https://www.facebook.com/bdahrvatska/?ref=ts&fref=ts
Можно там написать организатору или сразу Яне Тодорович)

 efy efy efy
Любовь любому рожденному дадена...

Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам.
(Британские ученые)

Оффлайн LisaMoroАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 610
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Елизавета
    • Skype: lisamoroitali
    • Моя история
    • Instagram: elizaveta_moro
    • Facebook: https://www.facebook.com/elizaveta.morozova.902
    • bdatherapy.com
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #97 : 04 Октября 2016, 19:28:57 »
Фрагмент статьи про BDA:
BDA (Биомеханический метод развития) - это прогрессивный, научно-обоснованный подход в реабилитации людей с самым широким спектром проблем со здоровьем.
BDA терапевтически воздействует на соединительную ткань тела, которая всегда повреждена или ослаблена при различных двигательных и проприоцептивных расстройствах. Метод позволяет достигать значительных долговременных улучшений в различных областях жизни людей с подобными состояниями.
Продолжительное воздействие на соединительную ткань способствует прогрессу в восстановлении базовых жизненных функций при тяжёлых нарушениях: улучшает дыхание и внутриклеточный метаболизм, необходимый для нормального роста и развития, а также уменьшает образование слизи в организме и налаживает процессы жевания, глотания и пищеварения.
По мере укрепления фасций улучшается мимика, развивается речь и способность фиксировать взгляд. А после стабилизации базовых жизненных функций дальнейшая работа по методу BDA приводит к развитию мелкой и крупной моторики, координации движений и баланса, а также к улучшениям в эмоциональной и когнитивной сферах.
BDA подход основан на последних научных исследованиях биомеханики человеческого тела, ключевой роли фасций в этих процессах и на применении новейших знаний из эмбриологии. Он позволяет успешно работать с такими состояниями, как церебральный паралич, аутизм, различными метаболическими и генетическими синдромами.
Также в рамках метода существуют специальные программы для лечения межпозвоночных грыж, остеопороза, паралича лицевых нервов, различных спортивных травм. Создана и успешно развивается система специальных тренировок для улучшения результатов у профессиональных спортсменов.


Оффлайн LisaMoroАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 610
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Елизавета
    • Skype: lisamoroitali
    • Моя история
    • Instagram: elizaveta_moro
    • Facebook: https://www.facebook.com/elizaveta.morozova.902
    • bdatherapy.com
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #98 : 05 Октября 2016, 13:45:20 »
Новый отзыв от семьи из Екатеринбурга, где на днях проходил BDA-курс:

Многие спрашивают меня о повторном тестировании, какие изменения у ребёнка и оправдались ли наши ожидания.
Об видимых изменениях я говорила на лекции, повторюсь ещё раз. Первое и очень важное для меня за эти шесть месяцев программы - Вика перестала болеть. Предыдущие 10 лет она болела каждый месяц. За эти полгода она не заболела ни разу, при этом в семье переболели все.
Изменилось то как она пьёт. Раньше на кружку воды уходило 10 минут и лужа на столе. Теперь 1 минута и почти сухо. Изменилось жевание. Посторонние люди, в том числе специалисты, которые не видели её долго, говорят, что существенно поменялось лицо. Улучшилась мелкая и крупная моторика. Ей стали доступны движения бёдрами. Раньше эта область была полностью заблокирована. Улучшилась конвергенция и слежение глазами за предметом. Самое главное: легче стало учиться. Меньше ошибок от невнимательности, быстрее решает примеры и легче даются задачи. Что говорит о том, что ребёнок не тратит энергию на поддержание структуры, а может расходовать её на умственную деятельность.
Теперь о том, что изменилось по результатам диагностики. Самое важное начинает меняться позвоночник. Появился изгиб в шейном отделе, от сюда - удлинилась шея, исчез второй подбородок, уменьшилось слюнотечение, изменилось лицо. Это все видно по фоткам. Появилась талия (то расстояние между нижними рёбрами и подвздошной костью, о котором Слободан говорил на лекции) поэтому она теперь может двигать бёдрами отдельно он других частей тела. Изменилась форма грудной клетки. Появилось движение в плечах при хотьбе, раньше был моноблок.
Программу для Вики Слободан поменял полностью. В очередной раз убедилась, что эти специалисты работают не по шаблону. Слободан вдумчиво и въедливо подбирает упражнения, необходимые именно этому ребёнку. Он видит те проблемы, которые не видят другие специалисты. Он отвечает на вопросы, на которые я долго не могла найти ответов. Его опыт, кто бы что не говорил, уникален.
Спасибо всем кто принял участие. Особенная благодарность Лизе за помощь в организации.

