Автор Тема: Система Двигательной Коррекции ДЦП Светланы Грибовой  (Прочитано 834569 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн IstrinkaАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12322
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Эта тема посвящена Системе Двигательной Коррекции (СДК) ДЦП и ДЦП-подобных нарушений Светланы Грибовой.

Основной и единственный первоисточник информации по СДК - сайт motional-correction.ru (или motional-correction.com). Там уже опубликованы основные материалы, описывающие СДК, и в дальнейшем всё будет публиковаться именно там. Большая часть информации по СДК доступна только зарегистрированным пользователям сайта. Регистрация - свободная и бесплатная.

Видео-материалы, иллюстрирующие СДК, размещены на видео-хостинге Vimeo в приватной группе "Двигательная коррекция" (https://vimeo.com/groups/motioncorrection). Доступ в группу производится только по приглашениям. Приглашения получают только зарегистрированные пользователи сайта motional-correction.ru.

Ответы на часто задаваемые вопросы размещены на первой странице данной темы, во втором сообщении. https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=36444.msg1253563#msg1253563

Ссылки на различный инвентарь, который необходим или может быть полезен. Я тогда просто перекопирую сюда (но не могу гарантировать, что все ссылки - рабочие, некоторое время не проверяла, а прямо сейчас - некогда). В общем, выложу, как есть. А там разберёмся.

(кликните для показа/скрытия)
« Последнее редактирование: 03 Октября 2015, 13:23:34 от Мечты Сбываются! »

Оффлайн nomeat

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 4041
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Наташа и Мишутка
    • Skype: natalyapryanikova79
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Просто Катя,  спасибо за ответ! А когда голова болталась, вы ее держали сами во время занятий все время? Или давали ей падать?

Нас невозможно сбить с пути, потому что мы не знаем куда идем.

Оффлайн Метод Пестряковой

  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 692
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 20
  • Пол: Мужской
  • Метод Пестряковой! Специалист по набору веса!
    • Skype: yareln2011
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Просто Катя,  спасибо за ответ! А когда голова болталась, вы ее держали сами во время занятий все время? Или давали ей падать?
Постоянно стимулировала на подъем, когда была возможность. Когда и просто на валик клал голову и все, так и занимались с периодическими стимуляциями. И вне программы балансировали головой вперед назад, постоянно в положении сидя.
Либо прогрессируешь, либо регрессируешь...

Оффлайн nomeat

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 4041
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 16
  • Наташа и Мишутка
    • Skype: natalyapryanikova79
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Значит даже если нет ответа, стимулировать и стимулировать,  иногда поднимать самой.  Спасибо.

Нас невозможно сбить с пути, потому что мы не знаем куда идем.

Оффлайн musendra

не помню где читала и я согласна-вы поставите ребёнка в вертик и научите его стоять там и что дальше?

тут ведь дело далеко не всегда в том, чтобы научить стоять. Зачастую неврологи/ортопеды рекомендуют вертикализовать ребенка с другой целью - дать ему вертикальную нагрузку на суставы с целью формирования более корректных возрастных (доброкачественных) деформаций этих самых суставов.
Давать нагрузку на суставы необходимо при правильном движении, а не при фиксации в вертикальном состоянии, когда это самое движение отсутствует.

в фиксированном обездвиженном положении ребенок тоже получает гравитационную нагрузку, соответственно в фиксированном вертикальном положении - гравитационную вертикальную нагрузку (наверное правильнее сказать, гравитационную нагрузку на суставы в вертикальном положении). В некоторых случаях для детей это важно.
У моего ребенка ситуация как раз может являться неким примером: я её не вертикализовала искусственно (о чем не жалею, нам это не совсем было нужно, потому что хоть и поздно, но удавалось добиться самостоятельных движений), тем не менее, из-за несвоевременной (поздней) вертикализации произошла деформация стопы. Деформации стопы идут у всех детей, только у детей здоровых с нормальным развитием они идут доброкачественные - постепенно формируется свод стопы, соответственно уменьшается жировая подушечка, которая присутствует у всех маленьких детей до определенного возраста, когда вертикализация опаздывает, то возрастная деформация все равно происходит, но происходит она не в том положении, а соответственно и не при той нагрузке, при которой должна, поэтому (уточню "поэтому" в том числе, так как существуют и другие причины) формируется патология: вальгус, варус и т.д. Бывают даже контрактуры у поздно вертикализованных детей, не имеющих при этом дцп
Если жизнь - зебра, то будь хитрее! Дошел до белой - и вдоль, и вдоль!

