Автор Тема: Важно Вопросы к логопеду. Архив  (Прочитано 308687 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн bta

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 378
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 3
  • Пол: Женский
  • Жизнь прекрасна!!! Татьяна и Людочка.
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #705 : 07 Ноября 2010, 23:37:47 »
Здравствуйте, Алла! Меня зовут Татьяна. Самостоятельно делаю ребенку логопедический массаж, стоп и кистей рук по Архиповой. Подскажите, по времени сколько должен занимать массаж стоп и рук? У меня на каждый уходит по 30-40 минут. В рекомендациях по проведению массажа сказано, что массаж кистей рук нужно делать 2-3 раза в день. При том временем, которое я использую, у меня не получается делать по 2-3 раза и еще 1 раз массаж стоп. Заранее спасибо!
В дни благополучия - пользуйся благом, в дни несчастья - размышляй.

Оффлайн elis

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 12
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Олеся и Булатик Башкортостан г. Туймазы
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #706 : 09 Ноября 2010, 21:13:39 »
Здраствуйте!Нам очень необходима ваша консультация!Нам 5 лет.Мы говорим примерно слов 30.многие слова непонятно произносим,повтряем слова за взрослыми,говорим немного простых предложений.Выполняем простые поручения.Вопрос заключается в следующем - есть ли у вас скайп,очень хочется с вами пообщаться онлайн чтобы подробно обсудить нашу ситуацию.Сама делала массаж зондовый по Новиковой.пальчиковую гимнастику,занималась по дидактическим материалам..совсем недавно сынок пошел в спец садик-есть успехи..и там много занимаются много общения...с нетерпением буду ждать от вас ответа.заранее большое спасибо!

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #707 : 11 Ноября 2010, 20:29:30 »
Здравствуйте, Алла! Меня зовут Татьяна. Самостоятельно делаю ребенку логопедический массаж, стоп и кистей рук по Архиповой. Подскажите, по времени сколько должен занимать массаж стоп и рук? У меня на каждый уходит по 30-40 минут. В рекомендациях по проведению массажа сказано, что массаж кистей рук нужно делать 2-3 раза в день. При том временем, которое я использую, у меня не получается делать по 2-3 раза и еще 1 раз массаж стоп. Заранее спасибо!

Здравствуйте!!!Таня,если честно,то я не знакома с таким массажем.И рекомендаций дать не могу!!!Если я массажирую руки,то на каждую руку уходит минут по 10.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн bta

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 378
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 3
  • Пол: Женский
  • Жизнь прекрасна!!! Татьяна и Людочка.
    • Мой теремок
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #708 : 11 Ноября 2010, 20:43:30 »
Спасибо, именно это меня и интересовало, что я не переусердствую со своим ребенком, занимаясь по зо минут одними ручками.
В дни благополучия - пользуйся благом, в дни несчастья - размышляй.

Наталочка

  • Гость
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #709 : 03 Декабря 2010, 13:28:54 »
Здравствуйте Алла, моему старшенькому 9 лет, учится в третьем классе, пишет левой рукой, в школе начались проблемы по русскому языку, раньше было 4и5 а теперь 3 и 2,  вместо одной буквы пишет другую путает "п" и "т"или "б" и "д" и т.д  раньше это не замечалось всё хорошо было, а сейчас в тетради красным красно, умные люди подсказали ,что это заболевание называется " Дизграфия" город у нас маленький лагопеда я пока не смогла найти, подскажите как нам с ним заниматься и пройдёт ли это?

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #710 : 03 Декабря 2010, 15:37:07 »
Здравствуйте!!!

Замена букв в словах при письме

Путаница и замена одной буквы на другую при написании слов встречается довольно часто, причем не только у учеников младших классов. Некоторые замены стойко сохраняются на протяжении всей школьной жизни и даже позже. Ребенок может путать буквы по разным причинам. Чаще всего можно встретить следующие замены:

- несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у, т-п, ш-щ, ж-х и пр.);

- несформированность фонематического слуха (ребенок путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т);

- отсутствие устойчивого образа буквы (ребенок путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё);

- несформированность кинестетического анализа (ребенок смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: я-а, ю-у, ё-о).

Работа по решению подобной проблемы в таком случае будет чисто коррекционной. Она и сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое различение букв, во втором случае - на фонетико-фонематическое различение, а в третьем и четвертом случаях - на создание ясного образа буквы и соотнесение его акустического образа с графическим.

Упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходству

Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные представления, насколько четко он различает понятия: право - лево, низ - верх, впереди - позади, больше - меньше, выше - ниже, шире - уже. Для этого мы предлагаем специальные игры.

