Купила в свечной лавке замечательную книгу - "Опыт преодоления скорби". В Сети нашла отрывок из неё:
http://pravoslavrazgovor.mirtesen.ru/blog/43373050366. Нам и не представить себе, каково это - на протяжении стольких лет испытывать постоянные жуткие боли! Но- "Всё могу в укрепляющем меня Господе!". Дивны дела Твоя, Господи! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! И ещё в этой книге мне очень понравилось из Святителя Димитрия Ростовского (нашла в другом источнике) - "Слово к огорчённому".
"Я расскажу тебе об этом одну повесть, которую мне недавно случилось прочесть.
Был некто учитель, знаменитый своими знаниями, который давно уже и усердно молился Богу, чтобы Он показал ему такого человека, от которого бы он мог узнать прямейший путь, удобно ведущий к небу. Однажды, когда, проникнутый этим желанием, он усерднее обыкновенного воссылал молитвы, ему показалось, что слышит глас свыше, повелевающий ему выйти из келий к преддверию церковному: «Там, — говорил голос, — найдешь ты человека, которого ищешь». Вышел учитель и нашел у дверей церковных нищего старца, всего покрытого язвами и ранами, в самом беднейшем рубище. Проходя мимо, учитель сказал ему обычное приветствие: «Добрый день тебе, старец!» — а старец отвечал: «Не помню, чтобы для меня был какой ни будь день недобрым». Учитель остановился и, как бы исправляя свое первое приветствие, промолвил: «Я желаю, чтоб Бог дал тебе счастья», — а старец отвечал: «Я несчастливым никогда не бывал». Удивился учитель и, подумав, что не вслушался или не понял его ответа, присовокупил: «Что ты говоришь? Я желаю, чтобы ты был благополучен». — «А я отвечаю тебе, что злополучным не бывал», — сказал старец. Тогда учитель, полагая, что старец многоречив, и желая испытать его ум, сказал: «Желаю тебе того, чего ты сам себе желаешь» . — «Я ни в чем не нуждаюсь и имею все, что желаю, хотя и не ищу временного благополучия». — «Да спасет же тебя Бог, — сказал учитель, — если ты презираешь мирские блага. Однако же, скажи мне: неужели ты один счастливец между людьми? Стало быть, несправедливы слова Иова: человек рожден от жены малолетен (Иов. 14, 1), и жизнь его наполнена бедами; не понимаю, как один ты умел избежать несчастий?» — «Точно так, как я сказал тебе, — возразил старец, — когда ты пожелал мне доброго и счастливого дня, что я никогда несчастливым и злополучным не бывал, потому что то, что мне Бог дал, за то благодарю, а нежелание счастья составляет мое счастье. Боязнь счастья и несчастья опасны только тому, кто их боится, но я не забочусь о счастье и никогда не молюсь о нем к Небесному Отцу, всем управляющему, и таким образом никогда не был несчастливым, подобно тому, желания которого всегда исполняются. Голоден ли я? Благодарю за то Бога как Отца, ведущаго вся, ихже требуем (см. Мф. 6, 8). Холодно ли мне? Страдаю ли от непогоды? Также хвалю Бога. Смеются ли все надо мною? Равно хвалю Его, потому что знаю, что все это делает Бог, и невозможно, чтобы то, что делает Он, было худо. Таким образом все, приятное и противное, сладкое и горькое, принимаю радостно, как от руки доброго Отца, желая только того, чего желает Бог, и потому все случается по моему желанию. Злополучен тот, кто ищет счастья в мире, потому что нет здесь счастья, как только полагаться во всем на волю Божию. Воля Господня и совершенно добра, и совершенно правосудна; она ни лучшей сделаться, ни худой быть не может. Она судит всех — ее никто. Я стараюсь совершенно ее держаться и забочусь только о том, чтобы хотеть того, чего хочет Бог, и не желать того, чего Он не желает, а потому и не считаю себя нисколько несчастливым, когда мою волю совершенно соединяю и согласую с Божией, так что у меня одно — хотеть или не хотеть, чего хочет или не хочет Бог». — «По убеждению ли своему ты это говоришь? — возразил учитель. — Скажи же мне, так же ли бы ты думал, если б Богу угодно было послать тебя в ад?» — «Богу послать меня в ад! — сказал старец. — Но знай, что у меня два рамена дивной силы, которыми бы я ухватился за Него объятием неразлучным: одно рамо — мое глубочайшее смирение, а