Оффлайн mariafad111

не помню где читала и я согласна-вы поставите ребёнка в вертик и научите его стоять там и что дальше?

тут ведь дело далеко не всегда в том, чтобы научить стоять. Зачастую неврологи/ортопеды рекомендуют вертикализовать ребенка с другой целью - дать ему вертикальную нагрузку на суставы с целью формирования более корректных возрастных (доброкачественных) деформаций этих самых суставов.
Давать нагрузку на суставы необходимо при правильном движении, а не при фиксации в вертикальном состоянии, когда это самое движение отсутствует.

в фиксированном обездвиженном положении ребенок тоже получает гравитационную нагрузку, соответственно в фиксированном вертикальном положении - гравитационную вертикальную нагрузку (наверное правильнее сказать, гравитационную нагрузку на суставы в вертикальном положении). В некоторых случаях для детей это важно.
У моего ребенка ситуация как раз может являться неким примером: я её не вертикализовала искусственно (о чем не жалею, нам это не совсем было нужно, потому что хоть и поздно, но удавалось добиться самостоятельных движений), тем не менее, из-за несвоевременной (поздней) вертикализации произошла деформация стопы. Деформации стопы идут у всех детей, только у детей здоровых с нормальным развитием они идут доброкачественные - постепенно формируется свод стопы, соответственно уменьшается жировая подушечка, которая присутствует у всех маленьких детей до определенного возраста, когда вертикализация опаздывает, то возрастная деформация все равно происходит, но происходит она не в том положении, а соответственно и не при той нагрузке, при которой должна, поэтому (уточню "поэтому" в том числе, так как существуют и другие причины) формируется патология: вальгус, варус и т.д. Бывают даже контрактуры у поздно вертикализованных детей, не имеющих при этом дцп

Извините меня, ничего личного, но вы написали ерунду. Деформация свода стопы бывает не от поздней вертикализации, ее отсутствии или прочих проблем связанных с вертикализацией. Вальгус, варус, и т.д. возникает ТОЛЬКО из за неправильного распределения мышечного напряжения, свойственного влиянию ПТР. Это не всегда быстро и легко, но устраняется правильным массажем,  комплексом упражнений СДК по гашению ПТР. Рано вы вертикализуете ребенка, поздно вертикализуете - это никак не отразится на той установке стопы, которая сформируется у ребенка под влиянием ПТР, устранять эту патологию СДК начинает уже с базовых основ и первых элементов, создавая фундамент для правильного формирования стопы. Взять хотя бы моего Мишку, он плохо вертикализован и в стопах есть тенденция к вальгусу, но благодаря ежедневным массажам ног и упражнениям, у него сформировался правильный свод стопы, и вертикализация здесь ни при чем. Можно запихать ребенка в вертикализатор раньше, чем он будет к тому готов - эффекта будет ноль, но видимость работы создастся. Вертикализатор хорош детям, которые уже начали стоять самостоятельно, для нарабатывая минут и часов, однако, и здесь надо быть уверенным, что центр тяжести сформирован правильно, нет явных перекосов, иначе в вертикалихаторе будете тренировать именно их. В общем, будет у Светы время, она отпишется.
ЗЫ, Разве на стопах есть жировые подушечки?

