Тазовый блок (нижний блок ПТР).
Словарик к материалу.
Нижний блок ПТР (тазовый блок) — совокупность мышечных групп нижней части туловища (разгибатели поясницы + сгибатели корпуса-бедер (сгибатели тазобедренных суставов) + приводящие мышцы бедер или ног (но могут быть и отводящие, хоть и значительно реже) и т.д.), которые в повальном большинстве случаев проводят избыточное напряжение ПТР. Постоянно или циклически.
Элементы СДК — это простые двигательные элементы программы двигательной коррекции, на которые можно разложить всё наше глобальное движение.
Простые связки — это первичное объединение двух и более элементов в одну связку. Это объединение ориентировано обычно на развитие сразу нескольких двигательных возможностей, но одна из них всегда будет в приоритете.
Сложные связки — это небольшие комплексы, состоящие из некоторого количества простых связок, расположенных в наиболее оптимальной (физиологичной) последовательности. Простые связки объединяются в сложные по принципу охвата сразу нескольких двигательных направлений и при этом выполняются в одних и тех же условиях (например, на мяче-валике или на большом эллипсоиде, или на полу и т. д.)
Переработка в сторону, противоположную проблеме — это когда мы имеем какой-то перекос тонуса, например, сгибательную тенденцию корпуса-бедер (то есть ТБС) и чтобы его устранить окончательно, нам нужно не просто разгибать тазобедренные суставы, а именно довести их постепенно до состояния ПЕРЕРАЗГИБАНИЯ, чтобы тонус сбалансировался: избыточно напряженные сгибатели растянулись, а ослабленные и перерастянутые разгибатели наоборот обрели способность нормально сокращаться. Чтобы составлять здоровую конкуренцию сгибателям.
ТБС — тазобедренные суставы
Аддукторы — приводящие мышцы
Абдукторы — отводящие мышцы
Пронаторы ( например, бедра) — мышцы, заворачивающие вовнутрь, в данном случае бедро.
Перебалансировка тонуса — перераспределение тонуса в сторону его выравнивания.
Блокировку мышц тазового блока, проводящих избыточное рефлекторное напряжение, удобней и наглядней будет рассмотреть прямо в сложных связках, для каждой из которых (см. словарик) характерны определенные окружающие условия, которые мы организуем для ребенка и в которых эту связку выполняем.
Итак, сложные связки СДК, и что мы в каждой из них должны блокировать одновременно со стимуляцией отрабатываемого активного движения (после тире - общее кол-во элементов, из которых состоит сложная связка; в скобках - простые связки, составляющие сложную).
1. Разминка на валике — 11 элементов
Разминка может выполняться на: валике, мяче-валике, мяче эллипсоиде:
(Лёжа верхней частью корпуса на валике),
(Различные упоры рук: в валик, в пол)
Общее положение: ребенок на полу на животе, его верхняя часть корпуса — на мяче-валике, руки при этом по вытянуты по мячу вперед.
Блокируем одновременно на протяжении всего выполнения: — сгибатели корпуса-бедер (т. е. сгибатели ТБС): мяч с одной стороны и наш корпус с другой позволяют сделать это более чем эффективно, то есть даже с переработкой в сторону, противоположную проблеме.
— аддукторы или абдукторы бедер (в зависимости от того, какая устойчивая тенденция прослеживается: ребенок стремится сводить ноги или они наоборот у него слишком сильно и легко разводятся). Если сводятся, то наши колени — между ног ребенка, и все движение, которое стимулируем — на этом фоне. Если разводятся (разъезжаются), то ограничиваем снаружи нашими же коленями.
— пронаторы бедер: за счет разворота коленей кнаружи и фиксацией их в этом положении.
2. Балансы в нагрузочном положении стоя на коленях или на прямых ногах с упором выпрямленных рук в валик — 8 элементов.
(На коленях с упором рук в валик),
(«Слоник» с упором рук в валик)
Общее положение: ребенок на полу стоит на коленях или на прямых ногах, упираясь прямыми или почти прямыми руками в мяч-валик.
Блокируем одновременно на протяжении всего выполнения: — аддукторы или абдукторы бедер (за счет упора в пол коленей, разведенных на ширину плеч и зафиксированных в этом положении; или упора в пол стоп, разведенных на ширину плеч или чуть больше и зафиксированных в этом положении).
— сгибатели корпуса-бедер (т. е. сгибатели ТБС): их не блокируем, с ними работаем балансами таза вперед-назад.
— сгибатели коленей блокируем в положении «слоник» стоя на прямых ногах своими руками.
— пронаторы: на коленях блокируем под естественной нагрузкой просто развернув колени несколько кнаружи. На прямых ногах не блокируем, но выполняем полуприседания с разворотом коленей кнаружи.
3. Стояние-баланс и хождение на коленях. Стояние-баланс и ползание на четвереньках — 24 элемента.
(Стояние-баланс на коленях)
(Хождение на коленях)
(Стояние-баланс на четвереньках)
(Ползание на четвереньках)
Общее положение: ребенок на полу стоит на коленях или на четвереньках.