другое — нелицемерная любовь к Богу. Этими раменами я так бы крепко обнял Бога, что куда бы ни был Им послан, туда бы и Его повлек с собою, — и конечно, приятнее было бы для меня быть вне небес с Богом, нежели в небе без Него». Удивился учитель ответам старца и подумал, что кратчайший путь к Богу — быть во всем согласну с Его волей. Желая, однако, еще более испытать старцеву премудрость, столь сокровенную в худой храмине его тела, спросил его: «Откуда ты пришел сюда?» — «От Бога», — отвечал старец. «Где ты нашел Бога?» — «Там, где оставил все мирское». — «А где оставил ты Бога?» — «В чистоте мыслей и в доброй совести». — «Кто ты сам?» — спросил учитель. — «Кто бы я ни был, — отвечал старец, — но я так доволен моим положением, которое ты видишь, что поистине не поменялся бы им на богатства всех царей земных. Каждый человек, умеющий владеть собою и повелевающий своими мыслями, есть царь». «Следовательно, и ты царь: где же твое царство?» — «Там, — отвечал старец, указывая на небо, — тот царь, кому это царство возвещено несомненными чертами». — «Кто тебя научил этому и кто дал тебе эту премудрость?» — спросил напоследок учитель. «Скажу тебе, — отвечал старец, — что я целые дни провожу в молчании; и молюсь ли, в благочестивых ли упражняюсь мыслях, об одном всегда забочусь — чтобы крепко быть соединену с Богом, а соединение с Богом и согласие с Его волею всему научает». Так учитель, научившись беседою с нищим и преподав ему мир, возвратился к себе, хваля и славя Бога, утаившаго сия от премудрых и разумных и открывшаго убогому старцу, младенствующему злобою (см. Мф. 11, 25).
ОГОРЧЕННЫЙ. В самом деле, удивительная и назидательная повесть! Это был, конечно, некий дивный муж и сокровенный раб Христов.
УТЕШАЮЩИЙ. Много у Господа рабов, работающих Ему втайне и по любви своей к Нему столь сильно стремящихся согласоваться с Его волею, что не столько желают получить Царствия Небесного, сколько того, чтобы в них всегда совершалась воля Господня: Что бо ми есть на небеси, сказал псалмопевец, и от Тебе что восхотех на земли (Пс. 72, 25)? То есть, по словам Златоуста, нет ничего ни на небесах, ни на земле, чего бы желал я, кроме Тебя единого; ибо любить Бога есть царство, и наслаждение, и радость, и свет души, — а любящий Его любит во всем и волю Его и принимает все от руки Его с наслаждением — добро или (как иногда кажется) зло. От воли Господней он и мучение готов принять как царство. Я знал одного такого отца, который спасения против воли Божией не желал и от муки, по воле Его назначаемой, не отрицался, но ежедневно молился так: «Господи, если Тебе угодно иметь меня во свете благодати Твоей, будь благословен! Если же угодно Тебе низринуть меня во тьму отриновения от лица Твоего, будь паки благословен! Господи, если отверзешь мне двери милосердия Твоего, — добро и благо! Если же затворишь их — благословен еси, Господи, затворивший меня по справедливости! Господи, если Ты не погубишь меня со беззакониями моими — слава безмерному милосердию Твоему! Если же погубишь меня за беззакония мои — слава правосудию Твоему; располагай мною, как Тебе угодно!» Так полагался он на волю Божию и с такою благодарностью готов был принять от руки Его все: добро и зло, царство и мучение.
ОГОРЧЕННЫЙ. Ужасная и чудесная молитва! Кто не молится, чтобы освободиться от мучения? А он ни Царства Небесного не просит, ни от мучений не отрицается, только полагается на волю Божию.
УТЕШАЮЩИЙ. Святой Дорофей говорит: «Совершенная любовь уничтожает боязнь». Этот отец совершенно любил Бога и не боялся принять от Него то или другое и смело говорил это, потому что знал, что благая воля Господня не зла, но добра нам ищет. Бог хочет всех спасти, а не погубить; поэтому он и полагался без всякого сомнения на Его волю, будучи уверен, что Господь готов скорее помиловать, чем погубить. Богу угодно, чтобы в нас совершалась не наша, но Его воля. Видишь ли, что отец, о котором тебе говорю, не отказывался и от мучения, если оно должно быть по воле Господней, а мы и малого огорчения боимся и сетуем в скорби. О, как далеки еще мы от совершенства!