"Потерянный объект"

Ведущий прячет какой-нибудь предмет (мягкую игрушку, шоколадку и пр.) и предлагает ребенку найти его. Поиски сопровождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперед и т. д.

"Исполнитель"

Ребенку даются различные предметы: карандаш, ручка, чашка, коробка, мелкие игрушки. На отдельных листках написаны задания, например: "положи карандаш справа от коробки", "посади куклу перед чашкой", "положи ручку слева от мишки" и т. д. Эти листки лежат перед ребенком "рубашкой" вверх. Он вслепую выбирает одно задание за другим и выполняет их. С собенным удовольствием задания выполняются, когда они смешные.

"Зеркальные рисунки"

Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен по горизонтали на два поля. Учитель на своем поле рисует какой-либо предмет, например домик с дверью, трубой и окном, или лодочку с парусом и флажком. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево, у лодочки парус развевается слева, а флажок - справа. Задача ребенка - воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. При этом ему дается инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописывать и буквы.

После того как выяснилось, что ребенок различает основные пространственные понятия, ему можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями: написать букву "б" и нарисовать возле нее, например, бабушку с банкой, бегемота, березу и др. Чем выразительнее и смешнее будут картинки, тем лучше ребенок будет дифференцировать буквы. Если ребенок расположит на листе БаБушку выше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы "б" - хвостик вверх, а у буквы "д" - хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш-и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке - тонкую иголку, и проговорите, что "ш" - шире, чем "и".

Напишите "волшебный" диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные - черточками. Например, слово "шуба" будет выглядеть так: ш - - - .

В другом варианте "волшебного" диктанта можно сначала обозначить все буквы черточками, а при повторной диктовке попросить ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например "д" написать синим, а "б" - красным.

Вырежьте с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем предложите ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д.

Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения - успех обеспечен.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #711 : 03 Декабря 2010, 15:38:38 »
Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству

Все предложенные ниже упражнения должны следовать именно в этом порядке (услышали - произнесли - отличили - записали) и являться только базой для вашего творчества. Например, звонкие звуки можно прохлопывать, а глухие - протопывать, звонкие можно произносить высоким тоном и поднимать руку, а глухие - низким и опускать руку. Вообще чем больше жестов, телесных изображений и движений будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.

Учимся отличать оппозиционные (звонкие и глухие) согласные

Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса (шепотом), то этот звук - глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно охарактеризовать. Например, б-п - это "взрывные" звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы "взрывает" губки, т-д - "толкающиеся" звуки, язычок пытается вытолкнуть передние верхние зубы, при произнесении звуков ч-ш язычок "катается с горки" и т. д.

После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий - плюс голос, глухой - минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак "+", соответственно это карточка, обозначающая звонкий звук; на второй - знак "-", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков.

Делим лист на два столбика и предлагаем в левый столбик записать слова с начальными глухими звуками, а в правый - с начальными звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми парами звонких и глухих.

Заготовьте лист плотного картона, наклейте на него парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала напишите соответствующую букву и название материала. Например, б - бархат, п - пенопласт; д - дерматин, т - тесьма; в - вельвет, ф - фланель; г - глянцевая бумага, к - картон; ж - наЖдак, ш - шелк; з - зеркальце, с - ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.

Упражнения при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико-артикуляционным свойствам

При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв важна практика. Начать работу следует с формирования звукового образа. Для этого можно использовать все упражнения, которые предложены ниже.

При отработке конкретного проблемного звука и буквы читайте различные слова. Ребенок должен за вами повторить только те слова, которые начинаются на отрабатываемый звук.

После того как ребенок четко усвоил произношение, выполните следующее упражнение: ребенок называет звук, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например:

ю-ла;          х-леб;
ю-бка;        х-руст;
Ю-ля;         х-одитъ;
Ю-рий;       х-итростъ.

Прочитайте ребенку слова, в которых должны быть звуки "ц" или "ч", но читайте слова с пропуском звука, а на его месте можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши. Ребенок должен записать слово в его правильном варианте. Например: мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок, отли(стук!)ник,мельни(стук!)а, (стук!)апля, у(стук!)астник.

Пишите "волшебные" диктанты по забавным текстам, предлагайте ребенку самому придумывать тексты с проблемными буквами. Например: "Ученица цапля мечтала стать отличницей. Но учитель-сыч считал, что она - озорница. Поэтому у цапли было часто печальное лицо, как будто она чистит луковицу. В четверг цапля выучила, как пишутся слова "цыпленок", "цыган", "акация", "мыльница", "чаща", и в пятницу получила отличную оценку".