меняю электропроигрыватель на электровыигрыватель

Оффлайн musendra

Извините меня, ничего личного, но вы написали ерунду. Деформация свода стопы бывает не от поздней вертикализации, ее отсутствии или прочих проблем связанных с вертикализацией. Вальгус, варус, и т.д. возникает ТОЛЬКО из за неправильного распределения мышечного напряжения, свойственного влиянию ПТР. Это не всегда быстро и легко, но устраняется правильным массажем,  комплексом упражнений СДК по гашению ПТР. Рано вы вертикализуете ребенка, поздно вертикализуете - это никак не отразится на той установке стопы, которая сформируется у ребенка под влиянием ПТР, устранять эту патологию СДК начинает уже с базовых основ и первых элементов, создавая фундамент для правильного формирования стопы. Взять хотя бы моего Мишку, он плохо вертикализован и в стопах есть тенденция к вальгусу, но благодаря ежедневным массажам ног и упражнениям, у него сформировался правильный свод стопы, и вертикализация здесь ни при чем. Можно запихать ребенка в вертикализатор раньше, чем он будет к тому готов - эффекта будет ноль, но видимость работы создастся. Вертикализатор хорош детям, которые уже начали стоять самостоятельно, для нарабатывая минут и часов, однако, и здесь надо быть уверенным, что центр тяжести сформирован правильно, нет явных перекосов, иначе в вертикалихаторе будете тренировать именно их. В общем, будет у Светы время, она отпишется.
ЗЫ, Разве на стопах есть жировые подушечки?

у меня книга, из которой я частично беру информацию, осталась в машине. завтра отсканирую, выложу сюда страницы.
деформация стоп - это только часть деформаций, которая происходит с ростом ребенка, просто я её привела как пример. Деформируются все суставы, это естественный процесс. у здоровых детей эта деформация происходит правильным образом. у наших из-за различных факторов она происходит не правильно. и поздняя вертикализация на это влияет самым непосредственным образом.
а разве я сказала, что эту патологию нельзя исправить??? покажите, где! и я вовсе не утверждаю, что для исправления этого обязательно всегда-всегда нужно вертикализовать ребенка или что поможет только вертикализация. Есть множество методов. Но ситуации бывают разные! тут уж надо действовать по принципу "не навреди" зачастую. если н-р вертикализатор может предотвратить что-то серьезное, при этом не сильно навредив, то некоторые неврологи рекомендуют вертикализовать.
Теперь у меня встречный вопрос: а зачем ребенка ставить в вертикализатор, если он сам уже стоит?? вот это точно ерунда. если он сам встал, то этот навык и так со временем закрепится и вертикализатор для этого не нужен.
ЗЫ: да, на стопе до определенного возраста имеется жировая подушечка (прослойка), она исчезает по мере формирования свода стопы. У новорожденных детей свода нет, стопа изначально плоская.
Если жизнь - зебра, то будь хитрее! Дошел до белой - и вдоль, и вдоль!

Оффлайн mariafad111

Извините меня, ничего личного, но вы написали ерунду. Деформация свода стопы бывает не от поздней вертикализации, ее отсутствии или прочих проблем связанных с вертикализацией. Вальгус, варус, и т.д. возникает ТОЛЬКО из за неправильного распределения мышечного напряжения, свойственного влиянию ПТР. Это не всегда быстро и легко, но устраняется правильным массажем,  комплексом упражнений СДК по гашению ПТР. Рано вы вертикализуете ребенка, поздно вертикализуете - это никак не отразится на той установке стопы, которая сформируется у ребенка под влиянием ПТР, устранять эту патологию СДК начинает уже с базовых основ и первых элементов, создавая фундамент для правильного формирования стопы. Взять хотя бы моего Мишку, он плохо вертикализован и в стопах есть тенденция к вальгусу, но благодаря ежедневным массажам ног и упражнениям, у него сформировался правильный свод стопы, и вертикализация здесь ни при чем. Можно запихать ребенка в вертикализатор раньше, чем он будет к тому готов - эффекта будет ноль, но видимость работы создастся. Вертикализатор хорош детям, которые уже начали стоять самостоятельно, для нарабатывая минут и часов, однако, и здесь надо быть уверенным, что центр тяжести сформирован правильно, нет явных перекосов, иначе в вертикалихаторе будете тренировать именно их. В общем, будет у Светы время, она отпишется.
ЗЫ, Разве на стопах есть жировые подушечки?

