Автор Тема: Система Двигательной Коррекции ДЦП Светланы Грибовой  (Прочитано 834847 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн IstrinkaАвтор темы

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 12322
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 142
  • Пол: Женский
  • Инна, г.Москва
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Эта тема посвящена Системе Двигательной Коррекции (СДК) ДЦП и ДЦП-подобных нарушений Светланы Грибовой.

Основной и единственный первоисточник информации по СДК - сайт motional-correction.ru (или motional-correction.com). Там уже опубликованы основные материалы, описывающие СДК, и в дальнейшем всё будет публиковаться именно там. Большая часть информации по СДК доступна только зарегистрированным пользователям сайта. Регистрация - свободная и бесплатная.

Видео-материалы, иллюстрирующие СДК, размещены на видео-хостинге Vimeo в приватной группе "Двигательная коррекция" (https://vimeo.com/groups/motioncorrection). Доступ в группу производится только по приглашениям. Приглашения получают только зарегистрированные пользователи сайта motional-correction.ru.

Ответы на часто задаваемые вопросы размещены на первой странице данной темы, во втором сообщении. https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=36444.msg1253563#msg1253563

Ссылки на различный инвентарь, который необходим или может быть полезен. Я тогда просто перекопирую сюда (но не могу гарантировать, что все ссылки - рабочие, некоторое время не проверяла, а прямо сейчас - некогда). В общем, выложу, как есть. А там разберёмся.

(кликните для показа/скрытия)
« Последнее редактирование: 03 Октября 2015, 13:23:34 от Мечты Сбываются! »

Оффлайн Sveta - Max

Цитировать
Светлана, а как Вы относитесь к хождению ребенка в ходунках (без фиксации корпуса)? Могут ли ходунки на колесах служить заменой брусьев? И какие ходунки предпочтительнее - на колесах или шагающие?
Исключительно потребительски отношусь  ;D: если видим очевидную пользу, то пользуем. Польза - это когда ноги ребенка в ходунках стоят правильно: примерно на ширине плеч, с нормальным упором в пол и установкой на полную стопу; таз ребенка при этом не должен избыточно уходить назад (должен быть лишь слегка в заднем балансе).
Если же мы в ходунках наблюдаем другую картину: ноги ребенка не стоят на полных стопах, стремятся к сведению и/или к сгибанию в коленях, не упираются в пол; таз избыточно уходит назад, - то в этом случае ходунками мы только будем провоцировать и закреплять дефектный стереотип. Как с различными подвесками - избыточная свобода не всегда на пользу, особенно в случае ДЦП.

Но при любом раскладе ходунки брусья не заменят. В брусьях мы, во-первых, имеем возможность формировать правильный двигательный паттерн рука-нога;
во-вторых, ребенок двигается не вместе с "оборудованием", а с использованием его - оборудование при этом не перемещается вместе с ребенком: это приучает ребенка к бОльшей свободе и к ощущению, "что его никто не держит, а он держится сам" - все это постепенно формирует лУчшее ощущение своего тела как единого целого;
и, в-третьих, брусья - это целое направление, которое можно развивать путем постоянного усложнения (брусья по мере освоения меняются на параллельные канаты, которые можно постепенно натягивать все слабее и т.д.)

Вот то самое главное, что обеспечивают нам брусья, но чего не могут обеспечить ходунки (ни одного из перечисленных пунктов). Поэтому брусья и ходьба с нижними поддержками - это всегда в приоритете. А ходунки (если нормально подходят - критерии чего описала выше) - дополнение.

Но еще раз обозначу главную "неприятность" ходунков: это провокация избыточного ухода таза назад, что автоматически активирует весь тазовый блок ПТР со всеми вытекающими... Потому и не очень их люблю.

Оффлайн Sveta - Max

Можно рассмотреть на примере Миши Юли Никоновой. То, как они ходят - с палочкой на улице, со стулом дома, по сути это те же ходунки (тот же принцип). И им эта ходьба дает только пользу. Во-первых потому что Миша уже не первый год на программе дк, и контроль таза у него уже наработан, правильный центр тяжести пусть еще недоформирован, но развивается в нужном направлении (таз все меньше реагируем избыточным уходом назад при хождении и иных действиях). Вот в такой ситуации от этого дополнения (ходунки или симуляция ходунков как в Мишином случае) уже можно получать заслуженную пользу.

Оффлайн missfrost

  • Присматривающийся
  • *
  • Сообщений: 35
  • Страна: us
  • Благодарностей: 0
    • Моя история
    • Награды
А кто знает, как брусья по росту ребенка правильно подобрать? 