Оффлайн LisaMoroАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 610
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Елизавета
    • Skype: lisamoroitali
    • Моя история
    • Instagram: elizaveta_moro
    • Facebook: https://www.facebook.com/elizaveta.morozova.902
    • bdatherapy.com
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #99 : 13 Октября 2016, 12:13:58 »
Если есть желающие организовать BDA-курс в Москве, пожалуйста, пишите в лс)

Оффлайн LisaMoroАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 610
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Елизавета
    • Skype: lisamoroitali
    • Моя история
    • Instagram: elizaveta_moro
    • Facebook: https://www.facebook.com/elizaveta.morozova.902
    • bdatherapy.com
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #100 : 17 Октября 2016, 14:19:28 »
Замечательный отзыв о BDA-курсе в Казани от Анны Полысаевой:

Всем привет! На видео - результаты моей дочки за 5 месяцев работы по методу BDA. Полгода назад (слева) положение сидя с минимальной поддержкой было крайне нестабильным и некомфортным. Лиза использовала руки (они были постоянно во рту) и патологическое скручивание позвоночника, для того, чтобы достичь хоть какого-то баланса. Через полгода (справа) видно, что сидит с минимальной поддержкой значительно ровнее, скручиваний позвоночника нет, ловит контрбаланс головой (это фигура высшего пилотажа))), спокойно опирается на локти и даже правую ладошку подключает. (Жду от Слободана еще фото "до" и "после", чтобы можно было наглядно проследить связь между произошедшими изменениями в структуре тела у Лизы и результатом, который вы можете видеть на видео.)
Безусловно, мы остались очень довольны результатами и теми изменениями, которые произошли у дочки всего за 5 месяцев ежедневной 2-х часовой работы по BDA. Мы давали методу испытательный срок в полгода, но уже через 3-4 месяца поняли, что этот метод, как в знаменитом законе Парето (80/20), дает 80% результата. Поэтому на сегодня и, думаю, что на ближайшие несколько лет, BDA станет для нас основным методом, который позволит получать результаты и достигать новых побед в физическом плане нашей Лизе, не смотря на то, что с точки зрения традиционной медицины ей мало чем уже можно помочь)
И еще из моих наблюдений... по поводу взаимосвязи мозга (функции) и структуры, и влияния одного на другое. Вопрос всегда заключался в том, как и когда срабатывает этот переключатель ("the learning switch" из ABM)? Кто выступает в роли главнокомандующего и нажимает на кнопку, чтобы обратная связь заработала?
Один из примеров. Моя Лиза освоила перевороты через левую руку уже довольно давно (года 2 или 3 тому назад) и конечно же мы много внимания уделяли тому, чтобы перевороты получались и через правую руку. Но так как левая сторона у нас повреждена больше и, соответственно структурные изменения с этой стороны были значительнее, у нее никогда это не получалось самостоятельно, без какой либо дополнительной внешней стимуляции. Но как только структура улучшилась, самостоятельный переворот через правую руку случился сам по себе. И сейчас она активно использует новое умение ,чтобы исследовать пространство. Т..е. мозг (как пластичный "парень") мгновенно распознал изменившуюся структуру и начал ее осваивать, что привело к функциональному улучшению. НО тогда получается, что кнопку на переключателе нажал "главнокомандующий" парень - структура?
Видео здесь: https://www.facebook.com/Biomechanical.Approach/?ref=aymt_homepage_panel