у меня книга, из которой я частично беру информацию, осталась в машине. завтра отсканирую, выложу сюда страницы.
деформация стоп - это только часть деформаций, которая происходит с ростом ребенка, просто я её привела как пример. Деформируются все суставы, это естественный процесс. у здоровых детей эта деформация происходит правильным образом. у наших из-за различных факторов она происходит не правильно. и поздняя вертикализация на это влияет самым непосредственным образом.
а разве я сказала, что эту патологию нельзя исправить??? покажите, где! и я вовсе не утверждаю, что для исправления этого обязательно всегда-всегда нужно вертикализовать ребенка или что поможет только вертикализация. Есть множество методов. Но ситуации бывают разные! тут уж надо действовать по принципу "не навреди" зачастую. если н-р вертикализатор может предотвратить что-то серьезное, при этом не сильно навредив, то некоторые неврологи рекомендуют вертикализовать.
Теперь у меня встречный вопрос: а зачем ребенка ставить в вертикализатор, если он сам уже стоит?? вот это точно ерунда. если он сам встал, то этот навык и так со временем закрепится и вертикализатор для этого не нужен.
ЗЫ: да, на стопе до определенного возраста имеется жировая подушечка (прослойка), она исчезает по мере формирования свода стопы. У новорожденных детей свода нет, стопа изначально плоская.

Да обязательно отсканируйте сей шедевр и кладезь информации, где написано про вред поздней вертикализации, очень хочу почитать. Может даже Света прокомментирует, если время найдет. Она скоро разместить на своем сайте комментарии к еще одному шедевру, который выложен в здешней библиотеке ( А. Смолянинов
Коррекция развития рук при ДЦП), потрясающая ересь, но ведь пишут и люди читают, а что самое печальное - многие верят, а потом еще ходят на семинары и деньги отваливают.
меняю электропроигрыватель на электровыигрыватель

Оффлайн Galina81

Хорошо, что Света  отписалась по поводу других методик. А то складывалось  впечатление, что СДК и все, больше ничего нельзя. Нам ведь хочется все попробовать ;D
Вот такой вопрос - у меня ребенок научился переворачиваться со спины на живот, делал это несколько дней, 1-2 раза в день и не совсем правильно, как бы отталкиваясь ногами а руки по инерции уже шли. Теперь перестал это делать. Это просто случайность? или все таки появление нового навыка?

Оффлайн musendra

Безусловно, любой автор идиот и пишет полную ерунду, если написанное им никак не сочетается с концепцией СДК )) Про проблемы и деформации при поздней вертикализации я написала со слов нашего невролога, но она тоже, безусловно, очень глупая женщина, раз тоже противоречит СДК. Шутки шутками и идиотов тоже много, кто ж спорит... Так вот из своего опыта, знаний и практики она рассказала следующее: все дети, которые в силу тех или иных обстоятельств поздно вертикализуются, даже не имея ДЦП, имеют склонность к деформациям и контрактурам (подчеркиваю, склонность. т.е. это не значит, что проблема обязательно будет, но вероятность повышается), чаще всего речь идет о стопе. Больше остальных таким деформациям подвергаются дети "жидкой" конституции, т.е. с гипотрофией, чаще всего это бывают девочки, т.к. они по определению весят меньше мальчиков. Это естественно не аксиома, так как все дети разные, бывают и крупные девочки и худые мальчики.

В остальном про деформации вот:








выделила красным и то, что если ребенок вертикализуется с уже деформированной стопой, то при вертикальной нагрузке стопа деформируется еще сильнее. Это как раз обратная сторона вертикализации для детей с проблемами. так получилось у нас. мы активно работали в том числе и над стопой еще до вертикализации, но поскольку у нас очень серьезная деформация, которую уже даже вальгусом затруднительно назвать, то на исправление этого дефекта нужно было много времени, а ребенок, как все понимают, если хочет встать, то он встает и фиг объяснишь, что "сейчас тебе лучше ползать, т.к. на ногах пока вредно стоять". Поэтому теперь параллельно занятиям так же приходится носить жесткую ортопедическую обувь с высоким берцем для предотвращения дальнейших деформаций.