Оффлайн Sveta - Max

А вот эти золотые слова хоть распечатывай, в рамочку и на стенку:
Цитировать
Сложный это вопрос о том кто легче, кто тяжелее... Да и есть ли смысл об этом спорить? Были бы легкими, ползали бы уже во всю, ногами ходили. Действительно, каждый видит мир со своей стороны. В роликах других детей мы обращаем внимание только на то, что наши дети пока не умеют и почему-то автоматически считаем, что это ребенок "легче". Редко кто будет акцентировать внимание на том что НЕ УМЕЕТ тот другой ребенок, в сравнении со своим собственным. У каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны. И надо просто работать с тем, что мы имеем и нарабатывать новые умелки. Я всегда стараюсь думать о том, что мы уже наработали и поменьше задумываться о том сколько еще предстоит впереди.
Особенно когда речь идет о работе со среднетяжелой и тяжелой степенью, когда легкими телодвижениями ситуацию не исправить.
Спасибо, Лена, что нашла время и поделилась  ттт, это крайне важно!

Оффлайн Sveta - Max

Цитировать
как брусья по росту ребенка правильно подобрать?
Планки должны быть несколько ниже подмышек ребенка, чтобы за них было удобно держаться руками, согнутыми в локтях, с легким упором.

Оффлайн Mashusik

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 244
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 2
  • Пол: Женский
  • Санкт-Петербург.
    • Награды
ну и видимо постоянный вопрос,а при вывихе или подвывихе ТБС ходить вообще не рекомендуется....что предлагается в этих обстоятельствах....ну нет болей,и никак не верю,что ребёнка,который не ходит ещё надо на пол года уложить в гипсовую ванну.....там происходит окончательная атрофия всех наработанных мышц и сухожилий.....вижу множество детей,которые стали намного хуже после операции...

Оффлайн Ирина1587

Mashusik, у нас подвывихи ТБС. Обнаружили спустя пару недель, как ребенок начал ходить. Нам запрещали ходить и только один невролог сказал, что это не нужно, т.к. мышцы атрофируются. Ходим уже больше года. С подвывихами работаем по СДК и остеопат помогает. В этом году снимок лучше
Даже если вас съедят, у вас все равно есть два выхода

Оффлайн Mashusik

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 244
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 2
  • Пол: Женский
  • Санкт-Петербург.
    • Награды
Mashusik, у нас подвывихи ТБС. Обнаружили спустя пару недель, как ребенок начал ходить. Нам запрещали ходить и только один невролог сказал, что это не нужно, т.к. мышцы атрофируются. Ходим уже больше года. С подвывихами работаем по СДК и остеопат помогает. В этом году снимок лучше
Спасибо за ответ,он вселяет надежду.

Оффлайн Бульбасик

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 6801
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 435
  • Пол: Женский
  • Катя и дочка Сашенька. Архангельск
    • Мой теремок
    • ВКонтакте: https://vk.com/id33001160
    • Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?id=100014938321829
  • Награды https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=66596.msg3606665#new http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=60895.0 http://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=54529.0
    • Награды
Света!у меня ещё вопрос, если времечко найдётся подскажите :bow: занимаемся 5 месяцев!-стоим на руках с прогибом таза на полу, может отжаться от пола, если даёшь нагрузку на лопатки, только ручки съезжаются по средней линии,при переворотах руки сильно вытянуты и переворот на локти не получается,и когда просто на полу лежит вечером руки вдоль тела и с трудом вытаскивает их на локти....подскажите на какие упражнения сделать акцент?спасибо!


Когда-нибудь наступит тот день когда сам Бог скажет «Фиг с тобой, ненормальная, пусть будет по твоему»

Оффлайн Kristinka

Всем здравствуйте. я зарег. на vimeo там есть группа СДК в ней всего 17 видео, и есть двигательная коррекция. Где все таки нужно смотреть?

Оффлайн Sveta - Max

Цитировать
Света! у меня ещё вопрос, если времечко найдётся подскажите  занимаемся 5 месяцев!-стоим на руках с прогибом таза на полу, может отжаться от пола, если даёшь нагрузку на лопатки, только ручки съезжаются по средней линии,при переворотах руки сильно вытянуты и переворот на локти не получается,и когда просто на полу лежит вечером руки вдоль тела и с трудом вытаскивает их на локти....подскажите на какие упражнения сделать акцент?