Оффлайн LisaMoroАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 610
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Елизавета
    • Skype: lisamoroitali
    • Моя история
    • Instagram: elizaveta_moro
    • Facebook: https://www.facebook.com/elizaveta.morozova.902
    • bdatherapy.com
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #101 : 24 Октября 2016, 10:37:01 »
О НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТИ
Последнее время много пишут про нейропластичность, как про отличную новость, сулящую феноменальные изменения в качестве и количестве нейронных связей, возможные благодаря способности мозга генерировать новые клетки - в любом возрасте и при любых нарушениях. Нейропластичность - это звучит так...многообещающе...с надеждой на чудо...вселяет веру в безграничные неисследованные возможности мозга ребёнка, в то, что если мы будем их регулярно стимулировать, в конце концов наступит желаемый прорыв.
Но мало говорят (а, может, и говорят, но люди как то не заостряют на этом внимание)) о том что, чтобы эти изменения стали возможны, должны совпасть два условия - появиться цель или новый интерес, для которых существующих в мозгу связей недостаточно, и ещё - к тому же - это должно быть достаточно легко, чтобы интерес не угас.
И в этом заключается проблема,- потому что во многих случаях при дцп структурные деформации делают любое самостоятельное движение настолько трудным, что интерес ( даже пробудившийся во время курса нейрореабилитации ) потом постепенно угасает, и, казалось бы, уже обретенный навык не закрепляется.
Да что там говорить про больных детей... одна из доминантных характеристик условно здорового человека - это инертность, склонность встраивать поступающий опыт в уже имеющиеся паттерны поведения. У нас у всех мозг работает по такому принципу: увидел что то новое,- подгони его под существующую картину мира, положи там на полочку и успокойся)
Это базовая функция,- всему человечеству, как виду, выгодно, чтобы отдельный индивидуум был оседлым, управляемым, особо никуда не стремился, сидел большую часть жизни на одном месте и размножался. То есть, инерция в отдельном мозге - выгодна всему человечеству (а потому фундаментальна), а склонность к новаторству, переменчивость (нейропластичность) - выгодна индивидууму - для личностного роста.
Поэтому, как правило, даже совершенно здоровым людям перемены даются нелегко и не быстро.
Если я сейчас протяну канат между Empire State Building и ближайшим небоскребом и попробую пройти по нему,- нейропластичность мне не поможет) но если я привяжу очень толстую веревку (или, ещё лучше, неширокую дощечку прикреплю) на расстоянии см 10 от пола в безопасности моей комнаты, и начну каждый день практиковаться, то (при условии, что у меня есть к этому прирождённые способности, хороший вестибулярный аппарат и т д),- через год, при должном усердии, плавно повышая планку, я, может, и добьюсь определённых успехов и разовью новые нейронные связи)
И тогда скажите мне, пожалуйста:
какое отношение нейропластичность имеет к лишенному внутренней мотивации парализованному ребёнку?
Очевидно, что здесь действует следующая зависимость: возможность создания необходимой для реализации нейропластичности долговременной мотивации - обратно-пропорциональна реально существующим двигательным ограничениям. И в тяжёлых случаях имеет смысл сначала заниматься развитием структуры, что позволит впоследствии создавать мотивацию, желание проактивно познавать мир, исходящие от самого ребёнка.

Оффлайн LisaMoroАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 610
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Елизавета
    • Skype: lisamoroitali
    • Моя история
    • Instagram: elizaveta_moro
    • Facebook: https://www.facebook.com/elizaveta.morozova.902
    • bdatherapy.com
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #102 : 24 Октября 2016, 10:37:44 »
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРО МОТИВАЦИЮ
от Slobodan Vujasic
На днях у меня была запоминающаяся сессия с ребёнком, во время которой я провел многочисленные тесты и сделал несколько интересных наблюдений.
Например, когда я стабилизировал грудную клетку ребёнка, он сразу поднял голову и начал ее удерживать в вертикальном положении.
Увидев это, мама ребёнка сказала, что теперь ему нужно научиться этому.
Как будто я показал ее сыну, как ему нужно действовать,- и теперь ему остаётся только упражняться и тренировать такое движение.
И тогда я почувствовал необходимость дополнительных пояснений.
Слабой структуре, кроме механического воздействия, ещё нужна определённая цель, чтобы становиться сильнее. Цель становится ключом к изменениям.
Иногда целеполагание связывают с некоей мудростью тела, которая, регулируя миллионы метаболических процессов, находит в каждый миг единственно верное решение,- и это правильное, но не единственное объяснение.
В функциональном плане, структурные цели с помощью биомеханики создают благоприятную среду для дифференциации. Например, задача шеи в вертикальном положении - позволить голове поворачиваться свободно и отдельно от движения тела. Разумеется, для этого необходимо, чтобы шея в принципе могла удерживать голову. Но, даже если позвоночник слишком нестабилен для того, чтобы держать голову правильно, ребёнок все равно будет использовать шею в попытках хоть как то стабилизировать голову,- за счёт перенапряжения мышц и коллапса шейных структур. И эти неправильные, но единственно возможные в такой ситуации двигательные алгоритмы будут соответствующим образом постепенно формировать и шею и все тело ребёнка.
Нам нужно научить ребёнка использовать структурные цели другим образом. Но, при этом, новые цели должны ощущаться как несложные. Состояние комфорта на телесном уровне даёт ощущение правильности и желательности новой цели,- в данном случае, возможности удерживать голову легко и без усилий. Если выполнение этой задачи будет казаться несложным, вероятно, возникнет потребность в ее выполнении, которая, в свою очередь, будет формировать ту структуру, к которой мы стремимся.
Обычно дети развиваются через интерес, через потребность в познании мира, при том, что эту потребность им несложно удовлетворить. Если у них есть непреодолимые физические ограничения,- что ж, их интересы и потребности видоизменяются с учётом этого, вновь формируя особую зону комфорта. Ребенок старается поудобнее устроиться в рамках своих фактических возможностей,- и получается, что это стремление к комфорту закрепляет структурную слабость, дополнительно влияя на формирование тела.
Но если вам удасться помочь ему почувствовать себя хорошо в рамках какой либо новой активности, структура начнёт меняться в соответствии с обретённой задачей.
Потому что тогда структура находится в оптимальной модели ее использования.
Тогда - и только тогда - вы получаете гармонию между функциональной морфологией и неврологией.
Помните того ребёнка из Хорватии, который начал сидеть самостоятельно после трёх недель BDA-упражнений? И другого мальчика - Яромира из Казахстана, у которого были похожие упражнения с тем же результатом?
Но дело тут не в том, что это какое то волшебное упражнение) у других детей подходы могут быть совсем другие,- важна концепция, на которой базируется наш метод формирования тела через проприоцептивный опыт.
Завтра я напишу более подробно о том, как структурные задачи могут способствовать укреплению тела.