Здесь про стопу:












теперь вернемся к нашим баранам - вертикализатор. Я лично вообще не сторонник этой хрени. НО! считаю, что в отношении особых детей никогда нельзя быть категоричным. В некоторых отдельных случаях соотношение пользы от вертикализатора превышает возможный вред. В таких случаях многие его используют и видят результат, кто где: кто-то в интеллектуальном плане, кто-то в физике. тут я согласна со многими специалистами в том, что до 3 лет для ребенка важнее физическое развитие. те 2 вертикализатора, которые я видела в живую, имеют все необходимые фиксаторы для вывода суставов в правильное положение и нахождение ребенка в таком положении. При этом на него естественно действует гравитация, а с учетом того, что он находится в правильном положении в мозг поступает информация о том, что "стоять правильно вот так". Но это в теории. Со временем, полагаю, навык может закрепиться, но не утверждаю, так как опять же многие специалисты рекомендуют вертикализатор не для того, чтобы научить ребенка стоять, хотя все остальное он еще не умеет (переворот, сидение), а для того, чтобы предотвратить возможные ортопедические проблемы и осложнения. Опять же, тут на форуме есть очень необычный пример, когда сказали, ребенка надо было вообще в 4 месяца вертикализовать, но там реально необычный случай с ТБС. В 4 месяца даже здоровые дети никак уж не стоят. Так что все индивидуально.

Пы.Сы: автор книги В.А. Мицкевич "Ортопедия первых шагов". Но там не только про первые шаги, там вообще про механизмы работы мышц и скелета, в т.ч. и взрослого человека.
« Последнее редактирование: 24 Мая 2014, 14:28:37 от musendra »
Если жизнь - зебра, то будь хитрее! Дошел до белой - и вдоль, и вдоль!

Оффлайн Мечты Сбываются!

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 17004
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 584
  • Татьяна
    • Мой теремок
    • Награды
считаю, что в отношении особых детей никогда нельзя быть категоричным.
+100000000000000000



Жизнь - это музыка. Какая музыка, такая и жизнь.

Оффлайн Sveta - Max

Цитировать
Безусловно, любой автор идиот и пишет полную ерунду, если написанное им никак не сочетается с концепцией СДК )) Про проблемы и деформации при поздней вертикализации я написала со слов нашего невролога, но она тоже, безусловно, очень глупая женщина, раз тоже противоречит СДК.
Мне очень непритяно, что из-за неточных формулировок и прочего полностью искажается смысл того, чем я занимаюсь. Маша, правда, давай поменьше категоричности. Если мы хотим серьезного и уважительного к себе отношения, то такое же отношение нужно проявлять и к другим.

Что касается вот этой книжки:
https://detiangeli.ru/book/kor.pdf
то если бы я всё, что там написано считала бы ересью, то не села бы делать ее обзор. Вот именно, что там очень много интересных моментов, которые мне захотелось разобрать поподробней и дополнить. Но есть и то с чем я в контекте личного практического опыта не согласна, и тоже постаралась подробно это разобрать. Я взялась за эту работу, потому что мне самой было это интересно и было что сказать. Просто думала, публиковать ее на нашем сайте или нет. Но теперь придется публиковать. Только в более официальный вид сперва надо привести.

ДЦП - это сложнейшая проблема и категоричность тут действительно недопустима.
Знания по данному вопросу не приходили ко мне в голову извне в готовом виде. Помимо постоянной практики мне пришлось много где учиться и изучать тематическую литературу в большом объеме. Когда будет издана книга (а я очень на это надеюсь), над которой сейчас работаю, то там будет в обязательном порядке достаточно длинный список литературы, которая помогла мне и в разработке СДК, и в написании книги.
К примеру про рефлексы и степень их важности в контексте ДЦП я же не сама придумала. Этим вопросом очень плотно занимались в свое время Семенова К.А. и ее единомышленники. И было сделано немало открытий и наблюдений, которыми я активно и с удовольствием пользуюсь и которые мне очень помогают заполнять некоторые теоретические пробелы.
Хорошо и доходчиво дана теория в книге Т.Г. Шамарина и Г.И. Беловой «Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей».