Скороговорки и забавные выражения для проговаривания "непослушных" звуков и формирования кинестетического анализа

Скороговорки рекомендуется произносить как с опорой на написанный текст, так и с опорой на повторение.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Речка течет, печка печет,
молчун молчит, ворчун ворчит,
читатель читает, мечтатель мечтает,
чайка кричит, овчарка рычит.

В речке плещутся щучата,
Это щучкины ребята.

На тапках - заплатки.

Вредная ведьма варит варево.

Что шеф скажет о наших шалостях?

Швейцарский сыр.

Рукава великану великоваты.

Попугая не пугают,
Попугая не купают,
Попугая покупают!

У Потапа - потоп:
Протек потолок!

Гуляли по дороге
Гепарды и бульдоги,
По дороге бродил
Добрый бодрый крокодил.

В термометре - ртуть.

Охотнику неохота идти на охоту.

Грузный грузин грузит грузди.

В зоопарке обезьяны,
Дикобразы и фазаны.

Ковальо играет в полуфинале.

Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Предлагаем несколько скороговорок, большинство из которых придуманы нами и частично позаимствованы из книги И. Г. Сухина.

У Танечки - угощение для Анечки.

У сыночка Санечки - маленькие саночки.

Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.

Миша что-то шепчет Маше.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шапка и шубка - вот и весь Мишутка.

Саша на суше сушит суши.

У Сани нос в сметане.

Усатый Саня сел на сани.

Наша Даша лучше вашей.

Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.

У Марины и Кристины - две красивые корзины,
В корзинах - картины.

Полинка и Маринка любят рвать малинку.

У Влада - брат, Влад брату рад.

У Никиты - моток ниток.

У Матвея - билет на балет.

У Тимки и Димки новые ботинки.

На корабле, кроме Ромки, Егор и Артемка.

У Егора в огороде - репа, редька, помидоры.

Кто прокатит Катю на катере?

Дина на льдине, а Динка на льдинке.

Сеня во сне сидит на сосне,
Сидит на сосне Сеня во сне.

Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.

У Митрофана - фортепьяно,
У Полины - пианино.

У фонтана - Ваня в кафтане.

Боря любит Любу, а Люба любит Борю.

У Тани - тайна, это Танина тайна.

Лора работала лаборанткой в лаборатории.

У Игната - ягнята.

Гена моргал, а Егор подмигивал.

Георгий - брат Григория,
Григорий - брат Георгия.

Люсины бусы носят гуси.
Испугали Люсю бабусины гуси.

Настя и Костя отправились в гости.

Полина и Лиля лепили из пластилина.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Наталочка

  • Гость
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #712 : 04 Декабря 2010, 11:19:23 »
Аллочка, спасибо большое будем заниматься ---

Оффлайн KATMIRA

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 44
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #713 : 06 Декабря 2010, 01:18:51 »
Привет Аллуся ! Моему сыну недавно исполнилось 6 лет. ДЦП, дизартрия. Язык находиться в смешанном тонусе, корень напряжен, а кончик вялый, одна сторона тоже гораздо в большем тонусе чем вторая. Разговаривает много. Предложения строит правильно. Но естественно  речь не важная, хотя понять можно. Занимаемся с логопедом. Делаем зондовый массаж.
Вопрос вот какой: Наш логопед делает нам зондовый массаж курсами по 10-15 раз каждый день или в крайнем случае через день, если какие накладки бывают и курсы повторяются с интервалом в два месяца. Но она велит мне продолжать делать зондовый массаж самой дома каждый день или через день без остановки. Постоянно. Я преобрела пластмассовые зонды, ну вернее коктельные палочки, а сама она делает нам жилезными зондами. Специального обучения я не проходила,она сама мне показывала как надо делать. Я не могу навредить еще больше если буду сама делать массаж ?!! Мне самой- то можно ?!
Правильно- ли применять такую схемму работы, правильно-ли делать зонд. массаж без остановки постоянно ?!! Какую схему ты бы предложила ?!
И еще... Мы в одном реабилитац.центре делали  зонд. массаж на расслабление языка и движения зондами были от корня к кончику, а наша логопед на расслабление делает ,и велит мне делать, наоборот от кончика языка к корню. Как правильно ?!! Спасибо !
Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, а на 90% из того, как мы на это реагируем ...

Оффлайн Диляра

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 156
  • Страна: 00
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • г. Альметьевск. У меня два ангелочка!
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #714 : 06 Декабря 2010, 11:19:14 »
Здравствуйте! У нас дизартрия (6 лет), только сейчас выявили тугоухость 3 ст., сказали заниматься с сурдологом.У нас здесь их нет. Не подскажете , как с ним заниматься мне самой.Аппарат только вот начали носить.


Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #715 : 07 Декабря 2010, 15:04:16 »
Привет Аллуся ! Моему сыну недавно исполнилось 6 лет. ДЦП, дизартрия. Язык находиться в смешанном тонусе, корень напряжен, а кончик вялый, одна сторона тоже гораздо в большем тонусе чем вторая. Разговаривает много. Предложения строит правильно. Но естественно  речь не важная, хотя понять можно. Занимаемся с логопедом. Делаем зондовый массаж.
Вопрос вот какой: Наш логопед делает нам зондовый массаж курсами по 10-15 раз каждый день или в крайнем случае через день, если какие накладки бывают и курсы повторяются с интервалом в два месяца. Но она велит мне продолжать делать зондовый массаж самой дома каждый день или через день без остановки. Постоянно. Я преобрела пластмассовые зонды, ну вернее коктельные палочки, а сама она делает нам жилезными зондами. Специального обучения я не проходила,она сама мне показывала как надо делать. Я не могу навредить еще больше если буду сама делать массаж ?!! Мне самой- то можно ?!
Правильно- ли применять такую схемму работы, правильно-ли делать зонд. массаж без остановки постоянно ?!! Какую схему ты бы предложила ?!
И еще... Мы в одном реабилитац.центре делали  зонд. массаж на расслабление языка и движения зондами были от корня к кончику, а наша логопед на расслабление делает ,и велит мне делать, наоборот от кончика языка к корню. Как правильно ?!! Спасибо !

Здравствуйте!!!!Каждый логопед для себя выбирают определенную схему массажа.Я вам не советую проводить каждый день,мышцы языка привыкают и результата не будет.Лучше делать курсами по 10-15 дней,2 месяца перерыв.Если вы хорошо чувствуете состояние мышц и владеете техникой,то можете делать,а если вы сомневаетесь,то не советую,а то можете навредить.Для расслабления необходимо делать от кончика языка к корню языка.Ваш логопед прав.Рекомендую после массажа проводить комплекс артикуляционной гимнастики и заниматься постановкой звуков.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #716 : 07 Декабря 2010, 15:10:22 »
Здравствуйте! У нас дизартрия (6 лет), только сейчас выявили тугоухость 3 ст., сказали заниматься с сурдологом.У нас здесь их нет. Не подскажете , как с ним заниматься мне самой.Аппарат только вот начали носить.

Здравствуйте!!!Извините,но я вам не помогу.У меня не было практики с такими детками.
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Жучек

  • Гость
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #717 : 07 Декабря 2010, 18:01:33 »
Здравствуйте, подскажите пожалуйста мой сын ему 2.7 лет молчит, речь представлена лепетом, как у деток 4-6 месяцев. Он говорит ма-ма-ма но смысла этому слову не дает он не понимает что это ко мне слово относится. Понимает обращенную речь, но речи нет. Новые слоги появились 1.5 лет и до сих пор нового ничего нет. говорит 5 слов. Ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, Бан-бан, тя-тя-тя. В карточке по этому поводу написанно задержка речевого развития. И все лечения нам не назначают и логопеды нас брать не хотят, вам еще рано он ничего не понимает. Как нам быть. Спасибо за ранее.

Оффлайн Аллуся

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 5
  • Пол: Женский
  • Алла и мой ангел Вано, Логопед-дефектолог Омск
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #718 : 08 Декабря 2010, 20:55:28 »
Здравствуйте,напишите мне в личку свой электронный адрес,я вам вышлю анкету для обследования.После обследования решим как и чем заниматься!!!
ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Оффлайн мамуля

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2450
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Татьяна и Матвей г.Оренбург
    • Skype: tatyana46070
    • Мой теремок
    • Моя история
    • особые дети Оренбужья
    • Награды
Re: Вопросы к логопеду.
« Ответ #719 : 10 Декабря 2010, 12:05:57 »
Здравствуйте Алла!Я давно уже в поиске поятоянного логопеда в нашем городе,к сожаления в обычных детских поликлинниках деток к логопеду направляют с пяти лет,как ни странно,и вот наконец у нас открылся часный логопед.кабинет,сегодня идем с Матвеем на прием.вот такой у меня вопрос к вас-т.к как я уже с подозрением отношусь к специалистам из своего города,то у меня вызывает подозрение вот такие процедуры-массаж С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко?по-моему суть этого метода обкалывание.и массаж одноразовам зондом.ну это просто не знаю что такое?очень прошу вашей помощи.у нас совсем сложный случай-псевдобульбарный синдром,плохо глотает,не жует,пищу не проталкивает,не говорит вообще