Вопрос важный, надо разобрать подробно.
Все мышцы нашего тела работают не сами по себе, а друг относительно друга, то есть в системе. Система управляется из центра. Думаю, это ни для кого не новость  ;D. Напрямую участвуют в этом управлении сложные рефлекторные механизмы и механизмы регуляции тонуса. Чем совершенней "настроена" эта система, тем совершенней будет и все наше движение. Это упрощённо.
У наших детей тоже весь суставно-мышечно-связочный аппарат регулируется из центра (то есть регулируется ЦНС). И рассматривать его мы можем только как единое целое, а не работу и тонус каждой каждой мышечной группы в отдельности. Все мышцы взаимозависимы.

Поэтому, чтобы был понятен мой ответ на Катин вопрос, я рассмотрю ситуацию в контексте того, что написала выше. То есть в контексте всей двигательной системы.
В каждом конкретном случае ДЦП мы имеем свою уникальную совокупность нарушений: рефлексов, перекосов тонуса, двигательных возможностей и т.д.. Но кое-какие общие моменты все-таки выделить можно.
Можно выделить те мышечные группы, по которым обычно идет основное избыточное напряжение от позотонических рефлексов и не по цепочке, а одновременно - в виде общей рефлекторной реакции на движение или даже просто на перемещение тела в пространстве.
Я называю эти мышечные группы "патологическим тандемом". А сами мышцы, по которым постоянно или циклично идет это избыточное напряжение - собственно проводниками избыточного напряжения.
Рассмотрю основной такой тандем. Это:
мышцы шеи (в зависимости от доминирующего рефлекса и от положения тела ребенка в пространстве проводниками избыточного напряжения будут либо сгибатели, либо разгибатели шеи) + большие грудные мышцы и их сухожилия (между плечевыми суставами и грудной клеткой) + пронаторы, приводящие мышцы рук и либо сгибатели, либо разгибатели (опять же зависит от положении тела в пространстве и от доминирующего рефлекса) + сгибатели корпуса-бедер (то есть сгибатели тазобедренных суставов), приводящие мышцы ног (и тогда - перекрест или тенденция к нему) или приводящие мышцы бедер (тогда - х-образное положение ног, когда они сходятся до коленей, а голени - расходятся). (Ну и далее в сочетании с проводниками избыточного напряжения по голеням-стопам мы уже будем иметь либо вальгус, либо варус, либо эквиновальгус, либо эквиноварус и т.д., но сейчас речь не об этом).
А о том, что по вышеперечисленным мышцам мы получаем одновременное увеличение напряжения (я имею в виду у детей со среднетяжелой и с тяжелой степенью ДЦП) в ответ на любую двигательную манипуляцию (например, на банальный прогиб таза), на перемещение тела ребенка в пространстве и даже на резкий звук. Причем в покое мы также наблюдаем результат этого избыточного напряжения по вышеперечисленным мышечным группам: характерное "неправильное" положение тела. Такова природа позотонических рефлексов: так они активируются и так влияют на весь суставно-мышечно-связочный аппарат. В той или иной степени: у одних детей это влияние (напряжение) будет сильнее, у других - слабее, это уже индивидуально.
Вот Катя пишет:
Цитировать
может отжаться от пола, если даёшь нагрузку на лопатки, только ручки съезжаются по средней линии,при переворотах руки сильно вытянуты и переворот на локти не получается,и когда просто на полу лежит вечером руки вдоль тела и с трудом вытаскивает их на локти.
Выделенные моменты - это как раз признак высокого напряжения приводящих мышц рук при двигательной активности. То есть приводящие мышцы рук являются проводниками избыточного напряжения. Причем не отдельно (сами по себе), а в тандеме, когда вместе с ними будут напрягаться и другие проводники избыточного напряжения - другие мышечные группы (этот тандем описан выше).
Но движению обучать ребенка необходимо! Как же тогда быть, если у детей тяжелой и среднетяжелой степени ДЦП любое движение активизирует это патологическое напряжение? В СДК есть конкретные способы блокирования этого напряжения: чтобы любое стимулируемое активное движение осуществлялось по возможности "чисто", без этого постоянного сопровождения - напряжения от ПТР.
Дальше напишу как это выглядит на практике (вот только не знаю, понятно ли я дала теорию  999....просто тороплюсь, некогда слова подбирать)
Продолжение следует.
« Последнее редактирование: 03 Июня 2014, 18:42:30 от Sveta - Max »

Оффлайн Luches

  • Интересующийся
  • ***
  • Сообщений: 143
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 1
  • Елена и Данечка, Ижевск
    • Награды
Дальше напишу как это выглядит на практике (вот только не знаю, понятно ли я дала теорию  999....просто тороплюсь, некогда слова подбирать)
Продолжение следует.
Светочка, спасибо большое!!! Очень хорошо пишешь, все доступно и понятно. Будем ждать продолжения  fffd :flowers:
— Как можно сделать невозможное?
— С воодушевлением.