Очень много мне пришлось перевернуть и тематической литературы и общей медицинской, чтобы сложилась именно система. Так что у меня много учителей было, которым я очень благодарна за полученные знания.

Оффлайн Мечты Сбываются!

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 17004
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 584
  • Татьяна
    • Мой теремок
    • Награды
ДЦП - это сложнейшая проблема и категоричность тут действительно недопустима.
Света, спасибо! Это важно!

Я сама в последний раз категорична была когда нашла Домана и это мне дорого стоило с моим ребенком, признаю свою глупость, хоть от этого и не легче, т.к утеряно многое то, что сейчас помогло бы обойтись без радикальных мер. И сейчас я если не стала умнее, но уже не могу категорично воспринимать любой метод, любую методику.

Знания по данному вопросу не приходили ко мне в голову извне в готовом виде. Помимо постоянной практики мне пришлось много где учиться и изучать тематическую литературу в большом объеме. Когда будет издана книга (а я очень на это надеюсь), над которой сейчас работаю, то там будет в обязательном порядке достаточно длинный список литературы, которая помогла мне и в разработке СДК, и в написании книги.
очень ждем книгу!

Жизнь - это музыка. Какая музыка, такая и жизнь.

Оффлайн Sveta - Max

Что касается вертикализации.
Скопирую из книги, на которую выше дала ссылку:

Цитировать
Часто  практикуемая  неподготовленная,  лучше  сказать  –  принудительная «вертикализация» (привязывание ребенка к различным механическим приспособлениям) ничего общего с вертикализацией как последовательной закономерностью развития не имеет. Необходимо отметить, что такого рода нелогичные действия довольно распространенное в практике явление и, по меткому выражению Н. Бернштейна, «…равноценны попыткам перейти из понедельника сразу в среду…».

Я полностью с этим согласна. Но так же согласна и с тем, что роль вертикализации в работе с ДЦП огромна. Поэтому в СДК вертикализацию мы берем с самого начала работы по программе. Только в облегченном виде, чтобы не нагружать сразу неподготовленные, несформированные тазобедренные суставы. Усложняя поэтапно, как все остальные направления в программе, по мере роста двигательных возможностей у ребенка.

Вот как это выглядит на практике. С полного нуля, то есть в случае тяжелой степени ДЦП, когда у ребенка не сформировано ни одно двигательное направление.

Первый этап.
Всю вертикализацию делаем у мячей разного диаметра, когда ребенок либо лежит на мяче верхней частью корпуса с вытянутыми вперед руками, либо полулежит (то есть как бы прислоняется) к поверхности мяча. Делаем балансы и различные двигательные элементы в такой вот облегченной позиции. Снижаем первичную высокую рефлекторную активность и учим ребенка начальному контролю таза: чтобы таз мог в этом положении свободно ходить и назад, и вперед.

Второй этап.
Мы добились поставленной цели на первом этапе и можем переходить ко второму. С уже подготовленным для более сложной вертикализации ребенком.
Добавляем в программу балансы в положении "слоник", то есть уже в условиях включения упора на руки.
Кроме того, добавляем вертикализацию со свободным верхом и нижними поддержками. Которую на данном этапе я делаю, сидя на диване, ребенок стоит ко мне спиной. Между диваном и голенями ребенка - валик диаметром 14-15 см, чтобы была возможность контролировать правильную постановку ног, которые спереди я фиксирую своими ногами. Между диваном и тазом ребенка - полусдутый футбольный мяч, чтобы контролировать положение таза. Соблюдение всех этих условий дает возможность поставить ребенка на ноги правильно: ноги на ширине плеч, стопы полностью стоят на полу и стоят физиологично (то есть с небольшим разворотом носков кнаружи, однако в случае выраженного вальгуса я устанавливаю стопы ребенка параллельно друг другу), колени выпрямленны, таз - ровно, так как мяч не дает ему уходить назад. В общем, положение хорошо контролируется, поэтому мы можем добавлять необходимые двигательные элементы и балансы корпуса-таза. Конечно, такую работу не выполнит за нас ни один вертикализатор. Мы работаем как бы сразу по всем фронтам: гасим позотонические рефлексы, стимулируем развитие установочных рефлексов, устраняем перекосы тонуса, формируем правильный центр тяжести и мн. др.