Оффлайн Taram75

  • seller
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 1215
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 8
  • Пол: Мужской
  • Мы прошли тот путь ..
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #103 : 24 Октября 2016, 10:52:43 »
 dcvf  Особенно про нейропластичность мозга и возлагаемые надежды без "работы".
Общими и обязательными принципами для всех методик являются:
1) регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики,
2) индивидуализация упражнений ЛФК,
3) применение средств и форм ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом и психическим развитием лиц с ограниченными возможностями,
 4) постепенное, дозированное увеличение физической нагрузки

Оффлайн LisaMoroАвтор темы

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 610
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Елизавета
    • Skype: lisamoroitali
    • Моя история
    • Instagram: elizaveta_moro
    • Facebook: https://www.facebook.com/elizaveta.morozova.902
    • bdatherapy.com
    • Награды
Re: BDA - Biomechanical Developmental Approach.
« Ответ #104 : 25 Октября 2016, 09:45:35 »
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ТЕЛО РЕБЕНКА
Так как же мы можем использовать структурные задачи для трансформации и укрепления тела? Здесь очень важную роль играет соединительная ткань, но ее состояние тоже напрямую зависит от существующей на данный момент структурной функциональности. Задача фасций - соединять части тела, но в то же время и разъединять, и эти две противоположные функции дифференцируются только в определённом контексте или в различных ситуациях. Любые две кости соединяются и, в то же время, разъединяются соединительной тканью,- благодаря этому наши тела обладают стабильностью и мобильностью. И эти два неразрывных качества образуют функцию, дифференцируясь в контексте текущей ситуации. Если человек сидит,- стабилизируется позвоночник, но если при этом он двигается, наклоняется в стороны, то ведущей функцией становится мобильность, способность балансировать.
При нормальном развитии с самого раннего возраста тело ребёнка учится поглощать механическое воздействие среды и, в то же время, создавать биомеханическую среду, необходимую для укрепления тканей.
Позвольте мне объяснить, как проявляется способность поглощать внешнее механическое воздействие. Это - реакция тканей на силы, идущие от земли, которая позволяет воспринимать и равномерно распределять по телу это воздействие. Например, когда младенец лежит спиной на полу, он использует поверхность, чтобы отталкиваться от неё, производя движение, и в тот же момент, ткани его тела деформируются, создавая внутреннее напряжение. Можно сказать, что это механический стресс, к которому структура тела постепенно адаптируется, со временем укрепляя ткани нужным образом. Адаптация формирует и трансформирует структурные элементы.
Время является важным фактором в этом процессе,- адаптация, реорганизующая ткани тела, не может произойти за один день.
Нагрузка на опорную поверхность, формирующаяся при контакте с землёй, не является единственным источником укрепления тканей. Глубокие внутренние движения необязательно напрямую связаны с внешними физическими силами. Хороший пример тому - дыхание, создающее постоянные движения в груди, брюшной области и спине. Во всем нашем туловище непрерывно происходят микродвижения, потому что мы дышим. И бесценная важность их роли заключается не в быстроте или силе воздействия на ткани, а в объёме и продолжительности этого вида стимуляции.
Таким образом, дыхание тоже создаёт деформацию и реакцию напряжения в теле, а также необходимость адаптировать ткани к этому воздействию. И результат этой адаптации будет напрямую детерминирован формирующимися внутренними движениями корпуса, в свою очередь, обусловленными врожденным дыхательным паттерном.