Оффлайн Наталья Александровна

  • Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2940
  • Страна: pg
  • Благодарностей: 109
  • Пол: Женский
  • Наташа и Андрюшка
    • ВКонтакте: https://vk.com/id289305582
    • Награды
Тоже жду продолжения. Абсолютно наша проблема.
Нет ничего невозможного! Есть только лень и жалость к себе.

Оффлайн Sveta - Max

Cловарь  ;D:

ПТР - позотонические рефлексы

Проводники избыточного напряжения - мышечные группы, которые находятся в напряжении (постоянном или цикличном) по отношению к мышцам-антагонистам из-за высокой активности ПТР

Мышцы-антагонисты - мышцы, противоположные по функциям

Патологический мышечный тандем - совокупность мышечных групп, одновременно участвующих в проведении избыточного напряжения ПТР

Верхний блок ПТР (шейный блок) - совокупность мышечных групп верхней части туловища (мышцы шеи, пронаторы + приводящие + сгибатели или разгибатели рук + большие грудные мышцы и их сухожилия), которые в повальном большинстве случаев проводят избыточное напряжение ПТР. Постоянно или циклически.

Нижний блок ПТР (тазовый блок) - совокупность мышечных групп нижней части туловища (разгибатели поясницы + сгибатели корпуса-бедер (сгибатели тазобедренных суставов) + приводящие мышцы бедер или ног (но могут быть и отводящие, хоть и значительно реже) и т.д.), которые в повальном большинстве случаев проводят избыточное напряжение ПТР. Постоянно или циклически.

В каждом элементе программе двигательной коррекции мы имеем: разные физиологичные нагрузочные положения в которых мы выполняем специальные балансы и стимулируем активные движения (через условно-рефлекторные ответы). Но это не все. В каждый элемент программы «прописана» еще и блокировка ненужных содружественных движений (патологических синергий), которые мы без этой специальной блокировки неизбежно будем получать, какое бы действие с ребенком не выполняли.
Что именно мы должны блокировать (выключить из процесса)? Мышечные группы — проводники избыточного напряжения (о них писала выше). Обычно это (перечислю еще раз): мышцы шеи (сгибатели или разгибатели, в зависимости от положения тела ребенка в пространстве и от доминирующего рефлекса) + большие грудные мышцы и их сухожилия + пронаторы, приводящие мышцы рук и сгибатели или разгибатели (так же зависит от положения тела ребенка в пространстве и от доминирующего рефлекса) + сгибатели тазобедренных суставов + приводящие мышцы ног или только бедер (но могут быть и отводящие) и т. д. «И т.д.», то есть распределение тонуса в мышцах голеней и стоп, может быть самым разным.

Таким образом основная суть такова: мы должны ухитриться заблокировать (в максимально правильном положении!) в ходе стимулируемого активного движения те мышечные группы, которые являются проводниками избыточного напряжения (самый распространенный тандем я перечислила, но бывают некоторые исключения из правил, поэтому эти вещи (конкретные мышечные группы) вычисляются уже индивидуально для каждого ребенка — пардон, «наощупь», прямо в ходе выполняемого движения).
При этом помним: мы должны блокировать только те мышечные группы, с которыми в данный момент не работаем (например, если мы работаем с руками: стимулируем опору, захват-удержание и т. д., то очевидно, что мышцы рук, которые проводят избыточное напряжение мы блокировать не будем — мы уже с этим напряжением работаем, вытесняя его стимулируемым активным действием).
Кроме того, мы никогда не блокируем мышцы шеи, так как с шеей мы тоже работаем в каждом элементе программы, пока голова не стабилизируется (не выровняется окончательно тонус между сгибателями и разгибателями, чтобы для головы стало доступным среднее положение во всех позициях).

Итак, мы не блокируем те мышечные группы, с которыми работаем в данный момент, и мы не блокируем мышцы шеи. Остальные мышечные группы, являющиеся основными проводниками избыточного напряжения мы будем блокировать в каждом элементе программы. Все сразу или почти все.
Кроме того, для этих же целей нам служат и утяжелители (дополнительно): они помогают пригасить избыточную импульсацию от патологических синергий конечностей. Но именно в дополнение к основной блокировке.
Это основной принцип, зная который намного проще работать по программе и понимать, почему мы тот или иной элемент делаем именно так, а не иначе.