ОГОРЧЕННЫЙ. Будь и с нами воля Божия! Но, повторяю, приходит иногда на меня помысл, что я страдаю по злобе, зависти человеческой, а не по воле Божией.
УТЕШАЮЩИЙ. А что, скажи мне, бывает без воли Божией? Разве не знаешь, что без нее ни едина (птица) падает на земли (Мф. 10, 29), как сказано в Евангелии, и влас главы не погибнет (Лк. 21, 18). Итак, не думай, чтобы ты страдал по злобе людской, а не по воле Божией. Бог поступает с нами как отец, который, желая наказать сына, берет бич и, чадолюбиво наказав сына, бросает его, а сына обнимает. Так и Небесный Отец, когда хочет наказать нас, детей Своих, попускает на нас злых людей, как говорит Давид: Возвел ecu человеки на главы наша (Пс. 65, 12), и злобою их, как бичом, отечески поражает нас, а потом далеко бросает от себя бич (то есть злых людей), а нас обнимает отеческим объятием, если только выносим наказание с благодарностью, лобзает нас, милует, утешает и вдвойне награждает Своей отеческой любовью за наши страдания. И ты думай также, а злых людей, которые нападают на тебя с попущения Божия, считай за бич в руке Господней, которым Он временно поражает тебя; когда же наступит время, в которое Богу угодно будет явить тебе Свою милость, ты увидишь бич этот выпавшим из руки Его и отринутым далеко, а ты, сын Его, будешь и помилован, и утешен. Только терпя потерпи волю Его и с готовностью подражай сказавшему: Благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах (2 Кор. 12, 10). Покажи и ты добрую волю в горе и оскорблении твоем и благодари Того, Кто попустил их. Облобызай добрую и совершенную волю Господню, делающую все для твоей же пользы, и, положившись на нее смело, ожидай Божией милости.
ОГОРЧЕННЫЙ. Слава Богу за все! Благодарю тебя, отче, много научил ты меня и немало утешил.
УТЕШАЮЩИЙ. Бога должно благодарить: Он и научает, и приносит пользу, и утешает. Он сказал: Якоже аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы (Ис. 66, 13). Да сбудется же на тебе это слово Божие: да утешит Он тебя вскоре, как мать и отец своего сына, утешением Святого Духа и да подаст тебе неотъемлемую радость в нынешнем и будущем веке. Аминь.
Так старец духовный, утешив огорченного, возвратился к себе, славя Бога."
Для нас это, конечно, высший пилотаж, но, тем не менее, к этому надо стремиться. Если хоть чему-то научимся, хоть немного смиримся, для нас, теперешних православных, и то хорошо.
И ещё с форума
http://www.memoriam.ru/forum/viewtopic.php?p=184064 :
Я попросил у Бога забрать мою гордыню …
Я попросил у Бога забрать мою гордыню, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что гордыню не забирают. От нее отказываются.
Я попросил Бога вылечить мою дочь, прикованную к постели, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что терпение - результат испытаний. Его не дают, его заслуживают.
Я попросил Бога подарить мне счастье, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что дает благословение, а буду ли я счастлив, зависит от меня.
Я попросил Бога беречь меня от боли, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот и приближают к Нему.
Я попросил у Бога духовного роста, но Бог сказал мне "нет". Он сказал, что дух должен вырасти сам, а Он лишь будет подрезать меня, чтобы заставить плодоносить.
Я попросил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я попросил мудрости, и Бог послал мне вопросы, над которыми нужно ломать голову.
Я попросил мужества, и Бог послал мне опасности.
Я попросил любви, и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи.
Я попросил благ, и Бог дал мне возможности.
Я не получил ничего из того, что просил.
Я получил все, что мне было нужно.
Бог внял моим молитвам.
Даааа... Проверено на себе...
Всех со Светлой Седмицей! И пусть Пасхальная радость живёт в нашем сердце всегда! Как у батюшки Серафима Саровского!