Блокируем одновременно на протяжении всего выполнения в статичных положениях: — аддукторы или абдукторы бедер (за счет упора в пол коленей, разведенных на ширину плеч и зафиксированных в правильном положении.
— сгибатели корпуса-бедер (т. е. сгибатели ТБС): блокируем только в положении на коленях, если у ребенка еще не сформированы установочные рефлексы и он не может пока стоять на коленях ровно с нашей нижней поддержкой за таз или за бедра).
— пронаторы: на коленях и на четвереньках блокируем под естественной нагрузкой просто развернув колени несколько кнаружи и зафиксировав их в этом положении.
При движении на коленях и на четвереньках: ничего не блокируем, работаем над вычищением избыточного напряжения за счет самого производимого движения.
4. Ползание на животе «по-пластунски» — 7 элементов.
(варианты ползания по-пластунски)
В этой связке нижние проводники избыточного напряжения
не блокируем.
5. Балансы в нагрузочном положении стоя на коленях на большом шаре с удержанием прямых или почти прямых рук за палочку — 9 элементов.
(Баланс на шаре на коленях с удержанием за палочку),
(Баланс на шаре на коленях с удержанием за планку шведской стенки (опоры))
Общее положение: ребенок на большом шаре стоит на коленях или на четвереньках.
Блокируем одновременно на протяжении всего выполнения: — аддукторы или абдукторы бедер (за счет упора в мяч коленей, разведенных на ширину плеч и зафиксированных в этом положении.
— сгибатели корпуса-бедер (т. е. сгибатели ТБС): блокируем только в положении на коленях, если у ребенка еще не сформированы установочные рефлексы и он не может пока стоять на коленях ровно с нашей нижней поддержкой за таз или за бедра).
— пронаторы: на коленях и на четвереньках блокируем под естественной нагрузкой просто развернув колени несколько кнаружи и зафиксировав их в этом положении.
6. Стояние-балансы на коленях, на прямых ногах и кольцо возле большого мяча-эллипсоида — 7.
(Стояние-баланс на коленях у большого эллипсоида),
(Кольцо),
(Стояние-баланс на прямых ногах у большого эллипсоида)
Общее положение: ребенок на полу стоит на коленях или на прямых ногах, его верхняя часть корпуса лежит на мяче, руки вытянуты вперед.
Блокируем одновременно на протяжении всего выполнения: — аддукторы или абдукторы бедер (за счет упора в пол коленей, разведенных на ширину плеч и зафиксированных в этом положении; или упора в пол стоп, разведенных на ширину плеч или чуть больше и зафиксированных в этом положении).
— сгибатели корпуса-бедер (т. е. сгибатели ТБС): их не блокируем, с ними работаем балансами таза вперед-назад.
— сгибатели коленей блокируем в положении стоя на прямых ногах своими руками (при отходах назад) или выпрямленные колени упираются в мяч, а мы работаем с верхней частью корпуса и руками ребенка.
— пронаторы: на коленях блокируем под естественной нагрузкой просто развернув колени несколько кнаружи. На прямых ногах не блокируем, но выполняем полуприседания с разворотом коленей кнаружи.
7. Хождение на руках по полу (тачка), ноги ребенка обхватывают мамину талию или бедра. Баланс корпуса-ног вверх-вниз в положении «стоя на руках». Ходьба на руках с такими балансами — 20.
(Ходьба на руках по полу (тачка),
(Баланс корпуса-ног вверх-вниз в положении «стоя на руках»),
(Ходьба на руках с такими балансами)
Общее положение: ребенок спиной к маме в горизонтальном положении (или корпус его приподнят), его ноги обхватывают маму в области талии-бедер. Мама — на полу на коленях или на корточках или сидит на сидушке на колесиках.
Блокируем одновременно на протяжении всего выполнения: — аддукторы бедер (ноги ребенка разведены и зафиксированы в этом положении).
— сгибатели корпуса-бедер (т. е. сгибатели ТБС): разведенные ноги ребенка вытянуты назад и зафиксированы в этом положении. Таз в процессе выполнения тачки, если стремится подняться, заглубляем своим корпусом сверху.
— пронаторы в таком положении тоже оказываются блокированными.
8. Перевороты со спины на живот и стойки-балансы на прямых или почти прямых руках — 9.
(Перевороты),
(Стойки-балансы на руках)
В этой связке нижние проводники избыточного напряжения
не блокируем.
9. Сидение-балансы-присаживания на полу и на мяче — 14.
(Сидение на полу с прямыми ногами)
(Сидение-баланс и присаживания на эллипсоиде)
(Присаживания с валиков и с пола)
Общее положение: ребенок сидит на полу или на мяче. Мама располагается сзади ребенка или спереди.
Блокируем одновременно на протяжении всего выполнения: — аддукторы бедер (ноги ребенка разведены и зафиксированы в этом положении).
— сгибатели корпуса-бедер (т. е. сгибатели ТБС): не блокируем: работаем с ними за счет балансов корпуса.