Третий этап.
На третьем этапе мы будем работать над бОльшим контролем удержания средних положений при вертикализации и над опусканием нашей поддержки при стоянии со свободным верхом (та, что у дивана) с уровня груди или талии на уровень таза.
На этом этапе дети уже хорошо опираются на руки, поэтому балансы в положении "слоник" выполняются уже с бОльшим участием ребенка: он сам упирается в мяч, а мы помогаем выполнять баланс и сохранять правильную установку ног и выполнять двигательные элементы в этом положении.
При стоянии-балансах у дивана со свободным верхом мы, как я уже писала выше, будем потихоньку опускать нашу поддержку с грудной клетки - талии на таз.
Можно в этом же положении добавить палочку, то есть постоять-побалансировать и со свободным верхом, и с удержанием за палочку.

Четвертый этап.
Продолжаем развивать контроль над удержанием средних нагрузочных положений и осваиваем более сложную вертикализацию - у шведской стенки.
"Слоник" становится еще более самостоятельным, так что в благоприятные моменты мы можем полностью отпускать ребенка (сначала на секунду-другую), а он при этом сохраняет положение и привыкает к ощущению свободы (что его никто не держит).
"Стояние-балансы" со свободным верхом у дивана. Просто продолжаем набирать количество, так как поддержку спускать в данном положении особо некуда.
Добавляем в программу "стояние-баланс" со свободным верхом, но уже просто на полу, не у дивана. Тут нам уже есть, куда спускать нашу поддержку: с таза и всё ниже и ниже, пока постепенно не доберемся до голеностопов. Наша главная задача на каждом уровне поддержки добиваться лучшего удержания положения при выполнении балансов, чтобы таз ребенка перестал от напряжения уходить назад, а прямые ноги - сохраняли опору. Так мы уже напрямую занимаемся развитием установочных рефлексов, формированием правильного центра тяжести и развитием всей системы равновесия.
Добавляем в программу работу у шведской стенки: поэтапный подъем, балансы и двигательные элементы. При необходимости - с помощником, который помогает ребенку удерживаться руками за планки или страхует руки ребенка, если удержание приличное.

Продолжение следует...

Оффлайн Sveta - Max

Пятый этап.
Продолжаем развивать установочные рефлексы, систему равновесия и правильный центр тяжести.
"Слоник" усложняется путем создания более нестабильных условий: мы перестаем упирать наш валик или эллипсоид в то, во что упирали на более ранних этапах (я - всё в тот же диван). Возможно для перехода на этот более сложный уровень нам поначалу потребуется помощник (вместо дивана  ;D), который будет не держать, но придерживать мяч, пока ребенок не освоится.
"Стояние-баланс" со свободным верхом просто на полу. Потихоньку стараемся опускать нашу нижнюю поддержку. Делаем балансы, вычищаем напряжение, "центруем" таз. И этот процесс у нас надолго. Собственно, до финала.
Шведская стенка. Стремимся свести участие помощника (который держит руки ребенка) к минимуму или даже уже полностью отказаться от помощника. Как я говорю: выполнять в одни руки.