Руки. Все элементы программы (вообще все) в контексте рук можно разделить на основные категории:

— элементы, где мы занимаемся непосредственно руками (опора на руки, отжимания-полуотжимания (толчки руками), переступания, шагания, бокс-плавание-бросок и т. д.) — неважно в каком именно из используемых в программе положений и не важно на какой именно поверхности (пол, валики, мячи). Соответственно в этих элементах и связках мы руки не блокируеммы с ними работаем, как и с головой-шеей.

— элементы, где ребенок лежит на приподнятой поверхности (валика, мяча, в общем, любой) верхней частью корпуса с вытянутыми вперед и несколько вверх прямыми или почти прямыми руками. И на этом фоне мы выполняем-стимулируем то активное движение (ног, таза, корпуса — не важно), которое «прописано» в данном элементе. (Одновременно работая с головой).
В этом положении у нас хорошо заблокированы в правильном положении приводящие мышцы (руки не прижаты к корпусу, а вытянуты максимально вперед и достаточно — вверх), кроме того (хоть и несколько меньше) но заблокированы еще пронаторы и сгибатели. Особенно если наш помощник сидит спереди и подтягивает руки на себя, не давая им согнуться в локтях и развернуться вовнутрь (пронироваться). Но и без помощника тоже сойдет — утяжелители выше запястий очень в этом помогают.

— элементы, где ребенок упирается прямыми руками в поверхность (с помощником, помогающим ребенку с руками или без). В любом положении программы (лежа на животе, стоя на четвереньках, в тачке и т.д.) и в любую поверхность: валика, мяча, пола. И уже на этом фоне выполняются-стимулируются все активные движения (ног, таза, корпуса — не важно), «прописанные» в данном элементе.
Тут мы в бОльшей степени блокируем (если исходно руки выставлены на поверхность и зафиксированы правильно) пронаторы и сгибатели. Также блокируем (но уже в меньшей степени) и приводящие мышцы. В меньшей, потому что руки не вытянуты вперед и вверх, а находятся ближе к корпусу, чем в предыдущей категории элементов.

— элементы, где ребенок держится за планки опоры (с помощником, помогающим ребенку с руками или без). В любом положении программы, где ребенку нужно держаться за палочку или за планки шведской стенки (прямыми или выпрямленными руками). И уже на этом фоне выполняются-стимулируются все активные движения (ног, таза, корпуса — не важно), «прописанные» в данном элементе.
В таких условиях мы блокируем примерно в равной степени и пронаторы, и приводящие мышцы, и сгибатели. Но уже не так активно, как во всех предыдущих категориях элементов. Но с другой стороны, когда ребенок доходит до данного этапа развития (активные двигательные элементы на фоне удержания за палочку или планки шведской стенки) - то есть до достаточно серьезного этапа, жесткие блоки ему уже не нужны. Первичная активность позотонических рефлексов уже пригашена, и напряжение по «проводникам» так не шпарит как в начале пути.

— все элементы, где руки свободны. В этих элементах мы по факту мы не можем «поставить» жесткие блоки ни на пронаторы, ни на приводящие мышцы, ни на сгибатели, но тут нам в помощь — утяжелители. Блоки они не поставят, но немного пригасят избыточное (лишнее) движение рук.

Всё. Элементы закончились.

Вывод: абсолютно во всех элементах программы «прописана» одновременная работа с руками. Чего бы мы не делали, какое бы активное движение не стимулировали, руки всегда будут так или иначе задействованы в этом процессе. Как и работа на подъемы (если опустилась) или подтягивания (если забросилась) головы. Все в едином движении, все в комплексе. Потому и срабатывает.

Однако во всем этом процессе есть еще один краеугольный момент. Я описала только работу в контексте верхних мышечных групп (верхний блок ПТР). Но ведь у нас неделимый патологический тандем (состоящий из мышц-проводников избыточного напряжения), где не менее важную роль играет и нижний блок ПТР, поэтому чтобы действительно добиться серьезного результата (разбить блоки и "освободить" движение) нам нужно работать не только с верхним, шейным блоком, но и с нижним (тазовым) блоком одновременно. Завтра я разберу (если будет время) программу ДК в контексте теперь уже нижнего (тазового) блока. 
И только потом, когда я дам весь материал по этой проблеме, я снова вернусь к Катиному вопросу.

Оффлайн OliffkaB

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 376
  • Страна: ru
  • Благодарностей: 0
  • Пол: Женский
  • Наталья и Серёженька.Краснодар!!!
    • Skype: OliffkaB
    • Мой теремок
    • Моя история
    • Награды
Большое спасибо Светлана,что находите время все нам так "разжевывать",учить нас efy