— сгибатели коленей: блокируем при сидении на полу, когда работаем над вытяжением задних групп ножных мышц. Когда работаем на выпрямление спины, то можно сидеть с присогнутыми ногами (то есть в этом случае не блокируем). Но если у ребенка очень сильный устойчивый перекос в сторону сгибателей коленей, то первое время лучше сидеть только с прямыми ногами, чтобы тонус немного перебалансировался.
— пронаторы блокируем разворачиванием коленей кнаружи (и на полу и на мяче) и фиксацией их в этом положении.
10. Поэтапный подъем по шведской стенке. Стояние и элементы у опоры (шведской стенки) — 22.
(Подъем по шведской стенке)
(Элементы у шведской стенки)
Общее положение: ребенок лежит на животе или стоит на ногах перед шведской стенкой. Мама располагается сзади ребенка, помощник (если нужен) — с другой стороны шведской стенки.
Блокируем мышцы нижнего блока ПТР только в связке « Элементы у шведской стенки». При подъеме по шведской стенке
не блокируем, но помогаем ребенку выставлять ноги с колен на стопы строго по очереди: сначала вынеслась вперед и установилась одна нога и только потом другая.
— аддукторы бедер (ноги ребенка разведены на ширину плеч и зафиксированы в этом положении).
— сгибатели корпуса-бедер (т. е. сгибатели ТБС): их не блокируем, с ними работаем балансами таза вперед-назад.
— сгибатели коленей блокируем в положении стоя на прямых ногах и при отходах назад своими руками.
— пронаторы: специально не блокируем, но выполняем полуприседания с разворотом коленей кнаружи.
В
11-ой, 12-ой и 13-й связках, которые предполагают уже уровень уверенной вертикализации ребенка, мы
ничего специально не блокируем, а дочищаем самим производимым активным движением.
! Кроме простой связки:
(Стояние-баланс со свободным верхом, мама сзади)
В ней мы блокируем:
— аддукторы или абдукторы бедер (за счет упора в пол стоп, разведенных на ширину плеч или чуть больше и зафиксированных в этом положении).
— сгибатели корпуса-бедер (т. е. сгибатели ТБС): блокируем, когда ребенок стоит-балансирует спиной к дивану (для того и ставим спиной к дивану): между тазом и краем дивана — полусдутый футбольный мяч, не дающий тазу при балансах корпуса уходить назад.
Когда ребенок может стоять уже просто на полу с нашими нижними поддержками, то предполагается, что первичные установочные рефлексы у ребенка сформированы и таз жестко блокировать не надо. А надо продолжать работать над формированием правильного центра тяжести балансами и постоянным выравниванием корпуса-таза в среднее положение.
— сгибатели коленей жестко блокируем только когда ребенок стоит спиной к дивану (нашими голенями).
Когда ребенок уже может стоять просто на полу, то предполагается, что у него уже сформирована опора на ноги и тонус между сгибателями-разгибателями коленей сбалансирован и жесткой фиксации не требуется (но это в том случае, если предыдущие этапы двигательного развития ребенок проходил на СДК; если поднимался сам или почти сам — то тут тонус может быть и не сбалансированным даже при боле-менее сформированной опоре на ноги: в этом случае ребенок может стоять на полусогнутых ногах).
— пронаторы блокируем только когда ребенок стоит спиной к дивану (выпрямляем и несколько разворачиваем колени кнаружи и фиксируем их в этом положении своими голенями).
Когда ребенок уже может стоять просто на полу с нашими нижними поддержками, то на СДК это предполагает уровень, когда пронаторы уже не нуждаются в жесткой фиксации: тонус между пронаторами и супинаторами боле-менее сбалансирован.
11. Стояние-баланс и хождение со свободным верхом и нижними боковыми поддержками, когда мама располагается сзади — 17.
(Стояние-баланс со свободным верхом, мама сзади)
(Хождение со свободным верхом, мама сзади)
12. Хождение в брусьях, веревках, за обе руки, за одну руку — 9.
(Хождение в брусьях)
(Хождение в веревках)
(Хождение за две и за одну руку)
13. Хождение с боковыми поддержками-страховками, когда мама располагается спереди на коленях — 10.
(Стояние-баланс со свободным верхом, мама спереди)
(Хождение со свободным верхом, мама спереди).
Вот и вся программа в общих чертах.
Но стоит обратить внимание еще вот на что. Во всех элементах и связках программы, где ребенок стоит на ногах (а не на коленях), мы должны еще контролировать стопы: устанавливать их параллельно друг дружке (по крайней мере всегда стремиться к этому). Кроме того, как стопы боле-менее привыкнут, мы должны понемножку добавить переработку в сторону, противоположную проблеме: если вальгус, то устанавливать немного носками вовнутрь (слегка), если варус, то наоборот - носками слегка кнаружи.
(Если вдруг кто какой ляп встретит, пишите, плиз, а то я себя еще не перечитывала, тороплюсь, а букв много

)