Шестой этап.
Работаем над улучшением контроля среднего положения при вертикализации, что позволит нам включить в программу еще один сложный элемент: "стояние-баланс" со свободным верхом и нижними поддержками, когда мама располагается спереди.
"Слоник" в нестабильных условиях.
"Стояние-баланс" со свободным верхом просто на полу (мама - сзади) - продолжаем спускать поддержку. Осваиваем первые шаги в этом положении.
Шведская стенка: поэтапный подъем, балансы и двигательные элементы.
Добавляем в программу "стояние-баланс" со свободным верхом и нижними поддержками, когда мама располагается спереди.
Добавляем в программу свободный вертикализатор (не придумала более корректного названия). Для Макса я использовала короб для белья, узкий, с высокими стенками (на уровне Максюхиных подмышек). Макс стоял в нем ровно, держась руками за края и не боясь упасть (благодаря тому, что короб узкий), а я включала ему что-то "на посмотреть", чтобы стоять было не скучно.

Седьмой этап.
Делаем все то же самое, что и на шестом этапе: набираем количество, улучшаем качество, усложняем то, что еще есть куда усложнять.
Осваиваем брьсья. Возможно, на первых порах с помощником, который будет учить ребенка переставлять руки по планкам брусьев.
Какую-то часть (ту, которую возможно) двигательных элементов у шведской стенки начинаем выполнять при помощи веревочной лесенки с деревянными планками. То есть для части элементов заменяем шведскую стенку веревочной лесенкой.
Для того, что выполняем у шведской стенки, добавляем нестабильности. Что-то типа вот такого надувного диска:
http://www.tanita-shop.ru/product/podushka-massazhnaja-togu-knobbed-cushion/
чтобы ребенок стоял не на полу, а на этом или подобном диске.
Примерно на этом этапе (но если получится, то чем раньше, тем лучше) начинаем как можно больше водить ребенка за ручки. Например, на прогулке, где это можно делать в разных условиях: по бардюрам, по пересеченной местности, по склонам, по ступенькам и т.д.

Восьмой этап.
Делаем все то же самое, что на седьмом этапе.
Добиваемся самостоятельного хождения в брусьях и хождения за одну руку.

Девятый этап.
В нашей программе для вертикализации имеем:
"Слоник" в нестабильных условиях.
"Стояние-баланс" и хождение со свободным верхом на полу (мама - сзади).
"Стояние-баланс" и хождение со свободным верхом на полу (мама - спереди).
Шведская стенка: поэтапный подъем, балансы и двигательные элементы. Часть элементов выполняем у веревочной лесенки.
Стояние в свободном вертикализаторе убираем, на данном этапе не актуально, когда ребенок уже стоит и ходит в брусьях.
Брусья. Меняем на две параллельные веревки, сперва натянутые как можно туже (чтобы "напоминать" ребенку брусья и не вызывать лишнего страха). Постепенно натяжение будем ослаблять. И когда ребенок будет готов, то уберем одну из веревок.
Водим ребенка за одну руку по разнообразным типам местности. По ступенькам, по бардюрам, по высокой траве и глубокому снегу (ребенку по колено), по склонам и т.д.

На этом, девятом этапе вертикализации мой Макс уже освоил и выполнял полностью самостоятельно: перевороты со спины на живот и обратно, сидение в любых условиях, присаживание (выход в положение сидя), подъем по опоре, ползание на четвереньках, хождение в брусьях.

Вот собственно и все. У меня получилось 9 этапов. После девятого уже особо менять в программе нечего - нужно лишь доработать до полностью самостоятельной ходьбы. Что мы с Максом и сделали, и чего я всем, естественно, желаю!
Я рассмотрела поэтапное развитие одного из двигательных направлений: собственно вертикализацию. Таких двигательных, поэтапно развиваемых направлений на программе ДК - 14 и для каждого направления - своя стратегия развития.
Еще одно двигательное направление - "Стабилизация головы" я разобрала здесь:
http://motional-correction.ru/index.php/theory/errors/head-stabilization
В каком-то из уже опубликованных материалов есть поэтапное развитие опоры на руки с нуля.

Оффлайн Sveta - Max

Так что с Максом мы вертикализатор не использовали до тех пор, пока он не научился стоять в нашем коробе (про который написано выше). Но вертикализацией при этом занимались много. Только без "принудительных вертикализаторов". Для Макса в этом необходимости не было, мы как бы пошли другим путем.